Методические разработки

Анисимова Елена Степановна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО естественного цикла

Протокол № _____

от «___»_______2017 г.

Руководитель ШМО

________ /

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол №________

от «___»_______2017 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ СОШ № 36

___________/

Приказ № _______

от «___»_______2017 г.

СОГЛАСОВАНО:

Замдиректора по УВР

___________/

от «___»_______2017 г.

Рабочая программа

учебного курса  «Химия. Вводный курс»

Класс: 7а, 7б, 7в

Уровень образования: основное общее образование

 

Срок реализации программы – 2017/2018 учебный год.

Количество часов по ученому плану:

всего – 68 ч/год,  2ч/неделю

Рабочую программу составил (а):  

Анисимова Е.С., учитель химии  высшей квалификационной категории

Рабочая программа составлена  на основе:

- ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 с дополнениями и изменениями;

-  Примерная программа основного общего образования по химии и Программы курса «Химия. Вводный курс» для 7 класса общеобразовательных учреждений по химии, авторы О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, 2013 год;

- Учебник: Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс.7 класс./ М.:Дрофа, 2017 год.

Улан - Удэ

2017 год


  1. Аннотация к рабочей программе

Предмет

Химия

Класс

7а, 7б, 7в

Учитель

Анисимова Елена Степановна

Срок реализации программы

1 год

2017-2018 учебный год

Место в учебном плане ОО

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений

2 часа в неделю, 68 часов в год

УМК

Рабочая программа «Химия» в 7 классе составлена на основе:

- ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 с дополнениями и изменениями;

-  Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса «Химия. Вводный курс» для 7 класса общеобразовательных учреждений по химии, авторы О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, 2013 год;

Преподавание химии в 7 классе рассчитано на использование учебника: Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс.7 класс./ М.:Дрофа, 2017 год. Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Цели

Изучение химии в 7 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

формирование у учащихся химической картины мира как органической части его целостной естественнонаучной картины;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс;

формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ;

воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве;

проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения;

овладение ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными).

Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме этого, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.

Общая характеристика учебного предмета

Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета:

• «вещество» – знание о составе и строении веществ, их свойствах и биологическом значении;

• «химическая реакция» – знание о превращениях одних веществ в другие, условиях протекания таких превращений и способах управления реакциями;

• «применение веществ» – знание и опыт безопасного обращения с веществами, материалами и процессами, необходимыми в быту и на производстве;

• «язык химии» – оперирование системой важнейших химических понятий, знание химической номенклатуры, а также владение химической символикой (химическими формулами и уравнениями).

Пропедевтический курс призван, используя интерес учащихся к экспериментам, сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений, получить первоначальные понятия о классах неорганических веществ. Решать расчетные задачи на основе имеющихся знаний по математике. Так в 6 классе в курсе математике учащиеся решают задачи на нахождение части от целого, используя эти знания, можно решать задачи на нахождение массовой доли элемента в веществе и массовой доли вещества в растворе.

Основные образовательные технологии

Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся.  Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования.  Здоровьесберегающие технологии.  Тестовые технологии.

  1. Планируемые результаты изучения химии в 7 классе:

Личностные:

В ценностно-ориентационной сфере:

  • чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

В трудовой сфере:

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

В познавательной сфере:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные:

В познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная «масса», «валентность», «кристаллическая решетка», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «химическая реакция», «химическое уравнение»;
  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
  • описывать и различать простые и сложные вещества, химические реакции; классифицировать изученные объекты и явления;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;
  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; моделировать строение простых молекул;

В ценностно – ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

В трудовой сфере:

  • проводить химический эксперимент;

В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов.

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Многообразие химических реакций

• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества.

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.


  1. Содержание учебного курса химии 7 класса

Глава I. Химия в центре естествознания (27 часов)

Предмет химии. Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование. Моделирование. Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций).

Химические знаки и формулы. Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества. Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества.

Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Агрегатные состояния веществ. Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.

Химия и география. Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы.

Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

Качественные реакции в химии. Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.

Демонстрации: Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение». Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии. Электрофорная машина в действии.

Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток. Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана. Образцы твердых веществ кристаллического строения.

Модели кристаллических решеток. Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк). Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).

Демонстрационные эксперименты: Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах. Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.

Лабораторные опыты: Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. Диффузия перманганата калия в желатине. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла. Определение содержания воды в растении. Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Обнаружение крахмала в пшеничной муке. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом (определение витамина С в различных соках). Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду. Обнаружение известковой воды среди различных веществ.

Домашние опыты: Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина. Диффузия сахара в воде. Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой. Обнаружение крахмала в продуктах питания; яблоках.

Практическая работа № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.

Практическая работа № 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.

Глава II. Математика в химии (15 часов)

Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.

Понятие о массовой доле химического элемента (ω) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов(для двухчасового изучения курса).

Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства).

Объемная доля газа в смеси. Определение объемной доли газа (φ) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему и наоборот.

Массовая доля вещества (ω) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (ω) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.

Демонстрации: Коллекция различных видов мрамора и изделий из него. Смесь речного и сахарного песка и их разделение. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция бытовых смесей. Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа. Коллекция «Минералы и горные породы».

Домашние опыты: Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей.

Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Глава III. Явления, происходящие с веществами (18 часов)

Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате.

Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза. Дистилляция, или перегонка. Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.

Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание.

Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.

Признаки химических реакций. Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.

Демонстрации: Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом. Респираторные маски и марлевые повязки. Противогаз и его устройство. Коллекция «Нефть и нефтепродукты».

Демонстрационные эксперименты: Разделение смеси порошка серы и железных опилок. Разделение смеси порошка серы и песка. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор —диоксид марганца (IV)). Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора. Взаимодействие раствора перманганата калия и раствора дихромата калия с раствором сульфита натрия. Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой. Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия. Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.

Лабораторные опыты: Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. Изучение устройства зажигалки и пламени.

Домашние опыты: Разделение смеси сухого молока и речного песка. Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация. Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. Растворение в воде таблетки аспирина УПСА. Приготовление известковой воды и опыты с ней. Изучение состава СМС.

Практическая работа № 4. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).

Практическая работа № 5. Очистка поваренной соли.

Практическая работа № 6. Изучение процесса коррозии железа.

Глава IV. Рассказы по химии (3ч)

Ученическая конференция. «Выдающиеся русские ученые - химики».

Конкурс сообщений учащихся. «Мое любимое химическое вещество» (открытие, получение и значение).Конкурс ученических проектов.

Конкурс посвящен изучению химических реакций.

Резервное время (5ч)


  1. Учебно-тематический план курса химии 7 класса

Тема урока

Кол-во часов

практическая работа

самостоятельные работы

контрольные работы

Раздел 1.

Химия в центре естествознания

27

2

10

1

Химия как часть естествознания. Предмет химии.

8

2

2

Химический элемент. Знаки химических элементов.

2

2

Химическая формула. Простые и сложные вещества. Валентность.

6

4

Химия и физика.

4

1

Химия и география.

2

Химия и биология.

5

1

Раздел 2.

Математика в химии

15

1

6

2

Вычисления по химической формуле

7

4

1

Чистые вещества и смеси.

8

1

2

1

Раздел 3.

Явления, происходящие с веществами

18

3

7

1

Разделение смесей. Способы разделения смесей.

7

2

2

Химические реакции.

11

1

5

1

Раздел 4.

Рассказы по химии

3

Резервное время

5

Итого за год

68

6

23

4


  1. Осуществление контроля курса химии 7 класса:

Перечень контрольных работ

Тема контрольной работы

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел1. Химия в центре естествознания - 27 часов

 

Контрольная работа №1 «Основные химические понятия»

1

 

Раздел 2. Математика в химии - 15 часов

 

Контрольная работа № 2 по теме «Химическая формула. Вычисления по химической формуле»

1

 

Контрольная работа №3 «Математические расчеты в химии»

1

 

Раздел 3. Явления, происходящие с веществами- 18 часов

 

Контрольная работа №4 по теме «Явления, происходящие с веществами».

1

 

Итого за год

4

 

Перечень   практических  работ:

Тема практической работы

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел1. Химия в центре естествознания - 27 часов

 

Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности».

1

Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечей. Устройство и работа спиртовки».

1

Раздел 2. Математика в химии - 15 часов

Практическая работа №3. «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».

1

Раздел 3. Явления, происходящие с веществами- 18 часов

Практической работы № 4 «Выращивание кристаллов соли» (домашний эксперимент)

1

Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли».

1

Практической работы № 6 « Изучение процесса коррозии железа» (домашний эксперимент)

1

Итого за год

6

 


  1. Тематическое планирование курса химии 7 класса

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата проведения

Раздел1. Химия в центре естествознания - 27 часов

 

Химия как часть естествознания. Предмет химии.

1

§1. вопрос 1-4 стр. 9-10

 

История становления науки химии

1

§1. подготовить сообщения по истории химии

 

Тела и вещества

1

§1. вопрос 5 стр. 10

 

Физические свойства веществ

1

§1. вопрос 6-7 стр. 10

 

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии.

1

§2. Подготовка к практической работе №1 стр.20-21 ТБ

 

Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности».

1

§2. Подготовка к практической работе №2 стр.14-19 ТБ

 

Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечей. Устройство и работа спиртовки.»

1

Описать результаты наблюдения за горящей свечой

 

Моделирование

1

§ 3  вопрос 1-4 стр. 28

 

Химический элемент. Знаки химических элементов.

1

§4 стр. 28-29. таблица химические знаки - выучить 10 знаков неМе. Карточки химических знаков.

 

Химический элемент. Знаки химических элементов.

1

§4 стр. 28-29. таблица химические знаки - выучить 10 знаков Ме. Карточки химических знаков.

 

Химическая формула.

1

§4 стр. 30-31. вопрос 3-4 стр.31 таблица химические знаки - выучить 10 знаков неМе. Карточки химических знаков.

 

Простые и сложные вещества

1

§4  таблица химические знаки - выучить все знаки. Карточки химических знаков.

 

Валентность. Определение валентности в формуле

1

Инструктивная карта.

 

Урок - практикум по определению валентности в формулах.

1

Инструктивная карта.  Задачник Хомченко №1.36-1.37

 

Составление формул по валентности.

1

Инструктивная карта.

 

Урок - практикум по составлению формул по валентности.

1

Инструктивная карта.  Задачник Хомченко №1.38-1.39

 

Химия и физика.

1

§5, вопрос1-4

 

Химия и физика.

1

§5, вопрос 6 стр.37

 

Агрегатные состояния веществ.

1

§6. вопрос 1-4, 7 стр.41

 

Физические и химические явления

1

§6. вопрос 6, 8 стр.42

 

Химия и география.

1

§7. вопрос 1-7 стр.45

 

Химия и биология.

1

§8. ДО стр. 47 вопрос 1-4 стр.51

 

Химия и биология.

1

§8. вопрос 5-9 стр.51

 

Качественные реакции в химии.

1

§9. вопрос 2-5 стр.53

 

Качественные реакции в химии.

1

§9. вопрос 6-7 стр.54

 

Обобщение и актуализация знаний по теме «Химия в центре естествознания». Подготовка к контрольной работе № 1

1

Подготовка к контрольной работе №1

 

Контрольная работа №1 «Основные химические понятия»

1

 

 

Раздел 2. Математика в химии - 15 часов

 

 Относительные атомная и молекулярная массы

1

§10 стр. 57 вопрос 1,6 стр.59

 

 Относительные атомная и молекулярная массы

1

§10 стр. 58 вопрос 2-5 стр.59

 

Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

1

§11 стр.59-62 вопрос 1-3 стр.65

 

Массовые отношения химических элементов в сложном веществе.

1

§11 Задачник Хомченко № 1.22, 1.23

 

Определение формул сложного вещества по массовым долям химических элементов

1

§11 стр.63-65 вопрос 4-6 стр.66

 

Обобщение и актуализация знаний по теме «Химическая формула. Вычисления по химической формуле»

1

§10-11 Задачник Хомченко №1.24, 1.26,1.30, 1.32

 

Контрольная работа № 2 по теме «Химическая формула. Вычисления по химической формуле»

1

 

 

Чистые вещества и смеси.

1

§12 вопрос 3-7 стр.70

 

Объемная доля газа в смеси.

1

§13 вопрос 5 стр.73

 

Решение расчетных задач с использованием объемной доли газа в смеси.

1

§13 вопрос 2-3 стр.73

 

Массовая доля вещества в растворе.

1

§ 14. Подготовка к практической  работе №3 стр.77

 

Практическая работа №3. «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».

1

§ 14. вопрос 2-5 стр. 76

 

 Массовая доля примесей.

1

§ 15 вопрос 2-3 стр. 80

 

Обобщение и актуализация знаний по теме «Математические расчеты в химии». Решение задач и упражнений.

1

§ 10-15 вопрос 4 стр. 73, 6-9 стр.76-77, 4,5 стр.80

 

Контрольная работа №3 «Математические расчеты в химии»

1

 

 

Раздел 3. Явления, происходящие с веществами- 18 часов

 

Разделение смесей.1. Способы разделения смесей.

1

§ 16 стр 83-85, вопрос 8,9 стр.88. Практическая работа №4 «Выращивание кристаллов соли» стр.94-95

 

Фильтрование.

1

§ 16 стр 86-87, вопрос 5-6 стр.88 

 

Адсорбция.

1

§ 16 стр. 87-89, вопрос 10 стр.88

 

Дистилляция.

1

§ 17 стр.89-91. Отчет по ПР № 4 «Выращивание кристаллов соли»  (домашний эксперимент).

 

Обсуждение результатов практической работы № 4 «Выращивание кристаллов соли» (домашний эксперимент)

1

Подготовка к практической работе №5  стр. 95

 

Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли».

1

 

 

Перегонка нефти. Фракционная перегонка жидкого воздуха.

1

§ 17 стр.91-94 вопросы 5-8 стр.94

 

Химические реакции. Условия протекания и превращения химических реакций

1

§18 стр.97-99 Практическая работа №6 «Изучение процесса коррозии железа» (домашний эксперимент)

 

Химические реакции. Условия протекания и превращения химических реакций: катализаторы, ферменты.

1

§18 стр.100-101 вопрос 3-6 стр.101

 

Признаки химических реакций.

1

§ 19 стр.102-103 вопрос 1-3 стр.106

 

Признаки химических реакций.

1

§ 19 стр.104-106 вопрос 5-7 стр. 106-107. Отчет по ПР№6 «Изучение процесса коррозии железа» (домашний эксперимент)

 

Обсуждение результатов практической работы № 6 « Изучение процесса коррозии железа» (домашний эксперимент)

1

повторить §18,19

 

Знают закон сохранения массы веществ

1

Инструктивная карта "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций"

 

Уравнения химических реакций как знаковая химическая модель химических явлений

1

Инструктивная карта "Уравнения химических реакций"

 

Урок-практикум по составлению химических уравнений

1

Инструктивная карта "Уравнения химических реакций"

 

Типы химических реакций: соединение, разложение, замещение.

1

Инструктивная карта "Типы химических реакций"

 

Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, происходящие с веществами». Подготовка к контрольной работе № 4

1

Л. Взаимодействие уксусной кислоты с питьевой содой (гидрокарбонатом натрия). Удаление пятен от раствора йода. § 19, зад1-3

 

Контрольная работа №4 по теме «Явления, происходящие с веществами».

1

 

 

Раздел 4. Рассказы по химии- 3 часа

 

Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики.»

1

стр. 123-145 Проект "Мое любимое вещество"

 

Конкурс проектор учащихся «Мое любимое химическое вещество. Исследования в области химических реакций.»

1

стр. 146-154 Проект "Химические реакции вокруг нас"

 

Конкурс проектов учащихся "Химические реакции вокруг нас"

1

 

 

Резервное время

5

Итого часов за год

68

 

 

  1. Учебно-методическое обеспечение курса химии 7 класса
  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия 7 класс. Вводный курс. Учебное пособие - М.: Дрофа, 2017.
  2. Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия 7 класс. Методическое пособие к пропедевтическому курсу Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. «Химия 7 класс. Вводный курс». – М.: Дрофа,2016.
  3. Габриелян О.С., Шипарева Г.А.. Химия 7 класс. Рабочая тетрадь. - М.:Дрофа,2017.
  4. Габриелян, О.С. Химия. 8 кл. : химический эксперимент в школе / О. С. Габриелян, Н. Н. Рунов, В. И. Толкунов. – М.: Дрофа, 2013.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО естественного цикла

Протокол № _____

от «___»_______2019 г.

Руководитель МО

________ /

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол №________

от «___»_______2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ СОШ № 36

___________/

Приказ № _______

от «___»_______2019 г.

СОГЛАСОВАНО:

Замдиректора по УВР

_________/

от «___»_______2019 г.

Рабочая программа

учебного курса  «Химия»

Класс: 11

Уровень образования: среднееобщееобразование

Уровень изучения предмета – базовый

Срокреализациипрограммы – 2019/2020 учебный год.

Количествочасов по ученому плану:

всего – 68 ч/год,  2ч/неделю

Рабочуюпрограммусоставил (а):Анисимова Е.С., учитель химии высшей  квалификационной категории

Рабочаяпрограммасоставлена  на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования;
  • Примерная программа основного (общего) и полного (среднего) образования, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта, по учебникам Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / авт.-сост. О. В. Карасева, Л. А. Никитина. – Волгоград : Учитель, 2010. – 173 с.;
  • Учебник: Химия. 11 класс, Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Москва: Просвещение 2019 год.

Улан-Удэ

2019


  1. Аннотация к рабочей программе курса химии 11 класса.

Предмет

Химия

Класс

11 а

Учитель

Анисимова Елена Степановна

Срок реализации программы

1 год

2018-2019 учебный год

Место в учебном плане ОО

ФКГОС (11 классы)

Федеральный компонент: __34___ ч.

Компонент образовательного учреждения: __34_ ч.

В том числе национально-региональный компонент: __7___ ч. (10 % от общего кол-ва часов)

Итого: количество часов в неделю _2____, в год _68_____

УМК

Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования;
  • Примерная программа основного (общего) и полного (среднего) образования, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта, по учебникам Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / авт.-сост. О. В. Карасева, Л. А. Никитина. – Волгоград : Учитель, 2010. – 173 с.;
  • Учебник: Химия. 11 класс, Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Москва: Просвещение 2019 год.

Цели и задачи

Цель курса:

  • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
  • овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
  • воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
  • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

Задачи курса:

  • Системное и сознательное усвоение основного содержания курсов    химии, способов самостоятельного добывания, переработки, функционального и творческого применения знаний, необходимых для научной картины мира;
  • Раскрытие роли химии в познании природы и ее законов,  в

материальном обеспечении развития цивилизации и повышения уровня жизни общества, в понимании необходимости школьного химического образования  как элемента общей культуры и основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения состояния окружающей среды.

  • Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий, процесса познания природы и его возвышающего смысла, тесной связи теории и практики, науки и производства.
  • Развитие интереса и внутренней мотивации учащихся к изучению химии, к химическому познанию окружающего  нас мира веществ.
  • Овладение методологией химического познания и исследования веществ, умениями правильно характеризовать и использовать  вещества, материалы и химические реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические явления, решать  конкретные проблемы.
  • Выработка умений и навыков решать различных типов химические задачи, выполнять лабораторные опыты и проводить простые исследования, интерпретировать химические формулы и уравнения и оперировать ими.
  • Внесение значимого вклада и формирование целостной картины природы, научного мировоззрения, системного химического мышления, воспитание на их основе гуманистических ценностных  ориентиров и выбора жизненных позиций.
  • Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологическое образование и воспитание химической, экологической и общей культуры учащихся.
  • Использование возможностей учебного предмета как средства социализации и индивидуального развития личности.
  • Развитие стремления учащихся  к продолжению естественнонаучного образования и адаптации к меняющимся условиям жизни в окружающем мире.

Общая характеристика учебного предмета

Химическое образование и знания учебного предмета химии рассматриваются в программах и учебнике как элемент общей культуры человека и основа личностного развития учащегося в процессе обучения.

Программа данного курса предполагает более глубокое изучение закономерностей протекания  обменных и окислительно-восстановительных  реакций в водных растворах, а также демонстрации научного и практического значения приобретенных знаний. В раскрытии теоретических проблем акцент делается на структурировании учебного материала и выделении главного. С позиций единства фактов и объясняющих их теорий, а также с помощью сравнительного обобщения дается обзор и систематика химических элементов и их соединений. Раскрываются особенности строения и свойств металлов и неметаллов. Важным условием процесса является межпредметная интеграция, обобщение и систематизация  знаний о веществе и химических реакциях.

Программа курса для 11 класса   представлена введением, шестью  крупными разделами:

  1. Теоретические основы общей химии.
  2. Химическая статика.
  3. Химическая динамика.
  4. Обзор химических элементов и их соединений на основе периодической системы.
  5. Взаимосвязь органических и неорганических соединений.
  6. Технология получения неорганических и органических веществ.

Основы химической  экологии, а также развернутым заключением.

Изучение первых трех разделов предполагает последовательную систематизацию, обобщение и углубление знаний об основных теориях химии, законах и понятиях, химической статике, химической динамике и химической технологии. Далее следует обзор химических элементов и их соединений по подгруппам периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Ведущая роль в раскрытии содержания этих разделов принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе элементов как наиболее общим научным основам химии. Здесь же показывается их значение в познании мира веществ и их превращений, в развитии науки, производства и прогресса общества. После основ неорганической химии даются разделы, раскрывающие взаимосвязь органических и неорганических веществ и химических реакций.

В курсе 11 класса усилена методология химии, что выражено в раскрытии функций теоретических знаний, уровней химического познания и теоретических и экспериментальных методов исследования веществ и их свойств. Особое внимание уделено химическому эксперименту, раскрытию роли экспериментального анализа и синтеза, моделированию химических объектов.

Обобщение и углубление теоретических знаний  в области химической статики и динамики позволяет усилить реализацию триединого подхода к изучению веществ и комплексному использованию структурного, энергетического и кинетического подходов к изучению реакций, а также системному оформлению знаний о веществах и реакциях.

Прикладной аспект химии, её роль в жизни человека наиболее полно отражено в последнем разделе курса. Здесь дано обобщение технологических основ современного производства на примере отдельных производств и отраслей промышленности, показана роль химии в решении глобальных проблем человечества. Практическая направленность содержания этой темы, раскрывающей связь химии с жизнью, показана на примере синтеза новых веществ и материалов, необходимых производству, современному обществу и человеку. Огромная роль химии в жизни человека раскрыта на примерах химических процессов, протекающих в живых организмах, связи химии со здоровьем человека, создания лекарственных препаратов, средств бытовой химии и др.  Вместе с тем в курсе отражены проблемы социально-экологического характера, вызванные загрязнением окружающей среды химическими производствами и бытовыми отходами, а также меры, позволяющие снизить эти негативные воздействия.

В заключении отражены вопросы непрерывности образования и информации как общечеловеческих ценностей и раскрыты источники получения химической информации, в том числе и из сети Интернет.

Основные образовательные технологии

Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся.  Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования.  Здоровьесберегающие технологии.  Тестовые технологии.

  1. Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать / понимать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


  1. Содержание учебного курса химии 11 класса

11 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Раздел 1:Теоретические основы общей  химии (9 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Важнейшие  понятия химии  и  их взаимосвязи.  

Основные понятия.Атом. Вещество. Простые и сложные  вещества. Элемент. Изотопы. Массовое число. Закон Авогадро. Моль. Молярный объем. Химическая реакция. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атомов. Валентные электроны. Основное и возбужденное  состояние атомов.s-p-d-f элементы. Законы: Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон Авогадро. Периодический закон.

Основные теории. Теория строения атома - научная основа изучения химии. Принципы заполнения электронами атомных орбиталей.  

Теория строения атома.  Периодический закон и Периодическая система.

Основные понятия.Атом.  Элемент. Изотопы. Массовое число.  Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атомов. Валентные электроны. Основное и возбужденное  состояние атомов.s-p-d-f элементы. Законы:

Основные теории. Теория строения атома - научная основа изучения химии. Принципы заполнения электронами атомных орбиталей.  

Знать:

- важнейшие химические понятия:вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атома и молекулы, ион, радикал, моль, молярная масса, молярный объем, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s,p,d, f-орбитали,

 - основные законы химии:

закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро.

- основные теории химии: теория строения атома

Уметь:

- характеризоватьspdf-элементы по их положению в периодической системе Д,И, Менделеева,

- объяснять:

зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической таблице ДИМ;

- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.

 

Раздел 2:Вещества и их состав (18 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Строение  и многообразие веществ.

Химическая связь и ее виды. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Валентность. Степень окисления.  Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.  Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Аморфное и кристаллическое строение вещества. Кристаллические решетки и ее типы. Комплексные соединения: строение, номенклатура, свойства, практическое  значение. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология,  аллотропия, изотопия.

Смеси и растворы веществ.

Чистые вещества и смеси. Дисперсность и коллоидные системы. Истинные растворы. Растворитель и растворенное вещество.  Растворение как физико-химический процесс.  Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная  концентрации.  Растворы электролитов. Дисперсность. Дисперсные системы. Коллоидные растворы.

Химические реакции.

Химические реакции в системе природных взаимодействий. Реагенты и продукты реакций. Классификация органических и неорганических реакций.  Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения. Скорость химической реакции. Энергия активации.  Факторы, влияющие на скорость реакции. Катализ и катализаторы.Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферментативные катализаторы. . Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Равновесные концентрации.  Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле- Шателье. Закон действующих масс.

 Теория электролитической диссоциации.  Электролиты. Анионы и катионы. Сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации.  Реакции ионного обмена. Ионное произведение воды. Водородный показатель раствора. Индикаторы. Гидролиз органических и неорганических соединений.

ОВР. Метод электронного  баланса. Электролиз. Химические источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы.

Простые и сложные реакции

Знать:

- важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, атомные s,p,d, f-орбитали,

 пространственное строение молекул, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения,   углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия; дисперсные системы, истинные растворы;  тепловой эффект реакции,   основные типы реакций в органической и неорганической химии, скорость химических реакций, механизм реакции, катализ,   химическое равновесие, константа равновесия; электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз.

- основные законы: закон Гесса,  Закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

- основные химические теории: теорию химической связи, теорию строения органических соединений, химическую кинетику и химическую термодинамику, электролитической диссоциации,

Уметь:

- определятьтип химической связи, валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, изомеры и гомологи; типы реакций в неорганической и органической химии, направление  смещения равновесия под влиянием различных факторов, характер среды в водных растворах, окислитель, восстановитель.

- объяснятьприроду и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов.

- характеризоватьстроение и свойства органических соединений.

- выполнять химический эксперимент

- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

- проводить расчеты по химическим формулам

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

 Раздел 3: Металлы, неметаллы и их соединения. Химия и жизнь.  (31 час)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Металлы и их соединения. Положение металлов в периодической системе.  Металлы – химические элементы и простые вещества. Физические и химические свойства металлов.

Общая характеристика металлов 1А группы. Щелочные металлы и их соединения( пероксиды и надпероксиды): строение, основные свойства, области применения и получение.  

Общая характеристика 2А гр. Щелочно-земельные металлы и их важнейшие соединения,  жесткость воды и способы ее устранения.

Краткая характеристика 3А гр. Алюминий и его соединения. Амфотерность оксида и гидроксида. Алюминотермия. Получение и применение алюминия.

 Металлы побочных подгрупп.

Железо как представитель d-элементов. Аллотропия железа. Основные соединения железа (+2 +3). Качественные реакции на катионы железа.

Получение и применение металлов. Коррозия металлов  и способы защзиты от неё.

Сплавы. Прпоизводство чугуна и стали.

Характерные особенности неметаллов.

Положение неметаллов в периодической системе.  Неметаллы – химические элементы и простые вещества. Физические и химические свойства неметаллов.

Галогены. Общая характеристика галогенов- хиических элементов, простых веществ и их соединений. Химические свойства и способы получения галогенов. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.

 Благородные газы

Обобщение знаний о металлах и неметаллах.

Сравнительная характеристика металлов и неметаллов и их соединений. Оксиды, гидроксиды и соли: основные свойства и способы получения. Сравнительная характеристика свойств оксидов и гидроксидов неметаллов и металлов.  

Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ.

Неорганические вещества, органические вещества, их классификация и взаимосвязь.  Обобщение знаний о неорганических и органических реакциях.  

Развитие биологической химии – актуальная потребность нашего времени

Производство и применение веществ и материалов.

Химическая технология. Принципы организации современного производства. Химическое сырье. Металлические руды. Общие способы получения металлов. Металлургия, металлургические процессы. Химическая технология синтеза аммиака. Вещества и материалы вокруг нас. Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны). Химия и здоровье. Анальгетики, Антигистаминные препараты. Антибиотики. Анестезирующие препараты.

Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химия на дачном участке. Минеральные удобрения. Пестициды. Правила их использования. Химия средств гигиены и косметики.

Экологические проблемы химии.

Источники и виды  химических  загрязнений окружающей среды. Химические производства и их токсичные, горючие и взрывоопасные отходы, выбросы. Химико-экологические проблемы охраны атмосферы, стратосферы, гидросферы, литосферы. Парниковый эффект. Смог. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Сточные воды. Захоронение отходов.  Экологический мониторинг. Экологические проблемы и здоровье человека.  Химические процессы в живых организмах.

Методы научного познания  в химии.

Описание. Наблюдение.  Химический эксперимент. Химический анализ и синтез веществ. Естественнонаучная картина мира. Химическая картина природы.

Знать:

- классификацию и номенклатурунеорганических соединений;

- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, щелочи, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные кислоты, аммиак.

Основные типы реакций в неорганической и органической химии. Неорганические вещества, органические вещества, их классификация и взаимосвязь.

роль химии в естествознании, ее связь с другими науками, значение в жизни современного общества.

Уметь:

- называтьизученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

- характеризоватьspdf-элементы по их положению в периодической системе Д,И,Менделеева, общие химические свойства металлов, основных классов неорганических соединений,

- объяснять:  зависимость свойств химических элементов и образованных им веществ от положения в периодической системе ДИМ, зависимость свойств  неорганических веществ от  их состава и строения

- выполнять химический экспериментпо распознаванию важнейших неорганических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений.  

- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источниковзь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для:

-объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; экологически грамотного поведения в ОС                                                    

- определения возможности протекания химических  превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным  оборудованием в лаборатории, быту и на производстве;

- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных  источников.

  1. Учебно-тематический план учебного курса химии 11 класса

Тема

Практические работы

Самостоятельные работы

Тестирование

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (9 ч)

 

3

1

Тема 2. Строение вещества (7 ч)

 

2

1

Тема 3. Химические реакции (8 ч)

 

3

 

Тема 4. Растворы ( 10ч)

1

2

1

Тема 5. Электрохимические реакции (5 ч)

 

1

 

Тема 6. Металлы (14 ч)

1

8

1

Тема 7. Неметаллы (12 ч)

1

5

1

Тема 8. Химия и жизнь (5ч)

 

 

 

Итого за год

3

24

5

  1. Осуществление контроля курса химии 11 класса

Контроль в форме тестирование:

Тема урока

Количество часов

дата проведения

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (9 ч)

 

 

Тестирование по теме: «Строение атома».

1

 

Тема 2. Строение вещества (7 ч)

 

 

Тестирование по темам 1-2: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов. Строение вещества».

1

 

Тема 3. Химические реакции (8 ч)

 

 

Тестирование по теме «Химические реакции. Растворы».

1

 

Тема 6. Металлы (14 ч)

 

 

Тестирование по теме: «Металлы».

1

 

Тема 7. Неметаллы (12 ч)

 

 

Тестирование по теме: «Неметаллы».

1

 

Итого за год

5

 

Практические  работы

Тема практической работы

Количество часов

дата проведения

Тема 4. Растворы ( 10ч)

 

 

Практическая работа №1: Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией .

1

 

Тема 6. Металлы (14 ч)

 

 

Практическая работа №2: Решение экспериментальных задач по теме: "Металлы"

1

 

Тема 7. Неметаллы (12 ч)

 

 

Практическая работа №3: Решение экспериментальных задач по теме: "Неметаллы"

1

 

Итого за год

3

 


  1. Содержание в тематике рабочей программы национально -регионального компонента курса химии 11 класса

(10% от количества часов по программе) 7 ч

Тема

Содержание НРК

Реакции   ионного обмена. Свойства ионов.

Биогенная роль ионов калия, натрия, хлора и других ионов на организм человека

Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе

Вещества - загрязнители воздуха г. Улан-Удэ и их источники. Влияние их на окружающую среду и здоровье человека. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.

Оксиды углерода

Экологическая ситуация в г. Улан-Удэ

Кремний и его свойства. Соединения кремния. Силикатная промышленность.

Стекольный завод в РБ. Охрана окружающей среды.

Важнейшие соединения железа

Условия задач с включением данных по РБ

Вещества, вредные для здоровья человека и окружающей среды. Полимеры и жизнь

Вещества  загрязнители г. Улан-Удэ и их источники. Влияние их на окружающую среду и здоровье человека.

Практическая работа №5. Анализ химической информации, полученной из разных источников

Минеральные удобрения на вашем участке.

  1. Тематическое планирование курса химии 11 класса

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

дата проведения

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (9 ч)

 

 

 

Химический элемент. Нуклиды. Изотопы.

1

§1, № 1-3, тест 1-2 с.6

 

Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях. Р/з на основе закона сохранения масс.

1

§2, №1-4, тест 1-2 с.9

 

Закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Р/з на вывод молекулярной формулы вещества.

1

§2

 

Урок-практикум. Решение задач. Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции.

1

сборник задач Хомченко

 

Периодический закон. Распределение электронов в атомах элементов малых периодов.

1

§3,  Тест 1-2 с. 15

 

Особенности распределения электронов в атомах элементов больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов.

1

§4, записи в тетради, вопросы 1-5 с.22

 

Тестирование по теме: «Строение атома».

1

 

 

Положение в периодической системе химических элементов Д. И.Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.

1

§5, записи в тетради,№1-3 с.25

 

Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.

1

§6, №1-7  с.31

 

Тема 2. Строение вещества (7 ч)

 

 

 

Основные виды химической связи. Ионная и ковалентная связь.

1

§7,схема 1 с.38, №1-3 с.34

 

Характеристика ковалентной связи.

1

§7,схема 1 с.38

 

Металлическая связь. Водородная связь.

1

§8, схема 1 с.38, №3,  тест 1-2 с.37

 

Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.

1

§9, №2-5, тест 1-3 с.43

 

Строение кристаллов. Кристаллические решетки.

1

§10, схема 2 с.45,  № 1-5 с.48

 

Причины   многообразия   веществ.  

1

§11, № 1-5 с.51

 

Тестирование по темам 1-2: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов. Строение вещества».

1

 

 

Тема 3. Химические реакции (8 ч)

 

 

 

Классификация химических реакций: по числу и составу исходных и образовавшихся веществ, по степени окисления.

1

§12 с. 52-55, схема 3-4, №2-4 с.58,

 

Окислительно-восстановительные реакции: важнейшие окислители и восстановители.

1

§12, с. 52-55, схема 3-4, тест 1-2 с. 58-59

 

Урок-практикум.Составление ОВР: метод электронного баланса, метод полуреакций.

1

сборник задач Хомченко

 

Урок-практикум.Составление ОВР: метод электронного баланса, метод полуреакций.

1

сборник задач Хомченко

 

Классификация химических реакций: по тепловому эффекту и обратимости.

1

§12, с. 55-59, тест 3-4 с. 59

 

Скорость химических реакций. Решение расчетных задач на скорость химической реакции.

1

§13, до № 2-3, тест 1-2 с.64

 

Катализ. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

1

§14 таблица 1 с.68-69, №3-4 с. 70, тест 1-2 с.70

 

Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия. Принцип

Ле-Шателье.

1

§15, № 1-2 с.73

 

Тема 4. Растворы ( 10ч)

 

 

 

Дисперсные системы.

1

§ 16 таблица 3 с. 75, №1-3, тест 1-2 с.78

 

Способы выражения концентрации растворов.

1

§ 17,  №1-2 с.81, тест 1 с.81

 

Практическая работа №1: Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией .

1

§ 18,  № 3-4 с.81, тест 2-3  с.82

 

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов. Водородный показатель (рН) раствора.

1

§19, № 3-7 тест 3-4 с.88-89

 

Электролитическая диссоциация солей, кислот, оснований.

1

§19, № 2, тест 1-2 с.88-89

 

Реакции ионного обмена.

1

§20, № 2-3 , тест 1-3 с. 91-92

 

Гидролиз органических и неорганических соединений.

1

§21, № 1-4 с.94

 

Урок-практикум: составление ионных уравнений РИО, гидролиза солей. Обобщение и повторение изученного материала.

1

§20-21, № 5-6 с.92, №6-7 с.97, повторить §12-21

 

Тестирование по теме «Химические реакции. Растворы».

1

 

 

Тема 5. Электрохимические реакции (5 ч)

 

 

 

Химические источники тока: гальванический элемент, аккумуляторы, топливные элементы.

1

§22, рис. 29, тест 1,2 с.103, № 3-7 с. 102-103

 

Ряд стандартных электродных потенциалов.

1

§23, тест 1-4 с.107, № 4-9 с. 106-107

 

Коррозии металлов и её предупреждение.

1

§24, схема 6 с. 111, тест 1-2 с.112, № 4-6 с. 112

 

Электролиз  расплавов и растворов веществ. Применение электролиза.

1

§25, тест 1-2 с.118, № 1-4 с.118

 

Урок-практикум: электролиз  расплавов и растворов веществ.

1

§25, пов. § 22-24, № 5-7 с.118

 

Тема 6. Металлы (14 ч)

 

 

 

Общая характеристика металлов и способы получения металлов.

1

§26, схема 7 с.120-121, таблица 5 с.122, тест 1-3 с.123

 

Общая характеристика металлов и способы получения металлов.

1

§26, схема 7 с.120-121, таблица 5 с.122, № 5-7 с.123

 

Металлы главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов - IА.  

1

§27, таблица 6 с.126-127, № 2, 5а с.131

 

Металлы главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов - IIА.  

1

§27, таблица 7 с.128-129, № 3, 5б, 6, 8 с.131-132

 

Металлы главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов - IIIА.  Амфотерность.

1

§27, таблица 8 с.130, тест 1-3 с. 132, № 4, 7, 9  с.132

 

Обзор металлов Б-групп.

1

§28, тест 1-2 с. 134, № 2-4 с.134

 

Медь.

1

§29, № 2-4 с.137

 

Цинк.

1

§30, тест 1-2 с. 140, № 2-4 с.140

 

Титан. Хром.

1

§31, схема 8 с. 144, тест 1-3 с. 145, № 2-3 с.145

 

 Железо. Никель. Платина.

1

§32, таблица 9, 10 тест 1-3 с. 149, № 3-4 с.149

 

Оксиды и гидроксиды металлов.

1

§34, таблица 14, 15, тест 1-2 с. 160, № 2-6 с.159-160

 

Сплавы металлов. Обобщение и повторение изученного материала темы: «Металлы».

1

§33, таблицы 11-13, № 5-6 с.154

 

Практическая работа №2: Решение экспериментальных задач по теме: "Металлы"

1

§35,  повторить §26-34

 

Тестирование по теме: «Металлы».

1

 

 

Тема 7. Неметаллы (12 ч)

 

 

 

Обзор неметаллов.

1

§36, таблица 16, схема 9, тест 1-2 с. 165, №2 с.165

 

Свойства  и применение важнейших неметаллов: углерод и кремний, азот и фосфор.

1

§37, таблица 17, 18 с. 168-169, № 2 (б, в),  4 с.172

 

Свойства  и применение важнейших неметаллов: кислород и сера, фтор и хлор.

1

§37, таблица 19, 20 с. 170-171, № 2 (а),  3 с.172

 

Общая характеристика оксидов неметаллов и кислородосодержащих кислот.

1

§38, таблица 21, 22 с. 175-177, тест 1-2 с. 179,  № 2, 5  с.173

 

Общая характеристика оксидов неметаллов и кислородосодержащих кислот.

1

§38, таблица 23 с. 178, № 3-6 с.179

 

Окислительные  свойства серной кислоты.

1

§39 с. 180-181, № 2-3 с.183

 

Окислительные  свойства азотной  кислоты

1

§39 с. 181-182, тест 1-2 с.183, № 4 с.184

 

Водородные соединения неметаллов.

1

§40, таблица 24, № 3 с.186

 

Генетическая связь неорганических и органических веществ.

1

§41, превращения (а-д) с. 188-189

 

Генетическая связь неорганических и органических веществ.

1

§41, тест № 1-4 с. 190, №1 (а-в) с. 189

 

Практическая работа №3: Решение экспериментальных задач по теме: "Неметаллы"

1

§42,  повторить §36-41

 

Тестирование по теме: «Неметаллы».

1

 

 

Тема 8. Химия и жизнь (5ч)

 

 

 

Химия в промышленности. Принципы химического производства. Производство серной кислоты контактным способом.

1

§43,  рис. 45 с. 195, тест 1-3, №2, 5-6 с. 198

 

Химико-технологические принципы промышленного производства металлов. Приозводство чугуна.

1

§44, рис. 46 с. 200, тест 1-5 с. 204, № 8,9 с.203

 

Производство стали.

1

§45, рис. 47 с. 206, тест 1-2 с. 208, № 4 с.208

 

Химия в быту. Химическая промышленность и окружающая среда.

1

§46-47,  рис. 48 с. 211, тест 1-3 с. 213

 

Итого за год

68

 

 

  1. Система оценки достижения планируемых результатов курса химии 11 класса

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические  знания для объяснения и предсказания  явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка устного ответа:

Оценка «5»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным  языком;

• ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:                

• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка письменных работ: 

  1. Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

  Оценка «5»:

• работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

• проявлены   организационно-трудовые  умения   (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Оценка «4»:

• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием

Оценка «3»:

• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,  которая  исправляется  по требованию учителя.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

  1. Оценка умений решать экспериментальные задачи

 Оценка «5»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

• дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Оценка «3»:

• план решения составлен правильно;

•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах. 

  1. Оценка умений решать расчетные задачи

Оценка «5»:

• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. 

Оценка «4»:

•в логическом  рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:                 

•в логическом  рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.                                                                   

Оценка «2»:

•имеются существенные ошибки в логическом  рассуждении и в решении.

Оценка «1»:

•отсутствие ответа на задание. 

  1. Оценка письменных контрольных работ

 Оценка «5»:

•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Оценка «2»:

•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

 При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: