Главные вкладки
Школьная библиотека
Школьная библиотека - это структурное подразделение школы, в котором происходит библиотечное обслуживание учащихся, учителей, родителей.
«Чтецкие программы» создают пространство для живого общения с литературой: от литературных клубов до открытых чтецких вечеров. Проект реализуется по поручению Президента России от 30.12.2024 № ПР-2814 совместно с Советом при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов страны и Министерством просвещения РФ. Ссылка на проект - https://znanierussia.ru/lectlib?utm_source=interum...
Онлайн - презентация СЛОН -"Спасительная история А.И.Куприна " - https://interum.znanierussia.ru/demo/c460bc9e-8493...
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 78.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий викторины
«”Слон” — спасительная история А.И. Куприна»
Москва, 2025 г.
Цель встречи: обобщить и расширить знания участников о жизни и творчестве А.И. Куприна, формировать навыки внимательного чтения, воспитывать уважение к литературному наследию и нравственным ценностям, отражённым в произведениях писателя.
Задачи:
- В игровом формате проверить у участников знание содержания рассказа А.И. Куприна «Слон», понимание характеров персонажей и событий, описываемых в произведении.
- Предоставить участникам дополнительную информацию о жизни и творчестве А.И. Куприна.
- Формировать умение внимательно слушать куратора и читать текст заданий викторины.
- Способствовать развитию интереса к русскому языку и литературе.
Формируемые ценности:
- высокие нравственные идеалы;
- жизнь;
- крепкая семья.
Смысловые направления: русский язык; культура и искусство
Продолжительность встречи: 40 минут
Целевая аудитория: школьники 1-4 классов
Возрастное ограничение: 6+
Рекомендуемая форма выступления: викторина
Тип ММ: викторина
Комплект материалов:
- сценарий;
- презентация;
- методический рекомендации.
Слайд 1. Титульный
Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по рассказу известного русского писателя Александра Ивановича Куприна «Слон». Вас ждёт увлекательная викторина, в которой для вас подготовлены вопросы и задания. Будьте внимательными и отвечайте на все вопросы правильно. У вас непременно всё получится! Я верю в вас!
Слайд 2. Регистрация
Для того, чтобы принять участие в викторине, пожалуйста, зарегистрируйтесь по QR-коду:
- Наведите камеру вашего мобильного телефона на QR-код;
- Перейдите по ссылке и заполните анкету;
- Если у вас возникли трудности с регистрацией, сообщите мне.
Слайд 3. Творческий путь А.И. Куприна и роль в литературе
Прежде чем мы еще больше узнаем о рассказе А.И. Куприна «Слон», важно узнать о том, кто придумал и перенес на страницы книги сюжет этой истории.
Автором рассказа является Александр Иванович Куприн. Он родился очень давно — в 1870 году, в маленьком городе Наровчате. К сожалению, у маленького Саши очень рано не стало отца, а маме было сложно заботиться о мальчике самой. Поэтому в возрасте шести лет Саша оказался в пансионе для детей-сирот. Поэтому в его историях мы можем встретить очень много размышлений о семье, родителях и заботе о близких.
Когда Куприн вырос, он окончил военное училище и даже служил офицером в армии. Но больше всего на свете он любил писать истории о людях и их жизни. В его рассказах можно встретить и докторов, и моряков, и артистов, и простых детей.
Куприн очень внимательно наблюдал за окружающими. Он считал, что даже в самых простых людях можно найти добро, силу и мудрость. Больше всего писатель ценил дружбу, верность и доброту.
Его книги вошли в золотой фонд русской литературы. А сегодня мы еще ближе познакомимся с одной из его историй — рассказе про девочку Надю и… настоящего слона!
Слайд 4. Девочка, слон и сила любви — все это в рассказе Куприна
Александр Куприн написал рассказ «Слон» больше ста лет назад. Почему же мы продолжаем его читать и изучать? А все потому, что в нём рассказывается о важных и неустаревающих идеях — о доброте, заботе и силе настоящей любви.
Это рассказ о девочке Наде, которая заболела не обычной болезнью, а такой, которую трудно лечить таблетками и лекарствами из аптеки. Ей нужно особое средство, чтобы излечиться.
В этой истории множество разных героев, которые помогают Наде. А еще в ней есть много интересных и поучительных мыслей.
Предлагаю вам отправиться к глубинам и смыслам этого произведения, чтобы еще больше узнать о писателе, его героях и идеях, которые он хотел бы донести до своих читателей.
Слайд 5-30. Викторина
Слайд 6, 7
- Кто главный герой рассказа А. Куприна «Слон»?
A. Слон
Б. Девочка Надя
В. Папа Нади
Ответ: Б. Девочка Надя
Комментарий: Главное действующее лицо в рассказе — милая девочка Надя, именно с ней происходят основные события в произведении.
Слайд 8, 9
- Откуда папа привёз слона в дом?
A. Из зверинца
Б. Из леса
В. Из зоопарка
Ответ: A. Из зверинца
Комментарий: По сюжету рассказа слон жил в зверинце — это место, где дрессированные животные выступают перед публикой.
Слайд 10, 11
- Чем больна девочка Надя по словам доктора?
A. Скукой
Б. Равнодушием к жизни
В. Простудой
Ответ: Б. Равнодушием к жизни
Комментарий: Доктор сказал родителям Нади: «Ваша дочка больна равнодушием к жизни, и больше ничем…». Это не простая болезнь, вроде простуды. Девочке стало скучно жить, потому что её ничего не радовало, ни игрушки, ни развлечения. Доктор сказал, что это «равнодушие к жизни». Это значит, что Надя потеряла интерес к миру. И только сильное впечатление могло её спасти.
Слайд 12, 13
- Испугался ли слон людей на улице?
A. Да
Б. Нет
Ответ: Б. Нет
Комментарий: Ответ на этот вопрос есть в тексте, давайте к нему обратимся: «В белой попоне он важно шагает по самой середине улицы, покачивает головой и то свивает, то развивает хобот. Вокруг него, несмотря на поздний час, большая толпа. Но слон не обращает на нее внимания: он каждый день видит сотни людей в зверинце». Куприн показывает, что слон идет величественно и спокойно. Его уверенность и спокойствие действуют и на Надю, поэтому рядом с таким большим и добрым другом она чувствует себя защищено.
Слайд 14, 15
- Что обещал папа своей дочери Наде?
A. Купить новую куклу
Б. Свозить её в зверинец
В. Накормить шоколадом
Ответ: Б. Свозить её в зверинец
Комментарий: Папа обещал свозить дочь в зверинец посмотреть на настоящего слона, но не выполнил обещание. Это важный эпизод в тексте, потому что автор обращает наше внимание на то, что детям очень важно, чтобы родители держали слово. Поэтому в финале рассказа папа делает для Нади все, чтобы её спасти, даже приводит к ней самого настоящего слона. Так Куприн показывает своим маленьким читателям силу родительской любви.
Слайд 16, 17
- Где происходят события в рассказе А. Куприна «Слон»?
A. В лесу
Б. В городе
В. В магазине
Ответ: Б. В городе
Комментарий: Действие рассказа происходит в городе. Мы видим улицы, булочные, зверинец. Куприн показывает, что чудо может случиться даже в шумном городе среди толпы людей.
Слайд 18, 19
- Умные собаки в зверинце прыгали, кувыркались, танцевали, пели под музыку, а что ещё они делали?
A. Ездили верхом на большом пуделе
Б. Выполняли цирковые трюки
В. Складывали слова из больших картонных букв
Ответ: В. Складывали слова из больших картонных букв
Комментарий: Ответ на этот вопрос мы тоже можем найти в тексте: «Через два часа он сидит в зверинце, в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина выделывают разные штуки. Умные собаки прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку, складывают слова из больших картонных букв». Куприн с юмором описывает дрессированных животных. Это создаёт атмосферу праздника, циркового чуда. А для Нади всё это становится шагом к тому, чтобы снова почувствовать радость.
Слайд 20, 21
- Что делали огромные рыжие львы в зверинце?
A. Скакали через обручи
Б. Ходили по канату
В. Танцевали танго
Ответ: A. Скакали через обручи
Комментарий: Ответ читаем в тексте: «Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие обручи. Неуклюжий тюлень стреляет из пистолета». Автор показывает, что даже самые неповоротливые животные могут удивлять.
Слайд 22, 23
- Определите героя по описанию и ответьте одним словом, о ком идет речь:
«Он серый, большой,
На четырёх столбах,
Посмотришь на него,
И скажешь только: «Ах!».
Хобот кверху поднимает,
Всех из фонтана поливает,
Мне скажите, кто же он?
Ну конечно, это...»
Ответ: Слон
Комментарий: Слон в рассказе — символ чуда, силы и доброты. Куприн описывает его с любовью и вниманием к деталям. Слон становится другом для Нади и помогает ей вернуть любовь к жизни.
Ребята, а вы знали, что на суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов еще называют азиатскими. Индийский слон легче африканского. Он весит в среднем 5–6 тонн а его африканский собрат 7–8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2–3 метра в высоту.
Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея, и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра.
Слайд 24, 25
- Правда ли что слон, которого папа привёл в дом для дочери Нади, был маленьким?
A. Правда
Б. Ложь
Ответ: Б. Ложь
Комментарий: «Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот — точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижной, гибкий палец. Если бы слон вытянул хобот во всю длину, то наверно достал бы им до окна» — слон оказался намного больше, чем представляла себя Надя, и это поразило её.
Слайд 26, 27
- Как звали слона в рассказе А. Куприна?
А. Тиша
Б. Гриша
В. Томми
Ответ: В. Томми
Комментарий: «Девочка протягивает немцу свою маленькую бледную ручку. — Здравствуйте, как вы поживаете? — отвечает она. — Я вовсе ни капельки не боюсь. А как его зовут? — Томми. — Здравствуйте, Томми, — произносит девочка и кланяется головой» — имя слона делает его не просто «животным», а настоящим персонажем рассказа. Надя общается с ним, как с другом.
Слайд 28, 29
- Что снял слон с мальчишки и перекинул через забор?
А. Шляпу
Б. Панаму
В. Кепку
Ответ: А. Шляпу
Комментарий: Этот эпизод показывает характер Томми. Он добрый, но справедливый: «Только один раз он немного рассердился. Какой-то уличный мальчишка подбежал к нему под самые ноги и начал кривляться на потеху зевакам. Тогда слон спокойно снял с него хоботом шляпу и перекинул ее через соседний забор, утыканный гвоздями». Мальчишка дразнил его, и слон спокойно показал, что так делать нельзя. Но при этом он не причинил зла, а только слегка проучил проказника.
Слайд 30, 31
- Какой торт купил отец Нади для слона?
А. Фисташковый
Б. Мандариновый
В. Вишнёвый
Ответ: А. Фисташковый
Комментарий: В этом эпизоде мы видим, что папа Нади очень внимателен, а торт — это символ его заботы: «Надин отец бежит в соседнюю булочную и покупает большой круглый фисташковый торт. Слон обнаруживает желание проглотить его целиком вместе с картонной коробкой, но немец дает ему всего четверть. Торт приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем». Папа готов сделать всё, лишь бы порадовать дочь и расположить слона.
Слайд 32, 33
- В какое время суток вели в гости слона к Наде?
А. Утром
Б. Днём
В. Ночью
Ответ: А. Ночью
Комментарий: По сюжету слона приводят к Наде ночью. Это очень интересный момент, потому что ночь часто изображается в художественных произведениях как время, когда случаются чудеса: «Ночью слона ведут в гости к больной девочке. В белой попоне он важно шагает по самой середине улицы, покачивает головой и то свивает, то развивает хобот». Ночью город спит, а чудо совершается тихо, почти сказочно. Куприн словно превращает городскую улицу в волшебное пространство, по которому шагает гигантский добрый слон.
Слайд 34, 35
- Благодаря кому девочка выздоровела и почувствовала себя счастливой?
А. Родителям
Б. Куклам
В. Слону
Ответ: А. Родителям
Комментарий: Главная мысль рассказа заключается в том, что настоящая любовь, забота и поддержка близких могут помочь преодолеть любые трудности и препятствия. Общение с умным и добрым слоном Томми стало для Нади настоящим источником вдохновения и помогло ей вернуться к жизни. У рассказа воодушевляющий и светлый финал, история вдохновляет и побуждает верить в лучшее.
Слайд 36. Главные смыслы рассказа Куприна
Дорогие дети! Сегодня мы с вами провели замечательную викторину по рассказу Александра Ивановича Куприна «Слон». Каждый из вас уверенно отвечал на вопросы.
Мы поняли, что это не просто вымышленная история, а рассказ о жизни. Девочка Надя потеряла интерес ко всему, и вернуть ей радость и вкус жизни помогли далеко не волшебные заклинания, а забота близких и большое, доброе чудо — слон Томми.
Я думаю, вы согласитесь со мной, что рассказ А.И. Куприна «Слон» — это не просто рассказ о необычном событии, а это история о силе родительской любви, которая помогла Наде снова полюбить жизнь.
Ребята, как вы думаете, что дороже всего на свете? Ответы участников
Комментарий: Семья — одна из самых важных ценностей в жизни человека. Ради здоровья и благополучия родного, любимого человека близкие люди готовы на невероятные поступки.
Постарайтесь сейчас ответить себе на следующие вопросы:
— Кому вы можете подарить заботу уже сегодня?
— Какое обещание вы готовы выполнить на этой неделе?
Пусть этот рассказ станет для вас напоминанием о том, что чудеса начинаются с нас. Когда вы внимательны, добры и не проходите мимо чужой беды, то мир вокруг становится светлее.
Спасибо вам за участие, за ваши ответы и мысли, которыми вы со мной сегодня поделились.
Слайд 37. Обратная связь
Спасибо за внимание! Пожалуйста, поделитесь комментариями о том, какие впечатления остались у вас после нашей сегодняшней встречи! Отсканируйте QR-код с помощью камеры вашего мобильного телефона и расскажите о том, какие эмоции вы испытали.
Слайд 38.
До скорой встречи! Не забудьте прочитать предложенное произведение и настроиться на активное обсуждение! До свидания.


