1.5 Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации).

Лудуп Ирина Максимовна

     Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации ведется в соответствии:

  •  Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  •  Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  • ФЗ - 278 "О государственной социальной помощи";
  • ФЗ-120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ";

     Законы являются самыми важными в ряду российских законов о детстве, определяют основные гарантии прав ребенка, в том числе защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.  

    Трудная жизненная ситуация - ситуация, нарушающая жизнедеятельность человека (социальное сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, суицидальное поведение), котороую он не может преодолеть самостоятельно. Ситуация начинаем восприниматься субъективно, как сложная, в результате чего он нуждается в поддержке.

     Цель работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации состоит в том, чтобы вывести их из этого положения и придать импульс к эффективному функционированию и жизни в обществе. Для этого педагогом-психологом проводится по содействию всестороннему развитию детей, профилактике злоупотребления ПАВ, асоциального поведения, коррекции страхов, тревожности, аффективного поведения, агрессивных проявлений. Главной задачей служит формирование у обучающихся адекватных способов и средств общения со взрослыми и сверстникам, обучение здоровому жизненному стилю.

Аналитическая справка

по оказанию психологической помощи учащимся и родителям

     Младший школьный возраст традиционно считается “эмоционально насыщенным”. С поступлением в школу у детей расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего за счет оценочных ситуаций.

     Кому-то удастся встать на путь успеха, которому будут сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. А кому-то будет трудно учиться, и тогда непременными спутниками станут страх и обида, за ними последует чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться.

     На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления психологического здоровья детей актуальна. На помощь таким детям приходят психологическая служба.  Индивидуальное сопровождение детей с проблемами осуществляется по результатам психологической диагностики, а так же по запросам родителей и заключению ПМПК г. Кызыла.

     Цель индивидуального сопровождения: оказание психологической помощи в зависимости от проблемы сопровождаемого, запроса законных представителей.

Задачи:

- содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями);

- социализация детей с ОВЗ в классном коллективе;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов.

 

     За период с I четверти по конец IV четверти 2020-2021 уч.г. индивидуальные занятия посещали 16 человек. Трудности в обучении испытывают все 16 учащихся, 4 из них имеют проблемы в общении со сверстниками, замкнуты в себе, но отмечается и смешанный тип: когнитивные нарушения и неустойчивость ЭВС.

     Занятия проводятся индивидуально с 13-ю и в групповой форме с 3-мя учащимися. Занятия подобраны с учетом возрастных особенностей, трудностей в развитии и обучении учащихся. На индивидуальных занятиях помимо психотехнических упражнений нами активно применяются игротерапия, арттерапия, сказкотерапия. Эти методы помимо терапевтического эффекта несут в себе и диагностическую роль.

     В неделю с каждым ребенком проводится 1 час. Работа проводится в комплексе:  родитель – учитель – психолог. После завершения цикла занятий, с родителями проводится беседа по дальнейшему сопровождению учащихся, вырабатывается совместный алгоритм для успешного развития ребенка.  Родители понимают, если ребенок растет в атмосфере доверия, он учится верить в себя и в окружающих.Если ребенок живет в атмосфере  поддержки, он учится быть уверенным в себе!

Темы бесед с родителями:

1. «Произвольная регуляция».

2. «Упражнения для развития произвольной регуляции, познавательных процессов».

3. «Неусидчивость, отвлекаемость. Упражнения на развитие внимания».

4. «Внутренний план действий.как его развивать?».

5. «Медлительность. Упражнения для развития скорости мышления».

 

№ п/п

ФИО ребенка

Проблема

Программа сопровождения

Количество проведенных занятий 1-3 четверть

Количество консультаций для родителей

Примечание

1

СТ4Л

Проблемы в учебе

«Тропинка к своему Я» Хухлаева О.В.

26

2

Продолжить занятия

2

АН4Л

Проблемы в учебе

«Тропинка к своему Я». Хухлаева О.В.

26

1

Продолжить занятия

3

ОА4Л

Проблемы в учебе

«Тропинка к своему Я». Хухлаева О.В.

26

1

Продолжить занятия

4

СА3Л

Задержка психического развития

«120 уроков психологического развития» Локалова Н.П.

16

2

Продолжить занятия

5

СЧ3Л

Задержка психического развития

«120 уроков психологического развития» Локалова Н.П.

 

17

3

Продолжить занятия

6

ДЯ2Д

Проблема в учебе

«120 уроков психологического развития»

Локалова Н.П.

 

10

2

Занятия завершены

7

СА3Д

Проблемы в учебе

«120 уроков психологического развития» Локалова Н.П.

 

10

2

Занятия завершены.

8

АД3Д

Проблемы в учебе, в общении,  замкнутость

«Школа внимания» Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной

10

2

 

Занятия завершены

9

СО1В

Проблемы в учебе

«Школа внимания» Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной

10

2

Продолжить занятия

10

МА4А

 

Проблемы в учебе

«Тропинка к своему Я» Хухлаева О.В.

 

26

2

Продолжить занятия

11

МД3Д

Проблемы в учебе

«Школа внимания» Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной

10

2

Продолжить занятия

12

БТ2Г

Проблемы в учебе

«Школа внимания» Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной

8

1

Продолжить занятия

13

ОА1К

Проблемы с речью, в учебе

«Развиваемся, играя» Соковнина М.С.

11

2

Продолжить занятия

14

СЛ2Г

Проблемы в учебе. Страх перед учителем

«Развиваемся, играя» Соковнина М.С.

11

3

Продолжить занятия

15

ОШ2Б

Замкнутость. Проблемы с общением, в учебе.

«Развиваемся, играя» Соковнина М.С.

10

2

Продолжить занятия

16

ОЧ2Б

Замкнутость. Проблемы в общении, в учебе

«Школа внимания» Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной

10

2

Продолжить занятия

 

№ п/п

ФИО ребенка

Наименование программы

 

Программа сопровождения

 

Срок реализации

Количество проведенных занятий

Количество консультаций для родителей

Динамика

1

Ч. С. В.

Индивидуальная

 

«120 уроков психологического развития» Локалова Н.П. 1 класс

1 год

21

10

Незначительные улучшения

2

И. А. О.

Индивидуальная

«120 уроков психологического развития» Локалова Н.П. 2 класс

1 год

19

19

Незначительные улучшения.

3

М. Т.О.

Индивидуальная

 

«Тропинка к своему Я». Хухлаева О.В. 2 класс

1 год

20

4

Положительная

4

М. А. А.

Индивидуальная

«Тропинка к своему Я». Хухлаева О.В. 3 класс

 

1 год

23

2

Положительная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет

проведения Мониторинга психологического здоровья учащихся начального звена

Наименование ОО  МБОУ Гимназия № 5 г. Кызыла

Педагоги-психологи: Лудуп И.М. и  Сат М.Б.

Дата проведения МПЗ: 2020 - 2021 уч. г.

1. Количество учащихся с 1 по 4 классы в разрезе:

- 1 классы: 412 учащихся

- с 2 по 4 классы: 1181ученика

ВСЕГО обучающихся в школе  - 1593 учащихся

2. Количество опекаемых учащихся в разрезе классов:

1 класс – 1уч.

2 класс – 2 уч.

3 класс – 3 уч.

4 класс – 2 уч.

Всего опекаемых учащихся в школе  8 учащихся

3. Количество учащихся,  нуждающихся в особом внимании педагога-психолога в разрезе классов:

1 класс – 52 уч.,  из них опекаемые учащиеся – 1 уч.

2 класс – 37 уч.,  из них опекаемые учащиеся – 4 уч.

3 класс – 23уч.,  из них опекаемые учащиеся – 3 уч.

4 класс – 27уч.,  из них опекаемые учащиеся  - 3 уч.

Общее количество обучающихся, нуждающихся в особом внимании педагога-психолога в школе: 11 учащихся