Конкурс «Учитель года. Воспитатель года».

Кругликова Ольга Дмитриевна

tsse.docx

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

Я - учитель 

Однажды великий философ Сократ сказал:

«В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить!»

А вы чувствуете, что в вашем сердце живёт солнышко,

освещая ваш жизненный путь?

 И если правильно направить каждый из его лучиков,

 можно с успехом достичь любой цели!

Вспоминаю, как я начинала свой первый урок… Мне 12 лет. Учусь в 6 классе. Учусь отлично. Но я не ученица 6»Г», а – учитель, но не филолог, хотя очень люблю уроки литературы и русского языка. Да и слово такое (филолог) было мне ещё не понятно. Я просто учительница химии, географии…И не в школе, а дома. Запираясь в комнате после уроков, ставила стулья, доску – дверь от шкафа, ученики – куклы и любимые игрушки, перечисляла имена учеников в своём ежедневнике, вызывала к доске, ставила отметки, но только четверки и пятерки, потому что уже объяснила тему и готова помочь каждому в ответе.

Всё начинается с детства. Удивительно, что ребенок, который только пришел из школы, снова пытается туда вернуться. Значит, там ему хорошо, он среди людей, которые сеют в его душе «разумное, доброе, вечное…». С большой благодарностью вспоминаю своих учителей, которые стали потом коллегами. Это и первая учительница Рыбкина Т.В. Сколько же она вытерпела! Это мой учитель географии Н.С. Иванова, человек увлекающийся и заинтересовывающий своим предметом учеников. Это и классный руководитель, наставник и друг – Павлова З. А. Как интересно было на ее уроках русского и литературы!

Жизнь расставила  всё  на свои  места.  По окончании университета  судьба дала мне  право  быть учителем, да еще в своей родной школе №7 г. Углич. По сей день я работаю в  ней и часто задаю себе вопросы: «Как стать хорошим учителем? Как  обрести  то самое  педагогическое мастерство, которое, как говорил А.С. Макаренко, «не является каким-то особым искусством, …но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта». А что же для этого нужно?  Знаю точно, профессия учителя творческая, она не  терпит отставания от времени. Знаю также, что этому  мастерству  нужно учиться всю жизнь.

Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый урок  – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее.

В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, не слушают, когда я так интересно рассказываю, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им, оказывается, нет. Этот урок я освоила не сразу. И сейчас трудно. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.

В следующем году исполнится 10 лет моей педагогической деятельности. За это время был пройден трудный путь, но я не сдавалась, так как не представляю себя вне школы, без учеников, которые каждый день готовят тебе сюрпризы в виде успехов, новостей или выдумок. 

Стало понятно, что не только я учу, но и дети учат меня. Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше, если бы не мои ученики! Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Каждый день я это происходит специально или «случайно»: жизненные ситуации, книги, путешествия или встречи дают мне возможность почувствовать, кто я. И прав был древнеримский философ Сенека, говоря: «Уча других, мы учимся сами».

Помощь в поиске себя в этом сложном мире каждому ученику стала целью моей педагогической деятельности. Я стараюсь быть внимательной и понимающей, доброй и справедливой. И моим педагогическим кредо стала мысль: «Если не умею, учусь сама. Если умею, учу других, совершенствуя себя».

Может, кто-то скажет, что наша работа лишняя выматывающая, неблагодарная. Но, по-моему, преподавать - не значит кого-то насильно заставлять учиться. Это, прежде всего, проживать моменты жизни. Преподавание – это не только уроки, но и всё, что было до него (подготовка, поиск заданий, текстов, интересных вопросов) и после (самоанализ, вопросы учеников). Здесь нет заведомо известных ответов, и каждый день с ними – это испытание. Не всегда занятия идут по плану, школьники могут застать врасплох необычным вопросом или, урок будет сорван выходкой нерадивого ученика. Наш труд может зависеть от разных обстоятельств: семьи, заботы о близких и родных людях, быстрого темпа жизни, усталости, обилия бумажной работы, «изменившихся» детей и их родителей…Можно много найти оправданий своему разочарованию.

Но если посмотреть на все это с другой стороны. Неужели наши дети, их дальнейшая жизнь могут быть заложниками нашего профессионального саморазрушения? Как убедить при этом детей в силу собственных возможностей? Ведь для того, чтобы ребёнок поверил в свои силы, учитель должен сам быть убежденным в пользе своего труда, любить то, что он делает. Вот в этом и заключается настоящее призвание - быть учителем. Можно на каком-то этапе по-человечески просто устать, но не потерять любовь к профессии и к людям. Именно поэтому я возвращаюсь в школу, каждое утро, открывая дверь с улицы, улыбаюсь приветствующим меня ученикам, бегу в кабинет готовить класс к занятиям.

В эпиграфе к эссе я использовала слова Сократа о солнце внутри каждого человека, и солнечный свет Учителя должен быть ярче, чем любой другой, потому как нам доверяют самое главное в жизни – детей, наше будущее! И пусть этот свет укажет верную дорогу нашим ученикам и поможет им обрести счастье.

Школьный учитель Кругликова Ольга Дмитриевна



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

города Углича Ярославской области

Методическая разработка

Использование орфографических и пунктуационных моделей на уроках русского языка как средство достижения метапредметных результатов

(из опыта работы)

        

Кругликова Ольга Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

Углич, 2019

Оглавление

Оглавление………………………………………………      …………………………. 2

Введение…………………………………………………………………………………. 3

Глава I Теоретические основы применения технологии крупноблочной подачи материала …………………………………………………………………………………4

Глава II Опыт использования орфографических и пунктуационных моделей на уроках русского языка……………………………………………………………. 5

Заключение………………………………………………………………………………….9

Список литературы………………………………………………………………………… 10

Вступление

В условиях стремительного развития общества, модернизации современного образования обозначилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько социально-практических знаний, умений и навыков, в том числе и в процессе обучения русскому языку. Одной из целей обучения русскому языку является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма. И орфография нацелена на практическую деятельность человека. Поэтому, желательно время от времени подчеркивать необходимость ее изучения, используя факты, которые убеждали бы в жизненной важности правильного написания корневых гласных, приставок, окончаний, постановки знаков препинания.

Поэтому цель моей работы: описать опыт использования орфографических и пунктуационных моделей на уроках русского языка.

Цель конкретизируется конкретными задачами:

1. Изучить основные подходы современной педагогики к проблеме использования наглядности на уроках русского языка

2. Проанализировать содержание учебника русского языка для определение самых трудных орфографических и пунктуационных правил по русскому языку за 5-9 класс;

3. Определить специфику использования схем в обучении русскому языку;

4. Описать опыт практического использования орфографических и пунктуационных моделей на уроках русского языка;

5. Составить банк орфографических и пунктуационных моделей, использованных на уроках русского языка.

Теоретическая значимость: обоснование возможности использования орфографических и пунктуационных моделей на уроках русского языка;

Практическая значимость работы заключается в создании «банка моделей» (к учебнику по программе Т.А. Ладыженской)  для дальнейшего систематического использования.

Теоретические методы: анализ научной, методической и учебной литературы, ресурсов сети «Интернет»; Практические методы: наблюдение за деятельностью учащихся, беседа,  наглядный метод.

Глава 1. Теоретические основы применения технологии крупноблочной подачи материала

Известно, что эффективность урока зависит от многих факторов и не последнее место среди них принадлежит наглядности. Опыт преподавания свидетельствует о том, что независимо от форм и методов проведения уроков наличие наглядности обязательно.

Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причем не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируются логические связи между явлениями языка.

Для уроков объяснения нового материала и на обобщающих уроках важной является работа со схемой, она учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

Основная идея опыта заключается в формировании орфографической грамотности учащихся средствами опорных схем и за счет этого облегчении осознанного понимания и усвоения новых орфограмм и закрепление ранее изученного.

Еще в начале своей педагогической деятельности я заинтересовалась методикой крупноблочной подачи материала. Идея модульного обучения не нова. Суть этой педагогической технологии достаточно полно изложена в работах И. В. Сенновского (1997)., П. А. Юцявичене (1989, 1990), Т. И. Шамовой (1994).  педагогов-новаторов В.Ф.Шаталова и его последователей Ю.С. Меженко, неоценимы и Интернет-ресурсы.

Взяв за основу идеи современных учебных педагогов, обобщая опыт педагогической работы, я убедилась, что применение различных моделей схем на уроках русского языка позволяет поддерживать интерес к предмету, повысить мотивацию к обучению. Также актуальность исследования обусловлена требованиями современного ФГОС по русскому языку для основной школы, который ориентирован на коммуникативно-деятельностную направленность учебного процесса, но не предполагает грамотного подбора средств изучения, из-за чего возникает необходимость комплексного подхода к обучению. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, творческий подход, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Глава 2. Опыт использования орфографических и пунктуационных моделей на уроках русского языка

Серьезная проблема сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие снижение грамотности. Конечно, основы орфографической грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам познавательной деятельности. В средней школе на изучение орфографии больше всего выделяется в 5-6 классе, учащиеся – подростки. Этот период (от 11 до 15 лет) характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, это время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому; перехода от непосредственной памяти к логической.

 Учебный материал – абстрактные понятия, далекие от жизни, больше «зазубриваются» учениками, нежели понимаются на данном этапе обучения. В 5-6  классах большая загруженность таким материалом по всем предметам. Следовательно, через несколько уроков после изучения темы и при переходе к новой, знания утрачиваются, стираются из памяти. А как же сохранить и перевести эти знания в долгосрочную память?

Ученые все чаще говорят о том, что в основе успеха одних людей и неудач других лежит их способ мышления. Прошлый век был веком мышления понятийного, а вот 21-ый век - время клипового мышления.

Сам термин «клиповое мышление» пошел от английского слова «clip», что буквально означает «делать вырезки», «обрезать», «зажимать». Соответственно, такое мышление представляет собой череду картинок и событий, практически не связанных между собой. Подростки - обладатели клипового мышления -  не способны анализировать информацию, они воспринимают окружающий мир как мозаику мало связанных между собой фактов.

От современного учителя требуется умение помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.

При проведении уроков русского языка я столкнулась с тем, что при работе над новой темой теряется активность детей на уроке, они начинают отставать (например «Чередующиеся гласные а-о в корнях» в 6 классе, разграничение н-нн в суффиксах прилагательных и причастий, знаки препинания при причастном обороте…). А ведь в момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы.

Я долго пыталась разобраться в этом и вот что заметила: серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро усвоить. Это и обуславливает проявление, а затем и нарастание пассивности. Симон Львович Соловейчик писал о том, что «ни у одного ребенка не должно быть груза незнания за плечами. Тяжел ему этот мешок, бросает он его. И к восьмому классу ходит в школу не только без портфеля, а даже без листка бумаги, отпавший от учения».

Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков, в дальнейшем формировать у учащихся умение использовать теоретические сведения в практике – вот моя цель.

На основе наблюдения за действиями учащихся на уроке русского языка во время объяснения материала и при обобщении изученных тем мной были выделены следующие причины низкого уровня усвоения правил:

  • Преимущественно информационный способ обучения над практикоориентированным подходом
  • Абстрактный характер формируемых понятий (морфема, корень, орфограмма, знаки обособления…)
  • Неустойчивость внимания школьников, его сниженное распределение
  • Особенности памяти обучающихся («медленное запоминание и быстрое забывание»)

Схематичная подача материала дает возможность увеличить объем изучаемого материала на уроке без перегрузки учащихся, учитывая важность здоровьесберегающих принципов обучения.

В ходе чтения моделей схем на уроках активизируется осмысленная устная речь учащихся. Ученики, воспринимая новую информацию, должны соотнести ее с темой прошлого урока. Постепенно развивается аналитический склад ума, так как дети учатся совмещать максимум информации при минимуме символов и знаков, а для этого нужен анализ.

Параллельная работа учащихся с учебным материалом и схемами позволяет развить абстрактное мышление. Данная методика позволяет формировать у учеников целостную картину восприятия материала: правила систематизированы. Как следствие, развивается умение пользоваться объемной информацией в комплексе. Появляется интерес к предмету, повышается мотивация к обучению.

Такую работу можно проводить:

  1. с целым классом и при индивидуальном обучении;
  2. при изучении нового материала;
  3. при повторении и систематизации изученного;
  4. при подготовке к ГИА и ЕГЭ;
  5. на уроке и дома при выполнении домашнего задания.

Такие схематизированные правила удобны в использовании:

  • всегда под рукой необходимый теоретический материал;
  • коротко и ёмко представлен материал по каждой теме;
  • легче запоминается нужный теоретический материал.
  • позволяет лучше и дольше помнить учебный материал;
  • экономия учебного времени;
  • активизируется познавательная деятельность школьников.

Систематическая работа со моделями схем, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.

Просмотр и частое использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Чем чаще используется информацией, тем легче извлекать ее из памяти.

Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа. Какая же схема наилучшим образом соответствует обучающим задачам урока?

Принцип создания модели правила

Прежде всего, использование средств графики должно показать логические связи явлений, которые существуют в языке, но для школьников обычно остаются невыявленными и непонятными. При этом лучше всего придерживаться графического единообразия в противопоставлении смешиваемых фактов письма, хотя схема может оформляться различными способами.

Второе требование – стараться употреблять в модели схеме минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность, имеющую в языке бесчисленное количество проявлений, с которыми и сталкиваются обучающиеся при анализе конкретных языковых фактов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально “расшифровывает” (знак окончания, суффикса, кружок для обозначения однородных членов предложения и т.п.).

Мы составляем модель на уроке вместе с детьми, извлекая теоретические сведения из текстов параграфов, определений и правил, изложенных в учебнике, а зачастую из собственных наблюдений по предлагаемому материалу и представляя их в виде обобщающих символов, устанавливая логические взаимосвязи между этими сведениями и изображая эти связи графически в опорном конспекте (например «»Соединительные о-е в сложных словах», «Буквы ы-и после приставок на согласный»). Таким образом, опорная схема не даётся детям в готовом виде, а “вырастает” на доске и в тетрадях в ходе активной познавательной деятельности детей под руководством учителя («Вводные слова и предложения», «знаки препинания при деепричастном обороте»). При этом используются традиционные методы объяснения педагогом материала. Такая работа ведёт к реальному сотрудничеству учителя с учащимися.

При разработке модели необходимо правильно отобрать материал, разобраться во внутрипредметных и межпредметных связях темы, выделить основные понятия, отбросив второстепенное. В русском языке – это орфограммы, пунктограммы, исключения из правил.

По русскому языку лучше всего для таких моделей завести тетрадь – справочник или блокнот, где будут помещаться правиа.

Принцип распределения моделей

В созданном мной банке содержатся схемы по орфографии и пунктуации русского языка. Некоторые модели в процессе обучения могут быть сделаны самими обучающимися, но учитель обязательно должен иметь опору, четко отражающее орфографическое или пунктуационное правило. В ходе работы по изготовлению парадигм осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, обучающиеся применяют свои знания и навыки по русскому языку. А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на других уроках (математики, физики, истории).

Использование орфографических и пунктуационных моделей на уроках считаю важным моментом в моей работе. Из опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование моделей схем на уроках русского языка не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических умений, развития речи учащихся.

Заключение

Модели – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка. Именно использование моделей правил на уроке позволяет снять страх у ученика перед неправильным ответом. Никому не снижается оценка, если при ответе он смотрит на опорную модель. Наоборот, пускай она помогает каждому, пока прочно не отложится в памяти. Модель правила – способ внешней организации мыслительной деятельности детей. Не теряется впустую время на уроке: не приходится ждать, пока ребенок вспомнит и, наконец, что-то скажет. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их по схемам. Читают сегодня, завтра. Через неделю уже не читают – усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с правилом. А еще через две недели и модель снимается, она больше не нужна.

Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью моделей работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении модели как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.

Требование избегать в моделях лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений, которые обязательно пригодятся в будущем.

Итак, модель как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым, мотивируя ученика, делая его успешным.

Список литературы

  1. Соловейчик С. Л. Вечная радость. М., 1986. 368 с.
  2. Ардашаева Л. Е. Опорные схемы и конспекты на уроках русского языка и литературы.//Интернет-журнал"Эйдос".-2010.-19марта. http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос",e-mail:list@eidos.ru.
  3. Штоль А.А. Русский язык в таблицах: Учебное пособие по орфографии и пунктуации. – 2-е изд. испр. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1995. – 59 с.
  4. Буслаева М.А. Использование метода наглядности на уроках русского языка. - Издательский дом "Первое сентября" (http://festival.1september.ru)
  5. Лаури Н.М. Алгоритмы по орфографии // РЯШ. - 2009. – N4. - С.26-32.


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №7

«Из опыта использования орфографических и пунктуационных моделей на уроках русского языка как средства достижения метапредметных результатов в МОУ СОШ №7»

Сборник орфографических и пунктуационных моделей

чернила и книга

Углич

2019

В настоящем сборнике представлены модели орфографических и пунктуационных схем по русскому языку МОУ СОШ №7 с 5 по 8 классы. С помощью данных моделей можно быстро понять, запомнить или восстановить в памяти нужное правило. Модели, которые помещены в сборнике, проиллюстрированы конкретными примерами.

С его помощью вы сможете успешно выполнять домашние задания, систематизировать свои знания и подготовиться к самостоятельной работе или просто повторить материал летом, чтобы закрепить его.

Данный сборник адресован как начинающим, так и опытным педагогам, школьникам и их родителям.

Сборник орфографических и пунктуационных схем по русскому языку («Из опыта использования орфографических и пунктуационных моделей на уроках русского языка как средства достижения метапредметных результатов в МОУ СОШ №7») // сост. О.Д. Кругликова. – Углич: БАПО, 2019 – с.22

©О.Д. Кругликова, текст, 2019

© Кузьмина М.Н., техническое редактирование, 2019

Предисловие

На уроках русского языка мы считаем уместным использование метода моделирования при изучении орфографии и пунктуации. Эти разделы языка трудны для изучения, так как темы русского языка характеризуется высоким уровнем абстрактности, обобщённости, громоздкости, что часто является причиной непонимания учебного материала, а метод моделирования помогает избежать путаницы понятий, явлений, признаков.

Моделирование является одним из способов формирования у школьников ключевых компетенций и целостного представления о картине мира (на материале предмета русский язык) и помогает зафиксировать в памяти графические образы объектов, которые послужат опорой для последующей работы с текстом.

Метод моделирования включает в себя приём «схема – опора – модель» изучаемого языкового материала, изображение его устройства, главных черт, взаимоотношения частей (чаще применяется на уроке первичного усвоения материала).

Что такое схема?

Схема – изложение описания чего- либо в главных чертах, условное графическое изображение, составные части и соединения между ними.

«Считывая» формулировку правила с краткой схемы, ребенок развивает память, воображение, речь, мышление. Овладевая умением моделировать орфограмму, учащиеся приходят к умению выстраивать схемы-алгоритмы.

Учиться с опорными моделями легко и интересно. Ученики смогут свободно оперировать понятиями, самостоятельно выбирать уровень выполнения заданий, с высокой точностью находить и объяснять орфограммы, осознанно выполнять работу над ошибками.

Ученики пользуются опорными конспектами на уроке, во время самостоятельной работы, при выполнении домашней работы. Учебный материал таким образом многократно повторяется, что способствует его прочному запоминанию.

Орфографические и пунктуационные модели распределены по классам, с 5 по 8. Авторы ориентировались при создании сборника на программу и УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и С.Г. Бархударова. Но учителя и обучающиеся по другим программам могут воспользоваться данными моделями, поскольку они универсальны.

В сборнике сделана подборка основных для 5-8 классов орфографических и пунктуационных правил, которые трудны для запоминания и понимания без опоры на наглядность.

Под темой, содержащей лингвистический термин, представлено его определения. Это делает сборник удобным в использовании, незаменимым при подготовке к контрольным работам.

Каждая модель автономна. Но модели орфографических и пунктуационных правил как самостоятельный предмет не могут полностью обеспечить понимание и осмысление новых знаний – важна работа со схемой, в процессе которой задействованы все мыслительные процессы.

Поэтому учителю предстоит продумать алгоритм создания и применения моделей орфографических и пунктуационных правил на уроке и дома.

Данный сборник является лишь вариантом работы по изучению орфографических и пунктуационных правил русского языка.

5 класс

Тема: «Обращение»

Обращение — это слово или словосочетание, обозначающее лицо или предмет, к которому обращена речь.

                                                   !    Коля! Пойдем сегодня в кино?

                                                ,  Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь,

                                                            нагнувшись, под метелью белой? (С. Есенин) 

Куда ты,        ,    светлый ручеёк, стремишься? (И.А. Крылов).

Тема: «Тире в предложении»

Тире́ (фр. tiret, от tirer — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во многих языках. 

Сущ. И.п.        Т        Сущ. И.п.

Инф.        И        Инф.

Сущ. И.п.        Р        Инф.

Инф.          Еэто,        Сущ. И.п.

                                                                 вот,

                                                                 значит

Примеры:

  1. Поэзия -моя держава.
  2. Жить – Родине служить.
  3. Наша задача- хорошо учиться.
  4. Летать – вот участь смелых.

Тема: «Разделительные ъ и ь»

Согл.                Ъ                Е, Ё, Ю, Я              подъезд

                                                                   объятия

Ь  ^             или     ^ ь □

Соловьиный                                                                                 Соловьи

Тема: «Буквы о-ё после шипящих и Ц в корне слов»

слышим               под        

        [о]                Ё          пишем

ИСКЛ.         Шёпот

КРЫЖОВНИК                              (шепчет) ё//е

ШОВ

ШОССЕ

Тема: «Буквы о-ё после шипящих и Ц в окончаниях слов»

        Врачом

                                                   Огурцом

Тема: «Правописание приставок на з-с»

                                            но!

З  \  С        ЗДЕСЬ,

                                        ЗДАНИЕ

Раздать                         ЗДОРОВЬЕ

Растаять

6 класс

Тема: «Буквы о-а в корнях с чередованием»

Чередование — это замена звуков, гласных или согласных, в одной и той же части слова при изменении его грамматической формы или при образовании нового слова. 

Тема: «Приставки при-пре»

при                                              пре                      очень

                                                                                   пере-

приехать        премудрый

приклеить        преграда

приволжский

http://cdn.onlinewebfonts.com/svg/img_18943.png            премьер-а

                          привет-□

Тема: «Суффиксы к-ск прилагательных»

             ^

К, Ц, Ч               -К-                    крат.ф.

Ткацкий        Резкий  

  (есть Ц)                       (резок)                киргизский

Тема: «Соединительные о-е в сложных словах»

[ТВ.]                [′ / ШИП./Ц]

   О                                     Е

пароход                              пешеход

6-7 классы

Тема: «Буквы о-ё после шипящих м Ц в суффиксах»

        О

        СУЩ., ПРИЛ., НАР.

Бельчонок, грушовый, общо

Но!   ещё

Тема: «Правописание сложных слов с частью пол-«

Сложное слово — слово, имеющее в своём составе два (и более) корня. 

П                        Ю        пол-Углича

О                 -      л        пол-листа

Л                         и        пол-яблока

Но:

полгода

Тема: «Суффикс чик-щик существительных»

        

                    ж

      з                            с

        д                     т

                  -ЩИК

Докладчик        каменщик

грузчик

Тема: «Буквы ы-и после приставок на согласную»

 

Согл.        Ы        подыграть

        (играть)

Но!

 МЕЖ-, СВЕРХ-

межинститутский

Тема: «НЕ с существительными, прилагательными»

Есть синоним без не-

Не употребляется        >А<

без не

Не – часть корня

        Особые слова

                                                                                           (далеко, вовсе, ничуть…)

Неправда (ложь)

Непогода

Ненастный

Не правда, а ложь

Вовсе не интересная

Тема: «Н-НН в суффиксах прилагательных»

-иН-        -зенн-

осиный        -онн-

        революционный

н-                н        + н

-яН-

        карманный

ржаной

серебряный

исключения

стеклянный

оловянный

деревянный


C:\Users\Ольга\Desktop\229693243_338fa1656eadb83f2f7983513fe90215_800.jpg

7 класс

Тема: «Буквы о-а на конце наречий»

              В-                            ^             из-                  ^

              НА-                         о         до-                  А

              ЗА-                                                       с-

Влево                          слева 

Правила «окна»   на окно       - налево                 из окна    - издавна

8 класс

Тема: «Вводные слова»

Вводное слово — слово (или словосочетание), входящее в состав предложения, но не вступающее с его членами в синтаксическую связь. Как правило, выражает отношение говорящего к высказыванию.

                ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

[        ,        ,        ].

Дождь, конечно, скоро кончится.

Во-первых, я недостаточно хорошо знаю французский язык…

Дождь кончился, по-моему.

Список литературы

  1. Соловейчик С. Л. Вечная радость. М., 1986. 368 с.
  2. Ардашаева Л. Е. Опорные схемы и конспекты на уроках русского языка и литературы.//Интернет-журнал"Эйдос".-2010.-19марта. http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос",e-mail:list@eidos.ru.
  3. Штоль А.А. Русский язык в таблицах: Учебное пособие по орфографии и пунктуации. – 2-е изд. испр. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1995. – 59 с.
  4. Буслаева М.А. Использование метода наглядности на уроках русского языка. - Издательский дом "Первое сентября" (http://festival.1september.ru)
  5. Лаури Н.М. Алгоритмы по орфографии // РЯШ. - 2009. – N4. - С.26-32.
  6. [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 116-119. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/963/

Сборник орфографических и пунктуационных моделей

 «Из опыта использования орфографических и пунктуационных моделей на уроках русского языка как средства достижения метапредметных результатов в МОУ СОШ №7»

МОУ СОШ №7

Русский язык

2019 г.