6. Методическая работа

Супрон Наталья Михайловна

Предварительный просмотр:

«В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО…»

Выступление на Рождественских образовательных чтениях.

Направление: «Духовно-нравственное воспитание на основе традиций отечественной культуры в условиях ФГОС» 2016

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7

Супрон Наталья Михайловна

 

        Слово являет собой величайшую силу в мире.  Оглядываясь назад, обращаясь к нашей истории, сегодня можно подвести некоторые итоги.   За последние сто лет наш язык претерпевал изменения, его  терзали реформы. У слов    своя  судьба

        Я учитель русского языка и литературы. Осознаю себя частью русской культуры, её традиций, её языка. Понимаю, что должна донести это   детям. Преподаю в 5-6 классах. Это первые наши «фгосники». Это первые видимые результаты колоссальной работы начальной школы.  Сегодняшние дети 5-6 классов отличаются от детей предыдущих лет. Они более подготовлены,  более развиты,  легче усваивают научный материал.

Известно, что по новой системе обучения  ученики сами добывают знания.  А мы – учителя - формируем различные компетенции.   Ясно, что мы следуем современным методам образования и  понимаем, что должны вырастить человека,   способного противостоять трудностям окружающего мира,  человека самостоятельного, который сам может определить свою  судьбу, найти своё место в жизни.  По теории всё логично, но есть опасение, что мы уже родили новое поколение  юных прагматиков.     Возникает главный вопрос: что происходит в их душах? Растут ли они по-настоящему духовно-нравственными людьми?  И дальше: что происходит с нашей страной, особенно с молодым поколением? Какие идеалы формирует наше телевидение? Что несёт нам массовая культура? Создаётся впечатление, что школа – это одно из немногих социальных институтов, которая пытается сохранить, сберечь детскую душу.

   

  Именно с пятиклассниками мы приняли участие  в ученической научной конференции  с научным исследованием «Путешествие во времени, или из опыта изучения фразеологизмов». Тема научного исследования давно интересовала меня.      Если мы понаблюдаем за речью современного человека, то становится очевидным, что фразеологизмы народ знает и употребляет, но вот, почему мы так говорим,  люди уже затрудняются ответить.   Особенно мне хотелось, чтобы ученики увлеклись источниками фразеологизмов, их происхождением,  историей. Узнали устаревшие русские слова,  глубже познакомились с мифами Древней Греции, с Библией.  Осознали, что    не случайно наша работа называется «Путешествие во времени». Во фразеологизмах, как в зеркале, отражается история и многовековой опыт народа.  Наиболее  интересны фразеологизмы исконно русского характера.  Они   берут своё начало из глубины веков и отражают   народный характер.   Фразеологизмы связаны с историей нашей Родины, с   обычаями наших предков, их работой и бытом.  Библейские   фразеологизмы необходимо знать, они  отражают  нравственные идеалы, христианские ценности нашего народа.

 .

- видеоролик, фрагмент выступления учеников 5 класса  (2-3 мин)

  Слово – это величайшая сила, данная нам свыше. А  на уроках русского языка и литературы  слово – это ещё и основной инструмент, с помощью которого мы не только учим, но и стараемся пробудить добро в детях, затронуть их души. Проблемы существуют и на этом уровне.

  Я исхожу из того, что русский человек изначально православный, это заложено на генном уровне. И вся русская классическая литература в той или иной степени связана с Библией, с её заповедями. Она несла и несёт людям идеал, в лучших своих образцах поднимаясь  до выражения истинно православного мировидения и мирочувствования. Религиозность писателя нередко растворена в самом произведении.  Примером такой литературы являются произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.  Но вот в чём проблема.  Современные дети не интересуются Библией    Невольно задаёшь вопрос: почему это происходит?   Изменилась жизнь, изменились ценности, и школьные правила становятся в противоречие с реалиями жизни. И главная проблема сегодняшнего образования – это создание духовной, нравственной системы ценностей, основанной на религиозных принципах и   опыте наших предков.  

 В последние годы  возникли трудности в 11 классе с пониманием      романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Об отношении церкви к этому роману известно. (У меня 10 лет назад была девочка, родители которой, будучи верующими людьми, попросили заменить этот роман на другой.  Их просьба с уважением была удовлетворена).  В защиту Булгакова я могу сказать, что  сам писатель, может, и не посещал церковь, несмотря на то, что родители были глубоко верующими людьми, более того, со стороны отца и матери священники, но сам роман был написан в годы воинствующего атеизма, когда уничтожались церкви и вера. В этом видится гражданский подвиг писателя.   Этот роман ценен познанием, переосмыслением Библии. Например,  глава «Седьмое доказательство», где ученикам приходится рассказывать о шести доказательствах существования Бога, выработанными философами мира; или объяснять, почему человек может быть вдруг внезапно смертен. На этот вопрос невозможно ответить, если нет веры в Бога.  А в библейских главах романа  нельзя разобраться, не зная Евангелия, особенно тех  эпизодов, когда Иуда предаёт Христа в Гефсиманском саду. И далее трудно прочувствовать ключевой момент: распятие Христа на Голгофе.  Выясняется, что дети не знают, кто такой Понтий Пилат, и соответственно не могут сопоставить библейского героя с героем романа, а значит, и замысел романа им не открывается. А для меня этот роман великого всепрощения и милосердия.     Именно это я хочу донести до детского сознания.   В этом  главное открытие писателя.  

Но как всегда есть обратная сторона медали: это главы, связанные нечистой силой. Но опять есть возможность говорить о тенях, которые отбрасывают люди и деревья. Без зла невозможно распознать добро.  И, кроме того, заметили ли вы, как наши дети тянутся к чужеродным нам праздникам. Я говорю о хелуине.  Им нравится наряжаться.   На первый взгляд ничего опасного: дети дурачатся, играют. Но бывает обидно, когда все знают о католическом празднике Святого Валентина,  отмечают День влюблённых, забывая о наших православных героях Петре и Февронии Муромских. А ведь эта история включена в школьную программу.

У меня есть любимое выражение Ф.И.Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…». Хочется верить, что наш труд словесника, может, отзовётся добром, когда наши дети станут взрослыми.  

Тезисы выступления «В начале было слово…»

І.   Роль слова в духовно-нравственном воспитании. Судьба слова за последние сто лет;

IІ. Первые результаты обучения в системе ФГОС. Опыт работы в 5-6 классах. Наблюдения, проблемы,  выводы;

ІІІ.  Фрагмент выступления  пятиклассников на ученической научной конференции по теме «Путешествие во времени, или из опыта изучения фразеологизмов»;

ІV. Христианские основы русской литературы.  Проблемы изучения.



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ  № 7

заседания  гуманитарного МО

(выписка из протокола от   22.04.2017 г.)

           ПРИСУТСТВУЮТ:  Ханюкова Л.А., Мытина Л.А.,  Гулько Е.А., Супрон Н.М., Валушева Е.А.,   Катеринчук М.В., Супрон С.И.,  Мошенцева С.А.Киреева Е.А.

Отчет по теме самообразования

«Научно-исследовательская деятельность школьников»

учителя русского языка и литературы Супрон Н.М.

 

 Второй год   в 5 классы приходят дети, обучающиеся  с первого класса   по системе ФГОС.      Это первые наши «фгосники». Это первые видимые результаты колоссальной работы начальной школы. Поэтому  мы можем подвести некоторые итоги. Сегодняшние  ученики 5-6 классов отличаются от школьников этого возраста предыдущих лет.  Пятиклассники  более подготовлены,  более развиты,  легче усваивают научный материал, проявляют прочные знания   теории русского языка. У детей развито воображение. Они легко создают иллюстрации к сложным стихотворениям, то есть видят поэтический образ.     У них развиты  мыслительные способности.   Ученики деятельны, любят работать самостоятельно.  В связи с этим  потребовалось, особенно в  преддверии ученической научной конференции, обратиться теоретико-методологическим основам ученической исследовательской деятельности, то есть  повысить своё профессиональное    мастерство.

  Именно с пятиклассниками мы приняли участие и заняли 1 место  в районной ученической научной конференции  с  исследованием «Путешествие во времени, или из опыта изучения фразеологизмов».

 Научное исследование - технологический процесс производства знаний. Все этапы этого процесса  содержат обязательные элементы научного исследования:  постановку цели, формулирование задач, гипотезы,  выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анализ и обсуждение результатов. И как итог - выступление на ученической научной конференции.

Основная особенность исследования в образовательном процессе – это то, что оно является учебным. Если в науке главная цель -  получить новые знания, то в образовании цель исследовательской деятельности в том, чтобы  ученики приобрели функциональные навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развития интеллектуально-творческого потенциала.      

Ученическая исследовательская работа   организуется со следующими целями:

А) закрепить, углубить  теоретические и практические знания по школьному курсу;

Б) овладеть навыками самостоятельной работы со специальной литературой;  

В) выработать умение формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;

Г) выработать умение в подготовке публичных выступлений на   конференциях.

          Основной целью руководителя должна быть не подготовка научной работы, а подготовка  ученика.

С чего начинается исследование?  Любое научное исследование начинается с проблемы,  с её поиска. Научная проблема - это дефицит знания по конкретной теме.  Проблем вокруг - тысячи, главная проблема состоит в том, чтобы эти проблемы увидеть!  Найти проблему значит очертить то новое знание, которые должно быть получено в результате научного исследования, и обосновать, почему стоит тратить время и ресурсы на его поиск. Найти хорошую проблему - самый сложный и самый интересный этап научной работы. Если проблема хорошая, из нее может получиться как хорошая, так и  слабая работа; если проблема определена неудачно   - работа хорошей не будет.

Итак,  проблема – это вопрос, ответ  на который должен быть получен в результате исследования.

Существует два подхода при выборе идеи исследования:

Подход 1. Задачи формулирует руководитель, обучающийся выполняет практическую часть работы.

Подход 2. Обучающийся сам ищет проблему, сам ставит задачу, сам планирует исследования и корректирует эти элементы по ходу выполнения работы. Преподаватель выполняет роль консультанта.

Возникает вопрос: должная ли быть проблема учебной работы действительно новой?

Версия 1. Да, учебная работа должна получать принципиально новое знание.

         Версия 2. Нет, в учебной работе может быть получено знание, которое уже было

ранее получено кем-то.

Под новыми знаниями нужно понимать самостоятельно получаемые знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.  

Теоретические источники нам подсказывают:  повторите классический эксперимент в новой интерпретации - получится отличная работа!

 Второй вопрос: как выбрать тему для исследования. Существуют критерии выбора темы

 Критерии выбора темы:

  • тема не должна вызывать очень больших сложностей у ее автора;
  •  выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней и обучающегося, и педагога одновременно;
  • предпочтительно брать тему сравнительно узкого плана,  
  • нельзя брать слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках исследования.
  • тема научной работы должна быть очень конкретной,
  •  тема должна быть актуальной.
  • тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления,
  •  Искусственные, оторванные от жизни темы исследовательских работ не оправдывают себя с научной точки зрения и могут вызвать лишь ироническое отношение к ним со стороны учителей-практиков, членов жюри;

  Формулировка темы

       От правильной формулировки темы зависит успех всей работы. Название работы должно четко отражать суть работы  (соответствовать ее содержанию) и отражать поставленную проблему. Проблема должна быть сформулирована четко, в терминах определенной науки и должна однозначно определять вопрос, ответ на который должен быть получен в результате научного исследования.

После выбора темы начинается следующий этап   работы: выбранную тему нужно проанализировать и зафиксировать  в четких формулировках.

Требования к формулировкам:

  • название исследовательской работы является точной формулировкой темы;
  • тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, но при этом не

должна быть слишком короткой, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны;

  •  не рекомендуется для наименования темы брать какие-либо поэтические сроки или слова пословиц и поговорок. Если Вы все же выбрали название своего исследования именно такие слова, то в этом случае в скобках обычно добавляют небольшой подзаголовок (обычно до 5 слов), раскрывающий суть исследования.

Исследовательская работа должна быть выполнена  строго в научном стиле.

Сила воздействия научного текста непосредственно зависит от точности, логичности и ясности изложения, полноты содержания и доказательности аргументов, приводимых автором, краткости научного текста. Не следует злоупотреблять научными терминами (частый грех начинающих), тем более нельзя пользоваться словами, смысл которых вам не ясен. Наукообразное нагромождение ученых слов – верное свидетельство того, что автор – новичок в науке. Умение грамотно и понятно писать приходит с опытом.

         Хочу обратиться к собственному опыту работы.  Прежде, чем я расскажу об этом, наверное, надо сказать о специфике исследования по русскому языку или литературе. Конечным результатом поисковой деятельности ученика в области гуманитарных наук является    осмысление и собственная интерпретация литературного материала, новый взгляд на проблему.

Тема   исследования  «Фразеологизмы»   предложена мной. Почему именно фразеологизм? С фразеологией школьники знакомятся в 5 классе. Я обратила внимание, что ученики не понимают сути фразеологизмов, не знают их значения. А эта тема проявляется и 9 классе, и в 11 на экзамене.

 С  точки зрения лингвистики, фразеологизм – уникальное языковое явление, в котором ёмко, с присущим русскому человеку юмором выражена определённая мысль.        Если мы понаблюдаем за речью современного человека, то становится очевидным, что фразеологизмы народ знает и употребляет, но вот, почему мы так говорим,  люди уже затрудняются ответить. Что такое баклуши и почему их бьют, почему говорят  «тянуть канитель», что такое сапа в выражении «тихой сапой». Особенно мне хотелось, чтобы ученики увлеклись источниками фразеологизмов, их происхождением,  историей. Узнали устаревшие русские слова,  глубже познакомились с мифами Древней Греции, с Библией.      

Не случайно наша работа называется «Путешествие во времени». Во фразеологизмах, как в зеркале, отражается история и многовековой опыт народа.  Наиболее  интересны фразеологизмы исконно русского происхождения.  Они   берут своё начало из глубины веков и отражают     характер, мировоззрение народа.    

Итак, тема, проблема определена. Возник главный вопрос, как работать дальше?

Необходимо   изучить теорию.   Попросила найти в интернете материал по теме. Это  самый трудоемкий этап работы.    Основная задача изучения научной литературы – из гущи сведений отбирать и выписывать самое значительное, отбрасывая второстепенное.    

Работа со словарями – обязательное условие успешной деятельности. Кроме того, на детей обрушилась научная терминология. Я понимала, что смысл каждого незнакомого слова должен быть понятен ученику.    

Далее необходимо обработать и описать теоретический материал, проанализировать   фразеологизмы, толкование которых наиболее интересны.  

Я уже говорила, что исследования по гуманитарным предметам имеют свою специфику. Экспериментальная деятельность как таковая невозможна, поэтому наша работа включала социологический опрос.     Заготовив рисунки   сюжетов фразеологизмов, в игровой форме мы обратились с вопросами к трём классам с целью выяснить, насколько они знают и понимают суть мифов Древней Греции, библейские фразеологизмы и собственно русские. Это оказалось полезно и интересно и для респондентов, и для ведущих.  (видеоролик)

Пятиклассники легко справились  с   работой. Они  быстро вошли в тему научного исследования, легко оперировали научными терминами, было ясно, что всё, о чём они говорят, понятно и близко им. Это был положительный результат новой системы обучения.

Выводы: Таким образом, поиск и использование современных и наиболее эффективных форм и методов учебно-исследовательской деятельности способствует интеллектуальному, творческому развитию личности. Это универсальная технология, позволяющая      сформировать    личность, способную делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность.



Предварительный просмотр:

    Педсовет: «Формирование коммуникативно-речевой компетенции учащихся на уроках разных образовательных областей»

Выступление на тематическом педсовете

        Разговор о том, что нашим детям стало сложно выражать свои мысли,   грамотно, полно  формулировать     ответы на уроке, действительно, назрел.  Мы видим  неспособность учеников воспринимать и перерабатывать значительные объемы устной и письменной текстовой информации.  Мы читаем  безграмотные, неубедительные сочинения, бессвязные устные ответы, младенческий лепет (Это вот... это когда... ну... как уж там, а то и блин...) вместо четкого определения того или иного понятия – все эти явления выводят проблему развития речевой культуры в нынешней школе на первый план.

Причины  неумения  грамотно говорить  есть  объективные и субъективные

Объективные причины:

-  внешняя, общественная  жизнь с её стремлением к экономии времени, всем укладом современной жизни

- повсеместное введение тестирования

- влияние языковой среды

- компьютеризация мышления, речи

Субъективные причины:

- непонимание отдельным учеником значения  умения  грамотно владеть  речью

- интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации

- трудность восприятия  книжного материала

- низкий  интерес современных школьников  к чтению

         Объективные причины мы устранить не можем, а вот субъективные причины, если не устранить, то смягчить, мы можем и должны.

 Казалось бы, внедрение ФГОС  должно было перевернуть всю нашу систему образования.  

К коммуникативным действиям относятся:

*планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

*постановка вопросов;

*инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

*разрешение конфликтов;

*принятие решения и его реализация;

*умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

*владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

         Сегодня,  следуя современной педагогике, особое внимание надо уделять работе с текстом в изучении любой науки.    Текст – художественный, биологический, исторический... – строится по одним и тем же законам, моделям. Для примера  приведём  фрагмент из школьного учебника географии.

Из учебника географии (7-й класс)

Экваториальный лес необычен. Поражает его многоярусность. Деревья верхнего яруса достигают высоты 80 метров, часто имеют дисковидные корни-подпорки высотой в 6–9 метров. Эти выросты, необычайно большие и прочные, придают деревьям-великанам особую устойчивость. Верхние ярусы в этих лесах образуют гигантские фикусы, масличные и винные пальмы, сейба (хлопковое дерево), дерево кола и другие. Деревья верхнего яруса наиболее светолюбивые, растут не слишком густо, оставляют еще достаточно солнечного света для деревьев следующего яруса, менее высокого.

     Важно знать, чем отличаются, скажем, предложения, начинающие текст, от предложений, которыми текст начинать нельзя. А различие между ними состоит в том, что предложения, начинающие текст, содержат в себе, как правило, слово, словосочетание или часть, которые требуют распространения, детализации.

  работа с текстом охватывает все виды речевой деятельности – слушание, чтение, письмо и говорение,  что является конечной целью речевого развития школьников. Такое речеведение не ограничивается только содержанием предмета «русский язык», а проецируется на все предметы школьного цикла.

 Большая часть текстов предполагает отработку основных умений :

 понимать смысл письменного и устного текста;

 создавать собственный текст как реакцию на услышанное

и прочитанное;

 анализировать (опознавать, характеризовать) языковые

единицы и явления;

 синтезировать информацию (обобщать, делать выводы,

строить гипотезы);

 организовывать самостоятельную творческую работу.

Итак,  очередная проблема в современной школе – это необходимость развития грамотной речи ученика.

   развитая речь – это прекрасный инструмент познания,

   удобное и необходимое средство общения,

  показатель уровня культуры и интеллекта человека.  

 Развитие речи  существует в трех направлениях:

  • овладение нормами литературного языка;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • обучение различным видам речевой деятельности.

Цель курса русского языка  - развитие речи и обучение речевой деятельности

  слайды

В заключении я хочу привести пример из х\ф «Дневник директора школы». У директора интересуются, взял ли он на работу молодую учительницу.

- Нет. Она говорит транвай.

- А другую?

- Да, у неё с речью всё нормально. Я  обычно спрашиваю, как  они добирались до школы. Она ответила: на троллейбусе.  – А каким ещё транспортом можно добраться?  - Трамваем. И я её принял.

Другой пример. Если слышишь, находясь в  воздухе: спасательные средства  находятся…, невольно задумываешься, кому мы доверили свою жизнь.

Вот это должны понимать дети:  грамотная, чистая речь – это залог успешного будущего.



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ  № 2

заседания гуманитарного МО

выписка

(от  28.10.2016 г.)

      ПРИСУТСТВУЮТ:  Ханюкова Л.А.,    Гулько Е.А., Супрон Н.М., Валушева Е.Н.,  Файзульянова С.А.,  Мытина Л.А., Катеринчук М.В., Супрон С.И. ,  

     ПОВЕСТКА ДНЯ:

  1. Выполнение  образовательных программ и практической части с целью  выявления отставания по предметам за 1 четверть.
  2.  Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся
  3. Анализ школьных олимпиад по предметам. Индивидуальные занятия с наиболее подготовленными и мотивированными школьниками. Подготовка к муниципальным олимпиадам.  Выявление одаренных детей и создание условий, способствующих их оптимальному развитию

 

ВОПРОС 1:    Супрон Н.М.

С целью выполнения образовательных программ по предметам и выявления отставания за 1 четверть проанализированы отчёты по прохождению программы.  Проведена проверка соответствия прохождения материала с рабочими программами. Учителям  предложено провести корректировку программ.  Выявлено, что практическая часть проведена учителями МО в полном объёме.  

 

 

 ВОПРОС 3: Супрон Н.М.  Порядок проведения школьного этапа Олимпиады определялся Положением о Всероссийской олимпиаде школьников.  Создан оргкомитет и жюри школьного этапа олимпиады, куда вошли учителя МО.  У родителей обучающихся     взяты разрешения на участие в олимпиадах.  Предметные олимпиады прошли согласно расписанию в период с   25 сентября по 14 октября

          Анализ школьных олимпиад по предметам.   В олимпиаде по русскому языку принимало участие 39  обучающихся с 5 по 11 классы. В каждой параллели выявлены победители и призёры. Задания содержали все разделы лингвистики: фонетику, орфоэпию, морфемику, синтаксис.  

        В олимпиаде по литературе принимало участие  28  обучающихся. В целом учащиеся справились с заданиями олимпиады.     Сложными оказались задания творческого характера: развёрнутый ответ на вопрос по прочитанному тексту, анализ поэтического текста (9-11 кл)

 

                                                        Секретарь МО: Супрон Н.М.      

 



Предварительный просмотр:

Разработка программно-методических продуктов учителем русского языка и литературы  Супрон Натальи Михайловны вмежаттестационный период

(критерий 6.1)

Название продукта

Уровеньреализации

Годизданияили

публикации

Исследовательская работа

школьный

2018

«Активизация

Познавательного интереса

обучающихся на уроках

русского языка и литературы»

Методическая разработка

школьный

2017

Урока для интерактивной

доски на тему «Реквием»

Методическая разработка

Всероссийский

2018

урока для интерактивной

доски на тему «Фразеологизмы»