Консультация для родителей «Нормы и задержка речевого развития»

Консультация для родителей "  Норма и задержка речевого развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_i_zaderzhka_rechevogo_razvitiya.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

     Консультация для родителей

 «Нормы и задержка речевого развития»


Многие родители беспокоятся:  «Нет ли у моего ребенка задержки речевого развития, ведь он говорит меньше, чем товарищ по площадке?»

 Развитие ребенка очень индивидуально, нет смысла сравнивать между собой сверстников.                

Уже с рождения ребенок накапливает пассивный словарь, он запоминает слова, их значение, различает интонацию.

Позже развивается активный словарь – малыш учится воспроизводить услышанные звуки, слова, предложения.

 Сначала ребенок просто повторяет за взрослым, потом начинает общаться, т.е его слова, звуки носят смысловую нагрузку.

Например, малыш 1-1,6 лет с помощью одного звука «а», произносимого с различной интонацией, может задать вопрос типа «Что это? Расскажи!»; высказать недовольство («Не хочу!»); удивление («Вот это да!»). 

В возрасте от 1 до 1,5 лет активный словарь детей, как правило, не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается, однако активно расширяется пассивный словарь (слова, словосочетания запоминаются надолго).

 В это время не стоит побуждать ребенка к произнесению новых слов.
Ученые обобщили имеющийся опыт по работе с детьми и выделили особенности развития речи в каждом возрасте.

Рассмотрим короткий, но очень важный для становления речи период до 3-х лет. 

Имейте в виду, что «отклонение» от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой.

 Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно

Второй год жизни.

Стадия активной речи – автономная речь. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых.

 С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать.

Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель». 

Начало и окончание периода автономной речи связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни  

Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития. 

К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.). 

Автономную речь сменяет «телеграфная».

 Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения.

Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами.

 Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен.

Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова.

Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе.

Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных. 

Третий год жизни.

Речь приобретает связный характер.

Появляются предложения, они становятся все более сложными

 Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста.

 Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит.

 Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000–1500 слов!

Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»). 

Задержка речи после 3-х лет может пагубно воздействовать не только на речевые способности, но и на способность читать, писать, даже думать.

 Т.е. идет задержка развития всей психики ребенка.

Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалисту (логопед, психолог) за помощью.

Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений. 

Сигналы тревоги, которые должны Вас насторожить: 

– в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов; 

– в 2-3 года путает понятия «верх» -«низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними бутылочку и дай ее мне!»), составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы; 

– в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?».

 Его не понимают посторонние, употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков. 

Как я уже упоминала, в развитии у ребенка речи главную роль играют родители.

 
► Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки). 

► Ребенок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать. 

► Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь. 

► Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из 5-и чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий мир. 

► Поощряйте стремление задавать вопросы. 

► Поощряйте любопытство и воображение. 

► Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя. 

► Читайте ребенку каждый день. 

► Не обязательно находиться рядом с ребенком постоянно, достаточно быть в пределах его досягаемости. Важно качество, а не количество времени, которое родители уделяют ребенку. 

► Не скупитесь на похвалу, поощрение, объятия. 

► У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений (но не слишком много). 

► Поощряйте общение и игры с другими детьми. 

► Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками, сказками, музыкой, стихами. 

► Играйте вместе с ребенком, если он просит. 

► Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много, но они должны всегда выполняться.