1.3 Коррекционно-развивающая работа с перспективным планированием

1.3Коррекционно-развивающая работа в соответствии с перспективным планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.3_korrektsionno-razvivayushchaya_rabota.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Министерства образования и науки Республики Тыва

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РТ «Тувинский Агропромышленный технику

СОГЛАСОВАНО                                                                «УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая по ВР                                           Директор ГБПОУ РТ «ТАПТ»

Кудинова А.А._________                                    Баркова О.П.______________

«___»____________20___г                                 «___»_______________20___г

ПРОГРАММА

работы со студентами состоящих на профилактическом учете внутри общежития «Тувинского агропромышленного техникума» с Балгазын

С Балгазын 2018г

Цель: Создание социально-педагогических условий для развития личности

Задачи:

1.Выявление дезадаптированных студентов группы риска.

2.Выявление источников и причин социальной дезадаптации.

3.Разработка и обеспечение индивидуальных программ социально-

педагогической реабилитации по разрешению конфликтных ситуаций, коррекции

их общения и поведения.

4.Подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с

участниками воспитательного процесса для обеспечения

непрерывности реабилитационных мероприятий.

5.Оказание системно-консультативной или иной помощи по

ликвидации кризисной ситуации в микросреде.

6.Совместное взаимодействие с заинтересованными представителями

в решении дальнейшей судьбы и оптимальных форм устройства на

дальнейшее воспитание при защите и охране прав ребенка.

Ожидаемые результаты:

  • социальная адаптация как результат успешной социализации личности;
  • уменьшение числа «трудных» подростков посредством привлечения

их к альтернативной деятельности;

  • воспитание и развитие потребностей в здоровом образе жизни.

Этапы работы

1.Изучение детей группы риска:

  • выявить студентов состоящих на профилактическом учете, начиная с 1-го курса и завести на них карту

по форме:

Карта

Индивидуального воспитательного сопровождения обучающейся

ФИО обучающейся______________________________________________

Год/ рождения _______________ статус____________гр____ мастер п/об_________________________

Дата  проведение беседы

Правонарушении общественного порядка.

(появление в нетрезвом состоянии, не ночевки без разрешение, опоздание и т д)

Проведенная работа с обучающимся группы риска

Результат работы

Подпись обучающейся

  • путем систематических наблюдений за детьми, изучения результатов их деятельности установить характер их педагогической запущенности;
  • путем наблюдения и анкетирования установить положение в групповом коллективе, характер взаимоотношений с ним, наметить пути и способы улучшений:
  • изучить интересы и склонности, способности обучающейся, возможные включения ее во внеурочную кружковую работу, общественно полезную деятельность;

2.Организация педагогической помощи:

  • вести систематический учет пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающейся;
  • организовать помощь в учебной деятельности (домашняя задания), необходимую для обучающейся;
  • установить и поддерживать доброжелательные отношения и контакты с родственниками проблемных обучающимся (если таковые имеются), оказывать им помощь в поддержке родственных отношений с подростком.

3.Организация медицинской помощи:

  • вести индивидуальные беседы по правилам гигиены с проблемными обучающимся.

4.Организация свободного времени обучающимся состоящих на профилактическом учете:

  • всех проблемных обучающихся с учетом их интересов и возможностей вовлечь в работу кружков;
  • привлекать обучающихся состоящих на профилактическом учете к участию в культурно-массовой и спортивной работе, отмечать их успехи и достижения в ней. Особое внимание уделять их читательским интересам и вкусам, развивать и стимулировать их;
  • организовать ненавязчивый контроль за проведением свободного времени;
  • проводить работу по правовому обучению;
  • правовое просвещение и воспитание проводить, на воспитательских занятиях;
  • вести тесную связь в работе с обучающимся состоящих на профилактическом учете с ПДН КДН;
  • оставить на внутри общежитском учете и вести индивидуальную работу с ребятами и их кураторами и классными руководителями

Программа профилактической работы в течение года

Ключевой момент

Форма работы

Срок

Ответственный

1. Диагностическая работа с обучающимся

1.Изучение обучающихся и составление их индивидуальных психолого-педагогических карт

Сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания и обучения, заполнение индивидуальных карт

Август - ноябрь

Педагог - психолог,

Воспитатель

3.Наблюдение за адаптацией

Индивидуальные беседы, приобщение к творческим делам группы, , запись в кружки, секции; составление социального паспорта обучающих проживающих в общежития

Сентябрь - октябрь

Педагог - психолог,

Воспитатель

4.Работа по изучению личности каждого ребенка и выявлению причин неадекватного поведения.

Тестирование и анкетирование, воспитательные часы, психологические акции и тренинги.

В течение года

Воспитатель

педагог - психолог.

2. Основные направления работы со студентами

Коррекционная работа с детьми группы риска

Тренинг психолога, организация свободного и учебного времени, развитие интересов, вовлечение в кружки, секции, устройство отдыха на каникулах.

В течение года

 Педагог – психолог

Воспитатель

Профилактические мероприятия

Беседы по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения

В течение года

Воспитатель Инспектор по делам несовершеннолетних.

Воспитательные занятия по правовой культуре:

  • Для чего нужны правила поведения.
  • Охрана природы - твоя обязанность.
  • Уважай правопорядок, честно относись к общественному долгу.
  • Вредные привычки мешают нам жить.
  • Правовые и моральные последствия.
  • Основы трудового законодательства.
  • Законодательство о браке и семье.
  • Моральная, юридическая ответственность.
  • Твои права и обязанности.

В течение года

Воспитатель

Профилактические лекции по предупреждению правонарушений.

В течение года

Инспектор по делам несовершеннолетних

Беседы с врачом-психиатром, наркологом

В течение года

Медработник техникума

Воспитатель

профилактические акции

Адаптационная игра «Все мы разные»

По плану воспитательной работы

Педагог - психолог,

Воспитатель

Акция «Самая культурная».

2-3 раза в год

Воспитатель

Акция «Самая спортивная».

2-3 раза в год

Воспитатель

Акция «Мы выбираем жизнь», посвященная борьбе с вредными привычками.

По плану воспитательной работы

Педагог - психолог,

Воспитатель

Экологическая акция

По плану воспитательной работы

воспитатель

День здоровья

Октябрь, апрель

воспитатель

4. Подведение итогов

Подведение итогов профилактической работы всего педколлектива, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной проблеме.

«Круглый стол», семинар, педсовет

Апрель-май

Администрация

Педагог - психолог,

Воспитатель

Воспитатель                                 Сартыыл Ч.В.

Пояснительная записка

Для современного российского общества развитие студенческого неблагополучия, к сожалению, является одной из проблем в социальной политике государства, способствующих размыванию границ ответственности между семьей и обществом в воспитании и полноценном становлении студентов. Это сужает и минимизирует возможности социального воспитания, в том числе студентов «группы риска».

Одним из направлений психолого - педагогической работы в ГБПОУ РТ «Тувинский агропромышленный техникум» является профилактическая и коррекционная работа, которая реализуется через комплексный подход психолого-педагогического воспитания и сопровождения студента с момента его поступления в техникум и на протяжении всего времени обучения.

Все участники психолого - педагогического сопровождения студента действуют на основе принципов гуманности, демократичности, конфиденциальности полученной информации, разглашение которой могло бы причинить моральный, психологический или физический вред студенту.

Главной целью психолого-педагогического коллектива является сопровождение студентов, склонных к социальной дезадаптации. Важно своевременное выявление таких студентов (студентов «группы-риска»).

Термин «группа риска» родился в недрах клинической медицины, когда нужно было понять, какие факторы скорее всего приведут человека к возникновению того или иного заболевания.

В педагогике к «группе риска» относятся люди, живущие в состоянии неустойчивого равновесия между общественной нормой и противостоянием ей. В категорию «группы риска» попадают разные студенты: студенты-сироты, студенты-инвалиды, студенты из социально - неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, студенты с аддиктивным поведением.

Рассматриваемая категория студентов в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы.

Работа должна быть направлена на выявление системообразующих факторов риска конкретного студента в контексте жизненных ситуаций, анализ причин его неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ профилактики. Что способствует решению проблемы конкретного студента и перевода его из «группы риска» в группу «норма».

 Алгоритм комплексных действий направленных на выявление и сопровождение студентов состоящих на профилактическом учете.

Работа со студентами состоящих на профилактическом учете должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.

Выявление студентов состоящих на профилактическом учете.

Важным условием эффективной работы по выявлению студентов состоящих на профилактическом учете является своевременное обращение всех участников психолого - педагогического процесса на:

 наличия у студента серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, трудности во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, родителями и т.д.);

 появление у студента проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.);

 пропуски студентом учебных занятий и учебных дней без уважительных причин;

 употребление им спиртных напитков;

 кризисную ситуацию в семье;

 резкое ухудшение состояния здоровья;

другие случаи, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию.

Способы получения необходимой информации:

 Опрос мнения преподавателей об обучающимся.

 Анализ зафиксированных нарушений дисциплины.

 Беседы с родителями и работниками общежития обучающейся.

 Беседы с обучающимся.

 Наблюдения.

На этапе сбора и обработки информации о студенте используются диагностические методы:

1. Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем.

2. Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.

3. Опрос – устный и письменный (анкетирование).

4. Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.

5. Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления.

Организация индивидуального сопровождения студентов состоящих на профилактическом учете внутри общежитии техникума.

Мониторинг эффективности педагогического сопровождения

После оценки результатов комплексной работы со студентом. Путем повторной диагностики и проведенной со студентом индивидуальной работы можно сделать вывод о том, что студент больше не принадлежит на профилактическом учете внутри общежития или техникума случае если:

- студент не употребляет спиртных напитков;

- отсутствуют асоциальные поведенческие реакции;

- студент регулярно посещает занятия;

- отсутствуют конфликты: как межличностные, так и внутриличностные;

- уровни агрессии, тревожности соответствуют норме.

Если проблемы решены: происходит возврат студента в группу «норма».

Если проблемы не решены: возврат студента на второй этап индивидуальной работы.







Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа.– М.: Смысл, 2001.
  2. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков (пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников). – М.: Социальное здоровье России. – 1999
  3. Ковалёв А.Г. Психология личности.
  4. Малинаускас Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения.
  5. Социологические исследования. 2005.
  6. Романова О.Л., Иванникова И.В. Опыт применения программы профилактики отклоняющегося поведения для психологической коррекции "трудного класса" // Вопросы психологии.-1994.-№6.

















Приложение 1

Социально-психологическая характеристика студента

Ф.И.О._________________________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________

Домашний адрес_________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Место жительства ______________________________________________

Специальность_________________________________________________________

Мотив выбора профессии_________________________________________________

_____________________________________________________________________

Увлечения студента ____________________________________________________

  1. Сведения о семье:

Ф.И.О. матери__________________________________________________________

Место работы, должность________________________________________________

_______________________________________________________________________

Ф.И.О. отца_____________________________________________________________

Место работы, должность________________________________________________

_______________________________________________________________________

Ф.И.О. опекуна__________________________________________________________

Место работы, должность________________________________________________

_______________________________________________________________________

Другие члены семьи_____________________________________________________

  1. Атмосфера семьи:

А) благоприятная (члены семьи морально устойчивые, эмоциональная атмосфера семьи положительная)___________________________________________________

Б) неблагополучная (члены семьи не работают, злоупотребляют спиртными напитками, конфликтуют, раздражительны, жестоки)__________________________

3. Организация режима труда и отдыха

Отношение к учебе:

1 курс________________________________________________________________

2 курс________________________________________________________________

3 курс________________________________________________________________

4 курс________________________________________________________________

Посещение студентом учебных занятий

1 курс________________________________________________________________

2 курс________________________________________________________________

3 курс________________________________________________________________

4 курс________________________________________________________________

Участие в мероприятиях_________________________________________________

4. Состояние и развитие студента:

Признаки повышенной нервозности, повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам и преподавателям, общих дел, другие признаки:

1 курс________________________________________________________________

2 курс________________________________________________________________

3 курс________________________________________________________________

4 курс________________________________________________________________

Патологические влечения:

- курит

- употребляет спиртные напитки

5. Положение в группе, отношение к коллективу:

Позиция студента в коллективе (лидер «звезда», предпочитаемый, принятый, отвергаемый, изолированный):

1 курс________________________________________________________________

2 курс________________________________________________________________

3 курс________________________________________________________________

4 курс________________________________________________________________

Взаимоотношения с однокурсниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается:

1 курс________________________________________________________________

2 курс________________________________________________________________

3 курс________________________________________________________________

4 курс________________________________________________________________

6. Манера и стиль общения с окружающими:

-доминантный стиль (уверен в себе, стремиться навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту)

1 курс________________________________________________________________

2 курс________________________________________________________________

3 курс________________________________________________________________

4 курс________________________________________________________________

- не доминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре)

1 курс________________________________________________________________

2 курс________________________________________________________________

3 курс________________________________________________________________

4 курс________________________________________________________________