Внеурочная деятельность

Внеурочная (внеучебная) деятельность - это один из видов деятельности, организованный педагогом или учащимися самостоятельно, основанный на принципах выбора, самообразования, саморазвития, добровольности и направленный на социализацию обучаемых, развитие их творческих способностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку

ученицы 7а класса

Габитовой Екатерины

Учитель: Шумова А.Ф.

Индивидуальный образовательный маршрут

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • профессионализмом педагогического коллектива;
  • возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
  • возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

  • постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели),
  • выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
  • конкретизация цели (выбор курсов),
  • оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
  • активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора и способам разработки маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

  • предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
  • учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента;
  • особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;
  • варианты расчета учебной нагрузки;
  • правила заполнения бланка;
  • возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Эта работа может проводиться как в рамках внеклассной деятельности (например, на классных часах) так и информационно-ориетационного курса. При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).

Тема

ЗУН

ОУУН

Задания, способы работы

Сроки

Форма контроля

1

Самостоятельные части речи.

-знать отличие самостоятельных частей речи от служебных;-уметь определять морфологическую принадлежность слова

-уметь работать с интернет-ресурсами;-уметь классифицировать объекты языка

1) интернет-урок «Повторение омонимичных частей речи;           2) тест-онлайн «Самостоятельные части речи», «Служебные части речи».

Тест «Омонимия слов разных частей речи»

2

Служебные части речи.

3

Правописание Н и НН в различных частях речи.

-уметь выбирать написание Н и НН в словах разных частей речи

-уметь самостоятельно выбирать правило и применять его

1)п.5, упр.21, 22, 23;2) интернет-уроки «Повторение орфографии. Правописание одной и двух Н в различных частях речи»

Тест «Правописание Н-НН в различных частях речи»

4

Пунктуация в простом и сложном предложении.

-уметь ставить ЗП в простом осложнённом предложении;--уметь отличать простое предложение от сложного;-уметь ставить ЗП в простых и сложных предложениях

-уметь осуществлять анализ языковых единиц;-уметь работать с ресурсами сети Интернет

3) онлайн-тест «Запятая перед союзом И в простых и сложных предложениях», задание В6, тест №2

Тест «Знаки препинания в предложениях с союзом И»

5

Словосочетание.

-уметь находить главное и зависимое слово в словосочетании;-уметь определять вид синтаксической связи слов в словосочетании

-уметь устанавливать логические связи между объектами;-уметь анализировать и классифицировать языковые объекты

1)интернет-уроки «Словосочетание, его строение и грамматическое значение», «Связь слов в словосочетании»2) онлайн-тест «Способы подчинительной связи в словосочетании

Тест «Словосочетание»

6

Речь. Стили речи. Функционально-смысловые типы речи.

-уметь различать тексты различных типов

-уметь находить информацию и осмыслять её

1) интернет-урок «Стили речи (обобщение изученного)»

Таблица «Функциональные типы речи и их особенности»

Тест по теме "Омонимия слов разных частей речи" 

1. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных.

А) В течен.. реки, в продолжен., повести, в заключен., не был.

Б) В течен.. часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления.

2. Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом — союзом и. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так.

1. На ней то(же) платье, что и вчера.

2. Так(же), как и много лет назад...

3. Друзья то(же) приехали.

4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали.

А) Слитное написание союза.

Б) Раздельное написание слов с частицей же.

3. Союз чтобы пишется слитно, в отличие от частицы бы при местоимении что. В каком примере он употреблён?

А) Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.

Б) Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.

4. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.

1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.

2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.

3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

А) Слитное написание союза.

Б) Раздельное написание частицы бы и местоимения что.

5. Проанализируйте написание производных предлогов.

1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие.

2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение.

А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.

6. В каких предложениях пишется И?

А) отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели;

Б) наблюдать изменения (в)течени.. реки;

В) болеть (в)продолжени… месяца;

Г) читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа.

7. В каких предложениях пишется Е?

А) не пойти на прогулку (в)следстви… дождя;

Б) уехать, но (в)последстви.. возвратиться в родной город;

В) (в) заключени.. конференции был дан концерт;

Г) (в) заключени..по сочинению была дана его оценка.

Тест по теме «Правописание н и нн в разных частях речи»

1. В каком слове пишется одна Н?

1) закопчен...ые стены;

2) трава подстрижен...а;

3) неждан...ый;

4) слышан...ая мною история.

2. В каком слове пишется одна Н?

1) свежезаморожен...ые овощи;

2) швы отстрочен...ы;

3) перевязан...ая рука;

4) вязан...ые бабушкой носки.

 3. В каком слове пишется одна Н?

1) общепризнан...ое мнение;

2) сушен...ые в печи грибы;

3) стилизован...ый интерьер;

4) морожен...ая рыба.

 4. В каком слове пишется одна Н?

1) обоснован...ый вывод;

2) избалован...ый ребенок;

3) площадь оцеплен...а;

4) асфальтирован...ая улица.

 5. В каком слове пишется НН?

1) ранен...ый боец;

2) кожан...ое кресло;

3) юн...ый возраст;

4) воспитан...ый человек.

 

6. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

1) Работа выполнен...а безупречно.

2) Задача решен...а правильно.

3) Девушка хорошо воспитан...а родителями.

4) Учительница строга и сдержан...а.

 7. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

1) Участки застроен...ы.

2) У работников предприятия ненормирован...ый рабочий день.

3) Во двор въехала гружен...ая машина.

4) Поля засеян...ы пшеницей.

 8. В каком ряду есть «третье лишнее»?

1) куплен...ые книги, избалован...ый ребенок, сушен...ые на солнце яблоки;

2) нехожен...ые тропы, незван...ые гости, трава скоше...а;

3) подписан...ый договор, решен...ая задача, желан...ый ребенок;

4) исключен...ый из школы, коротко стрижен...а, бешен...ая скорость.

 9. На месте каких цифр пишется НН?

В конце 19 века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.

     а) 1,2;   б) 2;     в) 2,3;     г) 3,4

            10. На месте каких цифр пишется НН?

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

а) 1,2;    б) 2,3;    в) 1, 2, 3;    г) 3,  4

Упражнения по теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»

Упражнение 1.

Объясните знаки препинания в следующих сложносочиненных предложениях. Выделите союзы, соединяющие части предложений.

1) Самолет набирал высоту, и большой город с квадратами и прямоугольниками кварталов быстро уменьшался на глазах (Ажанов). 2). Он появился на нашем строительстве всего полгода назад, и мы сразу стали друзьями (Чаковский). 3) Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было (Тургенев). 4) То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал (Лермонтов). 5) Всю ночь шел теплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо, сильно пахло сиренью, и хотелось скорее выбежать в сад (Нагибин). 6) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство (Тургенев).

Упражнение 2.

Укажите, в каких случаях союз и употреблен в сложносочиненных предложениях, а в каких — в предложениях с однородными членами. Поставьте нужные знаки препинания.

1) С правой стороны этих лугов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр (Гоголь). 2) Стало темно и улица мало-помалу опустела (Чехов). 3) Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе нависшем над пропастью (Нагибин). 4) Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо (Солоухин). 5) Лето было сухое и знойное и ледники в горах начали таять уже в первых числах июня (Бабель).

Тест по теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»

1. В каком случае союз и соединяет части сложносочиненного предложения?

1) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.
2) Мела пурга-метелица и леденила кровь.
3) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.
4) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

2. В каком случае перед союзом и нужна запятая?

1) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.
2) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.
3) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
4) Тишина и безлюдье.

3. В каком случае перед союзом и не нужна запятая?

1) Солнце зашло и начало смеркаться.
2) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.
3) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.
4) Из окна дует холодом и сыплет снег.

4. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущена ошибка в постановке (отсутствии) запятой перед союзом и?

А. Вол распластался на пыльной дороге и с какой-то покорной безнадёжностью жевал свою бесконечную жвачку.
Б. Заработали с обеих сторон метательные машины, и резкий свист летящих камней наполнил воздух.
В. Она огляделась кругом и её поразили какие-то багровые полосы на западном горизонте.
Г. Дмитрий шёл смело, почти не глядя по сторонам, и как бы сосредоточившись на одной мысли.

1) А, Г         2) Б, В             3) В, Г           4) А, Б

5. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущена ошибка в постановке (отсутствии) запятой перед союзом и?

А. Следовало помнить о безопасности экипажа и пассажиров, и свести к минимуму неудобства от перегрузок.
Б. Сгустились сумерки, и на чистом тёмно-фиолетовом небе зажглись первые звёзды.
В. Через несколько минут мы вышли к вершине, и по противоположному склону приблизились к обвалу.
Г. Небо расчистилось, и закурлыкал в поднебесье журавлиный клин, покидающий родину.

1) А, Г         2) Б, В            3) Б, Г            4) А, В

6. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?

Картошка жарилась на сковородке, от неё шёл острый, вкусный запах и зверь очевидно прибежал на этот запах.

1) … запах, и зверь очевидно …
2) … запах, и зверь очевидно, …
3) … запах и зверь, очевидно …
4) … запах, и зверь, очевидно, …   

7. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?

С криком носятся над морем чайки и это очевидно ещё одна прелесть морского пейзажа.

1) … чайки, и это очевидно …
2) … чайки, и это, очевидно …
3) … чайки и это, очевидно …
4) … чайки, и это, очевидно, …

8. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Ветер забирался в пустые комнаты(1) и в печные трубы(2) и старый дом(3) весь расшатанный(4) дырявый(5) полуразвалившийся(6) вдруг оживлялся странными звуками.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6                           3) 2, 3, 4, 5, 6
2) 2, 3, 6                                       4) 3, 4, 5

9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Пришла весна(1) и(2) исполняя своё обещание(3) Игнат взял сына с собой на пароход(4) и вот перед Фомой развернулась новая жизнь.

1) 1, 2, 4              2) 1, 4             3) 2, 3, 4                  4) 1, 2, 3, 4

10. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, имеющие общий второстепенный член? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Вертолёт преодолел скалистый хребет и сразу внизу открылась поросшая чахлой растительностью долина.
Б. По ночам вокруг дома бродили караульщики и трещали трещотки.
В. Подземная река уходила куда-то в сторону и на самом повороте плот прибило к причалу.
Г.А кругом бушует пламя да пули свистят.
1) А, Б         2) В, Г            3) Б, Г             4) А, В

Упражнение по теме «Словосочетание»

Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.

Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.

Тест по теме «Словосочетание»

                                                                                               
1. Какое словосочетание построено по модели «прил. +  сущ (глсл)»?

1) вьющиеся растения;
2) любой человек;
3) изумительной красоты;
4) в третьем классе.

2. Какое словосочетание построено по модели «глаг (глсл)+ наречие»?

1) иди гулять;
2) сделать случайно;
3) ушел не попрощавшись;
4) выбегая навстречу.
                                                                                   
3. Какое словосочетание построено по модели «прил (глсл) + наречие»?

1) крайне недовольный;
2) практически не выполнимо;
3) огорченно прошептал;
4) (на улице) по-весеннему тепло.

4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?

1) разговор по душам;
2) прийти поговорить;
3) близко от нас;
4) руководить театром.

5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?

1) яйца всмятку;
2) вернуться к полуночи;
3) приказал отступать;
4) окончание школы.

6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?

1) рисовать красиво;
2) желание уехать;
3) идти по бульвару;
4) думать о друге.

7. В каком словосочетании вид связи — согласование?

1) наши шефы;
2) быстро доехать;
3) прогулка верхом;
4) выглянуло из-за туч.

8. В каком словосочетании вид связи — управление?

1) немного странно;
2) забыл рассказать;
3) таять во мгле;
4) рубашка навыпуск.

9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?

1) бутылка из-под молока;
2) говорить по-французски;
3) тринадцатая глава;
4) глядеть по сторонам.

10. Из предложения выпишите глагольное словосочетание.

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.

Ключи

1)

1. - Б
2. - 1Б, 2Б, 3А, 4А
3. - А
4. - 1А, 2А, 3А
5. - 1А, 2Б
6. - Б,Г
7. - А,В

2)

1. - 2)
2. - 2)
3. - 4)
4. - 3)
5. - 4)
6. - 4)
7. - 2)
8. - 4)
9. - В)
10. - Б)

3)

1. 3)
2. 3)
3. 3)
4. 3)
5. 4)
6. 4)
7. 4)
8. 3)
9. 4)
10. 3)

4)

1. - 3)
2. - 2)
3. - 1)
4. - 1)
5. - 2)
6. - 4)
7. - 1)
8. - 3)
9. - 2)
10. -  пересчитать нельзя



Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

по русскому языку

ученицы  5в класса

Басовой Алисы

Учитель: Шумова А.Ф.

Индивидуальный образовательный маршрут

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • профессионализмом педагогического коллектива;
  • возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
  • возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

  • постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели),
  • выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
  • конкретизация цели (выбор курсов),
  • оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
  • активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора и способам разработки маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

  • предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
  • учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента;
  • особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;
  • варианты расчета учебной нагрузки;
  • правила заполнения бланка;
  • возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Эта работа может проводиться как в рамках внеклассной деятельности (например, на классных часах) так и информационно-ориетационного курса. При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).

Подготовка к ВПР

Тема

ЗУН

ОУУН

Задания, способы работы

Сроки

Форма контроля

1

Однородные члены.  Знаки при однородных членах предложения. Члены предложения.

-умениеправильно списывать  осложненный  пропусками орфограмм  и  пунктограмм  текст,  соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила

-знать основные единицы языка;

-уметь  классифицироватьсогласные звуки  по  мягкости–твердости  в  результате  частичного  фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и классификационные умения)

-уметь работать с ресурсами сети Интернет

 Интернет-урок «Повторение однородных членов предложения»

Тест-онлайн «Самостоятельные части речи», «Служебные части речи».

Тест «Однородные члены»

Тест «Части речи».

Упражнение.

2

Части речи.

3

Ударение.

-уметь правильно расставлять ударение в словах

-уметь работать с ресурсами сети Интернет

 Интернет-уроки «Повторение орфоэпии.

Упражнение «Постановка ударения в словах»

4

Фонетика (звуки и буквы).

-уметь  классифицироватьсогласные звуки  по  мягкости–твердости  в  результате  частичного  фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и классификационные умения).

-уметь работать с ресурсами сети Интернет

Интернет – уроки «Повторение фонетики»

Тест «Фонетика»

5

Работа с текстом: определение основной мысли.

-уметь определять основную мысль текста(идею)

-уметь находить информацию и осмыслять её

Интернет-уроки «Основная мысль текста»

Упражнение. Прочитайте текст и определите его основную мысль

Толкование лексического значения слова.

-уметь определять значение слова

-уметь работать со словарем, с ресурсами сети Интернет

Тест-онлайн

«Лексическое значение слова»

Упражнение. Прочитайте текст и определите лексическое значение слова

Синонимы, омонимы и антонимы.

-уметь различать языковые явления

-уметь находить информацию и осмыслять её

Тест-онлайн

«Синонимы», «Антонимы», «Омонимы»

Тест «Омонимы. Синонимы. Антонимы»

Разбор слова по составу.

- уметьделить слова на  морфемы на  основе  смыслового и грамматического  анализа  слова, графически  обозначать  выявленные  морфемы

-уметь работать с ресурсами сети Интернет

Интернет-уроки «Морфемный разбор слова»

Тест «Морфемный разбор»

Морфологический разбор имени существительного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

-уметь определять морфологические признаки существительного и прилагательного

-уметь находить информацию и осмыслять её;

-уметь работать с ресурсами сети Интернет

Интернет-уроки «Морфологический разбор слова»

Упражнение «Морфологический разбор разных частей речи»

Синтаксический разбор предложения.

-уметь определять синтаксические признаки предложения

-уметь находить информацию и осмыслять её;

-уметь работать с ресурсами сети Интернет

Интернет-уроки «Синтаксический разбор предложения»

Упражнение «Синтаксический разбор предложения»

Предложение с прямой речью.

-уметь находить предложения с прямой речью;

-уметь расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;

-уметь составлять схему предложения

-уметь находить информацию и осмыслять её;

-уметь работать с ресурсами сети Интернет

Интернет-уроки «Прямая речь»

Упражнение «Предложения с прямой речью»

Тип речи.

-уметь различать тексты различных типов

-уметь находить информацию и осмыслять её

Интернет-урок «Типы речи (обобщение изученного)»

Таблица «Функциональные типы речи и их особенности»

ТЕСТ   Однородные члены

Вариант 1

1 Укажите правильную формулировку.  Однородные члены  отвечают…

    А) на разные вопросы;

    В) на один и тот же вопрос;

    С) на какие хотят.

2. Укажите правильную формулировку. Однородные члены …

    А) относятся к одному и тому же члену предложения;

    В) читаются без перечислительной интонации;

    С) относятся к разным членам предложения.

3. Найдите предложение с однородными членами:

  1. Хохот  и песни слышались повсюду.
  2. На весенней лужайке расцвели колокольчики.
  3. Мы любим свою Родину.

4. Укажите, в каких предложениях есть однородные члены:

      А. Няня надевает Марине  сапоги.

      В. Девочка капризничает,  шалит, болтает ногами.

      С. Прогулка отменяется.

5. Найдите предложение с однородными подлежащими:

  1. Ослепительное солнце заглянуло в окно.
  2. В лесу живут разные звери.
  3. В лесу весело поют соловьи и кукушки.

6. Найдите предложение с однородными сказуемыми:

  1. Звезда горит и светит в темноте.
  2. Травка зеленеет , солнышко блестит.
  3. Над озером стоял туман.

7. В предложении (По морям плавают пассажирские и грузовые суда.) однородными членами являются:

А) подлежащее;

    В) определение;

    С) сказуемое.

8. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?

  1. Захотел медведь меду, и полез на дерево.
  2. Травка зеленеет , и  солнышко блестит.
  3. Мы любим зимой кататься на лыжах.

ТЕСТ   Однородные члены

Вариант 2

1. Укажите правильную формулировку. Однородные члены предложения…

А) относятся к одному и тому же члену предложения;

            В) читаются без перечислительной интонации;

            С) относятся к разным членам предложения.

 2. Укажите правильную формулировку. Однородные члены  предложения…

               А) обычно выражены одной и той же частью речи;

               В) выражены разными частями речи;

               С) их не может быть в предложении.

3. В предложении (Мухи, осы , шмели укрываются  в сухих убежищах.)    однородными   членами являются:

А) сказуемые;

В) подлежащие;

С) дополнения.

4.Укажите предложение с однородными сказуемыми:

  1. Ночь была тёплая.
  2. Яркая луна освещала путь странникам.
  3. Сухой лист трепетал на ветке, опадал и крутился в воздухе.

5.Найдите предложения с однородными определениями:

  1. Иногда Илюша просыпается добрый и  весёлый.
  2. В обед он с хорошим настроением идёт гулять.
  3. В саду весело щебечут птицы.

6.Найдите  предложение с однородными подлежащими:

  1. Налетела туча, и засверкала молния.
  2. Весной на лугах расцветают белые ромашки, голубые васильки и колокольчики.
  3. Сметала осень в высокие стога душистое сено.

7.Найдите предложение с однородными  дополнениями:

  1. Весело, весело встретим Новый год.
  2. На лесной поляне я увидела много грибов и ягод.
  3. По высокому синему небу плыли облака.

8.В предложении (Снег падал медленно и бесшумно.) однородными членами  являются:

А) сказуемые;

В) определения;

С) обстоятельства.

Ответы  к тесту   «Однородные члены»

1 вариант: 1В, 2А, 3А, 4В, 5С, 6А, 7В, 8А.

2 вариант: 1А, 2А, 3В, 4С, 5А, 6В, 7В, 8С.

Имя существительное

1. Найди  верный вариант ответа:     Имя существительное – это…..

А) часть речи, которая обозначает действие предмета;

Б) часть речи, которая обозначает предмет;

В) часть речи, которая обозначает признак предмета.

2. Выбери правильный ответ    Имя существительное отвечает на вопросы:

А)  что делает? что сделает?         Б) кто? что?         В) какой? какая? какое? какие?

3. В группе слов подчеркни имена существительные:

 Сахар, черный, учение, темнота, рисовать, пожелтеть, бег, зеленеть, имя.

4. В группе слов подчеркни имена существительные во множественном числе:  Сосулька, учителя, сады, кроты, якорь, дети, ученики, друзья, медведи, белка, заморозки.

5.Подчеркни одушевленные имена существительные:

1) ласточка;           2) вода;          3) белка;                4) морковь.

6.Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные.

Холо...  ск...вал  землю.  Зимние  ветры  гуляли  в  макушках  д...рев...ев.

С  берё...  сыпался  иней.  Под  н...гами  хрустел  сне... . Сн...гири  прыгали  по лапам елей.

Глагол

1. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?         б) кто? что?  в) что делать? Ччо сделать? что делают? что сделают?

г) кого? чего?

2. Глагол обозначает     а) предметб) действие предметав) признак предмета.

3. Глагол по числам     а) изменяетсяб) не изменяется.

4. В предложении глагол бывает         а) подлежащимб) сказуемым.

5. К данным словам напиши однокоренные слова, отвечающие на вопрос - что делает?

Зевок  ________________

Работа  _______________

Обед  ________________

6. Напиши слова противоположные по значению:

Поднимать  _______________

Молчать  _________________  

Грустить  _________________

7. Подчеркни глаголы двумя линиями. Вставь пропущенные буквы.

Поб..жала  по  лесу  позёмка.  Загудел  тёмный  лес.  Нал..тел  х…лодныйв..тер. Зак..чались  д..ревья.  Пол..телисугробики  с   ..ловых  лап.  Хлоп…я  снега посыпались  на  ветки.  Нач..лась  пурга.

8. Измените глаголы по числам.

Работают  _______________________

Бегал  __________________________

Рисовали  _______________________

9. Определи, на какой вопрос отвечают слова и запиши в нужную строчку.

Зеленая, прыгать, ручеёк, пишет, маленькое, рысь.

Существительное_____________________________________

Прилагательное_______________________________________

Глагол________________________________________________

Имя прилагательное

1. Что обозначают имена прилагательные?

а) предметб) признак предметав) действие предмета.

2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

а) какой? какая? какое? какие?б) что делать? что сделать?в) кто? что?

3. На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?

а) какая?           б) какое?                в) какой?                г) какие?

4. Прочитай загадку. Сколько имен прилагательных в загадке?

Русская красавицастоит на поляне.

В зеленой кофточке,в белом сарафанчике.

а) 3             б) 4             в) 5

5. Как подчеркивают имена прилагательные в предложении?

а) одной чертойб) двумя чертамив) волнистой линией.

6. Дополни предложения, подходящими по смыслу, именами прилагательными:

Канат толстый, а веревочка __________________.

Летом день длинный, а ночь ________________.

Мел белый, а уголь ____________________.

Дорога широкая, а тропинка ___________________.

7. Подбери имена прилагательные, близкие по смыслу.

Ласковый -______________________.Смелый -___________________________.

8. Какое из слов - имя прилагательное?

а) мороз            б) морозный             в) морозит

9. Определи число имён прилагательных.Зелёная трава, душистые ландыши, тёплый ветерок, яркое солнышко, перелётные птицы, голубое небо.

Упражнение.Определите, к какой части речи относятся слова, назовите признаки частей речи, которые вам помогли.

Весёлый, однако, не, солнце, удивит, новее, влево, над, бы, под, к, бегаешь, по-хорошему, и, я, медный, наш, смотрит, он, но, панама, странный, крот, лисья, красив, точь-в-точь, доброта, вдвоём, краснота, Англия, двухэтажный, пятилетний, тоже (то же), столько, поедание, зато (за то), ввиду, всё-таки, там, вблизи, благодаря, пусть, глубже, чуть-чуть, бегом.

Постановка ударения в словах

Алфавит, брала, занята, километр.

Алфави́т, брала́, занята́, киломе́тр.

 3

Взяла, алфавит, документ, издавна.

Взяла́, алфави́т, докуме́нт, и́здавна.

4

Поняла, досуг, изредка, ворота.

 

Поняла́, досу́г, и́зредка, воро́та.

5

 

Жаворонок, занята, квартал, сантиметр.

Жа́воронок, занята́, кварта́л, сантиме́тр.

6

 

Принял, красивее, цемент, позвонят.

При́нял, краси́вее, цеме́нт, позвоня́т.

 

7

Брала, взяли, магазин, портфель.

 

 

Брала́, взя́ли, магази́н, портфе́ль.

 

8

Красивее, поняли, инструмент, столяр.

 

Краси́вее, по́няли, инструме́нт, столя́р.

 

9

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Ожил, досуг, звонишь, километр.

 

о́жил, досу́г, звони́шь, киломе́тр.

 

10

 

Средства, повторим, шофёр, приняли.

 

 

Сре́дства, повтори́м, шофёр, при́няли.

 

11

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Щавель, положит, звоним, задаст.

 

 

Щаве́ль, поло́жит, звони́м, зада́ст.

 

12

Звонит, средства, начать, углубить.

 

Звони́т, сре́дства, нача́ть, углуби́ть.

13

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Столяр, статуя, инструмент, квартал, нефтепровод 

Столя́р, ста́туя, инструме́нт, кварта́л, нефтепрово́д.

14

 

Газопровод, жалюзи, избаловать, попила, цемент.

Газопрово́д, жалюзи́, избалова́ть, попила́, цеме́нт.

15

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Ходатайствовать, договор, трубопровод, центнер, хвоя.

 

Хода́тайствовать, догово́р, трубопрово́д, це́нтнер, хво́я.

16

Алфавит, километр, крапива, магазин, процент.

Алфави́т, киломе́тр, крапи́ва, магази́н, проце́нт.

17

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Зави́дно, о́жил, и́скра, кладова́я, догово́р.

18

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Туфля, торты, ненависть, ремень, бухгалтеры.

ту́фля, то́рты, не́нависть, реме́нь, бухга́лтеры.

19

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Кулинария, цемент, каталог, документ, премировать.

 

Кулинари́я, цеме́нт, катало́г, докуме́нт, премирова́ть.

20

 

Сливовый, оптовый, краны, банты, перезвонит.

 

Сли́вовый, о́птовый, кра́ны, ба́нты, перезвони́т.

21

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Шарфы, кухонный, туфля, звала, доверху.

Ша́рфы, ку́хонный, ту́фля, звала́, до́верху.

22

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Щаве́ль, киломе́тр, по́нял, кварта́л.

23

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Алфавит, банты, взяла, донельзя.

 

Алфави́т, ба́нты, взяла́, доне́льзя.

24

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Сре́дства, киломе́тр, звала́, звони́т.

25

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Километр, ворота, цемент, поняла.

 

Киломе́тр, воро́та, цеме́нт, поняла́.

26

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Взяла, досуг, понял, документ.

Взяла́, досу́г, по́нял, докуме́нт.

27

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Жаворонки, занята, красивее, цемент.

 

Жа́воронки, занята́, краси́вее, цеме́нт.

28

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

и́зредка, звоня́т, при́няли, ста́туя.

29

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Звонит, магазин, повторит, шофер.

 

Звони́т, магази́н, повтори́т, шофе́р.

30

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Брала, положил, звонит, километр.

 

Брала́, положи́л, звони́т, киломе́тр.

31

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Каталог, банты, щавель, принял.

Катало́г, ба́нты, щаве́ль, при́нял.

32

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Начался, глубоко, кладовая, инструмент.

 

Начался́, глубоко́, кладова́я, инструме́нт.

33

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Августовский, взяла, брала, добыча.

 

а́вгустовский, взяла́, брала́, добы́ча.

34

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Звонишь, столяр, щавель, проспала.

.

 

Звони́шь, столя́р, щаве́ль, проспала́.

35

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Медведями, звала, красивее, торты.

Медве́дями, звала́, краси́вее, то́рты.

36

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Цеме́нт, звони́ть, столя́р, повтори́м.

37

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Красивее, портфель, хвоя, средства.

Краси́вее, портфе́ль, хво́я, сре́дства.

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Магазин, начала, понял, портфель.

Магази́н, начала́, по́нял, портфе́ль.

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Брала, изредка, магазин, портфель.

Брала́, и́зредка, магази́н, портфе́ль.

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Досуг, звонит, повторим, поняла.

 

Досу́г, звони́т, повтори́м, поняла́.

Тест на тему «Фонетика»

Обвести кружком номер правильного ответа:

       1. Все согласные звуки  мягкие в словах группы:

      1) линейки, печки                             3) пастила, чижики

      2)  юнец, чудо                                    4) пояс, лещ.

  1. Все согласные звуки твёрдые в словах группы:
  1. заяц, озеро                                 3) олень, клюв
  2. пирожки, хлеб                           4) роза, трава.

    3. Слова, которые заканчиваются на твердый, глухой согласный звук:

         1) суп, рот                        3) ветер, ель

        2) бег, день                         4) нос, печь.

    4. Слово, в котором все согласные звуки звонкие:

      1) слой                                 3) голуби

      2) арбуз                               4) мышка.

      5. Слово, в котором все согласные звуки  глухие:

                  1)  мороз                                            3) рыба

                  2) шкаф                                              4) чайник. 

                           

  1. Звуков больше, чем букв:     
  1. ёжик, юла                              3) алыча, карандаш
  2. якорь, ямка                            4) грядка, ёлка.

      7. Букв больше, чем звуков в словах группы:

         1) меньше, лента                                   3) осень, коньки

        2)  подъезд, зайчик                                4) денёк, поезд.

  1. Количество звуков и букв совпадает:

 1)  храбрость                                        3)  огоньки

 2)  мир                                                  4)  енот.

 9. Ударение падает на один и тот же слог в словах группы:

     1) рыбалка, ловить                          3) перепёлка, камыш

      2) азбука, сказочник                       4)  язык, красный.

       10. Ударение падает на 3 слог:

                  1) алфавит                                      3) поход

                  2) малина                                       4) библиотека.

       

        11. Слова с ударением на втором слоге:

         1) Москва, школа                      3) сорока, капуста

         2) линейка, ветер                      4)морковь, лист.

       12. Слово, написание которого не соответствует его произношению:

          1) пудра,                              3)  зубки

          2) кончик                             4) буква.

        13. Может ли быть в слове:

          1) 1 слог, 2 согласных и 2 гласных звука?   3) 0 слогов, 2 гласных и 2 согласных звука?

          2) 2 слога, 2 гласных и 2 согласных звука?      4) 2 слога и 1 гласный звук и мягкий знак.

        14. Найдите правильное утверждение:

 1) В слове звуков может быть больше, чем букв.

 2) В слове количество звуков и букв всегда совпадает.

 3) В слове звуков может быть больше, чем звуков.

 4) В слове букв всегда больше, чем звуков.

       15. Найдите правильное утверждение:

       1) В русском языке все согласные имеют пару по звонкости – глухости.

       2) В русском языке не все согласные имеют пару по звонкости – глухости.

       3) В русском языке звуки [л], [м], [н], [р], [й’] – глухие, у них нет звонкой пары.

       4) В русском языке звуки [х], [ц], [ч’], [щ’], [ш] - глухие, у них нет звонкой пары.

         16. Правильная транскрипция слова «клюв»:

        1) [клув]                                        3) [кл’ ув]

        2) [кл’ юф]                                     4) [кл ‘уф]

Упражнение. Определите и запишите основную мысль текста

Текст 1

(1)В морозное утро слышу: кто-то стучит настойчиво, нетерпеливо. (2)Выхожу на крыльцо - никого нет. (3)И снова тот же стук. (4)Наверное, кто-то балуется, сейчас подкараулю. (5)Выглядываю из окна: снова никого нет, только нахохлившиеся вороны на деревьях сидят. (6)И опять: «Стук, стук, стук». (7)Наконец из окна вижу: на крылечке топчется серая ворона и толстым клювом барабанит по ступенькам, будто возмущается: «Что же вы так долго корм не выносите?»

(8)Одеваюсь и с ведром иду к ящику, куда обычно ссыпают пищевые отходы, а во дворе, хоть солнце уже яркое и небо ясное, морозец за уши пощипывает. (9)Высыпаю корм-отходы и иду к дому, оборачиваюсь на вороний галдёж: сильные бессовестные вороны оттесняют от корма маленьких галок, между собою дерутся. (10)И тут замечаю: из-под сарая скачет ворона с перебитым крылом, волочит его по снегу, пытается взлететь на ящик, а не может. (11)Тогда села она вдали, распустила крылья и, вытянув шею, издала громкий, жалобный крик; но никто ей из ворон не отозвался. (12)И вдруг к больной и беспомощной птице подлетает с кормом маленькая юркая галочка, опустилась возле неё, отдала пищу и за другой порцией улетела.

(13)Стою озадаченный, ничего не понимаю. (14)Оказывается, не бросить слабого в беде -это тоже чудесный закон природы!

(По А. Дорохову)

Текст 2

 (1)Дело это давнее, а из памяти не уходит. (2)Было так: штурмом взяли рейхстаг, стихла пальба, и по траншее, вырытой на берегу речки Шпрее, ходили как неприкаянные опалённые боями люди. (3)На лицах усталость, страшная усталость… (4)Четыре года тяжёлого ратного труда: кровь, грохот, сердце в кулак сжато, спишь - не спишь - война!

(5)И вдруг в полной тишине раздались новые звуки. (6)Глядим - откуда ни возьмись сваливается с неба стайка диких уточек; подержались в воздухе, покружились и пикируют совсем рядом на воду, под горбатый мостик, что неподалёку от рейхстага: «Кря-кря-кря-а-а!..» (7)Да так заливисто и весело кричат, аж оторопь взяла. (8)Смотрим и глазам не верим: только-только огненный смерч прокатился, а они вон уже как мирно беседуют! (9)И сразу стало легче на сердце: вот оно что, птицы верный знак подают, сразу чуют, что к чему.

(10)Встрепенулись бойцы и будто налились силой, поправляют гимнастёрки, чистят сапоги. (11)Загрубевшие руки уже жаждут обнять матерей, жён, детей: значит, мир! (12)А уточки всё заливаются, перелетают, суетятся, словно понимают, что нынче можно прочно устраиваться и строить гнездо. (13)Вот так, помнится, мирные птичьи голоса стали для нас, солдат, вещим звуком - конец войне. (14)И сейчас, как в то далёкое время, вспоминаются крылатые вестники мира - мира на долгие годы.

(По В. Воронину)

Текст 3

 (1)Много ребят увлекается рыбалкой, а вот поймать крупную рыбу удаётся только тем, кто внимательно наблюдает за жизнью водоёма, кто знает повадки рыб. (2)В верхних слоях прозрачной воды можно часто видеть небольших рыбок. (3)Дружными стайками плавают они у берега. (4)Если рыболов ведёт себя спокойно, рыбки иногда подплывают к его поплавку и любопытства ради толкают его головой. (5)Но вот рыболов забудется и чихнёт или кашлянет. (6)Серебряные брызги рассыплются в разные стороны, и стайки рыбок как не бывало.

(7)Однажды мне довелось видеть, как щука испугалась человеческого голоса. (8)Ранней весной на мелком озере, где было совсем мало растений, голодные щуки брали на блесну так жадно, что я быстро поймал несколько крупных рыб. (9)В прозрачной воде мне удалось увидеть, как из травы появлялась грозная хищница, как быстрым броском хватала она блесну. (10)Я не хотел больше ловить полосатых красавиц и стал с любопытством наблюдать за ними. (11)И вот, когда я проводил блесну мимо водорослей и оттуда мелькнула бронзовая полоса погнавшейся щуки, я нарочно громко вскрикнул. (12)Щука не могла меня видеть, но она как-то сразу съёжилась, сникла и, развернувшись, жалко юркнула в глубину.

(13)На рыбу действует даже самый слабый звук - вот почему на рыбалке нельзя шуметь. (14)Замечено: крупная рыба более осторожна, чем мелкая.

(По Г. Сазонову)

Упражнение. Определите и запишите лексическое значение слова «истощаться» из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Истощаться — .. 

Текст

(1)Впервые я ступил на необитаемый остров 30 сентября 1659 года, чтобы провести на нём двадцать восемь лет два месяца и девятнадцать дней. (2) Шестнадцать лет моим надёжным помощником была наша корабельная собака, которая почти заменила мне человеческое общество.

(3)Я поселился в пещере, которую огородил двойным частоколом. (4)Для этого мне пришлось вбить триста или четыреста кольев выше человеческого роста.(5) На третий год моего пребывания на острове я испёк первый хлеб, а на одиннадцатый, когда порох стал у меня истощаться, я решил приручить нескольких козлят. (6) Года через полтора у меня уже было не меньше двенадцати коз.

(7) Я прожил на острове уже почти восемнадцать лет, когда однажды к своему ужасу на прибрежном песке увидел след голой человеческой ноги. (8)Я и не предполагал, что на остров приплывают дикари. (9)Совершенно случайно я обнаружил скрытую от глаз пещеру, куда и перенёс почти все свои припасы. (10)«Теперь и пятьсот дикарей не смогут разыскать моего тайника», — говорил я себе.

 

(По «Робинзону Крузо» в переводе К.И. Чуковского.)

Тест «Синонимы. Антонимы. Омонимы»

Вариант 1

А1. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами.

1) В зоопарке мы увидели гиппопотама. — Бегемоты водятся в Африке.
2) Жизнь бьёт
ключом. — Мы нашли ключ к разгадке.
3)
Хорошо, когда среди жаркого дня польет дождь. Плохо, когда слякоть под ногами.
4) В темноте
сидеть было неприятно. — Мама рано начала седеть.

А2. В каком предложении есть синонимы?

1) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.
2) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
3) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.
4) Яблоки не кислые, а сладкие.

А3. В каком предложении есть антонимы?

1) Рана заживает, а рубец остаётся.
2) Пришлось долго, терпеливо ждать.
3) Метель метёт, и вьюга плачет.
4) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

А4. Какая пара слов не является антонимами?

1) светлый — тёмный;
2) жизнерадостный — неунывающий;
3) радоваться — горевать;
4) хвалить — ругать.

А5. Укажите верное суждение:

1) слова бежать и нестись являются антонимами;
2) слова
бежать и нестись являются синонимами;
3) слова
бежать и нестись являются омонимами;
4) слова
добрый и злой являются синонимами.

Прочитайте предложение и выполните задания В1, В2.

Говядину нужно долго тушить с овощами.

В1. Выпишите из предложения слово, которое имеет омоним.

В2. Запишите антоним(-ы) к слову ДОЛГО.

С1. Опишите ребят вашего класса, используя в тексте синонимы и антонимы.

Вариант 2

А1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами.

1) Песчаная коса на нашей речке. — Мама заплела косу.
2) Лошадь была со
светлой гривой. — Конь оказался весьма резвый.
3) Мальчик почти всегда
улыбался. — Девочка немного грустная.
4) Груша вся покрыта
белыми цветами. — Чёрный цвет земли говорит о её плодородии.

А2. В каком предложении есть синонимы?

1) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.
2) Сова спит днём, а охотится ночью.
3) В поэзии часто глаза называют очами.
4) По лестнице можно идти вверх и вниз.

А3. В каком предложении есть антонимы?

1) Хлеб мягкий, свежий.
2) Ищи не дом, а соседей.
3) Дерево держится корнями, а человек — делами.
4) Корень учения горек, а плод сладок.

А4. В каком ряду слова не являются синонимами?

1) страх, боязнь;
2) дом, хижина;
3) счастье, радость;
4) ученик, учитель.

A5. Укажите верное суждение:

1) слова день и ночь являются синонимами;
2) слова
день и ночь являются антонимами;
3) слова
день и ночь являются омонимами;
4) слова
диван и кресло являются синонимами.

Прочитайте предложение и выполните задания В1, В2.

Клубы дыма поднимались вверх.

В1. Выпишите из предложения слово, которое имеет омоним.

В2. Запишите антоним к слову ПОДНИМАЛИСЬ.

С1. Опишите ребят вашего класса, используя в тексте синонимы и антонимы.

Ответы

А1-2
А2-1
А3-4
А4-2
А5-2
В1. тушить
В2. быстро
Вариант 2
А1-1
А2-3
А3-4
А4-4
А5-2
В1. Клубы
В2. Опускались

Упражнение «Предложения с прямой речью»

1.Выполните обозначенные цифрами 3,4 в тексте к заданию языковые разборы:

Резн..ми, ажурн..ми, игольчат..ми появляют..ся в..сной на свет первые тр..винки. Сразу и (не)различиш.., какое р..стение проклюнулось пок..залось из влажной земли. Скоро ра(з/с)пуст..т..сяра(з/с)прав..т..ся нежные листоч..ки.(4) И уже можно будет узнать по ним тысячелис..ник одуван..ч..к р..машку и к..локольчик.

Но самое настоящее ч..допрои(з/с)ход..т тогда, когда р..стениязацв..тают(2). И ра(з/с)цвечивают..ся з..лёные луга опушки(1) к..согорып..ляны необыкновенными цв..точ..ными(3) узорами. Ж..лтыеодуван..чики белые р..машки синие к..л..кольч..ки сразу броса..т..ся в глаза: и стебли у них высокие, и цв..тки крупные. Но среди пёстрого разнотрав..я есть и такие, вроде бы совсем неприметные, скромные, но по-своему оч..ровательные. И над этой кр..сотой разд..ют..сяптич..и трели.

2.Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 

1) По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть.

2) Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны.

3) Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова.

4) Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска.

Упражнение 2. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 

1) По словам медсестры Ивану Петровичу прописали строгую диету.

2) Мама попросила, чтобы я на обратном пути забежал в магазин.

3) Ольга Петровна сказала Анечка уже купила новые сапожки на зиму.

4) Когда будет контрольная по математике Любовь Ивановна.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: