Инновационная деятельность

Андреева Татьяна Михайловна

Применение инновационных технологий  расширяет его возморжности в достижении позитивных результатов, повышает эффективность деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе психолога – важный и необходимый способ изучения природы ребёнка, поддержания его психологического здоровья. В своей работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика  это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

осязательных ощущений;

координации движений пальцев и рук;

творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

массаж;

действия с предметами или материалами;

пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- помогает развивать речь;

- развивает эмоциональную выразительность;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает внимание, память, воображение;

- способствует развитию пространственного мышления;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры в своей работе с детьми я провожу с различными предметами. Мы катаем между ладошками маленький мячик или то же самое проделываем с палочкой либо с карандашом. Дети становятся внимательнее, если во время игры изменять тембр голоса: выше или ниже, тише или громче. Все слова стихотворения или песенки проговариваю четко, при этом смотрю на ребенка, чтобы он мог видеть лицо и считывать мою речь. Такие занятия провожу на каждом занятии.

Дыхательная гимнастика. 

На современном этапе развития общества выявлена тенденция по ухудшению состояния здоровья детей. Острые респираторные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. Это связано как анатомо-физиологическими особенностями, так и низким уровнем общей сопротивляемости организма ребёнка, его иммунобиологических свойств. Поэтому целесообразно с раннего возраста уделять должное внимание формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне общему оздоровлению организма. Значительную роль в развитии органов дыхания играет дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи:

1. Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.

В структуру дыхательной гимнастики положено применение статических, динамических и специальных дыхательных упражнений. Они также могут быть применены на фоне общеукрепляющих общеразвивающих физических упражнений. Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений может составлять 2:1. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлинённым и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ау, ух, ох), то есть с помощью звуковых дыхательных упражнений.

Психогимнастика.

Психогимнастика является доступным методом в работе с детьми, так как в основе лежит игра.

Этот метод дает детям возможность в игровой форме и с помощью специальных упражнений выражать свои переживания, эмоции, чувства, проблемы посредством движений, мимики и жестов. Все это дает взрослому (педагогу, психологу, родителю) не только развивать, но и в определенной степени корректировать различные стороны психики ребенка. Большинство игр и упражнений по психогимнастике строятся на воображаемом материале, что позволяет создавать образ, окрашивать его эмоциями и движениями. Это очень важно для тренировки выражения чувств, эмоций, настроения. Дети охотно «проживают» ситуации, в которых эмоции (страх, удивление, радость, гнев и другие) представляются от имени сказочных персонажей, животных.

Такие игры и упражнения дают возможность испытывать разнообразные эмоциональные и мышечные ощущения, доставляя детям массу удовольствия, включают в работу фантазию, поднимают настроение, развивают артистические способности.

Это метод, направленный на развитие и коррекцию познавательной, эмоциональной и социально – перцептивной сферы личности. Она предполагает обучение элементам техники выразительных движений, формирования умения распознавать и выражать свои переживания и эмоции и включает в себя ритмику, пантомимику, коллективные танцы, игры, упражнения, этюды, дыхательную и мимическую гимнастику.

Психогимнастика рекомендуется в первую очередь детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым. Важно использовать данный метод и в профилактической работе с детьми разного возраста. Эти упражнения и игры можно проводить во время занятий в детских садах, во время прогулок на свежем воздухе, в качестве релаксации после физической и интеллектуальной нагрузки в групповой и индивидуальной форме.

Психогимнастика дает детям возможность лучше понимать свои чувства, ощущения и состояния, самостоятельно справляться со стрессом. С помощью специального комплекса игр и упражнений дети дают конструктивный выход переживаниям, восстанавливают силы, учатся концентрироваться и расслабляться, развивать целостный позитивный образ своего тела, обучаются конструктивным способам взаимодействия друг с другом и со взрослыми. Она позволяет корректировать поведение детей, снимать физическое и эмоциональное напряжение, развивать образное мышление и воображение.

Релаксация.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Релаксация – это самый лучший способ снятия напряжения (нервного, физического и психического), а также расслабления, что позволяет ликвидировать фактор раздражения. Весьма полезна релаксация для детей. После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои чувства. Упражнения для релаксации для детей играют большую роль. Малыши начинают контролировать собственные действия и эмоции, а также овладевают своими чувствами. Расслабление позволяет маленькому человечку сконцентрировать внимание и снять возбуждение. Упражнения для релаксации для детей рекомендуется выполнять всем дошкольникам. Но особенно они важны для тех, кто подвержен частым заболеваниям, а также тревожен, возбудим и гиперактивен.

Целью проведения релаксации является способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.

Использование в работе с детьми  релаксационных упражнений помогает решить следующие задачи:

— укрепление физического здоровья и формирование красивой осанки;

— психомышечная тренировка;

— тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции;

— развитие воображения, образного мышления;

— формирование положительных эмоций и чувств.

Все релаксации проводятся под спокойную расслабляющую музыку. Дети ложатся на ковер на спину, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют, слегка раздвигают.

Сказкотерапия. 

Наша жизнь очень похожа на сказку: с ее непредсказуемостью, удивительными встречами, трудными путями. И если взрослые чувствуют это на интуитивном уровне, то дети точно это знают.

Сказкотерапия  привлекательна для меня тем, что это наименее травмоопасный и безболезненный способ психотерапии. Сказкотерапия очень гармонична и экологична, на «сказочном» языке легко говорить, сказка понятна всем. Сказкотерапия может быть использована для решения самых разных проблем у детей и взрослых. Преимущество данного метода заключается еще и в том, что он интегрирует множество психотехнических приемов в единый сказочный контекст. Учитывая эти аспекты я пришла к выводу о незаменимости метода сказкотерапии в дошкольном учреждении.

 Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

 Самые распространенные способы работы со сказкой это:

  • рассказывание сказки
  • обсуждение уже существующей сказки;
  • сочините сказки;
  • инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть, как актерское обыгрывание, так и кукольный театр);        
  • арттерапевтическая работа по мотивам сказки;
  • составление и использование дидактической сказки; и т.д.

Сказкотерапия – это метод, для применения которого могут быть использованы любые игрушки и игровые пособия.

В моем кабинете зеркальный шар под потолком создает «волшебную» атмосферу - эффект плавающих по всему помещению световых пятен. Зрительные образы способствуют развитию воображения, стимулируют фантазирование дошкольника и помогает быстрому вхождению в сказку. Практически все элементы темной сенсорной комнаты, которые присутствуют в кабинете, могут быть использованы как оборудование для игровой деятельности по ситуациям сказок и волшебных историй.

Естественно, я пользуюсь сказочными персонажами и различными видами театров. Применение кукол помогает детям в первую очередь защитить себя, кукла служит некоторым щитом, и за ней, а тем более от ее имени не так страшно говорить о своих переживаниях. А в дальнейшем кукла становится способом самовыражения себя. Для разыгрывания сказочных сюжетов я использую пальчиковые куклы, так же использую шагающих кукол (они особенно полезны детям, с недостаточно развитой координацией движения), есть в нашей коллекции перчаточные куклы (некоторые из них авторские).

Для отреагирования страхов использую «Страшилки». В наличии имеются и деревянный и настольный театры.

Детям старшей и подготовительной группы уже больше нравится проигрывать роли, одевая различные атрибуты. Поэтому мы используем различные костюмы. И здесь проявляется полифункциональность, потому что используем костюмы совместно с музыкальным руководителем.

Набор сказочных игр и «сказочных» карточек стимулирует фантазию и воображение детей, помогает в составлении сказочных историй с опорой на предлагаемый зрительный материал, делает более продуктивной игровую и познавательную деятельности.



Предварительный просмотр:

Использование интерактивных игр для развития познавательной и эмоционально-волевой сфер детей

В ходе освоения интерактивной игры у дошкольника возникают новые знания и опыт, которые появляются вследствие игрового взаимодействия. Наиболее часто такие игры используют для обучения детей. Дети нового поколения хорошо приспосабливаются к цифровому пространству. Разум дошкольника способен воспринимать большой объем зрительной информации. Например: картинок, рисунков и ярких текстов. Дошкольное образование с использованием информационно-коммуникационных технологии реализует возможности понимания и развития умения детей ориентироваться в потоках информации, пользоваться ими, а так же обмениваться знаниями с помощью информационно-технических средств. Очень удобно использование игр подобного плана в дальнейшем - в ходе усвоения образовательной программы в школе, т.к. в тоже время дети отдыхают и проявляют интерес. Но не надо забывать о некоторых рекомендациях: необходимо учитывать имеющиеся у дошкольников знания, полученные в ходе образовательного процесса и самостоятельной деятельности, интерактивные пособия должны быть созданы с учетом психолого-педагогических рекомендаций и норм СанПиН.

Несмотря на многообразие интерактивных игр, алгоритм проведения у них достаточно универсален:

  • Игра должна соответствовать данной возрастной группе и теме, должна содержать цель, которую нужно достичь.
  • В любой игре, в том числе интерактивной, существуют правила или условия, которые позволяют детям понять, что нужно сделать, чтобы выиграть.
  • Игра может состоять из нескольких этапов. В зависимости от особенностей конкретной игры, педагог может вносить определенные изменения в ее ход, если это оговорено объявленными участникам правилами.
  • При завершении игры обязательно проводится анализ, в ходе которого будет выявлено: какие эмоции испытывали участники в процессе игры и по окончанию её, какие действия предпринимали и какой результат был получен.



Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе педагога-психолога.

 На сегодняшний день согласно ФГОС ДО каждого дошкольного учреждения должно повышать качество образовательно-воспитательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерных технологий.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.

Уверена, качественная работа современного педагога-психолога не возможна без использования сети Интернет. В интернете узнаю самые последние новости в сфере образования; скачиваю материалы для работы (презентации, видео-ролики, музыку, литературу) и многое другое; принимаю участие в интернет-конкурсах, вебинарах; обмениваюсь опытом работы со своими коллегами в Сети, пользуюсь электронной библиотекой и т. п.

В своей профессиональной деятельности  использую следующие категории электронных образовательных ресурсов:

– ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;

– методические электронные издания, приобретаемые для комплектации библиотеки;

– ресурсы, разработанные другими педагогами-психологами (медиарелаксации, медиапрезентации).

Также использование ИКТ в моей практике заключается в следующем:

- Работа в программе Microsoft Office (Excel 2007, Power Point 2007, Word 2007) при подготовке мероприятий, в процессе образовательной деятельности, режимных моментов, презентаций, печатного материала.

C:\Users\Asus\Desktop\РАБОТА 2020\Дипломы Андреева ТМ\КПК Андреева ТМ\Рисунок (2).jpg

- Имею персональный мини-сайт, где размещаю свои разработки:

https://nsportal.ru/t-andreeva-0

- мультимедийная система. Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, погрузить ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению ярких представлений.