Материалы для родителей

Зубкова Елена Львовна

Информация о значении плавания,закаливании,лечебной физкультуры в бассейне

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспитании, физическом развитии и укреплении здоровья дошкольников.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, совершенствуются движения. Занятия в воде повышают сопротивляемость растущего организма к холоду, оказывают тонизирующее воздействие. Недаром плавание называют «крепостью здоровья». Чем раньше мы научим детей не бояться воды, научим плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

Для обучения детей плаванию занятия проводятся с использованием игровых моментов во всех возрастных группах. Игра обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, дети более эмоциональны.

Купание, игры и развлечения на воде, плавание - прекрасный источник закаливания и укрепления здоровья детей. Плавательные движения способствуют формированию правильной осанки, предупреждают развитие плоскостопия.

Игры и развлечения на воде вызывают у детей положительные эмоции и  имеют огромное  воспитательное  значение.  Они  создают условия  для воспитания  смелости,  дисциплинированности,  умения  подчинить     страх своей воле, проявить ее при выполнении задания.

             

ПЛАВАНИЕ –

СОЧЕТАНИЕ «ПРИЯТНОГО С ПОЛЕЗНЫМ»

Вода, в определенном смысле родная стихия для человека. Формирование маленького человечка в утробе матери происходит именно в воде, может быть, поэтому пребывание в водной стихии так нравится и взрослым, и детям. Плавание приносит массу положительных эмоций, более того, оно оказывает замечательный оздоровительный  и укрепляющий эффект.

Польза плавания настолько велика, что это занятие можно отнести не только к самым популярным видам спорта, но и к терапевтическим методикам, применяемых в медицине и реабилитационных процессах. Если вы ищете для себя занятие, позволяющее совместить «приятное с полезным»,  плавание – именно то, что вам нужно.

Чем раньше мы научим детей не бояться воды, научим плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

Польза плавания для детей, фото

Польза плавания для детей, как и для взрослых, очень велика.

По статистике у 93% детей, занимающихся плаванием систематически, наблюдается улучшение  физического развития. Кроме того, это один из простых и эффективных способов закалить  ребенка, повысить иммунитет.

Плавание очень полезно детям для:

  1. Формирорвания и исправления осанки;
  2. Укрепления нервной системы (особенно полезно для гиперактивных детей), улучшения сна, аппетита.
  3. Укрепления дыхательной сердечнососудистой системы.
  4. Развития координации движения.
  5. Улучшения зрения.
  6. Просто для того, чтобы научиться плавать.

Кроме того, дети выходят из бассейна такие счастливые, а это значит они получают массу положительных эмоций от занятий плаванием.



Предварительный просмотр:

              МБДОУ" Детский сад № 49"Ручеёк"

Консультация

для родителей

«Чтоб избежать несчастья на воде»

 

Инструктор по физ. культ.:

                          Зубкова Е.Л.

г. Городец

Купание в водоеме может доставить огромную радость и вам, и вашему малышу – ведь в нем можно брызгаться, барахтаться вместе с мамой и папой, играть в разные игры... Но такое время препровождение таит я себе также огромный риск – ведь вода всегда была источником повышенной опасности. Именно поэтому очень важио знать, каков порядок действий, если несчастный случай все же – не дай Бог! – произошел.

Почему происходит несчастье

Дети младшего возраста, как правило, не умеют плавать и почти не сопротивляются при погружении в воду. В связи с этим утопление относят к несчастным случаям с самой высокой смертностью.

Причиной утопления может стать внезапное погружение в холодную воду (ребенок упал, оступился и т.д.), также купание в холодной воде сразу после еды или длительного пребывания на солнце, что может привести к рефлекторной остановке дыхания (без заглатывания воды). Дети постарше могут утонуть в воде, если они долго купались, ныряли и играли до изнеможения. Еще одна причина – страх. Ребенок может испугаться, оступившись и внезапно потеряв дно. Когда ребенком овладевает страх, он начинает активно барахтаться, кричать, при этом вода может попасть в желудок и легкие.

Порядок действий спасателя

  1. Вынесите   пострадавшего   из воды. Попросите находящихся рядом
    людей вызвать скорую помощь. Отметьте время, когда вы начали оказывать реанимацию.
  2. Проверьте пульс. Пульс проверяется на шее, на сонной артерии – если нащупывать его справа, то надо повернуть голову влево, тогда на боковой поверхности шеи становятся заметны контуры мышцы. Положите указательный, средний и безымянный пальцы вдоль этой мышцы, под ними можно ощутить пульсацию. Если ребенок до года, то пульсацию можно обнаружить на родничке.
  3. Проверьте наличие сердцебиения (положите свою ладонь на грудину и частично на левую половину грудной клетки). Если через тонкую грудную стенку ребенка удается ощутить сердцебиение, но пульса на артериях нет, то сердечная деятельность считается недостаточной и необходимы реанимационные мероприятия, направленные на восстановление жизнедеятельности.
  4. Проверьте наличие дыхания – поднимается ли грудная клетка, запотевает ли зеркало, приложенное к губам.
  5. Освободите легкие от воды. Для этого положите ребенка на бок и выполните несколько резких нажатий на верхнюю часть живота. Другой вариант –   положите малыша вниз лицом, обхватите туловище руками, поднимите и резко надавите на живот.
  6. Очистите ротовую полость от инородных тел (слизи, ила, песка) с помощью платка или салфетки, повернув голову малыша набок.
  7. Если ребенок начал дышать, оставьте его лежать на боку и тщательно согрейте: помассируйте руки и ноги, разотрите их, укройте малыша полотенцами и покрывалами.
  8. Если дыхание не восстановилось, необходимо переходить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца, Для большей эффективности эти манипуляции лучше выполнять одновременно.

Искусственное дыхание и массаж сердца

Положите ребенка на спину на ровную поверхность. Под лопатки поместите валик, скатанный из полотенца, одежды и т.д. Валик позволит голове запрокинуться, в результате чего язык не будет закрывать дыхательные пути. Разденьте ребенка.

Найдите точку на грудине, на которую вы будете нажимать в процессе непрямого массажа сердца – в районе нижней трети грудины.

Детям до года необходимо резко нажимать на данную точку двумя пальцами – указательным и средним, также можно грудную клетку крохи обхватить двумя руками и большими пальцами рук надавливать на указанную область.

Детям 1 – 8 лет надавливание проводят основанием одной ладони. Детям старше восьми лет массаж сердца выполняют основанием наложенных друг на друга ладоней.

Руки необходимо держать строго перпендикулярно телу пострадавшего, в локтях не сгибать, усилия должны производиться только руками, а не всем телом, то есть нельзя переносить вес своего тела на руки, чтобы не повредить ребра ребенка.

Начинайте реанимационные мероприятия с искусственного дыхания. В младшем детском возрасте искусственное дыхание проводится «изо рта в рот» (руками сожмите крылья носа), у грудничков - и в нос, и в рот сразу. Сделайте неглубокий вдох, плотно охватите рот или нос ребенка своим ртом и произведите короткий выдох, но выдохните только тот объем воздуха, который может поместиться у вас во рту. Не следует выдыхать весь объем своего воздуха, так как это может привести к перерастяжению легочной ткани ребенка и ее разрыву – ведь объем легких у малыша меньше, чем у взрослого.

У детей до года частота вдуваний – 20-24 раза в минуту, у детей после года – 16-20 раз в минуту.

После каждого вдоха делайте непрямой массаж сердца.

Частота надавливаний на грудную клетку у новорожденных – 120-140 раз в минуту, у детей до года – 100-120, у детей до 6 лет – 60-80 в минуту. При нажатии грудная клетка должна прогибаться на 1-2 см у детей до года и на 2-4 см – у детей до 6-ти лет.

Критерий эффективности непрямого массажа сердца – появление пульса на крупных сосудах.

Внимание: во время проведения неотложной помощи примерно раз в минуту следует проверять наличие пульсации.

В том случае, если пульсация восстановилась, непрямой массаж следует прекратить, а искусственное дыхание продолжать до восстановления самостоятельного дыхания.

Критерий эффективности реанимационных мероприятий – возникновение самостоятельного дыхания, пульсации, сердцебиения, сужение зрачков и реакция их на свет, то есть восстановление жизнедеятельности организма,

Реанимационные мероприятия необходимо проводить до приезда «скорой помощи» или до восстановления дыхания и сердцебиения.

Легче предупредить,

чем бороться с последствиями

Чтобы не произошло несчастья, родителям, планирующим провести свой отдых на воде, следует помнить основные правила:

  1. Никогда не оставляйте у воды и на воде детей без присмотра взрослых.
  2. Старайтесь посещать с детьми пляжи со специально выделенной территорией для детского купания.
  3. Придя на пляж, узнайте, где находятся медпункт и спасательная вышка.
  4. Наденьте на ребенка яркий купальный костюм, шапочку, спасательный жилет или нарукавники.
  5. Соблюдайте режим купания.

А лучше всего научить ребенка плавать. Первые занятия не должны превышать 3 минуты, затем постепенно увеличиваем продолжительность пребывания в воде до 8-10 минут.

Обучение плаванию состоит из нескольких этапов:

Чтобы с вашим малышом никогда не произошло несчастье на воде, достаточно только неустанного родительского внимания. Как говорится, будьте бдительны, не спускайте глаз с ребенка, и тогда летнее купание в водоеме принесет вам только положительные эмоции.

  1. Знакомство с водой.

Малыш бегает по мелководью, садится на дно и передвигается по нему произвольно на четвереньках, на руках. Лежа на груди, погружает лицо в воду.

  1. Учимся делать вдох и выдох.

Сначала ребенок просто выдувает воду с ладони, затем ложится на воду руками, упираясь в дно, и ползает вперед и назад по дну, дуя на воду. Постепенно он погружает рот в воду, на выдохе образуется фонтанчик. В конце этого этапа ребенок должен, упираясь в дно руками и ногами, после короткого вдоха погрузить в воду голову и под водой открыть глаза.

  1. Отрыв от дно с помощью упражнения «Лопаток».

Делается это так вдохнув, сгруппироваться, обхватив руками колени, и на выдохе всплыть на поверхность спиной вверх.

  1. Теперь можно научить ребенка лежать на воде.

Из положения «поплавок» выпрямить руки и ноги, втянув живот, удерживать равновесие. Можно также научить ребенка лежать на воде в положении на спине.

  1. Обучение скольжению.

Оттолкнувшись  от дна  или бортика бассейна, нужно проскользить, как можно дальше с опущенной в воду головой.

  1. Движение ногами.

Сначала нужно имитировать эти движения на суше в положении лежа на животе: кролем – двигая ногами вверх и вниз, брассом – подтягивая стопы к ягодицам с разведением бедер и последующим толчковым их соединением. Затем эти движения воспроизводят в воде, упираясь в дно руками.

  1. Движение рук.

Только после освоения предыдущих этапов можно учить движениям рук, сочетая их с дыханием.



Предварительный просмотр:

       МБДОУ" Детский сад № 49"Ручеёк"

Консультация

для родителей

"Закаливание"

Инструктор по физ. культ.:

                       Зубкова Е.Л.

г. Городец

 

        Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра. У них резко снижается заболеваемость.

Как возникает простуда?

        У незнакомого человека сосуды носоглотки от холода суживаются, и кровоток ухудшается. Вообще, организм человека устроен так, что при нормальном   кровообра щении никакой вирус не пройдет в клетку. Простуда начинается тогда, когда нарушается кровоток в верхних дыхательных органах. Вот тут все те вирусы, которых так мно го вокруг нас, проникают в клетку. Вирусы – паразиты. Они могут жить и  размножаться  только внутри клетки. Пораженная вирусом клетка погибает и  отторгается. На эту поврежденную поверхность уже вторично воздействует бактериальная инфекция

Что дает закаливание?

        Если же ребенок приучен к холоду, то реакция сосудов меняется, вплоть до обратной: под влиянием холода сосуды закаленного человека вначале суживаются, а потом резко расширяются. В какой момент закаливания происходит такое изменение реакции сосудов – через месяц, полгода или неделю? У каждого ребенка это инди видуально.

        Для достижения наибольшею эф фекта закаливания необходима постоянность воздействия и постепенное (не резкое!) повышение его интенсив ности. Если остановиться на одной и той же интенсивности нагрузки, например, поливать ребенка постоянно водой одной и той же температуры, не снижая ее, или проводить процедуры редко (несколько раз в месяц), то эф фекта от такого закаливания не будет.

        Самая трудная задача – установить первую нагрузку для малыша. Она не должна быть слабой, ибо тогда она неэффективна она не должна быть чрезмерно сильной (стрессовой), так как известно, что стресс подавляет иммунитет, а перед нами стоит обратная задача – его усилить.

Что такое иммунитет?

        Что такое иммунитет, и какова его роль в организме? Иммунная система человека «распознает» все вредные и чужеродные вещества, проникающие в организм, и создает защиту против вирусов и бактерий, предупреждает развитие раковых клеток. Эта система начинает формироваться в основном на этапе внутриутробного развития и заканчивает свое формирование примерно на первом году жизни малыша. Если ребенок находится на естественном вскармливании, то через молоко матери он получает защитные вещес тва, и таким образом усиливается еще не совсем совершенный собственный иммунитет. Хуже, если малыш ли шен материнского молока: он чаще и тяжелее болеет. Такие дети особенно нуждаются в закаливании.

        Существуют врожденные и при обретенные нарушения иммунитета. При первых может родиться ребенок с врожденным нарушением всей иммунной системы или ее частичным поражением. Такие дети уже с рождения беспрерывно болеют. В первые месяцы жизни их необходимо обследовать в специализированных клиниках. При вторых ребенок рождается здоровым, однако в дальнейшем болезни, психические травмы, любой стресс могу быть причиной поражения иммунной системы.

Иммунитет и стресс

        Какие изменения возникают в организме при стрессе? Один из крупнейших мировых физиологов Ганс Селье показал, что чем бы ни был вызван стресс, какая бы ни была его причина, реакция организма на него всегда однотипна. Она выражается в том, что вначале все силы организма мобилизуются, чтобы выжить, в том числе и иммунитет, а по прошествии времени наступает вторая фаза – фаза ситощения (ее даже называют фазой повреждения). В этой фазе все защитные силы организма истощаются, и на этом фоне появляются множество различных заболеваний.

Осторожней с моржевани ем и «проныриванием»!

        Подобные реакции у детей наблюдаются иногда при моржевании и особенно часто при так называемом «проныривании». Эти реакции выражались в том, что дети были или очень беспокойны (кричали днем и ночью) или, наоборот, были пассивны (плохо или слабо контактировали с окружающими). Особенно же поражало состо яние их пищеварительной системы. По видимому, стресс в первую очередь снижал выработку ферментов, из-за чего наблюдались следующие симптомы: вздутие живота, дисфункция ки шечника (запор или понос), как следс твие – плохая прибавка в весе. Таким образом, имело место одновременное поражение нервной и пищеваритель ной систем. Нельзя утверждать, что такие нарушения встречаются у всех детей, подвергшихся моржеванию, но среди них это встречается часто.

Закаливание можно начи нать с рождения

        Закаливание можно начинать уже а первые дни после рождения. Надо только сначала показать ребенка врачу. Если малыш здоров и врач не находит у него никаких признаков поражения нервной системы, если ребенок хорошо сосет и постоянно прибавляет в весе, то спокойно начинайте закаливание.

        Итак, родился ребенок. Если роды прошли нормально и ребенок здоров, если за первые 4-5 дней потерял в весе не больше 200 г, и если в последующие дни идет прибавка в весе, то уже на 6-7-й день, после осмотра врача, мож но предложить разные варианты закаливания.

Варианты закаливания

        Мы купаем ребенка при обычной температуре человеческого тела – 36,6 градуса. Ему приятно и хорошо, он расслабляется, хорошо себя чувствует. В это время мы готовим ему первое обливание в кувшине или другом со суде на десять градусов холоднее, т. е. примерно 26-градусной водой. Ребенка вынимаем из ванночки, держим его на ладони спинкой кверху и сначала обливаем ему пятки, а потом льем прохладную воду по позвоночнику до головки. Затем, не вытирая, промокаем и закутываем в простую и байковую пеленки. Через 10-15 минут начинаем его одевать. Каждые три дня снижаем температуру облива ния на один градус и доходим до температуры воды в кране. Такую процедуру дети обычно переносят хорошо. Вначале от неожиданности они могут закричать, но после согрева ния в пеленках быстро успокаиваются, хорошо сосут и спокойно засыпают.

Как начать закаливание ре бенка старше года?

        Начинать закаливание можно в любом возрасте. Для этого пригоден, например, контрастный душ. Снача ла вы ставите малыша или, лучше, становитесь с ним сами под теплую воду, хорошенько разогреваетесь. Если ребенок требует горячей воды – пусть будет горячая. Вначале разогрейте ребенку ступни, ладони и спину. В первую очередь – воротниковую зону спины. Потом вы говорите малышу: «Ну, давай с тобой дождик». Обливаете ступни, ладони и очень быстро – воротниковую зону холодной водой и – снова под горячий душ. Потом опять кратковременное холодное обливание. И так не менее трех раз. Всегда начинайте процедуру с согревания, а заканчивайте холод ным обливанием. Если у вас есть вре мя, делайте до семи контрастных смен температуры. После процедуры перед одеванием не вытирайте ребенка, а за кутайте на несколько минут.

Ребенок не должен бояться!

        Эта процедура возбуждает, поэтому ее лучше делать утром или после шко лы, часов в 6-7 вечера, но не непосредственно перед сном. Старайтесь, чтобы ребенку было приятно. Не пугайте его, не настаивайте, если ребенок боится, чтобы  не превратить все это в стрессовую ситуацию. В таком  случае  контрастные обливания лучше проводить в форме игры.

        Третий вариант закаливания. Ребенок вечером купается в ванне. Дайте ему посидеть в ванне столько времени, сколько он хочет, можно с игрушками. Пусть он согреется в теплой воде. Дети обычно любят расслабиться и поле жать в ванне. Или пусть он греется под душем, сколько хочет. А потом ска жите ему: «Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем по лу жам». И тут возможны такие игровые ситуации: или вы открываете холод ную воду, и он подставляет пяточки и ладошки (достаточно на первый раз, а в последующие дни пробуйте облить холодной водой и спинку), или, если ребенок боится воздействия холодным душем, то можно вначале поставить та зик с холодной водой и сказать: «А ну, давай с тобой по лужам побегаем!» И вот из теплой ванны – в холодный таз (или «под дождик»), а потом – опять в ванну. Добавьте еще теплой воды, если вода в ванне остыла. И снова в холод ную. И так не менее трех раз. После последнего холодного воздействия так же укутайте ребенка в простыню и в одеяло, подержите его, не вытирая, а промокая воду, потом оденьте его в ночную одежду и положите в кровать. Для лучшего эффекта закаливания процедуру надо постепенно изменять за счет увеличения времени холодных воздействий. Впоследствии сам ре бенок начинает требовать больше хо лодных обливаний, а нередко вообще отказывается от горячей воды.

Используйте для закалива ния все возможности!

        Хорошо закалить городского ребенка можно и летом, и зимой. Ис пользуйте для этого все возможности, в том числе – зимние и летние походы в лес, на речку, на рыбалку. Чем боль ше будет малыш общаться с природой, тем спокойнее и здоровее он будет себя ощущать.



Предварительный просмотр:

               МБДОУ" Детский сад № 49"Ручеёк"

Консультация

«ДЫХАНИЕ»

 

Инструктор по физ. культ.:

                          Зубкова Е.Л.

г. Городец

ДЫХАНИЕ

        Дыхание, как известно, заключается в вентилировании лег ких, в замене использованного воздуха свежим, богатым кисло родом.

        1.   Для того чтобы научить ребенка полноценно дышать, у детей вызывают потребность в притоке большого количества кислорода и в удалении накопившейся углекислоты. Такая потребность возникает при большой затрате мышечной энер гии, например, при беге, прыжках. Вот почему так полезны подвижные игры с бегом на свежем воздухе.

        С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. При дыхании через нос воздух, проходя через узкие кана лы носа, согревается, очищается от пыли, благодаря ресничкам, имеющимся на слизистой оболочке носа, и поступает в легкие теплым и чистым.

        При дыхании через рот воздух попадает непосредственно в легкие. Это увеличивает возможность получения инфекции. При этом грудная клетка, сердце плохо развиваются, жизнен ная емкость легких обычно бывает низкой.

        Дыхание через нос возбуждает дыхательный центр, кото рый расположен в продолговатом мозге, человек дышит глуб же, чем через рот.

        Переход с дыхания через нос на дыхание через рот, особен но во время бега, является для взрослого сигналом, что ребенок получил достаточную физическую нагрузку, и ее надо снизить, т.е. перейти с бега на ходьбу.

        2.  Дети дошкольного возраста имеют склонность задержи вать дыхание при выполнении всякого непривычного движе ния, требующего от них некоторого усилия и напряжения.

        Поэтому важно научить ребенка не задерживать дыхание при выполнении упражнений. Для этого гимнастические уп ражнения сопровождаются звуками или словами, соответству ющими образу упражнения. Они произносятся в тот момент, когда надо сделать выдох, т.е. когда сужается грудная клетка. Вдох совпадает с моментом расширения грудной клетки и рас слабления мышц брюшной полости. При боковом сгибании и поворотах туловища выдох совпадает с наклоном или поворо том туловища в одну сторону, а вдох – с поворотом или наклоном в другую, или с моментом выпрямления, если упражнения делаются с остановкой на моменте выпрямления. Звуки и сло ва также придают упражнениям эмоциональную окраску.

        3. Важно научить детей экономно расходовать имеющийся в легких воздух, регулировать работу своих дыхательных мышц. Такое экономное расходование воздуха имеет большое значение при речи и особенно при пении. Вдох делается очень быстро, а затем воздух задерживается в легких и постепенно выдыхается при произнесении звуков.

        Некоторые упражнения можно проводить в двух темпах – медленном и быстром. При медленном темпе дети учатся эко номно делать выдох, быстрый темп дается для повышения ак тивности детей.

        При медленном темпе выдох делается со звуками: «тсс», «шш», «пф», или сопровождается словом «вниз». При быстром темпе на выдохе можно произносить слова: «вперед», «вправо», «ух» или считать: «раз», «два».

        В имитационных упражнениях образ иногда подсказывает определенный темп движения – например, «согревание». В этом упражнении после нескольких быстрых обхватов плеч руки надо медленно опустить через стороны вниз, с продолжи тельным выдохом.

        Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп дви жения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые дол жны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбива ет детей с естественного ритма дыхания.

        Движения с участием большого количества групп мышц выполняются в более медленном темпе, чем движения для верхних и нижних конечностей.

        Если размер помещения, где проводится утренняя гимнас тика, не позволяет упражняться в беге, то можно ограничиться ходьбой, начиная с легкой ходьбы на месте, затем переходя к более энергичной и вновь снижая интенсивность. Отметим, что неторопливый и достаточно длительный бег (в соответствии с возрастом) развивает выносливость, приучает рассчитывать свои силы, воспитывает выдержку и самоконтроль.



Предварительный просмотр:

МБДОУ" Детский сад № 49"Ручеёк"

Беседа с родителями

"Лечебная физкультура в бассейне"

Инструктор по физ. культ.:

                       Зубкова Е.Л.

г. Городец

        У детей с неправильной осанкой и с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) страдает рессорная функ ция позвоночника: он мягкий, эластичный, естественная кри визна не закреплена, поэтому, когда ребенок лежит, позвоноч ник выпрямляется, появляются ненормальные изгибы, которые затем могут вызвать деформа цию. Связочно-мышечный аппа рат развит слабо, и не полностью завершено окостенение, поэто му стопа легко подвергается деформации, вследствие которой развивается плоскостопие.

        Во время плавания вода делает тело ребенка легким. Давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоноч ник, снижается. Мягкие движения нога ми обеспечивают разностороннюю на грузку на нижние конечности, создавая таким образом условия для формирова ния и укрепления твердой опоры для ног.

        При плавании большая динамичес кая работа ногами в безопорном поло жении оказывает укрепляющее воздей ствие на стопу и предупреждает плос костопие. Кроме того, плавание развивает координацию, ритмичность дви жений. Важным является и температур ное воздействие водной среды. Теплая вода оказывает болеутоляющий эф фект, снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя ком фортно, а постепенное понижение тем пературы служит закаливающим факто ром.

        Итак, плавание – мощный эмоцио нально положительный фактор, кото рый позволяет решать важные для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП задачи. Плавание способствует коррекции нарушения осанки в разгрузочном положе нии позвоночника; предупреж дению плоскостопия, снятию мышечного тонуса, оказывает за каливающее действие, облегчает адаптацию к водной среде.

        Решение этих задач в условиях дошкольного учреждения весьма важно: дети с нарушением осан ки часто болеют. На занятиях к детям подходят дифференциро ванно, с учетом состояния их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности и соответствующего диагноза. Упражнения на занятиях по плаванию выполняются в основном в горизонтальном положении, т.е. в положении максимальной разгрузки позвоночника, что, как мы уже сказали, уменьшает его искривление.

        Для детей с ДЦП занятия короче (15 минут) и вода на два градуса выше: иначе у них может возникнуть озноб и, как результат ухудшиться координация движений и ориентирование. Вначале они выполняют упражнения на бортике, а затем заходят в воду. Занятия включают упражнения на дыхание, преодоление страха перед водой, координацию движений, открывание глаз под водой, всплывание и погружение под воду, плавание в ластах, с гантелями и т.д. Занятия плаванием проводится два раза в неделю в утренние часы. Дети, которые не ходят, пробуют передвигаться по дну бассейна и со страховкой взрослого подняться по лестнице.

Занятия для детей с нарушением осанки.

        Подготовительная часть на суше. Упражнения для рук и плечевого пояса выполняются на суше (5 минут).

        Основная часть занятия в воде (25 минут).

  1. Дыхательные упражнения: вдохи и выдохи в воду (10 раз). Контроль осуществляется за выдохом.
  2. И.п. – стоя на дне, руки вверх. Руки вперед, оттолкнуться от стенки бассейна, скользить на груди с прямыми ногами как можно дальше, не сгибаясь в позвоночнике (три – пять раз).
  3. И.п. – лежа на груди, руками держаться за поручень. Работать ногами (кроль), стараясь не прогибаться в позвоночнике. Сосчитав до шести, сделать вдох и продолжать работать ногами (10 – 12 раз).
  4. И.п. – стоя спиной к поручню, руки в стороны, кисти на поручне. 1 – шаг вперед, прогнуться; 2 – и.п. То же другой ногой. Кисти скользят навстречу друг другу.
  5. Дыхательные упражнения.
  6. Плавание на груди с доской с работой ногами в стиле брасс. Держать горизонтальное положение на воде.
  7. Плавание на спине с доской с работой ногами в стиле кроль. Тянуться руками вверх.
  8. И.п. – руке на поручне; ноги и спина прямые. 1 – 2 – разведение и сведение двух ног одновременно (шесть – восемь раз).
  9. И.п. – то же. Носками ног тянуться вперед (шесть – восемь раз).
  10. Плавание: руки и ноги работают в стиле брасс, дельфином; подвижная игра "Стрелка"; упражнение "Поплавок". Дыхание произвольное. Стремиться к большому скольжению. Правильное выполнение глубокого вдоха

       



Предварительный просмотр:

Игровой самомассаж

        «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме,  дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

« Утка и кот »

 Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний

 

А уточки, а уточки

Все топают по улочке.

Идут себе вразвалочку

И крякают считалочку.

Утка крякает, зовет                                   Поглаживать шею ладонями сверху

Всех утят с собою,                                             вниз.

А за ними кот идет,                                         Указательными пальцами растирать

Словно к водопою.                                     крылья носа.

У кота хитрющий вид,                                    Пальцами поглаживать лоб от середины

Их поймать мечтает!                                       к вискам.

Не смотри ты на утят-                                    Раздвинуть указательный и средний

Не умеешь плавать!                                        пальцы, сделать «вилочку» и массировать

                                                                             точки  около уха.

« Гусь »

Массаж пальцев

   Где ладошка?  Тут? Тут!                                            Показывают правую ладошку.

   На ладошке пруд? Пруд!                                            Гладят левой ладонью правую.

   Палец большой-                                                            Поочередно массируют

   Это гусь молодой,                                                         каждый палец.

   Указательный-поймал,

   Средний-гуся ощипал,

   Безымянный-суп варил,

   А мизинец-печь топил.

   Полетел гусь в рот,                                                       Машут кистями, двумя ладонями,

   А оттуда в живот.                                                          прикасаются ко рту, потом к животу

   Вот!                                                                                  Вытягивают ладошки вперед.

« Божьи коровки »

Массаж ног

Божьи коровки, папа идет,                                      Сидя, поглаживать ноги сверху донизу

Следом за папой мама идет,                                     Разминать ноги

За мамой следом детишки идут,                              Похлопывать ладошками

Вслед за ними малышки бредут                              Поколачивать кулачками

Юбочки с точками черненькими.                           Постукивать пальцами

На солнышко они похожи,                                        Поднять руки вверх и скрестить кисти,

Встречают дружно новый день.                               широко раздвинув пальцы

А если будет жарко им,                                             Поглаживать ноги ладонями и спрятать

То спрячутся все вместе в тень.                              Руки за спину.

« Пироги »

Самомассаж тела

За стеклянными дверями                                         Выполнять хлопки правой ладонью

                                                                                        по левой руке от кисти к плечу.

Ходит мишка с пирогами                                          То же по правой руке

Здравствуй, Мишенька-дружок,                               Хлопки по груди

Сколько стоит пирожок?                                           Хлопки по бокам

Пирожок-то стоит три,                                                Хлопки по пояснице

А готовить будешь ты!                                               Хлопки по ногам сверху вниз

Напекли мы пирогов,                                                  Выполнять последовательное погла-

К празднику наш стол готов!                                     живание рук, корпуса, ног

« Дедушка Егор »

Гимнастика для ног для профилактики плоскостопия

 Из-за лесу, из-за гор                                           Ходьба на месте, не отрывая носки от пола,

 Едет дедушка Егор.                                            стараясь поднимать выше пятки.

 Сам на лошадке,                                                 Ходьба на пятках, руки за спиной

 Жена на коровке,                                               Ходьба на носках, руки за головой

 Дети на телятках,                                              Ходьба с перекатом с пятки на носок, руки

                                                                                на поясе.

 Внуки на козлятках.                                          Ходьба с высоким подниманием ног, сог-

                                                                                нутых в колене, руки в стороны

 Гоп, гоп, гоп!                                                       Приподниматься на носки и опускаться

                                                                                на всю ступню.

 Приехали!                                                            Присесть

« Медведюшка »

Гимнастика для ног

Покажи-ка нам, медведюшка,                                 Ходьба на внешнем своде стопы

Как сбирались красны девушки

За брусникой, за малиной

Да за ягодой калиной,

Как с корзинками шли по лесу,                              Ходьба с перекатом с пятки на носок

Набирали ягод доверху,

Отдохнуть они садились,

Ко пенечку прислонились.

Покажи-ка нам, медведюшка,                      Вставать на носки, делая вдох и разводя руки

Как зевали красны девушки,                        в стороны, и опускаться на всю стопу.

Как накрылися платочком                                     Сесть на пол, руки-упор сзади

Да уснули под кусточком.                                       Попеременно вытягивать и выпрямлять

                                                                                      носки ног

Как вскочили, потянулись,                                     Встать, потянуться

Меж собой переглянулись,                                      Повороты в стороны

Звонко песню запевали,                                           Ходьба топающим шагом

Хороводы затевали.

« По таинственной дороге »

Гимнастика для стоп

По таинственной дороге                                 Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку

Шли таинственные ноги.

По большой дороге                                          Ходьба на месте, не отрывая носки от пола

Зашагали наши ноги.

По пыльной дорожке                                      Перекаты с носка на пятку, стоя на месте

Шагали наши ножки.

А маленькие ножки                                         Быстрая ходьба с высоким подниманием ног,

Бежали по дорожке.                                         согнутых в коленях

На узенькой дорожке                                       Ходьба со сведенными носками ног

Устали наши ножки.

Усталые ножки                                                 Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа

Шли по дорожке.                                               туловище прямо и глядя вперед

На камушек мы сели,                                      Сидя на стуле, поднимать и опускать носки

Сели, посидели.                                                 ног, не отрывая пяток от пола

Ножки отдыхают,                                 Погладить мышцы ног и ступни

Мышцы расслабляют.

« Колобок »

Упражнение для профилактики плоскостопия

Тише, тише, Колобок!                                               Ходьба с высоким подниманием ног,

Вдруг услышит серый волк.                                    согнутых в коленях.

Тихо ножками пойдем,                                              Ходьба на носках, сохраняя хорошую

Незаметно прошмыгнем.                                          осанку

Но румяный Колобок                                                Приподниматься на носки и опускаться  

Прыгнул прямо в огород,                                         на всю стопу

Через грядки вдоль забора                                       Перекаты с носка на пятку.

Скачет, словно от Федоры.

« Плотник »

Самомассаж рук

Мастер в руки взял фуганок,                   Поглаживать левую руку от плеча к кисти 4 раза 
Остро наточил рубанок,                            
Поглаживать правую руку

Доски гладко отстругал,                            Разминать левую руку

Взял сверло, шурупы взял,                       Разминать правую руку

Доски ловко просверлил,                          Круговые движения пальцами правой руки от

                                                                        плеча к левой кисти

Их шурупами свинтил,                              То же левой рукой

Поработал долотом,                                    Поколачивание по левой руке

Сколотил все молотком.                            Поколачивание по правой руке

Получилась рама –                                      Быстро перебирая пальцами правой руки, прой-

                                                                         ти ими по левой от плеча до локтя

Загляденье прямо!                                       То же левой рукой

Прекрасный тот работник                         Погладить левую руку

Зовется просто: плотник.                                  Погладить правую руку

« Лес зеленый »

Массаж лица

Теплый ветер гладит лица,                           Двумя ладонями провести, не слишком

Лес шумит густой листвой.                           надавливая, от бровей до подбородка и

                                                                             обратно 4 раза

Дуб нам хочет поклониться,                         От точки между бровями большим пальцем

Клен кивает головой.                                     левой руки массировать лоб, проводя пальцем

                                                                            до середины лба у основания волос – 4 раза

А кудрявая березка                                        Массаж висковых впадин большими пальцами

Провожает всех ребят.                                   правой и левой рук, совершая вращательные

                                                                             движения – 8 раз

До свидания, лес зеленый,                             Поглаживание лица ладонями сверху вниз -

Мы уходим в детский сад!                              4 раза.

                                                   « Ладошки »

Самомассаж

Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка,                 Хлопки в ладоши

Хлоп, другая!

Правой, правою ладошкой                                   Шлепки по левой руке от плеча к кисти

Мы пошлепаем немножко.

А потом ладошкой левой                                      Шлепки по правой руке

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом                                           Легкое похлопывание по щекам

Даже щечки мы побьем.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!                               Хлопки над головой       

По коленкам – шлеп, шлеп!                                  Хлопки по коленям

По плечам теперь похлопай!                                Шлепки по плечам

По бокам себя пошлепай!                                      Шлепки по бокам

Можем хлопнуть за спиной!                                 Шлепки по спине

Хлопаем перед собой!                                             Шлепки по груди

Справа – можем! Слева – можем!                       Поколачивание по груди справа, слева

И крест-накрест руки сложим!

И погладим мы себя.                                              Поглаживание по рукам, груди, бокам,

Вот какая красота!                                                  спине, ногам.

« Наши ножки »

Самомассаж стоп

      - Дети садятся, снимают обувь, кладут ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая «щеточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги;

      - Ладонью правой руки энергично трут ступню левой ноги;

      - Двумя руками разминают пальцы левой ноги;

   

      - Правой рукой разминают пятку левой ноги;

      - Шевелят пальцами левой ноги;

      - Ладонью правой руки поглаживают ступню левой ноги;

      - Обеими ладонями поглаживают голеностопный сустав;

      - Топают ногой по полу.

      - Повторяют все с правой ноги.

« Прогулка »

Упражнение для профилактики плоскостопия

Дружно за руки возьмемся,                   Ходьба с перекатом с пятки на носок

В лес зеленый мы пойдем,

По полянке мы пройдемся,

Песню весело споем.

Нагибайся, погляди-ка,                          Ходьба боком по толстому шнуру

Что краснеет по кустом?

Ты не прячься, земляника,

Все равно тебя найдем!

Комары звенят над нами,                      Перекаты с носка на пятку, стоя на толстом шнуре

Комары кусают в лоб.

Мы воюем с комарами,                          Одновременно с перекатами выполнять хлопки в

Мы в ладоши хлоп, хлоп, хлоп!            ладоши перед собой, над головой, справа, слева,

                                                                     внизу.



Предварительный просмотр:

Полезные советы для родителей.

Закаливание - первый шаг на пути к здоровью.

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.

При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:

  • проводить закаливающие процедуры систематически;
  • увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;
  • учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;
  • начинать закаливание в любом возрасте;
  • никогда не выполнять процедуры, если малыш замерз;
  • избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;
  • правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;
  • закаливаться всей семьей;
  • закаливающие процедуры
  • сочетать с физическими упражнениями и массажем;
  • в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.

Способы закаливания

Основные факторы закаливания - природные и доступные «Солнце. Воздух и Вода». Начинать закаливание детей можно с первого месяца жизни после осмотра малыша врачом-педиатром.

«Холодный тазик»

Налейте в таз холодную воду с температурой не выше +12С и облейте ступни ребенка, стоящего в ванне. Попросите ребенка потопать ножками, пока стекает вода. Отверстие для стока воды должно быть открытым. Промокните ноги полотенцем. В первый день продолжительность ходьбы - 1 минута, ежедневно добавляйте по 1 минуте, доводя до 5 мин. Помните! Лучше проводить закаливание в течение 1 мин в хорошем настроении ребенка, чем 5 мин с капризами.

«Холодное полотенце»

Если ребенку не нравится обливание холодной водой, постелите в ванне полотенце, смоченное холодной водой (тем 12 С) Попросите ребенка потопать ножками (не стоять!) на нем в течение 1 мин (утром и на ночь). Вытрите ребенку ноги, не растирая, а промокая полотенцем.

«Контрастный душ»

Ребенок вечером купается в ванне. Пусть он согреется в теплой воде. А потом скажите ему: «Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем по лужам». Вы открываете холодную воду, и ребенок подставляет воде свои пяточки и ладошки.

Если ребенок боится воздействия холодным душем, то можно вначале поставить тазик с холодной водой и сказать: «А ну, давай с тобой по лужам побегаем!» И вот из теплой ванны - в холодный таз (или «под дождик»), а потом - опять в ванну. И так не менее трех раз. После процедуры укутайте ребенка в теплую простыню не вытирая, а промокая воду, потом оденьте его для сна и положите в кровать.

                 C:\Users\Умка\Downloads\закаливание.jpg