Консультации для педагогов

Закирова Анна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Агрессивные дети

Почти в каждой группе детского сада, встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Агрессивность в общем виде понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу или себе.

Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного возраста:

1.        Часто (по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.

2.        Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

3.        Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы.

4.        Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.

5.        Завистливы и мнительны.

6.        Часто сердятся и прибегают к дракам.

О. Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет следующие виды агрессивности:

1.Защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае - защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.

2.Деструктивная. Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.

3.Демонстративная. Возникает не как защита от внешнего мира и не причинение вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание.

В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей. На поведение детей, вне всякого сомнения, влияют те модели поведения, которые представляют им родители. 

Американскими исследователями установлено, что «если у детей:

► плохие отношения с одним или обоими родителями;

► или дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными;

► или они ощущают безразличие к своим чувствам;

► а также отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью,

то они с большой долей вероятности:

— будут втянуты в преступную деятельность;

— будут ополчаться на других детей;

— будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям» (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997).

Возникновению агрессивных  качеств способствуют также некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Дети, проявляющие агрессию, часто страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория).

Агрессивность - это внешнее проявление прежде всего внутреннего дискомфорта. Как правило, агрессивным детям свойственна высокая тревожность, ощущение отверженности себя, несправедливости окружающего мира и неадекватная самооценка (чаще всего заниженная).

Направления сопровождения агрессивного ребенка

1. Социализация агрессивности, т.е. процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в определенном обществе.

Гнев — это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Если удается распознать признаки зарождения гнева, — в этой ситуации еще есть вероятность избежать яркой вспышки ярости.

Зарождение  'Вспышка       Угасание

Рис. 6. Стадии проявления гнева

На первой стадии можно переключить ребенка на другой вид деятельности, сместить его гнев на неопасные объекты. На стадии вспышки (которую уже заметят все и, скорее всего, будут пытаться применять меры) утешение и наказание не принесут пользы взрослому или утешения ребенку. В случае, если вспышка гнева уже произошла, дайте ребенку немного времени, затем мягко попытайтесь утешить его и предложить свою помощь. Не запугивайте, не читайте нотаций, не кричите - ребенок сейчас вас не слышит! Попытаться поговорить с ребенком можно и нужно тогда, когда закончится третья стадия - угасание; дошкольник успокоится и будет готов к конструктивному разговору. Необходимо проговорить, почему возникла проблема, и можно ли было избежать случившегося. Попытайтесь проанализировать ситуацию.

При обучении детей конструктивным способам выражения гнева следует использовать два направления: учить детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.

Один из способов выражения гнева - это перенос чувств на неопасные объекты (В. Н. Квинн, 2000). Этот способ может оказаться наиболее подходящим для детей с нарушениями интеллектуального развития, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для такой работы у взрослого должны иметься резиновые или мягкие игрушки, подушки, поролоновые мячи, «стаканчик для крика» и т.д.

Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме. Такая техника работы с гневом особенно будет полезной для работы с робкими, неуверенными в себе детьми, но в то же время может быть недопустимой при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка (И. Раншбург, П. Поппер, 1983).

2. Обучение приемам саморегуляции и самообладания

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные и некоторые психогимнастические упражнения. Например, этюд «Штанга». Ребенок поднимает «тяжелую штангу», потом бросает ее, отдыхает.

Для того чтобы научить дошкольником распознавать мышечные состояния, можно поиграть в игру «Камень - веревка». Дети, сидя в кругу, передают друг другу камень (или любой другой очень твердый предмет). Они смотрят, какой камень крепкий, он не мнется, Не гнется. После этого педагог просит ребят так сильно сжать кулачки, чтобы они стали крепкими, как камушек. Затем дети расслабляют руки, и по кругу пускается веревка. Дети сравнивают ее с камнем: веревка мягкая, гибкая и пр. Каждый ребенок делает свои руки Мягкими, как веревочка. Когда дети хорошо освоили игру, она применяется без камня и веревки. Дошкольников просят поочередно выполнять команды: «камень», «веревка».

Кроме того, интересные и эффективные упражнения можно найти в книге К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (1998).

Очень важно, чтобы ребенок, проявляющий агрессивные тенденции, конфликтность, 6еспокойность, научился помогать самому себе, т. е. познакомился с методами саморегуляции. С этой целью можно использовать упражнение «Возьми себя в руки» (Н. Л. Кряжева). Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что за6еспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди -это поза выдержанного человека».

М. Мак-Кей, П. Роджерс и Ю. Мак-Кей рекомендуют несколько приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно наложить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка. Через некоторое время или при работе с детьми старшего возраста вместо использования наглядного знака можно использовать условный знак (например, щелчок пальцами).

Агрессивные дети  иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослых – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.

3. Отработка коммуникативных навыков

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого - научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью могут применяться: обсуждение конфликтных ситуаций в кругу (например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет), ролевая игра (разыгрывание ситуаций).

4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т.д.

Эмпатия - это нерациональное познание человеком внутреннего мира других        людей (вчувствоаание)... Сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым» (Психологический словарь, 1997, с. 429).

Развитие эмпатии включает в себя три компонента (Е. Р. Калинина, 1997):

•        когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации);

•        эмоциональный (я сочувствую ему);

•        поведенческий (я делаю что-то, что может отразиться на чувствах другого, улучшит его состояние).

В повседневной жизни все три компонента слиты. Например, мы видим плачущего ребенка. Мы знаем, что он испытывает отрицательную эмоцию (обиду, страх, боль и т. д.), нам его жалко (сочувствие), мы его успокаиваем (выясняем причину и устраняем ее, т. е. что-то делаем). Да и при организации нравственного развития личности ребенка эти компоненты не всегда можно разделить.

Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств.

Методы сопровождения агрессивного ребенка

В профилактике и преодолении агрессивного поведения дошкольников

можно выделить следующие методы:

- воздействие на детей при помощи игры. В игре ребенок усваивает адекватные способы разрешения проблемных ситуаций. Подчинение игровым правилам стимулирует формирование элементов произвольной регуляции поведения и деятельности ребенка;

В целях коррекции агрессивности следует использовать и индивидуальную и групповую формы игровой коррекции. Несмотря на очевидные различия, групповая и индивидуальная игротерапия едины в том, что фокусом психологического воздействия в том и другом случае является каждый ребенок, а не группа и целом.

Варианты возможных игр, направленных на коррекцию и профилактику агрессивности, представлены в приложении.

Тематическая беседа

В процессе беседы на чувстве гнева можно заострить особое внимание, поговорив с детьми о физических ощущениях, связанных с ним.

Взрослому, проводящему беседу, следует направлять детей и задавать им вопросы типа: «Что чувствует твое лицо, когда ты злишься?», «Какое оно в этот момент?», «Что делают и чувствуют твои руки, спина?..», «Какого цвета твоя злость?».

Чаще всего дети описывают свое агрессивное состояние так: «У меня горячие щеки, колет в животе и т. д.». В результате такой работы дети научаются понимать свои чувства, эмоциональные состояния. Подобную работу следует практиковать в понимании, ощущении ребенком и других своих чувств, как позитивных, так и негативных.

 Беседы: беседа о добрых и злых людях; «Чувства вслух», «Знакомство с чувством гнева», «Я сержусь когда…», «Хочу быть счастливым», «Комплименты».

Формирование эмоционального отношения к миру и осмысление действительности через сказку. В результате восприятия художественных произведений (сказки, былины, рассказы, басни и др.) происходит сопереживание и сочувствие персонажам и как следствие – новое отношение к окружающим.

Сказка помогает сформировать адекватную Я - концепцию ребенка с проблемами, систематизировать хаос, который находится внутри ребенка. Сказкотерапия может проводиться индивидуально и в группе с использованием разнообразных форм сказкотерапии (песочницы, куклы, волшебные краски, костюмы и пр.).

Для работы с агрессивными детьми можно использовать программу «Волшебная страна внутри нас» (Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов), а также психотерапевтические истории для детей Дорис Брегг «Жила-была девочка, похожая на тебя».

Рассказ В.Осеевой «Отомстила», стихотворения о добрых и злых людях, «Где мы были не скажем, а что делали, покажем», «Заяц–хваста».

Работа с мягким материалом

Снятию агрессивных состояний способствует и работа с мягкими, податливыми материалами: тестом, пластилином, глиной. Как правило, ребенок знает сам, что ему делать: лепить или мять, стучать по глине кулачком, рвать только что вылепленные фигурки. Все это пойдет ему на пользу и поможет избавиться от излишнего напряжения.

Рисование. С помощью форм, цвета ребенок приобретает возможность найти выход собственным эмоциям (в том числе отрицательным), не прибегая к агрессивному воздействию;

Темы для рисования: «Добрый и злой», рисование Бабы Яги, «Дерево радости», «Рисуем эмоции пальцами», «Я на море», «Наша дружная группа».

Музыкотерапия (музыкальное сочинительство, слушание музыки, ритмические движения). Целесообразно использовать также запись звуков природы.

Мультфильмы: «Варежка», фрагмент мультфильма «Приключения кота Леопольда» (Доктор предлагает коту выпить таблетку «озверина», чтобы тот смог «усмирить» несносных мышат);

Метод изменения отношения к ребенку:

- личный пример взрослого и сверстника. 

- игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способ прекратить нежелательное поведение - перестать на них реагировать.

- разрешение на поведение. Этот прием противоположен предыдущему. Эффект заключается в том, что неконструктивное поведение, став разрешенными доступным детям, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.

- изменение статуса ребенка в коллективе. На ребенка возлагается действительно ответственное поручение. Оно может быть разовое - помочь воспитателю подготовить пособия к занятию, или постоянное - проводить физминутки.

Ни один из способов не срабатывает на 100 процентов во всех ситуациях и со всеми детьми. Всё зависит от конкретного ребёнка и конкретной ситуации. Педагоги должны знать детей и их проблемы.

Различайте наказание и дисциплину!

«Дисциплина» означает направление детей в русло приемлемого поведения. Цель установления дисциплины – помочь детям развить самоконтроль. Педагоги, стремясь установить дисциплину, помогают детям понять и усвоить последствия их действий, поступков и поведения.

       Одна из значимых задач педагогов – научить детей тому, какое поведение приемлемо в вашей группе, а какое недопустимо.

Что могут сделать педагоги

Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию.

Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно просто "не замечать" реакцию ребёнка;

Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка. В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

"Ты ведёшь себя агрессивно" (констатация факта);

"Ты злишься?" (констатирующий вопрос);

"Ты хочешь меня обидеть?", "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие мотивов агрессора);

"Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне" (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);

"Ты нарушаешь правила поведения" (апелляция к правилам).

После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.

Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.

Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Старайтесь:

не повышать голос, не кричать, не устрашать;

не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу";

не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);

не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;

не оценивать личность ребёнка или его друзей;

не использовать физическую силу, не угрожать;

не читать нотации, проповеди;

не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

КОММЕНТАРИИ. Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту "удочку" – они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

Правило 4. Предложите ребёнку договор с взаимными уступками. Позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться "по-своему", инцидент будет исчерпан скорее.

Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка. Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:

выдерживайте паузу (выслушивайте молча);

тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве).

Правило 6. Ожидайте заранее и планируйте то, что может явиться проблемой: Эта новая игрушка станет очень востребованной. Все захотят в неё играть. Прежде чем я её представлю детям, я установлю систему очередности, чтобы дети могли играть с ней по очереди».

Правило 7. Помогите детям понять последствия их действий: «Анна и Лариса, кукла сломалась, потому что вы обе тянули её за руки. Теперь вы должны подождать, пока её починят, тогда вы сможете играть с неё снова».

Правило 8. Наблюдайте, нужна ли детям физическая разрядка. Предоставьте детям, которым нужно выплеснуть свою энергию и гнев, место, где они смогут сделать это.

Работу с родителями агрессивных дошкольников целесообразно проводить в двух направлениях:

•        информирование о проблеме (что такое агрессивность, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);

•        обучение эффективным способам общения с ребенком.

Информирование родителей может проходить:

•        в индивидуальных беседах;

•        в виде лекций;

•        в виде сообщений на родительских собраниях

•        в виде наглядной информации.

В воспитании агрессивных детей от родителей требуется много понимания, спокойствия и выдержки. Поэтому родителям необходимо помогать находить способы адекватного реагирования на проявление детской раздражительности.

         

Выбор спорта при агрессивности

Спорт — один из самых эффективных способов справиться с детской агрессией. Для детей очень важна возможность «выпустить пар», и спортивные занятия подходят для этого как нельзя лучше.

Давайте же разберемся, какие виды спорта наиболее подходят агрессивным детям.

Футбол, хоккей, волейбол, баскетбол и другой командный спорт — самая популярная рекомендация для детей, имеющих проблемы с агрессией. Эти виды спорта не только позволяют израсходовать лишнюю энергию, но и учат ребенка работать в команде, развивают социальную уверенность и делают его более дисциплинированным.

Детей с ярко выраженными лидерскими качествами стоит отдавать в индивидуальный спорт: большой теннис, спортивную или художественную гимнастику, конькобежный спорт, фехтование и т.д.

Плавание подойдет ребенку любого психотипа и телосложения. Оно равномерно тренирует все группы мышц и полезно для здоровья, а вода снимает стресс и восстанавливает эмоциональный баланс.

Мощный успокаивающий эффект оказывает взаимодействие с лошадьми, поэтому гиперактивного и легковозбудимого ребенка можно отдать в конный спорт. Контакт с животными будет полезен и замкнутым детям, которые тоже бывают агрессивными.

Главное в восточных единоборствах — строгое соблюдение правил, уважительное отношение к партнеру и к учителю. Именно эти качества в агрессивном ребенке воспитают ушу, дзюдо, айкидо и иже с ними. Также восточные единоборства делают детей более уравновешенными и спокойными, а дисциплина помогает обуздать агрессию. Однако, как и в борьбе, в подобных видах спорта очень важен грамотный тренер.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 1997.

Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения

старших дошкольников в детском саду и в семье: Учебно-методическое пособие. –

СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010 – 128 с.

Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 160 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Муравейник»

Консультация для педагогов

«Психолого — педагогические условия адаптации детей

в детском саду»

                           Подготовила:

педагог-психолог

Закирова А.С.

г. Коломна

2019 г.

Первые шаги ребенка в детском саду, как правило, непростые. Начало посещения детского сада - это не только новые условия жизни и деятельности, режима и питания, - но и новые контакты, окружение, новые взаимоотношения, обязанности. Привыкание к детскому саду часто сопровождается нарушением эмоционального состояния ребенка, ухудшением сна, аппетита, повышением заболеваемости.

Одним из факторов успешного решения данной проблемы является личность самого воспитателя, который должен быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям дошкольного учреждения. Поэтому целью воспитателя является создание благоприятных психолого-педагогических условий для адаптации детей к дошкольному учреждению.

Для достижения этой цели работу по адаптации детей следует организовать по четырем направлениям:

1. Работа с родителями:

- знакомство с родителями; выяснение привычек, особенностей, интересов, склонностей ребенка;

- ознакомление родителей с условиями группы и ДОУ;

- консультирование по вопросам адаптации.

2. Работа воспитателя при поступлении ребенка в детский сад:

- адаптационные игры;

- совместная работа воспитателей и психолога с трудно адаптируемыми детьми;

- заполнение адаптационного листа (совместно со старшей медсестрой, психологом).

3. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе:

- организация атмосферы тепла, уюта и благожелательности в группе;

- «одомашнивание» пространства в группе (деление на небольшие зоны, спортивный, экологический уголок, ИЗО, уголок уединения с любимой игрушкой).

Детям нравится в воспитателях эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения. Все это необходимо активизировать педагогу, работающему с детьми раннего возраста.

4. Организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок», «взрослый - ребенок» и обязательно включающий совместные игры ребенка с детьми из группы.

С поступлением ребенка в группу основная задача педагога – заслужить доверие ребенка. Воспитатель в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста применяет такие приемы, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции подопечных. Это:

 монотонные движения руками (нанизывания колец пирамидки или игры со шнуровками);

 сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку – пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);

  рисование карандашами, красками, пальчиками;

  слушание негромкой, спокойной музыки;

  игры-потешки («Сорока-белобока», «Ладушки – ладушки» и др).

Своеобразной информативной базой для работы воспитателя в адаптационный период могут служить перечисленные ниже психолого-педагогические условия обеспечения процесса адаптации детей к посещению детского сада:

1. Постепенная выработка у ребенка привычки соблюдать определенный режим дня. Лучше всего осуществлять это в домашних условиях еще до начала посещения детского сада. В саду - обеспечение гибкого режима.

2. Формирование навыков самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться, складывать игрушки, одежду и т.д.).

3. Развитие игровых навыков, навыков общения. Постепенное расширение круга знакомств малыша.

4. Оборудование групповой комнаты должно предусматривать возможность осуществления индивидуальных игр, занятий, удовлетворять стремление ребенка побыть одному или наедине с воспитателем.

5. Постепенное увеличение продолжительности пребывания ребенка в детском саду.

6. Расширение круга близких людей, которые приводят ребенка в детский сад (не только мама, но и папа, сестра, дедушка, - это облегчает прощание).

Благодаря обеспечению этих и других условий у детей-новичков достаточно быстро восстанавливаются сон, аппетит. Правда, длительным бывает процесс нормализации эмоциональной сферы ребенка, которая и должна стать предметом особой заботы воспитателей, родителей, педагога-психолога. Адекватное поведение, заинтересованность в общении со взрослыми и детьми, активное участие в занятиях и играх, бодрое настроение являются основными показателями социально-психологической адаптации ребенка к условиям детского сада.

Переход ребенка из одной группы в другую

Очень много литературы посвящено адаптации ребенка к детскому саду, когда он приходит в детский сад первый раз в жизни. Но почему-то мало кто задумывается о том, что при переходе из одной группы в другую ребенок так же испытывает некий дискомфорт.

Одним из аспектов, который несомненно радует, является тот факт, что детки из группы в группу переходят все вместе, и состав членов группы не меняется. В новой группе у ребенка остаются все те же друзья, но вот воспитатели как правило уже другие, и именно к ним и к обстановке окружающей ребенка, будет привыкать ваш малыш.

Адаптация детей, которые переходят из одной группы в другую, как правило, проходит относительно незаметно для окружающих и родителей, но на самом деле не все так просто.

Ребенок в адаптационный период может и не проявлять признаки дискомфорта, такие как капризность, сонливость, нежелание идти в детский сад и т.п., но ребенок может начать кашлять, или у него начнется, к примеру, насморк или диарея, эти проявления многие взрослые относят к числу проявлений какого-либо заболевания и усердно лечат малышей, хотя педиатры уже давно говорят о том, что такие проявления могут появляться из-за психологических трудностей.

Переход к другому воспитателю и в новый коллектив детей, хотя и не является таким резким изменением, как переход из семьи в ясли, однако у некоторых детей нарушается обычное поведение. Для того чтобы избежать этих нарушений, воспитатель, передавая ребенка, должен сообщить педагогам следующей группы о всех особенностях данного ребенка и приемах, которые давали положительные результаты при его воспитании.

Как правило, период адаптации к новой группе длится от двух недель до месяца, но если Вы видите, что адаптационный период у ребенка затянулся, то следует обратиться к психологу, который поможет ему преодолеть эту проблему.



Предварительный просмотр:

СДВГ

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ) характеризуется тем, что ребенок находится в постоянном движении, не может спокойно усидеть на месте во время занятий в течение даже непродолжительного времени, слишком болтлив и задает бесконечное число вопросов. Импульсивность выражается в том, что он действует, не подумав, не может дожидаться своей очереди, не ощущает ограничений в межличностном общении, вмешиваясь в разговоры и часто перебивая других. Такие дети крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, что часто приводит их к вспышкам сильного раздражения. Импульсивность может сопровождаться «бесстрашием», в результате чего ребенок подвергает опасности себя (повышен риск травм) или окружающих.

Продуктивность работы таких детей низкая. Им свойственна утомляемость. Умственная деятельность циклична: 5-15 минут – продуктивная работа, 3-7 минут мозг «отдыхает». При утомлении появляется беспричинное раздражение, плаксивость, истерики.

Причины гиперактивности:

1. генетика;

2. социальная среда;

3. патология беременности и родов;

4. инфекции и интоксикация первого года жизни;

5. ММД (минималная мозговая дисфункция).

Направления работы с гиперактивными детьми
1.Развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля - поэтапно)
2.Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками
3.Работа с гневом (при необходимости)
4. Работа над повышением самооценки.

Занятия должны проходить в игровой форме с обязательным включением разных  подвижных игр и упражнений, интеллектуальных игр, физминуток. Используются видео, аудио записи с привлечением различных  театральных, игрушечных или литературных персонажей. Эмоциональный фон общения с ребёнком должен быть ровным, позитивным, обстановка психологически комфортной.

Для повышения эффективности обучающих занятий с такими детьми действенно постепенно наращивать время занятия на 1-2 минуты. В начале занятия проводим дыхательные упражнения и глазодвигательную гимнастику для расслабления ребенка и настроя его на учебную деятельность.

Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не больше 10 слов. Нельзя давать сразу несколько поручений (он их просто не запомнит). Только по очереди и контролируя их результат.

Система запретов и ограничений должна быть чёткой и неукоснительно выполняемой. Запреты свести до минимума (то, что касается безопасности), т.к. гиперактивные дети, вследствие двигательной расторможенности и отсутствия произвольного внимания, характеризуются повышенным травматизмом.

Таких детей просто необходимо приучать к чёткому распорядку дня, режиму.

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость будут снижаться.

От гиперактивных детей нельзя требовать абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и усвоение материала. Воспитателю лучше находиться рядом с ребёнком при непосредственном выполнении задания, успокаивающе проговаривая действия ребёнка спокойным голосом.

Приёмы и технологии работы:

1. Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

2. Игры для развития тактильного взаимодействия.

3. Пальчиковые игры.

4. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

5. Обучение приёмам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.

6. Обучение самомассажу.

7. Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

8. Работу с глиной, водой и песком.

Название слабой группы

Индивидуальная игра

Групповая игра

Внимание

«Что изменилось»

«Бездомный заяц»

Мышечный контроль

«Клубочек»

«Сделай так»

Импульсивность

«Говори!»

«Говори!»

Внимание + мышечный контроль

«Кричалки-шепталки-молчалки»

«Кричалки-шепталки-молчалки»

Внимание +импульсивность

Занимательные картинки «Архитектор и строители»

«Пожалуйста»

Мышечный контроль+импульсивность

«Маленькая птичка»

«Многоножки»

Внимание +мышечный контроль +импульсивность

«Давайте поздороваемся»

«Колпак мой треугольный»

ИНДИВДУАЛЬНАЯ РАБОТА

-  Растяжки - для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц ( “ Лучики”, “ Травинка на ветру”,  “ Кошечка”, “Половинка”);

-  Дыхательные упражнения – для улучшения ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности;

- Глазодвигательные упражнения - для расширения поля зрения и улучшения восприятия ;

- Функциональные упражнения - для развитие внимания, произвольности и самоконтроля (“ Черепаха”, “ Руки-ноги”, “ Считалочки - бормоталочки”, “ Буратино”);

- Упражнения для развития мелкой моторики рук (“ Колечки”, “ Кулак-ребро-ладонь”, “Лезгинка”, “ Ухо-нос”, “ Зайцы”);

-  Массаж – рассказывание сказки, стихотворения на спине;

-  Музыкальные игры -  упражнения с  лентами, хороводные игры.

- Для развития внимания и волевой сферы гиперактивных детей в условиях детского сада используйте занятия снимающие напряжение, например, различные техники арт-терапии, где дети рисуют красками с помощью пальцев.

- Работа с глиной, водой и песком.

Для формирования внутреннего контроля и усиления волевых качеств можно использовать метод Мейхенбаума и Тренажер «Распределение цифр в определенном порядке».

Метод Мейхенбаума – это метод формирования внешнего контроля, направленный на развитие ребенка навыков самоконтроля. Цель применения метода – научить ребенка регулировать собственное поведение, увидеть себя со стороны, стать менее зависимым от ситуации.

Алгоритм метода имеет определенную последовательность (например, «Найди из четырех картинок лишнюю»):

1) Определение проблемы (прежде чем что-то делать, сначала подумаем, о чем идет речь (о сути, условиях проблемы или задания)).

2) Управление вниманием и планирование (что я могу сделать? как я должен поступить?). Возможно, формулирования несколько альтернатив, из которых можно выбрать наиболее приемлемую, оптимальную.

3) Управление реакциями – формулируются самоинструкции, которые, по сути, являются руководством к действию (я сделаю сначала так, а потом вот так).

4) Исправление ошибок (я ошибся, но можно попробовать сделать это по-другому).

5) Положительная самооценка (мне удалось сделать это хорошо).

Тренажер «Распределение знаков в определенном порядке».

Первая часть инструкции – описание поля задания, поэтому она – неизменна: «Перед тобой две таблицы. В левой таблице расположены девять цифр от 1 до 9, а правая – пустая».

C:\Users\АННА&РУСТАМ&ДИМА\Desktop\i_001.png

Вторая часть инструкции – задание, например: «Перепиши их в таблицу справа, начиная с левого верхнего угла слева – направо». Варианты заданий приведены ниже. Аналогично вы можете составить задание самостоятельно, а также заменить цифры Тренажера иными символами – геометрическими фигурами, буквами и т. п.

Варианты заданий:

• Перепиши их в таблицу справа, начиная с левого верхнего угла слева – направо.

• Перепиши их в таблицу справа, начиная с левого верхнего угла сверху – вниз.

• Перепиши их в таблицу справа, начиная с левого верхнего угла от наименьшего числа в порядке возрастания (т. е. к наибольшему).

• Перепиши их в таблицу справа, начиная с левого нижнего угла снизу-вверх.

• Перепиши их в таблицу справа, начиная с правого нижнего угла справа-налево.

РЕБЕНОК – КОЛЛЕТИВ

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Родители гиперактивного ребенка часто допускают три основные ошибки в воспитании:

- Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом.

- Недостаток твёрдости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребёнка.

- Неумение воспитывать в детях навыки управления агрессией и гневом.

Прежде всего, необходимо разъяснить родителям, что же такое гиперактивность. Самое главное на этом этапе — донести до родителей простую мысль: необычность поведения их детей — не результат дурного характера или неподходящего темперамента и не упрямство, которое непременно нужно сломить, а, вполне вероятно, специфическая особенность психики, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка, возможными травмами, о которых взрослые не знают или не помнят.

Если врач назначил такому ребенку лечение, то следует объяснить родителям, что улучшение его состояния «зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой - постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить.

Педагог может посоветовать родителям вести постоянные и целенаправленные наблюдения за ребенком. Это необходимо, чтобы взрослый смог лучше понять, какие трудности испытывает ребенок в течение дня, с чем ему удается справляться, а с чем нет.

Чтобы родители смогли проанализировать тактику общения с ребенком, можно порекомендовать им заполнить анкету, предложенную М. М. Безруких (приложение). Ответы на вопросы помогут родителям увидеть, какие вопросы у них вызывают разногласия, выра6отать совместную тактику воспитания.

Сентябрь

Консультация: «Что такое гиперактивность? Причины?»
Цель: обозначить проблему, сформировать представление о синдроме СГА его причинах.

Октябрь

Консультация: «Как помочь гиперактивному ребёнку? И как общаться с ним?»
Цель: помочь родителям устанавливать контакты с ребёнком.

Ноябрь

Открытое занятие для родителей: Как слушать ребёнка?
Цель: формировать у родителей навыки общения.

Декабрь

Семинар: «Игры с гиперктивными детьми?»
Цель: познакомить родителей с играми которые направлены на тренировку внимания, умение подчиняться групповым правилам, считаться с интересами других детей.

Январь

Подбор игр для родителей и детского сада. Оформление картотеки игр.

Февраль

Рекомендации для родителей: «Гиперактивность – ещё не дурной характер»
Цель: дать родителям рекомендации в общении с ребёнком.

Март

Консультация: «Понимаете ли вы своего ребёнка»
Цель: помочь родителям общаться с детьми.

Апрель

Круглый стол: «Дефицит внимания и гиперактивность, связаны ли между собой?»
Цель: предложить родителям рассмотреть эти проблемы: связаны они между собой или рассматривать их отдельно.

Май

Консультация: «Не делайте детей себе удобными»
Цель: научить взаимодействовать каждого члена семьи с гиперактивным ребёнком.

Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком:

поддерживать дома четкий распорядок дня;

выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);

автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);

отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);

сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;

оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);

не запрещать действие ребенка в категоричной форме;

не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);

не приказывать, а просить (но не заискивать);

не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения

Рекомендации по проведению прогулок:

- Организовывать смену деятельности

- Переключать с активных игр на более спокойные и обратно с частотой 15 – 30 минут

- Развивать внимание и память

- Обеспечить возможность эмоциональной и физической «разрядки» без ущерба для окружающих.

Выбор спорта при гиперактивности

Хорошие виды спорта для ребенка с синдромом гиперактивности — те, в которых много свободы действий. Футбол, хоккей, теннис. Прекрасно подходит плавание: в бассейне ребенок предоставлен самому себе, но вместе с тем слегка ограничен шириной дорожки и длиной бассейна. Легкая атлетика, спортивные танцы, боевые искусства также будут очень к месту.

Кажется удивительным, но некоторым гиперактивным детям прекрасно подходят шахматы. Многие дети с синдромом гиперактивности не могут усидеть на стуле, играя в эту игру, но некоторые находят в шахматах ту самую психическую разрядку, которая им и нужна. И действительно: шахматы заставляют «на полную» работать наш мозг, тем самым сжигая огромное количество энергии — а это именно то, что нужно гиперактивному ребенку.

Мощный успокаивающий эффект оказывает взаимодействие с лошадьми, поэтому гиперактивного и легковозбудимого ребенка можно отдать в конный спорт.

Правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции (не более 10 слов).

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на  будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!

Программа коррекции в ДОУ может включать:

1. Создание положительной мотивации, ситуаций успеха.

Положительную мотивацию целесообразно создавать, организовывая игровую деятельность ребенка. Для решения этой задачи также может применяться «программа вознаграждения и поощрения» (И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова, 2001), включающая следующие моменты:

•        каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь;

•        усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются;

•        в конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами;

•        при достижении значительного улучшения в поведении ребенок получает давно обещанное вознаграждение.

2. Обучение ребенка релаксации. Когда мы, проводя релаксацию, просим любого ребенка закрыть глаза, то у него возникает физическая граница между собой и внешним миром. У детей с СДВГ граница между собственным восприятием и внешним миром нечеткая. Необходимо учить таких детей понимать структуру своего тела. И расслабление, и молчание для такого ребенка - тяжелая работа. Релаксационная терапия для детей с гиперактивностью очень сложна, и, следовательно, этот этап может оказаться длительным по времени, но, несмотря на все трудности, именно с этого этапа дети с СДВГ начинают чувствовать себя более уютно и спокойно.

При работе с дошкольниками очень хорошо применять так называемые «сказочные» техники релаксации, когда мы учим ребенка расслабляться, погружаясь в сказку.

Кузнецова  А.Е. Игры для гиперактивных детей.- Ростов-н/Д: Феникс, 2011.

Дорожинская К.А. «Гиперактивность – ещё не дурной характер» – Газета для родителей, 2006, №2.

Пасечник Л.В. «Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте» – М., Сфера, 2007.

Пасечник Л.В. «Гиперактивность: как быть?» – Журнал «Дошкольное воспитание», 2007, №1.

Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» – М., Сфера, 2008.

Сиротюк А.Л. «Детская гиперактивность: причины, рекомендации» – Журнал «Дошкольное воспитание», 2007, №8.



Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по работе с неусидчивыми, невнимательными детьми

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Подобные недостатки могут быть устранены "упражнениями на внимание" в процессе специально организованной работы. Но и родители могут внести свою лепту, если будут использовать эти упражнения дома в свободной и непринужденной форме.

Педагогам важно знать, что у дошкольников до 5 – 6  лет преобладает непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, навязывается ребенку извне и умело организовывается взрослыми. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Исследования показали, что более всего вызывает утомление ребенка словесная деятельность (заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты.

Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания, как интересного, так и неинтересного. Оно требует от ребенка волевых усилий. Уровень развития произвольного внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания. Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на посторонние связи, несущественные характеристики. Наличие устойчивого внимания является необходимым условием формирования внутреннего плана действия. Способность к внутреннему плану действий дает возможность ребенку оперировать в уме образами, понятиями, схемами.

Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

Универсальное средство организации внимания - это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция: сначала ребенку говорят все задание, а при выполнении - дают его планомерно по частям (шагам). Такая инструкция организует внимание ребенка и будет способствовать планированию его деятельности. 

Давая задание ребенку, помните, что Ваша инструкция должна быть конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

Давайте ребенку такое задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Слова, тормозящие отвлечения детей, не должны носить негативной окраски ("Не отвлекайся!", "Не смотри по сторонам!", "Не трогай машинки!»). Более удачным вариантом могут быть высказывания: "Давай закончим строчку", "Сейчас закрасим шапочку и поиграем", "Посмотри, тебе осталось написать две буквы!".

Развивая внимание детей,  важно помнить, что прерывание деятельности истощает психические ресурсы ребенка. Истощающий эффект прерываний сильно сказывается в результате многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности. Подавляющее большинство детей в условиях многократного прерывания деятельности совсем не могут работать.

Приемам осознанного переключения внимания ребенка можно специально обучать. Переключение облегчается, если взрослые расскажут малышу о том, что ему предстоит сделать, от чего следует отвлечься, когда нужно остановиться и начать новый вид деятельности. Так, занимаясь и сделав небольшой перерыв для отдыха, ребенок с трудом возвращается к работе. Также дошкольнику трудно осознать конец того или иного этапа работы, этот момент тоже можно обозначить каким-нибудь наглядным знаком. Переключаемость внимания – это перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Это свойство внимания особо востребуется в обучении, помогает быстро ориентироваться в любой обстановке, в том числе и в ситуации школьного урока. 

Важно помнить, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния ребенка. При утомлении, выполнении трудных заданий оно обычно снижается.

Работа с чрезмерно активными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для такого ребёнка – перед глазами педагога.

1. Занятие должно включать в себя минуты активного отдыха с легкими физическими упражнениями и расслаблением.

2. Направляйте лишнюю энергию детей в полезное русло – во время занятий попросите раздать картинки, собрать карандаши…

3. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи на занятиях поощряйте и вознаграждайте. Не скупитесь на устную похвалу, если он справился даже с небольшим заданием.

4. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ребёнку предстоит выполнить объёмное задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

5. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ребёнка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ребёнку.

6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих заданий, избегая монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

7. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.

8. Используйте «позитивную модель» коррекции: хвалите ребёнка всегда, когда он этого заслуживает.

9. Необходимо научиться договариваться с ребёнком, а не стараться сломить его.

10. Запомните: прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения. Дотроньтесь до плеча ребёнка, погладьте его по голове, возьмите за руку…

11. При разговоре с ребёнком опуститесь на уровень его глаз (присядьте), посмотрите ему в глаза, возьмите за руки.

12. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»

13. Не давайте многословных инструкций, после 3-5-ти слов ребенок Вас просто не услышит.

14. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

15. Направляйте энергию ребенка в полезное русло. На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия (полить цветы).

16. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).

17. Избегайте завышенных или заниженных требований.

Развивающие игры и упражнения

Игра "Что изменилось?".

Развитие концентрации, объема, распределения внимания и зрительной памяти.
Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 8-10 штук) раскладывают на столе. В течение 30 секунд ребенок смотрит и запоминает расположение предметов; потом ребенок поворачивается спиной к столу, а в это время 2 -3 предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены? 

Хлопни в ладоши

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Он внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите игру сначала. 

Упражнение «Раскрась вторую половинку»

Упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок (можно листы раскраски разрезать пополам по вертикали). И ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

Упражнение «Выполни по образцу» (тренировка концентрации и произвольности внимания).
Упражнение включает в себя задание на прорисовку повторяющихся узоров по клеточкам. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:

а) анализ каждого элемента узора;

б) правильное воспроизведение каждого элемента;

в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.

При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.

Варианты клеточных узоров могут быть различны. Импровизируйте. 

«Найди отличия»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. 

Существуют и фабричные игры «Найди 10 (15) отличий». Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

«Говори!» 

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите следующее: «Я буду задавать тебе простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давай потренируемся: «Какое сейчас время года?» (делаете паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас потолок?»... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»... «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.» 

Можно изменить сигнал: например, отвечать после хлопка, притопа и т.д. Паузы между вопросом и ответом постепенно увеличивайте или чередуйте их продолжительность.

 Упражнение «Бусы»

Для работы необходимо не менее шести фломастеров или цветных карандашей. Работа состоит из двух частей: I часть - рисование бус, II часть - проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

Инструкция I: «У тебя на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя".
Инструкция II: "Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а ты проверь свои рисунки, все ли сделал правильно. Кто заметишь ошибку, сделай рядом новый рисунок". (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.)

Условия каждый раз можно изменять: увеличить количество бусинок, изменить цвет и т.д.

Игра «Какое что бывает?»

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя. 
Примеры: 
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб. 

- Что бывает длинным? (коротким) 

- Что бывает широким (узким)? 

- Что бывает круглым (квадратным)? 

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

 «Лови - не лови»

Правила этой игры похожи на всем известный способ играть в "Съедобное - несъедобное". Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры. Например, сейчас вы договариваетесь с ним, что если водящий бросает мяч, произнося слово, относящееся к растениям, то игрок ловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч. Например, один кон игры мог бы называться "Мебель - не мебель". Аналогично можно играть в такие варианты, как "Рыба - не рыба", "Транспорт - не транспорт", "Летает - не летает" и множество других. Количество выбираемых условий игры зависит только от вашей фантазии. Если она вдруг иссякнет, предложите ребенку самому выбрать условие игры, то есть категорию слов, которые он будет ловить. Дети иногда дают совершенно свежие и творческие идеи!

 

«Все наоборот»

Эта игра наверняка понравится маленьким упрямцам, которые любят делать все наоборот. Попробуйте "легализовать" их страсть перечить. Взрослый в этой игре будет ведущим. Он должен демонстрировать самые разные движения, а ребенок тоже должен выполнять движения, только совершенно противоположные тем, что ему показывают. Так, если взрослый поднял руки, ребенку следует опустить их, если подпрыгнул - следует присесть, если вытянул вперед ногу - нужно отвести ее назад и т.п.

«Молчу - шепчу – кричу»

Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

«Ушки на макушке»

Прежде чем начать с ребенком играть в "Ушки на макушке", узнайте, как он понимает смысл этого выражения применительно к людям. Если окажется, что переносный смысл этой фразы остается для него неясным, поясните ему сами образное выражение: о людях так говорят, когда они внимательно прислушиваются. А в применении к животным данная фраза имеет прямой смысл, так как, прислушиваясь, звери обычно приподнимают уши. Теперь можно объяснять правила игры. Вы будете произносить самые разные слова. Если в них слышится определенный звук, например [с], или тот же звук, но мягкий, то ребенок должен немедленно встать. Если же вы произносите слово, где этот звук отсутствует, то ребенку следует оставаться на своем месте.