Транслирование моего опыта работы

Пермякова Елена Валерьевна

ГМО "Встречи с интересными людьми, как одна из форм ознакомления дошкольников с профессиями родителей"

 

 

Научно-исследовательская работа

«Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями родного города посредством виртуальных экскурсии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Добрый день уважаемые коллеги. Меня зовут Пермякова Елена Валерьевна я  работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

    Тема моего выступления  «Встречи с интересными людьми» как одна из форм ознакомления дошкольников с профессиями родителей.

В соответствии с ФГОС участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении являются

  • Дети
  • Педагоги
  • Родители

В нашем детском саду по образовательной программе уделяется большое внимания работе с родителями:

  1. Театральные пятницы
  2. Игротеки
  3. Деловые игры
  4. Круглые столы
  5. Встречи с интересными людьми

   Встречи с интересными людьми на которых родители деток рассказываю о своей профессии или о своем увлечении, хобби.

Когда в образовательный процесс привлечены родители  познавательный интерес у детей намного выше материал усваивается лучше поэтому эта форма работы мне очень нравится. И является наиболее интересной.

    В преддверии празднования 55 летнего юбилея города мы с детьми занимались проектной деятельностью и я пришла к выводу, что дети плохо знают профессии своих родителей, мало знают о предприятиях, которые есть у нас в городе и людях, которые трудятся в нашем городе. Поэтому и пришла идея организовать встречи с интересными людьми. Они у нас получились 3 видов:

  1. Небольшой рассказ гостя о своей работе. Где он  показывает как работает, демонстрирует готовые изделия и материалы. Отвечает на вопросы.
  2. Виртуальные экскурсии. О некоторых профессиях невозможно рассказать , нельзя принести оборудование. Поэтому родители показывали нам фильм, который сами сняли или готовый. Какие–то познавательные мультфильмы.
  3. Когда мы сами ходили на работу к родителям детей, которые трудятся в саду.

  Безусловно каждая такая встреча требует подготовки. Посоветовать родителям что можно принести на мероприятия, дать перечень вопросов, которые могут задать дети. Подсказать как использовать имеющиеся у детей знания и как можно их расширить. Естественно рассказ должен быть понятен и доступен детям. Был один раз у нас такой случай, когда пришла родительница и прочитала доклад, примерно так как я сейчас рассказываю вам естественно дети ничего не поняли.

  1. Хазиев Иван  ….. познакомил детей с профессией сварщика. Дал померить свою маску, показал электроды.
  2. Нагаева Эльвира ….. рассказала нам о профессии мужа бурильщик. Принесла с собой нефть и маленькую нефтекачалку на которой показала ее принцип работы.
  3. А это у нас виртуальная экскурсия на хлебозавод. Наша родительница сделала фильм от того как замешивают тесто да того как хлеб приходит к нам на стол.
  4. Мифтахава Алена…… познакомила детей с работой кож галантерейной фабрики.
  5. Коротков Евгений…..  рассказал о работе электрика из Уфанет, привез с собой много разного оборудования .
  6. Закирова Гузель Марсовна тоже показала нам фильм об автозаводе Нефаз. Показала как делают автобусы. Это тоже у нас получилась виртуальная экскурсия.
  7. Также мысами  ходили к бабушке Назара в прачечную. Узнали как стирают, гладят  постельное белье и полотенце, которыми пользуются дети.

В ходе проведения таких встреч я заметила только одни плюсы.

Во –первых уже после первой проведенной такой встречи всем детям захотелось, чтобы их родители тоже пришли и рассказали о своей профессии . И они приходили с удовольствием.

Во- вторых есть возможность познакомить с современными профессиями.  

 Еще один плюс это включение мужчин в процесс воспитания и развития детей. То есть возможность гендерного воспитания.

У меня на этом все спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Научно-исследовательская работа

«Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями родного города посредством виртуальных экскурсии»

                                                                   Пермякова Елена Валерьевна,

                                                            воспитатель первой квалификационной категории

 МАДОУ детский сад №30

г. Нефтекамск, 2019г.

Оглавление

Введение                                                                                                               3                                                                  

Глава 1.Теоретические основы развития словаря дошкольников                  6

1.1. Задачи и содержание словарной работы                                                    6                                                  

1.2.  Необходимость и о особенности развития словаря детей дошкольного возраста                                                                                                                 9                                                                                            

Вывод по главе I                                                                                                14                                                                                              

Глава II. Опытно-экспериментальная  работа по развитию словаря детей дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями людей родного города через виртуальные экскурсии                                                              15

2.1.Диагностика уровня сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста

2.2.Фориы и методы работы по развитию словаря старших дошкольников                                                                                                                                

2.3.Анализ результатов работы                                                                        18

Вывод по главе II                                                                                               21

Заключение                                                                                                         22

Список использованных источников и литературы и интернет ресурсов

Приложение

             

 

Введение

    Актуальность данной темы обусловлена тем, что в старшем дошкольном возрасте  особое значение для полноценного развития детской личности приобретает    дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данной работы.  В настоящее время словарь – один из компонентов  речевого развития ребенка. По мнению многих учёных таких как  К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский , проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

    Дети в детском саду всегда хотят быстрее стать взрослыми. Им интересно знакомиться с людьми разных профессий и узнавать о них что-то новое. Кроме названий профессий дети узнают о том, что они делают, какими пользуются предметами.

   Таким образом, идет развитие познавательных интересов и развитие словаря.

        Цель исследования  теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность  развития словаря старших дошкольников при ознакомлении с профессиями людей нашего города посредством виртуальных  экскурсии

     Задачи:

-изучить и исследовать литературу по проблеме исследования;

-выявить уровень развития речи у старших дошкольников;

-разработать план работы по развитию словаря старших дошкольников при ознакомлении с профессиями людей родного города через виртуальные экскурсии;

-провести анализ результатов работы.

Объект исследования:процесс развития словаря ребенка 5- 6 лет

Предмет исследования : формирование  старших  дошкольников в процессе проведения виртуальных экскурсий.

Гипотеза: если  проводить с детьми виртуальные экскурсии на предприятия города, то расширится активный словарь  детей.

Методы исследования: теоретический анализ психолого- педагогической литературы по исследуемой проблеме, комплексная диагностическая методика, направленная на изучение уровня сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста, которая включает в себя: наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий)

Методологическая основа исследования. Теоретико - методологическую основу исследования составляют:

- вопросы по развитию словаря старших дошкольников  отражены в научных  трудах К.Д. Ушинского, Л. С. Выготского, В. В. Виноградовой,

- исследования в области развития словаря  А. Н. Богатыревой, В. В. Гербовой,

- рекомендации педагогам и родителям, конспекты занятий.

Теоретическая значимость: в систематизации проблемы исследования, в определении рабочих понятий опытно-поисковой работы, в разработке содержания опытно-педагогической работы экспериментального характера.

Научная новизна исследования и практическая значимость заключается в определении теоретико-методологической основы функционирования педагогической технологии, ориентированной на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста; разработанный план работы может быть полезен воспитателям ДОО.

Исходя из этого, I этап исследования предусматривает: изучение уровня сформированности словаря  детей старшего дошкольного возраста в теории и в практике (2017-2018г.г)

II этап - составление плана работы по развитию словаря детей при ознакомлении с профессиями родного города, уточнение основных понятийных  категорий по изучению проблемы ;( 2017-2018г.г.)

III этап – реализация эксперимента на практике (2018 - 2019 г.г.)

 

Глава 1.Теоретические основы развития словаря дошкольников

1.1.Задачи и содержание словарной работы

     Важными задачами словарной работы являются обогащение, закрепление и уточнение, устранение из детской речи не литературных слов, расширение и активизация словарного запаса.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, М.М.Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П.Ивановой, В.И.Логиновой, Ю.С.Ляховской, Н.П.Савельевой, А.А.Смаги, Е.М.Струниной, В.И.Яшиной и уточнены в последующие годы.[1,с.100]

Рассмотрим подробнее каждое из этих основных направлений

I.Обогащение словаря. Осуществлять эту задачу — значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Основную часть лексики составляют знаменательные слова. Обогащение речи детей должно идти прежде всего за счет знаменательных слов.

Большую трудность для усвоения ребенком представляют числительные. Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи.

  Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Эти задачи появляются в средней группе и особенно важное значение приобретают в старших.

В старшей и подготовительной к школе группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). В этих группах, особенно в подготовительной к школе, уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями. Ребенка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т. е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. [11,с.89]

II.Закрепление и уточнение словаря.

    Эта задача понимается как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

Прежде всего в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные — обувь, транспорт и др., отвлеченные существительные — красота, тишина, чистота и т. п., числительные, относительные прилагательные — городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик).

Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла

слова, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста [3,с.107]

III.Активизация словаря.

       Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

      Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» – но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором – что шапочка мягкая.

    Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

  IV.Устранение из речи детей не литературных слов.

   Своеобразность словарной работы является устранение из речи детей вулгаризмов, просторечных слов. В языке есть явления некоторых запретных слов. Устранение из речи детей не литературных слов особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучный языковой среды.[1,с.109]

Дети усваивают:

-бытовой словарь: названия частей тела, лица; игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

- природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

- обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия);

-эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции,

 переживания, чувства (смелый, честный), качественную оценку предметов помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли — приплелись, засмеялись — захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий — очень старый)1;-лексику, обозначающую время, пространство,  количество.[8,с.18]

    1.2.Необходимость и о особенности развития словаря детей дошкольного возраста

         Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников[18,с.140]

В  развитии  словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны:

  • количественный  рост  словарного  запаса;
  • качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

      Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон. Количественный рост словаря. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. [19,с.240]

     Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.[8,с.102]

  Каждый автор дает свои данные в отношении объема словаря детей.

Возраст

Е.А.Аркина

А.Штерн

Современные исследователи.

1 год

9 слов

-----

От 15 до 30-40 слов

1.5 лет

39 слов

100 слов

-----

2 лет

300 слов

200-400слов

----

3 лет

-----

1000-1100 слов

От 100 до 1000 слов

3.5 лет

1100

------

4 лет

1926

1600 слов

4-5 лет

----

----=

От 1000 до 4000 слов

5 лет

-----

2200 слов

6-7 лет.

-----

----

От 3000 до 7000 слов

   Наблюдаются индивидуальные различия в словаре детей. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».[21,с.164]

       Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленно растёт число прилагательных. Это объясняется условиями признаками и качествами предметов), также характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи[1,с.94]

     В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Так, в исследовании В. В. Гербовой [3,с.98] установлены особенности содержания наиболее употребительных частей речи в словаре детей третьего года жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%; названия объектов живой природы – 16,5%; названия средств передвижения – 15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.

    Данные, которые приведены выше, свидетельствуют, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими. [12,с.149]

     Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность».

        Четкая предметная отнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка и является продуктом развития. Уже с 10 – 11 мес., по данным Ф. И. Фрадкиной, ребенок начинает реагировать не только на звуковую сторону слова, но и на его содержание. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным единичным предметом (ребенку, который всегда играл только с белым мячом, дали два мяча – знакомый ему белый и незнакомый большой цветной мяч. В ответ на вопрос «Где мяч?» ребенок всегда показывал только на белый мяч). Постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории.

          Н. X. Швачкин обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками: прежде всего в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием. Поэтому ребенок ищет в значении слова буквальное отражение предмета или явления, к которым относится слово (5-летний Адик на собственный вопрос «Почему эти рабочие называются плотники?» ответил: «Они плотно забивают»). Малыш ищет непосредственную связь между звучанием и значением слова, «бунтует» против немотивированного сочетания звуков в слове. Этим объясняется потребность дошкольника видоизменять звуковую форму слов: вместо сухарики – «кусарики», вместо милиционер – «улиционер». Ребенок как бы в самом звуке ищет значение слова.В значение слова ребенок вкладывает живой, осязаемый образ (Коля в 4 г. палисадник назвал – «полсадик»).

     Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам, которые он произносит: летчика называет «самолетчик», летать, по его мнению, можно и на воздушном шаре, и на планере, а «самолетчик» летает только на самолете [20,с.94-96]

      Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложится», ребенок возражает: «Нет, они заклюют»). [13,с.205]

     Таким образом, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации.

      К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Вместе с тем «семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными» [7,с.3-4]

       Уточнение смыслового содержания слов к 6 – 7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Сначала дети неосознанно используют метафоры в своей речи. (Ребенок смотрит, как готовят пюре: «Почему картошку долбишь? Почему ты расталкиваешь картошку? Я видел: ты ее сейчас толкала!»). В старшем дошкольном возрасте наблюдаются случаи осознанного употребления метафор («Какие большие виноградины! Прямо воздушные шары!» [18,с.167]

         Словарь дошкольников активно обогащается за счет слов, «придуманных» ими («красавлюсъ», «намакаронился», «мазелин»). Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами, свидетельствуют о том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

  Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.[9,с.146]

    Вывод по I главе

   Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн, Ф.А.Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б.Эльконин.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М.Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П.Ивановой, В.И.Логиновой, Ю.С.Ляховской, Н.П.Савельевой, А.А.Смаги, Е.М.Струниной, В.И.Яшиной и другие.

Развитие словаря является одним из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду. В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Для того, чтобы развивать словарь детей необходимо пользоваться разнообразными методами и приемами работы.

Глава II. Опытно-практическая работа по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями родного города через виртуальные экскурсии

2.1. Диагностика уровня сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста        

Для того, чтобы определить уровень развития словаря старших дошкольников с детьми была проведена диагностика. Диагностика проходила на базе МАДОУ №30 «Лесная сказка» в старшей группе. В ней приняло участие 19 детей – 9 мальчиков и 8 девочек.

Цель диагностики на констатирующем этапе эксперимента: определить уровень развития словаря старших дошкольников по теме профессии родного города

Методика для проведения констатирующего эксперимента состоит из следующего задания: проведение дидактической игры «Узнай профессию по картинке» (Приложение 1) Дидактическая игра «Узнай профессию по картинке» проводилась с каждым ребенком индивидуально. Всего было 10 карточек с изображением людей разных профессии:

1 карточка-Водитель;

2 карточка-Портной;

3 карточка-Сварщик

4 карточка-Строитель

5 карточка-Пекарь

6 карточка- Нефтяник

7 карточка-Геолог

8 карточка-Нефтяник

9 карточка-Машиностроитель

10 карточка - Маляр

Детям надо было точно назвать эти профессии.

Таблица № 1 Результаты  констатирующего  эксперимента

№п/п

Имя Ф.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итог

1

Даша Ч.

1

1

2

0

1

2

1

1

0

2

11

2

Родион К.

2

2

1

2

2

1

0

1

0

2

13

3

Айдан А.

1

2

1

1

0

1

1

2

1

2

9

4

Камила З.

1

2

1

0

1

2

0

1

1

2

11

5

Радмила А.

0

1

1

0

2

1

0

0

1

2

8

6

Глеб Т..

1

1

1

1

2

0

1

2

0

2

11

7

Кирилл К.

2

2

1

1

2

0

0

1

1

2

12

8

Алина Ш.

1

2

1

1

2

2

0

2

0

2

13

9

Роберт Я.

1

2

1

1

2

1

1

1

0

2

12

10

 Артем Х.

2

2

1

1

2

2

1

1

2

2

16

11

Айрат Ф.

1

1

0

1

2

0

1

1

1

2

10

12

Радмир М.

2

2

1

1

2

2

1

2

1

2

16

13

Ариана И.

0

1

0

1

2

1

1

1

1

2

10

14

Зарина Х.

2

2

2

1

2

2

1

2

1

2

17

15

Макар С.

0

1

1

1

2

2

1

2

1

2

13

16

Аделина  М.

1

1

2

0

2

0

0

2

1

2

11

17

Гузель Г.

1

1

1

2

2

2

1

2

2

2

16

18

Рома  С.

1

2

1

1

2

2

1

0

1

2

13

19

Милана Н.

1

2

2

2

1

1

1

1

1

2

14

Для обработки результатов констатирующего эксперимента разработаны критерии оценивания:

0 баллов - не называет профессию;

1 баллов - заменяет название профессии другим словом;

2 баллов - точно называет профессию.

  Если   ребенок  набрал от 20 до 16 баллов, то у него высокий уровень развития словаря при ознакомлении с профессиями, если от 15 до 9 – это средний уровень, а если от 8 и ниже, то низкий уровень.

       Таким образом, высокий уровень показали 4 ребенка, средний – 14 детей и низкий – 1 ребенок, так как он набрал 8 баллов.

Переведем результаты в «%»

Высокий уровень- 25%

Средний уровень-70%

Низкий уровень -5%

Все результаты показаны в диаграмме 1.

 

 Таким образом, проанализировав результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента, можно прийти к выводу, что уровень  развития словаря детей старшего дошкольного возраста  в данной группе детей низкий, так как один ребенок показал низкий уровень знаний, а 14 детей средний.

   Соответственно, с детьми данной группы необходимо проведение специальной  работы, направленной на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.

 2.2.Фориы и методы работы по развитию словаря старших дошкольников  

   Для решения существующей проблемы воспитатель должен руководствоваться принципами системности, полноты содержания, интеграции, сотрудничества и взаимодействия взрослых и детей, учёта возрастных и индивидуальных характеристик.

Для реализации поставленных задач педагогу необходимо активно вести работу в трех направлениях:

- работа с детьми;

- работа с педагогами;

- сотрудничество с родителями.

Что касается работы с детьми старшего дошкольного возраста, то был разработан и апробирован проект, направленный на развитие словаря. Конспект проекта находится в Приложении.

2.3 Анализ результатов работы

После того, как с детьми старшего  дошкольного возраста были проведены занятия, направленные на развитие и обогащение словаря, представленные в разработанном проекте, который находится в Приложении, с детьми была проведена повторная диагностика с использованием тех же самых диагностических методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Целью контрольного эксперимента явилось выявление динамики уровня развития словаря. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился вначале исследования.

Результаты диагностики представлены в таблице 2.

 Таблица №2  Результаты  контрольного  эксперимента

№ п/п

Имя Ф.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итог.

1

Даша Ч.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

2

Родион К .

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

19

3

Айдан  А.

2

2

2

1

2

2

1

2

1

2

17

4

Камила З.

1

2

2

2

1

2

2

2

1

2

17

5

Радмила А.

2

2

1

1

1

1

2

2

1

2

15

6

Глеб Т.

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

19

7

Кирилл К.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

8

Алина Ш.

1

2

2

1

2

2

2

2

2

2

18

9

Роберт Я.

1

2

2

2

2

1

1

2

2

2

17

10

Артем Х.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

11

Айрат Ф .

1

2

2

2

1

1

1

2

1

2

15

12

Радмир М.

2

2

2

1

2

2

2

2

1

2

18

13

Ариана И.

2

2

2

2

2

1

1

2

1

2

17

14

Зарина Х .

2

2

2

1

2

2

2

2

1

2

18

15

Макар С.

2

2

2

2

2

2

1

2

1

2

18

16

Аделина М .

1

2

2

1

2

2

2

2

1

2

18

17

Гузель Г.

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

19

18

Рома  С.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

19

Милана Н.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

Для обработки результатов контрольного эксперимента использованы те же критерии что и в констатирующем эксперименте.

       Таким образом, высокий уровень показали 17 детей, средней уровень-2 детей, в низком уровне ни одного ребенка.

Переведем в «%»

Высокий уровень -89%

Средний уровень -11 %

Низкий уровень -0 %

Результаты отобразим в диаграмме 2.

Таким образом, после контрольного эксперимента можно сказать дети стали хорошо ориентироваться в профессиях.

Сравним результаты констатирующего  и контрольного эксперимента (диаграмма 3).

     

Таким образом, в констатирующем эксперименте на высоком уровне было- 25%, а в контрольном эксперименте стало 89 %, в среднем уровне было -70%, стало -11%, а на низком уровне в констатирующем эксперименте было - 5%, а в контрольном эксперименте ни одного ребенка.  

Исходя, из этого можно сделать вывод: после проведения формирующего эксперимента, у детей подготовительной группы знания в профессиях намного улучшились.

 Вывод по II главе

      Таким образом, после проведения опытно-практической работы по развитию словаря детей дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями, можно выдвинуть следующие результаты: при проведении констатирующего эксперимента была проведена диагностика детей с помощью дидактической игры «Угадай профессию по картинке» из этого можно выявить следующие результаты: низкий уровень 1 ребенок, средний уровень -14, высокий уровень 4 ребенка. В формирующем эксперименте попытались улучшить результаты с помощью занятий, которые были по темам «Профессии родного города».  В контрольном эксперименте были следующие результаты: на низком уровне ни одного ребенка, среднем уровне - 2, и на высоком уровне - 17 детей. После формирующего эксперимента видно, что многие дети запомнили названия профессий и их предметы.

Заключение

      Теоретические основы развития словаря достаточно изучены. Этому  уделяли внимание многие авторы. Эта работа продолжается и на современном этапе. Например: Елкина Н.В, Ушакова О.С., Цейтлин С.Н. и другие.

     Четко определены задачи и содержание словарной работы, разнообразных методов и приемов, которые способствует развитию словаря дошкольников.

В каждом возрасте данная работа имеет свои особенности.

     Дети с детского сада мечтают о разных профессиях, они постоянно говорят кем они хотят быть, когда вырастут. Профессий много-у каждой профессии есть свои особенности, и есть те предметы, которые помогают им в работе. Поэтому данная работа по ознакомлению с профессиями помогает развивать словарь дошкольников. Ведя эту работу, совершенствуется  такие задачи как: обогащение и   уточнение, закрепление активизация словаря.

    Для определения влияния ознакомления с профессиями на развитие словаря детей, была проведена опытно-практическая работа с детьми подготовительной группы в количестве 19 человек. В констатирующим эксперименте было проведено дидактическая игра, в которое проводилась индивидуально с каждым ребенком. Где по картинкам нужно было точно назвать, детям название профессий. Чтобы выявить результаты были определены критерии.

Так как, результаты показали, что один ребенок на низком уровне и 14 детей в среднем уровне. Был проведен формирующий  эксперимент. На формирующем эксперименте было проведено пять занятий на улучшения знаний о профессиях. Детям понравились занятия, они активно отвечали на вопросы и внимательно слушали объяснения. Так же велась беседа кем они хотят быть, когда вырастут, дети называли профессии о которых разговаривали на занятиях.

     После формирующего эксперимента, был проведен контрольный эксперимент. В контрольном эксперименте была проведена аналогичная работа, как и констатирующем эксперименте. Результаты оценивались такими же критериями, как и констатирующем эксперименте. Сравнив результаты видно: дети стали лучше ориентироваться в профессиях. И у них пополнился словарь, в названии профессий и их предметов.

Цель достигнута, задачи реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение.

     

 Список использованных источников литературы и интернет ресурсов:

 Основная литература:

1.  Большакова М. Н. «Развитие речи у детей»Журнал «Гимназистъ» январь-март 2018 № 3

2. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2014.

3. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях  

Издательство-Сфера; 2013;

4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. -4-е изд.,стер.-М.: «Академия», 2009.

5. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2011.

6. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2017.

 Дополнительная литература:

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.

8. Выготский Л.С. Мышление и речь. -  М.;1996.        

9. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2001.

10. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -  М.: ВЛАДОС, 2003.

11. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007.

12.Чиркина Г.В. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ– М.: АРКТИ, 2003.

 13.Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова

14. Эльконин Д.Б. Развитие речи дошкольном возрасте.-М.,1969

                      Интернет ресурсы:

15.Дидактические игры по активизации словаря. didakticheskaja-igraprofesi.html

16.Электронный источник: Формирование словаря у старших дошкольников  poleznie…dlya- doshkolnikov

17.Изучение уровня развития словаря scinceforum.ru