1.3 Коррекционно-развивающая работа с перспективным планированием
1.3Коррекционно-развивающая работа в соответствии с перспективным планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.3_korrektsionno-razvivayushchaya_rabota.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерства образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РТ «Тувинский Агропромышленный технику
СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая по ВР Директор ГБПОУ РТ «ТАПТ»
Кудинова А.А._________ Баркова О.П.______________
«___»____________20___г «___»_______________20___г
ПРОГРАММА
работы со студентами состоящих на профилактическом учете внутри общежития «Тувинского агропромышленного техникума» с Балгазын
С Балгазын 2018г
Цель: Создание социально-педагогических условий для развития личности
Задачи:
1.Выявление дезадаптированных студентов группы риска.
2.Выявление источников и причин социальной дезадаптации.
3.Разработка и обеспечение индивидуальных программ социально-
педагогической реабилитации по разрешению конфликтных ситуаций, коррекции
их общения и поведения.
4.Подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с
участниками воспитательного процесса для обеспечения
непрерывности реабилитационных мероприятий.
5.Оказание системно-консультативной или иной помощи по
ликвидации кризисной ситуации в микросреде.
6.Совместное взаимодействие с заинтересованными представителями
в решении дальнейшей судьбы и оптимальных форм устройства на
дальнейшее воспитание при защите и охране прав ребенка.
Ожидаемые результаты:
- социальная адаптация как результат успешной социализации личности;
- уменьшение числа «трудных» подростков посредством привлечения
их к альтернативной деятельности;
- воспитание и развитие потребностей в здоровом образе жизни.
Этапы работы
1.Изучение детей группы риска:
- выявить студентов состоящих на профилактическом учете, начиная с 1-го курса и завести на них карту
по форме:
Карта
Индивидуального воспитательного сопровождения обучающейся
ФИО обучающейся______________________________________________
Год/ рождения _______________ статус____________гр____ мастер п/об_________________________
Дата проведение беседы | Правонарушении общественного порядка. (появление в нетрезвом состоянии, не ночевки без разрешение, опоздание и т д) | Проведенная работа с обучающимся группы риска | Результат работы | Подпись обучающейся |
- путем систематических наблюдений за детьми, изучения результатов их деятельности установить характер их педагогической запущенности;
- путем наблюдения и анкетирования установить положение в групповом коллективе, характер взаимоотношений с ним, наметить пути и способы улучшений:
- изучить интересы и склонности, способности обучающейся, возможные включения ее во внеурочную кружковую работу, общественно полезную деятельность;
2.Организация педагогической помощи:
- вести систематический учет пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающейся;
- организовать помощь в учебной деятельности (домашняя задания), необходимую для обучающейся;
- установить и поддерживать доброжелательные отношения и контакты с родственниками проблемных обучающимся (если таковые имеются), оказывать им помощь в поддержке родственных отношений с подростком.
3.Организация медицинской помощи:
- вести индивидуальные беседы по правилам гигиены с проблемными обучающимся.
4.Организация свободного времени обучающимся состоящих на профилактическом учете:
- всех проблемных обучающихся с учетом их интересов и возможностей вовлечь в работу кружков;
- привлекать обучающихся состоящих на профилактическом учете к участию в культурно-массовой и спортивной работе, отмечать их успехи и достижения в ней. Особое внимание уделять их читательским интересам и вкусам, развивать и стимулировать их;
- организовать ненавязчивый контроль за проведением свободного времени;
- проводить работу по правовому обучению;
- правовое просвещение и воспитание проводить, на воспитательских занятиях;
- вести тесную связь в работе с обучающимся состоящих на профилактическом учете с ПДН КДН;
- оставить на внутри общежитском учете и вести индивидуальную работу с ребятами и их кураторами и классными руководителями
Программа профилактической работы в течение года
Ключевой момент | Форма работы | Срок | Ответственный |
1. Диагностическая работа с обучающимся | |||
1.Изучение обучающихся и составление их индивидуальных психолого-педагогических карт | Сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания и обучения, заполнение индивидуальных карт | Август - ноябрь | Педагог - психолог, Воспитатель |
3.Наблюдение за адаптацией | Индивидуальные беседы, приобщение к творческим делам группы, , запись в кружки, секции; составление социального паспорта обучающих проживающих в общежития | Сентябрь - октябрь | Педагог - психолог, Воспитатель |
4.Работа по изучению личности каждого ребенка и выявлению причин неадекватного поведения. | Тестирование и анкетирование, воспитательные часы, психологические акции и тренинги. | В течение года | Воспитатель педагог - психолог. |
2. Основные направления работы со студентами | |||
Коррекционная работа с детьми группы риска | Тренинг психолога, организация свободного и учебного времени, развитие интересов, вовлечение в кружки, секции, устройство отдыха на каникулах. | В течение года | Педагог – психолог Воспитатель |
Профилактические мероприятия | Беседы по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения | В течение года | Воспитатель Инспектор по делам несовершеннолетних. |
Воспитательные занятия по правовой культуре:
| В течение года | Воспитатель | |
Профилактические лекции по предупреждению правонарушений. | В течение года | Инспектор по делам несовершеннолетних | |
Беседы с врачом-психиатром, наркологом | В течение года | Медработник техникума Воспитатель | |
профилактические акции | Адаптационная игра «Все мы разные» | По плану воспитательной работы | Педагог - психолог, Воспитатель |
Акция «Самая культурная». | 2-3 раза в год | Воспитатель | |
Акция «Самая спортивная». | 2-3 раза в год | Воспитатель | |
Акция «Мы выбираем жизнь», посвященная борьбе с вредными привычками. | По плану воспитательной работы | Педагог - психолог, Воспитатель | |
Экологическая акция | По плану воспитательной работы | воспитатель | |
День здоровья | Октябрь, апрель | воспитатель | |
4. Подведение итогов | |||
Подведение итогов профилактической работы всего педколлектива, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной проблеме. | «Круглый стол», семинар, педсовет | Апрель-май | Администрация Педагог - психолог, Воспитатель |
Воспитатель Сартыыл Ч.В.
Пояснительная записка
Для современного российского общества развитие студенческого неблагополучия, к сожалению, является одной из проблем в социальной политике государства, способствующих размыванию границ ответственности между семьей и обществом в воспитании и полноценном становлении студентов. Это сужает и минимизирует возможности социального воспитания, в том числе студентов «группы риска».
Одним из направлений психолого - педагогической работы в ГБПОУ РТ «Тувинский агропромышленный техникум» является профилактическая и коррекционная работа, которая реализуется через комплексный подход психолого-педагогического воспитания и сопровождения студента с момента его поступления в техникум и на протяжении всего времени обучения.
Все участники психолого - педагогического сопровождения студента действуют на основе принципов гуманности, демократичности, конфиденциальности полученной информации, разглашение которой могло бы причинить моральный, психологический или физический вред студенту.
Главной целью психолого-педагогического коллектива является сопровождение студентов, склонных к социальной дезадаптации. Важно своевременное выявление таких студентов (студентов «группы-риска»).
Термин «группа риска» родился в недрах клинической медицины, когда нужно было понять, какие факторы скорее всего приведут человека к возникновению того или иного заболевания.
В педагогике к «группе риска» относятся люди, живущие в состоянии неустойчивого равновесия между общественной нормой и противостоянием ей. В категорию «группы риска» попадают разные студенты: студенты-сироты, студенты-инвалиды, студенты из социально - неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, студенты с аддиктивным поведением.
Рассматриваемая категория студентов в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы.
Работа должна быть направлена на выявление системообразующих факторов риска конкретного студента в контексте жизненных ситуаций, анализ причин его неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ профилактики. Что способствует решению проблемы конкретного студента и перевода его из «группы риска» в группу «норма».
Алгоритм комплексных действий направленных на выявление и сопровождение студентов состоящих на профилактическом учете.
Работа со студентами состоящих на профилактическом учете должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.
Выявление студентов состоящих на профилактическом учете.
Важным условием эффективной работы по выявлению студентов состоящих на профилактическом учете является своевременное обращение всех участников психолого - педагогического процесса на:
∙ наличия у студента серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, трудности во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, родителями и т.д.);
∙ появление у студента проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.);
∙ пропуски студентом учебных занятий и учебных дней без уважительных причин;
∙ употребление им спиртных напитков;
∙ кризисную ситуацию в семье;
∙ резкое ухудшение состояния здоровья;
∙другие случаи, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию.
Способы получения необходимой информации:
∙ Опрос мнения преподавателей об обучающимся.
∙ Анализ зафиксированных нарушений дисциплины.
∙ Беседы с родителями и работниками общежития обучающейся.
∙ Беседы с обучающимся.
∙ Наблюдения.
На этапе сбора и обработки информации о студенте используются диагностические методы:
1. Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем.
2. Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.
3. Опрос – устный и письменный (анкетирование).
4. Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.
5. Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления.
Организация индивидуального сопровождения студентов состоящих на профилактическом учете внутри общежитии техникума.
Мониторинг эффективности педагогического сопровождения
После оценки результатов комплексной работы со студентом. Путем повторной диагностики и проведенной со студентом индивидуальной работы можно сделать вывод о том, что студент больше не принадлежит на профилактическом учете внутри общежития или техникума случае если:
- студент не употребляет спиртных напитков;
- отсутствуют асоциальные поведенческие реакции;
- студент регулярно посещает занятия;
- отсутствуют конфликты: как межличностные, так и внутриличностные;
- уровни агрессии, тревожности соответствуют норме.
Если проблемы решены: происходит возврат студента в группу «норма».
Если проблемы не решены: возврат студента на второй этап индивидуальной работы.
Список литературы
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа.– М.: Смысл, 2001.
- Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков (пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников). – М.: Социальное здоровье России. – 1999
- Ковалёв А.Г. Психология личности.
- Малинаускас Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения.
- Социологические исследования. 2005.
- Романова О.Л., Иванникова И.В. Опыт применения программы профилактики отклоняющегося поведения для психологической коррекции "трудного класса" // Вопросы психологии.-1994.-№6.
Приложение 1
Социально-психологическая характеристика студента
Ф.И.О._________________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Место жительства ______________________________________________
Специальность_________________________________________________________
Мотив выбора профессии_________________________________________________
_____________________________________________________________________
Увлечения студента ____________________________________________________
- Сведения о семье:
Ф.И.О. матери__________________________________________________________
Место работы, должность________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ф.И.О. отца_____________________________________________________________
Место работы, должность________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ф.И.О. опекуна__________________________________________________________
Место работы, должность________________________________________________
_______________________________________________________________________
Другие члены семьи_____________________________________________________
- Атмосфера семьи:
А) благоприятная (члены семьи морально устойчивые, эмоциональная атмосфера семьи положительная)___________________________________________________
Б) неблагополучная (члены семьи не работают, злоупотребляют спиртными напитками, конфликтуют, раздражительны, жестоки)__________________________
3. Организация режима труда и отдыха
Отношение к учебе:
1 курс________________________________________________________________
2 курс________________________________________________________________
3 курс________________________________________________________________
4 курс________________________________________________________________
Посещение студентом учебных занятий
1 курс________________________________________________________________
2 курс________________________________________________________________
3 курс________________________________________________________________
4 курс________________________________________________________________
Участие в мероприятиях_________________________________________________
4. Состояние и развитие студента:
Признаки повышенной нервозности, повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам и преподавателям, общих дел, другие признаки:
1 курс________________________________________________________________
2 курс________________________________________________________________
3 курс________________________________________________________________
4 курс________________________________________________________________
Патологические влечения:
- курит
- употребляет спиртные напитки
5. Положение в группе, отношение к коллективу:
Позиция студента в коллективе (лидер «звезда», предпочитаемый, принятый, отвергаемый, изолированный):
1 курс________________________________________________________________
2 курс________________________________________________________________
3 курс________________________________________________________________
4 курс________________________________________________________________
Взаимоотношения с однокурсниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается:
1 курс________________________________________________________________
2 курс________________________________________________________________
3 курс________________________________________________________________
4 курс________________________________________________________________
6. Манера и стиль общения с окружающими:
-доминантный стиль (уверен в себе, стремиться навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту)
1 курс________________________________________________________________
2 курс________________________________________________________________
3 курс________________________________________________________________
4 курс________________________________________________________________
- не доминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре)
1 курс________________________________________________________________
2 курс________________________________________________________________
3 курс________________________________________________________________
4 курс________________________________________________________________