Городской педагогический конкурс мастерства «Золотая астра» 2019 г.

Пахомова Инна Александровна

9 октября 2019 года в ГБПОУ ДЗМ «МК №2» прошел первый тур городского педагогического конкурса мастерства «Золотая астра» в рамках которого было подготовлено эссе, представленное в номинации «Лучший преподаватель»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №6»

Городской конкурс педагогического мастерства

«Золотая астра» - 2019

Эссе

Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее.

Номинация: «Лучший преподаватель»

ФИО: Пахомова Инна Александровна

Преподаватель дисциплин: ОП.08 Психология, ОП.09 Психология

Педагогический стаж: 12 лет

Стаж работы в данном

образовательном учреждении: 1 год

Москва

2019

Год назад в сентябре 2018 года, мне посчастливилось увидеть предложение о работе преподавателем психологии в медицинском колледже № 6 (в 4-м структурном подразделении на Соколиной горе). С воодушевлением проходила я собеседование с Гайк Григорьевичем Савзяном, по итогам которого приступила к работе – мною горячо любимому преподаванию психологии. И хотя я занимаюсь преподаванием психологии уже с 2000 года, мне заново пришлось окунуться в родную для меня стихию, с новым видением и новыми планами.

Один из вопросов, который мне задавали коллеги был следующим: «Сильно ли отличаются студенты нашего колледжа, от студентов ВУЗа?» Так же поражала меня мыслеформа, бродившая среди коллег о том, что наши-то студенты, наверное, более сложные для обучения, чем те.

Зачастую я преподавала психологические дисциплины младшим курсам, за редким исключением, когда это были старшекурсники или взрослые люди. В колледже перед собой я увидела молодых людей той же возрастной категории, с которой в основном работала ранее. Мне казалось, что ребята приходящие учиться в медицинскую сферу должны быть благополучными во всех смыслах этого слова. Однако я увидела людей с ранимыми юношескими сердцами, со своими личными историями, своими индивидуальными путями, которые и привели их в тот кабинет, в котором мы с ними встретились.

Мною была поставлена задача донести до каждого моего студента, помимо знаний в психологической области, мысль о том, что они уникальны, исключительны, что другого такого человека как они в мире больше нет. При выходе на свой индивидуальный профессиональный путь, мне видится, что если будущие медицинские работники укоренят в себе убеждение о том, что обладают творческим потенциалом, могут работать так, как могут трудиться только они одни, то выполнять трудовые задачи по оказанию гражданам квалифицированной помощи будут на высоком уровне. Понимание того, что другие люди могут исполнять свои трудовые задачи совсем по-другому, гарантирует то, что в коллективном процессе все дополняют и обогащают труд друг друга. Идею о том, что в каждом заложен индивидуальный творческий потенциал, мне так же необходимо было раскрывать на своих занятиях, предоставляя материал изучаемой дисциплины по трем разделам психологии: общей, специальной и медицинской.

Надо заметить, что как новому преподавателю, мне пришлось завоевывать авторитет среди моих студентов. Кто-то пытался саботировать словами, были даже те, кто провоцировал своим поведением, представляясь именами своих подруг. Имеющийся опыт работы практическим психологом с людьми подросткового и юношеского возраста, помогал мне распознать такое поведение, а выработанные личностные и профессиональные навыки позволили с пониманием и сохранением собственного достоинства, демонстрацией уважения к моим слушателям изменить такое отношение на доверительно-уважительное. По прошествии года, с удовлетворением могу заметить, что прошлогодние студенты приветливо, доброжелательно и с уважением общаются со мной сейчас. При построении учебно-педагогического процесса, я считаю, что первым делом необходимо оговорить правила поведения на занятиях. Студентам надо знать какие требования предъявляются мною в учебное время:

  • телефоны переводятся в авиорежим, чтобы каждый мог полноценно погрузиться в процесс изучаемой дисциплины;
  • питание во время занятий откладывается до перерывов, что демонстрирует уважительное отношение, как к преподавателю, так и коллегам по студенческому коллективу;
  • возникающие, по ходу изложения материала, вопросы можно задать в конце занятия или с помощью обращения внимания о наличие такого вопроса в виде поднятой руки;
  • соблюдение режима учебного процесса. Я отмечаю то, что важно приходить вовремя, поскольку такой поступок демонстрирует модель ответственного поведения, где студент может быть абсолютно уверен в том, что он получит знания, которые даются на данном занятии в оригинальной подаче и полном объеме. Студент берет ответственность за получаемые знания, если он что-то пропустит, ему нужно будет самостоятельно выяснить то, что он упустил, а так же восполнить пробел в знаниях;
  • обращаю внимание на то, что информацию которую я буду сообщать нужно проверять и апробировать в жизненных ситуациях, связано это с тем, что метод сомнения и метод проверки на практике формируют умение самостоятельно мыслить, доходить до истины, находить оптимальное решение, что является важным навыком в жизни как профессиональной, так и личной, особенно представителям медицинских специальностей.

На каждом занятии я обращаюсь с вопросом к студентам по поводу того, соответствует ли мой внешний вид правилам внутреннего распорядка: чист ли и застёгнут у меня халат; собраны ли волосы в прическу; нахожусь ли я в сменной обуви? Далее я задаю студентам вопросы: «Как вы думаете администрация колледжа, может меня похвалить за такую самопрезентацию? Довольна ли я собой от того, как я следую стандартам поведения, тем самым вселяю в себя уверенность в свой профессионализм и высокую гражданскую позицию, берегу себя от тревог и ожидания наказания, забочусь о своем психическом и физическом здоровье?». К моему огромному облегчению я наблюдаю за тем, как после такого диалога студенты начинают поправлять свой внешний вид, если он где-то отличается от предъявляемых требований. Я глубоко уверена, что именно личный пример каждого педагогического работника обладает наибольшим потенциалом воспитательного характера, носящий эффект психологического заражения и демонстрации конформного поведения.  далее встраивающийся в систему личностных и профессиональных убеждений, формируя мировоззренческую позицию. Педагогические воздействия такого типа приносят положительные плоды в формировании социально-одобряемого образца поведения медицинского работника. В своей профессиональной практике я стремлюсь избегать упреков и наказаний, так как считаю их малопродуктивными методами психологического воздействия. Поэтому я нахожусь в постоянном поиске поощряющего типа поведения, способствующего раскрытию личностного потенциала учащихся, разъяснения им негативных последствий от социально нежелательных форм поведенческих проявлений. На первом занятии я стремлюсь очертить границы дозволенного и маложелательного поведения, потому что это устанавливает доверительные, комфортные условия для педагогического процесса, в котором каждый участник может проявить себя с наилучшей стороны, раскрыть в себе свои сильные и слабые стороны, понять, что можно изменить, над чем нужно работать.

Я уверена, что высокие моральные требования предъявляемые мною к манерам моего поведения, внешнему виду, профессионализму, который я демонстрирую на своих занятиях, способны как зародить, так и воодушевить моих студентов, ориентировать их на формирование у себя высоких профессиональных планок, которые им предстоит достигать в процессе их личной жизни, реализовывать в уникальных профессиональных дорогах. Ведь большие достижения начинаются с маленьких шагов.