3.1.1 Наличие проектов, акций интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной направленности, реализованных с воспитанниками, под руководством педагогического работника

Ковылина Ирина Александровна

Наличие проектов, акций интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной направленности, реализованных с воспитанниками, под руководством педагогического работника

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Проект

Фольклорный праздник "Русская завалинка"

Фольклорный праздник  "Русская завалинка"

Воспитание, лишенное народных корней, – бессильно.

(К. Д. Ушинский)                                                                               

Пояснительная записка. 

   Дошкольный возраст — наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.

Долгосрочный с 2021 год продолжительный  

   Проект «Русская завалинка…» по расширению представлений детей младшей  группы о быте, культуре и традициях русского народа на основе народных календарно-обрядовых праздников направлен на создание системы работы с детьми и родителями и обогащение развивающей предметно – пространственной среды, способствующей нравственно - патриотическому и художественно – эстетическое воспитание детей, их духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей.  

   Мероприятия, предусмотренные проектом, распределены в определенной последовательности, в основе которой заложены народные календарно – обрядовые праздники и календарно – тематический план ДОО. 

   Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России, с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, произведениями устного народного творчества, народной музыкой, народными подвижными и хороводными играми. 

   Проект рассчитан на детей 3- 7 лет.

Актуальность

Актуальност проблемы продиктована ухудшающимися изменениями в отношениях между поколениями «отцы - дети» (совместное времяпровождение сводится к минимуму), равнодушием к малым жанрам фольклора,  которые в первую очередь являют собой отражение жизни, быта, поверий предков.Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

Я считаю, что надо знать быт своего народа, так как это истории, которую нельзя забыть.

Проблема:люди забывают фольклор, все реже обращаются к малым жанрам УНТ (устного народного творчества).

Объект исследования: произведения малых жанров УНТ

Цели исследования:

Знакомство со старинными русскими песнями, пословицами, поговорками, обычаями и традициями русского народа.

Формирование интереса и уважения к традициям на Руси.

Активизацию интереса у учащихся к истокам и истории своего народа.

Развитие художественно - прикладных навыков в традиционной деятельности ремёсел.

Задачи:

развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

воспитывать творчески - активную личность;

развивать внимание, память.

Принципы.

Принцип воспитывающего характера обучения.

Принцип наглядности обучения.

Принцип доступности.

Принцип систематичности, последовательности и постепенности.

Принцип связи обучения с жизнью.

Принцип активности и сознательности.

Воспитательные задачи:

формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям национальных и социальных культур;

учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену). Воспитание нравственных качеств личности.

Ожидаемые результаты.

Проанализировано отношение детей к малым жанрам фольклора;

Сделаны выводы с детьми, а правда ли малые жанры фольклора являются «сближающим звеном между поколениями и служат важными моментом в жизни людей.

Анализ форм, методов и приёмов - каким образом можно возбудить интерес к фольклору;

Организованы ряд фольклорных мероприятий, направленных на решение поставленной задачи

Взаимодействие участников проектной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

l этап

Пробор материала,

Привлечение родителей к процессу

Активная участие,

Посильная помощь воспитателю и родителям

Активное участие в сборе информации, помощь в оформлении

llэтап

Организация и проведения мероприятий

Творческое участие в мероприятиях

Проведение совместных мероприятий дома, совместная творческая деятельность с детьми

lll этап

Организация и проведение мероприятий

Творческое участие в мероприятиях

Помощь в организащии и активное участие в мероприятиях

Реализация проектной деятельности

Мероприятия

Количество, название, категория участников (дети, родители)

1

Проведение консультаций,

Беседа на тему русского фольклора для родителей

Анкетирование

Буклеты

Консультации

Совместное творчество с детьми

2

Размещение информационно - методических материалов по фольклору

Стендовая информация

3

Проведение тематических бесед по устному народному творчеству

Игры - беседы:

Былины

Небылины

Частушки

Хороводы

Колядки

Пляски

Заклички

Приметы

Сказания

4

Проведение тематических мероприятий с детьми..

Просмотр мультфильмов

Просмотор презентаций

Подвижные игры

Ролевые игры

Дидактические игры

Игры имитации

Рисование

Лепка

Чтение

Акции

Экскурсии русскую избу

Выставка

Развелечения

Ход мероприятия

1 ведущий: Здравствуйте, дорогие гости!

2 ведущий: Добро пожаловать на наш праздник!

Не стесняйтесь, проходите

В нашу горницу, друзья,

И улыбки захватите,

Ведь без них никак нельзя!

От души признаться надо,

Что давно вас в гости ждем,

Вы своим приходом радость

Принесли в наш светлый дом!

И потому принять изволь, тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке из наших рук и хлеб и соль.

Нынче мы гостей встречаем

На своей родной земле,

Хлебом-солью угощаем,

Как обычай нам велел.

Дай Бог тому, кто в нашем дому-

Дорогим гостям, да вашим детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём, и здоровьицем!

Гость в дом – хозяину радость.

Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли?

А теперь так часто за событиями и за сутолокой дней старины своей не помним, забываем мы о ней. А ведь прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее, ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица, высокий терем, завалинка, посиделки…

К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.

Нам повезло – мы сельские жители  и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.

В каждом селе в старину были свои обычаи посиделок и  праздников, куда собирались холостые девушки  да парни. Не всегда родители отпускали их. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят – обязательно дадут работу: девушкам напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Юноши тоже не сидели без работы: плели лапти, из дерева вырезали донце, нарезали гребни для расчёсывания конопли.

Роднило их одно: на посиделки собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах, умением и мастерством блеснуть.

И сегодня на нашей завалинке мы постараемся показать вам фрагменты деревенских посиделок. Вы увидите и услышите то, о чём говорили, что пели и о чём мечтали наши прабабушки и прадедушки.

ХОРОВОД - "В СЫРОМ БОРУ ТРОПИНА"

В сыром бору тропина,
В сыром бору тропина,
Тропина,тропина,
Тропина,тропина.

По той пропе галка шла,
По той пропе галка шла,
Галка шла,галка шла,
Галка шла,галка шла.

За голицей соколик,
За голицей соколик,
Соколик,соколик,
Соколик,соколик.

Поймал галку за крыло,
Поймал галку за крыло,
За крыло,за крыло,
За крыло,за крыло.

А ты сокол не держи,
А ты сокол не держи,
Не держи,не держи,
Не держи,не держи.

Ведущий:

На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких.
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, -
Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.

Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!


Для друзей и для гостей!

Поют русскую народную песню "В ХОРОВОДЕ БЫЛИ МЫ"

В хороводе были мы - 2р
Были мы, были мы - 2р

Кого надо видели -2р
Видели, видели - 2р

Красавицу девицу,
Девицу,девицу

Стань, девица, подбодрись,
Подбодрись, подбодрись

Вправо, влево повернись,
Повернись, повернись

Ты, девица, потанцуй,
Потанцуй, потанцуй

проигрыш

В хороводе ты пройдись,
Пройдись, да ты пройдись

Кому хочешь поклонись,
Поклонись, поклонись

проигрыш и повтор 1 и 2 куплета

Из-за печи выходит Домовой.

Домовой.

Веселитесь, а про меня-то забыли?

Хозяйка.

Домовой, Домовой!

Угощу тебя халвой!

Домовой.

Я за печкою живу

С ребятишками дружу

Я хозяйке помогаю

Всех гостей я развлекаю

Х-Кузя!

Домовой:  -Аюшки!

Х- Где ты был?

Домовой: -У бабушки!

- ХЧто принес?

Домовой: -Оладушки.

- ХГде ж они? --

Домовой: -Под лавкой.

Х-Экий, ты, Кузя чудак.

Домовой: -А вы бы как?

- ХА мы бы оладушки на стол поставили и съели.

Домовой: - Ладно, в другой раз так и сделаю.

Х- Кузя!

Домовой: -Аюшки!

- Х Где ты был?

Домовой: -У бабушки!

- Х Что принес?

Домовой: -Сапожки.

Х-Где же они.?

Домовой: -А я сделал как вы велели.

На стол поставил и съел.

(Домовой выходит из-за печки)

Х -Эх, Кузя, ничего ты не понял. Ладно. Проходи к нам на завалинку, посиди с нами.

Домовой:

-Сяду рядышком на лавке

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки

Кто смышленый погляжу.

  1. Как раньше кипятили чай ? (в самоваре)
  2. Что за кушанье драники?
  3. Что в старину вторым хлебом называли? Репа
  4. Круглый, а не пирог, горячий, а не солнце, а есть можно? Блин
  5. В земле родится, на стол годится, впятером тянули, вшестером вытащили? Репа

За правильный ответ вручают баранку.

6 ведущий: Но на посиделках не только загадки загадывали, но и частушками развлекались. Это такие короткие забавные стишки, в которых с юмором рассказывается обо всем. Частушки зарождались между простых людей, обычных селян. Во время игр или на посиделках они стали напевать веселые строки о том, что видели на каждом шагу. Ну а как же петь без музыки? Частушке всегда подыгрывала гармонь. Смешная частушка способна поднять настроение любому человеку!

Кто сложил для нас частушки,

Кто их, право, сочинил?

Ты пойди теперь, узнай-ка,

Где он был и как он жил?

Так живи, частушка, всяко,

Под гитару и струну,

Надо нам, друзья, однако,

Спеть частушку не одну!

ЧАСТУШКИ.

Начинаем петь частушки

Просим не смеяться

Тут народу очень много,

Можем растеряться

Девочки:

Шире круг, шире круг, дайте круг пошире.

Не одна иду плясать, нас идёт четыре.

        

Не хотела я плясать, стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла, я не удержалася

По деревне я шла, и Ванюшу видела

Под кустом сидел и плакал: курица обидела.

Я плясала в три ноги, потеряла сапоги,

Оглянулась я назад: сапоги мои лежат.

Мальчики:

Балалаечка гудок своё дело знает,

Она в Ваниных руках хорошо играет.

Сидит ёжик на берёзе – белая рубашка,

На головке сапожок, на ноге- фуражка.

На горе стоит телега, слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова надевает сапоги.

Поддавай, ребята газу, мы идём, куда велят,

нам туда, куда ни разуНе гонял Макар телят.

Мы кончаем петь частушки

До другого вечера

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего!

2 ведущий: Ох, попели, поплясали, отдохнуть теперь пора.

1 ведущий: Предлагаем вам сыграть в русские народные игры.

Играют в русские игры:

"Бой петухов".Условия игры:

На полу начерчен мелом круг.

В него становятся 2 игрока.

Одна рука за спиной, одна нога согнута - поза боевого петуха.

Задача: вытолкнуть соперника за круг!

Нельзя! Вставать на две ноги и отпускать руку из-за спины.

"Воробышек". Условия игры:

Выбрать воробышка и поставить его в центр.

Воробышек пляшет и изображает то, что сейчас напевают.

Роль воробья меняется.

 Хор.

Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как девицы ходят?

Воробышек:

Он не так, он не сяк и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где молодцы  сидять.

Хор.

Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как молодцы ходят?

Воробышек:

Он не так, он не сяк и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где голубушки сидять.

Хор.

Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как старушки ходят?

Воробышек:

Он не так, он не сяк и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где молодушки сидять.

Хор.

Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как богатые ходят?

Воробышек:

Он не так, он не сяк и вот так.

Туда  глядь, сюда глядь, где  молодушки сидять.

1 ведущий:

Небылицы в лицах сидят в светлицах,
Щелкают орешки да творят насмешки.
Хотите знать какие? А вот такие.

Сценка «ПРО НЕБЫЛИЦЫ»

Участники девочка и мальчик.

1 сценка.

Д. Федул, что губы надул?

М. Кафтан прожёг.

Д. Можно зашить?

М. Да иглы нет.

Д. А велика ли дыра?

М. Да один ворот остался.

2 сценка.

Д.  Фома, что из леса не идёшь7

М. Да медведя поймал.

Д. Так веди сюда.

М. Да он не идёт.

Д. Так сам иди.

М. Так медведь не пускает.

3 сценка.

1д. Здорово, кума!

2 д. Да на рынке была.

1д.  Никак глуха?

2д.  Да купила петуха!

1д.  Прощай дорогая кума!

2д.  Нет! Недорого, всего гривенник дала.

Выходят ребята с русскими музыкальными инструментами и исполняют русскую народную песню: "Во - кузнице, во - кузнице:".

Текст песни:


Во ку… во кузнице,
Во ку… во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют,  приговаривают,
Молотками приколачивают.

Пойдем, пойдем Дуня

Пойдем, пойдем Дуня

Пойдем Дуня во лесок, во лесок

Сорвем Дуня лопушок, лопушок

Сошьем, сошьем Дуня

Сошьем, сошьем Дуня

Сошьем Дуня, сарафан, сарафан

Сошьем Дуня, сарафан, сарафан

Носи, носи, Дуня

Носи, носи, Дуня

Носи Дуня не марай, не марай

По праздничкам надевай, надевай


Во ку… во кузнице,
Во ку… во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы,

Учитель: А сейчас мы приглашаем вас на чаепитие.Какие же посиделки без чая!  И выпьем чайку по – нашему по-русски. А как?(Самовар, чай в блюдцах)

Чай пришел к нам из Китая, где был известен еще 4700 лет назад. Но у нас в России чай появился только в 17 веке. Причем вначале он не имел большого успеха у русского народа, потому что, во-первых, был очень дорог, а во-вторых, мало кто знал, как его надо заваривать. Только в конце 19 века чай стал широко распространяться по России, стали открываться чайные, люди приглашали друг друга в гости не просто так, а на чай. Чай входит в пословицы, поговорки, сказки.

Поговорки:

1. Чай не пьешь – какая сила, чай попил – совсем ослаб.

2. Чайку покушать да органчика послушать.

3. Выпей чайку – забудешь тоску.

  От чая лиха не бывает.

 Чай пить – не дрова рубить.

В небе, будто от побелки

засветился млечный путь
Отшумели посиделки

в нашей праздничной светёлке
Где пришлось нам отдохнуть.

Дни общенья - счастья вехи,

посиделкам  каждый рад.
Делу время, а потехе

рады люди как-никак.


На завалинке сегодня

Отдохнули вместе мы,

Вспомнив песни, игры, шутки

Нашей русской старины.

Мы делились новостями,

мы старались вас развлечь,

мы прощаемся  с друзьями, говоря:

Все вместе: До новых встреч!

Хочется пожелать вам, чтобы души ваши были добрыми, чтобы любили

землю, на которой живёте, берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.

Дом, земля наша, любовью богата и трудом.

А песнями, играми счастье копится и полнится.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни.