Диссеминация опыта

Павлова Елена Ивановна

Моё участие в конкурсах педагогического мастерства. На фото представлено проведение РМО. Музыкально - экологическая сказка " День рождения дедушки Дуба" и презентация с докладом  "Использование краеведческого материала по истории и культуре родного края в дидктических играх"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsiipavlovoy_e.i._.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Павлова Елена Ивановна, воспитатель первой квалификационной категории. Сегодня я расскажу Вам об Использовании краеведческого материала по истории и культуре родного края  в дидактических играх.

Слайд 2.

Свое выступление мне хотелось бы начать словами Дмитрия Сергеевича Лихачева

      Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь переходит   в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

                                                                                                                 

В современном обществе одним из важных направлений работы с дошкольниками является нравственно-патриотическое воспитание. Для того чтобы помочь ребенку обрести правильную гражданскую позицию, воспитать в нем любовь и уважение к своей малой родине в наше время возникает необходимость обратиться к прошлому нашей малой родины. Дошкольный возраст-это база общего развития ребенка. Именно в это время начинается процесс становления личности.

Важной частью воспитания является приобщение ребёнка к истории родного города. Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Поэтому базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе.

Слайд 3.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, природно–экологическим, географическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его историей, достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых культурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной культуры.

Процесс формирования исторических представлений дошкольников выстраивался поэтапно.

Ведущая деятельность в дошкольный период - это игровая деятельность. Именно в игре дети познают окружающий мир. Поэтому для воспитания исторических представлений у дошкольников мы  используем дидактические игры по краеведению. Игры направлены не только на развитие представлений о истории и культуре  родного города, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса.

Слайд 4.

При использовании представленных игр  придерживаемся определенных принципов:

Опираться на уже имеющиеся у детей знания;

Следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;

Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

Постепенно усложнять задачу и игровые действия;

Конкретно и четко объяснять правила игры.

Слайд 5.

Дидактическая игра направленана расширение, углубление, систематизацию представлений детей о истории и культуре родного края, воспитание познавательных интересов, и развитие познавательных способностей. Функции дидактической игры представлены на слайде.

Слайд 6.

Дидактические игры краеведческого содержания имеет следующую структуру:

Название дидактической игры,

Дидактическая задача

Материал к игре

Игровая задача,

Игровые действия

Игровые правила

Результат игры

Слайд 7

Дидактические игры краеведческого содержания представлены довольно широко.

Здесь представлены игры, разработанные нашими педагогами, а также модифицированные игры других авторов. 

«Заколдованный город»

Цель: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Ход игры:

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

-Как называется наша страна?

- Как называется город, в котором вы живете?

-Как давно был основан наш город?

- какие улицы города вы знаете?

-Как называется улица на которой ты живешь?

- Какие памятники нашего города вы знаете?

- Какие памятники старины есть в нашем городе?

- Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?

- Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?

- Чтобы ты еще хотел узнать о нашем городе?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями.

Слайд 8.

«Герб города Городца»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы:  шаблон- образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игры: Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

- Дети по контурному шаблону при помощи шаблона- образца собирают из мозаики герб города.

-  Дети собирают герб без помощи шаблона- образца, опираясь на память.

- Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.

-Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

Слайд 9.

«Знатоки родного города»

Цель: продолжать учить ориентироваться на карте-схеме города Городца, закреплять знания о памятниках города, развивать память, воображение.

Материал: карта-схема Городца, фишки темного цвета  для обозначения памятников, фото с изображением памятников. Фишки светлого цвета за правильные ответы.

Правила игры:

Детям предлагается посмотреть на фотографию, назвать памятник  и рассказать о нем. Показать на карте его местонахождение. Верно ответивший ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

Слайд 10.

«Найди отличия»

Цель: учить детей сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление, речь. Закреплять знания о родном городе Городце. Воспитывать интерес к настоящему и прошлому.

Материал: фотографии города в разные времена.

Правила игры: Воспитатель предлагает детям фотографии старого и современно города Городца. Дети должны увидеть отличия современного города от старого. Как выглядели и одевались люди, как и где работали , как выглядели улицы?

Слайд 11.

«Собери картинку»

Цель: упражнять в составлении целого изображения из отдельных частей.

Через содержание изображения закреплять знания детей об архитектуре города Городца. Воспитывать любовь и привязанность к родному краю.

Материал: разрезные картинки в виде пазлов.

Ход игры: детям предлагается собрать пазлы и дается образец изображения. Дети самостоятельно собирают изображение из частей в единую картинку.

Слайд 12.

«Лото народные промыслы»

Цель: систематизировать знания детей о народных промыслах Городецкого края; активизировать речь детей; упражнять в употреблении обобщающих слов (Городецкая роспись, глиняная игрушка, пряничное производство, резьба по дереву, золотая вышивка). Воспитывать любовь интерес к народному творчеству.

Материал: 6 больших игровых карт-образцов; большие карты с пустыми клетками, на которых изображены народные промыслы Городецкого края и маленькие карточки 44 штуки, фишки.

Ход игры: в игре принимают участие от 2 до 4 человек. Участникам раздаются большие игровые карты с пустыми клетками. Ведущий показывает по одной маленькой карточке. Кто первым закроет все клетки и правильно расположит карточки на своей игровой карте, тот и выигрывает, в знак чего получает фишку. Игра повторяется несколько раз, карты при этом меняются. В конце выявляется победитель: им становится тот, у кого фишек больше

Слайд 13

Лото «Городец Нижегородская музейная столица»

Цель: систематизировать знания детей о музеях родного города, их экспонатах; активизировать речь; упражнять в правильном назывании экспонатов музея, в употреблении обобщающих слов ( музей самоваров, пряника, краеведческий, детский).

Материал:  4 большие игровые карты –образцы; большие карты с пустыми клетками , на которых изображены музеи родного города и маленькие карточки 30 штук, фишки.

Ход игры: в игре принимают участие от 2 до 4 человек. Участникам раздаются большие игровые карты с пустыми клетками. Ведущий показывает по одной маленькой карточке. Кто первым закроет все клетки и правильно расположит все экспонаты музея на своей карточке, тот и выигрывает, в знак чего получает фишку. Игра повторяется несколько раз, карты при этом меняются. В конце выявляется победитель: им становится тот, у кого больше фишек.

 Слайд 14.

Дидактические игры способствовали  восхищению, гордости , любови к своему городу и желание его изучать.

У детей появился интерес к истории родного города, дети стали более наблюдательны, активны, стали задавать вопросы об увиденном в городе.

Благодаря дидактическим играм краеведческого содержания  дети стали больше интересоваться своим городом, его жителями, достопримечательностями и памятными местами. Научились узнавать и называть знакомые улицы, здания, памятники. Проявляется эрудированность в вопросах исторического прошлого города.