Методические рекомендации по организации и проведении физкультурных минуток и физкультурных пауз в режиме учебного дня общеобразовательных организаций

Чеботарев Артем Юрьевич

Организация и проведение физкульминуток и физкультурных пауз на всех этапах обучения в образовательном учреждении является эффективным способом поддержания работоспособности учащихся на стабильном уровне.

Физкультурные минутки и физкультпаузы - это кратковременные серии физических упражнений, используемые для переключения с одного вида деятельности на другой, что в целом обеспечивает динамику общей работоспособности школьника в течении учебного дня.

Механизм воздействия:

- нормализует работу центральной нервной системы;

- восстанавливает способность учащихся к восприятию учебного материала;

- активизируют внимание;

- повышают эмоциональный настрой;

- снимают статическое напряжение, предупреждая нарушение осанки.

Выбор времени проведения:

- при проявлении первых признаков утомления;

- при снижении активности на уроке;

- при снижении внимания;

- при психоэмоциональном напряжении.

Целесообразно варьировать различные формы проведения физкульминуток:

- в виде комплекса общеразвивающих упражнений;

- в виде игровых заданий;

- несложных игр малой интенсивности;

- игры с музыкальным сопровождением.

Различают укороченные и полные физкульминутки:

- укороченная физкульминутка, может состоять из одного упражнения и рекомендуется при выполнении письменных задач;

- полная физкульминутка, состоит из нескольких упражнений.

Физкультурная пауза проводится:

- на последних уроках расписания учебного дня и во время самоподготовки;

- в комплексы физкультурных пауз, как правило, включается 6-8 упражнений;

- общая продолжительность 4-5 минут;

- время начала проведения определяется учителем визуально;

- во время контрольных, самостоятельных и диктантов не проводятся.

Содержание физкультминуток и физкульпауз зависит от:

- особенностей учебной деятельности;

- функционального состояния организма обучающихся;

- возрастной категории и индивидуальных различий в пределах одного и того же возраста;

- простые и доступные упражнения профилактирующей направленности на различные группы мышц;

- упражнения не требующие большой амплетуды и сложной координации движения;

- физические упражнения группируются в комплексы с учетом воздействия на функциональные системы организма.

Классификация упражнений для физкульминуток:

- упражнения для улучшения головного кровообращения;

- упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти; 

- упражнения для снятия зрительного утомления;

- упражнения по формированию рационального дыхания;

- упражнения для профилактики и коррекции нарушения осанки;

- упражнения для мобилизации внимания;

- упражнения выполняемые сидя за партой (столом);

- упражнения общеразвивающей направленности. 

Особенности:

- для улучшения головного кровообращения и снятия излишнего статического напряжения с мышц шеи и плечевого пояся, выполняюся упражнения для всех классов, как на обычных уроках, так и при проведении контрольных работ;

- длительная работа с карандашом (ручкой) пальцы нуждаются в специальной гимнастике, которая позволит, отдахнуть утомленным пальцам, увеличит подвижность и статическую силу;

- особое внимание следует уделить кистям рук, с учащимися младших классов, для которых характерны чрезмерные нагрузки, при обучении письму;

- упражнения для снятия зрительного утомления глаз, улучшают головное и глазное кровообращение, содействую укреплению склеры глаза, уменьшению спазма аккомодаций, профилактика близорукости (офтальмотренаж), в целом упражнения для глаз, оказывают положительное воздействие на развитие слуха;

- дыхательные упражнения способствуют расслаблению чрезмерного напряжения мышечного напряжения в положении сидя, повышают возбудимость коры большых полушарий мозга, оказывают содействие в улучшении экскурсии грудной клетки и увелечению жизненной емкости легких, выполняются с учетом правил и методики при открытом окне;

- чтобы снять излишнее общее и статическое напряжение, активизировать внимание и восстановить способность учащихся к дальнейшей учебной деятельности, необходимо использовать упражнения для основных мышечных групп, динамические упражнения на расслабление и растягивание, координацию движений, задания с использованием зрительных и звуковых сигналов, с включением мимических мышц лица, игровые задания на внимание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. При  подборе  упражнений  учитываются  функциональное  состояние организма обучающихся, их возраст и двигательный опыт,  особенности учебной  деятельности (вид урока и его содержание);

2. Предпочтение следует отдавать упражнениям динамического характера,  снимающим  общее  и  локальное  статическое  напряжение  с  основные мышечные группы, с  включением в работу мышц лица;

3. Упражнения  должны  быть  простыми  и  доступными  по  выполнению, интересными по содержанию, эффективными по направленности;

4. Обновление комплекса  проводится с периодичностью  не реже одного раза  в  две  недели;  замена  отдельных  упражнений  осуществляется  постепенно  с  учетом  особенностей  учебной    деятельности,  степенью освоения движениями и возрастными интересами;

5. Разнообразие комплексов достигается  за счет варьирования  различных форм и  способов  проведения  с  учетом  музыкального  сопровождения, технического оснащения классных комнат, использованиям звуковых и зрительных  сигналов,  исходных  положений,  наличия  свободного пространства и т.п.;

6. Физкультминутки  следует  проводить  на  начальном  этапе  утомления (выполнение  упражнений  при  сильном  утомлении  не  даёт  желаемых результатов); выбор времени проведения  определяется самим учителем;    

7. При незначительном утомлении учащихся в комплекс следует включать преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, а при выраженном утомлении - на расслабление работающих мышц;

8. Упражнения    повышенной   интенсивности (прыжки, подскоки, глубокие выпады, приседания) выполнять в классе нецелесообразно, так как это приводит  к  дополнительному  утомлению  учащихся  и  нарушению гигиенических условий;

9. Продолжительность      физкультминуток    составляет  1-2  минуты,   количество –3-6 упражнений, дозировка –2-4 раза;  в зависимости от задач  можно  использовать      укороченную  физкультминутку. Продолжительность  физкультурных  пауз    4-5  минут,  количество -6-8упражнений,  дозировка –4-6  раз.    На  сдвоенных  (спаренных)  уроках рекомендуется проведение физкультурной паузы продолжительностью 5-10 минут;

10. В I классе рекомендуется  проводить по  две физкультминутки на каждом уроке,    во II - IV классах   - по  одной  физкультминутке,  начиная  со второго урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной  части  учащихся  класса;  в  5-11  классах – до  2-3  раз  в течение  учебного  дня  или  по  появлении  первых  признаков  утомления (физиологически   обоснованным   временем   для   проведения   физкультминутки является для I класса примерный интервал от 12-ой до 14-ой  минуты, вторая  — от 21-ой до 22-ой минуты,  для II-IV классов –15-я -20-я минута урока);

11. Показ  упражнений – «зеркальный»;  способ  выполнения  упражнений – поточный и раздельный; темп выполнения упражнений – медленный или средний;

12. Для    создания  условий  эффективного  проведения  физкультминуток используются  тексты  стихотворений,  речитативы,      звуковое  и музыкальное сопровождение с учетом логического перехода от одного упражнения или движения к другому;

13. При подборе  стихотворного и звукового оформления физкультминутки к конкретному  уроку    следует  обращать  внимание  на    взаимосвязь содержания текста с темой урока и двигательными действиями учащихся, на  расстановку акцентов  в стихотворении и его  ритмичность;

14. доброжелательная  обстановка,  позитивное  поведение  учителя  и  его культура  общения,  привлечение  учащихся  к  показу  создают положительный  эмоциональный  фон  проведения  физкультминуток  и физкультпауз.