5. Личный вклад педагогического работника

Супрон Наталья Михайловна

Предварительный просмотр:

план работы15032016

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

г. Поронайск, ул. Победы, 72

телефон/факс (42431) 4 28 84

СПРАВКА

        Дана Супрон Наталье Михайловне  учителю русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г. Поронайска, подтверждающая, что он является заведующей кабинетом истории и обществознания с 2000 года по настоящее время. Степень оснащенности на ноябрь 2019 года составляет – 86%.

C:\Users\Natalya\Desktop\фйад.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по русскому языку для 8 класса

Этот сборник адресуется для учащихся 8-х классов.

Анализируя типичные ошибки, допущенные при изучении программного мате-риала, наметились тенденции в постановке преподавания русского языка, используя тренировочные упражнения. Предложенные задания помогут учащимся отработать самые трудные темы, изучаемые в 8 классе.

Программа 8 класса построена на сложном теоретическом материале, поэтому знанием правил - обязательное условие. Без этого невозможно работать по практическим заданиям.

Многие темы детям покажутся простыми, потому что они их изучали в 7 классе. Но «старые» темы не только повторяются, но и углубляются.
Исследование степени подготовленности учащихся в процессе обучения производится в разных направлениях, осуществляется контроль:

- за усвоением знаний теоретического материала по русскому языку;
- за сформированностью орфографических и пунктуационных умений;

- за овладением речевыми умениями.

Понимание теоретического материала проверяется в процессе его воспроизведения в связных ответах на грамматическую тему, в процессе решения практических лингвистических задач.

Усвоение теоретических сведений может быть проконтролировано и при помощи письменных работ, к числу которых относятся дополнительные задания к текстам, работа по исправлению и дополнению текстов, карточки для индивидуального опроса, тестирование.

В сборник вошли упражнения по наиболее трудным темам. Только тренинг поможет запомнить сложные случаи орфографии, а впоследствии научить грамотному письму.

Хотелось бы, чтобы данный сборник помог учащимся осваивать, понимать, корректировать свои знания.

Сборник упражнений

№ 1


Операц…я, ш…фер, авиац…я, лучш…е, репутац…я, ц…кнуть, больш…й-пребольш…й, покрылись пыльц…й, воробуш…к, галч…нок, декламац…я, ш…колад, деш…вый, ещ…, ж…ванный, сигнализац…я, ж…лоб, ж…сткий, жж…т, зарниц…, заж…г, изнемож…нный, изоляц…я, ц…корий, инфекц…я, порос камыш…м, копч…ный, крыж…вник, одеж…нка, куриц…н.

№ 2

Доволен удач…й, ш…рстка, учащ…нный, хорош…, ц…вилизация, ж…лудь, ц…ган, пш…нный, продукц…я, ш…л меж…й, ш…рник, ц…клон, под туч…й, за рощ…й, ц…пленок, ц…рк, ц…ркуль, ц…стерна, коллекц…я, щ…лочь, ц…фра, ч..рт, ч…порный, ш..в, ш…пот, ш…мпол, с врач…м, ш…рох, лиш…н, щ…голь, энц…клопедия, щ…ки, интеллигенц…я, ч…рствый, кумач…вый.

№ 3

Р…стислав, зам..реть, пол…жение, ск…кать, соприк…саться, соч…тание, обр…внять края, л…житься, прик…сновение, ум…рать, выг…рки, зар…сли, отд…рать, отл…жения, расст…латься, прил…жить, обм…кнуть сухарик, зар…сло, вым…ченный, сл…жжение, душеразд…рающий, прол…жить, пор…авняться с ним, разл…гать, уп…раться, самовозг…раемый, возл…жить, бл…стает, выт…р, выпл…влять, утв…рь, соб…ирть, неудачное ср…внение, покл…нение, г…рючий, жук-пл…вунец, к…сательная, пл…вцы, уст…лать.

№ 4

Расстила…щийся туман; терп…щие бедствие; ла…щая собака; скач…щие кони; знач…щийся по списку ученик; постукива…щему малышу; журч…щий ручеек; по бушу…щему мору; желте…щие березы; беле…щий парус; мел…щий муку работник; распуска…щийся бутон; хлопоч…щая хозяйка; желте…щей листвой; держ…щийся за поручни пассажир.

№ 5

Подстриже(н,нн)ные волосы, стриже(н,нн)ые под машинку волосы, писа(н,нн)ая красавица, исписа(н,нн)ые листы, краше(н,нн)ый масля(н,нн)ной краской пол, фасова(н,нн)ые товары, груже(н,нн)ая арбузами баржа, некоше(н,нн)ая трава, лома(н,нн)ая линия, маринова(н,нн)ые грибы, кипяче(н,нн)ое молоко, рва(н,нн)ый рукав, ране(н,нн)ый боец, жела(н,нн)ый друг, нечая(н,нн)ная встреча, копче(н,нн)ные продукты, пече(н,нн)ый картофель, жаре(н,нн)ые в масле грибы, моще(н,нн)ая булыжником улица, зашифрова(н,нн)ые записи, провяле(н,нн)ая рыба.

№ 6

Вставь пропущенные буквы и знаки препинания, раскрой скобки. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении

Тамань самый скверный городишко из всех пр…морских городов России. Грушницкий юнкер. Вернер человек замечательный по многим причинам. Замок собачка верная: (не) лает (не)кусает…ся а (не) пускает в дом. Иван Федоров был первым извес…ным русским типографом. Жизнь пр…красна и удивительна. Монгольский жаворонок лучший певун центрально(азиатской) пустыни. Эвкалипт гигант р…стительного мира. В Австралии… он достига…т высоты (двадцати)(пяти)этажного дома. Горный хрусталь это прозрачная кристаллическая (разно)видность кварца. Вода краса всей природы. Звезды великолепны. Дуб дерево крепкое. Михаил Васильевич Ломоносов был сыном рыбака с далекого севера. Конец августа и начало сентября самое интересное время в тайге. Точность и краткость вот первые достоинства прозы.

№ 7

Найди в предложениях приложения. Вставь пропущенные дефисы.

Он искал телефон автомат. Чижа захлопнула злодейка западня. Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку и не давал ему ни отдыху, ни сроку. Попрыгунья стрекоза лето красное пропело. Судно весело бежит мимо острова Буяна, к царству славного Салтана. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл – и вот сама идет волшебница зима. Хороша наша губерния, славен город Кострома. Мороз воевода дозором обходит владенья свои. Уходи, зима седая! Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горней вышины.

№ 8

Определите тип односоставных предложений.

Еду, еду в чистом поле. ______________________
Меня в классе считают нелюдимым.____________
Шило в мешке он не утаит.____________________
Сядем здесь, у этой ивы.______________________
Снявши голову, по волосам не плачут.__________
Смеркается.________________
В воздухе уже пахнет весной.__________________
Первые шаги весны.___________________
Бродишь часами.______________________
Погода – первый сорт.__________________
Снега в долине.________________________

№ 9

Вставьте пропущенные знаки препинания.

Я пошел в сад а оттуда в поле.
Горы становились все выше тропинки все круче.
На востоке виднелась цепь снеговых гор на западе леса.
После окончания института я оказался во Владимире а Петя в Ярославле.
Я переехал речку на лодке а они на пароме.
Телеграмма пришла вечером а письмо через два дня.
Я навестил во Владивостоке своего приятеля а сестра нашу тетю.

№ 10

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Перед глазами ехавших расст…лалась уже широкая бе…конечная р…внина перехваче…ая цепью холмов. Кузнеч…ки сверчки скрипачи и медведки зат…нули в траве свою скрипучую моното…ую музыку. (Не)далеко от холма маленькая речка ра…ползалась в лужицу; г…рячие лучи и раскале…ая почва жадно выпивая ее отнимали у нее силу но немножко далее она, вероятно, сливалась с другой такое(же) реч…нкой, потому(что) шагах в ста от холма по ее течению зеленела густая пышная осока. Тихая скромная речка огласилась фырканьем плеском и криком.

№ 11

Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскрой скобки.

Почти все птицы глухари сойки с…ницы зябл…ки питают…ся семенами деревьев. На Алтае можно увидеть все бел…снежные горы с(их) ледн…ками альпийские луга и бурные реки с кристально(чистой) водой др…мучие леса степи. Вокруг Солнца вращают…ся девять больших планет Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун и Плутон. В лесах и степях в океанах и пресных водах всюду на земле есть жизнь. Опера тесное содружество разных видов и…ку…тва литературы музыки живописи.

№ 12

Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскрой скобки.


Мой пр…ход я это мог заметить несколько смутил пр…сутствующих. В это жаркое летнее утро это было на исходе июля разбудили нас ранее обыкнове…ого. Крупные красивые птицы их всего было трина…цать летели тр…угольником. Рано утром я только что успел встать ко мне пр…бежал сын. Ты хлопец может быть не трус да глуп. Глазами кажется хотел бы всех он с…есть. Ты сказывают петь великий мастерище. В эту минуту если говорить открове…о и я очень испугался. Ты я вижу славный малый. Оба старичка (по)старинному обычаю (старо)светских помещиков очень любили покушать. Это (по)моему был (не)умес…ный вопрос и я (на)него (не)ответил. Лошадка к исти…ому моему уд…влению бежала очень (не)дурно.

№ 13

Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскрой скобки.

Уже над ельником из(за) вершин колючих сияло золото вечерних облаков когда я рвал веслом густую сеть пл…вучих болотных трав и водя…ых цветов. То окружая нас то снова расступаясь сухими листьями шумели трос..ники; и наш челнок шел медле…о качаясь меж топких берегов извилистой реки. Шумит на дворе (не)погода а в доме давно уже спят; к окошку вздохнув подхожу я – чуть виден чернеющий сад. Дождь бьет барабаня по крыше хрустальные люстры дрожат. За шкапом проворные мыши в бумажных обоях шумят.

№ 14

Замени косвенную речь прямой.

Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать ее так горячо что тот уже не знал, как ее выручить.

Наконец выдернувши ее потихоньку он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город.

Ну ты я думая устоишь подумал про себя Чичиков и произнес тут же, что, из уважения к Плюшкину, он готов принять даже издержки по купчей на свой счет.

Из предосторожности и вместе с тем желая несколько поиспытать его, сказал он, что недурно бы совершить купчую поскорее, потому что де в человеке не уверен: сегодня жив а завтра бог весть.

Чичиков постарался отказаться от такого ликерчика сказавши, что уже и пил и ел.


№ 15


Раскройте скобки.


Обращение гумма(н,нн)о, ошибки исправле(н,нн)ы, друзья образова(н,нн)ы, история безнравстве(н,нн)а, речи проникнове(н,нн)ы и торжестве(н,нн)ы, девочка собра(н,нн)а и организова(н,нн)а, девочка весела и взволнова(н,нн)а, собрание хорошо организова(н,нн)о, дерево срубле(н,нн)о, их взгляды очень ограниче(н,нн)ы, малыши измуче(н,нн)ы дорогой, следы зайцем запута(н,нн)ы, друзья начита(н,нн)ы и образова(н,нн)ы, дерево слома(н,нн)о ветром, его поведение гума(н,нн)о, преступление доказа(н,нн)о, очарова(н,нн)а красотой.

№ 16

Грамотная реч…, острый меч…, двухлетний малыш…, гореч… воспоминаний, до следующих встреч…, дымится печ…, пуститься вскач…, маленькая доч…, решение задач…, слышиш… плач.., напряч…ся, напроч… оторвать, утеш…тесь, не пореж… палец, вертиш…ся, от неудач…, много различных кож…, несведущ… в делах, медведь неуклюж…, сорняк живуч…, береш…ся за дело, сильный смерч…, уютный коттердж…, положительный персонаж…, взгляд угрожающ…, не разруш…те дом, нет контролерш…, такой ловкач…, большой тираж…, не проч… поехать, открыть настеж…, взять реванш…



Предварительный просмотр:

Тесты в формате ОГЭ для 8 класса


1 вариант


Прочитайте текст и выполните задания

(1)Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. (2)Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить. (3)Я приехал на перекладной тележке поздно ночью. (4)Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что при въезде. (5)Часовой, черноморский казак, услышав звон колокольчика, закричал спросонья диким голосом: «Кто идет?» (6)Вышел урядник и десятник. (7)Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности, и стал требовать казенную квартиру. (8)Десятник нас повел по городу. (9)К которой избе ни подъедем – занята. (10)Было холодно, я три ночи не спал, измучился и начинал сердиться. (11)«Веди меня куда-нибудь, разбойник! хоть к черту, только к месту!» – закричал я. (12)«Есть еще одна фатера, – отвечал десятник, почесывая затылок, – только вашему благородию не понравится; там нечисто!» (13)Не поняв точного значения последнего слова, я велел ему идти вперед и после долгого странствования по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате на самом берегу моря.

(14)Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. (15)Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. (16)Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона. (17)«Суда в пристани есть, – подумал я, – завтра отправлюсь в Геленджик».

(18)При мне исправлял должность денщика линейский казак. (19)Велев ему выложить чемодан и отпустить извозчика, я стал звать хозяина – молчат; стучу – молчат… что это? (20)Наконец из сеней выполз мальчик лет четырнадцати.

(21)«Где хозяин?» – (22)«Нема». – (23)«Как? совсем нету?» – (24)«Совсим». – (25)«А хозяйка?» – (26)«Побигла в слободку». – (27)«Кто же мне отопрет дверь?» – сказал я, ударив в нее ногою. (28)Дверь сама отворилась; из хаты повеяло сыростью.(29)Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика: она озарила два белые глаза. (30)Он был слепой, совершенно слепой от природы. (31)Он стоял передо мною неподвижно, и я начал рассматривать черты его лица.


 ( По М.Ю. Лермонтову)

1. В каком варианте содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему герой-рассказчик начинал сердиться на десятника?»

1) Он чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок его хотели утопить.

2) Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома.

3) Часовой, черноморский казак, услышав звон колокольчика, закричал спросонья диким голосом: «Кто идет?»

4) Он три ночи не спал и измучился.


Ответ_______________________


2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Наконец из сеней выполз мальчик лет четырнадцати.

2) Дверь сама отворилась; из хаты повеяло сыростью.

3) Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона.

4) Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика: она озарила два белые глаза.


Ответ_______________________


3. Из предложений 1–4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – приближение.

Ответ_______________________


4. Из предложений 2–5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В именах прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н, пишется две буквы Н».

Ответ_______________________


5. Среди предложений 17–23 найдите предложение с составным глагольным сказуемым. Напишите номер этого предложения.

Ответ_______________________



6. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

Ответ______________________

7. Из предложения 31 выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание.

Ответ_______________________


8. Среди предложений 4–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ_______________________


9. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Было холодно,(1) я три ночи не спал,(2) измучился и начинал сердиться. «Веди меня куда-нибудь, (3)разбойник! хоть к черту, (4)только к месту!» – закричал я. «Есть еще одна фатера,(5) – отвечал десятник, (6)почесывая затылок,(7) – только вашему благородию не понравится; там нечисто!»

Ответ_______________________


10. Укажите количество грамматических основ в предложении 29. Ответ запишите цифрой.


Ответ_______________________


11. Среди предложений 10–12 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.


Ответ_______________________


12.Среди предложений 13–16 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.


Ответ_______________________








2 вариант

Прочитайте текст и выполните задания

(1)Около двух часов пополуночи я отворил окно и, связав две шали, спустился с верхнего балкона на нижний, придерживаясь за колонну. (2)У княжны еще горел огонь. (3)Что-то меня толкнуло к этому окну. (4)Занавес был не совсем задернут, и я мог бросить любопытный взгляд во внутренность комнаты. (5)Мери сидела на своей постели, скрестив на коленях руки; ее густые волосы были собраны под ночным чепчиком, обшитым кружевами; большой пунцовый платок покрывал ее белые плечики, ее маленькие ножки прятались в пестрых персидских туфлях. (6)Она сидела неподвижно, опустив голову на грудь; пред нею на столике была раскрыта книга, но глаза ее, неподвижные и полные неизъяснимой грусти, казалось, в сотый раз пробегали одну и ту же страницу, тогда как мысли ее были далеко…

(7)В эту минуту кто-то шевельнулся за кустом. (8)Я спрыгнул с балкона на дерн. 9)Невидимая рука схватила меня за плечо.

– (10)Ага! – сказал грубый голос, – попался!.. будешь у меня к княжнам ходить ночью!..

– (11)Держи его крепче! – закричал другой, выскочивший из-за угла.

(12)Это были Грушницкий и драгунский капитан.

(13)Я ударил последнего по голове кулаком, сшиб его с ног и бросился в кусты. (14)Все тропинки сада, покрывавшего отлогость против наших домов, были мне известны.

– (15)Воры! караул!.. – кричали они; раздался ружейный выстрел; дымящийся пыж упал почти к моим ногам.

(16)Через минуту я был уже в своей комнате, разделся и лег. (17)Едва мой лакей запер дверь на замок, как ко мне начали стучаться Грушницкий и капитан.

– (18)Печорин! вы спите? здесь вы?..– закричал капитан.

– (19)Сплю,– отвечал я сердито.

– (20)Вставайте! – воры… черкесы…

– (21)У меня насморк, – отвечал я, – боюсь простудиться.

(22)Они ушли. (23)Напрасно я им откликнулся: они б еще с час проискали меня в саду. (24)Тревога между тем сделалась ужасная. (25)Из крепости прискакал казак. (26)Все зашевелилось; стали искать черкесов во всех кустах – и, разумеется, ничего не нашли. (27)Но многие, вероятно, остались в твердом убеждении, что если б гарнизон показал более храбрости и поспешности, то по крайней мере десятка два хищников остались бы на месте.

( По М.Ю. Лермонтову)

1. В каком варианте содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему рассказчик прыгнул с балкона?»


1) Раздался ружейный выстрел, и рассказчик испугался.

2) В эту минуту кто-то шевельнулся за кустом.

3) Мери, заметив у окна человека, громко закричала.

4) Невидимая рука схватила его за плечо.


Ответ_______________________


2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Все тропинки сада, покрывавшего отлогость против наших домов, были мне известны.

2) Занавес был не совсем задернут, и я мог бросить любопытный взгляд во внутренность комнаты.

3) Едва мой лакей запер дверь на замок, как ко мне начали стучаться Грушницкий и капитан.

4) Тревога между тем сделалась ужасная.

Ответ_______________________


3. Из предложений 1–4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – неполнота действия.

Ответ_______________________


4. Из предложений 2–5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н.

Ответ_______________________


5. Замените разговорное слово «бросился» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


Ответ_______________________


6. Выпишите грамматическую основу предложения 3.


Ответ_______________________


7. Замените словосочетание «ружейный выстрел», построенное на основе согласования синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


Ответ_______________________


8. Среди предложений 12–15 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.


Ответ_______________________


9. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Она сидела неподвижно,(1) опустив голову на грудь; пред нею на столике была раскрыта книга,(2) но глаза ее, неподвижные и полные неизъяснимой грусти,(3) казалось,(4) в сотый раз пробегали одну и ту же страницу,(5) тогда как мысли ее были далеко…

Ответ_______________________


10. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.


Ответ_______________________


11. Среди предложений 22–26 найдите сложное предложение, в составе которого имеется односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.


Ответ_______________________


12. Среди предложений 13–16 найдите сложное предложение. Напишите номер этого предложения.


Ответ_______________________













Ответы

1 вариант


1.4

2.3

3.приехал

4.каменного

5.19

6.Таманьгородишка

7.стоялнеподвижно

8.5

9.3

10.2

11.12

12.14


2 вариант


1.2

2.2

3.придерживаясь

4.собраны

5.побежал

6.что-тотолкнуло

7.выстрел из ружья

8.14

9.34

10.1

11.26

12.15