Проектная деятельность

Индивидуальные и коллективные проекты 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatnye_mesta_lermontova.docx29.25 КБ
Файл marchuknadya.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ПАМЯТНЫЕ МЕСТА ЛЕРМОНТОВА

 Выполнила: Ергонова Виктория,

ученица 9 «Б» класса

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

Основная часть…………………………………………………………………….5

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………11

2

Введение

«…Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

Хочу, чтоб труд мой

Вдохновенный

Когда-нибудь увидел свет.»

1830 г.

            Михаил Юрьевич Лермонтов – один из величайших поэтов России, который стал достойным преемником Пушкина. За свою короткую жизнь им было создано около 400 (четырехсот) стихотворений, 30 (тридцати) поэм, не считая драматических произведений и неоконченных сочинений. Меня удивляет и восхищает гений Михаила Юрьевича. В семнадцать лет он уже написал такие произведения как «Парус» и «Два великана». Лермонтов внес огромный вклад в русскую литературу. И только из-за трагической гибели пятнадцатого июля одна тысяча восемьсот сорок первого года остались ненаписанными замечательные и талантливые произведения великого поэта.

         Конечно, я еще юна для того, чтобы понять все произведения Лермонтова, возможно, мне не хватает жизненного опыта, чтобы оценить по достоинству стихи и прозаические сочинения. Но все же творчество Михаила Юрьевича волнует и меня.  Мне интересно узнать о детстве поэта, его жизни, хочется узнать в каких местах ему довелось побывать и по какой причине от там оказался. Наверное, юный Мишель неслучайно стал поэтом. Я думаю, не только его семья, воспитание и окружение повлияли на его будущее. Наверняка немалую степень в этом сыграли Тарханы, здесь он провел свое детство, Москва, Санкт-Петербург, в северной столице ему довелось бывать не один раз, и конечно, горячо любимый им Кавказ. Познакомившись с местами, которые вдохновляли поэта, каждый из нас сможет открыть для себя своего Лермонтова.

Таким образом, целью нашей работы является создание интерактивной карты памятных мест Лермонтова. Мы считаем, это необходимо для того, чтобы ребята, мои сверстники, смогли понять непростое поэтическое творчество поэта. Узнав, какой сложной была судьба поэта, увидев места, где довелось побывать Михаилу Юрьевичу, мы сможем лучше понять и его жизнь и глубокий смысл его стихов.

       В связи с этим перед собой мы ставим следующие задачи:

  1. Познакомиться с биографией Лермонтова;
  2. Узнать и проанализировать места, посещенные Лермонтовым
  3.  Составить интерактивную карту памятных мест Михаила Юрьевича.

       

Основная часть

          Изучив биографию поэта, меня поразило то, что поэт прожил всего лишь 26 с небольшим лет. Как же Лермонтову удалось за такую короткую жизнь создать огромное количество стихов, вошедших в сокровищницу мировой художественной литературы?

         «…Мне нужно действовать, я каждый день бессмертным сделать бы желал…», -  писал Лермонтов

         Мишель был ребенком редкой одаренности. С юности он проявлял свои выдающиеся способности сразу в трех ипостасях: в литературной, живописной и музыкальной (не говоря о его талантах в математике и шахматах). Он владел немецким, французским, английским, читал в подлиннике по-латыни, впоследствии на Кавказе начал изучать азербайджанский язык. Удивительная натура! Он писал картины акварелью и маслом, рисовал карандашом и пером; лепил, играл на скрипке и рояле, пел романсы, оперные арии, писал музыку. Это была загадочная, тревожная, талантливая и страдающая душа. Наверное, уже эти факты биографии говоря о гении Лермонтова.

         По отцу Михаил Юрьевич принадлежал к древнему шотландскому роду бардов-песенников . Его отец, Юрий Петрович, был отставным капитаном. Мать, Мария Михайловна Арсеньева, была богатой наследницей знатного происхождения

         Практически с самого рождения маленький Мишель со своими родителями провел в имении своей бабушки по материнской линии в поместье Тарханы Пензенской губернии. Это первая точка на карте, место, подарившее нам будущего гения. Именно здесь через несколько лет появился образ героя из «Песни про купца Калашникова…», здесь он услышал песни и предания об Иване Грозном, о Разине и Пугачеве; слышал он и рассказы про «день Бородина» от участников Пензенского ополчения в Отечественной войне 1812 года. Так что Тарханы стали творческой колыбелью поэта.

           К сожалению, время, проведенное Лермонтовым в родовом поместье, нельзя назвать счастливым. Вспоминая свое детство, Лермонтов писал: «В слезах угасла мать моя…» Действительно, Мария Михайловна скончалась, не дожив до 22 лет от тяжелой болезни.

         Детство Лермонтова было омрачено не только ранней смертью матери. Большой печалью для мальчика стала разлука с отцом – по завещанию бабушки внук должен был оставаться при ней до полного совершеннолетия. Только при этом условии Миша становился единственным наследником всего принадлежащего ей имущества. Юрий Петрович сознавал, что воспитать сына не сможет, так как ни средств ни возможности у него нет. Он навсегда уехал в свою деревню Кропотово Тульской  губернии, откуда он написал сыну горестное признание: «Тебе известны причины моей с тобой разлуки, и я уверен, что ты за нее ускорять меня не станешь, так как я хотел сохранить для тебя состояние…» Навещать сына в Тарханах ему было запрещено.

          Позже Лермонтов напишет: «Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть»

          Елизавета Алексеевна, бабушка по материнской линии, практически усыновила своего внука Мишеньку, согрела лаской и безмерной любовью одинокого ребенка, дала ему дом и счастливое по ее понятием детство.

           Все в доме было подчинено желаниям и благополучию внука. Была в доме специально отведенная для занятий классная комната. В Тарханах Лермонтов прошел курс домашнего обучения. Учебники русского и латинского, книги Милота и Карамзина по истории, «Ручная математическая энциклопедия», книги для чтения, географический глобус и другие школьные принадлежности. Одаренный от природы многими талантами Лермонтов еще в детстве разносторонне проявлял свои способности: он лепил из крашенного воска, писал акварелью, рисовал карандашом.

         Все помыслы бабушки были направлены на здоровье внука. Она, не стесненная в средствах, трижды возила Мишу на Кавказ на минеральные воды. Он рос слабым, болезненным мальчиком, до 4 лет не умел ходить.

         Далекие поездки на лошадях через всю Россию, величественная природа Кавказа, рассказы набегах горцев, знакомство с казачьими горскими легендами и песнями – все это обогащало творческое воображение Лермонтова и отражалось в ранних кавказских поэмах: «Черкесы», «Кавказский пленник», «Хаджи Абрек». Это следующая точка на нашей интерактивной карте. Но к ней мы вернемся чуть позже.

           Спустя два года после возвращения с Кавказа бабушка повезла Мишу в Москву для продолжения образования.

            В 1828 году Лермонтов с легкостью поступил сразу в старший 4 класс Московского университетского благородного пансиона, где в разное время учились В.А. Жуковксий, А.С.Грибоедов, В.Ф.Одоевский, декабристы И.В. Кривцов,  П.Г. Каховский и др. Здесь в пансионе процветала страсть к литературе, что как нельзя больше соответствовало вкусам и склонностям мальчика.

            Однако спустя два года Лермонтов оставляет пансион в 1830 году зачисляется студентом Московского университета. В это время Лермонтов со своей бабушкой жил на улице Малая Молчановка в небольшом деревянном особняке, который хорошо сохранился до сего времени. Еще одна остановка на карте памятных мест поэта. Здесь он написал около двухсот пятидесяти лирический стихотворений, семнадцать поэм и три драмы.

             В это время не только поэзия увлекает Мишеля, он с большим удовольствием пишет акварелью. На одном из портретов, написанных  Лермонтовым в семнадцать лет, вы увидите девушку в черном испанском костюме. Это Варенька Лопухина, нежную любовь  к который поэт принес через всю жизнь. Здесь она в образе Эмилии – героини первой юношеской драмы Лермонтова «Испанцы». Но вместе они быть не смогут. Она замужняя  женщина. К образу Вареньки он неоднократно возвращался и в поэзии, и в живописи. Для него Варенька была воплощением простоты и естественности. Ей он посвятил поэмы «Демон» и «Валерик»; она послужила прототипом Веры в драме «Два брата», в повести «Княгиня Лиговская», и в романе «Герой нашего времени».

           Обратимся к следующей остановке на карте. Это усадьба Столыпиных. Сюда юный Михаил Лермонтов  приезжал с бабушкой. Здесь он впервые встретил Екатерину Сушкову. Около десяти стихотворений, написанных в Середниково, посвящены Сушковой.

           Четыре полных волшебных юных лета провел Лермонтов в Середниково. Это было время в творческом отношении необычайно плодотворным. Он написал около ста стихотворений, включая переводы Шиллера, четыре поэмы, работал над драмами «Испанцы» и «Люди и страсти». В 1830 году появляются настоящие шедевры – «Кавказ», «Элегия», «Наполеон», «Предсказание», «Нищий», «Одиночество» и первый набросок поэмы «Демон».

            В 1832 году Лермонтов покинул Университет и переехал в Санкт-Петербург, где поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, по окончании которой в 1834 году был определен в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском селе.

             Наступает 27 января 1837 года. По Санкт-Петербург разносится весть о том, что А.С. Пушкин, кумир молодого поэта, смертельно ранен на дуэли с французом Ж.Дантесом.  В это время больного Лермонтова лечил доктор Н.Ф. Арендт, который также навещал умирающего Пушкина. От него-то Лермонтов и узнал обо всех обстоятельствах дуэли, узнал и о предсмертных страданиях Александра Сергеевича. Потрясенный гибелью поэт, перед которым он преклонялся, Лермонтов написал стихи, выражавшие гнев и боль всех передовых людей того времени. За стихи «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и по «высочайшему повелению» был переведен из Петербурга в Нижегородской драгунский полк, находившейся на Кавказе в военных действиях против горцев.

             Кавказ – следующая точка на интерактивной карте памятных мест Лермонтова. Здесь, в течении 1837 года один за другим появляются такие шедевры, как «Бородино», «Узник», «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и  удалого купца Калашникова». Здесь на Кавказе он продолжал работу над «Демоном».

          Следующий 1839 год был для Лермонтова особенным: он вступил в литературу,  и не просто вступил, а вошел в нее сразу большим мастером. В «Отечественных записках» началась публикация романа «Герой нашего времени». Летом написана поэма «Мцыри».

            Так наступает насыщенный событиями 1840 год. В этот гож Лермонтов знакомится с княгиней Марией Алексеевной Щербатовой, за которой ухаживал Эрнест Барант, сын французского посла при дворе Николая I. 16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль в ее особняке на Английской набережной в Петербурге, произошла его ссора с Лермонтовым. Эрнест Барант вызвал поэта на дуэль. Впоследствии за эту дуэль Лермонтов был предан военному суду и арестован. Последовало решение Николая I: «Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк тем же ином».

             Полк этот стоял на Кавказе, где шла война с горцами. Вот это место на нашей         карте. 14 января 1841 года за проявленную в боях с горцами храбрость и отвагу поэт получил отпускной билет и выехал в Петербург, куда прибыл 4 февраля. Но уже 22 апреля 1841 года Лермонтову пришлось вернуться на Кавказ. Все это время поэта мучили мысли о его неминуемыми гибели.

             12 мая 1841 года Михаил Юрьевич прибыл в Пятигорск и нанял домик в четыре комнаты -  одноэтажный особнячок, обмазанный глиной и побеленный. К сожалению, это последняя точка на карте. Именно здесь суждено было Михаилу Юрьевичу встретиться со своим будущим убийцей, Николаем Мартыновым.

              Михаил Юрьевич Лермонтов погиб в расцвете сил и таланта. Он выступил как продолжатель лучших традиций русской литературы, как прямой наследник Пушкина.

Заключение

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил всего лишь 26 лет, его удивительная жизнь была насыщена событиями, которые отложили отпечаток в характере и повлияли в целом на жизнь и судьбу поэта.                  

Список использованной литературы:

  1. Ираклий Андронников «Избранные произведения»;
  2. Новый энциклопедический словарь Брокгаузена и Ефрона, статья А.С. Долинина «Лермонтов»
  3. Б.Эйхенбаум «Лермонтов»
  4. Афанасьев В.Лермонтов.М.,1991. (Жизнь замечательных людей).
  5. Захаров В.А. Загадка последней дуэли
  6. Очман, А.В.Женщины в жизни М.Ю. Лермонтова.

         




Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

Проект по литературе

Текстовые ролевые игры как явление современного словесного творчества

Автор: Марчук Надежда,

ученица 6Б  класса МАОУ «СОШ №19»

Руководитель: Субанакова Наталья Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

г. Улан - Удэ

2023г.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, когда интернет выступает коммуникативной площадкой для всех пользователей, наряду с известными всем чатами, блогами и форумами растёт популярность так называемых текстовых ролевых игр (здесь и далее ТРИ - прим. авт.) как современной формы сочинительства. Придуманные в 90-е годы 20 века и обусловленные стремительным развитием социальных сетей, ТРИ стимулируют словесную активность творчески настроенной аудитории. Алгоритм прост: создаётся интернет сообщество, сочинители оговаривают тему, проблематику, героев – и процесс создания художественной реальности запущен! В результате получается коллективно написанный текст, стилистически близкий к художественной литературе. Важнейшим моментом игры является характер задаваемой в ней ситуации. Ситуация включает в себя: сюжет игры, поставленную проблему, характер заданных отношений и исполняемых ролей. При выборе ситуации очень важно учесть следующее:

1) содержание ситуации должно быть адекватно реальной деятельности, должно моделировать ее;

2) проблемы, возникающие в игре, должны быть значимы для участников игры.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в наше время идёт особо активное развитие коммуникационных технологий и средств связи. Благодаря этому развиваются довольно популярные, на данный момент,  мессенеджеры – Telegramm, Viber, WhatsApp и т.д. Но так же помимо общения с людьми и нахождением новых знакомых, людей интересуют ролевые группы и игры. В основном это популярно у молодёжи. Одним из актуальных вопросов методики преподавания являются литературные игры как прием изучения и творческой интерпретации произведения. Использование их в качестве приемов и интерпретации произведений может поспособствовать заинтересованности уроком, развитию творческих способностей и обогащению речи. Вышесказанным определяется актуальность работы.

Объект исследования - текстовые ролевые игры

Предмет исследования - использования ролевых игр для развития творческого потенциала человека.

Цель работы - определение особенностей и возможностей текстовых ролевых игр.

Задачи: проанализировать и обобщить информацию по теме исследования; определить влияние текстовых ролевых игр на развитие творческих способностей пишущего.

ГЛАВА I. Понятие и сущность текстовой ролевой игры

Сегодня, когда интернет выступает коммуникативной площадкой для всех пользователей, наряду с известными всем чатами, блогами и форумами растёт популярность так называемых текстовых ролевых игр (здесь и далее ТРИ - прим. авт.) как современной формы сочинительства. А с появлением Интернета игры по ролям начали делиться на две части — Реальные и Сетевые. Сама тема интернет — ролевых стала активно распространяться в 2014 — 2015 году. ТРИ стимулируют словесную активность творчески настроенной аудитории. Алгоритм прост: создаётся интернет сообщество, сочинители оговаривают тему, проблематику, героев – и процесс создания художественной реальности запущен! В результате получается коллективно написанный текст, стилистически близкий к художественной литературе.

Ориджинал ( англ. Original — оригинальный ) — ролевые, в которых участники сами придумывают персонажа, дают ему характер и т.п. Сюжет так же придумывается владельцем и админами.

«Все фандомы » ( Фандом — общество фанатов какого — либо фильма, книги, музыкальной группы ибо же чего — то другого ) — ролевая, в которой участник может взять роль персонажа из любого фандома или создать своего.

И, пожалуй, классический вид ролевой — по определённому фандому. Чаще всего темой для них являются аниме ( т.е. японские анимационные фильмы )  и игры.

Ролевые комнаты, или же ролевые игры (т.е. игры по ролям) – отдельная совокупность людей, которых называют ролевиками и они занимают роль определённого персонажа, и вникая в натуру выбранного персонажа, отписывают от его лица пост.

Пост – это текст, в котором описываются все реплики и действия персонажа. И для того, чтобы написанное радовало глаз, пост украшается небольшим оформлением. Чаще всего это какие – либо символы и комбинации знаков.

Пример маленького поста:

⠀⠀                          

- - - - - - - - - - - - - - - - -

• N e u v i l l e t t e { Нʙ᧘᧘ᴛ}

 Верховный судья Фонтейна мирно прогуливался по окрестностям Кур-де-Фонтейна.

 Он проходил мимо маленьких жителей города и высоких людей. Кто был счастлив, а кто делился с друзьями своими несчастьями, а кто сидел на лавочке и грустно вздыхал.

 Синие, словно глубокий океан, глаза мужчины скользили по всем людям, а его острые уши прислушивались к их разговорам. Разобрать абсолютно всю речь было довольно сложно, ведь голосов было слишком много.

- - - - - - - - - - - - - - - - -

    |  |   |     |         |       |

    |        |        |      

           |              

         

     Чаще всего, ролевые – это то место, где человек может как – то выразиться, о чём – то рассказать, придумать что – то новое и т.д. А в наше время молодое поколение довольно активная часть общества, которая постоянно двигается вперед.

ГЛАВА II. Текстовая ролевая игра как форма развития творческого потенциала человека

        Ролевая игра  – хороший способ совершенствовать навык письменной речи. Конечно, соперничать текстовикам с представителями классической и современной художественной литературы самонадеянно, но авторы текстовых игр заботятся о расширении словарного запаса, используют изобразительно-выразительные возможности языка (гипербола «пренеприятнейшее местечко», эпитет «злое молчание», сравнение «это местечко тот еще бордель» и др.), корректируют написанное, заботятся о лексической сочетаемости слов, борются с безграмотностью.  

     Текстовые ролевые игры формально, содержательно и стилистически близки произведениям художественной литературы и представляют интерес для исследований, посвящённых современному состоянию языка и литературы в интернет пространстве. 

Создавая образ героя, художественная литература использует богатый арсенал средств: «говорящие» фамилии, портрет героя, речевую характеристику, действия и поступки, взаимоотношения с другими героями, художественные детали и пр. – так как неточное понимание истоков характера героя ведёт к весьма приблизительному осознанию художественного образа, его значения в литературе, не способствует выражению авторской позиции. Текстовики, работая над образом героя, прикрепляют фотографию и анкету персонажа, где указываются имя, возраст, рост, вес, характер и темперамент, хобби, информация о родителях, место учебы или работы, предпочтения в еде. Как правило, на каждого героя пишется «досье», и, чтобы образ получился достоверным, текстовик должен четко представлять себе все нюансы биографии и психологии, «отыграть» его в ходе повествования так, чтобы герой оставался самим собой  

     Теперь перейдём к основной пользе ролевых. Я считаю, что главной развивающей частью ролевых является развитие фантазии, так как чтобы написать большой и качественный пост, нужно построить небольшой план – где персонаж, что оно делает или сделал, куда он пошёл, кого встретил и т.п. Приведу пример:

*Девушка встала со стула, собралась и вышла на улицу. *

         Выглядит не очень симпатично, так ведь? А стоит добавить совсем немного слов, немного погрузиться в обстановку и вжиться в роль персонажа. Значит, мы получим:

*За окном начинались сумерки. Нараспашку открыв окно, девушка улыбнулась от приятного ветерка, который обдувал лицо; после чего она задумалась. Решив о том, что ей нужно сходить в магазин, девушка надела платье, сумку через плечо и сандалии. Взяв с собой телефон и деньги, она взяла в руку ключ, вышла из квартиры и закрыла за собой дверь, после чего начала быстро спускаться по лестнице, чтобы успеть до закрытия ближайшего продуктового магазина. *

Расширение кругозора и словарного запаса, так как в наше время молодое поколение не любит читать книги, ролевые могут являться их некоторой заменой (но ни в коем случае полная).  

Можно узнавать что – то из таких наук, как анатомия, история, география и т.п. К примеру, чтобы начать изучать небольшой отрезок времени, в ролевой нужно поставить сюжет на определённое время. К примеру, среди исторических ролевых популярен сюжет Европейского Средневековья. А чтобы изучать какой – либо город, то нужно придумать сюжет с обязательным указанием местности, города и т.п.

С помощью ролевой игры можно лучше понять произведение, которое ученики могут проходить. Возьмём для примера произведение А. С. Пушкина «Дубровский» и первую главу. Для этого можно пригласить одноклассников, которые будут играть Дубровского старшего, Троекурова и ещё несколько человек, которые играли бы «вторые лица». По моему мнению,  визуально информация принимается лучше, то и даже этот отрывок будет восприниматься лучше. И главное – это не какие – то декорации и украшения, а именно подача. Ведь как вы подадите материал, так он и воспримется. Поэтому обращать внимание нужно на то, насколько хорошо проиграют этот эпизод «актёры».  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Текстовые ролевые игры - относительно новое явление современной словесности - объединяют творческих людей, развивают воображение начинающих писателей, обогащают коммуникативные ресурсы речи и могут рассматриваться как форма словесного творчества, близкая к стилю художественной литературы.

Речь идёт о неоднозначной субкультуре любителей ролевых игр и тех движениях, которые каким-либо образом с ней смыкаются. Все ролевики - разные люди и объединяет их только одно: ребята очень уважают определенную эпоху (иногда - историческую, но чаще - выдуманную, описанную в бесконечных книгах фэнтэзи). Называть всех ролевиков «толкиенистами» неправильно, ведь это движение имеет большое количество направлений.

Внешне ролевики выглядят обыкновенными людьми, живут как все остальные люди, ничем особо от них не отличаясь. Если не считать страсти к чтению фэнтези и (далеко не у всех, а лишь у очень активных ролевиков, которые в редком случае отрываются от гаджетов) проблемы со способностью отличать реальность от нереальности. Но даже у геймеров, порой, этих проблем намного больше.

Список литературы

  1. Алексеевский М. Д. Интернет в фольклоре или фольклор в Интернете? (Современная фольклористика и виртуальная реальность) // От конгресса к конгрессу. Навстречу Второму Всероссийскому конгрессу фольклористов: сб. материалов. – М., 2010.
  2. Граматчикова  Н. Б. Постфольклор и интернетлор: учеб.-метод. Пособие / Н. Б. Граматчикова, Т. И. Хоруженко. – Екатеринбург:  Изд-во Урал. Ун-та, 2017.
  3. Мельникова О.К. Жанрово-видовая дифференциация языкового творчества в Интернете и Рунете // Казанский лингвистический журнал. – Т.1. -№ 4.
  4. Неклюдов С. Ю. После фольклора // Живая старина. 1995. № 1. С. 2–4.
  5. Проект Ю.Л. Сетевая литература // Вестник Герценовского университета.- СПб., 2012.
  6. Суслова Т.И. Интернет фольклор как средство коммуникации // Журналистский ежегодник. – Томск.-2014.-№ 4.