Методическая деятельность

Фогель Ольга Николаевна

Методические разработки уроков, семинаров

Благодарственные письма, сертификаты и свидетельста о публикациях представлены в Галерее

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСА LEARNINGAPS.ORG В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Фогель Ольга Николаевна, учитель физики

МБОУ «СОШ №1» г. Губкинский

Ямало – Ненецкий автономный округ

fogelolga1980@mail.ru

Аннотация: статья «Использование сервиса LearningAps.org в образовательной деятельности» написана с целью ознакомления педагогов, преподающих в образовательных учреждениях, с образовательным онлайн сервисом LearningAps.org, который можно использовать как дистанционно, так и в урочной и внеурочной деятельности.

В последнее время все более широкое применение в обучении находят цифровые дидактические материалы, большинство из которых предлагается в готовом виде, без возможности внесения изменений в содержание заданий, что создает значительные трудности в использовании этих материалов в образовательном процессе. У многих учителей возникает желание создавать собственные дидактические материалы, которые соответствуют особенностям их учеников и используемого в обучении УМК. Разрешению возникающих проблем способствует онлайн сервис LearningApps.org.

Основная идея интерактивных заданий, которые можно конструировать с помощью сервиса LearningApps, заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме. Это способствует формированию познавательного интереса учащихся.

Интерактивные учебные задания, созданные самим учителем или взятые из коллекции сервиса LearningApps можно использовать при проверке знаний учащихся в качестве текущего контроля, при обобщении и повторении темы, во внеклассной работе по предмету, включать в обучающие «Образовательные маршруты», как тренажёры при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) имеют свою ценность, а именно интерактивность. Использование интерактивных заданий повышает мотивацию учащихся, стимулирует познавательную активность, сможет повысить эффективность работы и интерес к предмету. 

Сам сервис хорош тем, что у него достаточно простой и дружелюбный интерфейс. Его может взять для своей работы любой педагог. Удобно то, что в одном пространстве создаёшь материалы, сохраняешь их и имеешь возможность знакомиться с большой коллекцией ресурсов, созданных другими авторами. Замечательно то, что свои материалы можно при необходимости редактировать в любое время, причём процесс работы достаточно прост.

В чем преимущества данных дидактических материалов перед традиционными материалами?

Разнообразные дидактические материалы сервиса Learningapps.org можно использовать на разных этапах урока: и на этапе актуализации знаний, при изучении нового материала (видео со вставками), для закрепления, изученного (сортировки, классификации) и для опросов (пазлы, кроссворды, игры, викторины и тестовые задания).

Очень продуктивны приложения для выполнения домашней работы по предмету, а также для дистанционного обучения. Задания прекрасно встраиваются в логику системно-деятельностного подхода, способствуют развитию учеников.

Имеется возможность совместного решения учащимися некоторых видов заданий. Присутствует возможность создания аккаунтов для своих учащихся и использования своих ресурсов для проверки их знаний прямо на этом сайте в игровой форме, что способствует формированию познавательного процесса учащихся. Если Вы зарегистрированы на данном сайте как учитель, то у Вас появляется дополнительная вкладка – МОИ КЛАССЫ. В этом разделе Вы можете создать АККАУНТ ДЛЯ УЧЕНИКОВ. Для ускорения работы список можно вбивать не вручную, а импортировать из другого документа. Каждому из ваших учеников будет автоматически присвоен логин и пароль, под которыми они будут заходить на сайт и выполнять / создавать упражнения. Вы можете контролировать их процесс работы, писать свои комментарии, нажав на значок конверта напротив имени учащегося. В LearningApps.org предусмотрена возможность подключения к разработке заданий-приложений учащимися.

Преимущество данного сервиса в том, что каждый учитель за короткое время может создать нужный материал, учитывая особенности учеников своего класса. К созданию упражнений можно привлечь и самих учащихся для их проектных работ.

Неудобства в применении материалов данного сервиса могут возникнуть при малой скорости Интернета, в ходе самостоятельной, индивидуальной работы, когда учителю требуется проконтролировать выполнение работы каждого ученика.

Созданные материалы можно использовать во внеклассной работе по предметам, в воспитательной работе. В зависимости от подобранного материала любые приложения могут соответствовать образовательным и воспитательным задачам. Всё зависит от подбора детей, сложности изучаемой темы, фантазии и заинтересованности учителя.

Общая информация о сервисе «LearningApps»: сервис является приложением Web 2.0 для поддержки образовательных процессов в учебных заведениях разных типов. Это конструктор для разработки интерактивных заданий по разным предметным дисциплинам; для применения на уроках и во внеклассной работе. LearningApps.org разрабатывается как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Циттау / Герлиц (Германия).

Основная идея интерактивных заданий заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию познавательного интереса учащихся. На сайте можно зайти на страницу «О сайте LearningApps.org» (http://learningapps.org/about.php) и познакомиться с самыми важными функциями работы сервиса (видео на английском языке).

На сайте имеется страница «Все упражнения», которая включает в себя список тематических категорий (учебных предметов) в рамках которых опубликованы интерактивные материалы. Ежедневно страница «Все упражнения» пополняется новыми материалами созданными педагогами разных стран.

Сервис LearningApps имеет понятный пользовательский интерфейс на 5 языках мира, для выбора нужного языка необходимо в правом верхнем углу выбрать соответствующий флажок.

В данной среде можно быстро создать интерактивные задания по образцам. Для этого необходимо перейти на страницу «Новое упражнение». Важно отметить, что правильность выполнения заданий проверяется мгновенно. Сервис LearningApps предоставляет возможность получения кода для того, чтобы интерактивные задания были помещены при желании на страницы сайтов или блогов педагогов и учащихся. К сожалению, в шаблонах встречаются отдельные опечатки при переводе на русский язык, которые невозможно исправить вручную, и не все типы заданий доступны для работы с кириллицей.

Регистрация на сервисе «LearningApps»: для регистрации на сайте переходим по ссылке: http://learningapps.org/. В правом верхнем нажимаем кнопку «Вход». Создаем новый аккаунт, нажав соответствующую кнопку. Заполняем форму регистрации. По завершению заполнения формы необходимо еще раз проверить, и запомнить внесенные данные затем нажать кнопку «Создать конто» (издержки перевода). Далее заполняем данные пользователя.

Переходим в редактирование профиля. Для организации взаимодействия между пользователями сайта и подтверждения авторства созданных материалов необходимо заполнить данные о пользователе. Здесь возможны два варианта: первый – указываются реальные персональные данные; второй – используется псевдонимы.

На этом регистрация завершена.

Создание интерактивных материалов в «LearningApps»: прежде чем начать создание собственных интерактивных заданий из коллекции шаблонов, предлагаемых ресурсом, советуем познакомиться с галереей сервиса. Для этого нажмите «Все упражнения», выберите учебный предмет и познакомьтесь с работами коллег.

Выбрав заинтересовавшее вас интерактивное задание, вы можете создать аналогичное, нажав на кнопку «Создать подобное приложение».

В случае, если Вы хотите создать аналогичное новое приложение задание, то необходимо внести изменения в готовую форму.

При помощи шаблонов сервиса LearningApps.org можно создавать следующие виды упражнений:

Таблица 1

Типы заданий

Выбор

Распределение

Последовательность

Заполнение

Онлайн-игры

Инструменты

Викторина

Викторина с выбором правильного ответа

Выделить слова

Кто хочет стать миллионером?

Слова из букв

Игра «Парочки»

Классификация

Найти на карте

Найти пару

Пазл «Угадай-ка» Соответствия в сетке

Сортировка картинок

Таблица соответствий

Simple order

Расставить по порядку

Хронологическая линейка

Викторина с вводом текста

Виселица

Заполнить пропуски

Заполнить таблицу

Кроссворд

Викторина для нескольких игроков

Где находится это?

Оцените

Папка Challenge

Скачки

QikPad

Аудио/видео контент

Блокнот

Голосование

Доска объявлений

Календарь

Карта мысли

Сетка приложений

Чат

Рассмотрим создание упражнения на примере раздела «Распределение: сортировка картинок». Нажимаем на кнопку «Создать сортировка картинок» и попадаем в диалоговое окно создания упражнения.

Задаем название упражнению. В нашем случае – «Радиоприемник А.С. Попова. Повтори устройство».

Рисунок 1. Создание упражнения.

Вводим задание для этого упражнения. Оно будет появляться при запуске. Если задание к упражнению не нужно, можно оставить поле пустым.

Далее задаем картинку, которая будет являться задним фоном и на ней будут расположены задания или маркировка.

Для того, чтобы вставить картинку, нужно нажать на кнопку «Выберите картинку».

Здесь можно вставить картинку из Википедии, вставить адрес картинки в интернете или добавить картинку из памяти компьютера.

C:\Users\OFogel\Desktop\статья\Рисунок6.jpg

Рисунок 2. Выбор картинки для упражнения.

Затем маркируем элементы радиоприемника. Для этого воспользуемся кнопкой «Обработать выделенное место» и расставим маркеры на необходимые места. Нажимаем на «Сохранить» и подписываем элемент, который нужно определить.

C:\Users\OFogel\Desktop\статья\Рисунок8.jpg

Рисунок 3. Маркировка элементов.

Далее вводим текст для обратной связи с учениками. Если это необходимо, можем добавить подсказки.

По завершению создания нового задания нажимаем кнопку «Установить и показать в предварительном просмотре».

C:\Users\OFogel\Desktop\статья\Рисунок12.jpg

Рисунок 4. Проверка упражнения.

Далее необходимо проверить работу приложения (выполнить задание). В случае выявления ошибок возвращаемся на страницу создания приложения (Кнопка «Вновь настроить»). После внесения необходимых исправлений и отладки работы приложения сохраняем упражнение (кнопка «Сохранить приложение»).

После сохранения упражнение перемещается на страницу «Мои приложения».

Данное приложение можно встроить в Интернет-ресурс педагога, используя HTML-код (Строка «Привязать»), или создать гиперссылку с электронного документа на страницу с приложением (Строка «Адрес в Интернете»). Строка «Адрес полной картинки» открывает упражнение для выполнения на чистой интернет-странице.

Публикация материала на персональном сайте педагога: открываем приложение на сайте http://learningapps.org. Переходим в нижнюю часть окна приложения и в пункте «Привязать» копируем HTML-код. Создаем новую запись на сайте и переходим в форму вставки HTML-кода. Вставляем скопированный код и сохраняем запись.

Из приведённых примеров видно, что использование таких заданий способствует развитию мыслительных навыков. Задания учат классифицировать, сопоставлять, анализировать, принимать решения, делать выводы. При выполнении интерактивных домашних заданий, построенных с помощью сервиса LearningApps, учащиеся получают навыки самостоятельной работы, имея возможность исправлять свои ошибки.

Список литературы:

  1. Создание интерактивных мультимедийных упражнений. [Электронный ресурс]. – URL: http://learningapps.org/createApp.php 
  2. Бугайчук К.Л. LearningApps (интерактивные задания). [Электронный ресурс]. – URL: http://bugaychuk.blogspot.ru/2013/08/learningapps.html


Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных учебных действий на уроках физики

Фогель Ольга Николаевна,

учитель физики

МБОУ «СОШ №1», г.Губкинский, ЯНАО

В качестве учебного предмета физика в школе формирует систему знаний об окружающем мире. Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Регулятивные универсальные учебные действия - действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности:

• целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 • оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.

Регулятивные универсальные учебные действия лучше всего формируются на уроках физики при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач. 

При обучении физике деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, включает в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений.

Рассмотрим отработку этапа целеполагания на примере фрагмента урока по теме «Сила тяжести», 7 класс.

Учитель предлагает детям  рассмотреть несколько фактов: падение тел, движение Луны вокруг Земли.

И затем задает им вопросы: как вы думаете, почему камень и яблоки падают на Землю?

Почему Луна движется вокруг Земли и никуда не улетает?

Дети выдвигают гипотезы, которые можно записать их на доске.

Далее учитель предлагает провести  следующие эксперименты:

бросить развернутый лист бумаги одновременно с ластиком, затем лист бумаги смять в комок и повторить опыт.

Попытаться «взлететь» со стула к потолку.

Каковы результаты? – спрашивает учитель и дает им короткое пояснение.  

Благодаря притяжению к Земле течет вода в реках. Человек подпрыгнув, опускается на Землю, потому что Земля притягивает его. Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду морей и океанов, дома, спутники и т.п. Сила, с которой Земля притягивает к себе другие тела, называется силой тяжести.

Затем учитель предлагает детям сформулировать тему урока и задачи, которые стоят перед ними.

Таким образом, на данном этапе отрабатывается регулятивное учебное действие – умение поставить цель.

Формирование способностей  планировать и прогнозировать рассмотрим на примере фрагмента этого же урока по теме «Сила тяжести», 7 класс

Учитель предлагает детям внимательно посмотреть на экран и задает им вопрос: «Как вы думаете, от чего может зависеть сила тяжести?»

img4

Вместе с учащимися ставится учебная задача: «Исследование силы тяжести».

Цель: установить зависимость силы тяжести, действующей на тело, от его массы.

Учащиеся предлагают варианты проведения исследования и решения задачи, определяют последовательность промежуточных целей, прогнозируют конечный результат; составляют план и определяют последовательность действий.

Вариант проведения исследования

  1. Закрепите динамометр в лапке штатива вертикально.
  2. К динамометру последовательно подвешивайте один, два, три, четыре груза.
  3. Результаты измерений занесите в таблицу.

Число грузов

        1         

        2         

        3         

        4         

Масса, кг

 

 

 

 

Сила ?,  Н

 

 

 

 

Следующие пункты плана учащиеся вносят с помощью учителя.

4. Результаты представьте графически.

5. Сделайте вывод.

6. Найдите отношение силы тяжести к массе тела для всех результатов опыта.

7. Сделайте вывод.

Далее идет сообщение учителя о коэффициенте пропорциональности.

Данный коэффициент пропорциональности g различен для различных широт. Относится к важнейшим физическим величинам.

Затем учащиеся делают основные выводы по теме урока:

1.Сила тяжести, действующая на тело, прямо пропорциональна массе.

2. Коэффициент пропорциональности g.

Это исследование позволяет учащимся пройти следующие этапы: постановка учебной задачи; решение экспериментальной задачи: сборка экспериментальной установки, измерение, запись результатов  в табличной и графической форме, их анализ, вывод; выход на частные случаи с последующим их решением.

К концу 7 класса учащиеся уже самостоятельно могут разработать план выполнения эксперимента и прогнозировать его результат.

Рассмотрим формирование регулятивных учебных действий, выделяя основные этапы, на примере лабораторной работы «Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от его длины», 9 класс.

Ход работы: 

  1. Учащиеся ставят цель работы, ориентируясь на тему.
  2. Планируют проведение исследования: выбирают оборудование (наводящие вопросы: Что исследуем? Что нам для этого потребуется?)

Картинки по запросу исследование периода колебаний от длины нити

  1. Далее делают предположение (прогнозирование), что меняя (увеличивая или уменьшая) длину маятника, можно каждый раз вычислять период и частоту колебаний.

Картинки по запросу исследование периода колебаний от длины нити

  1. Выполняя измерения и применяя формулу, получают значения периода и частоты.

Картинки по запросу исследование периода колебаний от длины нити

  1. Анализируя формулу и сравнивая теоретические выводы с практическими результатами, делают окончательный вывод о зависимости (контроль).
  2. Оценивают свою деятельность: что получилось, что нет, что нужно знать и делать лучше (коррекция), чтобы добиться более точных результатов.

Еще один пример формирования регулятивных учебных действий – при решении количественных задач.

Задача: Вычислить массу алюминиевой ложки, если при ее нагревании в стакане с чаем от 25 до 85 градусов Цельсия, она получила 528 Дж теплоты.

Решение. 

  1. Наглядно: чашка с чаем, в который опускают ложку либо визуализировать процесс. Предложите план решения (планирование).Картинки по запросу стакан с чаем
  2. Если трудно, то наводящие вопросы: Что происходит? Какова может быть масса ложки (несколько грамм или килограмм)? (прогнозирование).
  3. Как математически связано количество теплоты при нагревании с массой вещества? - самоконтроль: знаю ли я формулу?
  4. Если нет, предлагаю найти в учебнике, в записях в тетради: волевая саморегуляция и способность к преодолению препятствий. Кроме того, поиск информации в различных источниках (Познавательные УУД). 
  5. Записывают формулу, которая описывает процесс нагревания.
  6. Определиться с известными и неизвестными величинами, выразить из формулы неизвестную величину. Вычислить значение и оценить его реальность (контроль и сравнение).
  7. Проанализировать, какие этапы решения задачи вызвали затруднение. Над чем нужно работать? Если ответ нереален, найти ошибку в решении (коррекция.)

В конечном итоге, мы способствуем усвоению экспериментального метода познания физических явлений и применения его для решения реальной жизненной ситуации.

Регулятивные учебные действия можно формировать и на этапе изучения новой темы.

Изучение новой темы с учениками можно начать со знакомства с понятийным аппаратом, используемым при ее раскрытии. С помощью современных технических средств на экран выводится «облако» основных понятий новой темы. Потом учащимся предлагается распределить эти понятия по смысловым группам, предлагая основания для классификации. В результате обсуждения выделяются основные группы терминов: «явления», «устройства», «величины», «законы и правила».

Например, термины по теме «Давление твердых тел». Интерактивное приложение создано с помощью онлайн сервиса LearningApps.org.

В дальнейшем все термины распределяются в две большие группы: «теория» и «практика». Эта работа позволяет представить учащимся все поле предстоящей учебной деятельности. Появляется возможность определить, какая часть материала уже частично знакома. Ученики высказывают свои предположения по поводу того, какая часть темы может быть наиболее интересна для изучения, какая может представлять максимальную сложность. В результате у учащихся складывается предварительная картина изучаемой темы, формируется дополнительная мотивация, позволяющая планировать необходимые шаги для детального изучения темы.

В старших классах, изучающих физику на профильном уровне, знакомство с темой включает еще один очень важный элемент. Все ученики на первом же уроке получают листки, в которых отмечено все, чему они должны научиться во время изучения данной темы (там перечислены все вопросы «теоретического зачета», который они будут сдавать в конце изучения темы). В ходе следующих занятий учащиеся отмечают изученные вопросы, получая визуальную картину освоения темы.

Таким образом, появляется возможность для планирования освоения учебного материала и текущей самооценки.

Метод кейсов, при изучении нового материала или закрепления изученного, также помогает формированию регулятивных учебных действий.

Формирование   регулятивных  учебных действий учащихся зависит и от их активности. Выполнение с учениками таких заданий, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?».

Поэтому можно использовать в своей работе кейс-метод – обучение на основе  реальных  ситуаций.

 Кейс-метод - это обсуждение ситуаций, основанных, как правило, на реальных событиях, что вынуждает учащихся к проведению анализа и принятия решения (нахождения выхода из создавшейся ситуации).

Типы кейсов:

 «Практические» кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации.

 «Обучающие» кейсы, основной задачей которых выступает обучение.

«Первооткрывательские» кейсы – это научно-исследовательские кейсы,       ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Разрабатывая кейс, выделяем  три части:

1.Вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса.

2.Описание конкретной ситуации.

3.Задания к кейсу.

   

Пример кейса по электризации тел:

Кейс: Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Ольгой   Ивановной. Её автомобиль, не доехав немного до автозаправки, остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.

   Вопросы к кейсу:

-          Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?

  • Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна?
  • Что могло случиться?
  • Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?

  Примеры кейсов, разработанных учениками:

 1.   Некоторое время подвергалось сомнению пребывание американских астронавтов на Луне. Не последнюю роль здесь сыграло  то, что отвечая на вопросы  журналистов: Видели ли они на Луне « падающие звёзды»?  Ответили:      Нет.

  Вопросы к кейсу:

- Кто из них прав?

- Можно ли наблюдать « падающие звёзды» на Луне? Почему?

 2.  При проведении   эстафеты  учитель физической культуры Сергей Владимирович, предупредил учащихся, что нельзя скользить быстро вниз по шесту или канату. Можно обжечь руки. Некоторые ослушались.

  Вопросы к кейсу:

- Прав ли бы учитель?

- Почему при быстром скольжении можно обжечь руки?

- Как нужно было поступить?

Кейсы активизируют работу на уроке, развивают память, смекалку у учеников. Формируют не только регулятивные, но и метапредметные умения.

Заключение.

Говоря о формировании универсальных учебных действий обучающихся, мы говорим об умениях и навыках, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения опыта школьника, основой для получения новых знаний.

Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности универсальных учебных действий. Таким образом, основная цель, которая стоит перед учителем - научить детей самостоятельно добывать знания. 

Развивающим обучение делают деятельностностные формы, которые учитывают индивидуальные возможности ребенка. Представление о функциях, содержании, видах универсальных учебных действий и способах их формирования должно быть положено в основу всего учебно-воспитательного процесса.

Литература. 

1  Стандарты  второго поколения “Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения” Основная школа. Москва “Просвещение”. 2011 г.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова -  М., 2008.

3. Бухольцев С.Н. “Проектная деятельность на уроках физики”  http://www.profistart.ru/ps/blog/20252.html

4.Борисова Л.А. “Формирование исследовательских умений школьников при проведении лабораторных работ” Научно-методическая газета “Физика”№20/ 2010 Издательский дом “Первое сентября” 2010г.

5. Войтенкова Л.Г. “Исследовательская деятельность на уроках физики 
http://neretina-iv.my1.ru/publ/issledovatelskaja_
dejatelnost_na_urokakh_fiziki/1-1-0-15

6. Лебедева Н.А. “Метод проектов на уроке физики” http://schools.keldysh.ru/

7. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. - №6.-2002. с. 44-57.



Предварительный просмотр:

Зачет по физике за 1 полугодие 7 класс

  1. Мельчайшие частицы, из которых состоят различные вещества, называются…
  1. атомами.
  2. молекулами.
  1. Какое из  пяти слов обозначает физическую величину?
  1. Длина.
  2. Алюминий.
  3. Килограмм.
  4. Термометр.
  5. Земля.
  1. Как расположены молекулы в твердых телах и как они движутся?
  1. Молекулы расположены на расстояниях, меньших размеров самих молекул, и перемещаются свободно друг относительно друга.
  2. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга (по сравнению с размерами молекул) и движутся беспорядочно.
  3. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определенных положений.
  1. Что называют механическим движением?
  1. Длину траектории, по которой движется тело.
  2. Изменение положения тела относительно других тел.
  3. Линию, по которой движется тело.
  1. Относительно каких тел пассажир, сидящий в движущемся вагоне, покоится?
  1. Вагона.
  2. Земли.
  3. Других пассажиров, сидящих в вагоне.
  4. Колес вагона.
  1. От дома до школы расстояние 900 м. Этот путь ученик прошел за 15 мин. С какой скоростью шел ученик?
  1. 60 м/с
  2. 1 м/с
  3. 15 м/с
  4. 10 м/с

7. Поезд движется со скоростью 80 км/ч. Какой путь он пройдет за 4 ч?

  1. 20 км
  2. 160 км
  3. 320 км
  4. 240 км
  1. Автобус, движущийся по шоссе, резко затормозил. При этом некоторое время пассажиры будут двигаться…
  1. вперед.
  2. назад.
  3. влево
  1. Выразите 750 г в килограммах.
  1. 0,75 кг
  2. 7,5 кг
  3. 75 кг
  4. 750 кг
  1. В баллоне вместимостью 0,5 м3 содержится спирт массой 400 кг. Какова плотность спирта?
  1. 200 кг/м3
  2. 1250 кг/м3
  3. 0,8 кг/м3
  4. 800 кг/м3

Зачет по физике за 1 полугодие 7 класс

  1. Мельчайшие частицы, из которых состоят различные вещества, называются…
  1. атомами.
  2. молекулами.
  1. Какое из  пяти слов обозначает физическую величину?
  1. Длина.
  2. Алюминий.
  3. Килограмм.
  4. Термометр.
  5. Земля.
  1. Как расположены молекулы в твердых телах и как они движутся?
  1. Молекулы расположены на расстояниях, меньших размеров самих молекул, и перемещаются свободно друг относительно друга.
  2. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга (по сравнению с размерами молекул) и движутся беспорядочно.
  3. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определенных положений.
  1. Что называют механическим движением?
  1. Длину траектории, по которой движется тело.
  2. Изменение положения тела относительно других тел.
  3. Линию, по которой движется тело.
  1. Относительно каких тел пассажир, сидящий в движущемся вагоне, покоится?
  1. Вагона.
  2. Земли.
  3. Других пассажиров, сидящих в вагоне.
  4. Колес вагона.
  1. От дома до школы расстояние 900 м. Этот путь ученик прошел за 15 мин. С какой скоростью шел ученик?
  1. 60 м/с
  2. 1 м/с
  3. 15 м/с
  4. 10 м/с
  1. Поезд движется со скоростью 80 км/ч. Какой путь он пройдет за 4 ч?
  1. 20 км
  2. 160 км
  3. 320 км
  4. 240 км
  1. Автобус, движущийся по шоссе, резко затормозил. При этом некоторое время пассажиры будут двигаться…
  1. вперед.
  2. назад.
  3. влево
  1. Выразите 750 г в килограммах.
  1. 0,75 кг
  2. 7,5 кг
  3. 75 кг
  4. 750 кг
  1. В баллоне вместимостью 0,5 м3 содержится спирт массой 400 кг. Какова плотность спирта?
  1. 200 кг/м3
  2. 1250 кг/м3
  3. 0,8 кг/м3
  4. 800 кг/м3



Предварительный просмотр:

Зачет по физике за 1 полугодие 8 класс Вариант 1

Зачет по физике за 1 полугодие 8 класс Вариант 2

  1. Какой буквой обозначают удельную теплоёмкость вещества?

               А.    λ              Б.    с               В.    Q                           Г.    L

  1. Какой буквой обозначают удельную теплоту парообразования?

               А.    L            Б.   q                       В.    c                     Г.    λ     

  1. В каких единицах измеряется удельная теплота сгорания топлива?

               А.   Дж            Б.   Дж/кг  0С            В.   Дж/кг               Г.   Дж 0С

  1. В каких единицах измеряется удельная теплоёмкость вещества?

               А.     Дж;             Б.     Дж/кг 0С;        В.     Дж/кг;          Г.     Дж 0С. 

  1. При каком процессе количество теплоты вычисляют по формуле Q = q m ?

               А.   при нагревании жидкости;             Б.   при плавлении;

               В.   при сгорании топлива;                    Г.   при парообразовании.

  1. При каком процессе количество теплоты вычисляют по формуле Q = λ m ?

               А.    при нагревании жидкости;               Б.    при плавлении; 

               В.    при сгорании топлива;                      Г.    при парообразовании.

  1. Тепловой двигатель состоит …

А.   из нагревателя, холодильника и рабочего тела;    Б.   из нагревателя и рабочего тела; В.   из рабочего тела и холодильника;                          Г.   из холодильника и нагревателя.

  1. Коэффициентом полезного действия теплового двигателя называют…

А.    произведение полезной работы на количество теплоты, полученное от нагревателя;

Б.    отношение количества теплоты, полученного от нагревателя, к совершённой полезной работе;

В.    отношение полезной работы, совершённой двигателем, к количеству теплоты полученному от нагревателя;

Г.    разность количества теплоты, полученного от нагревателя, и полезной работы совершённой двигателем.

  1. Какое количество теплоты требуется для нагревания стальной детали массой 400 г  от 15 0С до 75 0С?  ( Удельная теплоёмкость стали 500 Дж/кг 0С ).
  1. Какое количество теплоты требуется для  плавления свинца массой 200 г, имеющего температуру 327 0С ?  (Удельная теплота плавления свинца 2,5 *10 4 Дж/кг, температура плавления свинца 327 0С)
  1. Сколько энергии нужно затратить, чтобы обратить в пар эфир массой 100 г, взятый при температуре кипения? (Удельная теплота парообразования эфира 4*105 Дж/кг).
  1. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании торфа массой 0,5 т?  (Удельная теплота сгорания торфа 1,4* 10 7 Дж/кг ).
  1. Какая энергия потребуется для того чтобы расплавить свинец массой 1 кг при температуре 3270 С?

  1. Сколько энергии нужно затратить, чтобы обратить в пар эфир массой 100 г, взятый при температуре кипения? (Удельная теплота парообразования эфира 4*105 Дж/кг).
  1. В костре сожгли 15 кг сухих дров. Какое количество теплоты получили при этом тела, находящиеся вокруг костра? (Удельная теплота сгорания дров 3,4*10 7 Дж/кг)
  1. Удельная теплоемкость кирпича 880 . Какое количество теплоты потребуется для нагревания одного кирпича массой 1 кг  от 1 °С до 35°С?



Предварительный просмотр:

Зачет за 1 полугодие 9 класс Вариант 1

Зачет за 1 полугодие 9 класс Вариант 2

  1. При равноускоренном движении автомобиля в течение  2 с его скорость увеличилась от 5 до 7 м/с. Чему равен модуль ускорения автомобиля?

А. 1 м/с2;                            Б. 6 м/с2;

В.  24 м/с2;                         Г. 4 м/с2

1. При равноускоренном движении автомобиля в течение  2 с его скорость уменьшилась от 7 до 5 м/с. Чему равен модуль ускорения автомобиля?

А. 1 м/с2;                            Б. 6 м/с2;

В.  24 м/с2;                         Г. 4 м/с2.

2. Под действием силы 5 Н тело движется с ускорением 2,5 м/с2. Какова масса тела?

А. 2 кг;       Б. 0,5 кг;         В. 12,5 кг;       Г. 200 г

2. Тело массой 4 кг движется с ускорением  2 м/с2. Какова равнодействующая всех сил, приложенных к телу?

А. 2 Н;       Б. 0,5 Н;         В. 8 Н;       Г. 5 кН

  1. Определите путь, пройденный телом за 5 с из состояния покоя при ускорении 2 м/с2.
  1. 10 м, 2) 25м, 3) 20м, 4) 40м.

3.Определите путь, пройденный телом за 10 с из состояния покоя при ускорении 2 м/с2.

  1. 10м,  2) 2м,  3) 4м, 4) 20м, 5) 100м.
  1. Какой путь пройдет свободно падающее тело за 3 с?
  1. 15м,       2) 30м,           3) 45м,              4) 60м.
  1. Какой путь пройдет свободно падающее тело за 7 с?
  1. 200м,                2) 300м,              3) 245м,            4) 345м.
  1. Автомобиль движется по круговой траектории радиусом 50м с постоянной по модулю скоростью 10м/с. Каково ускорение автомобиля?
  1. 1м/с2,    2) 2м/с2,            3) 5м/с2,              4) 0м/с2.
  1. Скорость крайних точек точильного круга радиусом 10 см равна 60 м/с. Чему равно их центростремительное ускорение?
  1. 6 м/с2,              2) 360 м/с2,            3)3600 м/с2,  4)  36000 м/с2.
  1. Мальчик подбросил футбольный мяч массой 0,4 кг с поверхности Земли на высоту 3 м. Какой потенциальной энергией будет обладать мяч на этой высоте?

     А). 4 Дж              Б). 12 Дж                 В).1,2 Дж                     Г). 7,5 Дж

  1. Мальчик подбросил футбольный мяч массой 0,5 кг с поверхности Земли на высоту 5 м. Какой потенциальной энергией будет обладать мяч на этой высоте?

    А). 4 Дж              Б). 25 Дж                 В).1,2 Дж                     Г). 7,5 Дж

  1. Автомобиль, трогаясь с места, движется с ускорением 4 м/ с². Через 4с скорость автомобиля будет равна:

       A). 12 м/с             Б). 0,75 м/с               В).48 м/с                 Г). 16 м/с

  1. Автомобиль, трогаясь с места, движется с ускорением 3 м/ с². Через 4с скорость автомобиля будет равна:

        A). 12 м/с             Б). 0,75 м/с               В).48 м/с                 Г). 6 м/с

  1. Тележка массой 2 кг, движущаяся со скоростью 3м/с, сталкивается с неподвижной тележкой массой 4 кг и сцепляется с ней. Чему равна скорость обеих тележек после взаимодействия?
  1. 0,5 м/с,      2) 1м/с,       3) 1,5м/с,         4)  3м/с.
  1. Тележка массой 2 кг, движущаяся со скоростью 3м/с, сталкивается с неподвижной тележкой массой 4 кг и сцепляется с ней. Чему равна скорость обеих тележек после взаимодействия?
  1. 0,5 м/с,      2) 1м/с,      3)  1,5м/с,       4)  3м/с.
  1. Автомобиль массой 1400 кг, движется со скоростью 20м/с. Определите импульс автомобиля.

  1. Определите импульс пули массой 0,01 кг, летящей со скоростью 1000м/с.



Предварительный просмотр:

Зачет по физике за 1 полугодие 10 класс (базовый)

1. Перемещением движущейся точки называют…

1) длину траектории;

2) пройденное расстояние от начальной точки траектории до конечной;

3) направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение точки с его конечным;

4) линию, которую описывает точка в заданной системе отсчета.

2. Ускорение – это:

1) физическая величина, равная отношению изменения скорости к тому промежутку времени, за который это изменение произошло;

2) физическая величина, равная отношению изменения скорости к тому физически малому промежутку времени, за которое это изменение произошло;

3) физическая величина, равная отношению перемещения ко времени.

3.  При подходе к станции поезд уменьшил скорость на 10м/с в течение 20с. С каким ускорением двигался поезд?

1) – 0,5м/с2 ;   2)  2м/с2 ;   3) 0,5 м/с2;  4) – 2м/с2.

4. Автомобиль, трогаясь с места, движется с ускорением 3м/с2. Через 4с скорость автомобиля будет равна:

1)12 м/с;   2) 0,75 м/с;   3)  48 м/с ;  4) 6 м/с.

5. Какие из величин (скорость, сила, ускорение, перемещение) при механическом движении всегда совпадают по направлению?

1) сила и ускорение;  2) сила и скорость;

3) сила и перемещение; 4) ускорение и перемещение.

6. При действии силы в 8Н тело движется с ускорением 4м/с2. Чему равна его масса?

1) 32 кг;   2)  0,5кг;  3)  2 кг;   4)  20кг.

7. Сила тяги ракетного двигателя первой отечественной экспериментальной ракеты на жидком топливе равнялась 660Н. Стартовая масса ракеты была равна 30кг. Какое ускорение приобретала ракета во время старта?

1) 22м/с2;  2)  45м/с2;  3) 0,1м/с2; 4) 19800 м/с2.

8. Платформа массой 10т движется со скоростью 2 м/с. Ее нагоняет платформа массой 15т, движущаяся  со скоростью 3 м/с. Какой будет скорость этих платформ после автосцепки?

1) 2,6 м/с;     2)  13 м/с;   3) 26м/с;    4) 5м/с.

9. Спортсмен  поднял штангу массой 75 кг на высоту 2м. Потенциальная энергия штанги при этом изменилась на

1) 37,5 Дж;  2) 150 Дж;  3) 300 Дж;  4) 1500 Дж.

10. Автомобиль массой 1000кг едет по выпуклому мосту с радиусом кривизны 40м. Какую скорость должен иметь автомобиль в верхней точке моста, чтобы пассажиры в этой точке почувствовали состояние невесомости?

1) 0,05м/с;   2) 20м/с;   3)  25 м/с;  4)  400м/с.



Предварительный просмотр:

Зачет за 1 полугодие 11 класс

Зачет за 1 полугодие 11 класс

  1. Прямолинейный проводник длиной 0,4 м помещен в однородное магнитное поле перпендикулярно линиям индукции. Определите магнитную индукцию поля, если на проводник со стороны магнитного поля действует сила в 4 Н, когда по нему проходит ток в 2 А.
  1. 5 Тл                         b) 0,5 Тл                                c)50 Тл
  1. Прямолинейный проводник длиной 0,5 м помещен в однородное магнитное поле перпендикулярно линиям индукции. Определите магнитную индукцию поля, если на проводник со стороны магнитного поля действует сила в 5 Н, когда по нему проходит ток в 2 А.
  1. 5 Тл                         b) 0,5 Тл                                c)50 Тл
  1. На протон, движущийся со скоростью 107 м/с в однородном магнитном поле перпендикулярно линиям индукции, действует сила 0,32 • 10-12 Н. Чему равен модуль индукции магнитного поля? Заряд протона 1,6*10-19 Кл.
  1. 2 Тл                         b) 0,2 Тл                                c) 0,02 Тл
  1. На электрон, движущийся со скоростью 107 м/с в однородном магнитном поле перпендикулярно линиям индукции, действует сила 0,32 • 10-12 Н. Чему равен модуль индукции магнитного поля? Заряд электрона 1,6*10-19 Кл.
  1. 2 Тл                         b) 0,2 Тл                                c) 0,02 Тл
  1. Электрон движется со скоростью 2*107 м/с в плоскости, перпендикулярной магнитному полю, с индукцией 0,1 ТЛ. Определите радиус траектории движения электрона. Масса электрона 9,1*10-31 кг.
  1. 113,75*10-5м            b) 1,13*10-4м                        c) 205*10-5м
  1. Электрон движется со скоростью 2*107 м/с в плоскости, перпендикулярной магнитному полю, с индукцией 0,1 ТЛ. Определите радиус траектории движения электрона. Масса электрона 9,1*10-31 кг.
  1. 113,75*10-5м            b) 1,13*10-4м                        c) 205*10-5м
  1. Линии индукции магнитного поля пересекают площадку в 0,02 м2 под прямым углом. Определите поток магнитной индукции, пронизывающий площадку, если индукция магнитного поля равна 2 Тл.
  1. 0,04 Вб                   b) 0,4 Вб                                c) 0,01 Вб
  1. Линии индукции магнитного поля пересекают площадку в 0,04 м2 под прямым углом. Определите поток магнитной индукции, пронизывающий площадку, если индукция магнитного поля равна 4 Тл.
  1. 0,16 Вб                       b) 1,6 Вб                             c) 0,01 Вб
  1. В катушке,  состоящей из 75 витков магнитный поток равен 4.8*10-3 Вб. За какое время должен исчезнуть этот поток , чтобы в катушке возникло среднее ЭДС индукции, равная 0.74В?
  1. 49 с                        b) 0,49 с                             c) 4,9 с
  1. В катушке,  состоящей из 75 витков магнитный поток равен 4.8*10-3 Вб. За какое время должен исчезнуть этот поток , чтобы в катушке возникло среднее ЭДС индукции, равная 0.74В?
  1. 49 с                         b) 0,49 с                                  c) 4,9 с
  1. Рассчитайте разность потенциалов на концах крыльев самолета, имеющих длину 10 м, если скорость самолета при горизонтальном полете 720 км/ч, а вертикальная составляющая индукции магнитного поля Земли 0,5*10-4 Тл.

a) 0,1 В                           b) 10 В                                    с) 1000 В

6.В проводнике длиной 30 см, движущемся со скоростью 5 м/с перпендикулярно линиям индукции однородного магнитного поля, возникает ЭДС, равная 2,4 В. Определите индукцию магнитного поля.

a) 1.6 В                               b) 160 В                                   с) 1600 В

  1. Определите индуктивность катушки, которую при силе тока 8 А пронизывает магнитный поток 0,25 Вб.

a) 3.125 мГн                  b) 31,25 мГн                             с) 0,3125 мГн

7.Определите индуктивность катушки, которую при силе тока 4,8 А пронизывает магнитный поток 0,12 Вб.

a) 250 мГн                           b) 25 мГн                                  с) 0,25 мГн

  1. Определите индуктивность катушки, если при ослаблении в ней тока на 2,8 А за 62 мс в катушке появляется средняя ЭДС самоиндукции 14 В.
  1. 0.031 Гн              b) 0.31Гн                                   с) 310 Гн

8.Определите индуктивность катушки, если при ослаблении в ней тока на 2,8 А за 62 мс в катушке появляется средняя ЭДС самоиндукции 14 В.

a) 0.031 Гн              b) 0.31Гн                                   с) 310 Гн


Предварительный просмотр: