Мои мероприятия

Работа с родителями и воспитанниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

«И я выбираю!»

Игровой проект

 

Подготовила социальный педагог

Гурова Е.В.

г.Советский

Пояснительная записка

Современное общество предъявляет к человеку высокие требования. В настоящее время в приоритете активный человек, знающий свои права и обязанности, прописанные в Декларации прав человека. В тоже время наблюдается отчуждение граждан от политики. Особенно низкую активность проявляет молодежь. Население не верит в демократические ценности, не готово защищать и отстаивать свои права, не использует демократические процедуры для воздействия на власть. России нужна активная личность, способная к конструктивному диалогу с властными структурами.

Поэтому сегодня особую роль в организации работы по гражданско-правовому воспитанию приобретает участие детей в мероприятиях, направленных на приобретение ими знаний  в области избирательного  права.

Данный проект может стать традиционными в деятельности образовательного учреждения, сформировать у детей умения анализировать, сравнивать, делать выводы, выбирать из предложенных альтернатив значимые для них события, ситуации, персоны.

В качестве будущих избирателей дошкольники могут активно участвовать в предлагаемых мероприятиях  проекта,  направленных не только на приобретение теоретических правовых знаний, но и на выработку активной гражданской позиции, способности к социальному творчеству, формированию готовности нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие окружающих людей.

Начиная с дошкольного возраста, используя ролевые игры, ребенок может становиться избирателем. А это означает, что в скором будущем эти дети станут полноправными гражданами нашего государства с высоким уровнем правовой культуры, знанием основополагающих правовых норм и умением отстаивать свои законные права с использованием возможностей правовой системы государства. На сегодняшний день они смогут повлиять на своих родителей, чтобы каждый член семьи имел гражданскую позицию и являлся активным избирателем.

Паспорт проекта

Наименование

учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

Автор проекта

Социальный педагог Гурова Е.В.

Нормативно –

правовые основы разработки проекта

  1. Декларация прав человека;
  2. Конвенция ООН о правах ребенка;
  3. Закон РФ «Об образовании»;
  4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

Наименование

проекта

«И я выбираю!»

Тип проекта

Игровой сюжетно-ролевой.

Практико-ориентированный. Групповой.

Продолжительность

проекта

Средней продолжительности.

Цель проекта:

формирование у воспитанников детского сада и их родителей гражданско-правовой активной жизненной позиции, понимание значения выбора и выборов в их жизни.

Задачи проекта

Образовательные:

  • Формировать элементарные представления об общественном явлении «Выборы» через элементы сюжетно-ролевой игры;
  • Познакомить детей с такими понятиями как «выборы», «президент», «голосование», «урна», «избирательная комиссия», «бюллетень»
  • Формировать представления детей о праве выбирать и быть избранным.

Развивающие:

  • Развивать интерес и уважение к законам нашего государства, к основам избирательной системы;
  • Развивать мышление, умение рассуждать и делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, спокойно отстаивать свое мнение;
  • Развивать навыки сотрудничества между детьми и взрослыми;
  • Воспитывать чувство гражданства, как интерактивное качество личности;
  • Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, готовить необходимые для игры атрибуты.

Сроки реализации

Январь – февраль.

Участники проекта

Воспитанники подготовительных к школе групп, педагоги, учитель - логопед, родители.

Ожидаемые результаты:

У детей:

сформированы элементарные представления об общественном явлении «Выборы» через элементы сюжетно-ролевой игры;

знают, что означают понятия «выборы», «президент», «голосование», «урна», «избирательная комиссия», «бюллетень»;

сформированы представления о праве выбирать и быть избранным;

проявляют интерес и уважение к законам нашего государства, к основам избирательной системы;

развивается мышление, умение рассуждать и делать самостоятельные выводы;

в игре и в повседневной жизни проявляют  доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, спокойно отстаивать свое мнение;

развиваются навыки сотрудничества между детьми и взрослыми;

закрепляется умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.

Родители приняли участие в подготовке к игре, в ее процедуре, пополнили свои знания в вопросах выборной компании.

Педагоги ДОУ совершенствовали свою компетентность в вопросах организации детской игры, организации совместных детско- родительских мероприятий, сами стали участниками игры.

Изменена предметно-развивающая среда ДОУ (пополнение игрового центра атрибутами для игры по данной теме, оформлены различные выставки детских и детско-родительских работ (рисунки, фотоколлажи и др.), обеспечивающая развитие интереса взрослых и детей к теме гражданско-правового воспитания в дошкольном учреждении и в условиях семьи.

Продукт проектной деятельности: 

Изготовление символики.

Разучивание стихотворений.

Выставка по правам ребенка.

Итоговое занятие «Выборы президента группы».

Актуальность проекта.

Важнейшим критерием определения ценностей любого общества является его отношение к детям. В Конституции РФ говорится о том, что дети находятся под защитой государства, семьи. Повышение правовой культуры педагогов ДОО, родителей, а также детей дошкольников является  необходимым  условием формирования правого государства, гражданского общества.

Оптимальным возрастом для формирования правовой грамотности является дошкольный возраст, особенно старший, так как именно в это время закладывается основа личности ребенка. Процесс воспитания все более связывают с социальным развитием ребенка, с овладением им правилами и нормами поведения в обществе.

Осознание своего «я», своих возможностей, умение понять партнера и выстроить на этой основе отношения – все это реализуется в детском сообществе. Необходимо воспитывать в ребенке чувство терпимости к мнению других, уметь уважать и признавать права других.

Права, защищающие ребенка, неукоснительно должны выполнять взрослые – родители, педагоги, государственные служащие. Работа по правовому воспитанию дошкольников должна опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

В ходе проведения беседы с детьми «Что такое выборы? Почему нужно выбирать президента, и нельзя оставить его на постоянный срок?» выяснилось, что вопросов у дошкольников больше, чем ответов. Дети знают, что президента выбирают, а зачем и как это делается, не понимают. В результате беседы дошкольники пришли к выводу – чтобы понять, что такое выборы и зачем они нужны стране, сначала мы должны найти ответы на все интересующие нас вопросы.

Так появилась идея создания и реализации проекта «И я выбираю!» Новизна проекта заключается в том, что в детском саду предпринята попытка организовать образовательную деятельность по гражданско-правовому воспитанию детей в вопросах реализации избирательного права граждан в виде имитационной сюжетно - ролевой игры.  

Цель проекта: формирование у воспитанников детского сада и их родителей гражданско-правовой активной жизненной позиции, понимание значения выбора и выборов в их жизни

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать элементарные представления об общественном явлении «Выборы» через элементы сюжетно-ролевой игры;
  • Познакомить детей с такими понятиями как «выборы», «президент», «голосование», «урна», «избирательная комиссия», «бюллетень»
  • Формировать представления детей о праве выбирать и быть избранным.

Развивающие:

  • Развивать интерес и уважение к законам нашего государства, к основам избирательной системы;
  • Развивать мышление, умение рассуждать и делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, спокойно отстаивать свое мнение;
  • Развивать навыки сотрудничества между детьми и взрослыми;
  • Воспитывать чувство гражданства, как интерактивное качество личности;
  • Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, готовить необходимые для игры атрибуты.

Сроки реализации проекта:  январь -февраль.

Участники проекта: воспитанники подготовительных к школе групп, педагоги, учитель - логопед, родители.  

Ожидаемые результаты: 

У детей:

  • сформированы элементарные представления об общественном явлении «Выборы» через элементы сюжетно-ролевой игры;
  • знают, что означают понятия «выборы», «президент», «голосование», «урна», «избирательная комиссия», «бюллетень»;
  • сформированы представления о праве выбирать и быть избранным;
  • проявляют интерес и уважение к законам нашего государства, к основам избирательной системы;
  • развивается мышление, умение рассуждать и делать самостоятельные выводы;
  • в игре и в повседневной жизни проявляют  доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, спокойно отстаивать свое мнение;
  • развиваются навыки сотрудничества между детьми и взрослыми;
  • закрепляется умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.

Родители приняли участие в подготовке к игре, в ее процедуре, пополнили свои знания в вопросах выборной компании.

Педагоги ДОУ совершенствовали свою компетентность в вопросах организации детской игры, организации совместных детско- родительских мероприятий, сами стали участниками игры.

Изменена предметно-развивающая среда ДОУ (пополнение игрового центра атрибутами для игры по данной теме, оформлены различные выставки детских и детско-родительских работ (рисунки, фотоколлажи и др.), обеспечивающая развитие интереса взрослых и детей к теме гражданско-правового воспитания в дошкольном учреждении и в условиях семьи.

Продукт проектной деятельности: 

  • Изготовление символики;
  • Разучивание стихотворений;
  • Выставка по правам ребенка;
  • Итоговое занятие «Выборы президента группы».

        Основные принципы проекта:

  •   Принцип целенаправленности.
  •   Принцип систематичности.
  •   Принцип доступности.
  •   Принцип наглядности.
  •   Принцип интегрированного подхода.
  •   Принцип воспитывающего и развивающего образования.

Механизмы реализации проекта

Реализация поставленных задач проходит в три этапа:

  • I этап - подготовительный
  • II этап - практический
  • III этап - итоговый

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный:

  •   определение темы, постановка цели и задач;
  •   сбор информации и литературы;
  •   обсуждение проекта с родителями;
  •   составление плана-схемы проекта (приложение 1);
  •   распределение ролей среди детей;
  •   подбор материалов и оборудования.

2  этап  - практический.

Содержание работы с детьми:

  • Беседа «О праве выбирать и быть избранным»;
  • Беседа «Что такое «Выборы»?»;
  • Рисование на тему «Мои права»;
  • Беседа о государственных символах, прослушивание Гимна РФ;
  • Беседа о процедуре выборов;
  • Разучивание стихотворений.

Содержание работы с родителями:

  • Консультация «Родителям о праве выбирать»;
  • Консультации о распределении ролей среди детей, подготовка агитационной речи;
  • Совместное с детьми изготовление атрибутики к итоговому занятию (урна, ширма, бюллетени, паспорта детей, плакаты);
  • Выбор кандидатуры родителей для участия в занятии в избирательной комиссии.

3  этап – заключительный.

Итоговое занятие «И я выбираю!» (приложение 2). Практическое использование атрибутики выборов, организация выставки детских рисунков, агитационных плакатов, чтение стихотворений. Анализ проделанной работы, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Приложение 1

План – схема проекта.

№ п/п

Сроки

Содержание работы

Ответственные

1

Январь - февраль

  • определение темы, постановка цели и задач;
  •   сбор информации и литературы;
  •   обсуждение проекта с родителями;
  •   составление плана-схемы проекта (приложение 1);
  •   распределение ролей среди детей;
  •   подбор материалов и оборудования.

Социальный педагог, воспитатели.

2

Содержание работы с детьми:

  • Беседа «О праве выбирать и быть избранным»;
  • Беседа «Что такое «Выборы»?»;
  • Рисование на тему «Мои права»;
  • Беседа о государственных символах, прослушивание Гимна РФ;
  • Беседа о процедуре выборов;
  • Разучивание стихотворений.

Содержание работы с родителями:

  • Консультация «Родителям о праве выбирать»;
  • Консультации о распределении ролей среди детей, подготовка агитационной речи;
  • Совместное с детьми изготовление атрибутики к итоговому занятию (урна, ширма, бюллетени, паспорта детей, плакаты);
  • Выбор кандидатуры родителей для участия в занятии в избирательной комиссии.

Социальный педагог, воспитатели, родители.

3

Февраль

  • Итоговое занятие «И я выбираю!»;
  • Выставка детских рисунков;
  •  Обобщение опыта работы;
  • Анализ проделанной работы;
  • Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;
  • Обобщение наработанного материала.

Приложение 2

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

«Выборы президента группы»

Цель: 

Познакомить детей с порядком проведения процедуры выборов президента, способствовать формированию активной жизненной позиции.

Задачи:

- Углублять знания детей о праве человека - право выбирать.

- Развивать интерес и уважение к законам нашего государства, к основам избирательной системы.

-Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотические чувства.

Оборудование: 

Портрет президента России, портреты кандидатов в президенты,  Гимн РФ, организация буфета.

Атрибуты для проведения выборов: бюллетени, избирательная кабинка, урна,  паспорта на каждого ребенка, денежные купюры на каждого ребенка, Диплом Президента, Диплом помощника Президента.

Предварительная работа: 

Беседы с детьми о государстве, о России, о символике государства, о нашем президенте В. В. Путине, о паспорте, о процедуре выборов, что такое выборы, о праве выбирать. 

Ход занятия:

Педагог (можно дать выучить ребенку):

Знают взрослые и дети,

Много разных прав на свете.

Но хочу вам рассказать

Я о праве избирать.

Даже маленькие дети

Обладают правом этим.  

Выбирают, с кем дружить,

На какой кружок ходить.                                                                                                                                                                                                      

Что покушать, что надеть.                                                                  

И какой мультфильм смотреть.                                                          

А когда постарше станут -                                                          

Выбирать не перестанут.                                                                    

В 18 лет ты сможешь

Президента выбирать.

Ты воспользоваться должен

Своим правом избирать.

Президент страны великой

Очень умным должен быть.

И тогда страной огромной

Сможет он руководить.

Должен он хорошим быть,

Заботиться о людях.

И тогда народ ему

Благодарен будет.

Педагог: - У нас сегодня замечательный день: мы будем выбирать Президента нашей группы.

Педагог: - Ребята, кто изображен на портрете? (ответы детей).

Педагог:  - Ребята, а президент – это кто? (ответы детей).

 Дети: - Человек, который управляет страной, он может издавать законы и запрещать их.

Педагог: - Президент России – это глава государства. Он самый главный человек в нашей стране. Быть президентом – это очень ответственная и сложная работа. Президент дал клятву, верно, служить народу России. Сегодня Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Педагог: - Ребята, скажите, а какими качествами должен обладать президент?

(ответы детей).

А давайте поиграем. Игра называется «Сундучок пожеланий!»

Детям предлагается выбрать слова-определения характеризующие кандидатуру президента (честный, умный, ответственный, грамотный, решительный, смешной, глупый, злой, вредный, добрый, смелый, внимательный, заботливый, трудолюбивый,  и др.) и собрать в «Сундучок» выбранные слова.

Для детей размещают карточки со словами-определениями (например, на мольберте). Ребенок берет из предложенных карточек, нужную, проговаривает  и кладет ее в сундучок пожеланий.

Педагог: - И так, президент  должен быть справедливым, честным, добрым, трудолюбивым, умным, знающим все права, правила и законы.

Педагог:  - А может ли президентом быть женщина? (ответы детей).

Педагог: - Президентом может быть и женщина и мужчина, поэтому в вашем государстве – группе президентом может быть и мальчик, и девочка.

Педагог: - Как вы думаете, могут ли сразу быть два президента в государстве? (ответы детей).

Педагог:  - Правильно, нет.

Педагог:  - Ребята, а кто такой кандидат? (ответы детей).

Педагог:  - Кандидатом зовут тех, кто хочет быть президентом.

Педагог:  - А кто выбирает Президента? (ответы детей)

Педагог:  - Мы, народ, граждане России, сами выбираем себе президента. В этих выборах могут принять участие все взрослые граждане государства, которых называют избирателями. Президент избирается путем голосования. За кого проголосует большинство граждан, тот и становится президентом.

Педагог: - Ребята, а вы знаете, что такое паспорт и для чего он нужен? (ответы детей).

Педагог: - Паспорт это  документ,  удостоверяющий личность каждого человека. Каждому ребенку, которому исполняется 14 лет, выдают паспорт, где вклеена его фотография,  написаны  его фамилия, имя, отчество; где он родился и когда; его адрес.

А когда человеку исполняется 18 лет, и у него  есть паспорт, он  может выбирать и голосовать за президента.

Педагог:  - Ребята, кто ходил на выборы с родителями и  видел, как они выбирали, что делали? (ответы детей).

Педагог:  - Взрослые приходят на избирательный участок, где стоит ящик (урна) закрытая и опечатанная, за столами сидят члены избирательной комиссии, стоит кабинка для голосования, за ходом выборов следят наблюдатели, полиция (показывает картинки). Родители подходят к столу и подают свой паспорт, члены избирательной комиссии отмечают, кто пришел, проверяют паспорт каждого человека, записывают и выдают избирательный бюллетень.

Педагог:  - Ребята кто знает, что такое бюллетень? (ответы детей).

Педагог:  - Бюллетень – это листок для голосования, где написаны имена всех кандидатов в президенты и стоят клеточки, где нужно поставить значок напротив того, кто вам большего всего нравиться (показывает образец).

Педагог:  - Родители, взяв бюллетень, заходят в кабинку, где их никто не видит, и ставят значок (галочку) напротив кандидата, который больше всего нравится.

Педагог:  - Ребята, а для чего надо проходить в кабинку, когда голосуешь? (ответы детей)

Педагог: - Голосование проходит тайно, чтобы никто не видел за кого голосует человек.

Педагог: - После того, как заполнили бюллетень, его бросают  в избирательную урну.

Вот так проходит процедура голосования.

Динамическая пауза.

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вбок, вперед смотри - это «три».

На «четыре» – поскакать.

Две руки к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

Педагог: - И сегодня мы с вами будем выбирать президента нашей группы.

Кандидатами в президенты группы у нас стали:  называет

 фамилии, имена 3-х детей.

Сейчас  я прошу выйти и представить свою предвыборную программу кандидата в президенты  –

ФИО ребенка.

1-й ребенок - Я, ФИО, родился ….в г. Советский. Посещаю детский сад «Радуга» подготовительную к школе группу. Занимаюсь плаванием и таэквандо. В свободное время люблю гулять в парке и читать. Если я стану президентом , то у каждого ребенка будет возможность заниматься тем видом спорта, который ему нравится. В городе будет много парков и скверов, где можно будет погулять с родителями и друзьями, весело провести время.

2-й ребенок – Я, ФИО, родился в г.Советский, хожу в детский сад «Радуга» в подготовительную к школе группу. Я очень люблю свой детский сад и свою группу, здесь я нашла много друзей и подруг. Хожу на кружок «Дошкольная академия», где нас готовят к школе. А еще мы много гуляем и играем. После садика я хожу на танцевальный кружок, а в выходной день мама водит меня  в  центр «Созвездие» на кружок «Филиппок», где нам показывают спектакли, мы поем песни и делаем разные поделки.

3-й ребенок - …

Педагог: - Ребята нам представлены предвыборные программы трех кандидатов в президенты (показывает  на  портреты кандидатов и называет их по ФИО).

Педагог: - Прежде, чем начать голосовать, давайте вспомним правила поведения в общественном месте.

Игра называется «Правила голосования». 

Я начинаю фразу, вы – заканчиваете.

Вы пришли голосовать,

Громко здесь нельзя …   (кричать).

Не нужно бегать и скакать,

Чтобы людям …           (не мешать).

Свой выбор делая, друзья,

Полагайтесь …                  (на себя).

Каждый должен думать сам

И не подглядывать …   (к друзьям).

Выбирай, кого захочешь

И кто больше нравится.

Педагог: Мы начинаем процедуру голосования.

Я представляю вам членов избирательной комиссии (называет членов избирательной комиссии).

Педагог:  - А теперь каждый избиратель со своим паспортом подойдет к членам избирательной комиссии, получит бюллетень и в избирательной кабинке сделает свой выбор- то есть - проголосует.

Перед вами стоит  задача – выбрать Президента группы.

Каждому  избирателю необходимо сделать правильный выбор, и отдать свой голос только за одного кандидата в президенты. В бюллетенях из всех названных кандидатов в президенты, нужно выбрать и сделать отметку только возле одного кандидата.

Педагог: -  Проголосовавших просим посетить буфет.

Идет процедура голосования - дети с паспортами подходят к членам избирательной комиссии, получают бюллетени и голосуют в кабинке для голосования.  Проголосовавшие проходят в буфет. Звучит негромкая спокойная музыка.

Педагог:  - Вот вы и сделали выбор за понравившегося кандидата, проголосовали.

Вручаем  избирательной комиссии  урну с бюллетенями  и она  начинает подсчет голосов (комиссия удаляется для подсчета голосов).

Педагог: -  А мы с вами  немного отдохнем.

Дети рассказывают стихи.

Стихотворение (рассказывают дети)

Выбор – дело каждого,

Нужное и важное.

Выбор сделать все должны

Чтобы лучше жили мы!

И вот день выборов настал

Сегодня я пораньше встала.

Вместе с мамой и сестрой

Идём мы делать выбор свой.

Я на выборы иду,

Всю семью с собой веду.

Мы на выборы шагаем,

За страну переживаем.

Пусть пока я маловат,

И хожу я в детский сад.

Но я скоро подрасту

И на выборы пойду.

Педагог: - Ребята, наша  избирательная комиссия закончила подсчет голосов.

Результаты выборов президента группы нам объявит председатель избирательной комиссии  - ФИО.

Член избирательной комиссии:  - Посчитав бюллетени и подведя итоги, кандидаты в президенты группы набрали голоса:  

1-й  кандидат – ФИО …  –    … голоса

2-й кандидат  – ФИО … - …голосов

3-й кандидат  – ФИО …  - … голоса.

Президентом группы в результате проведенного голосования

стал – ФИО.

Педагог: - Вашим президентом группы стал    - ФИО, и ему вручается Диплом Президента.

А  ФИО и ФИО -  будут его помощниками, им вручаются Дипломы помощника Президента.

 (Президенту вручается Мандат Президента, а  остальным кандидатам – удостоверение  помощника Президента)

Звучит Гимн РФ.

Педагог: - Мы приглашаем нашего Президента группы к трибуне и даем ему слово.

Президент группы:- Я, ФИО, благодарю вас, избиратели, за то, что проголосовали за меня. Обещаю  выполнить все свои обещания. Спасибо!

Педагог:  - Ребята, давайте поздравим нашего президента (поздравления детей).

Педагог: - Кого мы сегодня выбирали? (президента)

Педагог: Ребята, справились мы с выборами президента? (Да)

Педагог: Кто нам помогал? (избирательная комиссия)

Педагог: - С каким документом ходят на выборы? (с паспортом)

Педагог: Вам понравилось? (да)

Вот и закончилось наше мероприятие. Мы узнали много нового: кто имеет право выбирать, что такое выборы, как они проходят, каким должен быть президент страны.

Вы хорошо и очень ответственно справились с заданиями. И каждый из вас получает медаль «Я - избиратель».

Детям вручаются медальки.



Предварительный просмотр:

Проект «Семейные ценности»

Подготовила социальный педагог Гурова Елена Викторовна

Цель проекта: социально-личностное развитие дошкольников через использование различных форм взаимодействия ДОУ и семьи, укрепление семейных связей.

Задачи:

  • Развивающие: развивать познавательную и творческую активность, познавательную мотивацию и эмоциональную отзывчивость. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • Воспитательные: воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье; формировать умение проявлять заботу о родных людях; воспитывать нравственные качества личности (честность, доброжелательность, отзывчивость); формировать у родителей и детей умение общаться на основе сотрудничества; формировать чувство семейной сплоченности.
  • Образовательные: формировать у детей представления о семейных традициях, семейных ценностях; обогащать активный словарь детей.

Срок реализации проекта: 4 месяца ноябрь-февраль.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: социальный педагог, педагог-психологи, воспитатели, дети старших групп, родители.

Объект исследования: семейные ценности и традиции семей дошкольников старших групп.

Предмет исследования: семьи воспитанников, взаимоотношения в семье, семейные традиции и обычаи.

Новизна: Выработка новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьей по воспитанию ребенка в условиях детского сада.

Актуальность темы

        Повышение внимания к проблемам социально – личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги нашего ДОУ столкнулись с проблемой частых негативных, эмоциональных проявлений в старшем дошкольном возрасте, а именно грубость, враждебность, равнодушие, нетерпимость, подмена нравственных качеств – материальными ценностями, искажённое восприятие семейных ценностей.

        Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития.

        В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Образовательные области: Социально-коммуникативное, речевое и познавательное развитие.

Ожидаемые результаты:

От детей:

1. Развитие  нравственных качеств (уважение к старшему поколению, доброта, отзывчивость, честность и т.д.)

2. Познавательная и творческая активность детей, эмоциональная отзывчивость.

3.Формирование и семейных традиций повышение значимости.

От родителей:

1. Активное участие родителей в совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада.

2. Повышение педагогической компетентности по вопросам воспитания детей в семье.

3. Формирование опыта работы с детьми по развитию навыков общения и сотрудничества.

4. Гармонизация детско - родительских отношений.

5. Создание благоприятного психологического климата в семье.

От педагогов:

1. Укрепление системы взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ по теме «семейные ценности».

2. Повышение профессиональной компетенции педагогов.

3. Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.

Методы и приёмы:

  1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников: 
  • элементарный анализ.
  • метод проектной деятельности.
  • метод вопросов – постановка вопросов детям, воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
  • метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

  • игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
  • сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

 3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

  • прием предложения и обучения способу – педагог не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
  • беседа – является связующим звеном.

 4.Методы коррекции и уточнения:

  • повторения, упражнения, наблюдения – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.

Этапы проекта:

I этап – диагностико – аналитический.

Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации. Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта. 

Для выявления значимости семейных ценностей и традиций социальным педагогом ДОУ для родителей было проведено анкетирование. По результатам анкетирования выяснилось, что не во всех семьях есть и соблюдаются семейные традиции (60% опрошенных). Поэтому для закрепления значимости и ценности семейных традиций было решено организовать и реализовать проект «Семейные ценности».

II этап – реализация проекта: согласно плану реализации проекта.

III этап – итоговый.        

С целью выявления особенностей восприятия ребенком отношений в семье и его места среди взрослых, использовалась методика «Психологические рисуночные тесты», разработанная Венгер А.Л.  Обследование было проведено педагогом-психологом ДОУ.

Результаты рассматривались по следующим направлениям:

  • семейные роли;
  • нарушение эмоциональных контактов;
  • конфликтные отношения в семье;
  • агрессия в семейных отношениях.

Паспорт проекта «Семейные ценности».

Проблема

Самоустранение многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка, как следствие, нарушение эмоциональных контактов с близкими людьми и уменьшение ценности семьи.

Полное наименование проекта

«Семейные ценности»

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

Цель проекта

Социально-личностное развитие дошкольников через использование различных форм взаимодействия ДОУ и семьи.

Задачи проекта

  • Развивающие: развивать познавательную и творческую активность, познавательную мотивацию и эмоциональную отзывчивость. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • Воспитательные: воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье; формировать умение проявлять заботу о родных людях; воспитывать нравственные качества личности (честность, доброжелательность, отзывчивость).
  • Образовательные: формировать у детей представления о семейных традициях, семейных ценностях; обогащать активный словарь детей.

Образовательные области

Социально-коммуникативное и познавательное развитие.

Период (продолжительность) и этапы реализации проекта

Средней продолжительности -

4 месяца (ноябрь -февраль)

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели

От детей:

1. Развитие  нравственных качеств (уважение к старшему поколению, доброта, отзывчивость, честность и т.д.)

2. Познавательная и творческая активность детей, эмоциональная отзывчивость.

3.Формирование семейных традиций

От родителей:

1. Активное участие родителей в совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада.

2. Повышение педагогической компетентности по вопросам воспитания детей в семье.

3. Формирование опыта работы с детьми по развитию навыков общения и сотрудничества.

4. Гармонизация детско - родительских отношений.

5. Создание благоприятного психологического климата в семье.

От педагогов:

1. Укрепление системы взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ по теме «семейные ценности».

2. Повышение профессиональной компетенции педагогов.

3. Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.

Участники проекта

Дети 5-6 лет, родители, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели.

Презентация проекта

Февраль.

Предполагаемый результат проекта:

  1. Умение составить свою родословную.
  2. Умение составить рассказ о своей семье и профессии родителей.
  3. Уважительное отношение к старшему поколению.
  4. Бережное отношение к семейным фотографиям.
  5. Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды (изготовление игр).
  6. Повышение  качества образовательного процесса, процесс обучения становится более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
  7. Повышение  уровня родительской активности и их педагогических возможностей в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
  8. Воспитание чувства принадлежности ребенка к семье, укрепление семейных взаимоотношений.

Продукт проектной деятельности:  Организация  выставки творческих работ детей и родителей  в   детском саду. Консультации, памятки, буклеты, дидактические игры, генеалогическое дерево от каждой семьи, фото-газеты семей.

План реализации проекта «Семейные ценности»

Наименование мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Образовательные области

I ЭТАП диагностико – аналитический  

Изучение и анализ литературы по данной теме.

ноябрь

Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели старших групп.

Социальный педагог Гурова Е.В.,

педагог-психолог.

-

Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.

ноябрь

Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели старших групп.

Социальный педагог Гурова Е.В.,

педагог-психолог.

-

Составление плана по реализации проекта.

ноябрь

Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели старших групп.

Социальный педагог Гурова Е.В.,

педагог-психолог.

-

Диагностика  детей (рисуночный тест «Моя семья»)

ноябрь

декабрь

февраль

Дети

Педагог-психолог.

-

Анкетирование родителей по теме проекта.

ноябрь

Родители (законные представители)

Социальный педагог Гурова Е.В.

-

Консультация для родителей «Роль семьи в нравственном воспитании детей».

ноябрь

Родители (законные представители)

Педагог-психолог.

-

II ЭТАП реализация проекта

Беседы с детьми на тему:

«Что такое семья»

«Расскажи о своей семье»

ноябрь

декабрь

Дети

Педагог-психолог.

Речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Беседы с детьми на тему:

«Лизина семья»

 «Моя семья»

январь февраль

Дети

Социальный педагог Гурова  Е.В.

Речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Чтение литературы детям:

русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», В. Осеева «Сыновья», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди», Я.Аким  «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения» и т.д.

ноябрь декабрь январь февраль

Дети

Социальный педагог Гурова Е.В.,

педагог-психолог, воспитатели, дети.

Речевое, познавательное, развитие.

Пословицы и поговорки о семье, отгадывание загадок.

декабрь-январь- февраль

Дети

Социальный педагог Гурова Е.В., педагог-психолог, воспитатели, дети.

Речевое, познавательное, развитие.

Изготовление газеты «Моя семья самая, самая…»

ноябрь

Родители, дети.

Социальный педагог Гурова Е.В.,

педагог-психолог, воспитатели.

Познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Родительское собрание семинар-практикум «Семья - основа воспитания»

Памятка для родителей «Воспитание в семье гармоничный личности.

28,29 ноября

Родители, дети, педагоги.

Социальный педагог Гурова Е.В.,

педагог-психолог, воспитатели.

Речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Изготовление дидактических игр на тему «Семья»

декабрь

Родители, дети.

Воспитатели.

Речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Семейный клуб «За руку с семьей»: семинар практикум «Поговори со мною мама»

10 декабрь

Родители, дети.

Социальный педагог Гурова Е.В.,

педагог-психолог.

Речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Экскурсия в музей «Истории и ремесел». Тема «Быт и семейные традиции коренных народов Севера».

декабрь

Дети.

Социальный педагог Гурова Е.В.,

педагог-психолог, воспитатели.

Речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Сюжетно-ролевые игры «Семья».

декабрь январь февраль

Дети

Воспитатели.

Речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Памятка для родителей

«Как приобщать ребёнка к традициям своей семьи».

январь

Родители

Социальный педагог Гурова Е.В.,

педагог-психолог, воспитатели.

Познавательное

развитие.

                III ЭТАП итоговый

Диагностика детей

(рисуночный тест «Моя семья»)

ноябрь

январь

Дети

Педагог-психолог.

-

Изготовление поделок в разной технике

«Генеалогическое древо моей семьи».

январь

Родители, дети

Воспитатели.

Познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Выставка «Семейные ценности» (фото-газета и семейное древо от каждой семьи, дидактические игры, рисунки детей)

февраль

Родители, дети

Социальный педагог Гурова Е.В., педагог-психолог, воспитатели.

Познавательное развитие.

Организация семейного мероприятия

«Моя семья – мое богатство».

февраль

Дети.

Социальный педагог Гурова Е.В., педагог-психолог, воспитатели.

Речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.