Смысловое чтение

Приёмы смыслового чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_sch.docx51.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.



 Приёмы обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения.

Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.

Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники чтения с целью формирования навыков осмысленного чтения. Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному сочетать эти приёмы. Это зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.

Вот некоторые общие приёмы работы с текстом во время чтения:

«Чтение в кружок».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст». 

2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами».

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

«Чтение с остановками».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".

«Ассоциативный куст».

Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение. 

Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы. 

«Чтение в парах – обобщение в парах».

Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

«Читаем и спрашиваем».

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

«Дневник двойных записей».

Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

«Чтение с пометками».

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:


V


Знакомая информация


+


Новая информация


--


Я думал (думала) иначе


?


Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше



«Чтение с составлением таблицы, диаграммы».

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.

2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу или диаграмму.

«Синквейн».

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.

Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура синквейна.

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

Синквейн по произведению В. М. Гаршина «Лягушка путешественница» 3 класс:

Лягушка

Лупоглазая, толстая.

Соображает, болтает, хвастает.

Изобретает необыкновенный способ передвижения.

Путешественница.

Синквейн по произведению И.А.Крылова "Ворона и лисица" (3 класс).


Ворона


Лисица


1.Глупая, доверчивая.


1. Хитрая, коварная. 


2.Верит, слушает, каркает,лукавит.


2. Обманывает, льстит, 


3.Вороне нравятся льстивые слова.


3. Лисица всегда добивается своего.


4.Простофиля.


4. Плутовка.



Формированию указанных умений работы с текстом в большей мере способствует организация деятельности на уроке, а именно использование парной и групповой работы. Выбирая эти формы коммуникативного взаимодействия учащихся, учитель создаёт условия для более осмысленного понимания программного материала, в том числе и различного вида текстов.

Вот как может выглядеть план работы с текстом при работе в паре или малой группе, когда чтение текста организуется по очереди, т.е. « в кружок»:


  1. Прочитаю первый абзац вслух.

  2. Подчеркну непонятные слова.

  3. Объясню непонятные слова или спрошу у одноклассников(или учителя).

  4. Расскажу, что понял из прочитанного однокласснику.

  5. Отвечу на его вопросы.

  6. Продолжу работу с одноклассниками.


Составление картинного плана текста, как один из способов формирования навыков осмысленного чтения, возможен при работе с произведениями, где чётко прослеживается структура текста и возможно выделение этапов развития сюжета. Например, при работе над литературным произведением Н. Носова «Заплатка» детям после первичного ознакомления предлагается составить картинный план («мультфильм») к произведению. 

Указывается количество рисунков-картин к произведению(5), 

в паре или группе, дети схематично изображают последовательность событий, а затем представляют свою работу классу.

Осмыслению прочитанного помогает и составление таблиц:

Таблица как способ структуризации текста выступает на разных этапах работы с текстом, а различные виды таблиц можно использовать даже при первичном ознакомлении с текстом, например самые простые таблицы:


Это было интересно


Это было новым


Это было непонятно








Развитию умений читать текст с пониманием помогает работа по вопросам к тексту. Учитель может заранее приготовить детям вопросы, записать их на карточке и предложить детям в качестве взаимотренажа поработать друг с другом. 

Вот как можно построить работу в малой группе при работе над былиной «Добрыня и Змей» :

Карточка для работы в малой группе выглядит так:


  1. Прочитай былину «Добрыня и Змей» самостоятельно. Обрати внимание на незнакомые слова:


Ухватки- манера поведения

Паробок- слуга, помощник

Изнурился - сильно устал

Супротивник – враг

Вываживать – выводить


  1. Ответьте на вопросы в группе:


1)Каким вырос Добрыня?

2)Что рассказывала Добрыне мать о Почай-реке и о Сорочинской горе?

3)Послушался ли Добрыня свою матушку?

4)Что делал Добрыня на Почай –реке?

5)Как Добрыня сражался со Змеем?

6)Что случилось в Киеве у князя Владимира?

7)Как Добрыня помог князю?

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках русского языка.

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»): Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. 

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов). 

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

3 класс. Русский язык. «Повторение изученных орфограмм».
Предтекстовый этап:
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, оставьте место для заголовка.
Иволга – ре…кая птица. Она пр…л…тает в наш… б…рёз…вые л…са поз…нее всех. 
Св…и гнёзда в…ёт, спл…тая их, как гамач…ки, в развилках суч…ев, уже оп…рившихся зел…нью б…рё… .
Всё в б…рёз…вом л…су подчинено гол…су этой з…л…той с ч…рными подкрылками птиц… . Вся музыка леса пр…слуш…вается к её гол…су. 
А как кр…сиво в п…лёт… з…л…тое веретено её стремител…ного тела, на фон… осл…пител…но светлой утренней сини.
Текстовый этап:
Выберите заголовок, подходящий к данному тексту. Объясните свой выбор.
1) Редкая птица.
2) Иволга.
3) Необычная птица.
Как еще можно было бы озаглавить текст?
Какие вопросы рассматриваются в тексте?
Послетекстовый этап:
В списке слов выделите слова, которые отражают тему текста:
Зимующая птица, перелётная птица, осёдлая птица;
хвойные леса, лиственные леса, берёзовые леса;
гнездо-гамак, гнездо-шар, гнездо-чаша;
мелодичная песня, главная песня, радостная песня;
золотая, чёрная, золотая с чёрным.
С помощью выделенных слов расскажите, что узнали об иволге;
Где и как можно использовать сведения, полученные из текста?
3 класс. Русский язык (развитие речи). Тема: «План текста».
1) Прочитайте текст и определите его основную тему.
Кукушка.

Вернутся птички и не заметят, что у них в гнезде ещё одно яйцо прибавилось. Они высидят вместе со своими птенцами кукушонка.

Как только наступит весна, птицы начинают вить гнёзда, а потом выращивать птенцов. А вот кукушка гнезда не вьёт. 

Она и детей не выращивает. Найдёт кукушка гнездо каких-нибудь птичек, выследит, когда хозяева улетят. Тихо подложит она своё яйцо в гнездо.

А уж кукушонок о себе сам позаботится. Вытолкает он других птенчиков из гнезда и останется один.
2) Разбейте текст на части и переставьте части так, чтобы он соответствовал плану:
1. Пора гнездования.
2. Плохая мать.
3. Прибавление в семействе.
4. Борьба за выживание.
3) Запишите ответы на вопросы, соблюдая смысловое расположение частей:
1. Что делают птицы с наступлением весны?
2. Почему кукушка – плохая мать?
3. Как она поступает со своим яйцом?
4. Что будет дальше с кукушкиным яйцом?
5. Кто и как позаботится о кукушонке?

Приём «Вставить пропущенные (недостающие слова)»

1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________. 

2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные. 

3.Имена существительные бывают ______________________рода, ______________________ рода и __________________________ рода.

4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы. 

5. Имена существительные изменяются по ____________________ по ____________________.

Приём «Синквейн»

Тема «Предложение»

Закончено, красиво.

Поможет написать и объяснить.

Без предложений нам никак.

Ведь – это мысль!

Приём «Корзина идей»

3 класс «Парные согласные»

- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных

согласных по глухости-звонкости на конце слова?

(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)

- Обмен информацией в группах.

- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.

Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным., нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)

- Какое слово может быть лишним? Почему?

мороз

снег

снежки

холод

-( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).

Приём «Пометки на полях»

Например. На листочках дан текст. Ребёнку проговаривается инструкция.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? V

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. Имена существительные изменяются по числам и падежам. ? В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. +

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонение. Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Во множественном числе существительные не различаются по склонениям +

Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим. V Имена существительные в винительном падеже бывает в предложении второстепенным членом. +

Приём«Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Тема «Местоимение».


  1. Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.

  2. В предложении местоимения бывают только подлежащим.

  3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим

  4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

  5. Местоимения изменяются по падежам и числам.

  6. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.


Прием. «Написание эссе».

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я

пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на

заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление

индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения

проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после

обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

2.3. Приёмы обучения смысловому чтению на уроках математики.

С текстом на уроках математики мы работаем, решая задачи, изучая новый материал, правила. 

Учитель должен организовать систематическую работу с учебником математики на каждом уроке по трем этапам: до чтения, во время чтения и после чтения. Умения и навыки работы с книгой в последствии призваны помочь каждому ребенку в успешном самообразовании.

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания книг необходимо начинать с 1-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

Дети уже в 1 классе знакомятся с задачей и её составляющими (условие, вопрос, решение, ответ), выделяют то, что известно, что нужно найти и т.д. Именно решение текстовых задач позволяет ребенку заинтересоваться математикой. Формируя универсальные учебные действия учащихся, учитель, прежде всего, развивает личность ребёнка, даёт ему возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетентности, учит правильной организации усвоения материала, т.е. умению учиться.

Стратегии смыслового чтения хорошо прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики в начальной школе.

Понять содержание текста задачи – важная и сложная задача. Ребёнку необходимо:

– ориентироваться в содержании текста, понимать его целостный смысл, находить в тексте необходимую информацию (пробегать текст задачи глазами, определять его основные элементы, сопоставлять, устанавливать, находить необходимую единицу информации в тексте);

– преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: краткие записи, формулы, графики, диаграммы, таблицы, умение переходить от одного представления данных к другому;

– решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, требующие полного или частичного понимания текста;

– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта сомневаться в достоверности получаемой информации, уметь обнаруживать её недостоверность.

1 этап – Работа до чтения

На этом этапе работы с текстом учебника необходимо внутренне включить каждого ребенка в чтение. Большим «плюсом» в работе с книгой станет то, если учащимся не составит труда по заголовку рассказать о том, что сегодня будет изучаться.

Основной прием, который учитель может использовать на этом этапе при изучении нового материала – это прием «Банк идей (гипотез)», куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Учитель при этом вывешивает заготовленные записи высказываний учеников на доску (или записывает), чтобы в конце урока проверить, верны или нет, были выдвинутые ими гипотезы. 

Прием “Верные или неверные утверждения”, или “Верите ли Вы?” может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). В начале изучения темы “Углы” в 4 классе можно предложить учащимся поиграть в игру “Верю — не верю”:


  • Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом

  • Угол – это геометрическая фигура.

  • Угол состоит из двух пресекающихся прямых

  • Бывают углы остроумные и тупые

  • Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки

  • Равные углы – это те, у которых равны стороны

  • Бывает угол прямой

  • Угол может быть тощим

  • Острый угол – это угол, который меньше прямого.


Затем просим учеников установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

2 этап – Работа с текстом учебника непосредственно

Это само чтение. При изучении нового материала (введением новых терминов, знакомстве с правилами) необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а в последствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника, 

Для лучшего понимания прочитанного текста учебника можно использовать методический прием – «Инсерт». Технически он достаточно прост. Обучающихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки могут быть следующие: 


V


Знакомая информация


+


Новая информация


--


Я думал (думала) иначе


?


Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше


Обычно школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном тексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него. 

1 класс. Математика. «Решение задач на увеличение числа на несколько единиц».
Предтекстовый этап: 
Объясните, как вы понимаете тему «Увеличение числа на несколько единиц»;
Подумайте, на какие ключевые слова следует обратить внимание при выборе задачи по теме.
Текстовый этап: 
Выберите задачу, соответствующую теме.


  1. У Олиной кошки родились 3 рыжих котенка и 2 пестрых. Сколько всего котят родилось у Олиной кошки?

  2. На пришкольном участке посадили 10 саженцев березы, а елочек на 4 меньше. Сколько елочек посадили?

  3. На столе стояло 6 глубоких тарелок и 8 мелких. На сколько больше было мелких тарелок, чем глубоких?

  4. В нашем доме 5 этажей, а в соседнем на 3 этаже больше. Узнай, сколько этажей в соседнем доме.
    Прочитайте выбранную вами задачу. Объясните свой выбор.
    Послетекстовый этап:
    Определите, нужно ли вам более детально рассмотреть текст задачи, прежде, чем вы решите ее;
    Если все понятно, запишите решение задачи.


Одним из необходимых способов обработки информации из книги решая текстовые задачи является составление плана прочитанного. Удачно составленный план говорит о конечном итоге, об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания. Это составление краткой записи, по которой ученики легко восстанавливают в памяти содержание прочитанного. Составляя краткую запись, мы анализируем прочитанное:

- что нам известно по условию задачи?

- можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

- что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? И т. д. В большинстве случаев обучающиеся без затруднений переводят текст задачи в план – схемы: чертёж или краткую запись. Таким образом, заканчивается второй этап работы с текстом. 

3 этап- Работа после чтения. 

После изучения на уроке новой темы обучающимся даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний». В начале следующего урока с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них. Такая работа развивает самостоятельность мышления, стремление к знаниям, речевые умения, снижает утомляемость.

Ещё одним несложным приёмом при работе с математическим текстом является создание кластеров. Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует в разные стороны стрелки-лучи. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Последовательность действий:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. 

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме. 

Формированию смыслового чтения текста будет способствовать, например, выполнение такого задания: «Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил всю таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число – 100 – можно разделить на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2. 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу легко это сделать, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28∙3=28+28+28=83. А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?».

Задание может быть предложено в третьем классе на уроке повторения и закрепления знаний после того, как изучена таблица умножения, прием нахождения частного методом подбора и проверка деления умножением. Достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у детей перед глазами. Дети должны найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок «лежат на поверхности». Например, 100 – это не двузначное, а трехзначное число. Другие требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа. Выполняя деление методом подбора, школьники установят, что 100 не делится на 3. (33∙3=99 – это меньше 100, 34∙3=102 – это больше 100). Другие ошибки требуют еще более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так, в случае проверки результата деления четырех на два, Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако, проверять деление путем прибавления к частному делителя нельзя. При вычислении произведения 28∙3 Незнайка абсолютно верно заменил его суммой трех одинаковых слагаемых 28, однако, посчитано значение этой суммы неверно.

Работа с текстом формирует такое умение, как рефлексия на содержание текста, умение соотносить информацию, содержащуюся в тексте со своими знаниями и оценивать ее, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Содержание задания позволяет повторить определение умножения, закрепить навык вычисления произведения с помощью замены его суммой одинаковых слагаемых, проверить сформированность навыка выполнения внетабличного деления способом подбора.

Еще один пример – задание для 3 класса, которое может быть предложено на этапе отработки навыка выполнения арифметических действий с числами в концентре тысяча.

Задание: прочитай внимательно текст, сформулируй к нему вопросы, на которые ты можешь ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные, ответь на эти вопросы. 

«Александрийский маяк.

Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Его построили всего за 5 лет. Строительство было закончено в 283 году до нашей эры. Маяк явил собой невероятное торжество технической мысли, поэтому всего 4 года спустя после завершения строительства он был причислен к чудесам света. 

Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов египетского города Александрии. Общая высота маяка равна высоте небоскреба из 46 этажей, если высота каждого этажа 3м. Основание маяка имело мощный фундамент из гранита со стороной квадрата 180 м.
Маяк состоял из трех мраморных башен. Нижняя башня представляла собой параллелепипед с квадратной основой. Сторона этого квадрата 30м. Высота этой башни составляла половину от общей высоты маяка. Плоская крыша этой башни служила основанием средней части – 40 метровой башни. Верхняя часть маяка была сооружена в форме колоннады. 8 колонн несли купол, увенчанный 8-ми метровой фигурой Посейдона. 

Маяк имел не только архитектурную, но и практическую ценность. Он обеспечивал безопасность мореплавания в прибрежных водах. В 365 году античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, когда часть города ушла под воду, и в одночасье погибло 50000 жителей Александрии. Но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 метров, являясь хорошим ориентиром на равнинном александрийском берегу. В таком виде маяк простоял до XIY в., когда после очередного землетрясения он был разобран на камни».

Работу над заданием можно организовать в виде исследовательской работы учащихся. Текст предлагается каждому школьнику. Учитель просит детей изучить текст и составить по нему отчет об Александрийском маяке. Отчеты обсуждаются коллективно. Дети дополняют и уточняют отчеты друг друга. В результате составляется общий полный отчет, который может быть представлен в стенгазете, или помещен на сайте класса. Полный отчет должен содержать следующие данные:


  1. год начала строительства маяка;

  2. год, в который маяк причислили к чудесам света;

  3. общая высота маяка;

  4. площадь фундамента маяка;

  5. площадь основания нижней башни;

  6. высота нижней башни;

  7. высота колоннады с куполом;

  8. сколько лет прослужил маяк до того, как был разрушен землетрясением;

  9. сколько веков маяк простоял в разрушенном виде, продолжая помогать мореплавателям.
    Задание способствует выработке умения находить нужную информацию в тексте и формулировать вопросы к тексту. То, что задание не содержит готовых вопросов, требует от учеников самостоятельной постановки учебной задачи. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели относится к общеучебным универсальным учебным действиям. Кроме всего прочего, задание способствует воспитанию любознательности, формированию познавательного интереса, расширению кругозора.


Прием составления вопросов к тексту является одним из основных приемов при формировании навыка смыслового чтения. Другим таким приемом является прием составления сводных таблиц, позволяющий обобщить и систематизировать учебную информацию. Этому приему также можно учить на уроках математики.

Задание: прочитай текст. Представь содержащуюся в нем информацию в табличной форме. Ответь на вопросы и выполни задания, данные после текста.
«Звери великаны»

Зверь – это не только тигр, но и безобидный хомячок, не только волк, но и коза. Все они относятся к классу млекопитающих. Всего известно четыре тысячи биологических видов млекопитающих. Животные этого класса весьма разнообразны по своему внешнему виду, повадкам, образу жизни. К классу млекопитающих относится крупнейшее из всех ныне живущих животных – синий кит. Его длина 33м, а масса – до 150 т. Пасть у синего кита огромна. Кажется, что он может кого угодно проглотить. На самом же деле – это безобидное животное. Синие киты питаются крошечными рачками планктона. Синий кит в 30 раз тяжелее самого крупного животного суши – африканского слона, в 50 раз тяжелее другого сухопутного великана – африканского носорога. Рост африканского слона достигает 4м. Носороги рядом со слоном кажутся низкорослыми: их рост около 2м. Эти огромные животные питаются травой и листьями».

 Вопросы и задания: 1) Исполином среди млекопитающих является бурый медведь. Его вес достигает 750 кг. Во сколько раз носорог тяжелее бурого медведя? На сколько кг синий кит тяжелее бурого медведя?
2) Одним из самых маленьких млекопитающих на земле является карликовый хомячок, который живет в Мексике. Он весит примерно 6г. Во сколько раз карликовый хомячок легче синего кита и носорога? Сколько хомячков уравновесят на весах бурого медведя? На сколько граммов хомячок легче слона?
3) Самыми маленькими обезьянами являются карликовые игрунки, обитающие в лесах Амазонки. Они весят не более 100г. Сравни вес такой обезьянки с весом каждого из встретившихся в тексте животных.

Это задание может быть использовано в четвертом классе при изучении арифметических действий с натуральными числами. Работа над заданием способствует формированию умения выделять главное из имеющейся информации, представлять информацию в табличной форме, определять необходимое количество строк и столбцов таблицы. В данном случае для выполнения заданий, предложенных после текста, достаточно, чтобы таблица имела два столбца: название животного и вес животного. Однако, для того, чтобы полно отразить информацию, имеющуюся в тексте, нужно добавить еще два столбца – рост животного и чем питается животное. Количество строк в таблице будет равно количеству упомянутых в тексте животных плюс еще одна строка, в которой будут помещены названия столбцов.
Работа над заданием способствует развитию любознательности, познавательных интересов, расширению общего кругозора. Можно предложить в качестве домашнего задания самостоятельно найти сведения о других животных и дополнить составленную в классе таблицу. Такая работа будет способствовать формированию потребности в информации, навыка поиска информации в различных источниках, умения определять возможный источник нужной информации. Все эти качества являются необходимыми составляющими общей культуры современного человека. С помощью такого задания может быть также проверено умение учащихся применять математические знания на практике.

Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения. 

Задания «множественного выбора»:

1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих

содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;

3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.

Задания «на соотнесение»:

1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,

пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста

(короткими текстами);

2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.

3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста. 

Задания «на дополнение информации»:

1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним

словом/формулой.

2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.

Задания «на перенос информации»:

1) заполнение таблиц/схем на основе прочитанного;

2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.

Задания «на восстановление деформированного текста»:

1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной

последовательности.

2) «собери» правило, алгоритм.

3) «найди ошибку».

2.4.Приёмы обучения смысловому чтению на уроке окружающего мира.

Приёмы обучения на уроках окружающего мира это выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

3 класс. Курс «Окружающий мир». Тема: «Птицы леса».
1) Просмотрите текст и определите его тему.
Иволга – редкая птица. Она прилетает в наши берёзовые леса позднее всех. 
Свои гнёзда вьёт, сплетая их, как гамачки, в развилках сучьев, уже оперившихся

зеленью берёз.

Всё в берёзовом лесу подчинено голосу этой золотой с чёрными подкрылками птицы. Вся музыка леса прислушивается к её голосу. 

А как красиво в полёте золотое веретено её стремительного тела, на фоне ослепительно светлой утренней сини.
2) Прочитайте текст ещё раз, определяя главную мысль каждого абзаца и выделяя ключевые слова.
3) Заполните схему.
Условные обозначения: в прямоугольнике: абзац, главная мысль; в овалах - ключевые слова .
Иволга
4) По составленной схеме перескажите текст.
Реферативное просмотровое чтение.

Прием «Верные, неверные высказывания» ("Верите ли вы"), ключевые слова.

Тема: «Зрение».

Прием «Верные и неверные высказывания»(на доске даны высказывания по теме, ученики, используя свои знания должны предположить верно данное высказывание или неверное) Ответ «да» или «нет».

Высказывания до чтения после чтения

1.Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным.

2.Форма глаза напоминает яблоко.

3.Глаза в сильные морозы мерзнут.

4.Зрачок – это отверстие в глазу.

5.В глазу имеется прозрачная линза.

6.Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.

7.Полезно смотреть на солнце без защитных очков.

Чтобы проверить, верны ли предположения ребят или нет, они должны прочитать текст по изучаемой теме и на стадии размышления вернуться к этим предположениям.

Приём – игра «Верите ли вы?», или «Данетка».

Тема: «Почва»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

- … ветер может разрушить горы?

- … опавшие осенью листья вредят почве?

- … 1см почвы образуется за 300 лет?

- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?

- … растения участвуют в образовании почвы?

- … почва и камень родственники?

- … почва – наша кормилица?

Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

Мы говорим почва. А что же такое почва?

«Экосистемы. Поле.» 

Прием – игра «Верите ли вы?»,

1.Экосистема поля незамкнутая - да – нет

2. Круговорот веществ на поле замыкается без помощи человека - да – нет

3. Экосистема поля может стать другой экосистемой - да – нет

4. Поле – это природная экосистема - да – нет 

Приём «Корзина идей»

Тема: «Почва»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

- … земля

- … растительная земля

- … вещество

- … суша, а не вода

- … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.

Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов могут быть следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть? К ним вернемся на последующих уроках.

Приём «Синквейн»

Тема: « Вода»

Вода 
Жидкая, твёрдая.

Течёт, испаряется, замерзает.

Настоящее чудо!

Жизнь. 

Приём «Шесть шляп»

Тема: «Полезные ископаемые»

Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. (Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.)

Жёлтая. Позитивное мышление. (Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых. )

Черная. Проблема. (При добыче полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.)

Красная. Эмоции. (Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства!)

Зеленая. Творчество. (Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.)

Синяя .Философия. (Обобщают высказывания каждой группы.)

Прием «Сводная таблица»

Тема: «Полезные ископаемые»

Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.

1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.

2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение. Заполни Сводную таблицу.

Обязательным этапом работы над любым (художественным и нехудожественным) текстом является читательская реакция: обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный. Реакция на текст, безусловно, будет более активной, если всячески ее стимулировать вопросами, охватывающими три направления:

- на что обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему?

- Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось?

- Какие чувства испытали?

Однако иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. Именно в этом случае может помочь дискуссия "совместный поиск", когда на обсуждение выносится тема и идея произведения в целом. Проблемный вопрос для совместного поиска может заранее подготовить учитель, но лучше, если он возникнет у учащихся в результате обмена мнениями о прочитанном. Когда вопрос сформулирован и записан, каждый присутствующий в классе обдумывает в течение заданного времени свой ответ и записывает его в тетрадь. Это дает возможность не только четко, понятно сформулировать мысль, но и вовлекает в работу всех учащихся, а не только активную, мотивированную часть класса.

Только после этого может начаться дискуссия. Просим учащихся обменяться мнениями, озвучив свой ответ на вопрос.

По ходу диалога желательно вести "регистрационный журнал", в котором кратко фиксируется идея и автор этой идеи. В роли "регистрационного журнала" может выступать и классная доска. Такая фиксация повышает ответственность за сказанное, формирует уважительное отношение к чужому мнению, стимулирует активность учащихся. В процессе дискуссии необходимо не только высказать свою точку зрения, но и пояснить (аргументировать) ее, ссылаясь на текст. Учитель должен оживлять разговор, обращаясь к отдельным, не слишком активным, ученикам.

Учитель на подобном уроке не дает ответов на вопросы, ответы учащихся не хвалит и не ругает, но умело направляет к решению вопро

Чтение с пометами ( v - уже знал, + узнал новое, ? - вопрос)

Текст: “Место обитания”. 

-Какие утверждения вам уже были известны?

-Найдите и подчеркните предложение, где дается новое название дому наших героев.

-Как они должны себя там чувствовать?

-А для кого это была новая информация?

2.5.Приёмы обучения смысловому чтению в работе с информативным текстом в курсе «Основы религиозной культуры и светской этики» (4 класс).

Предложенные варианты работы по обучению смыслового чтения рассмотрены на одной из тем курса «Что такое этика» (тема 2).

Проблемы, возникающие у учащихся при чтении и аналитической работе с текстом:

1. Ученик не понимает смысл прочитанного слова, не знает значений многих слов. Проверить понятийную сторону чтения высказывания, небольшого текста возможно через алгоритм: вопрос учителя – ответ ученика.

Пример работы с текстом по алгоритму «вопрос учителя – ответ ученика»:

«Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила повеления». Всё вместе это можно назвать словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово «нравственность». Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами». (Текст приведён из учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. С.6,7).

- Что обозначает слово «мораль»?

- С каким словом можно объединить понятие «мораль»?

- Что входит в понятие «нравы» («нравственность») или мораль?

2. Затруднения у учащихся в выделении ключевых слов, не понимание смысла написанного, формулировки задания.

Не все учащиеся умеют определять ключевые слова текста – важные для понимания смысла текста слова, которые при чтении вслух следует выделять с большей силой голоса, т.е. ставить на них фразовое, логическое ударение.

Пример работы с текстом по алгоритму «чтение по-взрослому»:

«Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.), который ввёл термин «этика» в названия своих трудов. В Древней Греции все науки назывались философией. Слово «философия» состоит из греческих слов «фило» - любовь и «софия» - мудрость. Получается, философия – любовь к мудрости. Аристотель считал, что этика – часть философии.» (Текст приведён из учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. С.6).

1. Прочитай текст (задание/произведение).

2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?

3. Какие слова выделены (каким-либо шрифтом)? Почему?

4. Обозначь новые/непонятные для себя слова. Как выяснить их значение?

5. Есть ли вопрос в тексте (задании)? О чём спрашивается?

6. Если бы ты читал текст вслух, то, как бы ты дал понять, что это предложение     главное?

3. Трудность в поиске, извлечении конкретной информации из текста – в значении понимания, распознавания смысла (создание общего понимания текста, перевод информации на язык читателя (интерпретация)).

Пример работы с текстом, используя приём «Верно-НЕверно»:

«Различают этику религиозную и светскую. Слово «светская» означает «мирская», «гражданская». Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.

Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.» (Текст приведён из учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. С.7).

1. Пользуясь текстом, отметь верные утверждения “+”


Предложения


Верно


Неверно


Нет информации


Различают этику религиозную и светскую.


 


 


 


Этика помогает человеку стать лучше.


 


 


 


Человек не обязан отвечать за свои поступки перед другими людьми.


 


 


 


Этика изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или иначе.


 


 


 


 

2. На какие вопросы помогает ответить «светская» этика? Выбери правильный ответ и подчеркни.

-  Что такое поступок?

-  Что такое добро, а что такое зло?

- Что такое правила поведения?

3. Какой вывод можно сделать по содержанию этого текста? Подчеркни.

- Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?

- Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?

- Как наградить человека, сделавшего добро?

Фрагмент урока программы ОРКиСЭ модуль Православие «Монастырь».

Задания:

1. Рассмотрите фотографию человека.

Кто он? (Монах)

Во что он одет?

Предположите, почему одежда монаха такого цвета, такой формы.

2. Прочитайте текст рубрики «Это интересно» и проверьте, верны ли были ваши предположения?

3. Почему последние слова текста выделены курсивом?

Данное задание учит, внимательно относится к иллюстративному материалу и графическому оформлению текста, соотносить тот и другой материал, делать предположения и подтверждать его словами из текста.

Особый вид текстов -  задания к упражнениям. Работа с таким видом текста требует от учащегося различных приёмов чтения: либо изучающего (если требуется воспроизвести задание после чтения, определить основную часть задания, последовательность его выполнения), либо ознакомительного (если нет установки на последующее воспроизведение, если количество конкретных заданий невелико, а их характер не требует глубокого осмысления).

Перед чтением задания к упражнению предлагаем вопросы:


  • С какого из заданий надо начинать выполнение упражнения и почему?;

  • Какое из данных заданий является наиболее трудным и почему?;

  • Какой из этого следует вывод?;

  • Какой материал необходимо повторить (или вспомнить), чтобы выполнить задание (или часть его)?;

  • Прочитайте текст задания и составьте план его выполнения.


Таким образом, мы добиваемся глубокого осмысления текста, учим школьника осознанно его воспринимать и, следовательно, более точно и правильно действовать при его выполнении.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроке ИЗО

На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения.
Урок ИЗО в 4 классе


Задание: Проанализируй очерк о биографии художника. Восстанови его последовательность (поставь номер абзаца). 

Уже первая картина И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники», которая была представлена на студенческой выставке, принесла художнику признание – полотно было куплено известным коллекционером П.М. Третьяковым и помещена в знаменитой Третьяковской галерее, где и находится до сих пор. 

Желание рисовать возникло у Исаака в раннем детстве, он ходил с братом на этюды, интересовался выставками картин. В сентябре 1873 года Левитан поступает в Московское училище живописи. Семья из-за бедности не могла платить за обучение, но юноша показывал прекрасные успехи в учении и поэтому был освобожден от оплаты. 

Левитан родился 30 августа 1860 года в небогатой семье, где воспитывались четверо детей. Исаак Ильич не любил рассказывать о своем детстве, так как семья жила скудно. Отец будущего художника сам занимался обучением детей грамоте. 

Приём «Верные и неверные утверждения» (3 класс)
Тема: «Искусство в твоём доме» 



Приёмы обучения смысловому чтению на уроке технологии.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках технологии это работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

Приём «Синквейн». Тема «Аппликация».

Работа с текстом на уроке технологии (для второклассников) 

Текст работы по смысловому чтению взят из учебника «Технология» для 2 класса (авт. А. Лутцева). 


Прочитай и озаглавь текст. 


Наши далѐкие предки считали природу общим домом для всего живого на земле и ощущали себя частицей этого огромного мира. Они благоговели перед величием природы, любовались небом, звѐздами, животными и растениями, восхищались буйством красок, разнообразием форм, ароматов, звуков. Человеку нужно было выжить в дикой природе – и он стал умнее и изобретательнее самых сильных зверей. Ему нужно было оградить себя от морозов, жары, ливней – и он научился строить жилища, делать одежду и обувь. Ему нужно было пропитание – и он научился охотиться, возделывать землю и выращивать различные растения, создавать оружие и орудия труда. Человеку нужны были помощники – и он приручил животных, придумал машины и механизмы, различные предметы быта. Для освоения природы человеку нужны были знания – и он стал исследовать еѐ законы, открывать красоту окружающего мира. Так зародились науки и искусства. 

2. Отыщи и запиши предложение, в котором заключена главная мысль этого текста. 

3. Составь план текста и кратко перескажи его по своему плану.

Рассмотрим пути формирования познавательных УУД средствами смыслового чтения на уроках технологии. (Учебник Технология: 4 класс автор Лутцева Е.А). 

Работа с таблицей «Научно-технические открытия и достижения XX – начала XXI века» Работу с таблицей целесообразно проводить в течение учебного года с помощью специально составленных учебно-познавательных и учебно- практических задач, направленных на поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретацию информации. В ходе решения задачи учащиеся сопоставляют и обобщают содержащуюся в разных частях таблицы информацию и формулируют несложные выводы. 


Задача1. 21 ноября во всѐм мире отмечают Всемирный день телевидения. Какие научные открытия, какие технические изобретения предшествовали этому событию в России? 

В ходе выполнения задания учащиеся учатся вычленять содержащиеся в таблице основные события и восстанавливать их последовательность. 

Задача2. 7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации. Пользуясь разными источниками, укажите на ленте времени события и научные открытия наших соотечественников, которые имеют отношение к этому празднику. Лента времени «Человек и воздушное пространство» 1903 1912 1939 ОТВЕТ: 1903 год – первый полѐт на самолѐте с двигателем внутреннего сгорания 1912 год – создан первый российский самолѐт С – 7 391939 год – выпуск первых военных и пассажирских вертолѐтов. 

Задача 3 Пользуясь данными таблицы, заполните схему «Научно-технические достижения России». 

Задача 4. «Что здесь так, а что не так?» На доске записано утверждение: « В 1959 году первая советская автоматическая межпланетная станция «Луна – 2» достигла Луны – естественного спутника Земли». Ответ: Да, в 1959 году межпланетная станция «Луна – 2» достигла Луны, но это была не первая советская межпланетная станция. - Где можно получить ответ, когда была запущена первая станция и как она называлась? (Работа со сведениями свободной энциклопедией ВикипедиЯhttp://ru.wikipedia.org/wiki/) В ходе выполнения этих задач формируется чувство сопричастности к отечественной истории, гордости за свою Родину, народ, осознание ответственности человека за общее благополучие. Школьники учатся вычленять содержащиеся в таблице основные события и восстанавливать их последовательность, получают возможность в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную информацию.