Консультации для педагогов

Долженко Татьяна Анатольевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №39 «ПОЛЯНКА»

Сообщение для педсовета

«Заболеваемость: пути снижения и правильное питание детей дошкольного возраста»

Подготовил: воспитатель1 категории

Долженко Т.А.

Февраль 2018

        

        Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации и оздоровительной работы по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.

Главная задача воспитателей выработать у детей разумное отношение к своему организму, править необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни. Снижению риска развития хронических заболеваний способствует и изменение образа жизни родителей (отказ от курения, алкоголя, употребление здоровой пищи), увеличение физической активности, общение с природой.

Нездоровый образ жизни увеличивает риск заболеваний.

Программа сохранения и укрепления здоровья базируется на нескольких основных принципах:

  • повышение знаний о состоянии здоровья
  • выяснение     причин     нарушения    здоровья,     проведение    мер    на
    предупреждение заболеваний.
  • организация адаптации в ДОУ: сокращенный день, воздух, активные
    игры.
  • профилактика инфекционных заболеваний, сбалансированное питание.
  • условия:   воспитания,   обучения,   формирование   навыков   здорового
    образа жизни, фито, аэротерапия
  • кварцевание, профилактические мероприятия
  • лечебно-оздоровительные работы
  • оздоровительные работы в группах

Правильная        организация воспитательно-образовательной и

оздоровительной работы предусматривает строгое соблюдение режима, построение занятий с рациональным использованием времени, выполнение гигиенических требований. Движением принадлежит едва ли не основная роль.

От степени физической активности зависит развитие двигательных навыков, развитие памяти, восприятие, эмоции, мышление 

При организации двигательной активности включая и занятия должны преобладать беговые упражнения. Для поддержания интереса должна быть частая смена сменяемости упражнений. Способствуют оздоровлению подвижные игры. Дети заинтересованы, когда используют музыкальное сопровождение. Для оздоровления хорошо приучать детей не просто к низкой температуре, а к ее перепадам, попеременно воздействуя то теплом, то холодом. Полезен контрастный душ для закаливания. Способствует закаливанию упражнения на воздухе, ходьба босиком, адекватная температурному режиму одежда. У детей, получающих контрольные, водные и воздушные процедуры снижается заболеваемость на 29-54%.

Для детей часто болеющим необходим щадящий оздоровительный режим.

  • создание        благоприятного        эмоционально-психологического
    микроклимата (доброжелательное общение, создание условий для уединения).
  • увеличение продолжительности дневного сна
  • строгое   соблюдение   общего   режима   чередования   спокойных   и подвижных игр, разная смена деятельности
  • летом пребывание на свежем воздухе максимальное.

В I половине дня больше использовать подвижные игры, соревнование. Летом проводить гимнастику на воздухе, включать медленный бег в течение 3 минут. Экскурсии для старших детей не более 30-40 минут. Длина пути не более 1,5 км (для 4-5 лет), не более 2-х для (5-6 лет) в один конец.

На активную двигательную деятельность должно отводиться 3,5 -4 часа в день.

При наличии чистого травяного покрытия могут играть босиком (это не только средство закаливания, но и профилактика плоскостопия).

Для хождения босиком оборудовать специальную дорожку из нескольких ящиков. В одном песок, мелкая галька, керамзит, для увеличения элемента закаливания - дорожку залить водой, сделав фонтанчики рядом.

Чтобы заложить основы крепкого здоровья детей, перед детским садом ставят задачи:

3

1.Охрана и укрепление здоровья, совершенствование физического развития, улучшение физической, умственной работоспособности.

2.Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

3. Формирование потребности в физической культуре и физическом совершенствовании, вооружить знаниями, умениями и навыками самостоятельных занятий, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Реализация всех задач должна быть направлена на обеспечение физического и психического благополучия ребенка. Двигательная активность должна вызывать у детей комфортное состояние.

С раннего детства вы должны приучать детей заботиться о своем здоровье: воспитывать привычку к чистоте, аккуратности, порядку, овладевать культурно-гигиеническими навыками.

Творчески работающие педагоги, для организации двигательной активности детей используют простейший выносной материал (цветные шнуры, плетеные обручи, набивные мячи, деревянные кубы).

Оздоровительная работа может быть успешной только при правильном подходе к режиму дня.

Избегать торопливости. Не нарушая режима, в зависимости от сложности усвоения материала на занятии, одно занятие может быть 25 минут (в средней группе, а другое 15 минут). Ориентироваться надо на заинтересованность детей, их работоспособность.

Для закаливания немалую пользу приносит сухие, и влажные обтирания верхней части тела. Практикуются солевые дорожки. Хождение босиком, контрольное обливание стоп. К более простым методам относится полоскание горла прохладной водой, обливание рук после сна.

Необходимо помнить, что выбор средств зависит от условий, в которых будет проводиться, индивидуальных особенностей ребенка, подготовленности педагогов и осведомленности родителей.

4Задачи физического воспитания должны осуществляться людьми, знающими методику,      умеющими      вести      заряд      бодрости.      Педагогам      необходимо самообразование, чтобы повысить свое мастерство.

Закаливание - важное звено в системе физического воспитания. В основе закаливания должны быть следующие факторы:

  • закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент
    режима дня.
  • закаливающие   процедуры   различаются    как   по    виду,   так   и    по
    интенсивности.
  • закаливание    осуществляется    на    фоне    различной    двигательной
    активности.
  • проводиться на положительном эмоциональном фоне, при нормальной
    температуре, одежде детей.
  • допустимо различное сочетание закаливающих воздействий.
  • первостепенно - обеспечение комфортных условий
  • чистота воздуха, проветривание.

Прогулка - зимой дети до 4 лет гуляют при температуре до 15 градусов. При более низких температурах, прогулка сокращается

Важно одевать соответственно погоде и сезону. Следует приучать ходить босиком. Можно перед сном ходить по дорожке до кровати босиком. Утреннюю гимнастику и физкультурные занятия можно проводить сначала в носках, потом босиком.

При закаливании широко используется вода: утреннее умывание, растирание, мытье рук, мытье ног, игры с водой.

Хорошо систематически полоскать рот кипяченой водой. Вода вымывает остатки пищи, препятствует размножению микробов. Полоскание рта предупреждает ангину и кариес зубов.

Очень эффективен и прост в выполнении метод кратковременного сильного раздражителя - воздействия воды из-под крана.

5

Проводится так. Дети перед сном, босиком проходят по гигиеническим коврикам, затем в течение 5 секунд топчутся в тазу, где налита вода из - под крана, вновь проходят по дорожке из сухих простыней, ложатся в постель.

Температура воды - +13 градусов, +18 в теплое время,

+6 +до+10 - в холодное время.

Подходить к этому индивидуально. Это очень снижает заболеваемость. Нужно учитывать, что эффективность бывает только когда все проводиться в системе и дома тоже.

Здоровым можно назвать человека, когда он здоров и душой и телом. Во время заболевания мы привыкли глотать таблетки, стоять у врача, но никто не задумывается о том, что первые сигналы болезни - подсказка, что человек не на правильном пути. Неправильно мыслит, поступает, не того желает отсюда причина заболевания.

Нужно помнить, что проявление раздражительности, недовольства, разговора на повышенных тонах, с возмущением, унижением это сила зла, которая проходит через самого человека, разрушая его здоровье и физическое и душевное, а потом наносит вред всем окружающим.

Каждый человек ежедневно, ежечасно мыслит. Получается цепочка мысль, слова, действия.

За злую мысль цепляется плохое слово, плохое действие. Появляются раздражение, обида, гордыня, злость.

Человек должен осознавать, управлять собой. Появились плохие мысли -надо  переключать  свое  внимание  на что-нибудь  приятное.  Следить за  своим дыханием, оно помогает справиться с дурными мыслями.

Иногда нам кажется, что наши мысли никто не замечает, мы не даем им волю, но не понимаем, что этим вредим себе. Что отрицательная энергия, которую он посылает в пространство обернется для него чем-то положительным.

Если один человек посылает другому мысли ненависти или зла, а тот человек не принял эти мысли. Тогда эти дурные мысли возвращаются и с удесятерённой силой бьют по этому человеку. Злоба и проклятия оборачиваются против того, кто

породил их. Энергия мысли обладает огромной силой, поэтому хотя бы несколько раз в день надо посылать мысль не о себе, а о мире. Путь миру будет хорошо! И важно донести это до детей, чтобы они направили свой путь к любви и свету. Л.Латохина.

Особую роль необходимо отводить музыкотерапии. Влияние музыки благотворно влияет на работу сердца, на оздоровление детей.

При двигательной активности и в физических паузах больше использовать ф и з кул ьтм и ну тки.

Необходимо соблюдать принципы.

  • дети должны иметь достаточно времени для двигательной активности
  • должно быть просторное помещение
  • использовать нестандартное оборудование
  • работу проводить в контакте с семьей

 

Список литературы:

  • Зимонина В.Н. «Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного».
  • Доскин В.А. «Растем здоровыми»: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры.
  • Богина Т.Л. «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях». Методическое пособие.
  • Доман Г. и Д., Хаги Б. «Как сделать ребенка физически совершенным».
  • Т.И. Осокина «Физическая культура в детском саду»«Игры и развлечения детей на воздухе».



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – Д/С №39 «ПОЛЯНКА»

Консультация для педагогов

«Звуко-буквенный анализ. Что нужно знать, чтобы правильно выполнять»

Подготовил: воспитатель 1 категории

Долженко Т.А.

Октябрь 2017

Большинство взрослых  предполагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников и младших школьников при обучении грамоте. Причиной этого может быть педагогическая запущенность, отсутствие желания и привычки заниматься, сниженное внимание, трудности в поведении ребенка. Но, как показывает практика, основной причиной является нарушение фонематического восприятия, несформированность навыков звукового анализа.

Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове. Звуковой анализ и синтез основывается на фонематическом восприятии. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать фонемы (звуки речи) и определять звуковой состав слова. Без специального обучения, без помощи взрослых детям сложно освоить звуковой анализ и синтез. Задача логопеда и родителей – оказать детям максимальную помощь.

Часто взрослые, обучая ребенка звуковому анализу или чтению, допускают ошибки: путают понятия «звук» и «буква», предлагают для анализа или чтения слишком сложные слова и др. Для того, чтобы избежать таких ошибок, взрослым необходимо владеть следующими знаниями.

Детям сложно усвоить такие понятия как «речь»«предложение»«слово»«слог»«буква»«звук». На помощь приходят игры.

Например, для того, чтобы научить ребенка определять наличие либо отсутствие звука в слове, можно использовать игры-звукоподражания. (Летят жуки и жужжат: жжж. Спой песенку жука. Улетели жуки, а их песенка осталась: жжж. Песенка жука осталась в слове жук. Послушай, как я спою эту песенку: жжжук. Спой песенку жука в других словах: жжжираф, лыжжжи, и др.)

Общее правило работы по формированию навыков звукового анализа: соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова, полный звуковой анализ.

Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:

• Сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком.

• Затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук.

• Действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

• Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков или кружочков, равных по количеству звукам в слове.

• Ребёнок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы.

• Затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки.

• Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по-прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ на основе громкого проговаривания.

• В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее из определенного количества звуков.

Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава?

Существует четкая последовательность предъявления звуков и слов. Сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных. Хорошо слышатся в слове сонорные согласные Л, Р, М, Н, поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах. При выделении последнего звука можно брать глухие согласные, так как конец слова для таких звуков — позиция сильная, и они звучат отчетливо. Трудны для выделения в начале слова взрывные звуки К, Г. На этапе обучения звуковому анализу рекомендована к использованию такая последовательность позиций анализируемых звуков.

Для узнавания звука в слове:

• ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине, слова);

• согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки Р, Л, М, Н или глухие согласные К, Т, П, X, Ц, Ч, С, стоящие в конце слова);

• любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).

Для определения первого звука в слове:

• ударные гласные;

• сонорные согласные;

• щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ;

• остальные согласные звуки.

Для определения последнего звука:

• ударные гласные;

• сонорные согласные;

• щелевые согласные.

Порядок анализируемых слов следующий:

• слова из двух гласных (типа ау);

• слова из двух звуков (типа ум);

• слова из трех звуков (типа рак);

• слова из двух открытых слогов (типа мама);

• слова из одного слога со стечением согласных (типа волк);

• слова из одного слога со стечением согласных (типа стол);

• слова из двух слогов (типа сумка);

• слова из трех открытых слогов (типа корова).

Список литературатуры:

1. Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Обучение чтению по системе Д. Б. Эльконина. Методическое пособие к Букварю. - М.: Просвещение, 2003.

2. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб.: «Каро», 2002. 
3.  Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.- М., 2006.
4. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 2005.
5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – Д/С №39 «ПОЛЯНКА»

Семинар – практикум

«Коммуникативная компетентность педагога. Эффективное общение»

Подготовил: педагог 1 категории

Долженко Т.А.

Апрель 2019

Цель: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности.

Задачи:

  1. Обобщить методический и практический материал по проблеме для осуществления развития умений эффективного общения.
  2. Предоставить возможность педагогам провести самооценку коммуникативных способностей.
  3. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений.
  4. Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений.
  5. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.
  6. Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.

Средства: опрос, практические упражнения, игровые ситуации, беседа.

Форма работы: групповая, подгрупповая.

Оборудование: доска, магниты, цветокс обозначенными коммуникативными способностями на лепестках, мяч.

Раздаточный материал:

Цветные карандаши (жёлтого цвета), ручки, доска с магнитами, стулья по количеству участников, бумага, бейджики разного цвета (6 цветов).

Ведущий:

Добрый день, уважаемые педагоги! Тема нашего сегодняшнего семинара: «Коммуникативная компетентность педагога. Эффективное общение»

Вводная часть:

Всем участникам предлагается подойти к стенду и “оценить свое умение общаться”. Для этого к листочкам с обозначенными коммуникативными способностями: “способность управлять своим поведением в разных, в том числе конфликтных ситуациях”, “способность преподнести свои положительные качества”, “способность принять другого человека таким, какой он есть”, “способность публично выступать” каждый участник прикрепляет 1–2 фишки или рисует смайлик. Это будет означать, что данные способности в педагоге хорошо развиты.

Далее  каждому участнику раздаются бейджики с вкладышами разного цвета, на них педагоги пишут свои имена. Участники рассаживаются в полукруг.

Ход семинара:

Ведущий: 

Нашу встречу мне хотелось бы начать с приветствия. Перед началом семинара каждый из вас на пейджике написал свое имя. Это значит, что участнику будет удобнее, если его будут называть именно так. Сейчас мы поиграем в игру: «Имя +»

Игра “Имя +”

Ход: Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАДЕЖДА – НАСТОЙЧИВАЯ И Т.Д

Ведущий: 

Каждому из вас перед началом семинара-практикума было предложено оценить свои способности в общении. Предлагаю подвести результаты.

(Участники отметили специальным знаком только те способности (не больше 2-х), которые на их взгляд очень хорошо развиты. Подсчитывается количество фишек, выбирается наиболее развитая способность).

Ведущий:  

Данные экспресс - диагностики показывают, что наиболее развита “способность…(продолжить фразу)”. А также наибольшую трудность вызывает “способность…(продолжить фразу)”, только … (количество фишек) отметили ее высокий уровень развития. Таким образом, можно обозначить актуальность данного семинара-практикума в связи с тем, что какой бы общительный человек не был, всегда есть - чему еще поучиться.

Ведущий:  

Итак, что же такое ОБЩЕНИЕ? Формулировок понятия ОБЩЕНИЕ много.

Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Под педагогическим общением понимают систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.

Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.

Проблемный вопрос: что такое ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ? Что вкладывается в это понятие?

Предлагаю вам самостоятельно выполнить подгрупповое задание. Делиться на группы предлагаю по цвету ваших бейджиков. (Предложить педагогам разделиться на группы по цвету бейджиков).

Самостоятельная работа

(На доске вывешивается фраза ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ. Участники делятся своим восприятием данного понятиявысказывая свое мнение, записывая на листочках, в течение 2 минут, листочки прикрепляются на доску, получается СБОРНОЕ понятие).

Ведущий: 

Действительно, ЭФФЕКТИВНОСТЬ общения зависит от всего, перечисленного вами: психологического комфорта на рабочем месте, интереса к работе и позитивного настроя, творчества в труде.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося, воспитанника уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.

  • Я-концепция зависит, от социального окружения ребёнка
  • От особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения

Ведущий: 

Готовясь к семинару, я нашла несколько цитат об общении. Предлагаю вам в  группах обсудить их и прокомментировать свое восприятие этих слов для всех присутствующих.

Упражнение “Цитаты” (деление на подгруппы по цвету пейджиков)

Ход: 

(Для каждой группы предлагается лист с цитатой. За 5 минут необходимо прочитать цитату и подготовить краткий комментарий к ней).

  1. “Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение”.
  2. “Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего”.
  3. “Нет никаких гарантий, что ваш собеседник слышит то, что вы хотели бы ему сказать”.
  4. “Настраивайтесь на человека, а не на сообщение”.
  5. “Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам”.
  6. “Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо”.

(После подготовки каждая группа педагогов представляет свои комментарии).

Ведущий:

Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.

Кем вырастет ребёнок, во многом зависит от нас – педагогов. В частности от эффективности общения.

Ведущий: 

Предлагаю далее рассмотреть методы, которые помогают налаживать эффективное общение при взаимодействии.

Методы эффективного общения

Ведущий: 

  • Умение слушать и слышать

Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Во время слушания решаются задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника.

Эффективность общения зависит от правильной постановки вопроса.

Вопросы:

Открытые: призваны помочь ребенку, прояснить его проблемы

Закрытые: лишь подразумевают ответы «да» или «нет»

(Далее участникам предлагается потренироваться в правильной постановке вопроса, предполагающего мотивацию ребенка к продолжению своего рассказа. Ведущий зачитывает закрытый вопрос, участники “делают” его открытым).

Упражнение: «Закрытые и открытые вопросы»

Варианты вопросов:

  1. У тебя сегодня был хороший день?
  2. Ты сегодня плохо вел себя в детском саду?
  3. Ты не хочешь поесть?

Ведущий: следующий метод эффективного общения

  • Умение быть наблюдательным и внимательным ко всем членам группы

Ведущий: 

Каким образом эта способность помогает нам устанавливать эффективное общение? 

(Ответы участников).

Ведущий: 

Существуют функции, средства и формы общения. О них нам расскажут специалисты учителя-логопеды.

Учитель-логопед:

Функции общения.

Выделяют несколько функций общения:

  • Установление общности между людьми, которому способствует знакообмен, который позволяет выделять «своих» среди всех прочих. Человек, который отмалчивается и отворачивается от людей, тем самым подает им (хочет или не хочет) знак, который читается следующим образом: «Я вам не свой, вы мне не свои».
  • Регуляция совместной деятельности. Участие в совместной деятельности требует от каждого из нас определенных знаний. Дети получают их с самого рождения за счет общения со старшими.
  • Изначальный инструмент познания всего на свете.
  • Осознание своего «Я». Ребенок в процессе общения постоянно переходит к «опредмечиванию» самого себя, к выделению «Я» среди других людей, среди разнообразных «не Я».
  • Самоопределение личности в ее мыслях и поступках. Происходит во время удовлетворения потребностей физиологических и психологичеких (потребность в положительных эмоциях).

Учитель-логопед:

Средства и формы общения воспитателя с детьми.

На протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько уровней форм общения детей и взрослых.

  1. Непосредственно-эмоциональное общение с близкими взрослыми. В его основе лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение младенца со взрослыми протекает вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста. Эта форма общения имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Основными средствами общения на этом этапе являются мимические движения.
  2. Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 3 года). Главной особенностью этого вида общения детей со взрослыми следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям, обращение за разрешением). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, поскольку она оказывает влияние на усвоение действий с предметами.
  3. Внеситуативно-познавательная форма общения (3-6 лет). Признаками появления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения. При этом виде общения ребенок обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии.
  4. Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет). Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира. Мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде». Ведущими мотивами на этом уровне общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность – вот то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакты. При внеситуативно-личностном общении предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.

Ведущий:

Рассмотрим возрастные особенности общения детей.

Вопросы для обсуждения:

1. Общение ребенка в раннем возрасте.

  • Каковы особенности общения ребенка раннего возраста со взрослыми?
  • Какова специфика развития предметной деятельности в раннем возрасте и как эта деятельность строит общение взрослого с ребенком?
  • Что должен знать воспитатель о возрастном кризисе трех лет?
  • Как можно смягчить трудновоспитуемость ребенка?
  • Почему игрушки считаются полезными для развития общения ребенка?
  • В чем достижения раннего возраста?
  • Как относится ребенок ксвоим маме и папе?

2. Общение в младшем и среднем дошкольном возрасте.

  • Каковы особенности общения детей младшего и среднего дошкольного возраста со взрослыми?
  • Каковы особенности общения детей младшего и среднего возраста в группе сверстников?
  • Каковы особенности реальных и игровых отношений детей младшего и среднего дошкольного возраста?
  • Как влияет расширение круга общения детей на развитие речи?
  • Каково значение игрушки для развития общения?
  • Как общаются между собой мальчики и девочки?

3. Общение в старшем дошкольном возрасте?

  • Каковы особенности общения детей старшего дошкольного возраста?
  • Каковы достижения в общении ребенка старшего дошкольного возраста?
  • Как общается старший дошкольник со взрослыми?
  • Как общается старший дошкольник со сверстниками?
  • Как общаются дети старшего дошкольного возраста по поводу игры?
  • Как общаются друг с другом мальчики и девочки старшего дошкольного возраста?

Ведущий:

Необходимы условия оптимизации педагогического общения.

Условия оптимизации педагогического общения.

  1. Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, касающееся другого человека.
  2. Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Признаком интересного собеседника является умение не столько говорить, сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить, нежели слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть у многих.
  3. Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помните, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя, и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент.
  4. Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.
  5. Улыбайтесь в общении с людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.
  6. Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.

Ведущий:

Важным фактором в развитии общения является коммуникативная компетентность педагога. Данную характеристику предлагаю вам в виде памяток.

Характеристика речи педагога

дошкольного образовательного учреждения

  • имеет обучающую и воспитывающую направленность;
  • главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда;
  • речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности;
  • речь педагога – важная часть профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой.

В современных исследованиях представлены качества речи педагога дошкольного учреждения, достаточно подробно характеризующие её культуру:

  • правильность (соответствие речи языковым нормам);
  • точность (соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе);
  • логичность (выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли);
  • чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку);
  • выразительность (особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания);
  • богатство (умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации;
  • уместность (употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения).

Важнейшую роль играет звуковая сторона речи (интонация, которая создает впечатление разговорности) + резкие повышения и понижения тона, удлинение, растягивание гласных, скандирование слогов, паузы, изменения темпа речи. Лексика разговорного стиля преимущественно бытового содержания, конкретная.

Ошибочно полагать, что разговорная речь всегда вступает в противоречие с литературными языковыми правилами, разговорная речь интеллигентных, образованных людей вполне литературна, и в то же время она резко отличается от книжной, связанной строгими нормами других функциональных стилей.

Заключительная игра “Солнышко”

Цель: Вызвать у участников положительные эмоции.

Ход: Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНЕ – ДЕТСКИЙ САД №39 «ПОЛЯНКА»

Консультация

для воспитателей на тему:

«Инновационные формы работы по речевой активности дошкольников»

Подготовил:

Воспитатель 1 квалификационной категории

Долженко Т.А.

Октябрь 2017 г.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности.

Основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОО современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

В работе с детьми по речевому развитию можно использовать следующие инновационные технологии:

  • синквейны,

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна:

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
  • вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

  • мнемотаблицы,

Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Работать с мнемотаблицы лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т.д. Для полноценного речевого развития во всех возрастных группах должны быть различные методические пособия, большой запас наглядного материала, современного технического оснащения, а также материал, развивающий мелкую моторику.

Коллаж (разновидность мнемотаблиц) – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа –расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

  • кинизиологию,

Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.Методологическая основа:

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

  • Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;
  • Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
  • Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Методы и приемы:

  • Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
  • Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
  • Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
  • Массаж – воздействует на биологически активные точки.
  • Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
  • биоэнергопластику.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

На втором-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Раскрывая свои творческие замыслы в лепке из соленого теста  ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении. Дети  постепенно осваивают технику правильной речи, у них появляется свободное речевое дыхание, не напряженная артикуляция, спокойный темп речи, умение говорить ритмично, с паузами. Благодаря этому становится возможным общение в более сложной психологической обстановке. Повышается самооценка ребенка, что является важным этапом на пути осознания им своего внутреннего мира. Это помогает детям  раскрыться и в кругу своих сверстников и в семье, почувствовать себя интересным собеседником.

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Развивая речетворчестводошкольников воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях,  вкоторых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.

Используется ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях.

Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности воспитателя, родителей и ребенка.

     Лэпбук  – в дословном переводе с английского языка лэпбук  означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.),  в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.

Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-развивающая среда. При создании речевой зоны надо обратить внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого надо использовать наборы дидактических, предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.

В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В группах должны быть организованы книжные уголки и «Полочка умных книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей.

Использовать театрализацию – самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы.

Интеллектуальные карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.

Правила составления интеллектуальных карт:

  1. В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).
  2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.
  3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.
  4. Добавляются символы и иллюстрации.
  5. Писать надо разборчиво (печатными) буквами.
  6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
  7. Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.
  8. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.

Необходимо отметить, что создание условий для речевого развития ребенка является очень важным аспектом в работе, как дошкольного образовательного учреждения, так и в воспитании ребенка вне его. Создавая условия для речевого развития дошкольника, педагог помогает ребенку усовершенствовать речь, для комфортного общения со сверстниками и взрослыми людьми. Богатый словарный запас, грамматически правильная речь являются залогом будущего обучения дошкольника.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: Межвуз. сб.науч.тр. -М., 1983.
  2. Бородин A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1984.
  3. Волосовец Т.С. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей ФГОС ДО 15г.. - М., 2015.
  4. Зотеева В. В. Речевое развитие дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. -- 2015.
  5. Карикова Ю.И. Особенности работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО Рязань, 2015.
  6. Кривоногова О.А. Сочинение сказок как форма индивидуализации работы со старшими дошкольниками по развитию речевого творчества // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников Выполнил: педагог первой квалификационной категории Долженко Т.А . Октябрь 2018


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД №39 "ПОЛЯНКА"

Семинар-практикум для педагогов

«Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста»

Подготовил: воспитатель 1 категории

Долженко Т.А.

Февраль 2017

Цель: В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме развития лексико-грамматического строя и формирования связной речи детей.

1. Теоретическая часть

     Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми, свое поведение, а следовательно, и личность в целом.

    Недостаточное понимание грамматических форм является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребёнок эмпирически овладевает всей сложной системой грамматики русского языка. Недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

     В работах Н. С. Жуковой, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, С. Н. Шаховской выделены следующие нарушения морфологической системы языка, у детей с ОНР:

Это неправильное употребление:

- окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных;

- падежных и родовых окончаний количественных числительных;

- окончание глаголов в прошедшем времени;

- предложно-падежных конструкций.

Нарушение синтаксической структуры предложения, выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.

В свободной речи детей данного уровня преобладают простые нераспространенные предложения. Часто встречаются аграмматизмы. Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

1. Неправильное согласование числительных с существительными:

2. Неправильное согласование прилагательных с существительными:

3. Неправильное употребление глагола:

4. Нарушение согласований в числе:

5. Неправильное употребление падежных окончаний:

6. Неправильное употребление предлогов, союзов (пропуски, замены, недоговаривание).

7. Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании.

8. Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных.

     Известно, что игра ведущий вид деятельности и как форма способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта, у ребенка, взявшего на себя в игре определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

     Коррекционная работа становится более эффективной при применении различных игр и упражнений с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают материал. Чтобы вызвать у детей интерес к обучению, используются различные пособия, настольно – печатные игры, игровые упражнения с использованием различных игрушек, игровые упражнения с использованием элементов речедвигательной ритмики, игровые упражнения с использованием музыкального сопровождения.

     Поэтому развитию связной речи детей необходимо уделять большое внимание. Занятия с детьми необходимо проводить в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый – партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

    Развитие познавательной активности ребенка и речевое развитие взаимосвязаны. Чем больше ребенок познает объектов окружающего мира, тем больше обогатит словарный запас, сможет выразить свое отношение к миру, к социальным и морально – нравственным отношениям людей.

    Через познавательную деятельность также развивается интеллект ребенка, мыслительные способности, умственное начало. Познавательная активность детей развивается через обучающие занятия, продуктивную и игровую деятельность. Занятие – организованное обучение, поэтому на них дети получают более сложные знания и умения. На занятиях воспитатели учат детей рассуждать, рассказывать, правильно выражать свои мысли, фантазировать, сочинять, претворять свои творческие планы в продуктивной деятельности. Важно развитие в ребенке желание познавать новое, задавать вопросы об интересующих его темах. Поэтому педагоги должны уметь удовлетворять его познавательное любопытство, отвечать, рассказывать обо всем, всеми способами поддерживать интерес ребенка к познанию.

2. Практическая часть

Разделение педагогов на две команды.

Упражнение для педагогов "Подарок"

- Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.).

Задание 1. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей!»

Вопросы 1 команде:

1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

4. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

5. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Вопросы второй команде.

1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)

2. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)

6. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)

Задание 2. Изобразите пословицу с помощью схемы

Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.

Задание 3. Переведите пословицы на русский язык

Пословицы для первой команды

Сын леопарда - тоже леопард (Африка).

/яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

/шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

/В тихом омуте черти водятся/

Пословицы для второй команды

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)

/Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

/Язык до Киева доведет/

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)

/Обжегшись на молоке, дует на воду/

Юмористическая пауза. Упражнение "Шушаника Минична"

Содержание. Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Глориоза Провна Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична Маркелина Ермилинична

Феосения Патрикеивна Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна Препидигна Аристидовна

Вестита Евменьевна Ермиония Питиримовна

Нунехия Амфиохъевна Вевея Вуколовна

Геласия Доримедонтовна Иовилла Иеронимовна

Агафоклия Наркисовна Кетевань Варнавична

Рипсимия Флегонтовна Фессалоникия Якубовна

Задание 4. "Подбор антонимов, синонимов"

Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.

Для 1 команды - подбор антонимов.

1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Нерадивый. 6. Эксцентричный. 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12. Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15. Плотный. 16. Прозрачный. 17. Арьергард. 18. Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21. Медленный. 22. Лживый. 23. Концентричный. 24. Мутный.

Для 2 команды - подбор синонимов

Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.

1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.

Задание 5. «Придумай игровой прием»

Каждой команде раздается по две карточки с заданиями.

Придумай игровой прием

Родственные слова (сад, садик, садовник)

Придумай игровой прием

Приставочные глаголы (пришел, зашел, ушел….)

Придумай игровой прием

Притяжательные прилагательные (бабушкин, папин, заячий и т. д.)

Придумай игровой прием

Относительные прилагательные (дом из камня – каменный, варенье из клубники – клубничное и т. д.)

Литература.

1. Голицина Н. С. "Система методической работы с кадрами в ДОУ" - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.

2. Елжова Н. В. "Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ" - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.

3. Ребенок в детском саду №3 2010 г.

4. Ребенок в детском саду №5 2004 г.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- Д/С №39 «ПОЛЯНКА»

                   Выступление на РМО по теме

«Использование ИКТ в образовательном процессе

в ДОУ».

Презентация «ИКТ в жизни современного педагога»

                                      Подготовил: воспитатель1 категории

МДОУ –Д/С №39 «ПОЛЯНКА»

Долженко Т.А.

Клин, 2016

1 слайд Название

2 слайд Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития  дошкольников. Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Кроме этого информационные  технологии активно используются и при организации взаимодействия с родителями воспитанников.

 3 слайд Области применения ИКТ педагогами ДОУ

  1. Ведение документации.
    В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты, как в печатном, так и в электронном виде.

4 слайд Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы

 5 слайд Оформление групповой документации, отчётов, календарное планирование.

 6 слайд Составление картотек дидактических игр, подвижных игр, динамических пауз.

7 слайд Сменная информация по тематическим неделям, праздничным датам и др. для родительского уголка.

8 слайд

  1.  Методическая работа, повышение квалификации педагога.

Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

9 слайд 

Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности. 
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах.

10 слайд

Применение ИКТ: обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

Бесспорно, важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно – образовательного процесса.

3. Воспитательно – образовательный процесс.
Воспитательно – образовательный процесс включает в себя:
- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника, 
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей, 
- реализацию проектов,
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

11 слайд Виды занятий с ИКТ

1.Занятие с мультимедийной поддержкой.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
2. Занятие с компьютерной поддержкой
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.
3. Диагностическое занятие.
Использование специальных компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и уменьшить временные, но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике.

12 слайд Вывод. Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

13 слайд  ИКТ в работе с родителями

- возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы, презентации

- оперативно получать информацию

- использовать ИКТ на родительских собраниях

Создание презентаций в программе Рower Рoint является одним из видов  повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей.  

14 слайд ИКТ позволяют публично представить педагогический опыт;

 участвовать в мастер-классах, семинарах, тренингах;

 накапливать материал о жизни сада, групп, открытых мероприятиях.

15 слайд Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - Д/С №39 "ПОЛЯНКА"

Консультация для педагогов

"Соблюдение правил безопасности и сохранении жизни детей при организации воспитательно-образовательного процесса"

Подготовил: воспитатель 1 категории

Долженко Т.А.

Ноябрь 2016

Проблема безопасности жизнедеятельности ребенка, т. е. достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи ОУ.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:

Охрана жизни и здоровья детей.

Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ.

Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Действия руководителя ДОУ по обеспечению безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса основываются на выполнении требований законодательных документов в этой области.

Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями:

- Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.

- Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников.

Целенаправленной деятельности родителей, всех сотрудников ДОУ.

Поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников в ДОУ - создание на базе детского сада единого безопасного образовательного пространства.

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства.

- Наращивание опыта комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства.

- Создание медико-социальных, организационно–технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса.

- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания.

- Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса.

- Профилактика производственного травматизма.

- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима.

- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций».

- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения.

- Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма, взаимодействие с отделами ГИБДД города.

- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕШАЕМЫЕ В ДОУ

Остановимся на некоторых актуальных аспектах безопасности, решаемых в ДОУ.

ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно-образовательного процесса. В ДОУ назначаются ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательно-образовательного процесса. Совместно с ГО и ЧС и ОВД города:

- Разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

- Разработаны инструкции о порядке взаимодействия со службами жизнеобеспечения города при возникновении чрезвычайных ситуаций.

- Для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ два раза в год проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом ДОУ на случай угрозы террористического акта.

- Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, обнаружения посторонних предметов.

- Администрация образовательного учреждения регулярно, в соответствии с графиком, проходит обучение по охране труда.

- В детском саду разработана Программа обучения по охране труда и обеспечению безопасности работников ДОУ.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченными государственным органом (п. 1, гл. 1 ППБ 01-03). В нашем ДОУ разработано:

- Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности.

- Противопожарный режим.

- План противопожарных мероприятий.

- Проводится обследование технического состояния здания, оценка пожарной электрической безопасности.

- Выделяются целевые денежные средства на выполнение противопожарных мероприятий.

- Установлена система оповещения о пожаре.

- Проводятся работы по замерам сопротивления.

- ДОУ полностью укомплектовано первичными средствами пожаротушения (поверка проходит согласно плану).

- За счет средств бюджета проводится обучение руководителя и заместителя заведующего по АХР в объеме пожарно – технического минимума.

- Проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников на случай возникновения пожара.

- Проводится огнезащитная обработка сгораемых конструкций.

- Обновлены планы эвакуаций.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА.

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Современные водители пешеходов не любят и их права не уважают. Мы убеждены в том, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером. Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо было провести соответствующую работу с педагогическим коллективом. В целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении ведется следующая работа:

- Установлено межведомственное взаимодействие дошкольного учреждения и отдела ГИБДД города.

- Вопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса рассматриваются на совещаниях педагогических работников, административных совещаниях при заведующем.

- Разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование.

- Изготовлены макеты дорог и улиц для отработки навыков безопасного поведения.

- Оформлены и обновляются стенды для детей и родителей по вопросам ПДД.

ВЫВОД: Итак, понятие «безопасность» в самом широком смысле этого слова, включает не только организацию защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.

Список литературы

1. Волосовец, Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида / Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова. - М.: Владос, 2004.
2. Нормативная база современного дошкольного образования. Закон об образовании. ФГОС ДО. Порядок организации образовательной деятельности. - М.: Просвещение, 2014.
4. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО. Семинары-практикумы. - М.: Учитель, 2014.
5. Сотникова, В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в  ДОУ , 2010.