Используемые технологии, методы, средства при организации учебной и внеучебной деятельности

Балданова Билигма Бальжинимаевна

Педагогические технологии — это совокупность психолого-педагогических установок, направленных на определение и компоновку специального набора методов, средств и приёмов обучения. Они представляют собой инструментарий, который использует педагог в процессе реализации воспитательно-образовательного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические технологии — это совокупность психолого-педагогических установок, направленных на определение и компоновку специального набора методов, средств и приёмов обучения. Они представляют собой инструментарий, который использует педагог в процессе реализации воспитательно-образовательного процесса.

 Современные педагогические технологий:

Проблемное обучение. Педагог не даёт учащимся весь материал в готовом виде, а знакомит детей лишь с его частью. Последующее изучение строится таким образом, что педагог ставит перед детьми научные и учебные задачи, в ходе которых они учатся самостоятельно находить учебный материал, получают опыт решения практических задач.

Разноуровневое обучение. Педагог организует учебный процесс таким образом, что он может уделить должное внимание и слабому ученику, и позволить продвигаться вперёд более сильным ученикам.

Проектные методы обучения. Учащимся предоставляется возможность более осознанно подойти к выбору своей будущей профессии, развивать индивидуальные творческие способности и удовлетворять потребности в развитии.

Исследовательские методы обучения. Технология направлена на предоставление возможности учащимся самостоятельно пополнять и расширять свои знания, осуществлять поиск интересной и познавательной информации в удобном виде и формате, находить способы решения творческих задач и т. д..

Игровые технологии. Данные технологии предусматривают включение в воспитательно-образовательный процесс различного рода игр.

Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что даёт положительные результаты в обучении.

Образовательные технологии — это широкое понятие, которое включает в себя множество методов и приёмов обучения. Важно помнить, что эти технологии не заменяют преподавателей, а лишь помогают им более эффективно осуществлять свою миссию — предоставлять знания новым поколениям.

Используемые технологии, методы, средства при организации учебной и внеучебной деятельности

Результат

1

Технология проектного обучения (информационные, исследовательские, индивидуальные, групповые проекты)

Используя проектную технологию, я заметила, что у учащихся появился интерес к изучению бурятского языка, и они с увлечением берутся за выполнение проекта. Моя задача как учителя на первом этапе - мотивировать учащихся, т. е. помочь в постановке целей проекта, выработке стратегии. Вместе с учениками мы определяем продолжительность и масштаб проекта. Обычно это краткосрочные проекты, занимающие 4-6 уроков. Вначале проектной работы дается методическая разработка в виде рабочей тетради, где дается установочное задание в форме технологической карты, словарной работы, составления рассказов, а также рекомендация по составлению паспорта проекта.

Учебные проекты: Проект урока «Олондо тарааха мэдээсэл», 7 класс. Продолжительность проекта – 1 урок. Продукт проекта: буклет, интервью.

Практика показывает, что проектная деятельность является большим стимулом в работе, это активно действующая методика, ведущая к успешному овладению бурятским  языком.  

Внеучебные проекты: «Числа в загадках, пословицах, поговорках», «Моя семья».

3

Информационно- коммуникационные технологии (ИКТ)

Систематическое использование ИКТ позволяет мне сделать учебный процесс доступным, интересным для детей; рационально использовать время учебного занятия; быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал; создавать задания для проверки и контроля усвоения материала; оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.

Прежде чем научить детей использовать современные инструменты работы с информацией я сама овладела умениями: оформлять рабочую документацию в электронном формате; создавать собственные мультимедийные презентации для уроков и организации внеурочной деятельности и выступать с опорой на мультимедиа презентацию; использовать цифровые образовательные ресурсы Интернет; обмениваться информацией по электронной почте; составлять тесты  с помощью конструктора тестов на сайте «Инфоурок»; создавать персональный сайт. Мною разработаны рабочие тетради в программе Microsoft Publisher к урокам.

4

Интерактивная  технологии

Применение интерактивной технологии, а именно ролевые и деловые игры способствуют развитию коммуникативных навыков, так как язык хорошо осваивается в речевой деятельности. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Учащимся нравится выступать в роли репортеров, корреспондентов, телеведущих. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.  Особенно эффективно его применение на этапе закрепления нового материала, а также на контрольно-оценочном этапе.

В 5-7 классах по некоторым разделам разработаны ролевые игры в различной форме. Например, по теме «Моя малая родина» предлагается учащимся провести пресс-конференцию. Учащиеся распределяют роли, составляют вопросы, учатся выражать свое мнение, аргументировано отвечать на поставленные вопросы. 

5

Здоровьесберегающая  технология

Проведение физкультурных минуток, гимнастики для глаз способствует укреплению здоровья учащихся, развивает умения и навыки по овладению простейшими приемами релаксации.

Памятка «Что необходимо делать, чтобы быть здоровым?» на бурятском языке

Физкультминутки на бурятском языке

Проект «Здоровое питание в культуре бурят»

6

Дистанционные и сетевые технологии

Для оптимизации учебной и внеклассной деятельности школьников, экономии времени, моральных, материальных затрат учащихся, педагога, родителей мной используются дистанционные и сетевые образовательные  технологии.

Использование дистанционных технологий в учебной деятельности: персональный сайт  http://nsportal.ru/garmaeva-bairma

страница в социальной сети «ВКонтакте»

страница класса в мессенджере Сферум

использование сервиса Zoom для проведения уроков,  классных часов и родительских собраний

видеоконференции в программе Skype

Я – активный пользователь и участник многих проектов, дискуссий, конкурсов в сетевых сообществах учителей бурятского языка и общепедагогических сетей.

https://buryadxelen.com/

http://nomoihan.com/bur/

https://nom.buryat-lang.ru/

 http://asiarussia.ru/news/1701,

http://baikal-atv.ru/news/6/294352/, http://ulan.mk.ru/article/2014/01/22/973442-uroki-buryatskogo.html,   http://selorodnoe.ru/news/show/id3666699/,  http://naidal.ucoz.ru/.  

7

Технология формирующее оценивание

Учащиеся знают, каких результатов и по каким показателям можно достичь. Система контроля обеспечивает объективное выявление результатов деятельности учащихся. Обучающиеся умеют проводить взаимо- и самооценку, они демонстрируют больший интерес обучающихся к предмету и самостоятельность в обучении. Учащиеся, вовлеченные в взаимо- и самооценку способны критически оценивать себя и других, что является важным навыком, которым должен обладать современный человек.  

Разработаны инструменты и методики формирующего оценивания, ведется мониторинг учебной самостоятельности и прогресса в обучении. Мною разработаны листы оценивания, самоконтроля. Листы самооценивания



Предварительный просмотр:

Тема урока: Лично-предикативные частицы. Нюурай зүйр үгэнүүд.

Цели урока:

  1. Познакомить с лично-предикативными частицами и с их синтаксической ролью; научить правильно употреблять их в речи.
  2. Развивать коммуникативные навыки, внимание, память, мышление.
  3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.  

План урока:

  1. Повторение. (1 тур)
  2. Актуализация знаний. Личные местоимения. (2 тур)
  3. Новая тема
  4. Закрепление. (3 тур)
  5. Текущий контроль (Финал).
  6. Итог урока.

  1. Тур 1.  Повторение

Тема: Фонетика.

Вопрос на 10 баллов: Сколько гласных звуков в бурятском языке? (17)

Вопрос на 20 баллов: Сколько долгих гласных? (8)

Вопрос на 30 баллов: Эти звуки не имеют краткой формы. ([ы], [өө])

Вопрос на 40 баллов: На сколько групп делятся гласные звуки? (на три: мужского ряда, женского ряда и среднего ряда)

Вопрос на 50 баллов: Краткость и долгота звуков выполняет функцию … (смыслоразличительную и функцию ударения)

Тема: Морфология и синтаксис.

Вопрос на 10 баллов: В бурятском языке существительные подразделяются на … (личные и неличные)

Вопрос на 20 баллов: Сколько падежей в бурятском языке? (7)

Вопрос на 30 баллов: Назовите местоимения 1-го лица единственного числа (би)

Вопрос на 40 баллов: Специальный вопрос задается при помощи вопросительной частицы … (-бэ и –б)

Вопрос на 50 баллов: Общий вопрос задается при помощи вопросительной частицы… (-гү)

Тема: Речевой этикет

Вопрос на 10 баллов: Представьте себя незнакомой публике.

Вопрос на 20 баллов: Выразите извинение за опоздание на урок.

Вопрос на 30 баллов: Обратитесь с просьбой к соседу по парте помочь вам.

Вопрос на 40 баллов: Выразите свое согласие участвовать в конкурсе.

Вопрос на 50 баллов: Выразите отказ от участия в конкурсе.

Тема: Составление вопросов.

Вопрос на 10 баллов: Дэбтэр, энэ, бэ, хэнэй?

Вопрос на 20 баллов: Миисгэй, -б, хэдытэй, шинии?

Вопрос на 30 баллов: Эжы, басагатай, гү, дүү, Доржын, хоёр?

Вопрос на 40 баллов: Гэжэ, -б, эгэшэнэр, шинии, нэрэтэй, хэн?

Вопрос на 50 баллов: Гү, шинии, ахайтай, басаган, нүхэр?

  1. Тур 2. Актуализация знаний. Личные местоимения.

Тема: Личные местоимения.

Вопрос на 10 баллов: Назовите местоимения 1-го лица единственного числа. (би)

Вопрос на 20 баллов: Назовите местоимения 2-го лица множественного числа (та, таанар)

Вопрос на 30 баллов: Местоимения 3-го лица единственного числа (тэрэ)

Вопрос на 40 баллов: Местоимения 1-го лица множественного числа (бидэ, бидэнэр)

Вопрос на 50 баллов: Местоимения 3-го лица множественного числа (тэдэ).

Тема: Соответствия.

Вопрос на 10 баллов: Найдите соответствие местоимению ей. (тэрээндэ)

Вопрос на 20 баллов: Найдите соответствие местоимению мной (намаар).

Вопрос на 30 баллов: Найдите соответствие местоимению шамаар (тобой).

Вопрос на 40 баллов: Найдите соответствие местоимению с ними (тэдээнтэй).

Вопрос на 50 баллов: Найдите соответствие местоимению от вас (таанарһаа).

Тема: Число и лицо местоимений.

Вопрос на 10 баллов: би (1 лицо, ед. число)

Вопрос на 20 баллов: та (2 лицо, мн. число)

Вопрос на 30 баллов: бидэ (1 лицо, мн. число)

Вопрос на 40 баллов: тэдэ (3 лицо, мн. число)

Вопрос на 50 баллов: тэрэ (3 лицо, ед. число)

Тема: Переведите предложения.

Вопрос на 10 баллов: Я пришел (Би ерээб).

Вопрос на 20 баллов: Ты ушел (Ши ябааш).

Вопрос на 30 баллов: Они пошли (Тэдэ ошоо).

Вопрос на 40 баллов: Вы взяли (Та абаат).

Вопрос на 50 баллов: Мы приходим (Бидэ ерэдэгбди).

  1. Новая тема:

- Прочитайте глаголы. Каким членом предложения являются в предложении?

Наблюдение над словами:

1 группа: ерээ – ерээб – ерээш - ерээт

  ошоо – ошооб – ошоош - ошоот

  абаа – абааб – абааш - абаат

- Что вы заметили? Как вы думаете, почему? А с чем это связано?

2 группа слов: ерэдэг – ерэдэгби – ерэдэгта

ошодог – ошодогби – ошодогта

- А здесь что заметили? Почему?

- В бурятском языке имеются лично-предикативные частицы. Значит, тема урока какова? Чему будем учиться на уроке?

- На что оканчиваются глаголы в первом столбике? Подчеркните их. Определите лицо и число глаголов во втором, третьем и четвертом столбиках. Какой вывод можете сделать?

Аналогично работаем со второй группой слов.

- А теперь проверим себя по учебнику. Рассмотрите таблицу. А что новое вы увидели в таблице?

  1. Тур 3. Закрепление.

Тема: Употребите лично-предикативные частицы.

Вопрос на 10 баллов: Би эжытэеэ театрта ошохо… (-б).

Вопрос на 20 баллов: Тэндэ бидэ «Будамшуу» гэжэ спектакль хараха…(-бди).

Вопрос на 30 баллов: Ши тэрэ спектакль хараа гү…? (-ш)

Вопрос на 40 баллов: Yгы, би хараагүй…(-б).

Вопрос на 50 баллов: Хэзээ та театрта ошохоб…? (-та).

Тема: Определите число и лицо глаголов.

Вопрос на 10 баллов: Yглөөгүүр эртэ бодобобди. (1 лицо, мн. число)

Вопрос на 20 баллов: Аба, харыш, харыш! (2 лицо, ед. число)

Вопрос на 30 баллов: Ойһоо орой бусаат? (2 лицо, мн. число)

Вопрос на 40 баллов: Тайга ойртобо. (3 лицо, ед. число)

Вопрос на 50 баллов: Ангуушад тайгаһаа бусаба. (3 лицо, мн. число)

  1. Финал в форме экспресс-теста.

Выполните тест. Правильные ответы будут оцениваться в баллах. Проверим. Если ответ на 1 вопрос верный , то ставите 10 баллов. На второй – 20 баллов и т.д.

  1. В бурятском языке имеются … частицы. (лично-предикативные)
  2. Лично-предикативные частицы выражают … (действующее лицо, число).
  3. Лично-предикативные частицы присоединяются к … (сказуемому).
  4. Лично-предикативные частицы всегда пишутся … (слитно с сказуемым).
  5. Напишите предикативные частицы 1-го лица ед. числа. (-б, -би)
  6. Напишите предикативные частицы 2-го лица ед. числа, если сказуемое оканчивается на согласный. (-ши)
  7. Частица  пишется, если … (сказуемое оканчивается на гласный).
  8. Частица -та пишется, если … (сказуемое оканчивается на согласный).
  9. Напишите лично-предикативные частицы 3-го лица ед. и мн. числа. (Частицы не пишутся).

Взаимопроверка.

  1. Итог урока.

Таблица оценивания

1 тур

№ п/п

Фамилия, имя

Фонетика

Морфология и синтаксис

Речевой этикет

Составление вопросов

Итого

10

20

30

40

50

10

20

30

40

50

10

20

30

40

50

10

20

30

40

50

1

Бадмаева Сэлмэг

2

Дармаева Эржена

3

Доржиев Вова

4

Доржиева Наташа

5

Коневин Алеша

6

Ламатханов Гарма

7

Молчанов Кеша

8

Тинхалаев Баир

9

Цыренов Зорик

10

Чирко Лена

Таблица оценивания

2 тур

№ п/п

Фамилия, имя

Личные местоимения

Соответствия

Лицо и число местоимений

Переведите предложения

Итого

10

20

30

40

50

10

20

30

40

50

10

20

30

40

50

10

20

30

40

50

1

Бадмаева Сэлмэг

2

Дармаева Эржена

3

Доржиев Вова

4

Доржиева Наташа

5

Коневин Алеша

6

Ламатханов Гарма

7

Молчанов Кеша

8

Тинхалаев Баир

9

Цыренов Зорик

10

Чирко Лена

Таблица оценивания

3 тур

№ п/п

Фамилия, имя

Употребите лично-предикативные частицы

Определите лицо и число глаголов

Итого

10

20

30

40

50

10

20

30

40

50

1

Бадмаева Сэлмэг

2

Дармаева Эржена

3

Доржиев Вова

4

Доржиева Наташа

5

Коневин Алеша

6

Ламатханов Гарма

7

Молчанов Кеша

8

Тинхалаев Баир

9

Цыренов Зорик

10

Чирко Лена

Таблица оценивания

Финал

№ п/п

Фамилия, имя

10

20

30

40

50

60

70

80

90

Итого

1

Бадмаева Сэлмэг

2

Дармаева Эржена

3

Доржиев Вова

4

Доржиева Наташа

5

Коневин Алеша

6

Ламатханов Гарма

7

Молчанов Кеша

8

Тинхалаев Баир

9

Цыренов Зорик

10

Чирко Лена

Экспресс – тест

Фамилия, имя __________________________________________________________

Класс _________________________________________________________________

Выполните тест. Правильные ответы будут оцениваться в баллах. Если ответ на 1 вопрос верный , то ставится 10 баллов. На второй – 20 баллов и т.д.

  1. В бурятском языке имеются _________________________________ частицы.
  2. Лично-предикативные частицы выражают _____________________________
  3. Лично-предикативные частицы присоединяются к ______________________
  4. Лично-предикативные частицы всегда пишутся _________________________
  5. Напишите предикативные частицы 1-го лица ед. числа. __________________
  6. Напишите предикативные частицы 2-го лица ед. числа, если сказуемое оканчивается на согласный. __________________________________________
  7. Частица  пишется, если  ___________________________________________
  8. Частица -та пишется, если __________________________________________
  9. Напишите лично-предикативные частицы 3-го лица ед. и мн. числа. __________________________________________________________________