Рабочая программа

Абдулкеримова Гюльнара Кадашевна

В рабочей программе прописаны цели, задачи, ожидаемые результаты, содержание и структура образовательного процесса на этапе дошкольного образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Сказка»

ПРИНЯТА

педагогическим советом

МАДОУ «Сказка»

протокол № 1 от 30 августа 2023 г.

          УТВЕРЖДАЮ

          Заведующий МАДОУ «Сказка»

          ______________О. В. Ермолина

         приказ МАДОУ от 31.08.2023 №128

Рабочая программа кружка художественной направленности                                                                              «Бумажные фантазии»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

                                                             

                                                           

                                                               Воспитатель:

                                                              Абдулкеримова Гюльнара Кадашевна

                                                             

г. Когалым, 2023г.

Содержание

1.Пояснительная записка................................................................................3

2. Актуальность программы………………………………………………...4

3.Цель и задачи кружка............................. .....................................................4

4. Основные направления работы……………..............................................5

5. Ожидаемый результат ………………………........................................... 6

5. Содержание программы..............................................................................8

8. Перспективно-тематическое планирование кружка.................................9

9.Литератера…………………………………………………………………19

Приложение………………………………………………………………….20

Инструкции по технике безопасности…………………………….……….21

Пояснительная записка

 «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Работа в кружке «Бумажная фантазия» - одно из средств развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки и привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Работа с бумагой развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Общаясь с бумагой, ребенок угадывает ее качества, развивается мелкая моторика пальцев, что очень важно для нормального формирования речи. При складывании фигурок одновременно работают обе руки. Это гармонизирует работу полушарий мозга и развивает творческие задатки у ребенка. Работа с бумагой имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса, активизирует мыслительные процессы. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно кропотливо работать. Изготавливая поделки из бумаги, дети удовлетворяют свои познавательные интересы, расширяют информированность в данной образовательной области, обогащают навыки общения и приобретают умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Детям нравится изготавливать поделки из бумаги, потому что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка, с которой можно поиграть  или подарить. Кружок незаметно воспитывает детей, учит их быть внимательными к своим близким, уметь делать подарки, хранить в памяти общие воспоминания. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а кружок дает возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить.

 Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов из бумаги, развивая моторику руки,  способствует    интеллектуальному своему развитию. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире.  Сегодня бумагопластика наиболее тесно связана с самым молодым видом искусства – дизайном.

Новизна

В программе учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития. Программа построена на постоянной смене видов деятельности, техник и приемов работы с бумагой в течение учебного года. Чередование видов деятельности позволяет избежать потери интереса к данной деятельности, сохраняя эффект новизны и в то же время даёт возможность систематически работать над овладением материалами и техниками от простого к сложному.

Цель: создание оптимальных условий для художественно-эстетического развития детей, удовлетворения их интересов и склонностей. Развитию творческих способностей детей средствами бумажной пластики. Для достижения цели, мы работаем над реализацией следующих задач:

Обучающие:

- знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами;

- обучать различным приемам работы с бумагой;

- формировать умения следовать устным инструкциям;

- знакомить детей с основными геометрическими понятиями, обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

- развивать творческое воображение, фантазию и мелкую моторику руки посредством бумагопластики.

- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

- воспитывать у детей положительные личностные качества: самостоятельности, внимательность, аккуратность, усидчивость; коммуникативные качества в ходе выполнения коллективных работ.

Основные направления работы

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

1. Принцип наглядности - предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы.

2. Принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей; этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения - в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми.

Формы работы:

  • беседы;
  • занятия;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа;
  • коллективно-творческая работа;
  • работа с родителями
  • игра;
  • рассматривание иллюстрации  
  • показ образца выполнения последовательности работы
  • оформление выставок.

Методы работы по программе:

1. Наглядные:

  • рассматривание образцов;
  • демонстрация иллюстраций по теме занятия;
  • наблюдение.

2. Словесные:

  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • объяснение и обсуждение хода работы;
  • подбор стихов, пословиц и поговорок по различным темам.

3. Практические:

  • индивидуальная работа детей;
  • совместная деятельность взрослого и детей;
  • опора на личный опыт детей.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • проведение фотовыставок работ воспитанников в группе.

Ожидаемые результаты освоения Программы

  • узнают историю происхождения бумаги, и ее виды;
  • узнают о культуре некоторых стран (Япония, Китай);
  • познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
  • познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
  • овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
  • научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
  • научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • познакомятся с различными техниками работ из бумаги (аппликация, квиллинг, торцевание, оригами);
  • научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях;
  • разовьют внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус;
  • овладеют навыками культуры труда.

Отличительные особенности Программы

Программа рассчитана на один год обучения (старшая группа). Занятия проводятся два раза в неделю: во вторник и четверг с 15.30-15.55. Длительность занятий 25 минут. Оптимальное количество детей в группе – 11 человек. Критериями отбора является желание детей и возрастной принцип.

Методическое обеспечение

Для реализации данной программы используется:

  1. Ноутбук
  2. Телевизор
  3. Магнитная доска
  4. Схемы
  5. Бумага разного формата и цвета
  6. Фломастеры
  7. Гофрированная бумага
  8. Ножницы
  9. Клей
  10.  Глазки

                                     Циклограмма

15.30- 15.33

 Вводная часть

 Сюрпризный момент

15.33 – 15.50

Основная часть

 Беседа, обсуждение

15.50 – 15.55

Заключительная часть

 Подведение итогов

Содержание программы

Учебно-тематический план

Месяц

Тема месяца

   Название

Январь

Оригами

- Вводное

-Собачка

- Лисичка

- Бабочка

- Лягушка

- Кораблик

- Снеговик

- Пингвин

Февраль

Мятые шарики

-- Вводное. Петушок

-Петушок

- Ракета

- Ракета

-Радуга

-Радуга

- Танк

-Яблоня

Март

Квиллинг

- Вводное

- Ветка рябины

- Букет цветов

- Бабочка

- Сердечко

- Ветка винограда

- Ветка винограда

Апрель

Торцевание

-Вводное. Цветок

-Цветок

-Гриб мухомор

-Гриб мухомор

-Подснежник

-Подснежник

-Рыбка

-Рыбка

Май

Объемная аппликация

-Вводное. Павлин

- Павлин

-Дерево

-Дерево

- Зонтик

- Зонтик

- Лягушачье болото

- Лягушачье болото

 Перспективное планирование

Месяц

ТемаЦель

Виды деятельности

январь

1 неделя

1 Вводное занятие

«Волшебная бумага»

-Познакомить детей с бумагой, её свойствами и качествами (непрочная, рвётся, мнётся, намокает).

- Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.               Инструкционные карты, демонстрирующие процесс  складывания

-Развивать мелкую моторику рук

-Воспитывать у детей бережное отношение к предметам.

-Повторение техники безопасности работы с ножницами и клеем.

2 занятие

Оригами «Собачка»

-Познакомить детей с «оригами».

-Учить детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами;  

-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;

-Развивать мелкую моторику руки,

-рассматривание;

-беседа;

- наблюдения;

2 неделя

1 занятие Оригами «Лисичка»

-Продолжать учить детей конструировать из бумаги в технике оригами мордочку ,используя известные приемы складывания;

-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

-Развивать мелкую моторику руки;

-Воспитывать аккуратность в работе

2 занятие «Бабочка»

- Научить складывать бабочку в технике оригами;

- воспитывать старание, аккуратность, ответственность;

- воспитывать чувство коллективизма;

- развивать умение работать с графическими схемами;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать наблюдательность, воображение, эстетический вкус;

- развивать творческую индивидуальность, творческое отношение к деятельности в объединении.

-совместная деятельность;

-игровая ситуация;

-словесное описание

3неделя

1 занятие Оригами «Лягушка»

научить поэтапному складыванию лягушки;

- продолжить знакомство с искусством конструирования из бумаги- оригами;

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

- продолжить знакомить детей с основными геометрическими понятиями;

- развивать творческие способности.

2 занятие Оригами «Кораблик»

-Закреплятьумение работать с бумагой (сгибать квадратный лист бумаги в разных  направлениях,  хорошо проглаживая  место  сгиба); ориентироваться на листе бумаги;

-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;

-Воспитывать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами, усидчивость, аккуратность в работе

-совместная деятельность;

-показ

-словесное описание

4неделя

1 занятие Оригами  «Снеговик»

- Учить детей обучать основным приемам работы в технике оригами;

- Прививать интерес к художественному труду, творчеству;

-Развивать навыки мелкой моторики;

-Развивать у детей творческую активность, фантазию;

-Воспитывать аккуратность в работе.

2 занятие Оригами  «Пингвин»

- формирование умения делать «пингвина» в технике оригами;

-Развивать мелкую моторику рук;

- Продолжать развивать и совершенствовать сенсомоторную координацию движения рук и глаз

-Воспитывать аккуратность и желание доводить  начатое  дело  до конца.

-совместная деятельность;

- словесное описание

        

Февраль

1 неделя

1 занятие  Мятые шарики «Петушок»

-Познакомить детей  с новым способом создания аппликативных изображений из бумажных комочков;

-Развивать навыки мелкой моторики

-Развивать у детей творческую активность, фантазию, художественно  креативные способности;

-Воспитывать аккуратность в работе

 2 занятие Мятые шарики «Петушок»

Познакомить детей  с новым способом создания аппликативных изображений из бумажных комочков;

-Развивать навыки мелкой моторики

-Развивать у детей творческую активность, фантазию, художественно  креативные способности;

-Воспитывать аккуратность в работе

-совместная деятельность;

-игровая ситуация;

-словесное описание

2 неделя

1 занятие Мятые шарики «Ракета»

-Продолжать учить детей создавать изображение из бумажных комочков;

-Развивать навыки мелкой моторики

-Развивать у детей творческую активность, фантазию;

-Воспитывать аккуратность в работе

2 занятие Мятые шарики «Ракета»

-Продолжать учить детей создавать изображение из бумажных комочков;

-Развивать навыки мелкой моторики

-Развивать у детей творческую активность, фантазию;

-Воспитывать аккуратность в работе

-совместная деятельность;

-показ;

-словесное описание

3 неделя

1 занятие Мятые шарики «Радуга»

-Продолжать  умение  детей  создавать    поделку  из  салфеток,  мять  салфетку  руками,  скатывать  её  в  шарики.

-Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей.

2 занятие Мятые шарики «Радуга»

-Продолжать  умение  детей  создавать    поделку  из  салфеток,  мять  салфетку  руками,  скатывать  её  в  шарики.

-Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей.

- совместная деятельность;

- словесное описание;

4 неделя

1 занятие Мятые шарики «Танк»

-Закреплять умение  детей  создавать    поделку  из  салфеток,  мять  салфетку  руками,  скатывать  её  в  шарики.

-Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей.

2 занятие Мятые шарики «Яблоко»

Закреплять умение  детей  создавать    поделку  из  салфеток,  мять  салфетку  руками,  скатывать  её  в  шарики.

-Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей.

- совместная деятельность;

- показ

                                            март

1 неделя

-1 занятие Квиллинг «Вводное занятие»

- Знакомство с новым видом бумажной пластики «Квиллинг»;

- Развивать у детей навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук, мышление, творческие возможности;

- Воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, аккуратность, активность, культуру труда.

2 занятие Квиллинг «Ветка рябины»

- Продолжать знакомство с новым видом бумажной пластики «Квиллинг»;

- Развивать у детей навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук, мышление, творческие возможности;

- Воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, аккуратность, активность, культуру труда.

2 неделя

1 занятие Квиллинг «Букет цветов»

  • - Продолжать знакомить детей с техникой выполнения квиллинга, с его основными элементами;
  • - формировать умения следовать устным инструкциям, уметь работать с таблицами;
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
  • совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

2 занятие Квиллинг «Букет цветов»

  • - Продолжать знакомить детей с техникой выполнения квиллинга, с его основными элементами;
  • - формировать умения следовать устным инструкциям, уметь работать с таблицами;
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
  • совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

- совместная деятельность;

- словесное описание;

3 неделя

1 занятие Квиллинг «Бабочка»

- Создание условий для изготовления поделки детьми старшего дошкольного возраста в технике «квиллинг»;

- учить детей приёмам техники «квиллинг»: скручиванию бумажной полоски в «свободную спираль», формирование спиралей разной формы и размера;

- Обогащать речь детей словами, относящимися к технике «квилинг»: полоска, рулончик, завитушка, свободная спираль, скручивать

2 занятие Квилинг «Сердечко»

- Формировать первоначальное умение скручивать спиральки из бумажных полосок.

- Закреплять умение наклеивать аккуратно, ровно посередине листа.

- Воспитывать навык работать чисто, пользоваться салфеткой для промакивание лишнего клея.

- совместная деятельность;

- словесное описание;

4неделя

1 занятие Квиллинг  «Ветка винограда»

- Продолжать знакомство с новым видом бумажной пластики «Квиллинг»;

- Дать представление о работе в технике квиллинга, инструментах и  приспособлениях, а также с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

-Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

2 занятие Квиллинг  «Ветка винограда»

- Продолжать знакомство с новым видом бумажной пластики «Квиллинг»;

- Дать представление о работе в технике квиллинга, инструментах и  приспособлениях, а также с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

-Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

Беседа.

Вопросы.

Рассуждения.

Игра.

Работа детей.

        

                           Апрель                                                      Апрель                            

1 неделя

1 занятие Торцевание  «Цветок»

-Познакомить детей  с новой техникой торцевание,

-Научить создавать композиции в данной техникой;

-Развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление;

-Воспитывать интерес к работе.

2 занятие Торцевание «Цветок»

-Продолжать знакомить детей  с новой техникой торцевание,

-Научить создавать композиции в данной техникой;

-Развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление;

-Воспитывать интерес к работе

-совместная деятельность;

-показ;

-объяснение

2 неделя

1 занятие Торцевание  «Гриб мухомор»

- Обучать детей основным приемам работы в технике торцевание;

-Развивать навыки мелкой моторики

-Развивать у детей творческую активность, фантазию;

-Воспитывать аккуратность в работе

2 занятие Торцевание «Гриб мухомор»

-Продолжать обучать детей основным приемам работы в технике торцевание;

-Развивать навыки мелкой моторики

-Развивать у детей творческую активность, фантазию;

-Воспитывать аккуратность в работе

-совместная деятельность;

-показ;

-словесное описание;

-загадка

3 неделя

1 занятие Торцевание  «Подснежник»

-Продолжать учить детей обучать основным приемам работы в технике торцевание;

-Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей

2 занятие Торцевание «Подснежник»

Продолжать учить детей обучать основным приемам работы в технике торцевание;

-Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей

-совместная деятельность;

-словесное описание;

-загадка

4 неделя

1 занятие Торцевание  «Рыбка»

-Закреплять приемы торцевания;

-Развивать умение детей рисовать золотую рыбку;

-Развивать мелкую моторику рук;

-Воспитывать аккуратность и желание доводить начатое дело до конца

2 занятие Торцевание «Рыбка»

Закреплять приемы торцевания;

-Развивать умение детей рисовать золотую рыбку;

-Развивать мелкую моторику рук;

-Воспитывать аккуратность и желание доводить начатое дело до конца.

-совместная деятельность;

-показ;

-загадка

май

1 неделя

1 занятие Объемная аппликация  «Павлин»

  • -Познакомить с новой техникой творческой деятельности;
  • -Расширить представления о видах аппликации из цветной бумаги;
  • -Обучить приёму приклеивания объемных фигур к бумаге.

2 занятие Объемная аппликация  «Павлин»

  • -Познакомить с новой техникой творческой деятельности;
  • -Расширить представления о видах аппликации из цветной бумаги;
  • -Обучить приёму приклеивания объемных фигур к бумаге.

-совместная деятельность;

-показ;

-загадка

2 неделя

1 занятие Объемная аппликация  «Дерево»

-Формировать практические навыки работы с бумагой;

-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию на основе знаний, умений и навыков;

-Воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе

2 занятие Объемная аппликация  «Дерево»

-Формировать практические навыки работы с бумагой;

-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию на основе знаний, умений и навыков;

-Воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе

-совместная деятельность;

-словесное описание;

-загадка

3 неделя

1 занятие Объемная аппликация  «Зонтик»

-Продолжать создавать композиции в данной технике;

-Развивать у детей навыки работы с бумагой;

-Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук;

-Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость

2 занятие Объемная аппликация  «Зонтик»

-Продолжать создавать композиции в данной технике;

-Развивать у детей навыки работы с бумагой;

-Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук;

-Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость

-совместная деятельность;

-словесное описание;

-загадка;

4 неделя

1 занятие Объемная аппликация  «Лягушачье болото»

-Закреплять умение создавать композиции;

-Развивать мелкую моторику рук;

-Воспитывать аккуратность и желание доводить начатое дело до конца

2 занятие Объемная аппликация  «Лягушачье болото»

-Закреплять умение создавать композиции;

-Развивать мелкую моторику рук;

-Воспитывать аккуратность и желание доводить начатое дело до конца

-совместная деятельность;

-показ;

-загадка

                                                      Литература

  1. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2006.- 144с.
  2. Кириченко Г.В. Объемные оригами. – М.:Астрель; СПб: Полигон, 2012. – 144с.
  3. Черенкова Е. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХIвек», 2007. – 154с.
  4. Игрушки из бумаги.- СПб.: КРИСТАЛЛ. 1997.
  5. Электронный журнал: http://origami-paper.ru/origami/russian/shemy_origami/modulnoe_origami_kubik.html
  6. Электронный журнал: http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
  7. Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду».М: Карапуз, 2009г.
  8. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга», И: Эксмо-Пресс, 2009г
  9. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.: Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
  10. Афонькин.С.Ю Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами. СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Инструкции по технике безопасности

Техника безопасности при работе с ножницами

1.    Храни ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    При работе внимательно следи за направлением резания.

3.    Не работай с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4.    Не держи ножницы лезвием вверх.

5.    Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.

6.    Не режь ножницами на ходу.

7.    Не подходи к товарищу во время работы.

8.    Передавай закрытые ножницы кольцами вперёд, зажав лезвия в ладони.

9.    Во время работы удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были  

       в стороне от лезвия.

Правила безопасной работы с клеем

  1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
  2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
  3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
  4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила безопасной работы с пластилином

  1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.
  2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.
  3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук и разомни, чтобы он стал мягким.
  4. По окончании работы вымой руки с мылом.

Правила уборки своего рабочего места

  1. Положи изделие, выполненное на занятии, в коробку для изделий.
  2.  Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
  3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, если там остались следы от пластилина.
  4. Протри инструменты и крышку стола тряпочкой.
  5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
  6. Все принадлежности убери.



Предварительный просмотр:

 Управление образования Администрации города Когалыма

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Сказка»

ПРИНЯТА

педагогическим советом

МАДОУ «Сказка»

протокол № 1 от 30 августа 2024 г.

          УТВЕРЖДАЮ

          Заведующий МАДОУ «Сказка»

          ______________О. В. Ермолина

         приказ МАДОУ от 31.08.2024 №128

Дополнительная общеобразовательная программа

«Мир пластилина»

Направленность: художественная

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 6 - 7 лет

Срок реализации: 1 год

Воспитатель: Абдулкеримова Г.К.

г. Когалым 2024 г.

Содержание

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………

3

1.1

Пояснительная записка………………………………………………...

3

1.2

Актуальность…………………………………………………………...

4

1.3

Практическая значимость программы………………..........................

4

1.4

Цель и задачи…………………………..

5

1.5

Принципы и подходы в организации образовательного процесса…

5

1.6

Ожидаемые результаты……………………………………………….

6

1.7

Условия реализации программы……………………………………...

6

2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………

7

2.1

Формы, способы, методы и средства реализации программы……...

7

2.2

Перспективное планирование 2023-2024 учебный год (подготовительная группа)……………………………………………………………………... 10

3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………  15

3.1

Основные характеристики деятельности………………………………....15

3.2

3.3

Структура занятия кружка «Мир пластилина»…………..........................15  Оборудование, материалы…………………………………………………15

3.3

Кадровое обеспечение реализации Программы………………………….16

3.5

Методическое обеспечение………………………………………………  16

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией, представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое решение в условиях кружка «Пластилиновая фантазия». Открытие в себе неповторяемой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в творчестве и в общении. Помочь в этих устремлениях, призвана данная программа.

1.2. Актуальность 

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, бумагопластики, пластилинографии, работы с бросовым и природным материалом, их особенностями, многообразием используемых материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои композиции, предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует развитию речи ребенка. Так развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

  1.3. Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
    Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".

1.4. Цель и задачи

Цель программы: развитие ручной умелости у детей подготовительного дошкольного возраста посредством пластилинографии, подготовка руки к письму.

Задачи:   

Обучающие:

  • Формировать и развивать навыки приемов пластилинографии путем (надавливания, размазывания, ощипывания, вдавливания);
  • Развивать сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
  • Учить детей работать в нетрадиционной технике;
  • Учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.;
  • Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  • Формировать готовность руки к письму.

Развивающие:

  • Развивать художественный вкус, чувство композиции;
  • Развивать творческие способности;
  • Развивать мелкую моторику, общую умелость рук, укреплять их силу;
  • Развивать пространственное мышление и воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать понимание красоты окружающего мира;
  • Воспитывать у детей интерес к художественной деятельности.
  • Воспитывать усидчивость ребенка.

1.5 Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Деятельность по реализации данной программы строится на основании следующих принципов:

1.Принцип систематичности и последовательности.

Этот принцип предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. При планировании устанавливается последовательность раскрытия темы, продумывается связь нового материала с ранее усвоенным.

2.Принцип доступности.

Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной деятельности воспитанников;

3.Принцип активного обучения.

Предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

4.Принцип сотрудничества.

Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

5.Принцип исследовательской (творческой) позиции.

Этот принцип предполагает, что дети осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, а также свои личные ресурсы, возможности, особенности. Создается когнитивная среда (усвоение новой информации), основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность.

1.6 Ожидаемые результаты

1. Дети познакомились со свойствами материала.

2. Научились владеть приемами работы техники пластилинография и создавать с их помощью сюжетные картины;

3. У детей развивается мелкая моторика пальцев рук, художественный вкус, чувство композиции, творческие способности;

4. При работе в данной технике дети самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях. Доводят начатое дело до конца.

Программа адресована: Программа ориентирована на детей 6 - 7 летнего возраста без предварительного отбора (подготовительная группа). Наполняемость группы: максимум -  12 человек.

Уровень программы, объем и срок реализации    

Объем образовательной нагрузки

Уровень программы,

Объем Программы

Количество  недель, месяцев

Форма обучения

Срок реализации программы

Стартовый

1/4/32

 32 недели, 8 месяцев

Очная, групповая

С 01.10.2024-по 31.05.2025

  1. Условия реализации программы.

  Рабочая программа реализуется в очной форме, предназначена для детей 6-7 лет и рассчитана на 8 месяцев, 32 недели. Режим кружковой работы соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. В объединение принимаются дети по желанию, без предъявления специальных требований, зачисление производится по заявлению родителей или лиц их заменяющих. Количество воспитанников в группе – 12 человек.

Форма занятий

Периодичность

Продолжительность

Расписание

Групповая

Пятница

30 минут

15.30

Для детей подготовительной группы образовательная деятельность по кружковой работе составляет 1 академический час в неделю. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет 30 минут соответственно. Выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни. Объем программы - 34 академических часа. Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности.

Учебный план реализации программы на 2024-2025 учебный год

Реализация дополнительной общеобразовательной программы

Подготовительная группа

6 - 7 лет

Количество НОД

Неделя

Месяц

Учеб.  год

1.

Всего

2

8

32

2.

Объем максимальной образовательной нагрузки

Ч.

1 ч.

60мин.

4 ч.

(120мин)

(16ч.)

(960 мин.)

Мин.

3.

Длительность НОД      

30 мин.

2. Содержательный раздел

2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждой встрече подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.

Встречи целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

– «Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности;

 – «Развития речи», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем мире;

 – «Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов;

 – «Познавательные» занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл. А также использовать бросовый материал: колпачки, стержни от шариковых ручек, фломастеров, зубочистки, пуговицы и др.

Пластилиновая картина может состоять из шарообразных или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.

Методы, используемые на занятиях кружка:

  • Беседа, рассказ, сказка, стихотворения, загадки.
  • Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций.
  • Показ образца, выполнения последовательности работы.
  • Выбор материала.
  • Целевые прогулки, экскурсии с целью получения новых знаний и наблюдений.

   Формы работы с детьми:

  • тематические занятия;
  • дидактические игры;
  • творческие занятия;
  • игровые занятия;
  • выставки детских работ;
  • воспитательные мероприятия, праздники, тематические беседы;
  • экскурсии в природу (цель наблюдение за сезонными изменениями, сбор природного материала).

Формы работы с родителями (законными представителями):

  • Мастер – классы.
  • Дни открытых дверей.
  • Совместное участие в конкурсах и выставках.
  • Индивидуальные беседы.
  • Консультации и папки – передвижки.
  • Помощь в сборе материалов для проведения занятий.

2.2.   Перспективное планирование по кружку «Мир пластилина»

на 2024-2025 учебный год

Наименование темы

Программное содержание

Октябрь

1 нед

«Знакомство с техникой «Пластилинография»

-беседа о пластилинографии. Показ воспитателем готовых работ, с использованием данной технике, с отражением выпуклых объемных изображений на горизонтальной поверхности;

-познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним.

-развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание);

-воспитывать эстетические чувства через восприятие картин великих художников, закладывать предпосылки любви к природе и бережного к ней отношения.

2 нед

«Грибы-грибочки, выросли в лесочке»

-продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывание длинных колбасок и выкладывание их по контуру, скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство, выделенное контуром;

-формировать у детей обобщенное понятие о грибах; уметь передавать их природные особенности, цвет;  

-развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве.

3 нед

«Золотая осень»

-закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости;

-закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени;

-воспитывать чувство любви к красоте родной природы

4 нед

«Мои любимые игрушки»

-учить технике создания изображения «игрушки» на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина;
-закреплять умение создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей;
- расширять знания детей об игрушках, учить составлять описательный рассказ, подбирать действие к предмету, развивать мелкую и общую моторику, память, сенсорную сферу;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ноябрь

1 нед

«Листья падают, кружатся»

-формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем;

-развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве;

-воспитывать любовь к природе.

2 нед

«Ежик с грибами» (1 этап работы)

-создать условия для развития умений и навыков работы с пластилином (отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей;

-развивать мелкую моторику  рук, образное мышление, умения создавать знакомый образ с опорой на схему;

-закреплять представление о диких животных, воспитывать внимание, усидчивость, бережное отношение к природе.

3 нед

«Ежик с грибами» (заключительный этап работы)

4 нед

«Осенний букет в вазе» (работа в парах)

-продолжать развивать у детей развития художественного вкуса и пространственного воображения,

-развивать мелкую моторику пальцев рук; аккуратность во время работы с пластилином;

-закрепить признаки осени;

-учить пользоваться стекой во время работы,  салфеткой после работы

Декабрь  

1 нед

«Красногрудый, чернокрылый, прилетел снегирь с  Сибири»

-расширить представления детей о зимующих птицах, не улетающих осенью в теплые края, об условиях их обитания, о роли человека в жизни птиц;

-научить изображать снегирей в технике «пластилинография» передавая особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев хвоста, характерную окраску);

-закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деление на части с помощью стеки;

-развивать композиционные навыки.

2 нед

«Дед Мороз – Красный нос»

-закрепить умения и навыки работы в технике пластилинографии: раскатывание, придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание границ соединения отдельных частей;

-развивать познавательный интерес, память, речь, фантазию, мелкую моторику рук;

-обобщить представления о главном герое новогодних праздников.

3 нед

«Новогодняя игрушка»

-формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках;

-продолжать осваивать навыки мозаичной пластилинографии - скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета, слегка прижать;

-развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумывать узор для своей игрушки.

4 нед

«Елка новогодняя в гости к нам пришла»

 -познакомить детей и родителей с историей новогодней ёлки, расширить знания  о традиции новогодней ёлки
-продолжать знакомить с новыми приёмами лепки ёлочки, совершенствовать ранее приобретённые навыки лепки;
-упражнять в работе со стекой и прорисовывании необходимых деталей;
-воспитывать любовь к красоте родной природы.

Январь

1-2 нед

Каникулы

Каникулы

3 нед

«Зимний лес» (работа в парах)

-обучать детей  приемами  работы в технике «пластилинографии»: лепить отдельные  детали – придавливать, примазывать, разглаживать  границы соединения частей;

-вызывать у детей эмоциональное, радостное  отношение к  зимней природе средствами художественного  слова,  произведений  живописи;

-продолжать знакомить детей  с  жанром изобразительного  искусства – пейзажем;

-развивать  мелкую  моторику  рук  при выполнении разных  приемов  в  работе  с пластилином: раскатывания, сплющивания.

4 нед

«Такие разные снеговики»

-учить детей передавать образ снеговика посредством художественной техники – пластилинографии;

 -побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для своего снеговика;

-развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей;

-развивать мелкую моторику пальцев рук.

Февраль

1 нед

«Домик в зимнем лесу»

(первый этап работы)

-развивать у детей способность создавать сюжетно-игровой замысел;

- учить отламывать комочки пластилина от большого куска; раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней;

- учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга;

- развивать мелкую моторику рук (пинцетный захват) ;

- воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей работе

2 нед

«Домик в зимнем лесу»

(заключительный этап работы)

-развивать у детей способность создавать сюжетно-игровой замысел;

- учить отламывать комочки пластилина от большого куска; раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней;

- учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга;

- развивать мелкую моторику рук (пинцетный захват) ;

- воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей работе

3 нед

«Кораблик для папы»

-побуждать детей к изготовлению подарков для папы;

-учить создавать на плоскости полуобъемный объект – «кораблик», сочетая разные приемы техники – пластилинографии.

-закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины;

-расширить знания детей о российской армии;

-развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику; 

-воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.

4 нед

«Дымковская барыня» (дымковская роспись)

-способствовать созданию образа дымковской барышни в технике пластилинография с последующей росписью изделия;
-познакомить детей с техникой росписи по пластилину;
-учить самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к игрушке;
-развивать детскую фантазию и творчество;
-воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Март

1 нед

«Для любимой мамочки» (изготовление подарков для мам)»

-закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию.

-продолжать формировать умение наносить рисунок по всей поверхности листа;

-развивать чувство композиции и цвета, мелкую моторику рук;

-воспитывать доброе отношение, любовь и уважение к матери. желание сделать подарок самому близкому человеку

2 нед

«Для любимой мамочки»

 -способствовать расширению знаний детей о перелетных птицах;

-закреплять умение детей работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании;

-развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии;

-развивать цветовосприятие, мелкую моторику рук.

3 нед

«Чайный сервиз»  (роспись гжель)

-расширить представление детей о посуде, развивать умение описывать предмет посуды, опираясь на характерные признаки;

-учить изображать на плоскости предметы чайной посуды – «чашка, блюдце», упражнять детей в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – контурной пластилинографии;

- дать детям представление о промысле, колорите, элементах гжельской росписи;

-развивать навык смешивания пластилина двух цветов – белого и синего, для получения нескольких оттенков голубого;

-закреплять приемы рисования пластилином в технике мазка, «капельки», спирали, травинки, завитков, волнистых линий

-развивать у детей чувство композиции, цвета, эстетический вкус, общую и мелкую моторику рук;

-воспитывать бережное отношение детей к посуде

4 нед

«Мир похож на цветной луг» (коллективная работа)

-продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам;

-учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков технике «пластилинография»;

-продолжать развивать глазомер и цветовосприятие;

-воспитывать у детей доброжелательность, чувство коллективизма, аккуратность в процессе рисования пластилином

Апрель

1 нед

«Волшебное яичко» (писанки к пасхе)

-учить создавать выразительный образ предмета – «пасхального яйца», посредством передачи объёма, цвета, украшений;

-формировать знания детей о традициях праздника, познакомить с историей и значением символов Пасхи;

-продолжать знакомить с новым видом пластилинографии – многослойная;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-развивать фантазию, сенсорную сферу; воспитывать любознательность, интерес русской истории.

2 нед

«Петушок-золотой гребешок»

-учить детей посредством сочетания нескольких цвета пластилина передавать яркий образ петуха, создавая сюжетную картину на горизонтальной плоскости;
- закреплять умения и навыки в работе с пластилином - отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей; 
- развивать диалогическую речь, память, творческое воображение, внимание, игровые навыки, координацию движений и мелкую моторику; 
- расширять знания о домашних птицах, воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать результат своего труда.

3 нед

«Бабочка на ромашке»

-продолжать знакомить детей с технологией изготовления поделок из пластилина;

-развивать мелкую моторику рук;

-продолжить формирование художественного вкуса у детей дошкольного возраста.

4 нед

«Насекомые» (божья коровка)

-закреплять умение применять приёмы плоскостной лепки (пластилинографии): грунтовка, скатывание мелких шариков (пальчиками или на ладошке);

-создавать условия для использования  знаний и представлений об особенностях внешнего вида насекомых (божьих коровок) в своей работе;

-развивать художественно-эстетическое восприятие, мелкую моторику рук, умение работать в определенной последовательности  и самостоятельность в подборе цвета для изображения;

-воспитывать аккуратность и у интерес к окружающему миру.

Май

1 нед

«Открытка к 9 мая»

-продолжать закреплять приёмы работы с пластилином – размазывание, сплющивание; скатывание маленьких шариков;

-развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию;

-воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, желание создавать открытки в технике «пластилинография»

2 нед

«Цветущие деревья»

-учить изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина;

-создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание;

-воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

3 нед

«Вот, что я умею» (самостоятельная деятельность детей)

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других

4 нед

Мониторинг

Выявление уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук на конец учебного года.

        

3. Организационный раздел

3.1. Основные характеристики деятельности

1. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (6-7 лет) – 1 год обучения.

2. Изложение материала построено от простого к сложному.

3. Сочетание показа педагога и самостоятельной деятельности детей.

4. Программа не предполагает стартовых умений и навыков, ребенок приобретает их постепенно.

5. К концу обучения ребенок умеет применять свои навыки и умения в свободной деятельности, самостоятелен в выборе материала.

6. Соблюдая ФГОС, программа дополнительного образования предполагает, посещение воспитанниками одного кружка не чаще одного раза в неделю, продолжительностью в старшей группе ДОУ – не более 30 минут.

3.2. Структура занятия кружка «Пластилиновые фантазии»:

ЧАСТЬ 1. Вводная

Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.

ЧАСТЬ.2. Продуктивная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.

ЧАСТЬ 3. Завершающая

Цель этой части занятия закрепление полученных знаний. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка по теме занятия.

В конце года проводится итоговое занятие с родителями детей.

3.3. Оборудование, материалы

  • ноутбук;
  • телевизор;
  • аудиоаппаратура;
  • иллюстрации художников;
  • образцы работ;
  • бросовый материал (шишки, ветки, крупа);
  • пластилин, глина;
  • бумага разных форматов, цвета, фактуры;
  • палочки или старые стержни для торцевания;
  • матерчатые салфетки;
  • ткань, вата, бинт;
  • различные оригинальные материалы: пуговицы, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы и т.д.;
  • различные природные материалы: листья, желуди, ветки, шишки, ракушки, камешки, крупы и т.д.;
  • клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки; самоклеящаяся пленка разных цветов;

3.4. Кадровое обеспечение реализации Программы:

Программу реализуют педагогические работники в должности воспитатель.

3.5. Методическое обеспечение

  1. Бобкова Т.И., Красносельская В.Б., Прудыус Н.Н. Художественное развитие детей/Москва, ТЦ Сфера, 2014.
  2. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир/Москва, Чистые пруды, 2009
  3. Интернет – ресурсы: Maam.ru, nsportal.ru
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий /Москва, ТЦ Сфера, 2005.
  5. Комарова Т. М. Цвет в детском изобразительном творчестве/Москва, ООО «Сфера», 2005
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, Старшая группа, Подготовительная к школе группа/Москва, изд.дом «Цветной мир», 2019
  7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/С.Петербург: «КАРО», 2007
  8. Никитина А.В. Поделки в детском саду/ С.Петербург: «КАРО», 2010
  9. Павлова О.В. Художественный труд. Старшая группа/Волгоград, Учитель, 2014
  10. Полозова Е. В. Продуктивная деятельность с детьми дошкольного возраста. /Воронеж, «Учитель», 2009
  11. Саллинен Е.В. Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная к школе группы/СПб, КАРО, 2010


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: