Технология "Проектная деятельная"

Сальникова Ольга Александровна

Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Всякий здоровый ребёнок уже с рождения – маленький исследователь. Именно это внутреннее стремление к исследованию пораждает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально развивалось в процессе саморазвития. Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных, творческих способностей.

 Тема эта весьма актуальна по ряду причин.

      Во – первых, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностных рост и самореализацию.

      Во – вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

      В – третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно – адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта. Также тема метода проекта актуально еще по ряду причин:

      - федеральные государственные требования (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорят о том, что программа дошкольного образовательного заведения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.

       - человек должен, как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

       - все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии технологичности

Содержание

Целесообраз-

ность.

  1. Является одним из методов развивающего обучения и самообразования;
  2. Способствует выработке исследовательских умений;
  3. Способствует развитию креативности и логического мышления;
  4. Объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий в ДОУ и профессиональных сообществ, курсах повышения квалификации;
  5. Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы;
  6. Повышает компетентность педагога;
  7. Повышает качество образовательного процесса;
  8.  Предполагает стимулирование работы членов проектной группы.

Научность

Проект как научная работа имеет пакет документации, соответствующий общим требованиям и собственной классификации и оформляется в соответствии с ними. Так, каждый проект имеет свою информационную карту – это своего рода визитка проекта. Перед вами модель информационной карты проекта, она может меняться, корректироваться. В ней могут быть прописаны следующие данные: название, автор, руководитель, вид и тип проекта, цель, задачи, содержание (план), место, сроки, количество участников, возраст, форма проведения, ожидаемые результаты.

Если проект долгосрочный, могут также прикладываться перспективные планы. В конце прописываются выводы и перспективы по реализации проекта, список используемой литературы. Наглядные материалы оформляются как приложения к работе в конце.

Подведение итогов, как было уже сказано, может служить как выступление на педсовете, семинаре и т.д.  

Цель

Становление у детей и взрослых науно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.

Значимость

       Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

       В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Процессуальность

Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  •      занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  •      комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
  •      частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);
  •        полная интеграция (экологическое воспитание с художественной  литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим  развитием);
  •        метод проектов:
  •        форма организации образовательного пространства;
  • метод развития творческого познавательного мышления.

Воспроизводимость

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода:

  • является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  • повышает качество образовательного процесса;
  • служит развитию критического и творческого мышления.
  • способствует повышению компетентности педагогов.

Содержание

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  •        исследовательское-творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
  •        ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);
  •         ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
  •          практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
  •         творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).

Методы

        При организации проектов воспитатели на развивающих занятиях реализуют вместе с дошкольниками разнообразные методы.

         Первая группа методов – творческие методы проектирования:

  1. Метод аналогии – метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях, первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу.
  2.  Метод ассоциаций – метод формирования идеи, который базируется на творческом воображении, обращающимся к разным идеям окружающей действительности, черпающим оттуда продуктивные ассоциации.
  3. Метод неологии – метод использования чужих идей; в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: что нужно изменить в прототипе? что можно изменить в прототипе? каким образом это лучше сделать.
  4. Метод эвристического комбинирования – метод перестановки, предполагающий изменение элементов и их замену.
  5. Метод антропотехники – метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству  человека, к его физическим возможностям.

        Вторая группа методов – методы, дающие новые парадоксальные решения:

  1. Метод инверсии – метод проектирования «от противного».
  2. Метод «мозговой атаки» - коллективное генерирование идей в очень сжатые сроки.
  3. Метод «мозговой осады»  - метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний, в отличие от метода мозговой атаки, каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным по времени, отсюда и название осада.
  4. Метод карикатуры – метод доведения образного решения продукта дизайна до гротескного, абсурдного; приводит к нахождению нового неожиданного решения.

Результативность

       - Формируются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальная инициатива;

- Развиваются умения определять возможные методы решения поставленной проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- Умение пользоваться, применять эти методы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- Развивается умение вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности;

- Улучшаются коммуникативные навыки;

- Развиваются познавательные способности и творческое мышление.



Предварительный просмотр:

Мониторинг знаний детей по нравственно-патриотическому воспитанию



Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРА

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез
  2.  Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. М.: Айрис-пресс,
  3.  Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ
  4. Авдеева Н. Н. Безопасность : учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. : 000 «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
  5. Авдеева Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. - М. : ООО «Издательство АСТ- ЛТД», 1997.
  6. Арапова-Пискарева Н. А.  Формирование  элементарных  математических  представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н. А. Арапова-Пискарева. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
  7. Богуславская 3. М.  Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991.
  8. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль : Академия развития, 2007.
  9. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы
    занятий / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
  10. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада / Н. Ф. Губанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
  11. Дошкольное воспитание : журн. - 1990. -№ 8 ; 1991. -№ 2, 7.
  12. Душнов  А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М. : ДОСААФ, 1981.
  13. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
  14. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников М.: Центр педагогического образования, 2012.
  15. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
  16. Карпухина Н. А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Физическая культура. Утренняя гимнастика : практич. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Н. А. Карпухина. - Воронеж : ЧП Лакоценин С. С, 2008.
  17. Кириллова О. С. Красный - стой, зеленый - можно. Желтый светит - осторожно : для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кириллова, Б. П. Гучков. - Волгоград : Семь ветров, 1995.
  18. Клочанов Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность : метод, пособие по правилам дорожного движения для воспитателей / Н. Н. Клочанов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004.
  19. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. М.: «Мозаика – Синтез», 2015
  20. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада : конспекты занятий / Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
  21. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  22. Кривич М. Школа пешехода / М. Кривич, О. Ольгин. - М. : Малыш, 1984.
  23. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007
  24. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа. Учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М.: ИД «Цветной мир», 2015
  25. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа. Издание: Мозаика-Синтез, 2014
  26. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети войны

Слайд 2

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война

Слайд 6

Игра «Собери посылку на фронт»

Слайд 7

Паёк давали рабочим: 250г, а детям 125г в сутки

Слайд 9

Бомбоубежище

Слайд 10

Помощь детей в госпитале. Игра «Помоги раненому»

Слайд 11

Школа во время войны

Слайд 12

Физкультминутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах). Раз, два, три, четыре, пять. ( Поочередно соединяют пальчики обеих рук.) Будем мир мы защищать! ( Жмут руки друг другу.) На границе встанем, ( Прямые руки вытягивают вперёд.) Всех врагов достанем. ( Шаг, выпад вперёд.) Будем чаще улыбаться, ( Повороты в стороны, улыбаются друг другу.) А не ссориться и драться! ( Обнимаются друг с другом.)

Слайд 13

Башкирия г. Ульяновск

Слайд 14

Г. Алатырь Чувашия


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: