Школьная библиотека

Цыденжапова Саяна Ширапнимбуевна

Школьная библиотека - это структурное подразделение школы, в котором происходит библиотечное обслуживание учащихся, учителей, родителей. 

 

 «Чтецкие программы» создают пространство для живого общения с литературой: от литературных клубов до открытых чтецких вечеров. Проект реализуется по поручению Президента России от 30.12.2024 № ПР-2814 совместно с Советом при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов страны и Министерством просвещения РФ. Ссылка на проект -  https://znanierussia.ru/lectlib?utm_source=interum...

Онлайн - презентация СЛОН -"Спасительная история А.И.Куприна " - https://interum.znanierussia.ru/demo/c460bc9e-8493...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarii_viktorina_kuprin_slon.docx78.63 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий викторины

«”Слон” — спасительная история А.И. Куприна»

 

Москва, 2025 г.

Цель встречи: обобщить и расширить знания участников о жизни и творчестве А.И. Куприна, формировать навыки внимательного чтения, воспитывать уважение к литературному наследию и нравственным ценностям, отражённым в произведениях писателя.

Задачи:

  1. В игровом формате проверить у участников знание содержания рассказа А.И. Куприна «Слон», понимание характеров персонажей и событий, описываемых в произведении.
  2. Предоставить участникам дополнительную информацию о жизни и творчестве А.И. Куприна.
  3. Формировать умение внимательно слушать куратора и читать текст заданий викторины.
  4. Способствовать развитию интереса к русскому языку и литературе.

Формируемые ценности:

  • высокие нравственные идеалы;
  • жизнь;
  • крепкая семья.

Смысловые направления: русский язык; культура и искусство

Продолжительность встречи: 40 минут

Целевая аудитория: школьники 1-4 классов

Возрастное ограничение: 6+

Рекомендуемая форма выступления: викторина

Тип ММ: викторина

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • презентация;
  • методический рекомендации.

Слайд 1. Титульный

Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по рассказу известного русского писателя Александра Ивановича Куприна «Слон». Вас ждёт увлекательная викторина, в которой для вас подготовлены вопросы и задания. Будьте внимательными и отвечайте на все вопросы правильно. У вас непременно всё получится! Я верю в вас!

Слайд 2. Регистрация

Для того, чтобы принять участие в викторине, пожалуйста, зарегистрируйтесь по QR-коду:

  1. Наведите камеру вашего мобильного телефона на QR-код;
  2. Перейдите по ссылке и заполните анкету;
  3. Если у вас возникли трудности с регистрацией, сообщите мне.

Слайд 3. Творческий путь А.И. Куприна и роль в литературе

Прежде чем мы еще больше узнаем о рассказе А.И. Куприна «Слон», важно узнать о том, кто придумал и перенес на страницы книги сюжет этой истории.

Автором рассказа является Александр Иванович Куприн. Он родился очень давно — в 1870 году, в маленьком городе Наровчате. К сожалению, у маленького Саши очень рано не стало отца, а маме было сложно заботиться о мальчике самой. Поэтому в возрасте шести лет Саша оказался в пансионе для детей-сирот. Поэтому в его историях мы можем встретить очень много размышлений о семье, родителях и заботе о близких.

Когда Куприн вырос, он окончил военное училище и даже служил офицером в армии. Но больше всего на свете он любил писать истории о людях и их жизни. В его рассказах можно встретить и докторов, и моряков, и артистов, и простых детей.

Куприн очень внимательно наблюдал за окружающими. Он считал, что даже в самых простых людях можно найти добро, силу и мудрость. Больше всего писатель ценил дружбу, верность и доброту.

Его книги вошли в золотой фонд русской литературы. А сегодня мы еще ближе познакомимся с одной из его историй — рассказе про девочку Надю и… настоящего слона!

Слайд 4. Девочка, слон и сила любви — все это в рассказе Куприна

Александр Куприн написал рассказ «Слон» больше ста лет назад. Почему же мы продолжаем его читать и изучать? А все потому, что в нём рассказывается о важных и неустаревающих идеях — о доброте, заботе и силе настоящей любви.

Это рассказ о девочке Наде, которая заболела не обычной болезнью, а такой, которую трудно лечить таблетками и лекарствами из аптеки. Ей нужно особое средство, чтобы излечиться.

В этой истории множество разных героев, которые помогают Наде. А еще в ней есть много интересных и поучительных мыслей.

Предлагаю вам отправиться к глубинам и смыслам этого произведения, чтобы еще больше узнать о писателе, его героях и идеях, которые он хотел бы донести до своих читателей.

Слайд 5-30. Викторина

Слайд 6, 7

  1. Кто главный герой рассказа А. Куприна «Слон»?

A. Слон

Б. Девочка Надя

В. Папа Нади

Ответ: Б. Девочка Надя

Комментарий: Главное действующее лицо в рассказе — милая девочка Надя, именно с ней происходят основные события в произведении.

Слайд 8, 9

  1. Откуда папа привёз слона в дом?

A. Из зверинца

Б. Из леса

В. Из зоопарка

Ответ: A. Из зверинца

Комментарий: По сюжету рассказа слон жил в зверинце — это место, где дрессированные животные выступают перед публикой.

Слайд 10, 11

  1. Чем больна девочка Надя по словам доктора?

A. Скукой

Б. Равнодушием к жизни

В. Простудой

Ответ: Б. Равнодушием к жизни

Комментарий: Доктор сказал родителям Нади: «Ваша дочка больна равнодушием к жизни, и больше ничем…». Это не простая болезнь, вроде простуды. Девочке стало скучно жить, потому что её ничего не радовало, ни игрушки, ни развлечения. Доктор сказал, что это «равнодушие к жизни». Это значит, что Надя потеряла интерес к миру. И только сильное впечатление могло её спасти.

Слайд 12, 13

  1. Испугался ли слон людей на улице?

A. Да

Б. Нет

Ответ: Б. Нет

Комментарий: Ответ на этот вопрос есть в тексте, давайте к нему обратимся: «В белой попоне он важно шагает по самой середине улицы, покачивает головой и то свивает, то развивает хобот. Вокруг него, несмотря на поздний час, большая толпа. Но слон не обращает на нее внимания: он каждый день видит сотни людей в зверинце». Куприн показывает, что слон идет величественно и спокойно. Его уверенность и спокойствие действуют и на Надю, поэтому рядом с таким большим и добрым другом она чувствует себя защищено.

Слайд 14, 15

  1. Что обещал папа своей дочери Наде?

A. Купить новую куклу

Б. Свозить её в зверинец

В. Накормить шоколадом

Ответ: Б. Свозить её в зверинец

Комментарий: Папа обещал свозить дочь в зверинец посмотреть на настоящего слона, но не выполнил обещание. Это важный эпизод в тексте, потому что автор обращает наше внимание на то, что детям очень важно, чтобы родители держали слово. Поэтому в финале рассказа папа делает для Нади все, чтобы её спасти, даже приводит к ней самого настоящего слона. Так Куприн показывает своим маленьким читателям силу родительской любви.

Слайд 16, 17

  1. Где происходят события в рассказе А. Куприна «Слон»?

A. В лесу

Б. В городе

В. В магазине

Ответ: Б. В городе

Комментарий: Действие рассказа происходит в городе. Мы видим улицы, булочные, зверинец. Куприн показывает, что чудо может случиться даже в шумном городе среди толпы людей.

Слайд 18, 19

  1. Умные собаки в зверинце прыгали, кувыркались, танцевали, пели под музыку, а что ещё они делали?

A. Ездили верхом на большом пуделе

Б. Выполняли цирковые трюки

В. Складывали слова из больших картонных букв

Ответ: В. Складывали слова из больших картонных букв

Комментарий: Ответ на этот вопрос мы тоже можем найти в тексте: «Через два часа он сидит в зверинце, в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина выделывают разные штуки. Умные собаки прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку, складывают слова из больших картонных букв». Куприн с юмором описывает дрессированных животных. Это создаёт атмосферу праздника, циркового чуда. А для Нади всё это становится шагом к тому, чтобы снова почувствовать радость.

Слайд 20, 21

  1. Что делали огромные рыжие львы в зверинце?

A. Скакали через обручи

Б. Ходили по канату

В. Танцевали танго

Ответ: A. Скакали через обручи

Комментарий: Ответ читаем в тексте: «Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие обручи. Неуклюжий тюлень стреляет из пистолета». Автор показывает, что даже самые неповоротливые животные могут удивлять.

Слайд 22, 23

  1. Определите героя по описанию и ответьте одним словом, о ком идет речь:

«Он серый, большой,

На четырёх столбах,

Посмотришь на него,

И скажешь только: «Ах!».

Хобот кверху поднимает,

Всех из фонтана поливает,

Мне скажите, кто же он?

Ну конечно, это...»

Ответ: Слон

Комментарий: Слон в рассказе — символ чуда, силы и доброты. Куприн описывает его с любовью и вниманием к деталям. Слон становится другом для Нади и  помогает ей вернуть любовь к жизни.

Ребята, а вы знали, что на суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов еще называют азиатскими. Индийский слон легче африканского. Он весит в среднем 5–6 тонн а его африканский собрат 7–8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2–3 метра в высоту.

Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея, и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра.

Слайд 24, 25

  1.  Правда ли что слон, которого папа привёл в дом для дочери Нади, был маленьким?

A. Правда

Б. Ложь

Ответ: Б. Ложь

Комментарий: «Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот — точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижной, гибкий палец. Если бы слон вытянул хобот во всю длину, то наверно достал бы им до окна» — слон оказался намного больше, чем представляла себя Надя, и это поразило её.

Слайд 26, 27

  1.  Как звали слона в рассказе А. Куприна?

А. Тиша

Б. Гриша

В. Томми

Ответ: В. Томми

Комментарий: «Девочка протягивает немцу свою маленькую бледную ручку. — Здравствуйте, как вы поживаете? — отвечает она. — Я вовсе ни капельки не боюсь. А как его зовут? — Томми. — Здравствуйте, Томми, — произносит девочка и кланяется головой» — имя слона делает его не просто «животным», а настоящим персонажем рассказа. Надя общается с ним, как с другом.

Слайд 28, 29

  1.  Что снял слон с мальчишки и перекинул через забор? 

А. Шляпу

Б. Панаму

В. Кепку

Ответ: А. Шляпу

Комментарий: Этот эпизод показывает характер Томми. Он добрый, но справедливый: «Только один раз он немного рассердился. Какой-то уличный мальчишка подбежал к нему под самые ноги и начал кривляться на потеху зевакам. Тогда слон спокойно снял с него хоботом шляпу и перекинул ее через соседний забор, утыканный гвоздями». Мальчишка дразнил его, и слон спокойно показал, что так делать нельзя. Но при этом он не причинил зла, а только слегка проучил проказника.

Слайд 30, 31

  1.  Какой торт купил отец Нади для слона?

А. Фисташковый

Б. Мандариновый

В. Вишнёвый

Ответ: А. Фисташковый

Комментарий: В этом эпизоде мы видим, что папа Нади очень внимателен, а торт — это символ его заботы: «Надин отец бежит в соседнюю булочную и покупает большой круглый фисташковый торт. Слон обнаруживает желание проглотить его целиком вместе с картонной коробкой, но немец дает ему всего четверть. Торт приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем». Папа готов сделать всё, лишь бы порадовать дочь и расположить слона.

Слайд 32, 33

  1.  В какое время суток вели в гости слона к Наде? 

А. Утром

Б. Днём

В. Ночью

Ответ: А. Ночью

Комментарий: По сюжету слона приводят к Наде ночью. Это очень интересный момент, потому что ночь часто изображается в художественных произведениях как время, когда случаются чудеса: «Ночью слона ведут в гости к больной девочке. В белой попоне он важно шагает по самой середине улицы, покачивает головой и то свивает, то развивает хобот». Ночью город спит, а чудо совершается тихо, почти сказочно. Куприн словно превращает городскую улицу в волшебное пространство, по которому шагает гигантский добрый слон.

Слайд 34, 35

  1.  Благодаря кому девочка выздоровела и почувствовала себя счастливой?

А. Родителям

Б. Куклам

В. Слону

Ответ: А. Родителям

Комментарий: Главная мысль рассказа заключается в том, что настоящая любовь, забота и поддержка близких могут помочь преодолеть любые трудности и препятствия. Общение с умным и добрым слоном Томми стало для Нади настоящим источником вдохновения и помогло ей вернуться к жизни. У рассказа воодушевляющий и светлый финал, история вдохновляет и побуждает верить в лучшее.

Слайд 36. Главные смыслы рассказа Куприна

Дорогие дети! Сегодня мы с вами провели замечательную викторину по рассказу Александра Ивановича Куприна «Слон». Каждый из вас уверенно отвечал на вопросы.

Мы поняли, что это не просто вымышленная история, а рассказ о жизни. Девочка Надя потеряла интерес ко всему, и вернуть ей радость и вкус жизни помогли далеко не волшебные заклинания, а забота близких и большое, доброе чудо — слон Томми.

Я думаю, вы согласитесь со мной, что рассказ А.И. Куприна «Слон» — это не просто рассказ о необычном событии, а это история о силе родительской любви, которая помогла Наде снова полюбить жизнь.

Ребята, как вы думаете, что дороже всего на свете? Ответы участников

Комментарий: Семья — одна из самых важных ценностей в жизни человека. Ради здоровья и благополучия родного, любимого человека близкие люди готовы на невероятные поступки.

Постарайтесь сейчас ответить себе на следующие вопросы:

— Кому вы можете подарить заботу уже сегодня?

— Какое обещание вы готовы выполнить на этой неделе?

Пусть этот рассказ станет для вас напоминанием о том, что чудеса начинаются с нас. Когда вы внимательны, добры и не проходите мимо чужой беды, то мир вокруг становится светлее.

Спасибо вам за участие, за ваши ответы и мысли, которыми вы со мной сегодня поделились.

Слайд 37. Обратная связь

Спасибо за внимание! Пожалуйста, поделитесь комментариями о том, какие впечатления остались у вас после нашей сегодняшней встречи! Отсканируйте QR-код с помощью камеры вашего мобильного телефона и расскажите о том, какие эмоции вы испытали.

        Слайд 38.

До скорой встречи! Не забудьте прочитать предложенное произведение и настроиться на активное обсуждение! До свидания.