Диссеминация опыта

Зубкова Елена Львовна

Доклад "ФормированиеЗОЖ",Упражнения в воде для детей с нарушением осанки,синхронное плавание

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №49 "РУЧЕЁК"

Формирование здорового образа жизни дошкольника средствами физической культуры

доклад

Инструктор по физической культуре Зубкова Е. Л.

2017 год.


2. “Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов” .

 Выдающийся философ 20 века Бертран Рассел заметил: «Если вы не задумываетесь о своем будущем, у вас его не будет…». Наше будущее – это наши дети.

Здоровье ребенка – самое ценное, что может быть у его родителей. Реальность такова, что с каждым годом здоровых детей становится все меньше. Одним из факторов, негативно влияющих на ситуацию, является то, что подавляющая часть родителей концентрирует свое внимание на лечебных процедурах, упуская из виду ценность профилактических мероприятий. Причин этому множество: интенсивный, изматывающий стрессами темп современной жизни; поглощенность современных родителей работой; низкий уровень физической культуры в семьях, быту и т.д. А на сегодняшний день, по данным Министерства Здравоохранения и социального развития РФ, состояние здоровья детей в стране резко ухудшается: снизилось количество детей 1 группы здоровья и увеличилось количество 2 и 3 групп здоровья.

 Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека.  Ребенок проводит в детском саду 67 % дневного времени. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение ( детский сад в том числе) должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуг, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей- одна из главных стратегических задач развития страны

3. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает.

      В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

 Среди факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, по интенсивности воздействия первое место занимает физическая культура. Возможности использования физических упражнений неизмеримо шире, чем только укрепление здоровья ребенка, гармоничное развитие его тела и двигательных способностей. Физические упражнения способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности, так как концентрированное возбуждение в нервных центрах, связанных с работой мышц, ведет к активному торможению центров, имевших значительную нагрузку в процессе умственной деятельности.

4. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Физическое развитие дошкольника предусматривает в первую очередь формирование интереса к активной двигательной деятельности и потребность в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, движений и упражнений. Целью занятий физической культурой является приобщение ребенка к основам здорового образа жизни, освоение им гигиенической культуры и культуры движений.

5. Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

 6. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями здорового образа жизни. Это приведёт к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.

7. Формирование здорового образа жизни – это целая система работы с детьми, которая предполагает различные формы и средства

8.слайд

9. НОД по физкультуре, плавание, предусмотренные программой физического воспитания дошкольников, не могут восполнить дефицит двигательной активности. Поэтому возникает необходимость введения в учебно-воспитательный процесс различных форм физической деятельности, которые дают возможность ребенку проявить свои склонности и получить психологическое удовлетворение, доставляют ему радость, помимо удовлетворения естественной потребности в движении. Такими формами физической деятельности являются: утренняя гимнастика, физкультурные развлечения, досуги, подвижные игры, физкультминутки, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика, самомассаж и т.д.

10. Педагогам дошкольных учреждений необходимо  работать в этом направлении совместно с семьёй, медицинским персоналом, вести индивидуальную работу, диагностику.

11,12,13,14.слайды

15.Мощным источником формирования здорового образа жизни являются занятия плаванием.

16. Влияние плавания на организм человека, а дошкольника в особенности, необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. Основной целью обучения  детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма, создание основы для разностороннего физического развития. Плавание благотворно влияет на дыхательную систему человека, оказывает прекрасное закаливающее действие, активизирует обмен веществ. Можно также добавить, что пловец выполняет в воде активные движения, все это требует больших физических усилий, работы крупных мышечных групп. Плавание слишком вялых детей взбадривает, а горячих, раздражительных – успокаивает.

17. Основополагающей мотивацией приобщения детей дошкольного возраста к валеологической культуре является здоровый образ жизни каждого члена общества и всей семьи в целом. Педагогам необходимо  работать в этом направлении совместно с семьёй, так как семья является важным субъектом начального звена системы. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни.

18.слайд

19. "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" —  так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.



Предварительный просмотр:

Упражнения в воде для детей с нарушением осанки.

        Подготовительная часть на суше. Упражнения для рук и плечевого пояса выполняются на суше (5 минут).

        Основная часть занятия в воде (25 минут).

  1. Дыхательные упражнения: вдохи и выдохи в воду (10 раз). Контроль осуществляется за выдохом.
  2. И.п. – стоя на дне, руки вверх. Руки вперед, оттолкнуться от стенки бассейна, скользить на груди с прямыми ногами как можно дальше, не сгибаясь в позвоночнике (три – пять раз).
  3. И.п. – лежа на груди, руками держаться за поручень. Работать ногами (кроль), стараясь не прогибаться в позвоночнике. Сосчитав до шести, сделать вдох и продолжать работать ногами (10 – 12 раз).
  4. И.п. – стоя спиной к поручню, руки в стороны, кисти на поручне. 1 – шаг вперед, прогнуться; 2 – и.п. То же другой ногой. Кисти скользят навстречу друг другу.
  5. Дыхательные упражнения.
  6. Плавание на груди с доской с работой ногами в стиле брасс. Держать горизонтальное положение на воде.
  7. Плавание на спине с доской с работой ногами в стиле кроль. Тянуться руками вверх.
  8. И.п. – руке на поручне; ноги и спина прямые. 1 – 2 – разведение и сведение двух ног одновременно (шесть – восемь раз).
  9. И.п. – то же. Носками ног тянуться вперед (шесть – восемь раз).
  10. Плавание: руки и ноги работают в стиле брасс, дельфином; подвижная игра "Стрелка"; упражнение "Поплавок". Дыхание произвольное. Стремиться к большому скольжению. Правильное выполнение глубокого вдоха

       



Предварительный просмотр:

Примерный план работы по обучению элементам синхронного плавания

детей старшего дошкольного возраста

Ме-сяц

 Неде-ля

Мотивация (образ)

Задачи

Разминка на суше

Вводная часть в воде

Упражнения и плавание

Перестро-ение

Игры

Ноябрь

1 – 2

Веселые ребята

Формировать умение следить друг за другом при выполнении движений; совершенствовать выполнение упражнений в шеренге, кругу; вызвать чувство радости и удовольствия от движений вводе под музыку

Разминка из конспекта занятия «Веселые ребята»;

«Рыбки»;

Упражнения № 1 на растягивание мышц задней поверхности бедра и голени

Наклоны с выдохом в воду, прыжки в кругу, в шеренге

«Поплавок» «стрелочка», «звездочка» на груди с задержкой дыхания (по сигналу инструктора)

Из шеренги в круг и наоборот

«Веселые ребята»

3 – 4

Лодочки

Приучать постоянно следить за своей осанкой;

формировать согласованность движений рук и дыхания в стиле «кроль» в наклоне;

выполнять упражнение

счет и сигнал;

способствовать оздоровлению путем создания хорошего настроения, приятных эмоций

«Поплаваем». Прыжки на одной ноге, поочередно меняя ноги по

сигналу. В наклоне работа

рук в стиле «кроль» (слежение за дыханием)

Ходьба с работой рук, изменением направления.

Упражнение на укрепление сердечно-сосудистой системы – «Лошадка».

Упражнения на растягивание передней и внутренней поверхности бедер.

Скольжение на спине.

Упражнение «звездочка» на спине (под счет); «торпеда» на расстоянии

6 – 8 м

Из одной колонны в две, и наоборот

Хоровод «Ручейки»

Декабрь

1 – 2

Фонтан

Корректировать работу ног в плавании стилем «кроль»; способствовать качественному выполнению упражнений и соблюдению синхронности; учить наслаждаться движениями; вызвать желание заниматься в воде под музыку

«Жуки»

Упражнения на скамейке:

работа ногами лежа на груди, спине;

расслабление релаксационное кресло

Ходьба с работой рук на носках, пятках, с изменением направления.

Упражнения на растягивание мышц плеча

Скольжение на груди, спине — поочередно. Упражнение «‘горне- да» из круга, шеренги - парами. Упражнения 1 —4 из композиций «Капельки», «Ручейки». Упражнение «Карусель» для укрепления мышц

Из двух

колонн в

два круга

(круг в

круге)

«Футбол»

3 – 4

корректировать работу рук и ног в плавании кролем;

выIIолняТь движения по сигналу в паре:

корректировать работу рук и ког в плавании кролем;

выполнять движения по сигналу и самостоятельный счет детей про себя:

способствовать змоциональному и двигательному раскрепоiцению

Формировать умение одновременно выполнять движения в паре;

4

Разминка из

та- *

нятия <‚Ручеею>

5

Упражнения

«качели», «насос» с выдохом при приселании.

«Маленький- большой»

Ходьба впеконспекта

рёл-д

Упражнения

«насос», «качели» с выдохом в воду. Упражнение для укрепления сердечнососудистой системы

«Водные педали»

6

Упражнение «Торпеда» на груди, на спине. Плавание

кролем на расстояние б—7 м. Поочередное скольжение без сигнала.

Упражнения 1—б из композиций «Ручейки», «Капельки>

7

и расхождение пар

Парами в колонне, смыкание

8 и расхождение пар

«Ручеею>

Январь

1 – 2

Неваляшка

Приучать выполнять движения сиихронно,

только в тройке, но

следить за остальными тройками:

корректировать работу рук и ног при плавании брассом;

аыполнять простейшие перевороты:

способствовать созда-

нию новых движений

«Неваляшки».

(все упражнения выполнять в тройках, держась за руки).

Релаксационное кресло. Упражнения

на растягивание

задней и перед-

ней поверхно-

сти бедра

Ходьба, бег, прыжки. Упражнение <неваляшка», упражнения для укрепления серлечно-сосудистой системы

Упражнения

«звездочка» держась за руки, «торпеда».

Скольжение между ногами стоящего ребенка (самостоятельный счет про себя до 5 при Выполнении

упрюкнений).

Плавание в стиле

.<брасс» друг за

другом

В тройках друг за другом

«Невод»

3 – 4

Учить выполнять раз- личные упражнения с мячами в паре:

совершенствовать пла- вание «торпедой» с мя- чом в руках; выполнять задания, са- мостоятслыно считая про себя. согласовывая дви- жения с музыкой; способствовать мотива- ции к творческой дея- тельности

Формировать умение плавать с помощью ног на спине:

корректировать движе- ния при выполнении упражнения «чехарда»;

пртт:гр

4

согласованность движе-

ний рук, ног и дыхания

при плавании учить в

стиле «брасс»;

одновременно выпол-

нять движения в различ-

ных перестроениях, ори-

ентируясь на ведущего:

учить наслаждаться

движениями

Побуждать к выполне-

нию кувырков в разных перестроениях, стоя на

дне, с бортика; формировать умение выполнять движения под музыку;

способствовать созданию новых движений, осно-

ванных на использовании

личного двигательного опыта

Разминка из конспекта за- нятия .<Цвет- ные поплавки». «Мячи», Ходьба, прьиж- ки, бросание мяча друг дру- гу

Разминка из конспекта за- нятия «Озор- ные лягушата». Ходьба с прыжками на лух ногах с

5

продвижением

вперед, присе-

дание. Прыжки

с ноги на ногу

«Зайка умыва-

ется».

Кувырки на

матах вперед, назад. Лежа друг возле дру- га, одновре- менный пере- ворот на спину, грудь

Ходьба пара- ми, силовые упражнения.

Упражнения на координа- цию К2 3—5

Прыжки с переходом в горизонталь- нос положе- ние, перево- ротами, в .‘ разных пере-

6

строениях

Ходьба,

прыжки, кувырки на

360°, кувырки на 1800 с изменением направления движения.

Дыхание при выполнении кувырков

«Торпеда» на гру- ди, спине, «Поплавок» — с мячом и переворо- том.

Нырянис в обруч сверху с мячом, движе,ние из ком- позиций 1—4 «Вальс цветов», «Морские коньки»

Плавание в стиле «брасс» в обруче с подниманием головы для вдоха. Переворот с груди на спину и наобо.зежа на воле

7

Равновесие на

бревне, матрасе.

Плавание на спине

помощью ног и

рук, с переворотом

на грудь.

Упражнения 1—б

из композиций

<Юзорные лягуша

,

та», «Русалочки»

«Торпеда» с изме-

нением направле- ния движения,

переворот «звез- дочка», держась друг за друга с переворотом.

Упражнения 1—8 из композиций «Озорные лягуша- та»

В круг из пар

Пары, колонны, два круга (большой и маленький)

8.

Движение

в разных направле-

ниях, скольже- ние поочс- редно с круга, тройки

«Кто быстрее»

(плавание

мяча- ми в руках на расстояние

6— 8м)

«Чехарда на пере- гонки»

9

«Кто

сможет

вер- нугься?»

(пла- вание

переворотом на

180°)

Февраль

1 – 2

3 – 4

Март

1 – 2

3 – 4

Апрель

1 – 2

3 – 4