2. 1. Качество проведения педагогического мероприятия с детьми (НОД) в межаттестационный период на КМО.

Натпит-оол Антонида Донгаковна

1. Качество проведения педагогического мероприятия с детьми (НОД) в межаттестационный период на КМО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Арыш»  с. Ак-Тал Чеди-Хольского кожууна

Проект

«Каша – пища наша»

Воспитатель 1 категории:

Натпит-оол Антонида Донгаковна

2016г

Проект «Каша - пища наша»

Участники проекта:

- дети старшей группы;

- родители.

Актуальность проекта:

Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктовано экологической и социальной ситуацией, ухудшением состояние здоровья детей. Исследования показали, что неправильное питание (употребление пищи с большим содержанием жира, рафинированного сахара, высококалорийной) может увеличить вероятность развития у детей таких болезней как рак и сердечно-сосудистые заболевания, высокое кровяное давление и избыточный вес. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, выработать определенные навыки правильного потребления пищи с раннего возраста и сформировать предпосылки оптимального здорового питания в течение всей жизни.  

Цель: Сформировать знания о полезности каши. Каша – залог здорового питания.

Задачи:

- Развивать поисковую деятельностью, интеллектуальную инициативу;

- Развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;

- Формирование обобщенные способы умственной работы и средства построение собственной познавательной деятельности и с помощью воспитателя;

- Развивать собственность к прогнозированию будущих изменений.

- Формирование предпосылок учебной деятельности: произвольности в собственной картины мира;

- Навыков коммуникативного общение.

- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;

- Выявить проблему; с помощью воспитателя искать нужное решение, выбирать наиболее адекватный способ решения; самостоятельно анализировать полученные  результаты.

Физическое развитие: Расширять представление  детей о полезности употребление в пищу разнообразных каш. Формировать у детей навыки безопасного поведения, привычку вести здоровый образ жизни, развивать осознанное отношение к своему здоровью.

Познавательное решение: Систематизировать знания, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, развивать способность к речевому планированию, устанавливать причинно-следственные связи. Продолжить обогащать словарь детей, совершенствовать умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении.

Социальное развитие: Развитие самопознание и положительной оценки; овладение способами вне ситуативно-личностного общение. Продолжать приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Эстетическое развитие: Развивать воображение, технические навыки рисование, коллективное творчество: воспитывать стремление действовать согласованно. Закреплять умение петь самостоятельно,  эмоционально.

Планируемый результат: Осознанное отношение к своему здоровью, умение выбирать полезные продукты, понимание значимости употребление каш. Формирование произвольного поведение, повышение самооценки навыки коммуникативного общения.

Алгоритм разработки проекта.

Подготовительный этап:

  1. Выбор темы проекта
  2. Определение целей и задач, составление плана работы.
  3. Подбор материала, уточнение имеющийся информации.

Практический этап формирование специфических знаний, умений, навыков.

  1. Образовательная область «Познание»:

- беседы; решение проблемных ситуаций, дидактические игры и упражнение

2. Образовательная область «Коммуникация»

- составление рассказов

- пересказы

- дидактические игры

- драматизация сказок

3. Чтение художественной литературы

- загадки, пословицы, поговорки

- стихи, рассказы, сказки.

4. Образовательная область «Социализация»

- дидактические и сюжетно-ролевые игры

- правила этикета

5. Образовательная область «Физическая культура»

- пальчиковая гимнастика

- общеразвивающие управление

6. Образовательная область «Здоровье»

- беседа

- викторина

- воспитание культуры еды

7. Образовательная область «Безопасность»

- беседы

- дидактические игра

- викторины

8. Образовательная область «Художественное творчество»

- рисование, лепка, аппликация, «Поделка из круп», «Полезные и вредные продукты», «Каша на столе», панно «Каша на столе-друзья в доме»

9. Образовательная область «Музыка»

- разучивание песен, танцев.

Заключительный этап. Защита проекта «Каша- пища наша»

  1. Актуальность проблемы

И в детском саду и  дома нам часто говорят: «Ешьте больше каши, будете здоровы», «Не будешь есть кашу, силы не будет». А я кашу не очень люблю.  Да и в детском саду, в столовой я часто вижу, как дети уносят кашу обратно, а нам очень часто дают в детском саду кашу. Вот я и подумала: «Действительно ли так полезны каши, как говорят взрослые?».  Я решила выяснить этот вопрос.  Может быть, это правда? Ведь часто вредным для организма бывает что-нибудь очень вкусное, полезным – вкусное не всегда.  С этой проблемой мы всей группой детей обратились к нашему воспитателю Кане Бурбужиковне. Она предложила нам провести исследование и всем выяснить – полезны каши или нет. Мы поставили цель, определили задачи и составили план работы. Работа началась.

Каша – блюдо из разваренных в воде (или в молоке) зёрен крупы злаков, иногда с такими добавками как соль, сахар, приправы, молоко, фрукты, сухофрукты, варенье. Каша отличается от гарнира из сваренной крупы (зерен или злаков) более жидкой консистенцией. Очень распространена в русской кухне. Традиционная пища на завтрак. Традиционную  кашу говорят глиняных или чугунных горшках в русской печи, сейчас также в кастрюлях на плитах или в специальной посуде в СВЧ – печах.

Цель: Выяснить. Полезны ли каши для здоровья человека?

Задачи:

  1. Узнать историю появления каши в жизни человека.
  2. Узнать, из каких злаков получают крупу для каши.
  3. Выяснить питательные ценности каши.
  4. Определить, полезны каши или нет.

Гипотеза: Я предлагаю, что каши не приносят пользы организму человека.

План работы:

  1. Найти материал, рассказывающий об истории появления каши в жизни человека.
  2. Спросить у взрослых, что они думают о пользе каш. Узнать, любят ли кашу дети и почему?
  3. Узнать из чего готовят каши.
  4. Выяснить, как влияют каши на организм человека.
  5. Упоминается ли о кашах в литературных  произведениях?
  6. Сделать вывод о том, полезны каши или нет.
  1. История появления каши в жизни человека.

Каша – это традиционное блюдо русской кухни. Традиции русской кулинарии обусловлены спецификой исторического приготовления (печь и горшки), но, это связано и с основным видом деятельности крестьян на Руси – хлебопашество, возделывание зерновых культур.

Каша – самое распространенное русское блюдо. Само слово каша в древнем его значении праславянское и означает кушанье, приготовленное из растертого зерна (краш – «тереть»). Первоначально каша представляло собой жидкую похлебку и з муки, но впоследствии, с появлением новых зерновых культур, распространением гречихи, слово «каша» стало означать преимущественно гречневую кашу.

  1. Методы исследования:

Во-первых, хотелось бы узнать из каких злаков готовятся кашу.

На Руси варили каши из гречихи, пшеницы, проса, овса и многих других зерновых культур. Злаки содержат практически все необходимые организму питательные вещества в идеальном соотношении.

Как и у каждого народа, у которого преобладало земледелие в отличие от разведение скота и охоты, зерновые культуры и продукты его переработки были основными продуктами питания.

3.Следующим этапом исследования: Мы спросили у взрослых, чем же полезна каша для организма человека?

Медсестра Саяна Маадыр-ооловна «В кашах очень много полезных веществ и витаминов. Они улучшаю пищеварение. В кашах содержатся все необходимые человеку питательные вещества. Гречневая  каша – для сердца. Одна из самых полезных каш Пшенная каша для энергии. Считается, что пшенная каша придает силы. Овсяная каша против старения, содержит  витамин «С», который защищает организм от старения. Перловая каша для молодости. Известна дамам как «Каша красоты».

Повар Чодураа Кызыл-ооловна рассказала из чего варят каши. Мы узнали, что из пшеницы мелят манную крупу и варят манную кашу. Из проса получают пшено и варят пшенную кашу. Из ячменя варят перловую и ячневую каши. А рис – гость из Азии. Из риса готовят рисовую кашу. Вместе с мамой дома мы тоже сварили гречневую кашу. Мама сказала: «Каша придает силы человеку. В ней много витаминов».

4.Упоминается ли о кашах в литературных произведениях?

Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, пословиц и поговорок, как о каше – символе благоденствия. Ребята нашей группы знают рассказы, сказки, пословицы, загадки, стишки про кашу. Мы не только читали эти произведения, но и поставили драматизацию сказки «Каша из топора». Пели песни и даже танцевали.

  1. Применяются ли крупы еще где-то?

Из круп мы делали панно, организовали выставку. Играли в разнообразные игры: «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Третий лишний» и др.

Проведя исследование, мы сделали следующий вывод:

Любая каша – это чрезвычайно полезный и к тому же диетический продукт.

Включение различных каш в рацион питания помогает человеку не только получить  столь необходимые организму витамины, микроэлементы и другие полезные вещества, но и способствует профилактике, а в ряде случаев и целенаправленному лечению многих заболеваний.

  1. Каша имеет многолетнюю историю;
  2. Каша полезна для организма человека, так как зерно, из которого её варят содержит различные витамины и микроэлементы.
  3. Каши благотворно влияет на пищеварение, на работу сердца и других органов.
  4. О каше написано много сказок, загадок, пословиц;

Я поняла, что оказалась не права в своих догадках о том, что каша не является полезной.

Одним словом, моя гипотеза не подтвердилась, поэтому «Ешьте больше каши – будете здоровы!».

Литературы:

  1. Болтовской Г. К. «Каша – здоровье наше».
  2. Похлебкин В.В. «Каши», «Тайна хорошей кухни», «Мое меню», «Каши по-новому».
  3. Интернет – ресурс.



Предварительный просмотр:

Ребенок в тувинской культуре

Натпит-оол Антонида Донгаковна

Аннотация: Обзорная статья о роли детства, отношении к детям в тувинской культуре, подготовленная для проекта «Энциклопедия тувинской культуры».

Ключевые слова: ребенок, детство, тувинцы, тувинские традиции, тувинская культура, этнопедагогика.

Ребенок (уруг, child) — в тувинских традициях это любимый родной маленький человечек, средоточие надежд и чаяний для родителей: продолжатель рода, мерило семейного богатства, благополучия, залог счастливой старости для человека. Это одна из главных ценностей в тувинской культуре.

Рождение, младенчество. Новорожденные в традиционной тувинской культуре не просто появлялись на свет, они буквально падали, покидая свою первую родину — утробу матери. Дело в том, что роды проходили в сидячем положении роженицы, когда она, присев (в позе «баартактаныр»), держалась руками за туго натянутый горизонтально аркан, пропустив его под мышками. Считалось, что так роды проходят безболезненными.  

             Помощницы роженицы подхватывали ребенка, помогали коснуться земли, символически выражая путь прихода на этот свет (бытовало выражение «Кижиниң төк кээп дүшкен чери» — земля, на которую человек упал со стуком).

Кульминационным моментом расставания с первой родиной было обрезание пуповины. Это мог сделать только достойный, уважаемый человек, чаще — из близких родственников (женщина, сделавшая это, считалась затем матерью, отрезавшей пуповину — хин-авай (или кырган-авай, в Эрзинском районе — бооцууээчж, по сведениям Л. П. Потапова, мужчина — хин-ачай). Кусочек пуповины затем зашивался в маленькую подушечку, которая пришивалась к дужке колыбели. Ее очень берегли, держали в чистоте, считали ее хранителем души человека.

С самых первых дней жизнь ребенок была наполнена заботой со стороны матери, ее нежными прикосновениям, колыбельными песнями («кавай ырызы»). Как считалось у тувинцев, новорожденный уже отличает мягкую руку мамы от чужой, узнает ее голос, он уже различает запахи, например, своих пеленок. Ребенок в своей колыбели многое знает, понимает, пишет М. Б. Кенин-Лопсан, и потому при нем нельзя внезапно издавать шум. Особое внимание уделялось его кормлению: грудное вскармливание до года считалось самым предпочтительным, тогда ребенок вырастал здоровым.

Детская обрядность. В культуре кочевников, где была большая смертность детей, было много обычаев, поверий, направленных на оберегание родившихся, а также ожидаемых детей. В том числе это: и сохранение пуповины, и захоронение последа возле юрты, где ребенок родился, и привязывание к ноге или руке заболевшего ребенка на ленте (чонга) раковин каури (чирбеш), и моления, и жертвоприношения, и специальные обряды не похорон умершего дитя, а «потери» его трупика, зашитого в кожаный мешок, чтобы потерять несчастье, и усыновление детей, и наречение «плохим» именем, и запрет посещения юрты с новорожденным человека с «плохой судьбой» и пр.

Сам мир детства тувинцев был полон обрядов, выполнявших разные функции, в том числе: обряд укладывания в колыбель, наделение родившихся атрибутами-оберегами (которые укладывались на дно колыбели или подвешивались рядом), имянаречение, обряд первого обрезания волос (в 3 года).

Для детей у тувинцев был сформирован специальный детский фольклор со своими жанрами. В системе физического воспитания играли большую роль тувинские национальные подвижные игры.

Возрастная периодизация детства. Тувинцы считали, что родившийся ребенок уже имеет возраст — один год, т. к. его существование начинается с зачатия, он уже в утробе, едва шевельнувшись, может узнавать свою мать (М. Б. Кенин-Лопсан). Эти представления восходят к древнетюркским представлениям о 12-летнем календарном цикле в жизни человека. Детством при этом считался период от зачатия до 13 лет (до начала второго годовой цикла) (Г. Д. Сундуй).

В целом детство содержало в себе несколько периодов-подвозрастов. У этнопедагогов, этнографов разнятся классификации, также как и нет единого представления у тувинцев (которые имеют много терминов для обозначения возрастов, в том числе сравнивающие с временем взросления животных, даже с состоянием надкопытного сустава домашнего скота «кажык» (бабка).

Например, по К. Б. Салчаку до возраста отрочества выделяются следующие периоды: внутриутробный период (харын иштиниң үези) — с момента зачатия до рождения; колыбельный период (кавайлыг үе) — от рождения до 1–2 лет (включающий этапы, когда ребенок начинает ползать (үңгээр үе) и когда начинает ходить (кылыштаар үе)); период младенчества (чаш үе) — от 2–3 до 3–4 лет; детство (бичии үе) — от 3–4 до 9–11 лет. От 9-11 до 15–16 лет в этой классификации считалось возрастом отрочества (элээди үе).

Традиции многодетности. Тувинцы детей любили и стремились иметь их много.  

           Молодая мать может рожать сколько угодно (М. Б. Кенин-Лопсан). Поэтому тувинскую культуру можно назвать и «культурой многодетности» (именно поэтому Тува до сегодняшнего дня отличается высоким уровнем рождаемости населения — они почти в два раза превышают общероссийские данные и данные Сибирского федерального округа; по рождаемости Тува уступает лишь республикам Северного Кавказа).

Тувинцы желали иметь как девочек, так и мальчиков, не делая различий. Если женщина рождает подряд несколько девочек, то их дедушка или другой знакомый мужчина приходил в юрту и дарил огниво с пожеланием иметь мальчиков. Если рождались подряд мальчики, то бабушка или другая самая пожилая женщина приходила и дарила каменный пестик от чайной ступки. Подаренные вещи — огниво и пестик — принято было тщательно оберегать, хранить, передавать по наследству.

Бездетные семьи, даже самых богатых людей, считались беднее, чем семьи бедняков, имеющих много детей. Если свои дети не рождались или не выживали, то семья могла взять приемного сына или дочь (азыранды уруг), лучше всего у многодетных родственников. Существовал соответствующий обряд выпрашивания с угощениями (молочной водкой в когержиках,вареной бараниной и др.). Приемных детей брали с надеждой, т. к. считалось, что ребенок приводит за собой «хвостик» — помогает появиться еще детям. При этом приемных особенно любили и почитали, если они действительно приносили удачу — оказывались с «хвостиком». Сирот-детей всегда разбирали между собой родственники.

Традиции воспитания детей делились по возрастным периодам. Поскольку первой родиной человека считалась утроба матери и его возраст отсчитывался от момента зачатия, и традиции воспитания начинались с именно с него. Первые традиции касались, прежде всего, поведения беременной, отношения к ней, предписаниям по поводу ее правильных чувств к плоду. Все это шло логическим продолжением особого отношения к женщине как матери в тувинской культуре.

Существовали правила ухода за младенцем, в том числе имеющие воспитательные функции. Считалось, что голос матери, обращенный к ребенку при исполнении колыбельных песен, создает то эмоциональное поле, которое уже является залогом формирования здоровой личности. Благодаря общению с мамой, ее прикосновениям, ласковым певучим интонациям, легким покачиваниям у ребенка появляется первая социальная реакция.

За 12 лет ребенок должен был вырасти и здоровым, и трудолюбивым, и воспитанным, знающим этикет, понимающим, что можно, а что нельзя. Детей не били, очень редко в наказание применялись лишь легкие шлепки. Пятилетние малыши уже понемногу начинали помогать взрослым: девочки подметали в юрте, мальчики носят снег для растапливания. В семь лет девочки мыли посуду, начинали шить, мальчики подражать всадникам, вырезать фигурки животным, знать свой скот. В одиннадцать лет девочки помогали ремонтировать одежду, доить коров, мальчики — ездили по соседним юртам, исполняли поручения родителей. В 13 лет девочки уже практически полностью осваивали хозяйственные премудрости, взрослые переставали дотошно приглядывать за ними.

            Подростки уже интересовались песнями любовного содержания. Еще в подростковом возрасте дети должны были знать родословные матери и отца, по меньше мере до трех поколений, а также всех родственников (М. Б. Кенин-Лопсан). Считалось, что счастливое детство позволяет детям вырастать ласковыми, нежными, стойкими, свободолюбивыми (Г. Д. Сундуй).

Этнопедагоги отмечают наличие в тувинской культуре этнопедагогического учения «сүзүк» («сүзүктээр»), которое было выработано для воспитания детей с шаманистическими способностями (одаренные дети, носители разных удивительных талантов) (Г. Д. Сундуй).

Имя наречение. До 1910-х годов у тувинцев не было принято давать звучные, красивые имена, чтобы не привлекать к детям внимания злых духов. Не одобрялось присваивать ребенку имя великого человека. Мальчики получали, например, имена Чудек-оол (Некрасивый), Калдар-оол (Чумазый), Черлик-оол (Дикий) и т. д. Девочки по этой же логике становились Багай-кыс (Нехорошая девочка), Кушкаш (Птичка) и т. д. Иногда мальчика называли женским именем, девочку — мужским. После вхождения Тувы в состав России стали появляться имена красивые, иноязычные, имена-посвящения и пр. (Н. Д. Сувандии).

Стрижка волос в 3 года. Возрастному обряду первой стрижки волос детям в возрасте 3 лет придавалось такое же большое значение, как и, например, обряду имянаречению. Этот момент рассматривался как определенный уровень развития человека, когда ребенку можно было обучать самостоятельности, тем самым он превращался из природного существа в социальное, он получал имущество в дар от старших родственников.

Трансформация традиций отношения к детям. В ХХ веке, особенно в конце ХХ века, в целом традиции отношения к детям и их месту в социальной жизни претерпели существенные изменения. Воспитание детей чабанов вместе с задачей их образования в советское время стало задачей государственной важности и было призвано отвечать идеологическим задачам.

В 1920-е годы в Туве появились первые пионерские организации. Один из первых немногочисленных пионерских отрядов, например, был создан в 1923 г. при Кызылской начальной школе и назван именем К. Либкнехта (М. О. Дыртык-оол). Пионерская организация в ТНР в целом была создана в 1926 г. Пионеры Тувы принимали участие в общественной жизни. Например, участвовали в парадах, организовывали военные игры, собирали средства для благотворительных организаций. В целом, исследователями признается отсутствие значительных исследований по трансформации культуры детства тувинцев в ХХ веке.

            В 1990-е годы социокультурный кризис, поразивший общества всего постсоветского пространства, отразился и на социальных отношениях в Туве. В том числе на семейных отношениях, культуре материнства, детства. Женщины, особенно не вышедшие замуж, не желая быть матерями-одиночками, нередко стали отказываться от рожденных детей, даже выбрасывать их, обрекая или на смерть, или жизнь в сиротских приютах. Например, по состоянию на 1 декабря 2014 г. численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республике составило 4017 чел. В число причин смертности детей вошел и алкоголизм матерей, которые в пьяном угаре перестают ухаживать за малышами, забывают о них. В республике распространились и такие явления, как беспризорность детей, их бродяжничество, попрошайничество.

Все это вызывает особое возмущение и тревогу у той части общества Тувы, которая ратует за возрождение культуры, за оздоровление нравов. Властями республики принимаются меры. Например, в конце 2014 г. проводился месячник «Бережное отношение к детям», одной из важных задач которой было заявлено — привлечение внимания общества к проблемам семьи, укрепление духовных и нравственных традиций семейного воспитания.

Обычаи, поверья, направленные на оберегание родившихся, а также ожидаемых детей в своем большинстве ушли в прошлое. Сейчас же современная медицина позволяет решать много проблем для семей, которые не могут иметь детей, научными методами, в том числе и при помощи высокотехнологичных репродуктивных технологий.

           Современные тувинцы стремятся решать проблемы бесплодия самостоятельно, не поддерживая традиции усыновления детей родственников. Для нескольких поколений тувинцев местом рождения являются специализированные родильные дома. Присутствует нежелание современных родителей, чтобы их ребенок стал шаманом.

Однако, некоторые обряды соблюдаются, прежде всего, будучи этническими маркерами.          

            Старшие поколения напоминают о ценности сохранения пупков, стремятся сохранять хотя бы бирки, которые получили новорожденные при рождении. Многие семьи стремятся приобщать детей к традиционному фольклору, к сказкам, к мифологии. Участвуя в национальных праздниках (Шагаа, Наадым и др.), стараясь соблюдать семейные обряды, тувинцы приобщают детей к традициям. В