конкурс "Учитель года 2021" муниципальный этап

Дементьева Татьяна Владимировна

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ИСПЫТАНИЕ

эссе

«Я - учитель»

«All the world’s a stage,

and all the men and women merely players!»

 "Весь мир - театр, а люди в нем - актеры!»

В.Шекспир

 

 Звенит второй звонок. Зал постепенно наполняется зрителями. В оркестровой яме музыканты настраивают свои инструменты. Мысленно переношусь в свои детские годы. Вижу  себя  восьмилетней  девчонкой, которая  вместе с бабушкой и  с дедушкой пришли в театр.

      Щемяще-радостное чувство предвкушения театрального чуда осталось в моей душе с той поры навсегда. С трепетом смотря на пока еще не ожившую сцену, так приятно полистать страницы собственной памяти…

      Безусловно, передо мной в детстве был  яркий пример учительской профессии.

      Моя мама, Оксана Александровна, преподаватель хорового дирижирования в университете. Часто мне приходилось тихонечко сидеть на ее занятиях, воображая себя дирижером. Но музыка переплелась с иностранными языками. Не случайно!

 Моя прабабушка, Татьяна Васильевна, была преподавателем немецкого и французского языков. В своих детских играх одни мои  воображаемые ученики рассаживались в театральных креслах, а другие настраивали свои инструменты в оркестровой яме. Но самое интересное начиналось на сцене…Куклы-ученики ставили спектакль либо на французском, либо на немецком языке. Так  я начинала свой игровой урок.  Как моя прабабушка. Именно она своим  примером пробудила у меня первый интерес к профессии, потому что сама её очень любила.

В нашем доме всегда витала атмосфера интеллигентного общения,  занимательных бесед, разных увлечений. Я удивлялась, как так можно заинтересовать своих собеседников  своим увлечением, и это совсем неважно: химия это или музыка, или иностранные языки.

     Мне хотелось это умение перенести в наши детские игры в школу. Теперь понимаю, что такому формату общения я училась у всех моих родных, и также у  дедушки,  Александра Ивановича, который  преподавал химию и биологию в институте, был ученым в этой области науки. Невольно задумалась о том, что и тяга к исследованиям разного рода у меня от него.

      Учительские дети! Особая судьба… Я училась музыке на  маминых занятиях, а языкам у прабабушки.

     Я не сразу пришла работать в школу. Но я помню, как я готовилась к своему первому уроку в гимназии, куда меня пригласили сразу после окончания университета, как придумывала сценарий урока,  его репетицию, и отчетливо помню чувство, с которым я проснулась утром на работу, в школу. Это такое же  чувство, что и сейчас, в театре, - чувство предвосхищения чего–то неизбежно интересного. Наверное, это ощущение подтверждает правильность выбора профессии.

     За кулисами волнуются артисты. Проигрывают наиболее сложные эпизоды. Поправляют грим. Декорации занимают свои места на сцене. Совсем как в школе. Учитель перед уроком просматривает конспект, проверяет оборудование. Ребята готовятся к уроку. Ждут. Ждут от меня и от себя тоже чего-то нового, необыкновенного.

     А как мне нравилось придумывать сценарии уроков!  Это захватывало меня! Это было похоже на спектакль: каждая фраза должна звучать со своей интонацией, все четко выверялось по времени и этапам, придумывались различные приемы, подбирался интересный дополнительный материал.

    Те первые уроки сыграли свою роль. Я поняла, что театрализация учебного материала  помогает мне вызвать интерес к моему предмету. Все сценарии были разными. На каждый класс свои роли, своя эпоха. Один и тот же урок никогда не повторялся дважды: менялась я – менялись уроки, создавались театральные кружки на языке.

    Жажда нового, профессиональное любопытство вели меня вперед. Я посещала различные  курсы, семинары, ездила в другие страны, познавая  традиции других народов, новые языки, чтобы узнать больше нового, и донести  это с собой на урок детям.

    Моя профессия - самая творческая. Ведь, чтобы зажечь в глазах детей огонек интереса, нужно придумать, найти, записать, распечатать, вырезать, наклеить, нарисовать, оживить, дифференцировать, распределить, воплотить, сыграть, прочувствовать!  И тогда ни один урок не будет похож на другой.

    Я работаю в начальной школе, где образовательные программы базируются на принципах непрерывного и развивающего обучения. Реализуется концепция школы равных возможностей. Главной  задачей для себя считаю — строить свою работу так, чтобы мой предмет тоже любили все. И чтобы каждый был в нём успешен. Стремлюсь развивать одарённость в каждом ребёнке. Ведь она проявляется не только в предметной области, но и в других видах деятельности и гранях личности ребёнка!

      В процессе своей педагогической деятельности я много думала над этим. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Очень многое зависит и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей. В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета.

      Для этого я использую различные формы работы: урочную и внеурочную  деятельность

     В урочной деятельности я использую         игровые технологии (игры и путешествия с использованием образовательных платформ),        информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (презентации, обучающие мультфильмы),        творческие и нестандартные задания.

     Использование музыки и пения на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность по изучению иностранного языка резервные возможности личности каждого ребёнка, создаёт предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций. Существует тесная взаимосвязь между развитием речевого и музыкального слуха. Использование музыкальных текстов способствует развитию слухового внимания и контроля, совершенствует работу артикуляционного аппарата.        

     Вся эта кропотливая работа плавно перерастает в театрализованные праздники. Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

    Теперь я  совершенно уверена, что все дети являются талантливыми, одарёнными.  Они уже рождаются такими. И наша задача выявить, развить и найти применение детской одарённости. Ведь, кроме предметных талантов, у них существует множество других, не менее замечательных качеств. Кто-то лучший пловец, кто-то лучший актёр, а кто-то — лучший друг. Если мы, учителя, поможем нашим ученикам развить лучшие стороны их личности, то в будущем мы получим уверенное в себе поколение людей, знающих, чего они хотят, и стремящихся к постоянному самосовершенствованию. Это ли не главная цель истинного современного образования?!

     Новые тенденции национального проекта «Образование» определяют эти изменения в моей работе: даю своим ученикам не просто свод грамматических правил и определенный набор лексики, не просто учу их читать, писать и говорить на английском. Моя задача как учителя иностранного языка состоит в том, чтобы помочь им найти КОД.  Код к успешному общению, осознанию различий и понимания «другого». А чувство уважения ко всему «другому» можно воспитать только лишь при наличии чувства самоуважения, осознания собственной индивидуальности и гордости за свою страну и культуру.

     На своих занятиях  учу учеников учиться. Например, если еще лет 8 назад упражнения, которые выполнили ребята мог проверить и указать на ошибки только учитель, то сегодня выполняя обучающие упражнения через игру на платформе «Учи.ру» компьютер не позволит перейти к выполнению другого задания пока ученик  самостоятельно не найдёт и не исправит ошибки. Навык анализировать и находить собственные ошибки пригодится им в жизни. Для оценивания предметных результатов мои ученики составляют друг для друга тесты по пройденным темам в программе “LearningApps”.

    Уверена, успех определяется не отметками, а приобретенным опытом, в том числе и на моих уроках.

    Я хочу, чтобы культура и история страны, язык которой они изучают, стали для них чем-то личным, а не просто растиражированными на открытках памятниками.

     Под шорох занавесей вспоминаю форумы педагогического мастерства, конференции, родительские дни, в которых принимаю участие. В рамках таких мероприятий я люблю давать уроки в классах, где ребята никогда не изучали английский язык.  Это особое удовольствие для меня как для учителя -  влюбить их  в свой предмет, за 45 минут пройти с ними путь от настороженного любопытства до восторга заговорить на другом языке. А в конце урока они обязательно заговорят, кроме того, с удовольствием побегут к другому учителю, к родителям и попытаются вступить с ними в диалог на английском, решат поставленные  коммуникативные задачи. Они сами найдут тот самый метапредметный код, открывающий дверь в новый для них мир.

     Мне хочется верить, что мои уроки больше, чем просто уроки иностранного языка. Я надеюсь, что это уроки будущего успеха. Именно на таких уроках, когда учащиеся сами ищут  и находят, ставят цели и достигают их, ошибаются и приходят к правильному решению, рождается Личность, успешная Личность.  А поможет им стать успешными учитель. Новый учитель. Учитель-реформатор. Принят Профессиональный стандарт педагога, который, как мне кажется, должен выполнять скорее функцию ориентира для учителя в профессии. Ведь самого педагога трудно стандартизировать.  Да, наверное, и не нужно: ведь каждый педагог уникален прежде всего своей творческой составляющей.  И все же, каким должен быть современный учитель? Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать? Попробую ответить… Современный учитель, безусловно, должен быть увлеченным и уметь увлечь своим предметом. Он имеет смелость иногда отойти от классно-урочной системы, чтобы дать учащимся возможность самим добывать знания. Конечно, ему необходимо владеть современными технологиями, формирующими навыки, без которых невозможна социализация выпускников к условиям современного, очень непростого мира.  

       13 лет я работаю в начальной школе и все больше понимаю, что эта профессия дана мне свыше. Сложно ли быть учителем? Непросто, но интересно. Как в любой работе  не бывает все просто  и без проблем. Кому-то из ребят очень трудно дается иностранный язык, и в ход идет опыт, приобретенный в детстве из игры в школу. Знания методики, совершенствование языковых навыков помогает найти с ребенком общий язык  и мотивировать его на изучение нового. Я люблю свою работу, люблю детей, а главное, когда достигаю поставленной цели, усталости как не бывало!

    …В зале такая тишина. Замер оркестр. Устроились зрители. Я жду встречи с новым театральным чудом. Мне не терпится увидеть какой-то новый прием и обязательно воскликнуть в душе: «Как здорово! Обязательно надо и мне попробовать  с ребятами!» Наверное, ни в одной другой профессии не радуются так  встрече с новым, удивительным.

       А завтра снова в школу. К своим ученикам. На свой урок.