Тесты для определения качества обученности по предмету

Гайсина Танзиля Хамматовна

   Материалы промежуточной аттестации, контрольные работы, тесты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аттестационный материал

для проведения промежуточной аттестации в 2014 – 2015 учебном году

по литературе в 8 классе.

Пояснительная записка

Аттестационный материал составлен в соответствии с:

Учебник – хрестоматия «Литература. 8 класс» для ОУ авторов – составителей В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина, Москва, «Просвещение», 2012 год.

Критерии оценивания

Аттестационный материал по литературе состоит из 20 заданий с выбором ответа.

За верное выполнение каждого задания учащийся получает по 1 баллу.

За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Перевод баллов за выполнение экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале

«5»      18-20 баллов

«4»     15-17 баллов

 «3»   10-14 баллов

 «2»    0-9 баллов

Промежуточная аттестация по литературе 2015-2016 учебный год

Учени______8 класса

______________________________________________________________

 

Вариант 1

1.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

а) сказка; б) былина; в) народная песня; г) поэма.

2. Назовите героев исторических песен:

а) Ермак Тимофеевич; б) Князь Потемкин; в) Емельян Пугачев; г) М.И. Кутузов.

3. Отчего погиб герой «Жития…» Александр Невский?

а) в сражении с литовцами; б) предположительно был отравлен в ставке хана батыя; в) он не погиб, а умер своей смертью, прожив долгую жизнь.

4. К какому литературному направлению принадлежит повесть Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь»?

а) романтизм; б) сентиментализм; в) реализм; г) есть черты и сентиментализма, и романтизма.

5. Кого присылал Бог лягушкам в качестве царя в басне И.А.Крылова?

а) осиновый чурбан; б) цаплю; в) журавля.

6. Свою работу по исследованию Пугачевского бунта А.С.Пушкин начал

а) с «Истории Пугачевского бунта»; б) с «Капитанской дочки»; в) с книги «Крестьянские бунты».

7. В чьи уста А.С.Пушкин вкладывает пословицу, ставшую эпиграфом ко всей повести: «Береги честь смолоду»?

а) Савельича; б) Петра Гринева; в) Отца Петруши, Андрея Петровича Гринева.

8. В каком образе приснился Гриневу Пугачев на постоялом дворе?

а) царя; б) висельника; в) посаженного отца.

9. Кто были герои калмыцкой сказки-аллегории, которую рассказал Пугачев Гриневу по дороге в крепость?

а) уж и сокол; б) орел и ворон; в) аист и заяц.

10. Жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:

а) повесть; б) стихотворение; в) поэма.

11. Идейный кульминационный центр «Мцыри» - это…

а) эпизод борьбы Мцыри с барсом; б) встреча с грузинкой; в) сон о золотой рыбке.

12. О чем говорит Мцыри «За эти несколько минут…Я б рай и вечность променял…»?

а) за время встречи с грузинкой; б) за ночь бегства из монастыря; в) за возможность попасть на родину.

13. Какую пословицу Н.В.Гоголь взял в качестве эпиграфа к комедии «Ревизор»?

а) «Не в свои сани не садись»; б) «На всякого мудреца довольно простоты»; в) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

14.Знакомством с каким писателем хвалится Хлестаков?

а) с Гоголем; б) с Пушкиным; в) с Лермонтовым.

15. Каков основной композиционный прием в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?

а) контраст; б) преувеличение; в) сопоставление.

16. Какая жизненная ситуация легла в основу рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»?

а) великосветский франт не хотел отдавать долг старушке; б) старушка не хотела отдавать долг франту; в) у старушки заболела внучка.

17. Чем закончилась история любви в рассказе И.А.Бунина «Кавказ»?

а) герои остались вместе; б) у героини родился ребенок; в) муж героини застрелился, не вынеся бесчестия измены жены.

18. Почему А.Блок обратился к теме истории в цикле стихов «На поле Куликовом»?

а) ему был интересен этот период; б) видел в исторических событиях связь с современностью;

в) идеализировал Дмитрия Донского, победившего татар.

19. Откуда был родом Василий Теркин? («Василий Теркин», А.Твардовский)

а) с Рязанщины; б) с Орловщины; в) со Смоленщины.

20. Почему герой рассказа В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» не попал на съемку?

а) не захотел фотографироваться; б) заболел; в) обиделся на то, что его хотели поставить последним в ряду.

Промежуточная аттестация по литературе 2015-2016 учебный год

Учени______8 класса

____________________________________________________________

Вариант 2

1.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

а) повесть; б) пословица; в) народная песня; г) частушка.

2. Назовите героев преданий:

а) Ермак Тимофеевич; Б) Николай Первый; в) Степан Разин.

3. Каково основное назначение лирических народных песен?

а) передавать чувства, мысли конкретного лирического героя; б) рассказывать о последовательности событий в жизни героя; в) описывать природные явления; г) нет конкретного назначения, поются просто по настроению.

4. Что означает образное выражение «Шемякин суд»?

а) суд неправый, корыстный; б) суд справедливый; в) суд конкретного исторического лица Василия Шемяки над крестьянином.

5. Кто является аллегорическим героем басни И.А.Крылова «Обоз»?

а) свинья; б) мартышка; в) лошадь.

6. От чьего имени ведется повествование в повести «Капитанская дочка»?

а) от имени автора-рассказчика; б) от имени Петра Гринева; в) повествование ведется от 3го лица.

7. Коварного, злого человека, «антигероя», вредившего Гриневу, звали:

а) Алексей Швабрин; б) Иван Зурин; в) Иван Игнатьич.

8. Кто были герои калмыцкой сказки-аллегории, которую рассказал Пугачев Гриневу по дороге в крепость?

а) уж и сокол; б) орел и ворон; в) аист и заяц.

9. «Мцыри» в переводе с грузинского – это…

а) одинокий; б) пленник; в) послушник, который живет при монастыре.

10. Какое образное средство употребил М.Ю.Лермонтов в строках «Мцыри» «…И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота Из ветви каждого куста…»?

а) олицетворение; б) метонимия; в) литота.

11. Кто из героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» говорил о себе, что у него «легкость в мыслях необыкновенная»?

а) Бобчинский; б) Хлестаков; в) городничий.

12. Откуда чиновники города N узнают о том, что ревизор ненастоящий?

а) из письма Хлестакова, прочитанного почтмейстером; б) Хлестаков сам признался в обмане; в) проговорился Осип, слуга Хлестакова.

13. Форма рассказа Л.Н.Толстого «После бала» - это

а) полилог; б) «рассказ в рассказе»; в) рассуждение.

14. Почему герой рассказа «После бала» оставил службу?

а) по религиозным убеждениям; б) его потряс случай с избиваемым беглым солдатом; в)он ее не оставлял.

15. Почему герои рассказа А.П.Чехова «О любви» не остались вместе?

а) оба были несвободны; б) побоялись изменить свою жизнь и жизнь близких; в) их развел случай.

16. Кто помог разрешить ситуацию, легшую в основу рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»?

а) жена героя Вера; б) сам герой – Николай Алмазов; в) старый профессор, принимавший экзамен.

17. Какой прием лежит в основе рассказа М.Осоргина «Пенсне»?

а) литота; б) антитеза; в) олицетворение.

18. Какая надпись на плакате в больнице возмутила больного из рассказа М.Зощенко «История болезни»?

а) «Помоги себе сам»; б) «Выдача трупов с 3х до 4х»; в) «Помни о смерти!».

19. Каков был жанр произведения «Василий Теркин» в определении автора - А.Твардовского?

а) «Книга про бойца»; б) «Поэма о войне»; в) «Роман в стихах».

20. Зачем Теркин отправился вплавь через реку в главе «Переправа»?

а) в разведку; б) связаться с теми, кто остался на другом берегу, и доложить обстановку; в) наладить сорванную переправу.

Ответы

Задание

Вариант 1

Вариант 2

г) поэма

а) повесть

а) Ермак Тимофеевич; в) Емельян Пугачев

а) Ермак Тимофеевич; в) Степан Разин

в) он не погиб, а умер своей смертью, прожив долгую жизнь

а) передавать чувства, мысли конкретного лирического героя

б) сентиментализм

а) суд неправый, корыстный

а) осиновый чурбан; в) журавля

в) лошадь

а) с «Истории Пугачевского бунта»

а) от имени автора-рассказчика

в) Отца Петруши, Андрея Петровича Гринева

а) Алексей Швабрин

в) посаженного отца

б) орел и ворон

б) орел и ворон

в) послушник, который живет при монастыре

в) поэма

а) олицетворение

а) эпизод борьбы Мцыри с барсом

б) Хлестаков

в) за возможность попасть на родину

а) из письма Хлестакова, прочитанного почтмейстером

в) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

б) «рассказ в рассказе»

б) с Пушкиным

б) его потряс случай с избиваемым беглым солдатом

а) контраст

б) побоялись изменить свою жизнь и жизнь близких

а) великосветский франт не хотел отдавать долг старушке

а) жена героя Вера

в) муж героини застрелился, не вынеся бесчестия измены жены

в) олицетворение

б) видел в исторических событиях связь с современностью

б) «Выдача трупов с 3х до 4х»

в) со Смоленщины

а) «Книга про бойца»

б) заболел

а) в разведку



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол №2  от «23» апреля 2019

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

______________ Л.Н. Симакова

Промежуточная итоговая аттестация

по литературе

за курс 9 класса 

г. Когалым

2019

Промежуточная аттестация по литературе

за курс 9 класса

Пояснительная записка

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 9 класса позволяет определить уровень знания учащихся литературного материала, изученного в 9 классе по УМК под редакцией В.Я. Коровиной, а также умение давать развёрнутый ответ на вопросы проблемного характера. Работа содержит вопросы на знание текста и героев изученных произведений, позволяет оценить творческие способности учащихся. Составлено 2 варианта контрольной работы.

Критерии оценивания:

«5» - 90 – 100% от общего количества правильных ответов,

«4» - 70 – 89%  от общего количества правильных ответов,

«3» - 40 – 69%  от общего количества правильных ответов,

«2» - менее 40% от общего количества правильных ответов.

 

Вариант 1

1.Соедините  стрелками фамилии писателей и поэтов с их полным именем

Пушкин                                                           Владимир Владимирович

Державин                                                                Николай Васильевич

Гоголь                                                                       Гавриил Романович

Маяковский                                                           Александр Сергеевич

Шолохов                                                             Михаил Александрович

                                                   

 2. Определите жанры и авторов данных произведений (соедините стрелками)

Поэма                              «Тёмные аллеи»                               Пушкин

Баллада                          «Герой нашего времени»                     Бунин

Рассказ                             «Светлана»                                 Лермонтов

Роман                                «Цыганы»                                   Жуковский

3. Из каких произведений эти герои?

«Евгений Онегин»                                                                  Грушницкий

«Мёртвые души»                                                                          Чичиков

 «Герой нашего времени»                                          Владимир Ленский

«Тоска»                                                                                          Игнатич

«Матрёнин двор»                                                                               Иона            

4. Вставьте пропущенные термины на месте пропуска:

А) _______________________- стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.

Б) ______________________- речь одного человека в художественном произведении.

В) ______________________- направление  в литературе второй половины XVIII в., отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.

5. Кто первым  из русских писателей ХХ века стал лауреатом Нобелевской премии?          ____________________________________

6.  Кого из русских писателей считают родоначальником сентиментализма в России? 

А) М.Ломоносова      Б) Н.Гоголя     В) Н.Карамзина    Г) А.Пушкина

7. Кому посвятил А.С.Пушкин стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» 

А) Наталье Гончаровой                       В) Анне Керн

Б) Елизавете Воронцовой                    Г) Александре Осиповой

8. Укажите автора следующих строк:

Открылась бездна, звезд полна;

        Звездам числа нет, бездне дна. __________________________________________

9.  Продолжите известные пушкинские строки:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, ____________________________

_____________________________________

Из какого произведения Пушкина эти строки?

_________________________________________

10. Какие средства выразительности использовал С.Есенин в строке:

«Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком»?    ______________________________________________________________

11. Чей это портрет?

«И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».

Укажите имя героини, название и автора произведения.

__________________  _________________________  __________________

12. Дайте связный аргументированный ответ на вопрос (объём не менее 70 слов)

Какое лирическое произведение, изученное в 9 классе, произвело на вас наибольшее впечатление и почему?

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Вариант 2

1.Соедините  стрелками фамилии писателей и поэтов с их полным именем

Грибоедов                                                                             Михаил Юрьевич

Ломоносов                                                                             Антон Павлович

Лермонтов                                                                        Михаил Васильевич

Есенин                                                                            Александр Сергеевич

Чехов                                                                           Сергей  Александрович

                                                   

 2. Определите литературное направление и авторов данных произведений

Классицизм                             «Бедная Лиза»                                      Пушкин

Романтизм                                «Фелица»                                            Шолохов              

Сентиментализм                 «Бахчисарайский фонтан»                   Карамзин

Реализм                                «Судьба человека»                                Державин

3. Из каких произведений эти герои?

«Евгений Онегин»                                                              Александр Чацкий

«Мёртвые души»                                                                                 Надежда

 «Горе от ума»                                                                                  Коробочка

«Тёмные аллеи»                                                                                  Шариков

«Собачье сердце»                                                                    Татьяна Ларина            

4. Вставьте пропущенные термины на месте пропуска:

А) _______________________- небольшое стихотворение обычно печального содержания, проникнутого грустью.

Б) Выделяют обычно три рода литературы: ___________, ___________ и __________.

В) ______________________ - драматическое произведение, в котором высмеиваются общественные и частные недостатки.

5. Кто из русских поэтов XIX века был наставником наследника-цесаревича, будущего императора Александра II?_____________________

6.  Первый психологический роман  в русской литературе - это

А) «Евгений Онегин»      Б) «Горе от ума»      В) «Герой нашего времени»    

Укажите имя создателя этой романа:_____________________________.

7. Лермонтова отправили в первую ссылку на Кавказ за написание стихотворения

А) «Смерть Поэта»                       В) «Прощай, немытая Россия»

Б) «Родина»                                   Г) «Дума»

8. Укажите автора следующих строк:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь …

__________________________________________

9.  Вставьте пропущенные строки в стихотворение:

Науки юношей ____________,

___________старым подают.

В счастливой жизни ____________

В несчастный _____________ берегут.

Укажите название и автора стихотворения __________________________

_______________________________________________________________

10. Назовите художественный приём, который использует Гоголь в строке: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?»______________________________________________________

11. Чей это портрет?

«…темноволосая, чернобровая… красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с тёмным пушком на верхней губе и вдоль щёк, лёгкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под чёрной шерстяной юбкой».

Укажите имя героини,     название                и автора произведения.

__________________  _________________________  __________________

12. Дайте связный аргументированный ответ на вопрос (объём не менее 70 слов)

Какое произведение, изученное в 9 классе, вам особенно понравилось и почему?

12. Дайте связный аргументированный ответ на вопрос (объём не менее 70 слов)

Какое произведение в прозе, изученное в 9 классе, вам запомнилось больше всего и почему?

ОТВЕТЫ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ

9 КЛАСС

ВАРИАНТ 1

4. А ) БАЛЛАДА   Б) МОНОЛОГ      3) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

5. БУНИН И.А.

6.В

7.В

8. ЛОМОНОСОВ

9. ПОКА СВОБОДОЮ ГОРИМ,

ПОКА СЕРДЦА ДЛЯ ЧЕСТИ ЖИВЫ,

МОЙ ДРУГ, ОТЧИЗНЕ ПОСВЯТИМ

ДУШИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ.

(«К ЧААДАЕВУ»)

10. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

11. БЭЛА – «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» - ЛЕРМОНТОВ

ВАРИАНТ 2

  1. А) ЭЛЕГИЯ     Б) ЛИРИКА, ЭПОС, ДРАМА   В) КОМЕДИЯ
  2. ЖУКОВСКИЙ В.А.
  3. В
  4. ПУШКИН
  5. НАУКИ ЮНОШЕЙ ПИТАЮТ,

ОТРАДУ СТАРЫМ ПОДАЮТ.

В СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ УКРАШАЮТ

В НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ БЕРЕГУТ.

(ЛОМОНОСОВ, «ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ…»)

  1. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
  2. НАДЕЖДА – «ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ» - БУНИН

 

6.А

7. А

8. ГОГОЛЬ, «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

9. ДУХОВНОЙ ЖАЖДОЮ ТОМИМ,

В ПУСТЫНЕ ЖАЛКОЙ Я ВЛАЧИЛСЯ,

И ШЕСТИКРЫЛЫЙ  СЕРАФИМ

НА  ПЕРЕПУТЬЕ МНЕ ЯВИЛСЯ.

(ПУШКИН, «ПРОРОК»)

10. В

11. ПЕЧОРИН – «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» - ЛЕРМОНТОВ



Предварительный просмотр:

Билеты к промежуточной аттестации в 2017-2018 учебном году (8 классы)

Билет 1

1.Спряжение глаголов. 1 и 2 спряжение.

2.Запишите глаголы в указанных формах. Определите спряжение, обозначьте окончания глаголов.

     В форме 3-го лица единственного числа:

Преодолеть, сбрить, расслышать,  участвовать, спрятаться, гнаться, рассчитывать2.

    В форме 3 лица множественного числа:

Помешать, зависеть, положить, подготовить, продумать.

3.Выполните морфемный (по составу) разбор выделенного слова.

Билет 2

1.Причастия. Суффиксы действительных причастий настоящего времени.

      2 Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор написания.

Дума..щий, стро..щийся, бор..щийся, крас..щий, дыш..щий, кле..щий, кол..щий, жажд..щий, спе..щий, пряч..щий, хлопоч..щий, дремл..щий1, слыш..щий, вид..мый, держ..щий, верт..щий, терп..щий.

     3.Выполните фонетический разбор выделенного слова.

Билет 3

1.Причастия. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени.

     2. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор написания.

Наруша..мый, чита..мый, хран..мый, реша..мый, люб..мый, гон..мый1, уважа..мый, нос..мый.

    3.Выполните фонетический разбор выделенного слова.

Билет 4

1.Правописание Н-НН в отыменных прилагательных.

2.Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте свой выбор.

   Глин..ый, воробь..ый, лягуш…ый, дерев…ый, стекл…ый, песч…ый, лун..ый, пустын..ый2, таинств…ый, демонстрацио..ый, ветре..ый.

3.Выполните морфемный (по составу) разбор выделенного слова.

Билет 5

1.Правописание приставок.

      2. Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте свой выбор.

 З..крывать, ра..толкать, пр..крыть, ра..терять, бе..вкусный, пр..вокзальный2, по..качать, пр..вязать, не..гораемый, пр..интересный, пер..дать, бе..козырка, пр..бежать, пр..мчаться, не..гибаемый, о..стругать, пр..вратить, и..пугаться.

  3.Выполните морфемный (по составу) разбор выделенного слова.

Билет 6

1.Словосочетание. Виды словосочетаний в зависимости от того, чем выражено главное слово (именное, глагольное, наречное).

2. Определите вид словосочетания в зависимости от того, чем выражено главное слово (именное, глагольное, наречное).

Мало занималась, занималась собой, небольшой садик, живая тишина, необыкновенно хороша, очень быстро,  совершенно верно, сошли с корабля, прехорошенькая2 вещица.

3.Выполните морфемный (по составу) разбор выделенного слова.

Билет 7

1.Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Замена словосочетания одного вида другим- синонимичным.

     2. К данным словосочетаниям подберите синонимичные, определите вид подчинительной связи.

Ягодный запах, оловянная ложка1, вишневое варенье, костюм для тренировки, дом из кирпича, парк при море, гостиница при вокзале.

3.Произведите фонетический разбор отмеченного слова.

Билет 8

1.Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

     2. Подчеркните подлежащее. Обозначьте способ его выражения.

1. Оба сели рядом.  2. Говоривший продолжал свой рассказ.  3. Виктор вошёл в переулок4.  4. Большинство ребят учились хорошо.  5. Входят семь богатырей.  6. Один из спящих захрапел. 7.  Завтра обязательно наступит.  8. Пять – отличная цифра.  9. Жили – были старик со старухой у самого синего моря.  

     3.Выполните синтаксический разбор указанного простого предложения.

Билет 9

1.Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

     2. Подчеркните грамматическую основу предложения. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Укажите вид сказуемого.

1)Оставшиеся будут купаться.   2)Они пусть подождут. 3)Все учились бы в школе.  4)Нажмите на кнопку пульта. 5)Раскатистое ау пронеслось над лесом4.  6)Мне снились сладкие сны.  7)Жить – родине служить. 8)Многие гоняли лодыря.   9)Все от мала до велика вышли в поле.

     3.Выполните синтаксический разбор указанного предложения.

Билет 10

1.Сказуемое.  Составное глагольное сказуемое.

     2. Подчеркните грамматическую основу предложения. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Укажите вид сказуемого.

1)Оставшиеся будут купаться.   2)Они пусть подождут. 3)Все учились бы в школе.  4)Нажмите на кнопку пульта. 5)Раскатистое ау пронеслось над лесом4.  6)Мне снились сладкие сны.  7)Жить – родине служить. 8)Многие гоняли лодыря.   9)Все от мала до велика вышли в поле.

     3.Выполните синтаксический разбор указанного предложения.

Билет 11

1.Сказуемое.  Составное именное сказуемое.

     2. Подчеркните грамматическую основу предложения. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Укажите вид сказуемого.

1) Голос её становился тише.4 2)Моя подруга была на высоте. 3)Путь их будет полон опасностей. 4)Дорога как аллея. 5)Жизнь – нескончаемый экзамен. 6)Озеро словно зеркало. 7)Ночь стала глуше. 8)Эта ветка служила символом обнажённой поэзии.

     3.Выполните синтаксический разбор указанного предложения.

Билет 12

1.Односоставные предложения. Назывные.

2.Подчеркните главные члены предложения. Определите к какому типу относятся односоставные предложения. Докажите.

    1)Запевающий сон, зацветающий цвет... (А.Блок) 2)Срок придёт, назад вернёмся… (А.Твардовский) 3)Четырнадцатое мая. 4)Так идут державным шагом… (А.Блок) 5)Одинокий к тебе прихожу (А.Блок) 6)Отвели бы мне участок в шесть соток… (М.Шолохов) 7)Вечереет. 8)Мечтам и годам3 нет возврата (А.Пушкин)

3.Выполните морфологический разбор выделенного слова.

Билет 13

1.Односоставные предложения. Определенно-личные.

2.Подчеркните главные члены предложения. Определите к какому типу относятся односоставные предложения. Докажите.

    1)Запевающий3 сон, зацветающий цвет... (А.Блок) 2)Срок придёт, назад вернёмся… (А.Твардовский) 3)Четырнадцатое мая. 4)Так идут державным шагом… (А.Блок) 5)Одинокий к тебе прихожу (А.Блок) 6)Отвели бы мне участок в шесть соток… (М.Шолохов) 7)Вечереет. 8)Мечтам и годам нет возврата (А.Пушкин)

3.Выполните морфологический разбор выделенного слова.

Билет 14

1.Односоставные предложения. Неопределенно-личные.

2.Подчеркните главные члены предложения. Определите к какому типу относятся односоставные предложения. Докажите.

    1)Запевающий сон, зацветающий цвет... (А.Блок) 2)Срок придёт, назад вернёмся… (А.Твардовский) 3)Четырнадцатое мая. 4)Так идут державным3 шагом… (А.Блок) 5)Одинокий к тебе прихожу (А.Блок) 6)Отвели бы мне участок в шесть соток… (М.Шолохов) 7)Вечереет. 8)Мечтам и годам нет возврата (А.Пушкин)

3.Выполните морфологический разбор выделенного слова.

Билет 15

1.Односоставные предложения. Безличные.

2.Подчеркните главные члены предложения. Определите к какому типу относятся односоставные предложения. Докажите.

    1)Запевающий сон, зацветающий цвет... (А.Блок) 2)Срок придёт, назад вернёмся… (А.Твардовский) 3)Четырнадцатое мая. 4)Так идут державным шагом… (А.Блок) 5)Одинокий к тебе3 прихожу (А.Блок) 6)Отвели бы мне участок в шесть соток… (М.Шолохов) 7)Вечереет. 8)Мечтам и годам нет возврата (А.Пушкин)

3.Выполните морфологический разбор выделенного слова.

Билет 16

1.Однородные члены предложения.

      2. Подчеркните однородные члены предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните свой выбор.

1)Он проснулся ни свет ни заря. 2)Дни стояли тёплые и ласковые. 3)Ночью ветер злится да стучит в окно4. 4)Нигде не было видно ни воды ни деревьев. 5)Она не только училась но и работала. 6)В воскресенье мы поедем за город или пойдём в музей. 7)Высоко в небе парил не то коршун не то ястреб. 8)Чёрная туча птиц заслонила и лес и небо и синеющую даль. 9)Мал золотник да дорог.

     3.Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет 17

1.Знаки препинания при однородных членах предложения.

2.Подчеркните однородные члены предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните свой выбор.

То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев. Она шьёт хорошо да медленно. Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка. Метели снега и туманы покорны морозу всегда. Осень пришла врасплох и завладела садами и реками лесами и воздухом. Кругом были пни да корявые стволы.

3.Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет 18

1.Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

     2.Подчеркните однородные члены предложения с обобщающими словами. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните свой выбор.

Вдруг всё ожило и леса и пруды и реки и степи4. Теперь уже ни гор ни неба ни земли ничего не было видно. Всё было серое затуманенный лес озеро небо. Для выработки навыков грамотного письма нужны три условия знание правил внимание и умение пользоваться справочниками. Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

    3.Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет 19

1.Обособленные определения.

2.Подчеркните обособленные определения, расставьте знаки препинания, укажите условие их обособления.

1)А театр уж осаждало людское море буйное напористое. (Н.Островский) 2)Мне жалко её виноватую. (Н.Гумилев) 3)Заколдован невидимкой дремлет лес подсказку сна (С.Есенин) 4)Взор блистающий ясной улыбкою вдруг3 померк. (Н.Гумилев)

3.Выполните морфологический разбор выделенного слова.

Билет 20

1.Обособленные приложения.

2.Подчеркните обособленные приложения, расставьте знаки препинания, укажите условие их обособления.

 1) Николай Гумилёв один из поэтов Серебряного века встал во главе нового литературного течения.2)Вдруг неожиданно3 появился лев царь зверей. 3)Упрямец во всем Илья Матвеевич оставался упрямцем в учении. (В.Кочетов) 4)Любимец муз он пел любовь. (Ф.Сологуб)

3.Выполните морфологический разбор выделенного слова.

Билет 21

1.Обособленные обстоятельства.

2.Подчеркните обособленные обстоятельства, расставьте знаки препинания, укажите условие их обособления.

1)Скинув шапки молясь и вздыхая говорили промеж мужики4. (С.Есенин)

2)Она остановилась окинув взглядом присутствующих. 3)Лишь змея сухим бурьяном шелестя браздя рассыпчатый песок скользила бережно; потом играя нежася на нём тройным свивалася кольцом. (М.Лермонтов)

    3.Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет 22

1.Обращение.

    2. Расставьте и объясните пропущенные знаки препинания. Укажите обращения. 

Уважаемый Иван Иванович даём ответ на Ваш запрос. От вас о юные друзья требуются прилежание и учёба. Синие горы Кавказа приветствую вас. О первый ландыш из-под снега ты просишь солнечных лучей3. Гой ты Русь моя родная хаты – в ризах образа. Тебя ль вижу милый друг.  Здравствуй солнце да утро весёлое.

  3.Выполните морфологический разбор выделенного слова.

Билет 23

1.Ввводные слова и словосочетания.

2.Прочитайте предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор. Определите: все ли выделенные слова являются вводными.

Давайте скажем нет войне. – Витя скажем совсем не готов к уроку.

К счастью письмо дошло быстро4. -  Моему счастью не было предела.

По-моему ты не можешь решить проблему. – По моему саду пронеслась буря.

3.Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет 24

1.Вставные слова, словосочетания и предложения

2.Подберите подходящие по смыслу вставные конструкции. Расставьте  знаки препинания, объясните свой выбор.

1)В одной газете _______________________ была замечательная статья о нашем городе. 2)У нашей деревни_________________________начались археологические раскопки. 3)Около города находился2________________________________прекрасный тенистый парк.

  3.Выполните морфемный (по составу) разбор выделенного слова.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол №2  от «23» апреля 2019

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

______________ Л.Н.Симакова

Промежуточная итоговая аттестация

по русскому языку

за курс 9 класса 

г. Когалым

2019

Промежуточная аттестация русскому языку

за курс 9 класса

Пояснительная записка

Промежуточная аттестация по русскому языку в форме ОГЭ являются эффективной формой   контроля при изучении курса русского языка.  

Для обучающихся 9 классов промежуточная аттестация по русскому языку проводится в письменной форме.

Материалы для промежуточной аттестации составлены в соответствии с государственными образовательными стандартами и учитывает требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по русскому языку за курс 9 класса.

Цель работы: определить уровень готовности девятиклассников к проведению экзамена по русскому языку; провести диагностику пробелов в знаниях и умениях учащихся 9-ых классов.

Структура КИМ..  

Материал для промежуточной аттестации подготовлен в форме ОГЭ.

Содержание работы.

Содержание  работы по русскому  языку охватывает все основные разделы курса русского языка в школе и направлено   на проверку практических языковых умений учащихся: орфографической и пунктуационной грамотности, владения нормами литературного языка.

В центре тестовых заданий частей лежат те языковые явления, которые обучающиеся  должны хорошо усвоить  в ходе  изучения курса русского языка. Поэтому  при выборе ответов  на вопросы  каждый может  не только выявить степень готовности к итоговой аттестации  в форме ГИА, но  и определить  те  разделы  курса, в которых  по каким-то причинам выявились пробелы.      

Часть 2 – задания по тексту с выбором правильного ответа из 4 и задания с кратким ответом (13 заданий).

 Часть 3 – краткое сочинение по прочитанному тексту.

Критерии оценивания части 1 (тестовая часть)

№ п/п

Задание

Мах балл

Часть 1

2

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

1

3

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.

1

4

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

1

5

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

1

6

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

1

7

Словосочетание.

1

8

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

1

9

Осложнённое простое предложение.

1

10

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

11

Синтаксический анализ сложного предложения.

1

12

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях.

1

13

Сложные предложения с различными видами связи.

1

14

Синтаксический анализ сложного предложения.

1

Часть 3

15.1

 Сочинение на лингвистическую тему

СК+ГК+ФК= 19

15.2

Сочинение на понимание смысла текста.

15.3

Сочинение на понимание значения слова или тезиса.

Критерии оценивания части  части 3 (сочинения)

Критерий

Содержание

Мах балл

СК1

Обоснованный ответ

2

СК2

Аргументация

3

СК3

Смысловая цельность

2

СК4

Композиционная стройность

2

ГК1

Орфографические нормы

2

ГК2

Пунктуационные нормы

2

ГК3

Грамматические нормы

2

ГК4

Речевые нормы

2

ФК!

Фактическая точность

2

19

Шкала перевода первичных баллов в оценки

Уровень выполнения

тестовых заданий (отметки)

Балл

низкий

0 – 14

удовлетворительный

15 – 23

хороший

24 – 29

отличный

30 – 32

Вариант1

Задание 2 № 5479

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему сторож кричал: «Вон отсюда!»?

 

1) Потому что мальчишки «тихонько пробрались в театральный двор».

2) Потому что во дворе собралось много народу, и это мешало ему убирать двор.

3) Потому что сторож был недобрым человеком.

4) Потому что сторожа рассердила чёрствость Виктории Сергеевой.

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг — театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она — помощник художника.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

– (6)Ты кто? — спросила она парня.

– (7)Шофёр, — ответил парень.

– (8)А что ты здесь делаешь?

– (9)Жду.

– (10)Кого?

– (11)Викторию Сергееву.

(12)Сергеева — артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:

– (14)Ты её любишь?

– (15)Нет, — улыбнулся парень. — (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?

– (25)Прыгнул, — подтвердил парень.

– (26)Не испугался?

– (27)Не успел испугаться.

– (28)И не заболел?

– (29)Заболел немножко.

(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:

– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.

(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.

– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.

– (38)Ах, да, — вспомнила Сергеева. — (39)Сейчас я организую Вам билеты.

– (40)Спасибо, — сказал Назаров, — но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

– (43)Нет, нет, — поспешно сказала Сергеева. — (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

– (45)Что же делать? — спросил парень.

– (46)Не знаю.

(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», — сказала она. — (49)«Куда?» — удивился парень. — (50)«К нам», — сказала Алиса.

(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз — и в холодную воду!

– (54)Нехорошо как, — сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. — (55)Ведь он вам жизнь спас.

– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? — ответила Сергеева.

(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.

 

(По Ю. Яковлеву) *

 

Яковлев Юрий Яковлевич (1923—1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

3. Задание 3 № 5812

В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?

 

1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

2) Сергеева — артистка театра, молодая и красивая женщина.

3) — Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…

4. Задание 4 4648

Из предложений 32—36 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С»

5. Задание 5 № 4671

Из предложений 19—23 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ЯН, пишется одна буква Н».

6. Задание 6 № 3338

Замените разговорное слово «парня» из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом или синонимичным выражением. Напишите этот синоним.

7. Задание 7 № 3891

Замените словосочетание «театральный двор» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Задание 8 № 3803

Выпишите грамматическую основу предложения 1.

9. Задание 9 № 3816

Среди предложений 1–5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

10. Задание 10 № 5081

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

 

— Здравствуйте,(1) Виктория! Вы,(2) наверное,(3) не помните меня? Я Назаров.

Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.

— Ну помните,(4) как Вы катались на санках,(5) а я... Вы ещё пригласили меня в Москву.

11. Задание 11 № 3764

Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

12. Задание 12 № 3882

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

— Спасибо,(1) — сказал Назаров,(2) — но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

— Нет,(6) нет,(7) — поспешно сказала Сергеева. — Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.

13. Задание 13 № 3753

Среди предложений 54–61 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Задание 14 № 3760

Среди предложений 12–23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15. Задание 15 № 7839

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

 

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И. А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. А. Гончарова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант2

2. Задание 2 № 8174

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лена была встревожена?»

 

1) Лена боялась, что её шалости рассердили родителей.

2) Лена строила разнообразные планы на воскресенье и никак не могла решить, чему отдать предпочтение.

3) Ленины родители собирались уйти по делам, и ей первый раз в жизни пришлось бы остаться одной дома.

4) Лена представляла войну как игру, и она не могла понять, почему это известие расстроило родителей.

(1)Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.

 

(2)Что сулит мне этот долгожданный воскресный день? (3)Может, буду помогать маме собираться на дачу. (4)На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам – в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом. (5)А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. (6)Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

 

(7)А может быть, сегодня пойдём гулять через Тучков мост, на Петроградскую сторону. (8)Забредём в Зоосад. (9)Вот это будет здорово! (10)Соседская Ирочка рассказывала, что там с недавних пор катают не только на пони, но и на верблюдах.

 

(11)А может, мы поедем в большой парк на островах. (12)В парке папа берёт лодку и даёт мне немного погрести. (13)Но это – мечты. (14)А покамест я ещё лежу в своей кровати.

 

(15)Вот скрипнула дверь. (16)Ныряю с головой под одеяло. (17)Пускай папа подумает, что я куда-то подевалась. (18)Я часто так от него прячусь, а он очень пугается и драматическим голосом взывает к несуществующей публике:

 

– (19)Пропал ребёнок! (20)Вот несчастье! (21)Куда же он у меня подевался? (22)Надо срочно позвонить в милицию! (23)Вы случайно не видели, дорогие граждане, здесь одну противную девчонку, которая вечно пропадает? (24)Ленка, Ленка, где ты?

 

(25)Тут я выскакиваю и ору:

 

– (26)Не надо милицию! (27)Я нашлась!

 

– (28)Ах, ты нашлась, – говорит папа, – вот я тебя сейчас!

 

(29)И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.

 

(30)Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет. (31)Делаю маленькую щёлку и оглядываю комнату одним глазом. (32)В чём дело? (33)Мама стоит подле табуретки с моими вещичками. (34)Она наклоняется, берёт платьице, перебирает его руками, а сама смотрит куда-то в сторону, в одну точку, и лицо у неё напряжённое и такое печальное, что мне становится не по себе.

 

(35)Высвобождаюсь из-под одеяла – мама словно не видит меня.

 

– (36)Мамуленька, видишь, я уже встала…

 

– (37)Да, да…

 

(38)Мама всё ещё отсутствует, её нет со мной.

 

(39)Тихонько дотрагиваюсь до маминой руки, и вдруг она, обычно такая сдержанная, крепко-крепко, до боли, обнимает меня, прижимает к себе, будто боится, что меня могут отнять у неё, забрать, увести.

 

(40)Приходит папа. (41)Он тоже какой-то необычный, невесёлый.

 

– (42)Лена, – медленно говорит он, – сегодня война началась. (43)Побудь дома одна. (44)Нам с мамой надо уйти.

 

…(45)Я встревожена. (46)Война! (47)Как это – война? (48)Что это – война? (49)От мальчишек из нашего двора я знаю, что война – самая интересная на свете игра, в которую девчонок берут только в виде исключения. (50)Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся. (51)Но это игра… (52)А как выглядит война взаправдашняя?

 

(По Э.Е. Фоняковой) *

 

Фонякова Элла Ефремовна (род. в 1934 г.) – петербургская писательница, чьи произведения посвящены ленинградской блокаде, с которой совпало детство автора..

3. Задание 3 № 8226

В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?

 

1) Что сулит мне этот долгожданный воскресный день?

2) На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам—в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом.

3) А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.

4. Задание 4 № 8093

Из предложений 7—14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

5. Задание 5 № 8699

Из предложений 45—52 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).

6. Задание 6 № 8010

Замените разговорное слово «ору» в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Задание 7 № 8605

Замените словосочетание «медный самовар», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Задание 8 № 8618

Выпишите грамматическую основу предложения 22.

9. Задание 9 № 8057

Среди предложений 7—10 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

10. Задание 10 № 8726

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

 

Солнечные лучи,(1) легко пронзая белые занавеси,(2) веером разлетаются по комнате.

Что сулит мне этот долгожданный воскресный день? Может,(3) буду помогать маме собираться на дачу. На даче,(4) в двух шагах от застеклённой веранды,(5) висит удобный,(6) глубокий гамак,(7) в который так хочется поскорее залезть,(8) что он мне снится по ночам – в виде сказочной ладьи,(9) плывущей над сосновым лесом.

11. Задание 11 № 8613

Укажите количество грамматических основ в предложении 34. Ответ запишите цифрой.

12. Задание 12 № 8596

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

Мама всё ещё отсутствует,(1) её нет со мной.

Тихонько дотрагиваюсь до маминой руки,(2) и вдруг она,(3) обычно такая сдержанная,(4) крепко-крепко,(5) до боли,(6) обнимает меня,(7) прижимает

к себе,(8) будто боится,(9) что меня могут отнять у неё,(10) забрать,(11) увести.

13. Задание 13 № 8638

Среди предложений 29—34 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Задание 14 № 8630

Среди предложений 30—35 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

15. Задание 15 № 8187

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Г. Граник: «Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Г. Граник. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «От мальчишек из нашего двора я знаю, что война — самая интересная на свете игра… Но это игра… А как выглядит война взаправдашняя?» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

3. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант3

2. Задание 2 № 5530

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик не хочет, чтобы в семье его восхваляли?»

 

1) Потому что он чувствует себя совершенно недостойным любви родителей и старшей сестры.

2) Потому что ему приходится прикладывать огромные усилия, чтобы оправдать такое отношение родных.

3) Потому что ему хочется, чтобы его принимали в семье таким, каков он есть на самом деле.

4) Потому что он чувствует, что похвалы портят его характер, делают его эгоистичным, чёрствым.

(1)Меня ждали шестнадцать лет... (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.

(5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (6)А гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо.

(8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.

– (10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил!

(12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.

– (13)Какая диковинная память, а! — радостно говорит он. — (14)Всё помнит, будто вчера читал... (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!

(16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.

(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:

– (18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!

(22)Вот до чего доводит любовь!

(23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют.

(24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги? (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы.

(29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!

(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.

– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! — воскликнул отец.

– (36)3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, — заключила мама. — (37)Мы очень рады.

(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?

 

(По А. Алексину) *

 

Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.

3. Задание 3 № 5867

В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

 

1) (12) Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.

2) — (13) Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.

3) (32) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.

4) (4) Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.

4. Задание 4 № 4758

Из предложений 21—25 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед гласными и звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными — С».

5. Задание 5 № 4710

Из предложений 8—12 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

6. Задание 6 № 3366

Замените просторечное слово «смазал» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Задание 7 № 3988

Замените словосочетание «говорит радостно» (предложение 13), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Задание 8 № 4013

Выпишите грамматическую основу предложения 9.

9. Задание 9 № 3901

Среди предложений 12—17 найдите все предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

10. Задание 10 № 5186

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

 

На следующий день,(1) после того как я смазал по физиономии Костику,(2) отец сказал:

— Драться,(3) конечно,(4) нехорошо. А всё-таки смелый какой,(5) а! Ниже на две головы,(6) а пошёл в наступление,(7) решился!

11. Задание 11 № 3948

Укажите количество грамматических основ в предложении 32. Ответ запишите цифрой.

12. Задание 12 № 5174

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Отец и мама,(1) мне кажется,(2) очень довольны,(3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остался.

13. Задание 13 № 3962

Среди предложений 1–4 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Задание 14 № 3923

Среди предложений 29—35 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15. Задание 15 № 3276

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

 

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л. С. Сухорукова: «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. С. Сухорукова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «— 3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, — заключила мама. — Мы очень рады. Вот вам и всё! Они очень рады. А я?..»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация по литературе. 9 класс.

I вариант.

  1. Соотнесите автора и его произведение.
  1. А.С. Пушкин                  А. «Герой нашего времени»
  2. М.Ю. Лермонтов           Б. «Пророк»
  3. Д.И. Фонвизин               В. «Недоросль»
  4. Г.Р. Державин                Г. «Властителям и судиям»

  1. Какой из указанных жанров не относится  к эпосу?

А. роман

Б. трагедия

В. повесть

Г. Рассказ

  1. Кому принадлежит данное высказывание: «Свежо предание, а верится с трудом»?

А. Евгений Онегин («Евгений Онегин»)

Б. Григорий Печорин («Герой нашего времени»)

В. Александр Чацкий («Горе от ума»)

Г. Правдин («Недоросль»)

  1. Какие средства выразительности использованы в строке С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

А. Гипербола и метафора

Б. Олицетворение и эпитет

В. Олицетворение и метафора

Г. Сравнение и градация

      5.   О какой героине идет речь: «Ни красотой сестры своей, ни свежестью её румяной             не привлекла б она очей»?

            А.  Лиза («Бедная Лиза»)

            Б. Бэла («Герой нашего времени»)

            В. Софья («Горе от ума»)

            Г. Татьяна («Евгений Онегин»)

       6. О каком литературном направлении идет речь: «Четкая иерархия жанров.  Изображение человека схематично и однолинейно. Деление жанров на «высокие» и «низкие». Все должно подчиняться задаче прославления силы и могущества государства»?    

        7. Кто автор данного фрагмента стихотворения:

        Погиб поэт! – невольник чести –

        Пал, оклеветанный молвой,

        С свинцом в груди и жаждой мести,

        Поникнув гордой головой!

        8. Какое произведение является «лишним» для «маленькой трилогии» А.П. Чехова:

         А. «Крыжовник»

         Б. «О любви»

         В. «Злоумышленник»

         Г. «Человек в футляре»

        9. Годы жизни С.А. Есенина.

         А. 1880-1930

         Б. 1895-1925

         В. 1821- 1878

         Г. 1892-1941

        10. Какое утверждение неверно?

         А. Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» - автобиографический.

         Б. А.А. Блок стал «сочинять»  чуть ли не с пяти лет.

         В. Две великие поэтессы России – Анна Андреевна Ахматова и Марина Ивановна Цветаева – противоположны во всём, даже главное дело жизни – стихи – не объединило их, а развело.

          Г. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» впервые был опубликован в годы Великой Отечественной войны.