Русский язык

Кругликова Ольга Дмитриевна

конспекты уроков

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

               Падежи

       

            ПАДЕЖ

                   ВОПРОСЫ

     Именительный

                 КТО?  ЧТО?

 Родительный

                КОГО?  ЧЕГО?

  Дательный

                КОМУ?  ЧЕМУ?

  Винительный

                КОГО?  ЧТО?

  Творительный

                 КЕМ?  ЧЕМ?

  Предложный

                 О КОМ?  О ЧЁМ?



Предварительный просмотр:

Кругликова Ольга Дмитриевна, учитель русского язык и литературы МОУ СОШ №7

ТемаРазличение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск

Класс: 6

Тип урока: изучение нового материала

Цель: освоение способа действия при выборе суффиксов к – ск в прилагательных

Задачи:

предметные: научиться применять правило при выборе букв -К-//-СК- в суффиксах прилагательных; 

метапредметныеразвивать умения применять знания на практике; развивать мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, обобщать; способствовать формированию умения в частично – поисковой познавательной деятельности, самостоятельности; 

личностные: воспитывать взаимоуважение, любовь к русскому языку, творческое воображение.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. 

- Скажите, а каким вы хотели видеть сегодня наш урок? Придумайте пожелания на букву....

  1. Актуализация полученного опыта.

Выборочный диктант (1 гр.) (выведен текст на экран), распределительный диктант (2 гр.)

 Масляное пятно, глиняный горшок, лебединая песня, ослиный хвост, песчаный карьер, ветреная погода, кожаная куртка, соколиная охота, деревянная ложка, письменный стол, каменный век, ценные бумаги, искусственный цветок, авиационный  налёт, оловянный солдатик, машинное масло, лиственный лес, румяный пирог.

  1. 2. Языковая разминка.

На доске записаны суффиксы прилагательных: -лив-, -ив-, -ов-, -ев-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян-, -ин-.

– Ребята, на доске записаны части слова. Эти части слова решили прийти к нам на урок. Как они называются? (Суффиксы) Да, суффиксы. Они решили принять участие в работе. А что делают суффиксы? Какую проводят работу? (Служат для образования новых слов) Верно, они выполняют очень важную работу по образованию новых слов. А давайте мы поработаем вместе с суффиксами и образуем новые слова (групповая работа: учащимся предлагаются карточки, на которых написаны существительные: сирота, льстец, дворец, плюш, лекция, солома, кожа, гусь, лёд). Фронтальная проверка.

- К какой части речи относятся слова, образованные при помощи суффиксов? Как называется такой способ образования слов?

1) Создание проблемной ситуации через побуждающий диалог.

Задание. Запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным:

коллекция любителя, судно для ловли рыбы, станок для ткачества, дача соседа, язык немцев.Выделите суффиксы.

Работа проводится в группах. Результаты работы выводятся на экран для проверки.

Учитель

Ученики

- Посмотрим, как вы выполнили задание.

Идет проверка

- Какие суффиксы использовались для образования имён прилагательных?

- К- и -СК-

2) Выход к учебной проблеме.

Учитель

Ученики

- Итак, что же получилось? Задание дала всем одно, а выполнили вы его как?

- По-разному.

- Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к осознанию противоречия.)

- Не знаем, когда и какие суффиксы надо писать.

- Сформулируйте, исходя из записанных примеров, тему сегодняшнего урока. (Учебная проблема как тема урока)

- Суффиксы прилагательных.

-Так. Кто может выразить точнее? Кто думает иначе?

- Выбор суффиксов -К- и -СК- в прилагательных.
- Правописание суффиксов прилагательных -К- и -СК-.

-Запишем тему урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться?

- Узнать, условия выбора суффиксов -К- и -СК-.
- Научиться правильно писать прилагательные с суффиксами -К- и -СК-.

  1. Введение нового материала. (Решение учебной проблемы – поиск решения.)

Учащимся раздаётся материал для наблюдения:

  1. бедняк – бедняцкий
  2. француз – французский
  3. молодец – молодецкий
  4. ткач – ткацкий
  5. море – морской
  6. кузнец – кузнецкий
  7. рыбак – рыбацкий
  8. дети – детский

(Знание открывается с помощью побуждающего диалога.)

Учитель

Ученик

- Посмотрите на 2 столбика слов. В первом слова с суф-сом -К-, во втором - -ск-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило.

Идет работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность.

-Итак, что заметили? Есть идеи о правописании суфф. -К- и -СК-?

-Так. Какие есть ещё идеи?

1группа: - В прилагательных, образованных от одушевленных существительных, пишется -К-.
2 группа: - Может быть, нужно смотреть, на какую букву оканчивается основа существительного.
3 группа: - Суффикс -К- пишется после К, Ц, Ч, а после других букв пишется -СК-.

-Все с этим согласны? Как можно это проверить? (побуждение к проверке)

- Версия 1-й группы не подходит, так как существительное француз – одушевленное, а в прилагательном пишется -СК-.

-Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.

- Суффикс -К- пишется после букв К, Ц, и Ч, а суффикс -СК- в остальных случаях.

(Подводящий диалог на случай, если дети не справятся:

- На какие (материал левой колонки под цифрой 1-3) согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?
- Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования?

- Сделайте вывод, когда пишется суфф. -К-.

- Что вы можете сказать о написании суфф. -К- в материале под цифрой 4? Какое есть морфологическое условие?

- При каких условиях употребляется суфф. -СК-?

- Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.)

  1. Воспроизведение.

Учитель

Ученик

- Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Всё верно? (открытие нового знания.)

- Да, верно.

- О чем мы с вами не сказали?

- О прилагательных, имеющих краткую форму.

- Что добавим к нашему выводу?

- В прилагательных, имеющих краткую форму, пишется суффикс -К-.

- По какому опознавательному признаку можно найти изучаемую орфограмму-согласную?

- Стечение согласных.

  1. Продуктивные задания.

- Оформите графически новое правило. Составьте схему-опору на различение суффиксов прилагательных -К- и -СК-.

- Все согласны? Есть дополнения? Изменения?

- Проговорим правило по опорной схеме.

- А теперь, чтобы вы лучше запомнили написание прилагательных, я прочитаю вам стишок.

В слове К, Ц, Ч смотри.
Если эти буквы три
Смотрят на тебя с листка,
Ты подставь к ним суффикс К.

А еще не забывай,
Краткой формой проверяй!
Знай, что здесь наверняка
Тоже будет суффикс К.

И еще даю совет:
Если краткой формы нет,
К,Ц, Ч не отыскать,

Значит здесь – СК- писать.

  1. Развитие орфографических умений.

1) Объяснительный диктант (коллективно) слайд

2) Подобрать к данным словосочетаниям антонимичные (коллективно) слайд

2. Работа с сигнальными карточками ( с уч-ся 2 гр.)

- Я называю прилагательное, а вы должны показать карточку (поднять разные руки) с суффиксами –К – или -СК-.
Близкий, резкий, сентябрьский, немецкий, дерзкий, туристский, сибирский, вязкий, детский, кавказский.

3. Во время выполнения 2-ого задания проводится творческая работа (индивидуально для  учащихся 1 гр.)

Даны предложения, в которых пропущены прилагательные. Необходимо их вставить, но подобрать такие прилагательные, в которых были бы суффиксами -К- и -СК-. Проверка: учащиеся зачитывают тексты. (Мелкие игрушки, морские пароходы, древнерусские мечи и солдатские ружья, туристские бинокли и детский компас, гигантская бескозырка.
Резкие заморозки, мерзкий ветер,низкие туманы, в городском саду ,дерзкие синицы, близкая зима. Сентябрьские дни, звонкий смех, детские голоса, французского и английского, гигантское путешествие, богатырского здоровья
)

  1. Домашнее задание: составить похожий текст из 4-5 предложений, где будут встречаться прилагательные с суффиксами -К- и -СК- и выполнить упражнение.
  2. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- С какой орфограммой вы познакомились на уроке?

- Вспомните, ваши ожидания в начале урока, совпали ли они с ними? Что бы вы хотели изменить в уроке?

Спасибо всем. Оценки за урок.



Предварительный просмотр:

Кругликова Ольга Дмитриевна, учитель русского язык и литературы МОУ СОШ №7

Тема«Правописание приставок на з- (с-)».

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.

Задачи урока:

- выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;

- формировать навык написания приставок, оканчивающихся на з-(с-);

- развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативные  универсальные учебные действия.

- воспитывать интерес к решению познавательных задач.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел  для нас звонок – начинается урок.
          Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка. Вы готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока. Каким вы хотите видеть наш урок?

Проверка выполнения домашнего задания

Учитель: какой результат мы должны получить, проверив домашнее задание?

Дети: должны показать, что выучили правила и знаем теорию; что правильно выполнили упражнение

Учитель: что является показателем хорошего усвоения учебного материала?

Дети: при устном ответе необходимо правильно рассказать правило и привести примеры; при письменном ответе оценивается аккуратность и грамотность

Учитель предлагает взаимопроверку, как форму проверки домашнего задания.

Анализ выполнения письменного домашнего задания; опрос правила по вопросам.

  1. Изучение нового учебного материала.

     Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с пропущенными согласными в приставках. Слова сгруппированы по признаку правописания приставок. Необходимо вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове пробел, выделить приставки.

Оцените свои знания и умения по  теме  «Правописание приставок» перед изучением:

  • Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  • Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

о…дать                         ра…смотреть,

в..давать                       ра…жигать

з…править                   бе…конечно

на..строить                   и…пугаться

 …делать                      и…бирать

по…держать                бе…вкусный                         

Проверка работы. Обсудить предложенные варианты группировки слов, выйти на нужный принцип. В ходе выполнения работы учащиеся приходят к осознанию того, что не всегда понятно, какую согласную писать в приставке, а правила они не знают.

  1. Формулируем проблему: есть приставки, правила написания которых пока неизвестны.

Поэтому какова наша задача на сегодняшнем уроке? (выяснить: как же пишутся слова с приставками, оканчивающимися на –з (-с)).

Запишем тему урока.

  1. Исследовательский этап. (Работа в группах).                 

Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок.

разглядеть – распевать                         б - п

изменчивый – истекший                      в - ф

низвергаться – ниспадать                     г - к

безграмотный – беспечный                  д - т

возрадоваться – восходить                   з - с

безоблачный                                          ж - ш

На примере слов, предложенных учителем, 1 группа  заполняет кластер; 2 группа дополняет недостающие звенья алгоритма.

Учащиеся представляют результат своей работы.

А теперь давайте проверим, правильно ли мы сделали выводы. Работа с правилом учебника.

  1. Первичная проверка понимания изученного (подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу).

Теперь вернемся к нашему началу урока и вставим недостающие буквы в слова

  1. Закрепления учебного материала

А) Объяснительный словарный диктант:

Безбрежный простор, ранний рассвет, пышно расцвели, исследовать местность, бесчисленные богатства, возвышаются вдали, испуганные птицы, взлетела на сосну, бескрайние поля.

Б) Работа с сигнальными ракетками(поднять нужную руку):                 

 Распахнуть, беспокойный, избежать, разработать, ниспадать, расположиться, исправить, беззаботный, безжалостный, воздвигнуть, исследовать.

Я надеюсь, что все усвоили правило правописания. Давайте еще раз его повторим.

В) Задание по группам: 1(сильная) получает творческое задание.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на -з (-с) . Распределить в два столбика: без-, бес- . Составить 2 простых распространенных предложения с любыми получившимися прилагательными.

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

2 (слабая) работает по карточкам с помощью учителя при необходимости.

Задание: выписать слова с приставками. (Один учащийся с приставками на з, второй – на с)

Бе..заботный,  бе..звездное,   бе..цветная,  бе..конечная,  бе..звучный,  бе..шумное,  бе..вкусный, бе..платный,  бе..помощный, бе..предельный,  бе..форменное,  бе..водная.

Проверка работы.

Г) Ребята, Клава Ошибкина выполняла домашнее задание. Ей очень хочется получить “5”. Помогите ей. Прочитайте текст, найдите слова с приставками на –з (-с), исправьте ошибки в их написании.

Водная гладь реки на песчаной косе в это утро была почти безжизненной. Здесь и расположились  Миша и Саша, чтобы порыбачить. С ними прибежал и Дружок. Первым делом ребята зделали шалаш, расставили в нем свои вещи и уже хотели спуститься к реке, как к ним бесшумно подошел Дружок. Мальчики от неожиданности взкрикнули, а собака, изпугавшись, отскочила в сторону. Шалаш рассыпался.

Миша и Саша расделились и разошлись в разные стороны, чтобы найти дополнительные ветки и укрепить свое жилище. На восстановление ушло много времени. Когда работа была, наконец, закончена, ребята пошли рыбачить, а Дружок остался охранять шалаш.

Вы помогли Клавочке выполнить домашнее задание. Думаю, теперь вы без труда справитесь и со своим домашним заданием. 

  1. Обобщение и систематизация

Оцените свои знания и умения по  теме  «Правописание приставок на –з(-с)» после изучением:

  • Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  • Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.
  1. Задание на дом.

- Задание творческого уровня предлагаются тем, кто считает возможной для себя самостоятельную творческую работу.

Используя некоторые из предложенных слов, составьте продолжение текста «Водопад». Вставьте в слова пропущенные буквы.

Во…вышаются, во…ходит, бе…шумно, в…дрогнуть, ра…щелина, ра…глядеть, в…карабкаться, во…клицания, в…помнить, ра…сказать.

Подведение итогов занятия

Что нового узнали на уроке? Для чего мы с вами учились правильно определять способы действия при выборе согласных з – с на конце приставок? Что вам понравилось на уроке?

 

Приложение 1

Водопад.

Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы.

Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.



Предварительный просмотр:

Карточка для индивидуальной работы

  1. Проспрягайте по лицам глагол гнать, глагол брить. Определите, к какому сряжению относятся оба эти глагола.
  2. Исправьте ошибки:

Смотреть – 1 спряжение

Ты сегодня отдыхаишь?

Когда ты выполниш задание?

Строить – 2 спряжение.

Составьте 2 предложения с глаголами-исключениями.

Карточка для индивидуальной работы

  1. Раскройте скобки, указав условия выбора написания местоимений.

Кое(о)чём рассказать, чьи(нибудь) предположения, выяснить (кое)какие особенности, в чём(то) согласиться, пусть кто(либо) из вас скажет, что(нибудь) произойдет, кое(с)кем встретиться, (кое)кого хорошо знаю, какие(то) новости.

Карточка для индивидуальной работы

  1. Разберите по составу слова (морфемный разбор): к.солапый,  отск.чить, зарюсли, укл.няться.
  2. Выполните словообразовательный разбор следующих слов: пл..вучий, к.солапый, зар.сли.