Музейный комплекс "Город детства"

Кадырова Антонина Анатольевна

Основные характеристики проекта  музейный комплекс «Город детства»

Краткая аннотация

 

      Сущность опыта состоит в реализации направления «Музейная педагогика» в детском саду,  обогащении предметно-развивающей  среды ДОУ, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

     Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.

      Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей.    

Актуальность.

У нас в городе  есть  музеи. Однако бывают ли наши дети в нем? Мы провели  анкетирование и выяснили, что основная часть воспитанников детского сада ни разу не были в музее, причем по разным причинам.  Многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Некоторые мамам и папам не приходит в голову идея такой экскурсии.

Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет.  Поэтому  мы решили создать  собственный музейный комплекс «Город детства»,  включающий музеи: «Дом вести, не лапти плести»,  «Защитники Отечества», мини – музей  «Загадочный космос», картинную галерею, комнату безопасности, центр «Права ребенка» и экологическую тропу.

Актуальность создания в дошкольном учреждении музеев обусловлена рядом причин. Как показывают результаты диагностики, представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального существования музеи выполняют педагогические функции. Там человек не просто получает знания, а учится быть человеком. Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности не только жить в быстро изменяющемся мире, но и быть активным участником происходящих в нем преобразований. Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

Условия становления опыта

Опыт работы над темой «Музейный комплекс Город детства»» сложился постепенно. Опыт формировался в дошкольном образовательном учреждении,  в течение нескольких  лет педагогический коллектив нашего учреждения работает над данной проблемой. Система нашей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени..

Новизна опыта

 Новизна опыта заключается в реализации,  поиске и разработке инновационных подходов к решению задач по формированию у детей представлений о музее, развитие творческого и логического мышления, воображения, формирование активной жизненной позиции детей, расширение кругозора дошкольников.

Основная проблема, которая встала перед коллективом - это то, что  дошкольник,  не часто ходит в музеи.  Общая картина такова: дети не знают, что в  музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. Поэтому, мы пришли к выводу, а что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.

   На заседании педагогического совета педагоги обсудили, что такое  музей и мини-музей, каково его назначение в дошкольном образовательном учреждении. Были сформулированы основные задачи предстоящей работы. Воспитатели, дети и их родители) определяли тему и название  музеев и мини-музея, место его размещения, разрабатывали модель будущей экспозиции.  Мы создали комплексную развивающую среду.

 

Основные принципы работы в музейном комплексе

Для осуществления плодотворной работы с детьми в нашем музейном комплексе был разработан ряд основных принципов:

1.  Доступность - каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только  рассматривать, но и трогать.

  1. Содержательность -  материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность;
  2. Непрерывность. Получение знаний не заканчивается на занятиях, а продолжается в группе и семье. Выработка личностной позиции и целеположение ее действий — залог оптимизации обучения дошкольников.
  3. Гуманность. Без любви к жизни, детям невозможно формирование личности, создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать для ребенка единственным и неповторимым.
  4. Деятельность. На занятиях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие — способ познания, переживания, сопричастности как со стороны ребенка, так и со стороны педагога.
  5. Вариативность. Ребенку предоставляется возможность для оптимального самовыражения через осуществление права выбора решения проблемной ситуации. Основное методическое правило — ребенок всегда прав, если может объяснить свою точку зрения.
  6. Региональный компонент – должен  предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
  7. Креативность. Педагог поощряет и провоцирует творческую деятельность ребенка, создавая ситуации, в которых последний становится творцом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.
  8. Культуросообразность  - ориентирована на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
  9. Научность - любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей воспитательно-образовательным задачам ДОУ.  Научная достоверность  делает информацию  запоминающейся и стимулирует дальнейшее развитие  познавательной активности детей.
  10. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.

Цели и задачи:

Цель проекта: реализация направления «Музейная педагогика», предполагает создание музейной базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является: развитие личности дошкольника через создание и использование многообразной деятельности мини-музеев в дошкольном учреждении.

Задачи:

  • Воспитание у дошкольников основ музейной культуры.
  • Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.
  • Формирование детско-взрослой личностно-ориентированной совместной деятельности на материале музейной практики.
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
  • Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 “Об образовании”;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 22.07.2010 № 91; СанПиН 2.4.1.2660 – 10;
  • Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 "О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения";
  • Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 "Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (образовательная область "Музыка");
  • Устав МБДОУ «Д/С №16»

Предполагаемые результаты

  • Для педагогов: Повышение уровня компетенции педагогов в музейной педагогике; инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса; интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей.
  • Для воспитанников: Повышение качества усвоения знаний детьми во время непосредственно-образовательной деятельности; появление интереса к музейной культуре; развитие гражданственности и личностных качеств дошкольников; повышение качества воспитания и образования дошкольников.
  • Для родителей: Повышение музейной культуры у родителей; повышение статуса семейного воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx2.02 МБ
Файл ekologicheskaya_tropa.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 3 4 5 6 7 8 10 11 12 13 14 15 16 9

Слайд 2

ДВОРОВАЯ 2. ИГРОВАЯ, ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ 3. ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ 4. ПАСЕКА 5. СПОРТИВНАЯ 6. ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ 7. АКАДЕМИЯ БУКАШЕК 8. ЛИХАЯ 9. АПТЕКА ЛЕСНОЙ ФЕИ 10. ОГОРОДНАЯ 11. МЕТЕОПЛОЩАДКА 12. ЧУМАРОЗА 13. ФЕРМА 14. МУРЛЫКИНО 15. ПОСЛЕДНИЙ ПЕРЕУЛОК ХОЗЯЙКА ТРОПЫ – УМНАЯ СОВА