Работа с педагогами

Дарья Георгиевна Гоголева

Диагностика

Занятия

Консультации

Рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние педагога на эмоциональное самочувствие ребенка.

    В последние годы развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития . Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

    Работая с детьми, общаясь с ними изо дня в день, воспитатель пришел к выводу: формирование эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать - приоритетных задач воспитания . Известно, что в процессе развития происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не меняется. Ее необходимо развивать.

    Замыкаясь на телевизоре, компьютере, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется  весьма актуальной.

    Кому, как не педагогам, понятно: на протяжении всего детства, буквально от колыбели, нужно стремиться к тому, чтобы поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей детской непосредственностью отдаваться ей. 

   Непросто создать такое радостное настроение особенно в период привыкания детей к детскому саду. Поэтому воспитатели стараются прежде всего снять напряжение, создать в группе такую обстановку, чтобы каждый чувствовал: именно его ждут и с радостью встречают. Почувствовав себя нужным, ребенок легче переживает перемену в своей жизни. С первых дней пытаются установить эмоционально положительные отношения и с каждым ребенком в отдельности, и со всеми детьми в целом.

    Игра оказывает большое (позитивное) влияние на эмоциональную сферу ребенка. Это обусловлено ее особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, воображаемая ситуация и др.). Организуя такие игры, педагог должен учитывать:

• специфику моторного профиля каждой эмоции. В этом случае в контекст игры включается содержание, провоцирующее детей на демонстрацию эмоционального состояния - радости, грусти, страха, удивления и т.д.;

• последовательность в усложнении игр, способов их организации, т.е. разыгрываются игры, предполагающие повторение действий по образцу; включающие в себя завершение действий, начатых взрослым; провоцирующие к самостоятельным импровизациям как с предметами (реальными и воображаемыми), так и без предметов;

• последовательность введения составляющих экспрессивной стороны эмоций, начиная с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю, - жеста, мимики. Затем включать содержание, побуждающее к выразительности речевой интонации, телодвижений, поз.

    Дети охотно играют в игры «Поварята», «Дотронься до...», «На что похоже настроение?» (в них они учатся сопереживать, чувствовать других), а также в игры «Расскажи свой страх», «Рыбаки и рыбка» (направлены на снятие страхов и повышение уверенности в себе).

Снизить уровень агрессивности у детей, использующих любую возможность, чтобы толкнуть, ущипнуть другого, стараются в играх, в которых можно драться (их мы объединили в «Развлечение с подушками»). Любят дети и игры с карточками, изображающими различные эмоции («Как ты себя чувствуешь?», «Классификация чувств», «Встреча эмоций», «Какие у тебя мама, папа?»). Чтобы игры всегда были под рукой, создали картотеку.

Стремясь развить в детях ощущение свободы и творческую активность, ежемесячно организуем игры «Рисуем музыку», «Смешной рисунок», «Рисование по точкам», «Семейный альбом», «Рисуем маму из цветов». Из рисунков впоследствии устраиваем выставки.

Для развития эмоциональной сферы кроме игровых проводятся познавательные занятия, в ходе которых дети переживают разные эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с тем, как и что переживали герои литературных, живописных, музыкальных произведений.

Ценность таких занятий заключается в следующем.

• Расширяется круг понимаемых детьми эмоций.

• Дети начинают лучше понимать себя и других.

• У них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

В результате работы по эмоциональному воспитанию детей в группе можно сформировать  определенные традиции. Например, завести «Дневник настроений» . Утром, придя в группу, дети рисуют в нем свое настроение, а если оно меняется в течение дня, то делают несколько зарисовок.

Дневник концентрирует внимание детей на их эмоциях, настроении, позволяет осознать свое эмоциональное состояние и научиться выражать его словами.

Можно систематично организовывать развлечения, на которых закрепляются знания детей об эмоциях, развиваются способность чувствовать настроение, эмпатия.

Конечно, ходить, говорить, читать, писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить - этому научиться сложно.

Варианты практических мероприятий для каждой возрастной группы

Младшая группа. 

Основными задачами на этом возрастном этапе являются:

♦ побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, cлyxoвого, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов;

♦ поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые) в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами различными по модальности, интенсивности, продолжительности.

Для реализации этих задач можно рекомендовать следующие сенсорные игры:

«Путешественники» – воспитатель предлагает босиком походить по разной поверхности (мягкая, гладкая, ребристая и т.д.), игры с водой – пускать кораблики, купать игрушки, «Дождь идет» (льют воду из лейки в тазики), «Кто дольше удержит воду» (набирают в ладони воду, стараясь как можно дольше ее удержать) и т.д.

Параллельно с сенсорными рекомендуется проводить игры, направленные на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии , прежде всего жестикуляционной выразительности.

В младшей группе необходимо также познакомить детей с лексикой, отражающей наиболее яркие, визуально легко определяемые эмоционалъные состояния : радость (радостно, радостный), веселье (веселый, весело и т.д.), грусть (грустный, грустно и т.п.), печаль (печальный, печально и т.п.), испуг (испугаться, испуганный), злость (злой, рассерженный) и т.п.

Основную роль в решении этой задачи выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы и др., педагог акцентирует внимание детей на слова, характеризующие определенные эмоциональные состояния. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в мимике, жестах, интонации, побуждать детей к определению эмоциональных состояний, используя вопросы: «Почему медведь убежал, услышав песенку лисы?», «Как вы считаете, коза всегда была веселой? Какой еще она была?» и т.д.

Средняя группа.

На этом возрастном этапе необходимо решать гораздо больше задач, связанных с эмоциональным развитием детей. Это прежде всего расширение опыта эмоционального реагирования  посредством введения различных сенсорных стимулов, носящих часто комплексный характер (зрительно-вестибулярные, зрительно-слухо-осязательные и т.д.). Для этого можно рекомендовать следующие игры:

«Кто в домике живет» − воспитатель готовит несколько картонных коробок с отверстиями. Кладет в них предметы различного качества: жесткие, мягкие, гладкие, колючие (типа массажной щетки) и т.д. Дети, ощупывая предмет (игрушку), выражают (мимикой, движениями) свои впечатления от «посещения» того или иного домика. Игра «Вкусно-невкусно», «Как много запахов вокруг» и т.д.

Для развития эмоциональной экспрессии , ее механизмов: невербальных (мимических, пантомимических, жестикуляционных) и вербальных (слова, звуки, фразы), а также формирования основ выразительности внешних эмоциональных проявлений целесообразно использовать эмоционально-экспрессивные игры (воплощение детьми различных ситуаций из жизни животных, их повадок; передача эмоциональных состояний сказочных героев путем персонификации и т.д.). Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер.

«Передай движениями» – содержательную основу игры составляют отрывки из произведений К. Чуковского («Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит»), С. Маршака («Котята», «Перчатки» и т.д.). Читая текст, воспитатель побуждает детей к имитационным движениям.

В среднем дошкольном возрасте важно также пополнить «эмоциональный» словарь словами, обозначающими различные настроения, состояния (удивленный, удивляться, страшный, страшно, злой, злиться, горе, горевать, трусливый, обиженный, тоскливый, озорной и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень злой, совсем нестрашный, очень печальный и др.); учить подбирать синонимы (радостный - веселый, грустный - печальный, тоскливый); находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния, злой (неприятный, грубый, сердитый); веселый (довольный, смеющийся) и т.д.; понимать эмоциональные характеристики, представленные в виде фразеологизмов: Маша-растеряша, девочка-привередница, добрый доктор Айболит и др. Желательно также использовать наглядные модели - серии картин, отражающих эпизоды сказок, рассказов. Показывая то или иное изображение, воспитатель предлагает вспомнить настроение героя, дать ему обобщенную эмоциональную характеристику.

Воспитатель кладет перед детьми большой лист плотной бумаги, на котором нарисованы люди, животные, различные предметы, явления природы и т.д., соединенные друг с другом извилистыми линиями разных цветов. Предлагает разобраться в том, кого (или чего) боятся щенок, мышь, птичка и т.д.; кто (или что) огорчил девочку; кто (или что) развеселил мальчика и т.д. Затем предлагает свои варианты исправления негативных переживаний. Например, как успокоить щенка, как помочь девочке преодолеть печаль и т.д.

Целесообразно познакомить детей с «Книгой настроений». Ее создает педагог. Для этого необходимо согнуть пополам пять—шесть альбомных листов и скрепить их посередине. Четные страницы представляют собой символические изображения различных настроений (пиктограммы), а нечетные - отражают жизненные ситуации, эпизоды сказок, мультфильмов, предметы, явления, которые могут вызвать то или иное эмоциональное состояние. Рассматривая «Книгу настроений», желательно побуждать детей к дополнению ее содержания собственным жизненным опытом (назовите, что (кто) доставляет вам радость; что может привести человека в состояние грусти, что значит обидеться и т.д.).

Старший дошкольный возраст. 

К задачам этого возрастного этапа относятся следующие:

♦ совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроений , демонстрируя разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантомимических, жестикуляционных, речевых;

♦ стимулировать проявление индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения, самобытность эмоционального реагирования .

Для реализации этих задач рекомендуется проведение серий эмоционально-экспрессивных игр. Вот некоторые из них.

«Сурдопереводчики» – воспитатель предлагает рассказать сказки людям, которые ничего не слышат, зато хорошо понимают язык жестов, мимики и пантомимики. Подчеркивает, что, осуществляя перевод, важно следить за выразительностью движений. Начинать желательно с несложных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Рукавичка» и т.п. Можно использовать стихи, песни, загадки.

«Маленький народ» – содержательную основу игры составляет стихотворение Д. Хармса. Воспитатель предлагает обдумать, какое эмоциональное состояние они будут демонстрировать. Затем читает текст, дети поочередно изображают небольшие этюды, отражающие те или иные настроения.

Тра-та-та-тра-та-та,

Растворились ворота,

А оттуда, из ворот,

Вышел маленький народ.

Один дядя - вот такой,

Другой дядя - вот такой,

Третий дядя - вот такой,

А четвертый - вот такой.

Одна тетя - вот такая,

А вторая - вот такая,

Третья тетя - вот такая,

А четвертая - вот такая...

Примечание . Текст можно дополнить «Один мальчик вот такой...», «Одна девочка вот такая...» и т.п.

Старших детей продолжают учить понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонации голоса), определять причины того или иного настроения посредством анализа обстоятельств, событий и т.п.; развивают у них способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, сорадование, со-действие.

В реализации этих задач большую помощь оказывает художественная литература, особенно пейзажная поэзия, где передаются различные настроения.

«Раз, два, три, нужное место найди» – воспитатель устанавливает в разных местах пиктограммы. Читая небольшие отрывки из художественных произведений, предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению.

В ходе совместной деятельности продолжается работа по обогащению словаря эмоциональной лексики(безразличный, жалкий, жадный, капризный, ленивый, обиженный, стыдно, скучный, усталый и др.), при этом важно побуждать детей не только называть эмоциональные состояния, но и подбирать синонимы, выделять оттенки настроений, прослеживать ассоциативные связи с цветом. Читая отрывки из художественных произведений, воспитатель предлагает охарактеризовать особенности внешнего выражения того или иного состояния (например, что значит уставший); воспроизвести данное состояние движениями, подобрать цвет, ему соответствующий.

Детей продолжают также учить понимать эмоциональные характеристики в форме фразеологизмов, адекватно использовать их (Царевна-Несмеяна, Вовка-добрая душа, Девочка-ревушка, Дюймовочка, Вот какой рассеянный, Гадкий утенок, Крошечка-Хавро-шечка, Золушка и т.д.)

Заключение

В заключение хочется сказать, что эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.

Эмоции для детей имеют следующее значение:

♦ выполняют регулирующую и охранную функции (например, препятствуют, осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения);

♦ способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;

♦ побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом;

♦ помогают приспособиться к ситуации;

♦ сопровождают общение (выбор партнера, привязанности и т.д.) и все виды деятельности;

♦ являются показателем общего состояния ребенка, его физического и
психического самочувствия.

В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении и т.п. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

Игра, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией, продуктивной творческой самореализации.

Педагогическую работу важно строить с учетом следующих положений.

1. Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение и др.) и их регуляции.

2. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства.

3. Поэтапность педагогической работы . Признавая важную роль каждого вида деятельности, все же особо хотелось бы подчеркнуть значение игры. Игра - способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.

Важное место принадлежит сенсорным играм, которые весьма привлекательны для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Необходимо отметить также игры на развитие эмоциональной экспрессии, или эмоционально-экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности — иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др. Используются в совместной деятельности, начиная со средней группы; к четырем годам у детей складывается определенный эмоционально-чувственный опыт, и они способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого и др.

В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру.

Список используемой литературы

1. Выготский Л.С. Детская психофизиология: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2000. – 336 с.

2. Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1998. - С. 378

3. Запорожец А.В. Детская эмоциональность: Педагогика. – М.: «Академия», 2000. – 512 с.

4. Кошелева А.Д. Игротерапия – М.: Просвещение, 1999. – 255 с.

5. Кудрявцев В.Т. Дошкольное воспитание: Учебник по педагогике. – М.: Профиздат, 2003. – 345 с.

6. Неверович Я.З. Психология ребенка: Учебное пособие. – Санкт Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 318 с.

7. Стрелкова Л.П. Игровое воспитание детей – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.

8. Ежкова Н. Дошкольный возраст: Образование с учетом эмоционального компонента //Дошкольное воспитание – 2004. – №8. – С.65-70

9. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание – 2003. – №1. – С.20-27

10. Сивак И. Радость каждый день: Эмоциональное воспитание дошкольников //Дошкольное воспитание – 2004. – №10. – С.34-38

11. Сакович Н. Азбука жизни: Сказкотерапевтическая программа умственного и эмоционального развития дошкольников //Школьный психолог ( приложение к Первому сентябрю) – 2005. – №11, июнь. – С.20-24

12. Ульенкова У. Важнейшее условие полноценного формирования личности //Дошкольное воспитание – 2000. – №4. – С.15-20

13.Чмелева Е.В. И.А. Сикорский о развитие интеллекта детей раннего и дошкольного возраста //Педагогика – 2003. – №11. – С.66-72

14. Шутан М. Культура эмоций: программа учебного курса для старшеклассников по психологии //школьный психолог. – 2004. - №8. – С.9-24

15.Шешмурина А. Урок изобразительного искусства как средство воспитания

//Начальная школа. – 2001. - №1. – С. 23-24



Предварительный просмотр:

Электронный журнал

Электронный журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад»





Психологическая коммуникация

Как эффективно выстроить общение с родителями:
практикум для воспитателей

Мария Тимофеева
педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 73», г. Ярославль

Основа взаимодействия ДОО и семьи — сотрудничество педагогов и родителей. Однако бывают случаи, когда стороны не могут найти общий язык и дело доходит до конфликта. Подобные ситуации часто провоцируют родители. Но и педагоги не всегда могут выстроить конструктивный диалог, так как не обладают определенными навыками. Чтобы помочь им в решении этой проблемы, проведите семинар-практикум.



Вопросы, касающиеся взаимодействия с родителями, решают многие педагоги ДОО. Чаще всего они связаны с тем, что родители не хотят признавать наличие той или иной проблемы в развитии своего ребенка и, соответственно, следовать рекомендациям специалистов. На убеждения и доказательства правоты уходит много времени, такие доказательства преподносит сама жизнь: поведение ребенка изменяется не в лучшую сторону, появляются новые трудности в развитии, взаимоотношениях с окружающим миром. Результат — упущено время, усугубились проблемы, появились «побочные эффекты».

Однако, было бы неправильным в данном случае винить только родителей. Порой причиной является неумение педагога выстроить с ними взаимодействие, наладить конструктивный диалог.

Выявить наличие подобной проблемы, а также уровень организации взаимодействия в общем позволит анкетирование педагогов и родителей в начале учебного года (образцы анкет приведены
в приложениях
1, 2).

По результатам анкетирования можно организовать семинар для педагогов «Как эффективно выстроить общение с родителями» (приложение 3).

Данное мероприятие — лишь одно из звеньев целой системы методической работы по заявленной проблеме, которая должна выстраиваться каждой дошкольной организацией и непосредственно педагогом-психологом в зависимости от особенностей ДОО, глубины проблемы, запросов администрации и педагогов в индивидуальной и групповой формах.

В конце учебного года проводится повторное анкетирование с целью отследить результаты.

Приложение 1

Анкета для родителей (предложена Н.Е. Поповой)

Скачать анкету для родителей в pdf

Уважаемые родители!

Нам очень интересно узнать ваше мнение о работе воспитателей с вашими детьми. Ваши ответы и пожелания мы используем для улучшения работы педагогов с детьми. Ответы могут быть анонимными, но обязательно должны быть правдивыми.

 

Вернуться в текст

Приложение 2

Анкета для педагогов (разработана И.А. Карпенко, В.А. Петровским)

Скачать анкету для педагогов в pdf

Уважаемые коллеги!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Ваши ответы позволят в дальнейшем выстроить работу по улучшению взаимодействия с родителями.

 

Вернуться в текст

Приложение 3

Семинар-практикум для педагогов «Как эффективно выстроить общение с родителями»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

  • познакомить с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций;
  • сформировать навыки конструктивного решения конфликта;
  • познакомить с приемами бесконфликтного общения.

Количество участников: 15–20.

Продолжительность: 1,5 часа.

Ход семинара-практикума

1. Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!»

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Их регулярное выполнение способствует выработке умения контролировать свои эмоции без ущерба для здоровья. Кроме того, при возникновении конфликта благодаря этим упражнениям педагог сохранит спокойствие, обретет способность быстро справляться с негативными эмоциями.

Инструкция. Проговаривая аффирмации, педагоги выполняют следующие действия:

1) «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь» — стоя свести лопатки, улыбнуться.

2) «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача» — положить обе ладони на лоб, затем на грудь.

3) «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче» — потирая ладонь о ладонь.

4) «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего» — встав на цыпочки, руки поднять над головой и сомкнуть в кольцо.

5) «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо» — руки в стороны, словно раздвигают преграды.

6) «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу» — руками совершить движение сверху вниз, как умывание.

7) «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен — и я прекрасна» — руки широко развести в стороны.

8) «Я бодра и энергична, и дела идут отлично» — покачаться с носка на пятку.

9) «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается» — сложив руки в замок, сделать глубокий вдох.

2. Работа с притчей «Страшный сон»

Инструкция. Предложите педагогам прослушать и обсудить притчу.

Притча «Страшный сон»

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживешь всех своих родных».

Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Скачать притчу в pdf

Вопросы для обсуждения:

1. Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего семинара-практикума?

2. В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?

3. Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка — как первый или как второй толкователь?

4. Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?

3. Теоретическая часть. «Конфликты педагогов и родителей. Портрет идеального педагога» (тезисы)

Информация педагога-психолога. Работа с семьей — это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция — обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель — взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Воспитателю принадлежит ведущая роль в организации общения. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи.

Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Обсудите образа идеального педагога. Раздайте памятки «Портрет идеального педагога». Образ педагога создают три компонента:

1) личностный — личные качества и установки, к которым относятся:

  • готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;
  • осознанность собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;
  • установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями;
  • выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность;

2) содержательный — включает знания:

  • о семье;
  • особенностях семейного воспитания;
  • специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;
  • методах изучения семьи;
  • современных формах организации общения;
  • методах активизации родителей;

3) деятельностный — определяет профессиональные умения и навыки:

  • преодолевать психологические барьеры общения;
  • использовать методы изучения семьи;
  • прогнозировать результаты развития ребенка в семье;
  • ориентироваться в информации;
  • конструировать программу деятельности с родителями;
  • организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями;
  • устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения;
  • управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть нормами этикета в речи и поведении.

Скачать памятку портрет идеального педагога в pdf

Портрет идеального педагога

Идеальный педагог:

• обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;

• признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их помощника;

• стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

• обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;

• в общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества;

• владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

• учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

• умеет планировать предстоящее общение — подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

• обладает развитыми коммуникативными навыками.

Вернуться в текст

Обсудите примерный кодекс общения:

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Вопросы для обсуждения:

1. Согласны ли вы с данными тезисами?

2. В каких случаях вы испытываете затруднения?

3. Какие качества педагога вы считаете наиболее важными во взаимодействии с родителями?

4. Упражнение «Три “Я”»

Слово педагога-психолога: «Воспитатель несет ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного — речь может помогать продуктивному общению или, напротив, препятствовать ему. Чтобы речь способствовала положительному воздействию на родителей, нужно прежде всего выбрать тональность, соответствующую тактике общения. Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке “живут” три “Я”: родитель, ребенок, взрослый.

В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации и того, что позиция “взрослого” является наиболее диалогичной. Рассмотрим таблицу (таблица раздается участникам)».

Скачать таблицу в pdf

Типы позиций и их характеристики

Критерии

Родитель

Ребенок

Взрослый

Общее поведение

Автоматически оценивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное. Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое

Не заботясь о реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, мечтательное. Ощущение стыда, чувство вины, осторожное, боязливое, требующее одобрения, впадающее в отчаяние, скромное, неуверенное, жалующееся, придерживающееся правил. Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное

Раскрепощено, по-деловому, объективно, внимательно, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, задавая открытые вопросы, задумываясь

Типичные фразы

«Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нельзя», «Как ты только можешь», «Сколько тебе говорить одно и то же!», «Я не позволю так с собой обращаться!», «Прекрати это сейчас же!». «Не ломай себе голову!», «Не так плохо, как кажется», «Не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я могу вас понять», «Иди, я сделаю за тебя»

«Я хочу», «Я бы очень хотел», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Высший класс!», «Мне без разницы», «Так тебе и надо». «Я не верю в свои силы», «Я не смогу это сделать», «Я боюсь», «Я попробую», «Я хотел только…», «Почему всегда я?». «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое», «Проклятье!»

Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему? Высказывания: возможно, вероятно, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту

Интонация, манера говорить

Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, цинично, саркастически, с нажимом. Тепло, успокаивающе, сочувственно

Громко, быстро, захлебываясь, печально. Тихо, нерешительно, прерывающимся голосом, подавленно, нудно, жалуясь, покорно. Гневно, громко, упрямо, угрюмо

Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личностной окраской), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко

Жесты

Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены. Поглаживание по голове

Напряженный или расслабленный корпус, рассеянность. Опущенные плечи, склоненная голова, стоит навытяжку, пожимает плечами, кусает губы, напряжен, дружелюбен, мил. Напряженность, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова

Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед

Проведем упражнение на изменение ролевой позиции в общении. Произнесите каждую фразу как родитель, ребенок, взрослый:

  • «Однажды вы поймете, что мои требования к вашему ребенку были правильными»;
  • «Я хочу поговорить о вашем ребенке»;
  • «Конечно, вы знаете об успехах вашего ребенка в математике».

5. Упражнение «Искусство общения»

Инструкция. Перед каждым участником лежит карточка с тезисом. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий. Другие участники могут дополнять ответ выступающего собственными комментариями.

Тезисы:

1) Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

2) Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

3) Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

4) Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

5) Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

6) В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

7) Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

6. Упражнение «Желаю Вам…»

Инструкция. Упражнение проводится в круге. Задача — сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы.

Примечание. В завершение педагог-психолог может отметить, что любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей свидетельствует о его компетентности.

7. Просмотр мультипликационного фильма «Моя жизнь»

Мультфильм снят российским режиссером Н. Березовской в 2000 г. Главный герой — маленький забавный поросенок, который пока еще не знает о сложности и жестокости мира.

К сведению. В 2001 г. на фестивале анимационного кино в Анесси (Франция) мультфильм получил награду в номинации «За самый смешной мультфильм в мире».

Комментарий. В ходе обсуждения подведите участников к выводу: мультфильм перекликается с притчей «Страшный сон»; представленный в нем детский оптимистический взгляд на жизнь помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, обрести душевное равновесие, избежать конфликтов в общении.

8. Обратная связь

Инструкция. Используя рисунок, участники должны оценить семинар-практикум по категориям: деятельность ведущего, содержание занятия, оценка собственной работы на семинаре, психологический климат в группе, — поставив оценку по 10-балльной шкале.

Рисунок для обратной связи • Скачать в pdf

Вернуться в текст 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте
www.e.psihologsad.ru)