Консультация для педагогов "Использование методического пособия "Театр на фартуке"

Мослова Наталья

       Консультация для воспитателей

«Использование методического пособия «Театр на фартуке» в образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста»

На современном этапе развития дошкольного образования в рамках решения таких задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) как:

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей [4]

все большее значение приобретает творческий подход к процессу организации всех видов детской деятельности.

Анализ методических, периодических изданий как в печатном виде, так и на просторах сети интернет [1, 2, 3], натолкнул нас на возможность внедрения в рамках образовательной деятельности нашего детского сада такого методического пособия как «Театр на фартуке».

«Театр на фартуке» – это нетрадиционный, универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на организационный аспект театрализованной деятельности дошкольников.

Поскольку, для эффективного показа спектакля важно все: какие декорации и их размещения, какие куклы и ширма, где сидят дети и т.п., поэтому педагогу приходится тратить время для решения таких организационных моментов. А данный вид театра поможет воспитателю, одев на себя «театр – фартук», сразу начать спектакль. И уже через минуту декорации движутся вместе с актёрами, быстро меняются, воспитатель умело манипулирует куклами, удачно дополняя их мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, даёт возможность взаимодействия «актёр – зритель».

Материалы пособия доступны для использования в работе с детьми как раннего, так и дошкольного возраста, а также рассматриваются в контексте реализации основных направлений развития, соответственно ФГОС: физического, социально-коммуникативного, речевого, познавательного, художественно-эстетического (креативного).

В рамках физического развития, в процессе данной театральной деятельности педагог может предложить детям поиграть в подвижные игры. В процессе игры дошкольники могут показывать ходу и повадки животных, например, попросить ребёнка показать, как ходит лисичка, а как мышка или медведь (по сказке «Теремок»). Можно также предложить детям показать, как звал дед бабку, чтобы она помогла ему вытащить репку (сказка «Репка»); как баба с дедом пекли колобок (сказка «Колобок») и т.д.

В процессе «фартуковой» театрализованной деятельности педагог имеет возможность упражнять детей в постановке вопросов, сравнивании, рассказывании, побудить к речевому общению в дидактической игре, учит постепенного перехода сказки в рассказ, составлении новой сказки, определение в художественном произведении добра и зла и т.п.

В раннем, младшем и среднем возрасте при проведении образовательной деятельности по речевому развитию театрализованная деятельность на фартуке может использоваться как метод организации.

В старших группах театрализованная деятельность используется как фрагмент: для заинтересованности детей во время образовательной деятельности; активизации детей в процессе деятельности; работы над художественным произведением; разыгрывания морально-этических ситуаций; при моделировании ситуаций общения; как образец при составлении различных видов рассказов.

При проведении образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию будет целесообразным использование воспитателем этого театра для решения двух основных задач. Во-первых, превратить обучение основам изобразительной деятельности на осознанное и интересное для ребёнка дело. Во-вторых, обеспечить ребёнку естественный переход от обучения к игре и способствовать формированию игры.

В театрально-игровой деятельности на фартуках происходит и социально-личностное развитие – дети сочиняют и разыгрывают сказки вдвоем, втроем, то есть возникает необходимость слушать друг друга, проявлять согласованность действий с партнерами, при сочинении сказок можно задавать нужные темы, например, о нормах и правилах взаимоотношений, придумывать вместе свои истории. Предлагая игры на коммуникативную направленность, воспитатель объединяет детей между собой, находя между ними всеобщие предпочтения и объединяя их по интересам

Воспитательные возможности «фартуковой» театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с миром тех персонажа, который их приветствует при первой встрече, через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, закрепляют сенсорные эталоны.

В процессе «фартуковой» театрализованной деятельности огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играет наглядный материал (картинки, персонажи). При рассматривании картинок -персонажей, особое внимание уделяется анализу эмоционального их состояния. Педагог побуждает детей к обобщению услышанного и увиденного; комментирования; прививает умение видеть новое, рассуждать в новых условиях, фантазировать, преодолевать трудности, корректировать собственное поведение, перевоплощаться; формирует любознательность.

Использование данного методического пособия способствует решению следующих задач:

  • обогащать практический и теоретический опыт ребёнка; предоставлять ему возможность самоопределяться;
  • проявлять творческую инициативу, осуществлять самостоятельные выборы, принимать собственные выводы, варьировать содержание и формы выполнения задания;
  • побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
  • развивать память, воображение;
  • активизировать навыки сценических воплощений, формировать потребность в новых впечатлениях;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать сенсорное восприятие;
  • совершенствовать коммуникативные способности;
  • стимулировать активность детей;
  • создать тёплые доверительные отношения между педагогом и детьми;
  • воспитывать усидчивость, терпение, старание.

Таким образом, данное методическое пособие не только стимулирует общение и речевое развитие дошкольников, объединяет их общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствует формированию коллективных взаимоотношении и развитию коммуникативных навыков, но также развивает личность ребенка во всех направлениях по ФГОС ДО.

Список использованных источников и литературы:

  1. Консультация для воспитателей театр на фартуке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/04/konsultatsiya-dlya-vospitateley-teatr-na-fartuke, свободный (23.11.2020)
  2. Статья (младшая группа) на тему: Театр на фартуке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/21/teatr-na-fartuke, свободный (23.11.2020)
  3. Учебно-методическое пособие «Театр на фартуке»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://planetadetstva.net/vospitatelam/mladshaya-gruppa/uchebno-metodicheskoe-posobie-teatr-na-fartuke.html, свободный (23.11.2020)
  4. ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/, свободный (23.11.2020)