Школьный музейный уголок

Незнанова Елена Николаевна

Школный музейный уголок открыт в 2016 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Утверждаю

Директор школы __________Ретюнская И.Н.

План работы

школьной музейной комнаты «Вехи истории»

МБОУ Большекуликовской  СОШ  

на 2018-2019 учебный год

 

Цель работы школьного музея: формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры.

Задачи:

  • способствовать овладению учащимися практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  • научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры;
  • формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
  • формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Направления

деятельности

Мероприятия

Сроки

1

Экскурсионная деятельность

Экскурсии:

1. «Знакомство с музеем».

Интерактивные занятия:

1.«Национальный орнамент»

2. «Истории из сундучка»

Экскурсии:

2. «Родные лица Победы»

В течение года

2

Фондовая работа

Ведение инвентарной книги

Ведение картотеки ветеранов ВОВ, тружеников тыла

Начать работу по созданию картотеки известных людей, выпускников школы

В течение года

3

Поисковая работа

Продолжить сбор материальных и письменных источников по истории населенных пунктов.

Сбор сведений по истории школы и учителей.

Сбор материальных и письменных источников по участникам ВОВ, тружеников тыла.

В течение года

4

Участие в конкурсах и акциях

Принять участие в мероприятиях,  посвященных Дню защитника Отечества

Принять участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы

Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк»

В течение года

5

Экспозиционно-выставочная деятельность

Выставка: «Работа мастерицы»

«История Деда Мороза и Снегурочки»

В течение года

6

Творческая деятельность

Альбомы:

1.«Родные лица Победы».

2.«Наш бессмертный полк»

3. «Вспоминают ветераны»

В течение года

7

Исследовательская деятельность

Сбор воспоминаний о тружениках тыла, участниках ВОВ.

Анкетирование, интервьюирование, обработка исходных данных.

Исследование вновь поступивших экспонатов, пополнение текстовой и электронной базы данных.

Исследовательские работы.

Исследовательская деятельность по общероссийским сайтам «Подвиг народа»

В течение года

8

Информационная деятельность

Подготовка информационного материала для школьного сайта.

Размещение материалов на различных сайтах

В течение года

9

Мемориальная деятельность

Проведение мероприятий, посвященных Дню Победы и дню памяти Лысова Ю.

Открытие мемориальной доски памяти Почивалина Н.М., Героя Советского Союза.

Сентябрь

Май


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Православные святыни родного края

Многие годы православная вера, созидательный труд и молитвенный подвиг жителей преображали Тамбовскую землю, украшали ее величественными храмами и святыми обителями. Несмотря на годы жестоких гонений, постигших церковь в 20 веке, все это не было разрушено. Часть великого наследия ныне предстает перед взором наших современников, свидетельствуя о величии православной культуры. Но многое утеряно безвозвратно. Сейчас очень важно сохранить память о духовной истории нашего края.

На основании Постановления администрации Моршанского района от 22.01.2013г.  № 41 с января 2013 года в МБОУ Большекуликовской СОШ началась работа в рамках акции «Восстановление духовно–исторической памяти», которая направлена на восстановление культурно-исторической преемственности поколений через увековечивание памяти об утраченных святынях Тамбовщины (храмах, монастырях, часовнях, святых источниках).

В проведение акции были вовлечены на добровольных началах обучающиеся нашей школы, учителя, родители. Участие в этой акции нацелено на увековечивание памяти о разрушенных православных храмах, расположенных на территории МБОУ Большекуликовской СОШ (с.Малые Кулики, с.Большие Кулики, с.Весёлое, с.Ракша).

В процессе  организации поисковой и исследовательской деятельности был сделан запрос в Тамбовский областной архив об истории данных церквей, о священниках, служивших в них, о репрессированных священниках. Ведётся работа с населением по  вопросам, где находились церкви, судьба здания, как относились местные жители к священникам. Собираются фото-материалы.

 На данный момент в школе собран материал для исследовательской работы «История церкви с. Большие Кулики», для кратких  исторических  справок о церквях с. Весёлое, с. Малые Кулики, с. Ракша. В процессе работы планируется объединение всех этих материалов   для исследовательской работы «Православные святыни родного края».

В ходе работы были собраны следующие материалы.

Церкви стояли в каждом селе. И сам статус села присваивался поселению только тогда, когда в нем возводился храм Божий.

Согласно книге «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии» (составлено Тамбовского кафедрального собора священником, магистром Георгием Хитровым. Тамбов. 1861 год. В типографии коллежского регистратора К.И.Закржевского)    «В Моршанском уезде 88 церквей; из них каменных 20, деревянных 68. Из древних деревянных храмов, в которых отправляется богослужение, существуют: один - 250 лет, три - около 200 лет, 4 – 160 лет, три- 120, 13 около столетия. В числе 88 сельских церквей помещиками построено 18, 70 - вольными прихожанами. При означенных церквях духовенства: протоирей 1, священников 113, диаконов 65, причетников 207. Духовенство это подчинено надзору 5 благочинных.

В Моршанском уезде сельские приходы большею частью не бедные. В некоторых селах служители алтаря при хлебопашестве занимаются с пользою для себя пчеловодством. В двух малочисленных приходах священно-церковно-служителям выдается ежегодно жалованья по 85 руб. серебром, в одном из таких 111 руб.сер. затем в уезде можно насчитать очень скудных приходов не более 11, в трех селах 5 священников получают жалованья ежегодно по 57 руб. за обращение молокан к православной церкви. Церковной земли в этом уезде, обрабатываемой духовенством, 4560 десятин, в том числе писцовой 101 десятина».

 До XIX века церкви строились из дерева. Местные мастера сами составляли проект, жители сообща выбирали место: обычно самый возвышенный и красивый участок. Ни одна церковь не походила на другую.

Сведения о церквях мы нашли в «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии» (издание канцелярии Тамбовской духовной консистории под редакцией секретаря А.Е.Андриевского. Тамбов Типо-литография Н.Бердоносова и Ф.Пригорина. 1911год).

В Больших Куликах была Архангельская церковь, деревянная, теплая. Построена в 1899г.на страховую премию, полученную от сгоревшего старого храма. Престол - в честь Архангела Михаила (8 ноября по старому стилю).

Опись церковного имущества и метрические книги ведутся с 1868г. При церкви имеется библиотека.

Штат: 2 священника, дьякон и 2 псаломщика. У причта земли 174 дес. 1165 саж. полевой,в том числе 120 дес. пахотной, удобной, 20 дес. луговой и 34 дес.165 дес. саж. неубодной, под болотами и кустарниками, в 3-х верстах от церкви. На причте лежит обязанность держать мост через реку и плотину, нанимать полевого сторожа. Земля дает годового дохода от 900 до 1000 руб. причтового капитала 1330 руб. Церковного капитала 100 руб.

Дворов в селе Большие Кулики 196, душ мужского пола 619, женского 612. Великороссы, земледельцы, имеют по 10 саж. земли на душу в каждом поле.

В приходе деревня Ново-Александровка (Волковка) в 3-х верстах от церкви. В ней 93 двора, душ мужского пола - 370, женского - 373 человека. Экономия князя Оболенского. Там же, в 2-х верстах от церкви, его винокуренный завод. Протекает река Арзазовка. Лес – боярский.

Имеются школы: 2 церковно-приходские, земская и частная, экономическая. Все школы одноклассные. Есть церковно-приходское попечительство. Приход от ст. «Кулики» в 2-х верстах, почтовое отделение - в 17 верстах, больницы и фельдшерского пункта - в 7 верстах, волостного управления - в 2-х верстах, благочинного - в 20 верстах, г. Моршанск в 17 верстах , г. Тамбова в 90-х верстах. Ближайшая церковь - в с. Малые Кулики - в 2-х верстах.

Адрес для корреспонденции и телеграмм: ст. Кулики Сызранско-Вяземской жд. Земский начальник 4 уч., пристав 4 стана Моршанского уезда. Приход принадлежит Мало-Куликовской волости.

Церковь действовала до 1940 года. Затем в церкви сделали амбар, где хранили зерно.

Во время Великой Отечественной войны там размещался госпиталь, раненые находились и в здании школы. Госпиталь отапливался дровами, которые вырубали на болоте.

Военврачи жили на квартирах, многие санитарки были из местных женщин.

Старый поп Кринов с семьей жил недалеко от церкви. Репрессии его не коснулись (из воспоминаний Кречетовой В.А., 1931 г.р.)

А после войны церковь была разобрана. Из бревен сложили амбар на краю села. Уже в 50-е годы на месте церкви построили новое здание школы, которая действовала до 1977 года. (из воспоминаний Ломтевой Т.П., 1941 г.р.) Сейчас это здание почти разрушено.

В «Списке репрессированных священнослужителей, церковнослужащих, монашествующих и мирян, пострадавших за веру по Тамбовской епархии (по состоянию на 1 декабря 2003 года) есть и наши земляки.

Священник

Лавров Сергей Николаевич — 1872 года рождения, уроженец села Кулики, Моршанского района. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию. На период ареста, в 1932 году, служил заштатным священником Петропавловской церкви г. Тамбова. Решением Тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 1 января 1933 года осужден по ст. 58–10 УК РСФСР к высылке в Северный край сроком на 5 лет. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 7 июня 1989 года.

Священник

Непряхин Павел Алексеевич — 1883 года рождения, уроженец села Большие Кулики, Ракшинского района. На период ареста, в 1930 году, служил священником в церкви по месту рождения. Постановлением Моршанской оперативной группы ПП ОГПУ по ЦЧО от 16 декабря 1930 года из-под стражи освобожден и дело на него за недоказанностью совершения преступления было прекращено. В 1937 году вновь арестован и решением Тройки УНКВД по Тамбовской области от 28 октября 1937 года был осужден по ст. 58–10 УК РСФСР на 8 лет ИТЛ. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 12 июля 1989 года.

 С середины 18 века возле церквей, построенных тамбовскими землевладельцами, появлялись семейные некрополи. Со временем некрополи превращались в памятники истории и культуры, наименее изученные и совершенно незащищенные в 20 столетии от полного уничтожения.

В Моршанском уезде наиболее ранним и мало известным является захоронение отца декабриста Владимира Ивановича Штейнгеля – барона Штейнгеля (1750-1804), похороненного при Архангельской церкви села Кулики. Иоганн Штейнгель был управляющим имением барона Андрея Львовича Николаи(?). Он скончался скоропостижно, простудившись при тушении пожара, возникшего в имении. (материал из книги Кученковой В.А. Усадьбы Тамбовской губернии, Тамбов, 2008г. – 388 стр.)

Также в «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии» 1911 года мы нашли материалы о церквях в селах Малые Кулики и Веселое.

Малые Кулики (Казитчина). Архангельская церковь, деревянная, теплая, построена в 1865 году на средства прихожан. Престол в честь Архистратига Михаила. Дворов 420, д.м.п. 1472, ж.п. 1462, мещеряки, земледельцы, имеют от 2/4 до 2 дес. на душу дарственной земли.

В приходе 2 деревни: 1)Быковка, 43 дв., д.м.п. 160, ж.п. 165 в 7 верстах от церкви, и 2) Кулики, 125 дворов, д.м.п.425, ж.п. 430. Река Исарок. Экономии: Ильиной в с.Малые Кулики и Горской в д.Быковка.

Школ две: церковно-приходская и земская, одноклассная, в последней законоучителю 50 руб. в год. Есть церковно-приходское попечительство. Имеется опись церковного имущества и метрические книги с 1800 г. Библиотека церковная в 60 томов.

Штат: священник, диакон и псаломщик. У причта земли 3 дес. усадебной, 60 дес. пахотной, в 5 в.от церкви. Земля дает годового дохода 600 руб. братский годовой доход 1300 руб. Церковного капитала 1712 руб.

Приход от ст.Кулики в 5 вер., больницы в 10 вер., благочинного и г.Моршанска в 18 вер., г.Тамбова в 90 вер. Ближайшая церковь в с.Больших Куликах в 2 вер. Земский начальник 1 уч., пристав 1 стана Моршанского уезда. Приход Куликовской волости.

Адрес: для корреспонденции – Куликовское волостное правление, для телеграмм – ст.Кулики Сызранско-Вяземской жд

   

                     Здание церкви в с.Малые Кулики                                                             Сохранившиеся фрески  

Веселое (Николаевка) Архангельская церковь, деревянная, теплая, построена в 1890 г. на средства прихожан. Престол во имя Архистратига Михаила (8 ноября) Местночтимая икона Божией Матери «Достойно есть»

Дворов 213, д.м.п. 598, ж.п. 589, великороссы, земледельцы, имеют по 14 саж.земли на душу.

В приходе речонка Калинка.

Школа церковно-приходская, одноклассная, смешанная. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1891 года. Библиотека церковная в 11 томов.

Штат: священник и псаломщик. Дома у причта церковные, у священника (16*12 кв.ар.), у псаломщика (12*9 кв.ар.) У причта 4 дес. усадебной и 33 дес. полевой земли. Полевая земля в 3 верстах от церкви. Земля дает годового дохода более 300 руб. Братский годовой доход 600 руб. причт получает 400 руб. ежегодного казенного пособия.

Приход от ст.Хлудово в 31/2 вер., почтового отделения в г.Моршанске в 25 вер., больницы в с.Ракше в 12 вер., фельдшерского пункта в с.Александровке в 7 вер., базар в Б.Куликах в 7 вер., волостного правления в с.Малые Кулики в 6 вер., благочинного в Парском Углу в 12 вер., ближайшая церковь в с.Малых Куликах в 6 вер. И гор.Тамбова в 90 вер.

Земский начальник 4 уч., пристав 1 стана Моршанского уезда. Приход Куликовской волости. Адрес: с.Хлудово Сызранско-Вяземской жд

К сожаленью, о церкви с.Веселое  мы знаем только со слов старожилов  и из альбома «История села Веселое».  Стояла церковь на бугре, недалеко от кладбища, была видна всем жителям села. Сейчас на том месте заросли кустарников и кое-где остатки от фундамента здания церкви.

Вот что нам известно о ней из рукописи школьного музея:

«Была в Веселом и церковь, и храмовый праздник – Михайлов день, который отмечается сельчанами и поныне – 21 ноября.

По рассказам старожилов, церковь построил помещик-промышленник Хлудов, которому принадлежало село. При церкви открылась и работала церковно-приходская школа. Здание храма деревянное, дубовое, покрытое железом, с папертью в сторону Кочетовки. Храм расположен недалеко от кладбища в правую сторону на высоком месте, видном со всех сторон. В кирпичном здании (напротив храма в сторону оврага и реки) жил священник с семьей и церковный староста.

В середине тридцатых годов церковь была закрыта, а в ее зданиях стали учить детей, стала функционировать Веселовская вначале семилетняя (неполная средняя) школа, затем с 1953 года – средняя, первый выпуск которой состоялся в 1955 году.

Разобрали здание церкви в конце семидесятых после того,  как было построено новое здание школы (в нем идут занятия и сейчас)».

Сохранились в школьном альбоме и фотографии старой школы:

Старая школа

Церкви и храмы могли бы стоять века, укреплять наш дух, вселять в нас гордость, повышать внутреннюю культуру многих поколений. Но разрушительный атеистический тайфун, пронесшийся по великолепным Божьим местам в 30-50-ых годах прошлого столетия, поверг в небытие десятки памятников русской культуры. Остовы некоторых из них еще сохранились, и, может, когда-нибудь они будут реставрированы и тем самым будет увековечена память предков.

Незнанова Е.Н., учитель русского языка и литературы

МБОУ Большекуликовской СОШ



Предварительный просмотр:

История елочной игрушки

Слайд 1. В середине декабря почти в каждой семье достают  коробку с новогодними игрушками. Стеклянные, керамические, картонные, деревянные, пластмассовые – в каждом своя коллекция елочных украшений, со многими из которых часто связана какая-то интересная история. Но мало этого, у новогодних игрушек есть и своя общая история, немного религиозная, немного идеологическая, немного сказочная.

Слайд 2. Зарождение традиции

Традиция украшать рождественскую ель пришла в Россию из Европы, точнее, из земли Эльзас. Там в начале XVII века практически повсеместно устанавливали к Рождеству это вечнозеленое дерево. Слайд 3. Ель символизировала эдемское древо жизни, доступ к которому Адам и Ева утратили после изгнания из Рая. Но с Рождением Христа у людей снова появился шанс приобщиться вечности.

Слайд 4-5. Елку увешивали яблоками, пряниками и другими сладостями — в воспоминание о сладости райской жизни.

Слайд 6.На верхушку зеленой красавицы водружали «Вифлеемскую звезду», а на ветки вешали яблоки – «запретный плод».  В Германии есть легенда, связанная с основателем протестантизма Мартином Лютером. Якобы он шел в рождественскую ночь по лесу и увидел в небе звезду, которая вдруг спустилась на макушку ели.

печенья, вафли и пряники на елке символизировали пресные хлебцы, которые использовали в христианских обрядах. Для красоты на веточки ставили горящие свечи, но это было очень опасно – рождественское дерево могло стать причиной пожара.

Слайд 7. До XVIII века на елке было только то, что можно съесть. Для красоты орешки и сладости заворачивали в красивую бумагу и блестящую фольгу. Но постепенно украшения начали делать из несъедобных материалов: шишки покрывали сусальным золотом, пустые яичные скорлупки ярко раскрашивали маслом и акварелью, из фольги вырезали фей и звездочки, из ваты и картона крутили искусственные цветы, из оловянной проволоки – серебряную мишуру.

Слайд 8-9. Когда в конце XVII века Петр I совершал путешествие по Европе, ему очень понравилось то, как украшали елку на Рождество. Настолько, что царь издал указ: к 1 января 1700 года, в ознаменование прихода нового века, всем нарядить елки. Однако обычай в России прижился не сразу, и до середины XIX века елки в России на Рождество были в основном в домах у немцев.

Слайд 10-11. Однако с середины XIX века, после первой публичной елки в Петербурге в 1852 году, обычай украшать елку становится чрезвычайно распространенным. Настолько, что Чайковский пишет самый известный в мире рождественский балет — «Щелкунчик», действие которого разворачивается в буквальном смысле под елкой.

«Маленькая революция»

Слайд 12. Появление первого стеклянного елочного шара можно назвать именно так. Ведь более сказочного и эффектного рождественского украшения с тех пор так и не придумали.

Слайд 13. Самые первые шары начали изготавливать в 1848 году в местечке Лауша, что в Германии. Их делали вручную из разноцветного стекла, покрывали внутри свинцом, а сверху обсыпали блестками.

Слайд 14-18. В 1867 году производство вышло на новый уровень – здесь же на открывшемся газовом заводе стали выдувать тончайшие шары из цветного стекла. Внутри их покрывали не вредной латунью, а нитратом серебра.

Искусные мастера прославили городок Лауша на весь свет. Спрос рождал предложение, и со временем здесь стали делать птичек, звездочек, кареты, ангелочков и десятки других фигурок. Чтобы игрушки сверкали, их покрывали золотыми и серебряными блестками. Позже елочные украшения из стекла стали делать во многих городах Европы и США, но их родиной был и остается Лауша.

Птички и рыбки из картона

Слайд 18-20. Мода на елочные украшения менялась так же стремительно, как на длину юбки и высоту каблука. И однажды сверкающие шары на еловой ветке потеснили игрушки из картона и бумаги. Повесить на елку такое украшение было признаком не бедности, а отменного вкуса. Эти игрушки делали в Дрездене и Лейпциге, и многим мастерам их производство приносило хорошую прибыль. День и ночь из золотого и серебряного картона они вырезали птичек, рыбок, мишек, ангелочков, дирижабли, музыкальные инструменты и с помощью специальных аппаратов делали на них тиснение. Работа была настолько искусная, что казалось, будто фигурка сделана не из картона, а из тончайшей металлической пластины.

С годами у каждой европейской семьи появилась своя особая коллекция елочных украшений. И на рождественском дереве теперь могли соседствовать стеклянные, деревянные и картонные игрушки.

 Елочная игрушка в России

Слайд 21-24. В России европейская традиция украшать елку прижилась при императрице Александре Федоровне. Она родилась в Пруссии, где с детства привыкла к тому, что в доме на Рождество обязательно должна стоять нарядная елка. Но традиция появилась, а игрушек еще почти ни у кого не было. Сначала их привозили из Европы, а потом заработали местные кустарные производства. Русские умельцы не умели создавать такие украшения, какие делали в Лауше, но зато их игрушки могли себе позволить многие.

Слайд 25-26. Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы.

Слайд 27-28. .Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.

Слайд 29-31. Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На елки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже — фарфоровыми.

Слайд 32-34. Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата А традиция увенчивать елку украшением в форме пики связана не с формой ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для елок начали делать именно там. Их украшали фигурками голубков, колокольчиками. Кстати, украшения в форме сосулек начали делать в СССР только во времена «оттепели».

Кто знает, на каком бы уровне было производство отечественных елочных украшений, если бы не грянула революция. После нее о Новом годе забыли вообще, как о буржуазном и религиозном празднике. И не просто забыли – он был официально запрещен. Правда, елки граждане продолжали наряжать тайком и делали украшения сами. Сегодня эти игрушки считаются очень дорогими и редкими и хранятся в музеях и частных коллекциях.

Слайд 35. Но в канун 1935 года запрет был снят. Только теперь праздновали наступление Нового года, а не Рождество. Никаких ангелочков на елке быть не могло – исключительно фигурки людей, зверей, птиц. Но до войны их почти не выпускали – на крупных заводах это было только побочное производство.

Слайд 36-38.  По советским новогодним украшениям можно отследить историю нашей страны.

В конце 30-х на елках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников.

Слайд 39-41. Так же в конце 30х годов была выпущена серия елочных украшений на восточную тему - это и Аладдин, и старик Хоттабыч, и восточные красавицы... Эти игрушки отличает восточная филигранность форм и ручная роспись.

Слайд 42-44. С появлением дирижаблей появились такие же елочные игрушки.

Слайд 45. В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой.

Слайд 46-47. Игрушки по-прежнему делали из стекла, ваты, картона и папье-маше, собирали конструкции из трубочек и стекляруса на проволоке. Завод «Москабель» делал фигурки из проволоки.

Слайд 48-50. Во время войны делали игрушки в форме автоматов, пистолетов, танков, парашютистов и собак-санитаров. На елки вешали фигурки танков, сталинских броневиков. Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. Украшение елки к Новому году было обязательным — этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»; даже Дед Мороз на новогодних открыток бил фашистов…

Слайд 51. В 1947 году 1 января стал выходным днем. И игрушки стали снова мирными.  Так как Сталин любил хоккей и цирк, во времена его правления елку украшали игрушечными хоккеистами и цирковыми персонажами.

Слайд 52-53. После выхода на экраны легендарной «Карнавальной ночи», на всех елках страны появились игрушки-часики, показывавшие «двенадцать без пяти».

Слайд 54. А после исторического полета Юрия Гагарина выпустили новогодних игрушечных космонавтов.

Слайд 55. При Хрущеве елку украшали стеклянными початками кукурузы.

Слайд 56. А когда в магазинах были пустые полки, стали делать игрушки в виде овощей и фруктов – раз уж их нет на столе, пусть хоть будут на елке.

Слайд 57-62. Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери: белочки, медведи, зайцы. Тогда же, в 50-х, появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек.

Слайд 63-72.  В 70-80е годы становятся популярными новогодние игрушки в виде шишек, колокольчиков и домиков:

Слайд 73-75. Сейчас можно найти множество красочных елочных игрушек и украшений.  

Слайд 76. Какими бы не были игрушки на елке, они всегда приносили и  приносят радость. Пусть ваш новый год будет счастливым, а елка самой красивой. С праздником!



Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ ДЕДА МОРОЗА И СНЕГУРОЧКИ

  Слайд 1. Желанный персонаж Нового года, который приносит подарки – это Дед Мороз. Возраст этого доброго сказочного дедушки превышает 1000 лет.

Слайд 3. Первые упоминания о старце, который вызывает сильные морозы, замечены у восточных славян. Изначально волшебника называли не Дедом Морозом, а Мороком – это бог холода и зимы. Существует версия, по которой слово «мороз» впоследствии произошло как раз от имени древнеславянского духа. Морок был злым существом. Славяне представляли его сгорбленным растрепанным стариком, который ходил по лесам в льняной рубахе и в лаптях. Все на своем пути он покрывал снегом или превращал в лед – деревья, реки, землю. Славяне верили, что при встрече с Мороком человек превратится в ледяное изваяние, поэтому очень боялись злого духа. С тех времен и пошли выражения «упасть в обморок» и «заморочить голову».
   
Слайд 4. Позже наши предки научились использовать духа зимы в своих целях. Славяне считали: если зима будет снежной и холодной, то летом обязательно будет много урожая. Они стали приманивать бога холода, в Святки и Чистый четверг зазывая его к себе блинами или кутьей. Еду для духа оставляли на крыльце или на окне.

Слайд 5. Наутро еда исчезала, а на Рождество или Святки ударяли морозы, да такие сильные, что снег под ногами буквально трещал. Отсюда и появились более ласковые имена для бога зимы – Трескунец и Студенец.

Слайд 6.  Изменился и образ волшебника. Рубаха и лапти сменились на длинную шубу и шапку. Посох прародителя Деда Мороза был украшен головой быка – символом плодородия и счастья. На руках Трескунца были теплые трехпалые перчатки: считалось, что у всех божеств меньше пальцев, чем у человека. Несмотря на то, что такой Дед Мороз стал добрее, современным детям он вряд ли понравился бы: Студенца по-прежнему изображали свирепым косматым стариком.

   Слайд 7. После Крещения Руси Студенец был забыт, а на смену так никто и не пришел. Дед Мороз возродился лишь в XIX веке в образе Николая Чудотворца, или Николая Угодника.

Слайд 8. Этот святой был избран для образа доброго старца с подарками для детей, поскольку еще при жизни он много помогал людям и был очень щедрым.
   Многим помог святитель Николай, но наиболее значимой в истории остаётся легенда о том, как спас Николай трёх сестёр.

Слайд 9. Узнал о крайней нужде, в которую впала одна и без того бедная семья, и решил помочь, подбросив тайком узелок золота отцу семейства. так, старик смог выдать достойно замуж старшую дочь. Таким же образом устроилась судьба и второй дочери, ей святой угодник подбросил мешочек с золотом в окно. А вот третья дочь с отцом решили узнать, кто же этот праведник, что так бескорыстно помогает их бедной семье.

Слайд 10. Закрыв в доме все окна и двери, они стали ждать. Николай ходил вокруг дома, но вскоре понял, что не сможет подбросить мешочек с золотом, как делал до этого. Тогда он заметил, что из трубы дома идёт дымок, взобрался на крышу и подкинул в дымоход третий узелок с золотом. Как раз в тот день девушка постирала носки и развесила их над очагом, мешочек и угодил прямиком в один из них. С тех пор на Западе принято на Рождество вывешивать носки над камином в ожидании подарков от Святителя.
   Слайд 11. Другая примечательная история – о том, как Николай Чудотворец тайно награждал детишек сладостями, золотыми орехами, апельсинами к праздникам. После смерти Николая объявили святым, и он сделался объектом поклонения, почитания всех христиан мира. В Средние века был установлен обычай в Николин день (19 декабря) дарить детям подарки в память о нём.

Слайд 12.

   После введения нового календаря Николай стал приходить к детям на Рождество, затем на Новый год. Его называли по-разному: в Англии и Америке – Санта Клаус (в Великобритании – Фазер Крисмас), Пер Ноэль во Франции, Святой Микулаш – в Чехии и Словакии, Ноэль Баба – в Турции. Коллеги Деда Мороза также: Йоулупукки – в Финляндии, Сандер Клаас – в Нидерландах, Василий – на Кипре, Баббо Натале – в Италии, Шань Дань Лаожень – в Китае, Одзисан/Санта О-с – в Японии, Юле Томте – в Дании и Гренландии, Папа Ноэль в Испании, Мош Джарилэ – в Румынии, Юль Темтен – в Швеции, а у нас – Дед Мороз. Объединяет эти разные имена общий дух святого, от которого «произошли» эти деды морозы.
   
Слайд 13. Международный костюм Деда Мороза складывался постепенно. Сначала его изображали в плаще, в начале XIX века голландцы рисовали его стройным, с трубкой, прочищающим дымоход, куда он забрасывал подарки. К конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.

Слайд 14.    Борода густая и такие же волосы серебристо-белого цвета. Эти детали облика несут в себе символический характер, обозначая могущество, счастье, благополучие, богатство. Мы верим, что именно такой старец принесёт нам счастье и благополучие.

   Рубашка и брюки по славянским представлениям были белые, льняные. Эти детали символизируют чистоту. Но современные исполнители роли Деда Мороза предпочитают закрыть шею белым шарфом, а брюки как правило шьют из красной ткани.

   Шуба – длинная (по щиколотку или голень), красная, расшитая серебром, отороченная лебединым пухом.

 Слайд 15. Шапка у отечественного Деда Мороза в форме полуовала, красная, оторочена лебединым пухом или белым мехом. Колпак бывает у Санты.
  Варежки для славянского Деда Мороза характерны трёхпалые, белые, расшиты серебром. Они символ чистоты и святости всего, что он держит в руках.
     Обувь – серебряные или красные сапоги, шитые серебром, с приподнятым носком, со скошенным каблуком. А в  мороз он носил белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро для славян – это символ луны, святости, чистоты.

   Слайд 16. Посох – примечательная деталь в облике Деда Мороза. Хрустальный или серебряный, с витой ручкой, которую завершает или стилизованное изображение месяца или голова быка, как символ власти.

    Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Дед Мороз никого к мешку не подпускает, и сам достаёт из него подарки.

Дед Мороз передвигается пешком или на санях, запряжённых тройкой. Кроме того, Дед Мороз никогда не курит. У него нет трубки, как у некоторых из его западных коллег.

   Слайд 17. Рядом с Дедом Морозом его внучка Снегурочка. Но сопровождала она его не всегда. Появление Снегурочки восходит к древнейшим русским фольклорным традициям. В прекрасной сказке, знакомой нам с детства, сделанная из снега Снегурочка, тает, прыгнув вслед за подругами через костёр на празднике Ивана Купалы. На основе этого сюжета Александр Николаевич Островский в 1873 году написал пьесу «Снегурочка». А через несколько лет благодаря одноимённой опере Николая Андреевича Римского-Корсакова сказочный персонаж получает широкую известность. С этих пор Дед Мороз и его внучка Снегурочка непременные персонажи стихов и картинок о зиме, участники рождественских и новогодних праздников.

Слайд 18.   Снегурочка молода, необычайно красива, немного грустна… Вместе с Дедом Морозом она может творить чудеса и исполнять самые сокровенные желания. И ещё Снегурочка уникальный персонаж. Ни один из зарубежных собратьев Деда Мороза не имеет такого милого сопровождения. Даже у близких нам по духу западных славян Дед Мороз появляется один. Только голландский Синтерклаас прибывает к ребятам вместе с вымазанным сажей маленьким Чёрным Питом.

   К созданию образа Снегурочки имели отношение несколько известных художников: В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Н.К. Рерих. Этим мастерам удалось сложить свой, авторский образ сказочной красавицы.

  Образ Снегурочки у Виктора Васнецова создан под влиянием сказки Островского. Он получился наиболее романтичным и славянским. Снегурочка Васнецова вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. В последний раз оглядывается она на заснеженный лес, а вдали виднеются огни деревенских окон. Нелегко Снегурочке сделать выбор, но уже в следующий момент шагнёт она навстречу неизвестному. Её наряд вобрал в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно-белый снег, сине-зелёная ночь, молодые ёлочки на переднем плане – всё в картине написано с необыкновенной точностью, достоверностью.

   Моделью для образа Снегурочки Михаила Врубеля стала актриса Надежда Забела. Распущенные волосы, чуть прикрытые глаза, едва заметная улыбка: видно, что этот образ особенно импонирует художнику. Потрясающе переданная на картине сказочность зимнего леса удалась художнику благодаря использованию синеватых оттенков при написании теней. Снегурочка на фоне еловых ветвей, покрытых пушистым снегом, выглядит хозяйкой, она не боится ни холода, ни темноты.

   Образ Снегурочки Николая Рериха создан во время его работы над оформлением новой постановки оперы Римского-Корсакова. Художник образом Снегурочки показал принадлежность этого персонажа к русскому фольклору, старине и традициям. Эта девушка будто вышла из сказки, совершенно другого мира, не похожего на классические русские небылицы. Для того времени образ был просто революционным и многим даже непонятным. Образ напоминает старорусскую икону. Создавая эту работу, художник изучал множество фольклорных произведений, традиций и обрядов. Постановка имела фантастический успех, а элементы одежды героини перешли в моду того времени. Рерих создал новую эпоху и совершенно оригинальный стиль. Костюм девушки расписан загадочными кругами и завитком. Такой орнамент напоминает герб Сибири. Этот образ ни на кого не похож, яркий и запоминающийся. Снегурочка олицетворяет всю Россию в целом.

    Слайд 19. Костюм Снегурочки вариативен. Она может быть в светлом длинном платье-сарафане с обручем или повязкой на голове, в меховой короткой шубке и шапочке, в коротеньком платье, отороченном мехом. У неё могут быть длинные распущенные волосы либо же одна или две косы.
   Дед Мороз и Снегурочка – неизменно прекрасные и праздничные, дарят нам каждый год ощущение чуда и сказки. Да, их костюмы претерпели изменения, но ничто не способно изменить нашего тёплого отношения к этим долгожданным дням.

  Слайд 20 Поклонники праздничной символики посчитали, что отечественный Дед Мороз должен иметь Родину. В конце 1998 года его резиденцией объявили город Великий Устюг, который находится в северной части Вологодской области. Живет он там и по сей день. Дети со всей России в течение года пишут доброму волшебнику письма, рассказывая, что они хотят получить в подарок на Новый Год. Дед Мороз исполняет желания всех ребят без исключения, принося им в подарок не просто игрушки или угощения, а настоящую сказку и волшебство.

     А вот и адрес, по которому каждый может написать письмо нашему Деду Морозу:

162340 Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Деду Морозу