Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Карпова Людмила Анатольевна

Предварительный просмотр:

«Система работы учителя технологии по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся»

Учитель технологии МБОУ «Витимская СОШ», Карпова Л.А.

Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности

Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания. Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду. Чтобы развить человека, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Кроме того, успех ребенка зависит от того, какой педагог с ним работает.

     Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.

     Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут подросткам не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

      Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы и при наличии современного оборудования, которого мы не имеем. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают мне, как учителю определить ту возможную меру включённости учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

Что же означает понятия творчество”, “способности” и “творческие способности”.

Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность “выхода за пределы ситуации”, сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся: 

  • приобщить учащихся к творческой работе;
  • привить интерес к творчеству, поиску;
  • развить навыки созидания, самореализации.

Данная цель реализуется посредством  программы по технологии, которая предусматривает следующие разделы:

  1. Теоретические (предполагает сообщение теоретических сведений учащимся).
  2. Практические (осуществляется через выполнение учащимися творческого задания).

Используемые формы учебной деятельности учащихся на уроках технологии – совместно-индивидуальная и совместно-последовательная – развивают интерес к творческой деятельности и способность не только воспринимать красоту, но и творить её самому, анализировать свою деятельность и отстаивать своё мнение.

     Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработки конструкции моделей, её моделирования.

По профилю “Обработка ткани” учащимися выполняются исследовательские проекты (например, “Эхо из глубины веков ”, “Дешево, но сердито ”, “Современные элементы  национального костюма”), которые предусматривают основные этапы исследовательской деятельности.

     В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:

-умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

-умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;

-умение находить и решать проблему;

Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.

 

Так, например, в разделе «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте,  должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащиеся приобретают опыт решения нетиповых задач.

Выбирая тему проекта и выполняя его, учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет  не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. При выборе темы проекта я упор делаю на то, чтобы учащиеся самостоятельно вышли на интересующую их проблему, которая должна быть им интересна.

Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески.

При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа.  Большое внимание уделяю оформлению проектов. Поощряю любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.

      У нас выделяется «День защиты проектов», где учащиеся защищают свои проекты; показывая презентации, готовые изделия.

Лучшим работам вручаются грамоты.

     В зависимости от темы урока, стараюсь, как можно чаще давать детям творческие работы. Если у девочки при выполнении работы возникает вопрос, то я не даю ей ответа, а сначала спрашиваю: «А как ты думаешь?».

Примеры.  

 В 5-ом классе при изучении темы «Натуральные волокна» даю учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить это творчески.

      Работая с лоскутками, как элементами мозаики, учащиеся складывают различные цветные композиции. Они пытаются найти наиболее рациональное решение, что стимулирует их мыслительную, творческую способность, изобретательность. При создании рисунка, развиваются творческие способности, такие как оригинальность, продуктивность.

При изучении раздела «Кулинария» формирую у девочек навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола и т.д. На данных уроках применяю элементы творчества.

Примеры. В 5-ом классе даю учащимся задание придумать свою форму нарезки овощей, свой рецепт приготовления бутерброда и т.п.

Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд. Я показываю некоторые приёмы изготовления украшений блюд и даю учащимся задание придумать свои варианты.

При прохождении кулинарных работ даю девочкам следующее домашнее задание: приготовить изученное на уроке блюдо для своей семьи дома, его украсить, выполнить сервировку стола. На следующий урок учащиеся приносят отзывы родителей в письменной форме с оценкой за работу, а также фотографии в телефоне хода приготовления блюда и конечный итог. Это задание вызывает у девочек большой интерес, способствует проявлению активности, творчества, позволяет сплотить родителей и детей.

    При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даю задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему. Суть проблемного метода заключается в следующем: перед учеником ставится  проблема, а ученик при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Пример. 

Фрагмент урока в 5-ом классе (объяснение творческой работы).

1. Сегодня вы модельеры, создатели коллекции будущих изделий.

2. Перед вами стоит задача: необходимо разработать коллекцию своих фартуков. Вспомните, пожалуйста, всё, о чём мы с вами говорили на предыдущих уроках и попытайтесь создать неповторимые модели фартука.

       3.   Подумайте, как ваши модели будут украшены, какие виды отделки вы сможете применить, придумайте название самой красивой, на ваш взгляд, модели.

4. Я ожидаю увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески. Если потребуется помощь, обращайтесь ко мне.

В процессе работы создаю на уроке специально проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставлю перед девочками проблему: предлагаю самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.

      Перед изготовлением изделий из ткани знакомлю учащихся с элементами материаловедения, с правилами снятия мерок. Здесь применяю различные игровые ситуации. Например, во время практической работы по теме «Снятие мерок», девочки участвуют в игре «Ателье». При опросе по свойствам тканей можно использовать следующую игровую ситуацию: действие происходит в магазине «Ткани», одна ученица решила сшить себе изделие (например, юбку), пришла в магазин и ей необходимо подобрать ткань, учитывая её свойства. В результате происходит диалог (вопрос-ответ), тем самым ученицы учатся формулировать вопросы, проявляется инициатива. Иногда берется помощь класса.

И так кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог. Для развития творческого мышления использую на уроке самые разнообразные методы: например, составить инструкцию по приготовлению салата, придумать сказку «Как получают ткань», составить рассказ о применении ткани в картинкам и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления. Даже к ведению тетрадей я прошу подойти творчески.

        Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.

     Так,  на уроках, выявляются творчески способные, одарённые учащиеся. Эти дети, впоследствии, привлекаются к участию в заочных, дистанционных и очных олимпиадах всех уровней, начиная со школьного, окружного, областного и российского, что является одной из форм работы. Работа по подготовке к олимпиадам школьного и окружного уровней проводится  в течение всего учебного года и требует индивидуального подхода. Реализация данного подхода определяет   условия для   культурной самореализации  обучающегося и его интеллектуального саморазвития.

            На первом этапе при подготовке к олимпиадам (этот этап можно назвать подготовительным) я выбираю именно ту кандидатуру из учащихся, которая может привести к победе. Для этого и проводится первый, школьный тур Всероссийской олимпиады. Но иногда одни и те же дети набирают максимальное количество баллов по различным предметам. И здесь обязательным правилом участия в следующем этапе становится желание самого подростка  участвовать в олимпиаде по данному предмету. Никакого принуждения, никакого давления не должно быть, а только личная заинтересованность, личная увлеченность. Только тогда, когда желание учителя и желание учащегося совпадают, возможен позитивный результат. И уже на этом этапе учащихся надо нацеливать на успех, на победу. Ориентация на победу, заставит учащегося проработать самостоятельно огромное количество литературы, просмотреть энциклопедии, использовать информационные ресурсы, Интернет и т.д. В нашей школе учащиеся прекрасно владеют компьютером и вполне самостоятельно могут вести поиск по заданной теме. Вместе с тем стимулировать учащихся надо. Уже на подготовительном этапе учащиеся должны знать, что их ждет в случае победы. Поскольку сегодня школа не может стимулировать в денежном выражении победителей, то я  стимулирую их выставлением дополнительных оценок в журнал по своему предмету. Кстати, подобная система очень нравится детям, и они считают её справедливой.

 Мотивационный компонент является важным компонентом для усиления познавательной активности учащихся. Учащиеся-победители олимпиад получают дипломы, которые им вручают в школе на общей линейке или в конце учебного года на последнем звонке. Это важно для того, чтобы ребенок почувствовал собственную значимость, чтобы его труд был признан обществом.

    Кроме очных олимпиад  учащиеся участвуют в дистанционных интернет - олимпиадам, в различных конкурсах, фестивалях.

Так, работая системно с учащимися ,я получаю неплохие результаты.

     Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно на творческих достижениях, удаётся добиться устойчивого интереса обучающихся  к урокам, развития творческого потенциала и как конечная цель - воспитание личности по-настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха. И я стараюсь в этом помочь своим ученикам.

Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. А чтобы труд был радостным и творческим, надо зажечь хотя бы одну свечу в темноте, и, тогда "Свеча зажжет огни".



Предварительный просмотр:

Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение».

Анкета. Ведущие отношения личности и типы профессий. 8 класс

Автор: Карпова Л.А.

Характер – это система взаимоотношений личности с действительностью, проявляющаяся в её поведении и деятельности.

Определяющие отношения человека, его характер оказывают существенное влияние на выбор профессии и успешность учебной и трудовой деятельности.

Задание.  Диагностическая процедура

«Мотивы выбора профессии»

Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на Ваш выбор профессии.

Напишите эту профессию, специальность ______________________________________

№ п/п

Утверждения

Оценка – как повлияло утверждение на ваш выбор:

Очень сильно

Сильно

Средне

Слабо

Никак

5

4

3

2

1

1.

Требует общения с разными людьми

2.

Нравится родителям.

3.

Предполагает высокое чувство ответственности

4.

Требует переезда на новое место жительства

5.

Соответствует моим способностям

6.

Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием

7.

Дает возможность приносить пользу людям.

8.

Способствует умственному и физическому развитию.

9.

Является высоко оплачиваемой

10.

Позволяет работать близко от дома

11.

Является престижной

12.

Дает возможности для роста профессионального мастерства

13.

Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах.

14.

Позволяет реализовать способности к руководящей работе

15.

Является привлекательной

16.

Близка к любимому школьному предмету

17.

Позволяет сразу получить хороший результат труда для других

18.

Избрана моими друзьями

19.

Позволяет использовать профессиональные умения для работы

20.

Дает большие возможности проявить творчество

Внутренние мотивы

Внешние мотивы

Индивидуально

значимые

Социально значимые

Положительные

Отрицательные

1

3

4

2

5

7

9

6

8

12

10

11

15

14

16

13

20

17

19

18

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

Наибольшая сумма баллов в столбике свидетельствует о преобладании данного мотива.

Если у тебя преобладают внутренние индивидуально значимые мотивы, то ты придерживаешься стратегии правильного выбора профессии, то есть, выбирая профессию, в первую очередь учитываешь свои «Хочу» и «Могу», а также для тебя важно, насколько будущая профессия поможет тебе развиваться в дальнейшем.

Если у тебя преобладают внутренние социально значимые мотивы, то для тебя при выборе профессии в первую очередь важным является то, насколько твоя профессиональная деятельность поможет окружающим людям и тем самым повысит твой социальный статус.

Если у тебя преобладают внешние мотивы, то для тебя важнее при выборе данной профессии не соответствие ее твоим способностям, интересам и склонностям, а другие факторы:

- при преобладании внешних положительных мотивов для тебя в первую очередь важны условия работы (высокая зарплата, расположение работы и т.д.), а не сама работа;

- при преобладании внешних отрицательных мотивов в первую очередь важно одобрение окружающими твоего выбора.



Предварительный просмотр:

Шифр

Всероссийская олимпиада школьников по технологии  (обслуживающий труд)

школьный этап

5 класс

1. Вставьте пропущенное слово:

“Без __________ не вытащишь рыбку из пруда”

2. Назовите символ мира на кухне……………………

3. Отметьте знаком «+» правильный ответ:

Человеку нужно питаться для того, чтобы:

а) поддержать жизнь, здоровье, работоспособность;

б) утолить голод или поправиться;                               в) так считают взрослые.

4. Отметьте знаком «+» правильный ответ:

 Как человек должен питаться для сохранения здоровья на многие годы?

а) есть много вкусного;            б) в меру употреблять разнообразную и здоровую пищу;

в) есть очень мало и часто голодать.

5. Отметьте знаком «+» все правильные ответы:

Из яиц можно приготовить:

а) яичницу;         б) омлет;         в) компот;         г) гоголь- моголь;             д) кисель.

6. Отметьте знаком «+» все правильные ответы:

 Салатными заправками являются:

а) майонез;        б) сметана;                    в) уксус;                     г) растительное масло.

7. Отметьте знаком «+» правильный ответ:

 Определить, является куриное яйцо вареным или сырым, можно:

а) кручением яйца на поверхности стола;                            

б) по внешнему виду.                                                                                                                        

8. Отметьте знаком «+» все правильные ответы:

К столовым приборам не относится:

а) ложка;                  б) дуршлаг;                    в) вилка;               г) нож..

9. Какие каши ты знаешь? Напиши не менее трех видов каш.

______________________________________________________________________________

10. Отметьте знаком «+» все правильные ответы:

Что относится к бумаге?

а) картон;          б) газета;          в) бархатная;           г) блокнот;            д) гофрированная.

11. Отметьте знаком «+» все правильные ответы:

Какие инструменты и приспособления  используются при вышивке?

а) пяльцы;             б) швейная машина;              в) иглы;                г) наперсток.                                                          

12. Какие ты знаешь виды рукоделия? Напиши не менее трех названий

______________________________________________________________________________

13. Отметьте знаком «+» все правильные ответы:

К ручным стежкам относятся:

а) шов вперед иголку;             б) машинный;                          в) шов назад иголку;                        

г) петельный;                           д) крестообразный.

14. Каким стежком чаще всего вышиваются картины?

_____________________________________________________________________________

15. Продолжи пословицу:

« Каково волокно, таково и ………………………………………….»

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

2

Ключи к тестовым заданиям школьного этапа олимпиады по технологии (обслуживающий труд)

5 класс

№вопроса

Правильные ответы

1

труда

2

скатерть

3

а

4

б

5

1, 2, 4

6

а б г

7

а

8

б

9

Манная гречневая пшенная рисовая овсяная

10

а в д

11

а в г

12

Вышивка, вязание, бисероплетение, лоскутное шитье, макраме

13

а в г д

14

крестом

15

полотно

ПРАКТИЧЕСКОЕ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ 5 КЛАСС.

Практическое задание (проверка умений и навыков) –  60 баллов.

Предлагается выполнить одно задание в последовательности представленной в технологической карте. Необходимо выполнить задание согласно критериев оценивания. Правильно выполненная операция оценивается от  5 до 10  баллов. Время выполнения 45 минут.

Практическая работа: «Выполнение запошивочного шва»

  1. Определите и укажите на ткани направление нити основы.
  2. Выполните шов, указанный в таблице.

Название шва

Графическое

изображение

Последовательность

 выполнения шва

Запошивочный шов применяется при изготовлении белья, спецодежды, костюмов без подкладки для легких тканей.

Запошивочный-шов-1

1. Сложите две детали лицевыми сторонами внутрь, выпуская нижнюю деталь на 10 ± 2 мм относительно верхней.

2. Обогните срез верхней детали краем нижней.

3. Проложите строчку на расстоянии 1 – 2 мм от среза.

 4. Сметайте шириной шва 7-8 мм от верхнего среза.

5. Стачайте, выполняя закрепки (7-10 мм.). Удалите наметку, приутюжьте.

Запошивочный-шов-2

  1. Обогните верхней деталью срез нижней детали и заутюжьте

Запошивочный-шов-3

  1. Проложите вторую строчку по изнаночной стороне на расстоянии 1 – 2 мм от сгиба нижней детали.

Самоконтроль:

  • машинная строчка – ровная, аккуратная;
  •  ширина шва стачивания, ширина отделочного шва соответствуют заданным величинам;
  • наличие машинных закрепок;
  • качество ВТО;
  • соблюдение правил техники безопасности.

Карта пооперационного контроля

№№

П.п.

Критерии контроля

Количество баллов

Расстояние нижнего среза относительно верхнего  10 ± 2 мм

10

Расстояние от среза до строчки стачивания  1 – 2 мм

10

Качество влажно тепловой обработки

10

Ширина шва настрачивания от сгиба нижней детали  1 – 2 мм

10

Качество строчки (равномерность натяжения верхней и нижней нитей)

10

Качество влажно тепловой обработки

5

Наличие закрепок  (7-10мм.)

5

Итого

60



Предварительный просмотр:

Шифр

Всероссийская олимпиада школьников по технологии (обслуживающий труд)                          школьный этап

8 класс

      Отметьте знаком «+» все правильные ответы.

       Задание № 1. При сервировке стола к обеду вилку кладут:

□ а) справа от тарелки зубцами вверх;                    □ б) слева от тарелки зубцами вверх;

□ в) справа от тарелки зубцами вниз;                      □ г) слева от тарелки зубцами вниз;          

                                             □ д) в специальную укладку.

 Отметьте знаком «+» все правильные ответы.

Задание № 2. К гарнирам относятся следующие блюда:

□ а) винегрет;            □ б) студень;                  □ в) бифштекс;        □ г) каша из ядрицы;

               □ д) картофель отварной;              □ е) блинчики с творогом.

    Отметьте знаком «+» все правильные ответы.

Задание № 3. Перед приготовлением кулинарных блюд промывают крупы:

□ а) манную;               □ б)  перловую;                             □ в)  пшено;

               □ г) «Геркулес»;                       □ д)  рис.

       

       Отметьте знаком «+» все правильные ответы.

  Задание № 4. По способу приготовления яйца могут быть:

□ а) всмятку;            □ б) «в мешочек»;                         □ в) вкрутую;

□ г) отбивные;          □ д) глазунья;                                □ е) сырые.

 Отметьте знаком «+» все правильные ответы

Задание № 5. Выберите из перечисленных продуктов молочные:

□ а) творожные сырники;               □ б) йогурт;                 □ в) кисель;

□ г) масло топленое;                  □ д) майонез;                   □ е) простокваша.

   Отметьте знаком «+» все правильные ответы

Задание № 6. Ткань изготавливают на фабрике:

□ а) швейной;              □ б) ткацкой;                                □ в) прядильной..

Задание № 7. Укажите последовательность этапов получения ткани:

а) отделка;              б) прядение;         в) первичная обработка волокна;              г) ткачество;

д) производство суровой ткани.

Ответ: 1____, 2____, 3____, 4____, 5____.

1

 Отметьте знаком «+» правильный ответ.

Задание № 8. К волокнам растительного происхождения относятся:

□ а) шерстяные;               □ б) льняные;              □ в) шелковые;

                   □ г) лавсановые;                 □ д) акриловые.

 Отметьте знаком «+» все правильные ответы.

Задание № 9. Перевод выкройки на ткань осуществляется при помощи:

□ а) сметочных стежков;              □ б) резца;                  □ в) копировальных стежков;                      

              □ г) портновского мела;              □ д) косых стежков.

Отметьте знаком «+» правильный ответ.

Задание № 10. При подготовке швейной машины к работе игла и     нитепритягиватель    должны находиться:

     □ а) в верхнем положении;       □ б) в нижнем положении;       □ в) положение не имеет значения.

Отметьте знаком «+» все правильные ответы

Задание № 11. Построение чертежа деталей одежды – это:

□ а) моделирование;                           □ б) конструирование.

 Отметьте знаком «+» все правильные ответы

Задание № 12. Долевая нить ткани при раскладке выкройки прямой юбки располагается:

□ а) по ширине юбки;    □ б) по длине юбки;     □ в) по диагонали;   □ г) произвольным образом.

 Отметьте знаком «+» все правильные ответы.

Задание № 13. К стежкам временного назначения относятся:

□ а) сметочные;         □ б) копировальные;               □ в) ручные стачные;            □ г) обметочные;                                    

                     □ д) подшивочные;                                □ е) петельные.

 Отметьте знаком «+» все правильные ответы

Задание № 14. К краевым швам относятся:

□ а) стачной;                       □ б) настрочной;                      □ в) вподгибку с закрытым срезом;      

□ г) вподгибку с открытым срезом;                   □ д) запошивочный;                □ е) окантовочный.

   Отметьте знаком «+» правильный ответ.

Задание № 15. Операция соединения двух деталей по краю с последующим вывертыванием      их на лицевую сторону, называется:

□ а) стачивание;                                     □ б) обтачивание;

□ в) втачивание;                                     □ г) настрачивание.

2

 Отметьте знаком «+» все правильные ответы

Задание № 16. При выполнении влажно-тепловой обработки концы вытачек:

□ а) заутюживают к боковым швам;                      □ б) разутюживают;

       □ в) сутюживают;                             □ г) приутюживают.

 Отметьте знаком «+» все правильные ответы

Задание №   17.   Какой размерный признак влияет на ширину фартука?

 а) Сб;                   б) Ди;                          в) Ст;                          г) Сг1.

      Отметьте знаком «+» все правильные ответы.

Задание №   18.   Размерные признаки не делят пополам при записи:

□ а) полуобхват талии;                                          □ б) полуобхват груди;

□ в) полуобхват бедр;       □ г) обхват плеча;                 □ д) ширина спины.

 Отметьте знаком «+» все правильные ответы

Задание №   19.  Выберите из перечисленных изделий, изделия  относящиеся к плечевой группе одежды:

□ а) платье;         □ б) юбка;         □ в) сарафан;             □ г) пальто;

□ д) пиджак;                □ е) жилет;                □ ж) шорты;                   □ з) ночная сорочка.

     Отметьте знаком «+» правильный ответ.

     Задание №   20. Для чего нужны вытачки на изделии?

а) для свободного облегания изделия на фигуре;

б) для прилегания изделия к фигуре;       в). для придания объема изделия

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

Ключи к тестовым заданиям школьного этапа олимпиады по технологии   (обслуживающий труд)

8 класс

№ вопроса

Правильные ответы

№ вопроса

Правильные ответы

1

б

11

б

2

г, д

12

б

3

б, в, д

13

а, б

4

а, б, в, д

14

в, г, е

5

а, б, г, е

15

б

6

б

16

в

7

в-б-г-д-а

17

а

8

б

18

г, д

9

б, в, г

19

а, в, г, д, е, з

10

а

20

б

Практическая часть олимпиады по технологии в номинации культура дома и декоративно-прикладное творчество 8-9 класс.

Перед Вами представлен чертеж прямой юбки и технологическая карта по её изготовлению.

II. Внимательно рассмотрите чертёж и выполните следующие задания:

  1. Подпишите названия линий и срезов.
  2. Напишите формулы расчета:

А) ширины юбки по линии бедер;

Б) раствора боковой вытачки.

644_s.jpg

  1. ТТ2= Т2Т1 – линия талии;

ТН=Т1Н1 –середина сгиб;

НН22Н1 – линия низа;

ББ22Б1 – линия бедер;

Т2Н2 – боковой срез;

Т3Б32Б24Б4 – линия вытачек;

  1. А)ТБ=Т1Б1=ДТС:2;

Б) ОТ3=ОТ4 (сумма вытачек:4)

II. Внимательно изучите технологическую карту и выполните следующие задания:

  1.  Заполните технологическую карту в соответствии с полученными результатами вычислений.

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Расчеты ученика

1.

Для построения чертежа юбки необходимо снять следующие мерки: Ст, Сб, Диз.

image.jpg

2.

Построить чертеж юбки в следующей последовательности:

1.

Построить прямой угол в точке Т

Безымянный.bmp

2.

От точки Т отложить вправо ширину юбки ТТ1=Сб+Пб.Из точки Т1 провести вниз вертикальную прямую.

2.bmp

3.

 Отложить вниз длину юбки ТН=Т1Н1=Диз.

Соединить прямой линией точки Н и Н1

3.bmp

4.

Разделить отрезок ТТ1 пополам. Построить точку Т2.

Из точки Т2 Опустить вертикальную прямую Т2Н2.

4.bmp

5.

Построить точки Б и Б1. ТБ=Т1Б1=Дст:2.

Провести линию бедер

5.bmp

6.

Построить повышение по линии талии. Т2О – величина постоянная. Соединить точки ТОТ1.

5.bmp

7.

Определить положение осевой линии задней вытачки, построить точку Б3. ББ3=Сб*0,2

5.bmp

8.

Определить положение осевой линии передней вытачки, построить точку Б4. Б1Б4=Сб*0,2+1

6.bmp

9.

Построить вершину передней вытачки, построить точку 6. Б46=6 (Постоянная величина)

Построить вершину задней вытачки, построить точку 5. Б35=5

6.bmp

10.

Построить вершину боковой вытачки, построить точку 2. Б22=2.

7.bmp

11.

Рассчитать сумму вытачек =(Сб+Пб)-(Ст+Пт).

12.

Отложить от точки О раствор боковой вытачки. ОТ3=ОТ4 (сумма вытачек:4)

8.bmp

13.

Построить стороны боковой вытачки, соединив вершину 2 с точками Т3 и Т4. Линия Т34.

9.bmp

14.

Найти середину боковых сторон вытачки, построить перпендикуляр высотой 0,5см. Построить плавную линию бока.

10.bmp

15.

От осевой линии задней вытачки по линии талии отложить раствор задней вытачки. Построить точки Т5 и Т6. (сумма вытачек:6)

11.bmp

16.

Построить стороны задней вытачки, соединив точки Т5 и Т6 с точкой 5.

17.

От осевой линии передней вытачки по линии талии отложить раствор передней вытачки. Построить точки Т7 и Т8. (сумма вытачек:10)

12.bmp

 

18.

Построить стороны передней вытачки, соединив точки Т7 и Т8 с точкой 6. Линия Т78

Провести линию НБТТ56Т32Н2Н1Б1Т1Т87Т4Т22

3



Предварительный просмотр:

Шифр

Всероссийская олимпиада школьников по технологии (обслуживающий труд)                

школьный этап

6 класс

Кулинария

Отметьте знаком «+» все правильные ответы (один или несколько)

1. Подберите принципы рационального питания:

а) частый прием пищи;                             б) правильный режим питания;

в) обильный прием пищи;                         г) умеренность в употреблении пищи;

д) раздельное питание;                               е) разнообразное питание.

Отметьте знаком «+» все правильные  ответы

2. Название овощей входящих в группу корнеплодов:

а) огурцы;                               б) редис;                           в) картофель

г) свекла;                              д) морковь;                         е) баклажаны.

Отметьте знаком «+» правильный ответ

3. Диетические яйца имеют срок хранения:

а) не более 7-ми суток;        б)  более 7-ми суток;            в) не более 3-х суток

4. Назовите символ мира на кухне……………………

5. Вставьте пропущенное слово:

………………… - это искусство приготовления пищи

6. . Салатными заправками являются:

а) майонез;            б) сметана;                в) уксус;                 г) растительное масло.

7. Отметьте знаком «+» все правильные ответы:

Из яиц можно приготовить:

а). яичницу;         б). омлет;            в). кулебяк;             г). гоголь- моголь;             д). форшмак.1

8. Отметьте, какие бутерброды берут в дорогу?

а. закусочные;           б. тартинки;               в. канапе;               г. сандвичи;

Материаловедение

Отметьте знаком «+» правильный ответ

9. Ткань, окрашенная в один цвет, называется:

а). окрашенная;           б). пестротканая;            в). гладкокрашенная;            г). цветная.

Отметьте знаком «+» правильный  ответ

10. Какое свойство тканей называется гигиеническим:

а). гигроскопичность;          б). сминаемость;            в).  усадка.

Отметьте знаком «+» правильный  ответ

11. Нитки, какого номера тоньше?

а) № 20;                          б) № 40

12. Как называется узкая неосыпающаяся полоса по краю ткани?

а) кромка;                   б) уток;                     в) основа.

13. Какие ткани изготавливают из растительных волокон?

а) шерстяные;            б) хлопчатобумажные;                  в) льняные;

г) шелковые;                        д) вискозные.

14. . Где расположено волокно у льна?

а) в семенной коробочке;             б) в соцветиях;                       в) в стебле.

15. Какое растение является кустарником?

а) лён;             б) хлопчатник;                 в) хлопок и лён.

Машиноведение

Отметьте знаком «+» правильный  ответ

16. Какая машинная игла толще?

а). № 80;                                  б). № 110;

2

Отметьте знаком «+» правильный ответ

17. С каким приводом скорость швейной машины будет больше?

а). ручным;              б). электрическим;                             в). ножным.

Отметьте знаком «+» правильный ответ

18. В машинной игле ушко находится

а). в середине иглы;                         б). рядом с остриём;

в). там же, где у иглы для ручного шитья.

Технология изготовления швейного изделия

Отметьте знаком «+» правильный  ответ

19. При снятии мерок записывают полностью (не делят пополам) величины:

а). Ди;            б). Ст;               в). Сб;                    г). Сш;

Отметьте знаком «+» все правильные  ответы

20. При изготовлении фартука применяются машинные швы:

а). накладной;              б). запошивочный;                 в). вподгибку с закрытым срезом;              

г). расстрочной;             д). обтачной.

Отметьте знаком «+» правильный ответ

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

3

Ключи к тестовым заданиям школьного этапа олимпиады по технологии (обслуживающий труд)

6 класс

Номер вопроса

Правильный ответ

Номер вопроса

Правильный ответ

1.

б, г, е

11.

б

2.

б,г, д

12.

а

3.

а

13.

б в

4.

скатерть

14.

в

5.

кулинария

15.

б

6.

а б г

16.

в

7.

1, 2, 4

17.

б

8.

1, 4

18.

б

9.

в

19.

а

10.

а

20.

а в д

Практическая часть олимпиады по технологии

 «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» 6-7 классы

1. Задание. Напишите определение.

 Обтачка это – деталь, которая служит для укрепления срезов изделия и предохранения их от осыпания и растяжения.                              

2. Заполните технологическую карту «Последовательность обработки верхнего среза юбки подкройной обтачкой». 

а) впишите необходимые операции № 2-4.

б) укажите инструменты и приспособления необходимые для каждой технологической операции.

 Оборудование, инструменты, приспособления

Эскиз

Последовательность выполнения операций

п/п

4

3

2

1

 

1

Продублировать части обтачки.

1.

2

Приколоть обтачку лицевыми сторонами, приметать.

Проложить машинную строчку.

2.

3

Разутюжить припуска шва.

3.

 

4

Приметать обтачку к деталям юбки и заутюжить.

4. 5.

5

Закрепить припуски на обработку машинной строчкой.

6.

Вывернуть обтачку на изнаночную сторону

7.

6

Заутюжить обтачку. Закрепить обтачку у боковых швов и вытачек.

8.

3. Опишите  другие способы обработки верхнего среза юбки.

 



Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ДДО; Е.А.КЛИМОВ)

Шкалы: типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа Назначение теста

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. 

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ». 

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. 

Возможно использование методики индивидуально и в группе. 

Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Инструкция к тесту

«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

ТЕСТ

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным 

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок 

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 

4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)  

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)  

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных 

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений  

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять  


  12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов


14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) 

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице  

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. 

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты


20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

Типы профессий                                       Номера вопросов 


Человек-природа                        1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а
Человек-техника                         1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а
Человек-человек                         2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а
Человек-знаковая система          2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б
Человек-художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста

Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:

• «
человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством; 
• «
человек–техника» –все технические профессии; 
• «
человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; 
• «
человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности; 
• «
человек–художественный образ» –все творческие специальности. 

Краткое описание типов профессий

I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа». 

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются: 

• животные, условия их роста, жизни; 
• растения, условия их произрастания. 

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности: 

• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог); 
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод); 
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы). 

Психологические требования профессий «человек-природа»:

• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; 
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п. 

II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника». 

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

• технические объекты (машины, механизмы); 
• материалы, виды энергии. 

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности: 

• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их); 
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами); 
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их). 

Психологические требования профессий «человек-техника»: 

• хорошая координация движений; 
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; 
• развитое техническое и творческое мышление и воображение; 
• умение переключать и концентрировать внимание; 
• наблюдательность. 

III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются: 

• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик); 
• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик); 
• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист); 
• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор). 

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»: 

• хорошая оперативная и механическая память; 
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; 
• хорошее распределение и переключение внимания; 
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; 
• усидчивость, терпение; 
• логическое мышление. 

IV. «Человек-художественный образ». 

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

• художественный образ, способы его построения. 

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф); 
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик); 
• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник). 

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»: 

• художественные способности; развитое зрительное восприятие; 
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; 
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей. 

V. «Человек-человек». 

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

• люди. 

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер); 
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня); 
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер); 
• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор); 
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий). 

Психологические требования профессий «человек-человек»: 

• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; 
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; 
• доброжелательность, отзывчивость; 
• выдержка; 
• умение сдерживать эмоции; 
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека; 
• способность владеть речью, мимикой, жестами; 
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; 
• умение убеждать людей; 
• аккуратность, пунктуальность, собранность; 
• знание психологии людей. 



Предварительный просмотр:

Диагностическая процедура

Определение типа темперамента с помощью

опросника Г. Айзенка (подростковый вариант)

Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения, если вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция.

ВОПРОСЫ

  1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
  2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?
  3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
  4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?
  5. Часто ли у тебя меняется настроение?
  6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
  7. Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?
  8. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
  9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
  10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
  11. Ты веселый человек?
  12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
  13. Многое ли раздражает тебя?
  14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?
  15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
  16. Тебе можно доверять любую тайну?
  17. Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?
  18. Бывает ли так иногда, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?
  19. Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?
  20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
  21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?
  22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
  23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?
  24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?
  25. Ты обычно весел и всем доволен?
  26. Обидчив ли ты?
  27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?
  28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
  29. Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружиться голова?
  30. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?
  31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?
  32. Ты любишь иногда похвастаться?
  33. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?
  34. Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?
  35. Ты быстро решаешься на что-нибудь?
  36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?
  37. Тебе часто снятся страшные сны?
  38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?
  39. Тебя легко огорчить чем-нибудь?
  40. Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?
  41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?
  42. Если тебе случиться попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?
  43. Ты любишь шумные и веселые игры?
  44. Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?
  45. Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?
  46. Ты любишь часто ходить в гости?
  47. Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?
  48. Ты когда-нибудь был грубым с родителями?
  49. Тебя считают веселым человеком?
  50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
  51. Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?
  52. Тебе обычно трудно уснуть из-за разных мыслей?
  53. Ты обычно бываешь, уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?
  54. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?
  55. Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?
  56. Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?
  57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
  58. Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?
  59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке?
  60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?

Бланк ответов

Да – «+», нет – «-».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

Обработка результатов

Отвечая на вопросы, ты получил(а) баллы по шкалам: лжи, экстраверсии-интроверсии и нейротизма (эмоциональной неустойчивости). Посчитай количество баллов, совпадающих с ключом Если количество баллов по шкале лжи превышает 5 баллов, то ты был неоткровенен в своих ответах и результаты теста не соответствуют реальности. Отложив полученную сумму баллов по шкале Х (интроверсия-экстраверсия) и сумму по шкале У (стабильность), определи, в каком квадрате ты оказался. Шкала имеет деления от 0 до 24 баллов. Начало шкалы – 0 баллов, а середина шкалы равна 12 баллам.

Сверь свои результаты с оценочной таблицей для этой шкалы. Например, если по шкале интроверсии-экстраверсии у тебя получилось 5 баллов, а в оценочной таблице указано, что от 1 до 7 – значительная интроверсия, то это значит, что ты ярко выраженный интроверт.

Ключ

1. Экстраверсия-интроверсия:

«да» («+») 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.

«нет» («-») 6, 33, 51, 55, 59.

2. Нейротизм:

«да» («+») 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

3. Показатель лжи:

«да» («+») 8, 16, 24, 28, 44.

«нет» («-») 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

Оценка результатов

Оценочная таблица для шкалы экстраверсии – интроверсии.

Интроверсия

Экстраверсия

значительная

умеренная

умеренная

значительная

1-7

8-11

12-18

19-24

Оценочная таблица для шкалы эмоциональной устойчивости.

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная неустойчивость

высокая

средняя

высокая

очень высокая

до 10

11-14

15-18

19-24

По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение .(в графе « графич. изображение» добавить рисунки элементов)

Дымковская роспись.   Технологическая карта.

Вырезать по лекалу силуэты дымковской игрушки.

этапы

Графическое изображение

Материалы и инструменты

1

В центре изобразить крупные элементы (разноцветные круги)

Кисть, краски, вода

2

Па краю написать декоративные элементы(дужки, волны, завитки)

Тонкая кисть, краски, вода

3

По лепным деталям написать декоративные элементы ( дужки, волны, завитки)

Тонкая кисть, краски, вода

4

В основном рисунке росписи добавить утонченные элементы (штрихи, точки, сетка)

Тонкая кисть, краски, вода

Хохламская роспись в технике оригами  Технологическая карта

На готовых силуэтах выполнить элементы цветка, листьев, ягод.

этапы

Графическое изображение

Материалы и инструменты

1

В центре изобразить крупные элементы (птица, букет, из цветов)

Схема, цветная бумага, карандаш, ножницы.

2

По краю фломастером нарисоватьдекоративные элементы (дужки или волны)

Фломастер можно приклеить тонкие полоски бумаги

3

В основном рисунке росписи добавить утонченные элементы (штрихи, точки)

Тонкая кисть, черный фломастер, гуашь белого цвета, вода

4

Проверить правильность выполнения работы

Тонкая кисть, фломастер, краска, вода

Гжельская роспись   Технологическая карта

На готовых силуэтах посуды сделать роспись.

этапы

Графическое изображение

Материалы и инструменты

1

В центре изобразить крупные элементы (розан и листья)

Кисть, синяя краска, вода

2

По краю написать декоративные элементы (дужки, волны, завитки)

Кисть, синяя краска, вода

3

По лепным деталям написать декоративные элементы (дужки, волны, завитки, сетка)

Тонкая кисть, синяя краска, вода, синий фломастер

4

В основном рисунке росписи добавить утонченные элементы (штрихи, завитки, точки)

Тонкая кисть, синяя краска, вода, синий фломастер.

Городецкая роспись   Технологическая карта

На готовых силуэтах посуды сделать роспись в технике аппликации.

этапы

Графическое изображение

Материалы и инструменты

1

В центре изобразить крупные элементы (конь, птица, букет из цветов).

-обведи лекало и вырежи детали

-приклей в центре

Лекало, цветная бумага, карандаш, ножницы

2

По краю фломастером нарисовать декоративные элементы (дужки или волны)

Тонкая кисть, краски, вода

3

В основном рисунке росписи добавить утонченные элементы (штрихи, точка, сетка)

Тонкая кисть, краски, вода, черный фломастер, белая гуашь

4

Проверить правильность выполнения работы

Тонкая кисть, краски, вода, фломастер


Предварительный просмотр: