7. Методическая копилка

Еремина Екатерина Олеговна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Знакомство с русским народным костюмом»

Подготовила и провела воспитатель: Ромашова Т.В.

Задачи: 

Образовательные: 

• Познакомить детей с бытом и традициями русского народа.

 • Продолжать рассказывать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма.

 Развивающие:

• Расширять кругозор, развивать любознательность, внимание, сосредоточенность при рисовании, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

 • Воспитывать интерес к прошлому русского народа.

 • Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с гостями.

• Обогащать и активизировать словарь детей: сарафан, кокошник, лапти, орнамент. Просмотр слайдов «Русский народный костюм»

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам кто-то в гости идет. (Вносит куклу в русском костюме, говорит от имени куклы)

 Кукла: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитатель: Какая интересная гостья к нам пожаловала! И одета чудно, и здоровается по – особенному. - Никто из вас не догадался, откуда она к нам пришла? - Давайте спросим у куклы, откуда она пришла.

Дети: Откуда вы пришли, дорогая?

Кукла: Я пришла к вам из прошлого, из Древней Руси.

 Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а  мужчин – «сударь».

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как зовут нашу гостью, спросите вежливо куклу, как её зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.

Дети: Как вас звать сударыня?

Кукла: Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна.

 Воспитатель: Что можно сказать про имя куклы, какое оно?

Дети: Красивое, ласковое, нежное, доброе.

 Воспитатель: Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки. Какого цвета у нее волосы? Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые.

Дети: Одета она в белую рубаху и сарафан до пят, на ногах – лапоточки плетенные, волосы у Марьюшки в косу заплетены.

Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор – кокошник. (Показ уборов бумажных, а затем на портретах женщин).

Кукла: Вы заметили, какой интересный узор вышит на моей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл. Например: (показ и рассматривание иллюстраций) знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, хорошую жизнь; желтый – тепло и ласку; синий – радость; черный – богатство.

Воспитатель: Посмотрите и в костюме нашей гостьи есть эти цвета. (Рассматривают костюм)

Воспитатель: Давайте с вами попробуем нарисовать узоры на сарафанах и рубахах для нашей гостьи. (Работа за столами).

 Физкультминутка: Рисовали, рисовали, (Симметричные круговые движения руками) Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка) А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку) И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук).

Воспитатель: А теперь, давайте поиграем в игру «НАЙДИ И ПОКАЖИ». Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной одежде, кто отгадает, показывает одежду.

 Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовется (Сарафан) 

Он украшает голову, на цветок похож.

 Весь расшит узорами, уж очень он хорош.

А зовут такой убор (Кокошник) 

Что же это за одежда:

С четырьмя отверстиями.

В одно входишь,

А в три выходишь. (Рубаха)

Не ботинки, не сапожки,

 Но их тоже носят ножки.

 В них ходили раньше люди

И плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали,

 Их веревкой привязали. (Лапти) 

Дидактическая игра «Народная мудрость»

«Труд человека кормит, а лень портит»

«Без труда не вытащить и рыбки из пруда»

«Вся семья вместе, так и душа на месте»

«Без беды друга не узнаешь»

«Друг познается в беде»

Воспитатель: Посмотрите на нашу выставку книг и вспомните какие русские народные сказки вы знаете «Крошечка – Хаврошечка», «Про Иванушку дурачка», «Солнце, месяц и ворон воронович», «Лисичка со скалочкой и др…

 Воспитатель: В характере русского человека всегда отмечали такие черты как веселость, жизнерадостность. Да, на самом деле, любят люди повеселиться, поэтому придумывали различные игры. Игра «Веселая карусель» Это тоже русская народная игра. Давайте поиграем в эту игру.

Становитесь скорей вокруг карусели, да держитесь крепче за ленточки.

Продолжаем мы веселье,

Все бегом на карусели.

К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую. Обруч держит взрослый.  «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.

Воспитатель: А теперь, попрощайтесь с гостьей, ей пора возвращаться, но она непременно к нам еще заглянет и проверит, узнали ли вы что-нибудь новое о русском человеке, о традициях нашего народа.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 1941

БЕСЕДА в подготовительной группе

о красоте русского народного костюма:

«Одежда русской деревни»

Подготовила и провела:

Воспитатель  подготовительной группы

Батаева Н.А.

Москва 2011

БЕСЕДА

о красоте русского народного костюма

«ОДЕЖДА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ»  

ЗАДАЧИ:

Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; привить интерес к русской крестьянской культуре, к ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиций, вкусов русского крестьянства на внутреннюю суть коренного русского человека в наши дни; привить любовь к родным русским истокам;

познакомить с некоторыми русскими старинными обрядами и поверьями;

научить различать «сарафанный» и «поневный» комплексы, дать понятия некоторых деталей костюмов.

ОБОРУДОВАНИЕ И НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Иллюстрации русских народных костюмов - северного и южного комплексов

У детей: карандаши,  альбомы для рисования, трафареты женских фигур в платьях.

СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ:

1. Вступительная часть.

Сообщить детям, о чем будет беседа.  Объяснить, почему при изучении русской народной культуры костюм имеет очень большое значение.

2. Показ иллюстраций и одновременный рассказ-пояснение об особенностях северного и южного костюмов и их деталях.

3. Собственно беседа с детьми по поводу услышанного и увиденного ими. Вопросы к детям. Вопросы детей, возникшие во время просмотра иллюстраций и диафильма и объяснения воспитателя.

4. Заключительная часть. Воспитатель подводит итог беседы, делает упор на смысле, заключенном в народных костюмах.

5. В заключение занятия предложить детям нарисовать понравившийся костюм, используя трафарет.

БЕСЕДА

о красоте русского народного костюма

«ОДЕЖДА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ»  

ЗАДАЧИ:

Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; привить интерес к русской крестьянской культуре, к ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиций, вкусов русского крестьянства на внутреннюю суть коренного русского человека в наши дни; привить любовь к родным русским истокам;

познакомить с некоторыми русскими старинными обрядами и поверьями;

научить различать «сарафанный» и «поневный» комплексы, дать понятия некоторых деталей костюмов.

ОБОРУДОВАНИЕ И НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Иллюстрации русских народных костюмов - северного и южного комплексов;

У детей: карандаши, альбомы для рисования, трафареты женских фигур в платьях.

СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ:

1. Вступительная часть.

Сообщить детям, о чем будет беседа.  Объяснить, почему при изучении русской народной культуры костюм имеет очень большое значение.

На протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Самой судьбой своей неотделимый от жизни земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата. Важно и другое. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус - внутренняя суть коренного русского человека.

2. Показ иллюстраций  и одновременный рассказ-пояснение об особенностях северного и южного костюмов и их деталях.

Традиционный женский наряд русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», так как основные его части - рубаха и сарафан. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен - это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. Не потому ли так ценились в народе люди, готовые отдать нуждающемуся последнюю рубашку? Это была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в 19 веке кое-где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.

В старину рубаху шили из льняного или конопляного холста, пропуская цельное полотнище от ворота до подола. Отсюда и название - проходница, бытовавшее в Вологодской губернии. Но уже в прошлом столетии такая одежда встречается лишь как свадебная и похоронная, в обычное же время носят рубаху из двух частей. Верхнюю называли на Севере рукава и шили из более тонкой, даже покупной материи, нижнюю - стан - из обычной домотканины.

В русской деревне украшали не всякую одежу, а только праздничную и обрядовую. Самую богатую, годовую, надевали три-четыре раза в году, в самые торжественные дни. Ее очень берегли, старались не стирать и передавали по наследству.

Готовя нарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все, на что способны. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. У особых рубах, которые с пояском надевали на покос или жатву, его почти сплошь покрывал вышитый или тканый узор. Шли с песнями - ведь для крестьян сбор урожая не только тяжкий труд, но и великий праздник. В Олонецкой губернии бытовала нарядная плакальная рубаха, или махавка, с очень длинными и узкими рукавами. Невеста надевала ее в день свадьбы и, прощаясь с родителями, махала концами рукавов вокруг головы и по полу, причитая об ушедшем девичестве и будущей жизни в чужой семье...

Интересно, что слово «сарафан» впервые встречается на Руси в документах 14 века применительно к мужской одежде. Наиболее древний тип женского сарафана - шушпан со сплошным передним полотнищем. Но уже в прошлом веке его донашивали пожилые крестьянки, а молодежь освоила распашной сарафан, застегивающийся на ажурные металлические пуговицы. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих его в подоле, он получил название клинник. Впрочем, встречались и другие названия - по ткани: кумашник, набоешник, штофник - ведь клинники шили не только из окрашенной в синий или красный цвет домотканины, но из покупных материй. Необыкновенно популярен был кумач, который шел на праздничную одежду. На самую же нарядную брали шелковые ткани - атлас и штоф, а в наиболее зажиточных семьях - парчу. Во второй половине 19 века на смену косоклинному пришел прямой сарафан из пяти-шести полотнищ с узкими лямками: лямошник, круглый, раздувай, москвич, шубка..

Помнится, не так давно были модны широкие платья без пояса, выдержанные будто бы «в русском стиле». Но так ли? Ведь на Руси никогда не ходили распояской, и первой «одеждой», которую получал новорожденный, был именно пояс: считалось, что он оберегает от бед. Известны самые опояски: тканые, вязаные, плетеные. Широкие - для верхней одежды и поуже - для горничной, праздничные и повседневные. Из гарусной шерсти ткали узорные пояса с пышными махрами на концах. Многие были «со словесами» - искусно вытканной строкой молитвы или посвящения. А то просто: «Кого люблю, того дарю», и имена...

Наконец, головной убор, без которого костюм русской крестьянки просто немыслим. Ведь по древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой - это считалось большим грехом. Девушки могли не покрывать волос. Отсюда различие уборов: у замужней это глухая шапочка, у девушки - перевязка, оставляющая верх головы незакрытым.

Великолепны праздничные кокошники северянок, расшитые золотной нитью и речным жемчугом (до 18 века Русь им была очень богата). Своей формой они походили на распушившуюся курочку, но кое-где имели иные очертания. Скажем, нижегородские - с высоким гребнем в виде полумесяца или островерхие костромские. Нарядная девичья коруна действительно напоминала старинный царский венец с причудливыми зубцами, которому вторил парчовый косник, также отделанный жемчугом и шитьем. В будни девушки носили ленточку или платок.

Что еще дополняло основной костюм? С богатым сарафаном надевали для тепла парчовую душегрею, собранную на спине красивыми складками. С рукавами - называлась епанечка, на лямках - коротенька. Вышитый  передник тоже мог иметь рукава, но чаще надевался на шею или повязывался над грудью. Ну и в праздник - красивый платок или шаль, скажем, каргопольский  золотой плат с узорами. Таков наряд крестьянок русского Севера.

Костюм южных губерний заметно отличался от него. И по составу - это так называемый «поневный комплекс». И по материалам - здешние крестьяне жили беднее и не покупали дорогих тканей. И по стилю - южнорусский костюм ярче и пестрее, чему причиною иной климат и соседство степных народов.

Основу его составляет древняя поясная понева. Представьте себе три сшитых полотнища с продетым вверху шнуром - гашником. Их обертывают вокруг бедер и укрепляют на талии, причем полы не сходятся и в просвете видна рубаха. Это старинная распашная понева. Глухая появилась позже, когда прореху стали закрывать полотнищем другой материи - прошвой.

Делали поневу обычно из шерстяной домотканины, синей или черной, в крупную клетку. Этот орнамент дополняли вышитым или тканым узором, молодухи к тому же нашивали ленты, кисти, пуговицы, блестки. Для здешнего наряда вообще характерна повышенная узорность. Скажем, на плечи рубахе, и без того насыщенной вышивкой и ткачеством, часто нашивали красные прямоугольники - палеты. Сама рубаха суцельная и очень длинная. Ее подтягивали до колен, и у пояса образовывался большой напуск, который использовали как карман. Из-за этого мешка рязанок в старину часто дразнили «косопузыми».

В полный ансамбль входили еще навершник древнего туникообразного покроя и передник, прикрывающий прореху или прошву. А вот о головном уборе замужней женщины - кичке следует сказать особо. Это целое сооружение, состоявшее порой из десяти частей, а по весу достигавшее семи килограммов. Сначала надевали собственно кичку - холщовую шапочку на вздержке с твердым остовом. В передней части ее нередко возвышались рога. Видимо, они связаны с какими-то весьма древними представлениями, ибо раскопанные в Киеве глиняные женские фигурки тоже имеют двурогие уборы. Поверх кички надевали расшитые золотом или бисером налобник, позатыльник, сороку, наушники... Как ни странно, русские женщины долго не хотели расставаться со всем этим. И. С. Тургенев рассказывает, как один помещик велел крепостным заменить «тяжелые и безобразные» кички на кокошник, но крестьяне носили его... поверх кичек. Известна и задорная частушка: «Рязанские рога не кину никогда: буду есть одну мякину, а рога свои не кину!..»

Своеобразен сибирский костюм. Русские люди переселялись в Сибирь из самых разных мест европейской России. Со временем их привычные наряды менялись в новых природных условиях. Причем многое переселенцы заимствовали у местных народов, особенно теплую одежду и обувь. Так, в низовьях Оби мужчины и женщины носили ненецкую малицу из оленьего меха шерстью внутрь с капюшоном и рукавичками. Осваивали и новые ткани, ибо лен и конопля росли не везде. Например, в Забайкалье повседневные сарафаны шили из синей хлопчатобумажной дабы, которую привозили из Китая, для праздничных же широко использовали восточные шелка. Однако в целом традиционный костюм сохранился в Сибири и даже обрел неповторимые черты, особенно там, где переселенцы жили большими селами свято храня обычаи отеческой старины.

Состав мужской одежды был повсюду одинаков. А вот о пестряди, из которой наравне с холстом шили рубахи и порты, стоит рассказать. Это клетчатая или полосатая ткань из крашеной пряжи. Расцветка и узор порой восхитительны - недаром деревенские щеголихи носили сарафаны пестрядинники. Клетка шла на рубахи, а полоска на штаны, которые так и назывались - синеполосые.

Наконец, обувь. Мы привыкли к мысли, что в деревне все ходили в лаптях. А ведь их носили преимущественно в центрально-черноземных губерниях, где сильнее сказалось крепостное право. Тут даже венчали и хоронили в лаптях. Зато степняки, поморы, сибиряки их вовсе не знали. На Севере лапти плели для работы, ибо на покосе или жатве они незаменимы: удобные, легкие и ногу не наколешь. В праздники же надевали обувь кожаную - сапоги, полусапожки, башмаки. И еще коты с красной оторочкой - что-то вроде туфель попросторнее, чтобы нога в шерстяном чулке вошла. Вязаные чулки до колен с узорной опиской носили и мужчины и женщины, но с лаптями - обычно холщовые или суконные онучи белого цвета. Кажется, самая незамысловатая деталь костюма, а сколько и тут выдумки! Оборы, которыми привязывали обувь к ноге, часто плели из черной шерсти - представьте, как красиво перекрещивались они поверх праздничных онуч!

3. Собственно беседа с детьми по поводу услышанного и увиденного ими. Вопросы к детям. Вопросы детей, возникшие во время просмотра иллюстраций и диафильма и объяснения воспитателя.

Что нового они узнали? Понравились ли им костюмы? Какой комплекс - северный или южный - понравился больше? Какие названия запомнили? Какие поверья, обычаи, приметы нашли отражение в русском народном костюме? Какие традиции? И т. д.

4. Заключительная часть. Воспитатель подводит итог беседы, делает упор на смысле, заключенном в народных костюмах.

Красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. Вспомним узоры на рубахах, поневах, передниках: женщины с воздетыми руками, неотцветающее Древо Жизни, солнечные ромбы с крестами посредине... Ученые доказали, что все они выражают идею плодородия матери-земли, столь близкую душе земледельца. А верхняя часть костюма была связана с идеей неба. Взять хотя бы названия головных женских уборов, напоминающие о птицах: сороке, курице (по-старому кокоши), лебеде («кичет лебедь белая»). Таким образом, одетая в свой праздничный многослойный наряд, русская крестьянка являла собой образ целой вселенной, как ее тогда люди представляли. Выглядела величаво, выступала торжественно. Всегда очень важно, что за человеком стоит. Русский крестьянин много бедствовал, часто был неграмотен. Но за ним стояла родная природа, от которой он себя не отделял, великий народ с его историческим и духовным опытом, древнейшая из культур - земледельческая. Им крестьянин служил, их представителем был. Это и выразилось с такой силой в его костюме.

5. В заключение занятия предложить детям нарисовать понравившийся костюм, используя трафарет.

Беседа построена на материалах из статьи А.Лебедевой «Русский народный костюм».



Предварительный просмотр:

                                                                Конспект

 организации совместной непосредственно-образовательной

деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по

развитию творческого рисования нетрадиционными техниками и средствами

по теме «Рыбы»

                                                                         Подготовила и провела: воспитатель                  МКДОУ «Детский сад №67»

Зинченко Е.И.

Г.Дзержинск.2014г

Конспект организации совместной непосредственно-образовательной

деятельности с детьми

Зинченко Елена Ивановна воспитатель МКДОУ «Детский сад №67»

Тема: « Рыбы»

Возрастная группа : старшая группа дети 5-6 лет

Форма НОД: занятие, деятельностный подход

Форма организации: групповая

Основная деятельность: изобразительная

Интеграция видов деятельности : познавательно- исследовательская, коммуникативная, речевая, двигательная

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать навыки нетрадиционного рисования. Передавать в рисунке образ рыбы. Упражнять детей прорисовывать детали рисунка нетрадиционным способом.

Расширять представления детей о многообразии рыб, приспособленности их к условиям окружающей среды.

Развивающие:

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным способом

Развивать творческое воображение

Учить проявлять творчество, инициативу в нестандартных ситуациях.

Обращаться за помощью

Воспитывающие:

Продолжать формировать навыки культурного поведения в природе и бережного отношения к ней ( не загрязнять окружающую природу, бережно относиться к животным). Формировать предпосылки экологического сознания.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, не мешать рядом сидящему.

Средства:

Водоем – ткань с нашитыми ленточками (водорослями), игрушки- лягушки

Интерактивная доска, проектор

Слайды-фотографии: многообразие рыб разной формы, цвета, многообразие растительности водоемов

Костюм Водяного для воспитателя

Атрибуты для игры «Собери мусор» : карандаши, цветные ленточки и бросовый материал (пробки, мятая бумага, баночки из-под йогурта, картон)

Музыка: фонограмма песни «Я водяной…»

Медленная музыка для релаксации

Методы:

- Информативно-рецептивный (рассматривание, образец воспитателя)

-Словесный (беседа, художественное слово);

- Исследовательский – направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть работы, а всю работу;

Предварительная работа: чтение познавательной литературы о многообразии рыб, растений в водоемах. Беседы, рассматривание иллюстраций, презентаций.

Словарная работа: чешуя, плавники, водоросли, морские, речные, аквариумные рыбы

Дифференцированный подход: для затрудняющихся в рисовании детей предложить схемы-алгоритмы рисования рыбы, использования нетрадиционных способов рисования.

Алгоритм проведения:

Этап НОД

Методы,

Формы,

Приемы


Действия

Воспитателя


Действия

детей

1.Открытый вход в деятельность

Мотивация к деятельности

Деятельностный этап

(здоровье

Сберегающие

Технологии;

Расширение имеющихся знаний

Продуктивная деятельность

Рефлексивный

Открытый выход из деятельности

Сюрпризный момент, игровая мотивация

Создание проблемной ситуации

Игра «Собери мусор»

(развитие мелкой моторики)

Беседа с опорой на наглядный материал (ИКТ)

Поиск решения проблемной ситуации

Игровой прием

Выполнение самостоятельной практической работы

Обсуждение результатов

Релаксация

Игра «Рыбки плавают в пруду»

Рефлексия

Мотивация на другой вид деятельности


Водяной встречает детей: «Ой, никак ко мне гости идут. Ну, проходите, проходите поближе, только ноги не замочите.

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?»

Водяной поет песенку: «Я водяной, я водяной

Ну поиграл бы кто со мной

А то кругом подружки:

Пиявки и лягушки! Да мусор запутался в водорослях!

Фу! Какая гадость….»

- «А я хочу, чтобы вокруг меня было красиво, было мне с кем поиграть, поплавать…»

- А кто мог бы плавать в моем водоеме?

Но ,к сожалению, в моем водоеме никто не плавает кроме лягушек и пиявок! Почему? Как вы думаете? Что мне делать?

Вы мне поможете? Вы не боитесь трудностей?Как здорово! Чтобы вытащить мусор из водоема, нужно осторожно накрутить водоросли на палочку. Справитесь? Я предлагаю присесть на корточки около выбранной вами палочки. Готовы? 1,2,3 Начни!

Молодцы! А теперь можно рыбок запустить? Как вы думаете?

А каких рыб вы знаете? Предлагаю посмотреть на экран и вспомнить. Чем они похожи?

Чем отличаются рыбы?

Да, много разных рыб бывает и морские, и речные, и аквариумные

А я тоже таких рыб хочу!

Что же делать? Где их взять?

А может их нарисовать? Вы умеете рисовать рыб? А чем можно рисовать?

Но у меня нет кисточек, но есть мусор, который мы с вами собрали. Может он нам пригодиться?

А как вы думаете, чем из собранного материала (мусора) можно нарисовать туловище рыбы?

А я уже попробовал и вот что у меня получилось. Хотите посмотреть? (показ схем- алгоритмов).

- А плавники и хвост чем можно нарисовать?

-А чешую можно нарисовать разным материалом?

Вот и используем весь собранный мусор в дело

Сейчас закроем глаза и представим себе каких рыб и чем каждый из вас будет рисовать.

1,2,3 – глаза сомкни

1,2,3 – глаза отомкни

Кто хочет рассказать какую рыбу будет рисовать, чем вы будете рисовать свою рыбку?

В: Ну что ж, выбирайте нужный материал для рисования и занимайте удобное для вас место.

Я думаю, что у вас все получится.

Если дети затрудняются, воспитатель предлагает схемы –алгоритмы

Во время процесса работы водяной рисует вместе с детьми на отдельном листе.

По окончанию работы Водяной предлагает детям разложить рисунки в водоеме

«Миша, какая у тебя необычная рыба получилась! Чем ты рисовал? Что ты использовал? Чем ты рисовал? Расскажи!

Я с этой рыбкой буду наперегонки плавать!

Вика, тебе удалось нарисовать то, что ты хотела? На что похожа твоя рыбка? А твоей рыбке я буду сказки читать.

-  ты чем рисовал? Здорово! Молодец! А с твоей рыбкой я буду в прятки играть.

- Ребята! А хотите сами превратиться в рыб? Поиграем в игру «Рыбки плавают в пруду» красиво поплывем, кто как хочет по всему залу (звучит медленная музыка)

Вот какие веселые, озорные рыбки получились у вас.

В: Спасибо вам ,ребята, что помогли мне. Меня теперь будет окружать красота,и будет с кем поиграть. Да и рыбкам будет хорошо в моем чистом водоеме.

Ребята, вы не устали? Вы довольны своей работой? А что вас сегодня больше всего поразило, удивило, порадовало? Чем вам больше всего понравилось рисовать? Что вы хотели рассказать своим друзьям и близким?

Молодцы! Спасибо вам! И в благодарность я хочу вас наградить морскими камушками.

До свидания!

Дети входят в зал.

«Здравствуйте!»

Да! Узнали! Ты- водяной из мультфильма

Ответы детей: рыбы, улитки и перечисляют далее

Потому что мусор кругом, грязно

Убрать мусор

Да, поможем

Нет, не боимся

Да, справимся

Можно, потому что водоем стал чистый, вода чистая

Дети перечисляют, смотрят слайд с рыбами, перечисляют (у всех рыб есть плавники,  хвост, все плавают в воде)

Перечисляют:

(рыбы отличаются формой, цветом, размером, местом обитания

Ответы детей

Перечисляют

Перечисляют: картофелем, морковкой, мятой бумагой, дном банки)

Перечисляют: палочкой, пробкой, мятой бумагой, пальчиком, углом картона и т.д.

Закрывают глаза, звучит мелодия (медленная)

Музыка заканчивается, дети открывают глаза

Ответы детей

Дети выбирают нужный материал и садятся за столы

Рассматривают рыб

Ответы детей

Дети изображают плавающих рыб.



Предварительный просмотр:

Педагогический проект.

 тема « ПОСУДА» во второй младшей группе.

 составила воспитатель:  Корсакова Е.Н.  

ГБДОУ №:60 Приморского района  г. С-Петербурга 

Тип проекта: познавательно - исследовательский

 По количеству участников:  коллективный.

 По контингенту участников:  смешанный (дети, родители, педагоги).

 По продолжительности:  среднесрочный 3-4 недели

Актуальность

Сегодня много говорят о необходимости создания развивающей предметной среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Предметный мир побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям, а если  в этом мире  небольшой предмет был создан руками самого ребёнка,  совместно с близкими ему людьми , то в этих условиях развивается не только интеллект, но и духовно-нравственная, творческая, эмоциональная сфера личности.  Изучение этой темы способствует  углублению знаний  детей  о предметах быта (посуда), через совместную деятельность путем взаимодействия  в проекте педагога, ребенка и родителей. посуда особенностей.           Знакомя детей с посудой, решили привлечь родителей для создания коллекции разнообразных предметов посуды, книг со стихами, загадками, поговорками, и т.д.о посуде.  Мы думаем, что практическая, совместная  деятельность детей и взрослого способствует более углубленному знакомству с предметом, а также прочному усвоению речевого материала.

 Программное содержание:Обобщать знания по лексической теме: «Посуда».

 Расширение представления детей о посуде; развитие сенсорных навыков, познавательного интереса,

Ввести в активный словарь существительное чашка, блюдце, сахарница, кастрюля чайник, и т.д..Сочетание слов:«Чайная посуда», « Столовая посуда», «Кухонная посуда»,

-Формировать операции сравнения и обобщения, анализа и синтеза в восприятии картинок.                                                              

Цель: Познакомить с названием и назначением посуды.

Задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Формировать у детей обобщенного понятия «посуда», ее назначение,  существенные признаки (форма, цвет, размер).

Способствовать активизации  словарного запаса , посредством общения  и игр по теме проекта.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Способствовать развитию познавательного интереса, желания получить новые знания.

Способствовать развитию мелкой моторики посредством выполнения творческих работ по проекту;

Развивать связную речь, учить описывать предметы посуды

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам быта.

Формировать опыт творческого общения обучающегося в процессе сотрудничества с родителями и педагогами.

Способствовать формированию навыка работы в команде.

Предполагаемый результат:

 - дети знают и называют предметы быта (посуды)

- могут называть части предмета и назначение посуды

 - повышение речевой активности, активизация словаря по теме  «Посуда».

-  могут прочесть наизусть одно из видов художественной литературы о посуде

( стихотворение, загадку, поговорку и т.д.)

- развитие познавательно исследовательских и творческих способностей

  детей

Методы: наглядный, словесный, практический.

Приемы:

* Чтение литературных произведений.

* Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

*Проведение дидактических игр;

*Ознакомление детей с иллюстративным материалом;

*Организация экскурсии на кухню;

*Экспериментирование;

*Чтение художественной литературы детям;

* Заучивание стихотворений детьми;

* Загадывание загадок;

* Инсценировка сказки «Три медведя»

* Организация работы в центре «Искусство»

* Организация сюжетно-ролевых игр.

* Сбор фотоматериала для презентации.

* Организация работы с родителями.

* Изготовление родителями наглядных пособий для совместной деятельности;

* Проведение итогового мероприятия.

Форма организации детей: индивидуальная,  в малых подгруппах, фронтальная.

Работа с родителями

  1. Подобрать детскую литературу о посуде.
  2. Загадки о посуде .
  3. Совместное оформление выставок: «Чайная посуда», «Необычная посуда».
  4. Оформление альбомов «Такая разная посуда»
  5. Акция «Подари группе деревянную ложку»

Итоговое мероприятие: Создание совместно с родителями книги из детских рисунков «Сказки посудной лавки»

Образовательные области

Центры активности

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Социально- коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое-развитие

Физическое развитие

Безопасность

Сбор

Центр литературы

Центр театрализации

Центр

драматическая игра

СБОР

Нод

Сюжетно- ролевая игра

Литература

Манипулятивно-математический

Наука и природа

Центр

« Искусство»

Литература

Безопасность

КГН

В центр физкультуры

Прогулка

Беседы:

Путешествие в прошлое тарелки;

Какая бывает посуда;

Опасные предметы;

Общение и показ: предметов посуды.

Просмотр видеопрезентации

«Какая бывает посуда» Рассматривание иллюстраций «Чайная посуда» «Столовая посуда»

 Дидактические игры

«Кто внимательный?»

«Чего не стало?». Прослушивание стихотворений, ответить на вопросы,

Разгадывание  загадок

Пальчиковые игры;

*Мы на кухне за столом

*Ладушки

*Посуда

*Моя семья

Обыгрывание  р.н. сказки «Три медведя»

С.Р.И. «Угостим куклу Катю чаем» «Поварята», «Семья»Цель: воспитывать культуру поведения, обогащать словарный запас новыми словами

Игровые ситуации: «Мама готовит обед»,«Накормим куклу обедом», 

 Игра «В магазине» Цель; Практическое усвоение предлогов «в», «на», «из».  

Дидактическая игра «Угостим куклу Катю чаем»

Развитие фонематического восприятия

. Прослушивание стихотворений, ответить на

. Чтение: К.И. Чуковский « Федорино горе»,  Л.Лихачева « Уроки этикета». Русские народные сказки: «Три медведя», «Жихарка»,«Лиса и журавль», «Лиса и кувшин».Рассказы Н.Носов «Мишкина каша». В. Осеева «Почему?»

 Разгадывание  загадок.

рассматривание картинок для ознакомления: «Посуда», 

составление рассказов по картине «На кухне»

Речевые игры:

«Один — много» «Путешествие в мир посуды»

ЗКР: формировать знания детей

о посуде различать знакомые, правильно выполнять

игровые действия. Активизировать в речи названия предметов посуды. Закрепление знаний об основных цветах и формах предмета)

Изготовление книг-самоделок на тему «Такая разная посуда»

Дидактическая игра «Расставь посуду»,

«Угостим куклу Катю чаем»

  «Выложи по порядку»

«Угадай предмет по детали»

 «Найди пару» Цель:  закрепить умение узнавать и различать цвета: красный, желтый, зеленый; развитие мелкой моторики рук  «Найди лишнее».

Цель:  закрепить умение узнавать и различать столовую и кухонную посуду

 «Что изменилось»

Цель: развивать у детей познавательные интересы, память, мышление, сообразительность.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» 
Цель: учить детей узнавать предметы на ощупь, воспитывать выдержку, речь.
Игровые правила: отгадывать знакомый предмет на ощупь, достать предмет, после чего рассказать о нём.

 «Подбери по размеру» (сюжет чашку к блюдцу)

 «Чего не стало», «Раздели на группы» (столовая, кухонная), «Какой формы?», «Собери из частей»

 

«Золушка» (Горох в чашку, фасоль в тарелку)

«Сбор ягодок в вазу» (бусинок)

Игры-экспериментирования: «Найди такой же»(обследование

на ощупь и т.п.),

«Тонет -не тонет»

«Магнитится- не магнитится»

 аппликация

«Укрась тарелочку»; Коллективная работа:

« Чайный сервиз»,

Рисование: 

«Нарядная ложечка»,

«Тарелочка»,

«Чайник»

«Раскрашивание предметов посуды» (карандашом);

Лепка:

«Миски для трёх медведей», «Блюдце для киски»,

Аппликация:(Коллективные

работы)

« Чайный сервиз»,

Рассматривание иллюстрации: рассматривание иллюстраций

 различных овощей и фруктов, книг о ЗОЖ,

Ежедневное проведение утренней гимнастики.

Игры, упражнения: «Весёлая зарядка»;

Ежедневное проведение бодрящих  гимнастик после дневного сна

 Оздоровительные мероприятия.

Пропаганда ЗОЖ:

 изучение книг о полезном питании, рассматривание книг о ЗОЖ;  

Свободное общение и беседы «Когда я ем я глух и нем»

Ситуация «Что будет если мы не будем мыть посуду?»

 

Послушная ложка» (закрепление навыков  кушать самостоятельно ) , «Собираемся на прогулку»(самостоятельно одеваем некоторые предметы одежды при необходимости обращаемся за помощью к взрослому).

Подвижные игры:

«Море волнуется »

Цель: формировать умение действовать по сигналу, изображать предмет посуды.

« Найди пару»
Цель: формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях

 «Солнышко и дождик»
Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга;

 «Попади в круг».

Цель: совершенствовать умение действовать с разными предметами; развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками; развивать глазомер, координацию движений, ловкость

«Ловишки».

Цели: учить  бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего; быстро убегать, находить свое место; быть осторожными, занимая место, не толкать товарища.

«Найди свою пару»
Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу, выполнять условие

 Организация в группе выставки «Что нам осень принесла»

Картины для рассматривания «Посуда», « На кухне».

Набор предметных картинок (по теме)

настольный театр,

маски-шапочки

книги: Р.Н. сказка «Три медведя»

 Куклы для пальчикового театра «»

атрибуты, маски-шапочки

атрибуты для с.р.игры «Семья»

Книги : К. Чуковский.
«Федорино горе»

Три медведя.

книги: К.И. Чуковский « Федорино горе»,  Л.Лихачева « Уроки этикета». Русские народные сказки:  «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин».Рассказы Н.Носов «Мишкина каша». В. Осеева «Почему?»

Дидактические картинки для ознакомления: «Посуда»,

 Плакат «На кухне»

Картинки, вырезки для изготовления книг-самоделок

Дидактические игры и упражнения:

«Подбери по размеру» (вкладыши)

«Найди пару»,  

«Найди половину», «Раздели на группы» (чайную, столовую, кухонную) посуду. «Какой формы?», «Собери чашку из частей»

«Разрезные картинки»

Игры на развитие м .м.:

Укрась тарелку геометрическими фигурами,

Шнуровки

Д/игры:

«Золушка» «Сбор ягодок » (бусинок).

«Найди пару»

«Найди такой же»

картографы.

Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, образцы посуды 

Раскраски по теме.

Шаблоны, трафареты.

Печатки из картофеля.

пальчиковые краски.

пластилин, цветное тесто.

Иллюстрации по теме.

Оснащение спортивного уголка новыми атрибутами,

Картотека комплексов Утренней гимнастики

Папка – передвижка  «Одеваемся на прогулку»

схемы-значки «Посуда»

 

Обруч, мяч .

маски-шапочки

значки-обозначения

Помощь родителей в организации выставок:

«Чайная посуда»

«Необычная посуда»»

Помощь в подборе детской литературы по теме.

Помощь в оснащении центра «Драматическая игра»

Оформление родителями газет, изготовление книг-самоделок на тему: «Такая разная посуда»

Помощь в приобретении настольно-печатных игр по теме.

                                                                                                  Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку .

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

                                                                                                       «Помощники»

Раз, два, три, четыре,            Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.

Мы посуду перемыли:                         Одна ладонь скользит по другой

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.                    Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.

Мы посуду перемыли,                      Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,                     Снова загибаем пальчики.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.     Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.



Предварительный просмотр:

 

Творческо – игровой проект

 в средней группе

 по

ОО «Речевое развитие»

ОО «Художественно- эстетическое развитие»

«В гостях у сказки»

Разработала и провела воспитатель высшей квалификационной категории Жужель Е.И.

 

Творческо -игровой проект в средней группе

                               «В гостях у сказки»

   Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.  

Проблема создания проекта

Родители мало читают детям книги или если читают, то произведения не соответствуют их возрасту. Дети не знают авторов сказок.

Актуальность проекта:

 Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств у  учащихся, развития их внутренней жизни, творчества.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям.Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить,немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Цель проекта:

Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей, создание оптимальных условий для  развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Задачи проекта:
1. Расширить представление детей о сказках. Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей.
2. Закреплять умения использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для вечернего прочтения. Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус. 
3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.

Краткое описание проекта:

Тип проекта:

-    -творческо-игровой

- краткосрочный

- групповой (дети, родители, воспитатели средней группы )

Краткое содержание проекта:

1 этап: Подготовительный

- консультация для родителей;

-оформление книжного уголка в группе;

-подбор наглядно-дидактического материала.

2 этап: Основной

-реализация плана проекта;

-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;

-чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке;

-проведение настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр;

-отгадывание загадок по сказкам;

-создание картотеки русских народных сказок;

-драматизация сказок;

-раскрашивание иллюстраций к сказкам;

- ОД«В гостях у сказки».

3 этап: Заключительный

- помощь родителей в пополнении  книжного  уголка сказками;

- домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам) ;

- чтение сказок с детьми дома;

-подведение итогов проектной деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Обновление предметно-развивающей среды.

2. Изготовление настольного театра по русским народным сказкам.

3. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

4. Изготовление декораций к сказкам, атрибутов.

5. Внедрение новых форм работы с детьми.

6. Развитие речевого общения и этикета.

   План реализации проекта:

ОО «Речевое развитие»

Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки»  «Сказка за сказкой»

Чтение, обсуждение и пересказ сказок.

Заучивание отрывков из произведений «Мойдодыр», «Доктор Айболит».

Образовательная деятельность по сказки  «Рукавичка»

Чтение и обсуждение русских народных сказок и сказок народов мира. Чтение и обсуждение авторских сказок

Рассматривание иллюстраций. Выставки книг:

«Русские народные сказки», Тематические

подборки книг: «Сказки о животных», «Волшебные сказки».

Заучивание пословиц, поговорок о сказках и народной мудрости. Сочинение сказок (с помощью родителей) ,«Я сочиняю сказку».

ОО «Познавательное развитие»

Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.

ОО Социально –коммуникативное развитие»

Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на ковролине

Ремонт книг в книжном уголке.

Д/игры «Теремок», «Репка».

Сюжетно - ролевые игры «Доктор Айболит», «В гостях у Красной Шапочки», «Библиотека»;

настольно- печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки»,

ОО «Художественно –эстетическое развитие»

Образовательная деятельность: ИЗО-«Моя любимая сказка»; Аппликация-«Сказочная птица»; Лепка –герои сказки «Колобок» Инсценировка и драматизация сказок «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка».

Рисование «Мой любимый сказочный герой», «Рисуем сказку вместе» (дома с родителями)

Прослушивание песен и музыки из киносказок и мультипликационных фильмов. «Волк и Лиса», «Сказка о золотом ключике или приключения Буратино».

ОО «Физическое развитие»

 Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки» ,Физминутки.

Подвижные игры: «Гуси гуси». «Кот и мыши», «Кот в сапогах», «У медведя во бору», «Хитрая лиса».

Работа с родителями

Консультация «Знакомство со сказками». Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников. Участие родителей в образовательной деятельности .

Организация выставки  рисунков совместно с родителями: «Моя любимая сказка»

Планируемый результат:

- развитие интереса детей к русским народным сказкам;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование  звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;

- содействие творческому развитию детей;

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми;

-воспитание чувства дружбы и коллективизма;

- получить эмоциональный отклик от своей работы;

- пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».

 

Заключение

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

 В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других   видах  деятельности. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться,   активизировать различные стороны мыслительных процессов.

 У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

 Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.

http://28.kropds.ru/wp-content/uploads/2015/03/29.jpg



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ  «В стране вежливых слов».

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека»

В.Г.Белинский.

Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые достоинства и таланты. Обучение детей правильному и красивому поведению происходит через ознакомление их с основными правилами современного этикета, в которых проявляются компоненты поведения дошкольника. Это культурно – гигиенические навыки и привычки, культура деятельности и культура общения…

Как учить детей правилам этикета, чтобы они легко и с интересом воспринимали эти правила и понимали их необходимость. Есть много приемов, которые помогают ребенку овладеть премудростью культурного поведения, стать доброжелательными, тактичными, приветливыми.

Приоритетным является проектная деятельность.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, учитель осетинского языка, психолог, родители воспитанников.

Вид проекта: творческий.

Длительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Актуальность проекта:

Дети по-разному входят в мир общения:  одни - легко и свободно, другие – скованно и неуютно.

Неумение детей  организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, доброжелательно относиться к сверстникам.

Недостаток знаний о правилах коммуникации.

Цель проекта: совершенствовать речевой этикет детей, культуру общения.

Образовательные задачи: дать знания об этических нормах поведения.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей желание поступать правильно, в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

Развивающие задачи: развивать исследовательские умения - задавать вопросы, собирать информацию из разных источников.

Полученный совместный продукт:

- иллюстрации и дидактические игры;

- методическая и художественная литература по данной теме;

- коллекция рисунков на тему: «Волшебные слова»;

- перспективный план мероприятий;

- родительское собрание: «Вежливые слова»;

- книга сказок и рассказов «Вежливые слова» (фото 4 «Книга сказок о вежливых словах», фото 5, фото 6, фото 7 – сказки и рассказы детей).

Методы:

- наблюдение;

- анкетирование;

- словесные;

- игровые;

Этапы проекта:

1.Подготовительный.

  • Обозначение проблемы;
  • Определение цели и задач;
  • Обсуждение с участниками проекта мотивации и выбора источников;
  • Составление плана работы.

2.Практический.

  • Создание рисунков по теме «Доброе сердце».
  • Аппликация «Сердечко доброты»(кол.работа).
  • Разучивание с детьми песен, танцев.
  • Подготовка литературной части: стихи, пословицы, инсценировка литературных произведений.
  • Оформление в родительский уголок.
  • Привлечение родителей к участию в выставке «книжек-малышек» на тему «Вежливых слов».
  • Анкеты для родителей.

3.Заключительный.

  • Презентация результатов проекта.
  • Развлечение «ко дню Матери».

Ожидаемые результаты:

сформировать у детей  эмоциональную отзывчивость,  компромиссное взаимодействие.