Конспект по ФКЦМ во второй младшей группе на тему: " Насекомые"

Епишенкова Надежда Викторовна

 

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД Красносельского района г. Санкт-Петербурга « Бригантина»
Конспект по формированию целостной картины (ФКЦМ) во второй младшей группе мира на тему: «В гостях у насекомых».

 Воспитатель: Епишенкова Надежда Викторовна

Цель: Обучение детей ориентироваться в природном окружении, опираясь на полученные знания.

Задачи:

 – расширять представления детей о насекомых.

 – учить находить сходства и различия.

 – расширять у детей знания о том, чем питаются насекомые, где обитают.

 – вызывать интерес к окружающему миру.

 – воспитывать бережное отношение к природе.

 – обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

 – активизировать внимание и память детей.

 – развивать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе и делать простейшие обобщения

 – развивать зрительное восприятие

Оборудование: иллюстрации с изображением насекомых, магнитная доска, музыкальная композиция.

Ход занятия:

Воспитатель. – Ребята вы любите путешествовать?

Дети. – Да.

Воспитатель.  –  Тогда мы сегодня с вами отправимся в гости в мир насекомых.

Но для того, чтобы нам отправиться в путешествие, нам нужно послушать  волшебную музыку.

 Закрывайте глаза, и слушайте ... (Звучит музыка волшебная, воспитатель раскладывает на полу разные цветы, под которыми находятся изображения разных насекомых).


 - Ребята, где мы с вами оказались?

Дети : на поляне.
 
Воспитатель: Да, ребята мы с вами на поляне, а поляна у нас на лугу. Луг – это место, где растет много разных цветов, летает и ползает разная живность. Ой, я слышу какие-то звуки (включаю аудиозапись: звуки насекомых). Как вы думаете, что это за звуки и кто их издает? (воспитатель достает из под цветов картинки с насекомыми и размещает их на магнитной доске).

- Кто же это ребята?
Дети: – Бабочка,  стрекоза, божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, шмель, комар, муха.

Воспитатель. – Молодцы. А теперь давайте всех этих обитателей назовем, одним словом.

Дети. – Насекомые.

Воспитатель. – Правильно. Посмотрите, как красиво вокруг! (демонстрируются различные иллюстрации с изображением цветущего луга и насекомых на нём).

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда – то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок,

И собирает мёд пчела.

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

- Ребята, давайте рассмотрим насекомых, что у них есть?

Дети.  –   У них есть голова, тело, крылья, глаза, усики, ножки.

Воспитатель. – Давайте посчитаем, сколько ножек у насекомых.

Дети. – 3 с одной стороны тела, 3 – с другой.

Воспитатель. – А сейчас, ребята, послушайте загадки и угадайте про каких они насекомых.

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам  и воск,  и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее… (пчела)
 – Куда прилетела пчела?

Дети. – На цветок.

Воспитатель. – Что она там делает?

Дети. – Собирает мед.

Воспитатель: Летом пчелки и шмели летают по лугам собирают нектар, затем этот нектар они закладывают в соты и получается мед. Зимой пчелы спят в улье.


Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.  (Бабочка).
Воспитатель. – Правильно бабочка. Бабочка пьёт нектар при помощи хоботка. В среднем бабочки живут одно лето и проходят очень сложный процесс развития.

 –  А знаете, как появляются бабочки?

Дети. – Нет!

Воспитатель рисует на доске схему.

Сначала бабочка откладывает яички, потом появляются личинки – гусеницы, затем куколка, а из куколки – бабочка.
Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки –

Черненькие точки. (Божья коровка).
–  Посмотрите, ребята, кто это спрятался в траве?

(Воспитатель сажает божью коровку в траву).

Дети. – Божья коровка.

Воспитатель. – Как она выглядит?

Дети. – У нее красная спинка с черными точками.

Воспитатель. – А знаете, зачем нужна такая яркая окраска божьей коровке? Чтобы отпугивать своих врагов. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, поэтому не едят их. Еще божьи коровки выпускают в случае опасности едкую пахучую жидкость, что тоже спасает их от врагов. Божьи коровки – хищники. Питаются они личинками, тлями, клещиками.


Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей).

Воспитатель. – Давайте посмотрим, кто спрятался в траве под деревом?

Дети. – Муравей.

Воспитатель. – Правильно. А где живут муравьи?

Дети. – В муравейнике.

Воспитатель. – Муравей – самый сильный на земле. Он, как и божья коровка, хищник.  Муравей  питается насекомыми и сладкими выделениями тлей.
Физкультминутка «Бабочки».

Утром бабочка проснулась.
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Дети бегают, летают, как бабочки, а потом садятся  на цветок .

Воспитатель. – Молодцы.
Воспитатель: К сожалению, нам пора возвращаться в детский сад,

- Полетели в детский сад. ( Звучит мелодия «звуки природы» )
Итог занятия.

Воспитатель. – Дети, о чём мы сегодня говорили на занятии?

Дети. – О насекомых.

Воспитатель. – Все насекомые разные, но у всех есть голова, тело, глаза, крылья, ножки, усики. Про каких насекомых мы говорили? Как нужно относиться к насекомым

Воспитатель. – Ребятки, вы большие молодцы, сегодня мы побывали на лугу и узнали много нового .