10. Инклюзивное образование.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx36.37 КБ
Файл metody_i_priemy_raboty_s_detmi_ovz.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности инклюзивного образования

в системе ФГОС начального общего образования.

План.

  1. Востребованность инклюзивного образования в современном обществе.
  2. Этапы работы с детьми ОВЗ в учебной деятельности через адаптированные образовательные программы и индивидуальный образовательный маршрут.
  3. Внеурочная деятельность как успех творческого развития ребёнка в инклюзивном образовании.

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

Кофи Аннан. 1998 (Слайд №2)

  1. Востребованность инклюзивного образования в современном обществе. (Слайд №3)

В России для детей с инвалидностью или для обучающихся с особыми образовательными потребностями создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов, на общеобразовательные и коррекционные классы. В результате обучения таких детей в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.). Слайды №4-6 (нормативная база).

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Актуальность введения инклюзивного образования  обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих  с детьми с особыми образовательными потребностями и увеличением количества таких детей. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах (слайд №7).Включение – это не интеграция(слайд №8).

Направления в реализации инклюзивного образования(слайд №9).

  1. Организация и формы сопровождения и поддержки в условиях инклюзивного образования:

- создание службы предоставления комплексных социально-педагогических услуг детям с высоким уровнем потребностей в образовании и их семьям;

-  формы инклюзивного образования, ресурсы инклюзивного образования

  1. Технологическое, дидактическое и информационное обеспечение инклюзивного образования:

- создание практики эффективного включения учеников с особыми образовательными потребностями в образовательную среду;

- наработка опыта адаптации образовательных программ и учебных планов;

- наработка опыта разработки и использования информационных технологий

  1. Подготовка квалифицированных кадров для работы в таких классах.

  1. Этапы работы с детьми ОВЗ в учебной деятельности через адаптированные образовательные программы и индивидуальный образовательный маршрут.

Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных  образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям  создаются все условия для удовлетворения  специальных образовательных потребностей таких лиц.      

Цель инклюзивного образования - создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей нормы и с ограниченными возможностями здоровья, для социально-психологической реабилитации и интеграции.  

     Задачи:      

     - разработка нормативно-правовой, программно-методической  базы организации инклюзивного образования; ·    

     - совершенствование нормативно-правовой базы по реализации коррекционно-развивающего образования;  

     - определение оптимальных психолого-педагогических условий, создаваемых в общеобразовательном учреждении для развития каждого ребенка;    

     - совершенствование профессиональной компетентности педагогов– участников инклюзивного образования;      

    - внедрение в образовательную практику технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

    - формирование системы мониторинга учебных достижений и личностного роста детей с особыми образовательными потребностями;

    - создание на основе модели инклюзивного образования образцов педагогической практики, которые могут быть применены в  других общеобразовательных учреждениях.

       В интегрированном образовании дети с ОВЗ посещают общеобразовательную школу и в центре именно вопрос посещения. Ребёнок с особыми образовательными потребностями становится проблемой для традиционно устроенного учебно-воспитательного процесса. Поэтому ребёнка необходимо менять, реабилитировать так, чтобы он подходил школе или обществу. Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка.

Для развития потенциала обучающихся с ограниченными возможностями совместно с родителями разрабатываютсяадаптированные образовательные программы и индивидуальный образовательный маршрут ребёнка. Реализация программы можетосуществляется с поддержкой тьюторов,  психологов, педиатров.Для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития.Полученные знания помогают ребенку чувствовать себя уверенным и сильным. А значит быть счастливым.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.Слайд №10.

Принципы формирования адаптивной образовательной программы обучения:

  • Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью или детей с ОВЗ).
  • Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика.
  • Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения.
  • Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе.
  • Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения.
  • Составлена с целью повышения успешности ученика.

Специфика образовательного процесса в инклюзивных классах.Слайд №11.

Содержание образовательного процесса в инклюзивных классах определяется:

- программами для общеобразовательных классов, утвержденными Министерством образования и науки РФ, в том числе и адаптированными;
- типовым базисным учебным планом;
- годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательной организацией самостоятельно;
- индивидуальным учебным планом для ребенка с особыми образовательными потребностями. Слайд №12.


Слайд №13.
Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями разрабатывается и утверждается на основе рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида,  с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка с особыми образовательными потребностями. Он является приложением к договору, заключаемому между администрацией общеобразовательного учреждения и родителями (законными представителями) ребенка.


Выпускникам, обучающимся в инклюзивных классах общеобразовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования при успешном прохождении итоговой аттестации.

Слайд №14.Этапы работы с детьми ОВЗ в учебной деятельности в инклюзивных классах.

  • Выявление трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы.
  • Проведение диагностики и психолого-педагогического мониторинга  школьным консилиумом.
  • Консультирование родителей по проблеме компенсации, восполнению пробелов.
  • Определение оптимального для ребёнка уровня сложности образовательных программ, составление адаптированной образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута.
  • Включение ребёнка в деятельность (коррекция и развитие).
  • Контрольная диагностика и рефлексия (определение уровня достижения целевых ориентиров адаптированной образовательной программы).

Слайд №15.Этапы создания индивидуального образовательного маршрута.

- Знакомство с«Индивидуальной Программой Реабилитации детей -инвалидов» или рекомендациями ПМПК для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- Заполнение«Диагностической карты школьных трудностей»;

- Составление «Индивидуального образовательного маршрута ребенка с трудностями в обучении» или адаптированной образовательной программы.

Уровни реализации:

  • диагностика школьной зрелости, подготовка к школе;
  • изучение динамики развития учащихся начальной школы (1-4 классы);
  • диагностика готовности к переходу в среднюю школу (4 класс, май).

Важная роль в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья отведена школьному консилиуму. Одной из задач которого является отслеживание результатов развития ребёнка и оказание ему и его родителям действенной помощи через составление индивидуального образовательного маршрута с привлечением специалистов.

Слайд №16.Задачи психолого–педагогического мониторинга

Слайд №17.«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы

Цель: создание условий, необходимых для успешного решения образовательных, познавательных и социальных задач младшего школьника.

Задачи:

1. Выявить и классифицировать с учётом причин возникновения типичные школьные трудности при обучении детей (1-4 класс).

2. Определить необходимый объём и содержание коррекционно-развивающей работы с ребёнком на основе полученных диагностических данных.

3. Организовать взаимодействие специалистов осуществляющих сопровождение ребёнка, имеющего трудности в обучении.

Слайды № 18-20.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
4 классов, диагностика готовности к переходу в среднюю школу.
        

Результатом такой работы должна явиться полная ликвидация обнаруженных затруднений, оптимизация эмоционально-личностной сферы ребёнка, развитие познавательной сферы, формирование высших психических функций, адаптация ребёнка к окружающему миру и интеграция его в школьный социум.

Инклюзивное обучение поможет включению ребёнка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.

Задачи учителя в работе с ребёнком ОВЗ:

    - Организация успеха ребёнка.

    - Формирование навыков общения.

    В работе с родителями:

    - Повышение педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений.

    - Активное включение родителей в воспитательный процесс.

    - Помощь родителям в воспитании ребёнка.

    - Контроль за организацией нормального режима дня ребёнка.

    - Оптимизация процесса общения в семье.

    - Восстановление потенциала семьи.

Приемы работы с детьми с ОВЗ:

1.– (лечебная педагогика А. А. Дубровского) отвлечение ребенка от ухода в болезнь;

- занятия гимнастикой, движения;

- включение в труд – заботу, труд – радость (посадка деревьев, выращивание цветов);

- внесение игры;

- помощь в занятиях творчеством;

- занятия по психотерапии

 2. Православные беседы.

 3. Учет возрастных психологических особенностей.

 4. Диагностика индивидуальных особенностей.

 5. Рефлексия. Индивидуальные карты достижений. Портфолио.

 6.Интересное, доступное, личностно -  и практико- ориентированное    содержание   программы обучения.

 7. Технические средства обучения.

 8. Использование различных видов наглядности, опорные схемы, пособия.

 9. Физкультминутки и упражнения на развитие пальцевой моторики.

  1. Внеурочная деятельность как успех творческого развития ребёнка в инклюзивном образовании.

Внеурочная деятельность и воспитательная работа в инклюзивном образовании дает возможность учить детей проявлять терпимость и доброту, сострадание и милосердие, учить их поддерживать друг друга, рушить стереотипы и границы между людьми, а значит, именно так мы можем вырастить сильное, зрелое, толерантное, уверенное в себя поколение детей. Вовлекая детей и родителей в совместную деятельность, применяя технологию сотрудничества и доверия, мы растим здоровое, крепкое общество успешных и сильных духом людей. (Слайды №21,22). Праздники, выставки, проекты, портфолио, развивающие кружки – всё это помогает ребёнку быть успешным, а значит - востребованным в обществе.

Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка – это святой долг и обязанность каждого педагога. Сам процесс внеурочной деятельности, будь-то танцы, песни, живопись или театрализация устного народного творчества, приносит обучающимся,особенно с ОВЗ, истинную радость и способность к самовыражению в творчестве, Они расширяют круг познания, стремятся к разносторонности своей деятельности. Задатки творческой личности есть у каждого ребёнка, нужно только, используя разнообразные методы и приёмы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка. Поэтому, безусловно, внеурочная деятельность является инструментом творческого развития каждого ребёнка.

В заключении...

Результаты инклюзии:

  • У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса.
  • Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов.
  • Мероприятия направлены на включение ученика и достаточно для него сложны.
  • Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика.
  • Появляются возможности для обобщения и передачи навыков.
  • Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков и достижений обучающихся с ОВЗ.

Это приведёт:

  1. К изменению взглядов в целом: "Разнообразие включает каждого"
  2. Возможность для каждого быть успешным.

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»

                                                                                                                                              Дэвид Бланкетт (Слайды №23,24)

   Список литературы:

  1. Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации до 2020 года (разработанный Комиссией под руководством В.А. Петренко).
  2. Материалы  Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России».
  3. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы. Материалы международной конференции 2008 года // Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008



Предварительный просмотр:

Выступление  на методическом объединении учителей начальных классов

Тема «Инклюзивное обучение. Методы и приемы работы с детьми ОВЗ»

 “Мы живем, как мы можем, а они живут, как мы им  поможем”. ….

За этой рифмовкой – весь смысл инклюзии. Инклюзивное образование – это, если можно так сказать, целая философия взглядов и уместить её в одно выступление невозможно. Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение.

   История человеческой культуры показывает, что инвалидность не только не препятствует достижению успеха, но, наоборот, становится стимулом для свершений. Среди актеров, музыкантов, ученых, политиков, писателей немало людей с инвалидностью и различными нарушениями здоровья. Они осуществили огромный прорыв во всех областях социальной жизни и культуры. Например:

 Франклин Делано Рузвельт -32-й президент США, возглавлял Америку во время мирового экономического кризиса и Второй мировой войны, в 1921 году заболел полиомиелитом и уже не расставался с инвалидным креслом. Без помощи стальных шин весом в десять фунтов он не мог стоять, передвигался только на костылях, но при этом запрещал всем жалеть себя, а своему окружению – проявлять любую сентиментальность.

         Герой Советского Союза летчик Алексей Маресьев. Из-за тяжелого ранения во время Великой Отечественной войны ему ампутировали обе ноги. Несмотря на инвалидность, он продолжал летать. За время войны Алексей совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь после.

Знаменитая французская актриса Сара Бернар (начало XX века). В 1905 году Бернар сильно повредила правую ногу, которую в 1915 году пришлось ампутировать. Но она не оставила сценическую деятельность: в годы Первой мировой войны она выступала на фронте и была награждена орденом Почетного легиона.

Великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен долгие годы был глухим. Родился он здоровым, но в 26 лет у него развилось заболевание, которое привело к полной глухоте. Самые знаменитые его произведения были созданы уже после того, как он полностью потерял слух, например, Девятая симфония и Торжественная месса.

Американский слепой певец, композитор, пианист, барабанщик, музыкальный продюсер и общественный деятель – Стиви Уандер. Его постоянно включают в «списки лучших вокалистов всех времен». Ослеп он вскоре после рождения, а уже в возрасте одиннадцати лет подписал свой первый контракт со звукозаписывающей корпорацией.

   Судьбы знаменитых людей с серьезными нарушениями здоровья не только вдохновляют болеющих людей, но и учат важным уроком для всех остальных. Одновременно в мире существуют миллионы простых и непрославленных инвалидов, о которых не пишут статьи и книги, но они проживают каждый день в борьбе, превозмогают свои ограничения, преодолевают самих себя.

    Важным и прогрессивным шагом в развитии ценностных основ образования стало определение инклюзивного образования как обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых потребностей и индивидуальных возможностей детей.

  В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что школа – для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить школе.

   Принципы инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзия в переводе –  это включение. Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования является успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта особенного ребенка наряду с освоением им академических знаний. Инклюзивное образование должно обеспечить  равный  доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

         Плюсы инклюзивного образования:

  • Создание в  школах специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
  • Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
  • Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
  • Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Минусы инклюзивного образования:

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует  улучшению качества жизни детей, но

инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер. Не хватает материально-технической базы для их обучения и специалистов.

Особенно хочется рассказать  о детях с психоэмоциональным  состоянием, которое   часто близко к экстремальному, поэтому педагогами при работе с такими детьми используется метод «холдинга» (в переводе «держать, удерживать»), разработанный  американским психиатром Мартой Уэлч. Этот метод довольно-таки прост и состоит в том, что: первоначально ребенок находится с учителем в конфронтации, что не должно пугать учителя, здесь главное – не пугаться крика, плача, взмахов руками, ногами, а иногда и выскакивание из класса и т.д. В таких случаях нужно попробовать его успокоить, глядя в глаза, дать понять, что его любят и переживают за его состояние. По истечении определенного времени ребенок  начинает доверять учителю, перестает сопротивляться, устанавливается контакт глазами, появляется улыбка. Постепенно, общаясь с учителем изо дня в день, ребенок разрешает себя обнять, подержать за руку и т.д., в связи с этим менять учителей, работающих с такими детьми, нельзя.

Некоторые  правила работы с  детьми ОВЗ:

1. Предоставлять каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!». Лучше предложить ребенку пропустить очередную запись, заменить задание, для выполнения которого требуется меньше времени.

    Объем работы должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом. Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному ребенку успешно с ней справиться, что, в свою очередь, помогает ему почувствовать себя участвующим в общей работе. Так отрабатывается умение начинать и заканчивать работу со всеми. Индивидуализация темпа – необходимое условие психологического комфорта ребенка в школе.

2. Должна быть регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке, которая  позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание.

3. Для снятия напряжения существуют разные педагогические «секреты», например:

- детям разрешается на уроке занять на какое-то время удобное положение: при желании поменять рабочее место, расслабиться, постоять и т.д.

- учитель может «постоять за спиной ребенка», положить руку на плечо, разрешить отстраниться от текущей работы.

4. Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух. Необходимо учить детей говорить тихо, вполголоса, шептать «губами», чтобы не мешать другим.

6. Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности, а не навязывать ее.

 7. Учитель должен  предлагать детям задания, которые они выполняли бы  с удовольствием. Требовать от ребенка выполнения неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозированно, так как постоянное напряжение приводит к соматическим или психологическим проблемам.

Эффективные педагогические приемы и методы  для  инклюзивного образования

Совместное групповое обучение — совсем другое. Это  лучше объяснить при помощи аналогии с головоломкой — пазлом, где у каждого фрагмента есть свое уникальное место, которое он должен занять, чтобы пазл сложился. Другими словами, все члены группы должны принимать участие в достижении единой цели.

«Пусть дети учат друг друга» . Взаимное обучение сверстников  — это когда один учащийся учит другого под руководством учителя.      Взаимное обучение — мощный инструмент повышения эффективности обучения. Его можно использовать не только для преподавания чтения, но и математики, естественных и социальных наук, физкультуры, — практически во всех предметных областях школьной программы.

Разбивайте учащихся на пары случайным образом, просите их меняться ролями «обучающий» — «обучаемый». Раз в неделю формируйте новые пары.

 Запланируйте обучение таким образом, чтобы оно, например, проходило по 15–20 минут три или четыре дня в неделю в течение, скажем, двух недель.

 Подбирайте учебные материалы, позволяющие самостоятельно исправлять ошибки (например, карточки с ответами, которые можно использовать в упражнениях на повторение и тренировку).

 Обучайте и тщательно наблюдайте за учениками (особенно на начальных стадиях внедрения данной формы обучения), которые выступают в роли обучающего и обучаемого.

Игровые методы  гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что для школьников с ОВЗ.

 Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций представляется удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем  -и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации приносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Какие бы методы или технологии  вы не использовали, основное правило для учителя: создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Очень важно развивать  у детей с ОВЗ  социальный опыт и социальные навыки.

Как  же можно обучать социальным навыкам?

 Социальным навыкам можно обучать при помощи таких методов, как:

  • поощрение интереса учащихся к анализу собственных социальных навыков; (дежурство)
  • прямое обучение социальным навыкам; (как  покупать хлеб, пришивать пуговицу,  благодарить людей)
  • объяснение и моделирование применения социальных навыков; (Например, вы можете продемонстрировать навык при помощи:

 живой модели  (ПДД), ролевой игры  (семья),  мимики,  используя видео (например, останавливая запись на критических моментах, чтобы обсудить поведение и способы реагирования);

  • поощрение соответствующего поведения (не следует сосредотачиваться исключительно на стремлении устранить «плохое» поведение);
  • подсказка и напоминание учащимся о необходимости вести себя в соответствии с каждой конкретной ситуацией («Сергей, что ты скажешь, если у тебя спросят, хочешь ли ты поиграть?»);
  • использование литературы для воспроизведения жизненных ситуаций и проблем, имеющих отношение к социальным навыкам;
  • строить занятия в классе таким образом, чтобы усиливать атмосферу доверия, принятия других, желания поделиться и взаимной поддержки, и подчеркивать ценность разных знаний и навыков.

Таким образом, инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.

2. Кудрина, С. В. Средства активизации учебной деятельности школьников с интеллектуальным недоразвитием: автореф. дис. … канд. пед. наук / Светлана Владимировна Кудрина. – СПб., 2000. – 20 с.

 3. 526 с. М.: Научное издательство БРЭ, 2003, 3. Педагогический энциклопедический словарь.

4. Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.

 365 с. М.: ВЛАДОС, 2004.  100 ответов : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. 5. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов

 256 с.6. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособие / В. В. Сериков / под ред. В. А. Сластенина, И. А.Колесниковой. – М. : Академия. – 2008.

5.http://pedlib.ru/Books/2/0307/2_0307-23.shtml#book_page_top

6.http://www.elective.ru/arts/ped06-k0034-p01414.phtml

7.Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Чернухин О.А. Издательство: Немо Пресс, : 2007