Самообразование

ГАЛАБУРДА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»                                                                                                                             А.Дистервег

 

Совершенствование качества подготовки конкурентоспособных специалистов  в учебном заведении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

(источник: педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

профессионального самообразования

«Современные педагогические технологии на уроках в начальной школе, как средство формирования и развития младших школьников на основе компетентностного подхода»                                            

                                     Составила: учитель высшей категории

                                                МБОУ «СШ №5»

                                               Гаабурда Светлана Николаевна

                             

Мои данные:

ГАЛАБУРДА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

Место работы:          Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение «Средняя  школа №5»  

Стаж работы (общий):    30 лет

Педагогический стаж: 30 лет

Стаж работы в данной организации: 26 лет

   Специальность по диплому: учитель начальных классов; учитель экологии.

Квалификация:  учитель  начальных  классов

Квалификационная категория: высшая.

Срок последней аттестации: 26.03.2015 года

№ пп

Виды

Содержание

1.

Основные личные педагогические ценности:    

Любовь к детям, доброжелательность, справедливость, доверие, обязательность, профессионализм. 

2.

Педагогические  цели  и  задачи  

определение зависимости      развития  действий контроля и самоконтроля от средств алгоритмизации.

3.

Ожидаемые педагогические результаты:        

повышение уровня профессиональной компетенции, повышение качества образования и воспитания школьников.

      Личное педагогическое кредо.

Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.

И.Песталоцци

 «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»

Сократ                                     

                                        Актуальность

     Сегодня меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющее современное качество образования. Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Так как обучение идёт не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, культуры, то и формирование ключевых компетентностей школьника идёт посредством обучения и воспитания, получения основного и дополнительного образования. Исследователи, рассматривая компетентностный  подход, чаще всего говорят о профессиональном образовании, однако научиться приобретать знания,  научиться работать, т.е. быть самостоятельным, уметь себя оценивать,- все эти качества личности формируются в период начального обучения. На основе этого можно определить необходимость формирования общеучебной компетентности младшего школьника. Общеучебная компетентность - интегральное качество личности, обеспечивающее готовность к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию на протяжении всей жизни.

    В структуре  общеучебной компетентности младшего школьника мы выделили следующие компетенции:

-познавательная. Способность ученика осуществлять учебную деятельность, т.е.  умение видеть границу между известным и неизвестным, знание о своем незнании, умение запрашивать и искать недостающую информацию, готовность к изменению сложившегося способа действия; умение определять сложность заданий, запрашивать помощь при возникновении затруднений; умение соотносить свою деятельность с образцом, оценивать действия по заданным критериям, вырабатывать критерии для оценки, навык взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки; умение находить ошибки в работе и исправлять их; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; умение планировать свою деятельность; готовность к решению творческих задач, созданию творческих работ;

- коммуникативная.  Знание способов взаимодействия с окружающими. Практическое овладение диалогической и монологической речью; умение использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения, владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Способность к  осуществлению учебного сотрудничества. Умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей;

- ценностно - смысловая. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться  в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки  для своих действий и поступков, принимать решения. Наличие нравственного опыта, сформированных представлений о добре и зле, толерантного отношения к окружающим. Эмоционально- ценностное отношение к родному языку, пробуждение познавательного интереса к родному слову. Культура восприятия художественного произведения, эстетический вкус;

- информационная. Навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации в словарях, каталоге библиотеки. Умение представлять материал в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам. Способность добывать недостающие знания и умения, пользуясь культурными источниками информации. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.  Немецкий педагог Дистервег считал, что хороший учитель не преподносит истину, а учит её находить. Поэтому воспитание у учащихся навыков самостоятельного поиска решения задачи, ведущего к успеху, и является основной задачей учителя.

Цель: способствовать формированию и развитию младших школьников  с использованием различных современных  образовательных технологий на основе компетентностного подхода. 

Задачи:

  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей.
  • использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, знаний, умений, навыков;
  • углубить знания  об основах компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы;
  • формировать умения по проектированию и реализации уроков на основе компетентностного подхода в образовательном процессе;
  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий
  • способствовать развитию диагностических умений (по выявлению уровня сформированности ключевых компетентностей младших школьников).    

 Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?

                   Компетентностный подход позволяет:

  1. Согласовать цели обучения, поставленные педагогами с собственными целями учащихся.
  2. Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению
  3. Повысить уровень мотивации к учению, прежде всего за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся.
  4. Формировать успешного ученика, подготовить его к успеху в дальнейшей жизни.
  5. Оптимизировать труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении.

 к - креативность…

о - организованность…

м -модернизация…

п - планирование…

е - единство…

т - толерантность…

е - единомышленники…

н - новизна…

т - творчество…

н - научность…

о - осведомлённость…

с - сотрудничество…

т - терпимость…

ь-

                                               

 Метод  формирования  компетенций 

К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на уроках по любым предметам и во внеурочной деятельности, относятся:

  1.  обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;
  2.  открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъектная позиция учащихся и, опосредованно, — их прежний опыт;
  3.  решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста;
  4.  дискуссия учащихся, столкновение их субъектных позиций;
  5.  игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;
  6.  проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты - практические работы, имеющие жизненный контекст.

Сказанное относится не только к урокам. В условиях реализации компетентностного подхода внеклассная деятельность учащихся несет не меньшую образовательную нагрузку. Она по возможности должна быть организована как групповая деятельность, в процессе которой формируется и осмысливается личный опыт при одновременном сведении к минимуму индивидуальных и фронтальных бесед классного руководителя с учащимися, докладов и сообщений на тематических классных часах, пассивного посещения классом объектов и учреждений культуры и тому подобных фронтально-индивидуальных и «некомпетентностных» форм работы они заменят некомпетентностные формы и методы.

Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Однако некоторые формы и методы, не будучи снабжены специальными акцентами или дополнениями, такими как групповое целеполагание, самооценка и т.д., сами по себе не работают на развитие ключевых компетенций. В их числе:

  • монолог учителя;
  • фронтально-индивидуальный опрос;
  • информирующая беседа;
  • самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником (или другими пособиями) по заданиям, указанным учителем;
  • демонстрация видеофильма;
  • экскурсия;
  • проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме, и др.

В некоторых случаях использование тех или иных форм и методов обучения может привести к формированию своего рода псевдокомпетенций, способных лишь нанести вред учащемуся в дальнейшей жизни. Например, ученик получает задание написать конспект или реферат, при чем цели учителя могут быть разными: научить ребенка работать с информацией, научить навыкам конспектирования и т.д. Но эти цели чужды ученику, а тема реферата, возможно, не очень интересна. Вместо того чтобы решать исследовательскую проблему, ученик решает другую, актуальную для него проблему: как представить удовлетворяющий учителя продукт и получить хорошую отметку (списать «реферат» из одной книги, позаимствовать у друга, скачать текст из Интернета). Формируется своего рода псевдокомпетенция – умение представить вместо необходимого результата деятельности «фиктивно-демонстративный» продукт.

Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

Масштаб использования образовательных технологий 

 Технология

 Масштаб использования

 Достигаемые результаты

 Личностно-ориентированные технологии

Используются на учебных предметах социально-гуманитарного и естественно-научного направлений и во внеурочной деятельности

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже  продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

Учебные результаты, индивидуальное, личностное развитие

Метод проектов

Используются на базовых учебных предметах и во внеурочной деятельности

Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Метапредмет-ные результаты, личностные

Технология исследовательского обучения

Используются на базовых учебных предметах и во внеурочной деятельности

Даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Учебные результаты, индивидуаль-ное, личностное развитие

Информационно –коммуникационные технологии

Используются на учебных предметах социально-гуманитарного и естественно-научного направлений и во внеурочной деятельности

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных уроков, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Метапредмет-ные, предметные результаты, личностное развитие

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Используются на уроках и во внеурочной деятельности

Использование в обучении открытых задач, имеющих достаточно размытое, допускающее варианты условие, разные пути решения, набор вероятных ответов

Метапредмет-ные, личностные результаты

Технологии развития критического мышления

Используются на учебных предметах социально-гуманитарного и естественно-научного направлений и во внеурочной деятельности

Умение размышлять над тем, как получить знания (вызов); развивать аналитическое мышление и творческое мышление (осмысление); определять своё личное отношение к информации (рефлексия);

умение ставить и решать проблемы.

Основа для размышления младших школьников об обучении и знании

Метапредмет-ные, предметные результаты, личностное развитие

Игровая учебная деятельность

Используется на уроках и во внеурочной деятельности

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Предметные и метапредмет-ные  результаты

Здоровьесберегающие технологии

Используются на уроках и во внеурочной деятельности

Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность  с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что даёт положительные результаты в обучении.

 

 

Технология проблемного обучения 

 

 

 

 

 

Используются на базовых учебных предметах и во внеурочной деятельности

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Учебные, личностные результаты

Технологии организации группового взаимодействия

Используются на базовых учебных предметах и во внеурочной деятельности

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребёнка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Учебные результаты, индивиду-альное, личностное развитие

Технология «Портфолио»

Используются на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование персонифицированного учёта достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Индивиду-альные достижения и личностное развитие

 

 

 

 

 

 

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

 Предполагаемый результат:

  • разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС;
  • формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,
  • формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах,  семинарах,  в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях предметно-цикловвых комиссий  и педсовете, в работе Форсайт-центров, участие в конкурсах.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Этапы работы над темой

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2015-2019.

Изучение ФГОС начального общего образования.
Изучение  психолого-педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова).Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.».

Прогностический

Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов

2016-2017 г.

Участие в тренинге личностного роста «Работа в команде. Законы установления партнёрских отношений» и семинарах для учителей начальных классов 
Выступление на ПЦК  «Реализация различных образовательных технологии, как средство формирования УУД в рамках ФГОС»

Практический

Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы.

2017

2019г.

Выступление на педсовете «Образовательная деятельность, как средство формирования УУД».
Выступления на заседаниях ПЦК «Технология проектной деятельности» (из опыта работы), «Требования к современному уроку».
Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).
Участие в олимпиадах, конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов
Оформление результатов работы

2019-2020 г.

Участие в работе городского РМЦ  учителей начальных классов и в проведении семинаров.
Участие и результаты в муниципальных, окружных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.
Участие в работе школьного сайта.
Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2017-2020 г.

Участие в конференциях, педагогических советах, Форсайт центрах.

Публикации на  сайтах педагогических сообществ. 

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Курсы повышения квалификации
  • Семинары и конференции
  • Мастер-классы
  • Телевидение
  • Газеты, журналы
  • Путешествия
  • Видео, аудио информация на различных носителя
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
  • Интернет 

Источники информации по теме самообразования:

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. № 10
  2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11.
  3. Зимняя И.А. Отражение содержания ключевых социальных компетентностей в текстах действующих ГОС ВПО (теоретико-эмпирический анализ) // Проблемы качества образования: Кн.2. Ключевые социальные компетентности студента. М.: Уфа, 2004.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.,2004.
  5. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005.№4
  6. Диденко Л.А. Социально-педагогическая компетентность учителя // Школа. 2001. №6
  7. Абросимова М.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий…// Стандарты и мониторинг. 2004.№3.
  8. Пильщикова Т.Н. Коммуникативная компетентность педагога-менеджера.// Стандарты и мониторинг.2004. №3.
  9. Конюшенко С.М. Формирование информационной культуры педагога. // Стандарты и мониторинг. 2004. №3.
  10. Иванова Л.Ф. Педагогический мониторинг процесса развития профессиональной компетентности учителя иностранного языка. // Стандарты и мониторинг. 2004. № 3.
  11. Хотунцев Ю.Л. Образовательная область «Технология»: направления совершенствования. // Стандарты и мониторинг. 2004. №3.
  12. Миролюбов А.А. Коммуникативная компетенция как основа формирования общеобразовательного стандарта по иностранному языку. // Стандарты и мониторинг. 2004. №2.
  13. Боголюбов Л.Н. Компетентностный подход к отбору содержания образования на примере формирования компетенции избирателя. // Стандарты и мониторинг. 2004. № 2.
  14. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Стандарты и мониторинг. 2004. № «.
  15. Козырева О.А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия. // Стандарты и мониторинг. 2004. № 2.
  16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования. // Народное образование. 2003. № 5.
  17. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. Монография / Красноярский гос. Университет.- Красноярск, 1998.
  18. Аксенова Э.А. Компетентностный подход к допрофессиональной подготовке школьников в ФРГ. //Стандарты и мониторинг. 2004. № 2.
  19. Савенков А. Аспекты компетентности. // Директор школы. 2004. №6.
  20. Гера Р.Д. Проблемы формирования гражданско-правовых комптенций. // Образование в современной школе. 2004. № 7.
  21. Яруллов А. Познавательная компетентность школьников. // Школьные технологии. 2004. № «.
  22. Панченко Л. Конкурентов не боимся. // Учитель года. 2004. № 3.
  23. Профессиональная компетентность педагога / Под редакцией Л.А. Густокашиной. – Пермь, 2007.
  24. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность. – Екатеринбург, 2003.
  25. Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества / Под общей редакцией С.Г. Вершловского. – Санкт-Петербург, 2003.
  26. Хуторской А.В. Современная дидактика. – Издательский дом «Питер», 2001.
  27. Управление школой: Словарь-справочник руководителя образовательного учреждения / Под редакцией А.М. Моисеева, А.А. Хвана. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – С. 101.
  28. .Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД
    «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.

29.         Зеер   Э.Ф.,   Павлова   A.M.,   Сыманюк   Э.Э.   Модернизация   профессионального образования: компетентностный подход. М. -2005

30.        Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. //
Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005 № 2, с. 152-154

31.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-
2004.-№5 с.3-12

  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-
    журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля, http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В
    надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

33. Шишов   С.Е.,   Агапов   И.И.    Компетентностный    подход    к   образованию   как
необходимость.//Мир образования-образование в мире. 2001, № 4.

34. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании: Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. – Омск, 2003.

35. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. – М., 2002.

36. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования // Народное образование. – 2003. - №5.

37. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроках и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: