1.6 Система работы по профилактике правонарушений

Лудуп Ирина Максимовна

     Профилактическая работа в МБОУ Гимназии №5 г. Кызыла проводится в соответствии с Федеральным и региональным законодательством и документами образовательного учреждения в отношении обучающихся:  

Основные законодательные и нормативно - правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: 

1. Конвенция о правах ребенка;

2. Декларация прав ребенка;

3. Конституция Российской Федерации;

4. Семейный Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

5. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации.

Федеральный уровень:

•          Федеральный закон от 24.06.199 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

•          Федеральный закон от 10.07.2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

•          ФЗ от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

•          ФЗ от 21.07. 2011 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

     Психологической службой Гимназии №5 города Кызыла, для достижения  цели профилактической работы по предупреждению правонарушений  решаются следующие задачи профилактики:

1.         Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска».

2.         Обеспечение успешной адаптации учащихся к образовательному процессу.

3.         Формировать представление о здоровом образе жизни и законопослушном поведении.

4.         Оказывать родителям психологическую помощь и поддержку по вопросам воспитания и обучения

5.         Оказывать помощь в организации внеучебной деятельности несовершеннолетних.

6.         Осуществлять взаимодействие с другими субъектами профилактики.

        

      В начале каждого учебного года в начальной школе Гимназии 5 создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.

     Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы.

     Работниками социально-педагогической службы – тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением:

  • составляется план работы Совета профилактики правонарушений,
  • план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков,
  • план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних,
  • планируются санитарно-просветительская работа.

В основе работы педагога-психолога   в   профилактике правонарушений лежат принципы:

Принцип уважения индивидуальности личности

Подавление индивидуальности может привести к тому, что, личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются

Принцип разумной требовательности

Проводимые мероприятия не должны противоречить закону, правилам внутреннего распорядка, не вредить здоровью, не унижать достоинство других

Принцип возрастного подхода

Каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия

Принцип психологической поддержки

Обучающийся  должен видеть в педагоге –психологе помощника, который поможет найти выход из трудной ситуации

Принцип диалога

Уравнивание позиций педагога-психолога и учащегося помогает достичь доверительных отношений.

Принцип стимулирования самовоспитания

Обучающийся должен научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности.

Принцип согласования

Все взаимодействия специалистов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели

     Анализ причин постановки на ВШК позволил выделить два основных направления профилактической работы:

•          Формирование законопослушного поведения

•          Формирование здорового образа жизни

     Педагог-психолог в отношении учащихся рассмотренных на Совете профилактике или поставленных на ВШУ активно включается в деятельность  по разработке мероприятий, направленных на устранение влияния неблагоприятных факторов, восстановления статуса личности, изменения поведения, воспитания, усвоения новых ценностей. Системно ведется мониторинг психического здоровья учащихся:

 1. Диагностическая деятельность

 - выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;

 - изучение уровня развития и воспитанности учащихся;

 -  наблюдение за учащимися в различных ситуациях;

 - определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;

 - проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе (во 2 - х классах);

 - определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;

 -  выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;

 -  изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;

 -  изучение особенностей характера и темперамента ребенка;

 - определение мотивов поведения и общения;

 - наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).

 2. Индивидуально-коррекционная работа

 -  индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;

 - изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;

 - индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога, психолога;

 - создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, спортивные секции и др.);

 - вовлечение учащихся в активную общественную работу;

-  ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога,  в классном коллективе и во внеурочное время;

 - привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;

 - индивидуальные беседы как с учениками, так и с их родителями.

 3. Работа с семьей

  •  изучение социального положения ребенка в семье;
  • выступление психолога на родительских собраниях с результатами диагностики;
  • индивидуальные консультации для родителей;
  • привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях.