Региональный компонент

Юсупова Ильмира Инзифовна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Ознакомление с национальной культурой башкирского народа во второй младшей группе»

                                                          Воспитатель: Юсупова И.И.

Цель:

- формировать у воспитанников гуманное отношение к окружающему миру, к родному краю;

- продолжать знакомить с башкирской национальной одеждой, с башкирской национальной игрой.

Задачи:

-воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям башкирского народа;

- продолжать закреплять название элементов башкирской одежды;

-развивать познавательный интерес, любознательность;

-формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру, родному краю;

-активизировать и обогащать словарь воспитанников, отрабатывать

произношение новых слов (камзул, бурек, ичиги).

Оборудование и материалы: кукла Айгуль в башкирском народном костюме, платки, магнитофон и аудиозапись с национальной башкирской музыкой.

Ход НОД.

Пальчиковая гимнастика: «Приветствие»

Здравствуй солнце золотое(растопырить пальчики в разные стороны)

Здравствуй небо голубое(поднять руки наверх)

Здравствуй, свежий ветерок(покачать с поднятыми руками)

Здравствуй кучерявый дубок(соеденить пальчики над головой, округлив руки)

Мы живем в родном краю(развести руки в разные стороны)

Я вас всех люблю!(обнять себя руками)

Дети садятся.

Воспитатель вносит в группу куклу в башкирском наряде, привлекает к ней внимание детей. Вместе с детьми рассматривают красивый наряд куклы.

(Стук в дверь) Воспитатель: - Сегодня у нас, ребята гости. Зовут нашего гостя Ляйсан. Вы рады гостям? Покажите, как вы рады! Давайте поприветствуем нашего гостя с помощью ручек.

Воспитатель: - Ребятки, посмотрите на Ляйсан, какой красивый наряд она одела. Вам нравится? У Ляйсан красивое белое платье платье, с зеленой оборкой по краю, с длинными рукавами и воротником. Жилеточка с золотым орнаментом называется – камзол. Повторите (дети повторяют слово «камзол») На ногах сапожки. На голове у Ляйсан гловной убор с мехом, которая называется – бурек. Повторите (дети повторяют слово «бурек») Ляйсан по национальности – башкирка.

Воспитатель: - Ребята, Ляйсан к нам пришла не с пустыми руками, она принесла нам свою башкирскую народную игру, называется «Юрта». И хочет с вами поиграть. Ребята, а вы любите играть? (да). Давайте вместе поиграем в игру.(Дети соглашаются)Нужно подготовить пространство для игры.

Проводится игра: В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул,  на котором повешен платок  с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырмя кругами переменными шагом и поют: Мы веселые ребята, соберемся на кружок. Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок. На мелодию без слов ребята переменными шагами перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра.

Дети рассаживаются на свои стульчики.

Воспитатель: -Вот как весело мы свами поиграли. Вам понравилось, ребята? Давай вместе поблагодарим Ляйсан, за интересную игру. (Вместе хором «Спасибо!»).

Воспитатель: - Девочке Ляйсан уже пора домой. Давайте вместе скажем, досвидания!

Подведение итогов:

Воспитатель: - Ребетя, ответте мне пожалуйста, с каким народом мы с вами познакомились?(Ответы детей - башкиры). А в какую игру мы свами поиграли, кто помнит? (Ответы детей - юрта).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «Региональный компонент в образовательной программе ДОУ в рамках ФГОС»

Слайд 2

Цель: формировать первоначальные представления дошкольников об особенностях родного края. Задачи : - знакомить детей с особенностями и традициями родного края ; - формировать представления о родном крае, о городе: истории, улицах, профессиях; - знакомить с именами знаменитых земляков; - формировать знания о живой и неживой природе родного края; -заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Слайд 5

« Собери флаги России и Башкортостана»

Слайд 7

Когда семья вместе ( и душа на месте )

Слайд 8

Всюду хорошо (а дома лучше)

Слайд 9

Береги свою землю родную ( как мать любимую )

Слайд 10

Человек без Родины (что соловей без песни )

Слайд 11

Если говорить «мёд» (во рту сладко не станет)

Слайд 12

Игра «Скажи наоборот » Дедушка старый – внук… Папа высокий – сын… Брат сильный – сестра… Папа строгий – мама…

Слайд 13

Игра «Продолжи предложение» -Мы живём в городе …… -Наш город молодой, потому что …… -Жителей города называют ………... -Наш город красивый, потому что……



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе «Башкирский национальный орнамент. Украшение платка башкирским орнаментом»

Цель:  учить детей на предмете одежды составлять узор из элементов башкирского орнамента.

Интегрированные задачи:

        

Образовательные: ознакомить с особенностями башкирского орнамента.

Развивающие: развитие творческих способностей детей, глазомер, воображение, художественный вкус. Совершенствование навыков аппликаций башкирской росписи, используя характерные элементы и цветовую гамму.

Воспитательные: воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству башкирского народа, чувства сострадания и желания прийти на помощь.

Оборудование занятия: кукла Булат в башкирском костюме, иллюстрация платка с элементами башкирского орнамента, квадратный лист бумаги для основы платка, заготовки: красная, зеленая и желтая орнаменты из бумаги, фонограмма башкирской музыки.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Воспитатель:

-Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам.

Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания.

Желаю счастья и добра,

Во всем удачи, настроенья.

(Дети встают вкруг и друг другу говорят добрые пожелания)

2.Основная часть:

Воспитатель:

- Ребята, у нас необычное занятие. К нам на занятие пришел мальчик по имени Булат.  Давайте, все вместе поздороваемся с гостем!

Дети:

- Здравствуйте!

(Дети садятся полукругом на стулья).

Воспитатель:

 - Ребята, очень скоро у бабушки Булата день рождение. Она хочет подарить подарок своей бабушке, сделанное собственными руками, да вот только не может определиться с подарком. Ну что ребята, поможем нашему гостю?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- Давайте, подумаем, какой же подарок мы можем посоветовать, чтобы Булат подарил своей бабушке?

Дети:

(Ответы детей).

Воспитатель:

- Молодцы! Ребята, как вы смотрите на то, чтобы подарить платок с красивым узором?

Дети:

- Да. Конечно.

Воспитатель:

- Булат говорит, что ее бабушка по национальности башкирка, и ей очень нравятся платки с башкирским орнаментом. Ребята, так как до дня рождения бабушки Булата осталось совсем немного времени, он просит вас помощь с подарком. Поможем Булату?

Дети:

- Да. Мы согласны.

Воспитатель:

 - Для начала мы с вами, рассмотрим какие платки, с башкирским орнаментом бывают. (Показ иллюстрации платка с орнаментом)

- Ребята, что вы видите на платке? Чем украшен платок?  

Дети:

- Платок украшен узором.

Воспитатель:

- Правильно. Узоры, которые имеются на платке, по-другому называются  - орнаментом. Какие элементы башкирского орнамента вы видите на платке?

Дети:

- зубчики, крестики, ромбики, лесенки, полоски, рога и т.д.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. Действительно, платок  расписан красивым и необычным орнаментом. Орнамент  является  одной  из  древнейших  форм  изобразительной деятельности человека, известной уже с древних времен. Ребята, какие цвета вы видите в орнаменте башкирского народа?

Дети:

- Красный, желтый и зеленый цвета.

Воспитатель:

- Традиционные цвета башкирского орнамента, являются отражением национального духа башкирского народа. Красный цвет символизирует тепло и огонь. Зеленый цвет символизирует жизнь, цвет весны, пробуждения природы.  Жёлтый, символ тепла и солнца.

- Сейчас мы немножко отдохнем.

Физминутка

Наши алые цветки (плавно поднимаем руки вверх)

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, (качание руками влево-вправо)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки (присели, спрятались)

Закрывают лепестки,

Головой качают, (движения головой влево-вправо)

Тихо засыпают.

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами будем разукрашивать платок, используя элементы башкирского орнамента, основные цвета которые использовали башкиры для составления узоров. Перед вами три стола, на этих столах лежат орнаменты определенного цвета. Вы должны выбрать понравившийся, по цвету орнамент, для работы с платком. Кто выбрал, занимайте свои рабочие места.

Воспитатель:

- Приступая к работе, не спешите, выполняйте ее аккуратно. А поможет вам в вашей работе башкирская музыка. (Музыка включается. Дети под музыку выполняют работу).

Дети украшают платочки.

3.Подведение итогов.

Воспитатель:

- Сейчас мы рассмотрим все наши платки. Красивые платки у вас получились для подарка. Какие элементы башкирского орнамента использовали в украшении платка?

Дети:

- Ромбики, крестики и т.д.

Воспитатель:

- Ребята, помогая нашему гостю Булату, мы с вами сегодня, научились украшать и составлять узор из элементов башкирского орнамента. Вы хорошо показали свои знания, молодцы!

Список литературы:

1. Янбухтина А. Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: от Тамги до Авангарда. Уфа, 2006, - 220 с.

2. Шитова С.Н. «Башкирская народная одежда». — Уфа: Китап, 1995, – 248  с.

3. Никонорова Е.Е. «Орнамент счетной вышивки башкир». – Уфа: Гилем, 2002, - 237 с.