Здоровье-сберегающие технологии

Бревнова Вера Александровна

       Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Занимайтесь профилактикой и вы не допустите зрительного утомления!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizminutki_dlya_glaz.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Городской Дворец творчества детей и молодёжи»

Физминутки для глаз

Педагог дополнительного образования

Бревнова Вера Александровна

Комсомольск-на-Амуре

2012г

       Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Занимайтесь профилактикой и вы не допустите зрительного утомления!

                      1. «Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

                        (Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,

                       (Посмотреть влево - вправо)

Ах, как солнце высоко.

                      (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

                      (Закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

                      (Посмотреть по дуге вверх - вправо и вверх - влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

                     (Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.

                   (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)



                          2. «Бабочка»

Спал цветок

                       (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка  надавливая   на них по часовой стрелке и против нее)

И вдруг проснулся,


                     (Поморгат ь глазами)

Больше спать не захотел,

                     (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся,

                     (Руки согнуты в стороны (выдох)

Взвился вверх и полетел.

                     (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево) 



       3. «Руки за спину, головки назад».

Руки за спину, головки назад.

                        (Закрыть глаза, расслабиться)

Глазки пускай в потолок поглядят.

                       (Открыть глаза, посмотреть вверх)

Головки опустим - на парту гляди.

                       (Вниз)

И снова наверх - где там муха летит?

                       (Вверх)

Глазами повертим, поищем ее.

                      (По сторонам)

И снова поплетем. Немного еще!


               4. «Буратино».

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.



               5. «Видят глазки всё вокруг»

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг. 
Глазком видеть всё дано- 
Где окно, а где кино. 
Обведу я ими круг, 
Погляжу на мир вокруг.



                         6.  «Это я»

Это глазки. Вот, вот. 
Это ушки. Вот, вот.
Это нос. Это рот. 
Там спинка, тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп. 
Это ножки. Топ, топ. 
Ой, устали! Вытрем лоб.

Движения
Показывают сначала левый глаз, потом - правый. Берутся сначала за мочку левого уха, потом правого. 
Левой рукой показывают рот, правой — нос. Левую ладошку кладут на спину, правую — на живот. 
Протягивают обе руки, потом два раза хлопают. Кладут ладони на бедра, потом два раза топают. Правой ладонью проводят по лбу.



        7. «Мы ладонь к глазам приставим»

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже,
Поглядеть из - под ладошек.
И – направо! И еще,
Через левое плечо!


                   Текст сопровождается движениями взрослого и детей.  



                  8. «СТРЕКОЗА»

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза.
Влево — вправо, назад — вперед.
Ну, совсем как вертолет.

(Встать. Показать на уровне глаз большим и указательным пальцами глаза стрекозы. Повернуть голову вправо, влево. Руки на пояс, повороты туловищем вправо, влево. Исходное положение. Руки в стороны, голову опустить вниз, поднять вверх. Выполнить 3—4 раза).



                          9. «СОВА»

В лесу темно,
Все спят давно.

                     (Дети изображают спящих)

Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит.

                    (Дети делают взмахи руками)

Совушка - сова,
Большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит.

                  (Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать  повороты головой вправо, влево)

Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.

                  (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте)

 КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнение 1.

            Исходное положение (И.п.) – сидя свободно, без напряжения.

Закрыть глаза.

Сложить ладони «домиком» - тыльная сторона кисти и пальцы образуют почти прямой угол. Большой палец лежит сбоку на указательном, в области второго от ногтя сустава. Положить согнутые таким образом ладони на глазницы, но не касаться при этом глазных яблок. Центр ладони находится напротив зрачка.

3. Представить себе, что внутри ладоней находится маленькая печка. Тепло практически сразу соберется внутри ладони. В течение 0,5-1 минуты необходимо направлять это тепло в глаза.

Наиболее частые ошибки детей:

ладонь плашмя кладут на глазницу;

закрывают глазницу не центром ладони, а плоско лежащими пальцами или местом перехода ладони в пальцы в области пястно-фаланговых суставов;

давят ладонями ли пальцами на глаза.

              Педагог поясняет, что при давлении на глаза ладонями или пальцами глаза не только не отдыхают, но еще больше устают. Для определения времени можно считать до 30 (60) или подобрать считалку (стихотворение) на 0,5-1 минуту. Например:

От работы с бисером

Глазки отдыхали,

Мы согрели их ладошкой,

Чтоб не уставали.

Упражнение 2.

Закрыть глаза.

Посидеть, слушая тихо звучащую музыку около 1-2 минут. Зависит от напряженности предыдущей работы.

Открыть глаза.

Упражнение 3.

              И.п. – сидя, без напряжения, руки опущены на колени, плечи свободны.

1. Закрыть глаза, но не слишком плотно при этом смыкать веки. (Плотное закрывание глаз вызывает напряжение в верхних и нижних веках.) Глаза смотрят вперед горизонтально.

2. Не открывая глаза, медленно делать ими круговые движения 5-10 раз в такой последовательности: налево – вверх – направо – вниз.

3. Повторить круговые движения в обратном направлении также 5-10 раз.

              Наиболее частые ошибки детей:

не закрывают глаза до конца;

двигают глазами слишком быстро;

двигают головой и шеей, поворачиваясь вслед за движением глаз.

              Поэтому педагогу лучше считать вслух или просто называть направление: налево – вверх – направо – вниз. Первоклассникам можно называть направление предметно: к окну – на потолок – к стене – на пол, соответственно, и обратные направления.

Упражнение 4.

              И.п. – сидя с открытыми глазами.

1. Вытянуть правую руку вперед перед собой, согнув ее тыльной стороной кисти к себе. Взгляд зафиксировать на ногте среднего пальца.

2. Не поворачивая голову, перевести руку по горизонтали вправо так, чтобы она оказалась на одной линии с плечом. При этом продолжать фиксировать взгляд на ногте.

3. Затем медленно перевести руку по горизонтали влево, также следя за ногтем и фиксируя его взглядом.

4. Опустить руку вниз.

             На счет: 5, 6, 7, 8 повторить упражнение с использованием левой руки.

             Выполнять по 5 раз для каждой руки.

Упражнение 5.

              И.п. – сидя с открытыми глазами.

1. Вытянуть руку перед собой, согнув тыльной стороной кисти к себе (как  в упражнении 4).

2. Зафиксировать взгляд на ногте среднего пальца.

3. Медленно приближать кисть к носу, сгибая ее в локте. Взгляд по-прежнему фиксировать на ногте (10-15 раз).

4. Медленно отодвигать кисть от себя до исходного положения (10-15 раз).

Упражнение 6.

              И.п. – сидя спокойно, руки расслаблены и лежат на коленях.

1. Поднять глаза вверх и опустить их вниз. Это можно делать по воображаемой линии. Для младших школьников лучше нарисовать таблицу, которая будет постоянно находиться перед ними.

2. Выполнять движение глазами влево и вправо (можно с опорой на рисунок).

3. Очертить взглядом восьмерку, расположенную по горизонтали. Сначала слева направо, затем справа налево.

              Чтобы учащиеся чаще выполняли это простое, но очень полезное упражнение, все 4 фигуры-направления рисуют на одной таблицу. Рисунок можно выполнить поочередно (для учащихся 1-2 классов), а можно в одном рисунке совместить все направления движений глаз (для учащихся 3-4 классов, которые уже хорошо знают эти упражнения).