Обзор «Парк ПОБЕДЫ»

Зеленова Мария Викторовна

Цель: Воспитывать интерес к Российской Армии, патриотизм и уважительное отношение к людям военных профессий

 

Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну.

Саратовский Парк Победы был создан в 1975 году, что приурочили к тридцатой годовщине победы русского народа в кровавой Великой Отечественной войне. Стоит этот мемориально-парковый комплекс на Соколовой горе – самой высокой точке города Саратова. Эта гора была известна с древности, правда, называли ее «Сары тау», если перевести название с татарского языка, получится «Желтая гора». Прошли годы и название трансформировалось в «Саратов», более благозвучное для нашего слуха. Это название горы закрепилось и за самим городом.

Музейно-мемориальный комплекс

В 2017 году правительство Саратовской области, объединив памятные объекты, расположенные на Соколовой горе, в единое учреждение, постановило именовать его Саратовским историко-патриотическим комплексом «Музей боевой и трудовой славы».

В его состав входят:

  1. Памятный комплекс «Журавли», созданный в честь саратовцев, погибших на фронте. Здесь горит Вечный огонь, зажженный в память об их подвиге.

  2. Саратовский государственный музей боевой славы, который включает в себя выставку техники и экспозицию, посвященную труженикам тыла.

  3. Памятники участникам военных конфликтов, пограничникам, спасателям и пожарным, ликвидаторам аварий в Парке Победы.

 

 

 

 В годы Великой Отечественной такие поезда формировались для отправки раненных в госпитали. Среди экспонатов Музея боевой славы Саратова есть настоящий вагон-аптека, который в составе санитарного поезда участвовал в эвакуации раненых бойцов с юго-западного направления. По вагону проводятся экскурсии. Военно-санитарный поезд формировался из вагонов определенного назначения. Вагоны для тяжело и легкораненых отличались своим оборудованием. Также в состав включались вагоны с кухней и со служебными помещениями.

Это  вагон «аптека-перевязочная» 

 

Памятный мемориал«Журавли» 

Самым лучшим стал проект Юрия Ивановича Менякина, архитектора, строителя и участника войны. Он предложил создать мемориальный комплекс с сорокаметровыми пилонами, которые венчает журавлиный клин. Целых три года мастеру понадобилось, чтобы подобрать идеальные пропорции тех самых журавлей, а также разработать этот масштабный проект, включающий множество дополнительных элементов: Площадь; Главную Мемориальную плиту; Аллею Славы; Фонтан слез, где перечислены города Саратовской области, откуда солдаты ушли на войну; рукотворный насыпной стометровый холм; Парадную военную лестницу, на каждой ступени которой высечены годы и названия городов, которые освобождали наши земляки-саратовцы; Обзорная площадка; сами Пилоны с двенадцатью журавлями, летящими в западном направлении. Было предусмотрено и возведение здание филиала краеведческого музея, который сегодня переименован в Музей Боевой славы, а также до мелочей продумано озеленение и оформление всей территории парка.

 

Музей можно поделить на две части: новое здание, открытое 9 мая 2000 года, и площадки с боевой и прочей техникой под открытым небом. В крытом павильоне разместилось огромное количество реликвий времен Великой Отечественной войны, письма и фотографии с фронта, боевые награды и знамена, личные вещи солдат. В одном из залов хранится одиннадцать томов Книги Памяти.

На уличных площадках собраны различные артиллерийские орудия, бронетехника, ракетные комплексы, самолеты, вертолеты и современные космические аппараты. Также представлены боевой катер и бронепоезд, которые считаются редкими экспонатами. В последние годы выставка под открытым небом пополнилась значительным количеством техники народного хозяйства, почти 60 единиц. Это является вполне логичным продолжением коллекции, так как после военного времени необходимо было восстанавливать страну почти с нуля. Очень популярен среди гостей музея самолет-истребитель ЯК-1, он был изготовлен на авиационном заводе Саратова в 1942 году, и на сегодняшний день это единственный в России военный истребитель, сохранившийся с того времени.

Стоит отметить, что не все экземпляры военной и рабочей техники были привезены в музей из Саратова или Саратовской области. Собрать такую внушительную коллекцию сотрудникам было очень непросто: многие единицы были доставлены из других городов России и из Беларуси