Статьи

Дагбаева Вера Данзановна

  Статьи по актуальным вопросам преподавания предметов гуманитарного профиля, внеклассной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дагбаева Вера Данзановна, к.и.н.,

Проблемы и перспективы преподавания права в школе.

(Из опыта работы) 

Проблема преподавания права в школе - одна из наиболее актуальных. Отсутствие единой концепции правового образования, методики преподавания права в средней школе вызывает беспокойство у учителей и методистов. Правовые вопросы сегодня изучаются на уроках истории и в обществознании, как тематический блок. Формирование навыков правомерного поведения невозможно без доступа к правовой информации, который ограничен в силу определенной сложности учебной литературы по праву и отсутствия популярных изданий для учащихся и интерактивных материалов.

Актуальность преподавания права в школе связана, с одной стороны с построением правового государства и гражданского общества и существующим в связи с этим «государственным заказом» на подготовку молодежи, активной, с развитой гражданской позицией и высокой правовой культурой. С другой стороны, знание основ права, возможность ориентироваться в правовом пространстве, знание и умение защищать свои права необходимо каждому человеку.

К сожалению, до сих пор преподавание правоведения в школе находится не на должном уровне. Более того, в настоящее время в России отсутствует единая концепция правового образования в средней школе. Отсутствует методика преподавания права в школе. Право как тематический блок вошел в школьный курс обществознания. Правовые вопросы сегодня также изучаются и на уроках обществознания и истории. В большинстве школ республики право не представлено отдельным предметом. В рамках профильного обучения, представлены уроки права в 10-11 классах в таких школах как СОШ №1, 14, 47.

Отбор правового материала производится учителями общеобразовательных учреждений согласно программной линии, которую выбирает школа, учебно-методического комплекса (УМК), а чаще, в 10-11 классах КИМов ЕГЭ. Учитель самостоятельно, как получается, структурирует этапы урока, составляет содержание, выбирает УМК. Автор в своей практике использует учебники Л.Н Боголюбова и различные пособия для подготовки к ЕГЭ, издания юридических ВУЗов.

Формирование навыков правомерного поведения невозможно без правовой информированности. К сожалению, доступ к правовой информации у школьников ограничен в силу определенной сложности учебной литературы по праву и отсутствия популярных изданий для учащихся. Не используются должным образом современные информационные технологии преподавания права, из-за отсутствия интерактивных материалов. В практике используются материалы: «Видеоуроки», за годы составлены презентации уроков по разным темам.

В рамках недели правовых знаний юридический факультет ВСГУТУ предлагает программу просветительских занятий для школьников. Студенты и преподаватели провели занятия по темам: «Несовершеннолетние как объект правовой охраны и как субъект ответственности», «Экстремизм в молодежной среде», «Психоактивные вещества среди подростков: последствия и ответственность за участие в обороте», рассказали учащимся в доступной и игровой форме об опасностях и правовых последствиях такого поведения, подготовили раздаточный материал, записи материалов, видеоролики, что пополнит интерактивный материал по праву.

Праву в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. При изучении правового материала на уроках, основываясь на деятельностном подходе, применяются активные формы учебной работы. К ним относятся: эвристическая беседа, самостоятельная работа с текстами источников, «мозговой штурм», написание творческих работ, деловые игры. Деловые игры помогают учащимся понимать: для чего изучается материал, где, когда и как они будут применять правовые знания. Во внеурочной работе в лингвистической гимназии №3 проводится общешкольное мероприятие деловая игра «Выборы президента гимназии», следуя процедурам выборов в президенты страны. Гимназисты имеют возможность воспользоваться активным и пассивным избирательным правом. (Приложение1)

Таким образом, работа с учебными курсами права призвана обеспечивать развитие у ребенка представлений о себе, отношения к себе и сообществу людей, усвоение общепринятых и выработку личных ценностных ориентаций, правил и норм поведения, способов действия в обществе.

Назрела необходимость создать школьную систему преподавания права, которая должна быть сконструирована таким образом, чтобы, учитывая психолого-возрастные особенности обучаемых, а также объективные материально-технические возможности школы, обеспечить целостный, непрерывный, поэтапный процесс правового образования школьников, даже в рамках обществознания. Система должна базироваться на принципах дозирования правовой информации, последовательного включения учащихся с 5 класса в круг правовых проблем, опоры на собственный правовой опыт детей, использования интерактивных методов обучения. Необходимо создание комплексного контроля усвоения учебного материала, в виде банка или фонда оценочных средств по праву. Учителя составляют тесты и задания по темам из заданий ФИПИ, из реальных КИМов ЕГЭ прошлых лет и чаще конструируют самостоятельно.

Хочется отметить еще одну проблему, проблему работы с одаренными детьми. Назрела необходимость создания системы олимпиадной подготовки, подготовки победителей регионального этапа, с привлечением специалистов юридических факультетов по отраслям права. В рамках предмета обществознания невозможно подготовить победителя, призера Российской олимпиады. В школах республики много талантливых, умных детей, достойных участия в самых высоких конкурсах.

Организация круглого стола, интерес к проблемам правового просвещения представителями органов государственной власти, научной, юридической общественности вселяет надежду на реальные мероприятия по формированию правосознания молодого поколения, и помощь школьным учителям в преподавании права.

 Приложение 1.

 Деловая игра

«Выборы Президента Лингвистической гимназии №3»

Цели и задачи:

- Способствовать формированию гражданской компетентности, развития творческого самостоятельного мышления;

- Формировать у школьников умение определять свое место в решении актуальных социально-политических задач, стоящих перед обществом;

- Способствовать осознанию политических ценностей, что в демократическом обществе гражданин имеет больше возможностей реализовать свои избирательные права;

- Способствовать формированию активной жизненной позиции, развитию личности;

- Научить подростков навыкам участия в избирательном процессе.

План проведения выборов:

1 этап – Создание избирательного штаба;

2 этап – Выдвижение кандидатов из 9-11 классов;

3 этап – Сбор подписей кандидатов и доверенных лиц. Регистрация кандидатов;

4 этапов – Предвыборная агитация;

5 этап – Голосование и подведение итогов.

Ход игры.

1 этап. Создание избирательного штаба. В штаб вошли по одному представителю из коллективов 5 -11 классов. Были распределены роли. Запланированы классные часы – знакомство с избирательным процессом. Штаб разработал «Положение о выборах Президента Лингвистической гимназии №3».

«Положение о выборах Президента Лингвистической гимназии №3».

1. Президент Лингвистической гимназии №3 является главой гимназического самоуправления.

2. Президентом может быть избран учащийся 9-11 классов.

3. Президент избирается на 1 год.

4. Президент может занимать должность не более 2-х сроков.

5. Назначить выборы Президента на 30.10.2019 г.

6. Провести инаугурацию Президента 31.10.2019 г.

2 этап. Выдвижение кандидатов.

Классы на добровольной основе выдвигают своих кандидатов, а также желающие выдвигались в качестве самовыдвиженцев. В результате 10 гимназистов изъявили желание побороться за должность Президента гимназии.

3 этап. Сбор подписей. Определение кандидатов в Президенты.

Будущие кандидаты и их доверенные лица собрали подписи гимназистов. Преодолевшие барьер в 250 подписей в поддержку 5 гимназистов стали кандидатами в Президенты. Кандидаты на должность Президента создали группы поддержки, начинали работу над программой, разрабатывали стратегию и тактику предвыборной кампании.

4 этап. Предвыборная агитация.

Кандидаты проводили встречи с избирателями, выступали со своими программами. Доверенные лица распространяли агитационные материалы. По всей школе были развешены биографии, фотографии, программы кандидатов.

5 этап. Голосование и подведение итогов.

30 октября избирком создал 3 избирательных участка, которые были торжественно оформлены. На избирательных участках присутствовали члены избиркома и представители кандидатов, которые наблюдали за соблюдением всех процедур избирательного процесса. Голосование проходило во время перемен. После окончания голосования провели подсчет голосов избирателей. Определились результаты выборов. Большинство голосов набрала Романова Екатерина, ученица 10 класса и была объявлена Президентом Лингвистической гимназии №3.

31 октября при вступлении в должность Президента произнесла присягу: «Я. Романова Екатерина, вступая в должность Президента Лингвистической гимназии №3, клянусь в работе отстаивать принцип демократии и гуманности, общечеловеческие ценности, свободу личности. Клянусь быть образцом в учебе и поведении»



Предварительный просмотр:

ДАГБАЕВА В.Д.

Лингвистическая гимназия №3

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

(из опыта работы)

В современных условиях подготовка школьников к самостоятельной научно-исследовательской работе ведется бессистемно, фрагментарно, до очередной конференции. Это создает трудности у учащихся с определением собственных творческих возможностей и в дальнейшем замедляет или делает невозможным вхождение в полноценную учебную среду вуза. Необходимо предварительное знакомство в стенах школы со смыслом и спецификой исследовательской работы, возможность пробы своих сил. В этих целях в 6-7 классах автором организован элективный курс «Учимся заниматься научно-исследовательской работой». (Прил.1) Внедрение и реализация знаний, навыков, приобретенных на занятиях курса, имеют образовательные и практические результаты. Образовательные эффекты: повышение учебной мотивации школьников; получение учащимися навыков самообразования и коллективной работы; позитивное отношение ребенка к своему будущему. Практические результаты: коллективный проект по предметам; участие в конкурсах и конференциях; публикации работ учащихся.

Приобщение к научно-исследовательской работе начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, поэтому очень важно наряду с моральными предложить и понятные материальные стимулы – от оценки по предмету, защиты реферата на конференциях, зачета по переводным экзаменам до получения преимуществ при поступлении в выбранный вуз.

Наиболее сложным этапом является - выбор направлений исследований. Основные требования – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы детский творческий коллектив или молодой исследователь завершил их в сроки.

На этапе постановки задачи научный руководитель и автор фиксируют достигнутый настоящий уровень знаний – состояние вопроса. Важно, чтобы будущие авторы самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований. Список литературы не может превышать 5-7 источников.

На стадии фиксации и предварительной обработки данных проводятся непосредственные наблюдения (если они возможны), их результаты фиксируются. Но обычно оборудование школьных лабораторий оказывается недостаточным для выполнения серьёзных работ, и поэтому, в идеале, в рамках сотрудничества с вузами, НИИ, и предприятиями можно было бы организовывать стажировки будущих авторов. Для написания детской исследовательской работы очень ограниченные возможности и временные ресурсы. Следовательно, главная цель даже не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ. Предварительная обработка экспериментальных данных, заполнение журнала наблюдений, группировка, сопоставление, отбраковка и анализ проводятся с целью выдвижения гипотез. В отличие от традиционных методик НИИ - главное здесь не результат, а пройденный детьми путь.

Обсуждение результатов исследований необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. Форма дискуссии любая, но по возможности демократичная. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения. Гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и далее требуют теоретического обоснования, т.е. объяснения механизма обнаруженных закономерностей

Результаты работы авторов или творческого коллектива оформляются в виде сообщения (доклада). Требования по оформлению стандартны. Авторы и творческий коллектив самостоятельно готовят тезисы и развёрнутый доклад, а задача научного руководителя – отредактировать «детский текст».  

Исследовательскую работу необходимо предварительно представить в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.

Анализ научно-исследовательских работ учащихся, наблюдение за их исследовательской деятельностью свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об освоении опыта творческой деятельности, умении грамотно и компетентно излагать результаты исследований.

Создание условий для научно-исследовательской деятельности позволяет не только решать интеллектуальные задачи, но и оценивать школьникам свои возможности для будущей деятельности и получать определенный социальный статус на уровне класса и школы. Также позволяет реализовать право на получение  качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность  выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.    

Список источников:

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М., 2001.
  2. Конкурс перспективных педагогических идей и разработок./ Научное редактирование Л.Ф.Ивановой. – М., 2001. – 68с.
  3. Шаповал В.В. Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать конспект. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. – 47с.
  4. Шаповал В.В.Митрофанов К.Г. Как правильно написать реферат и эссе по истории. – М.: ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2006. – 63с.