Презентация на семинар педагогов психологов Боханского района "Профилактика деструктивного поведения дошкольников

Иванова Александра Валерьевна

Для организации  контроля  состояния  социальной  среды  в дошкольных  группах я  в своей работе использовала  программно - методический комплекс «Социомониторинг Сервис», разработанный  Хабаровой Ольгой Ефимовной ( методист МОУ ГЦРО г. Ярославль)   Он  позволяет  не  только математически  точно рассчитать  показатели  социальной  адаптации, социальной  напряженности  в  группе,  но  и визуально  в  виде наглядного изображения  представить  состояние  социальной  структуры в каждой дошкольной группе.

 

Социомониторинг позволяет  выявить конкретных детей, которым нужна психологическая помощь, определить тип формирования отношений в группе, доминирующих личностей, эмоциональный фон группы.

Одним из возможных способов управления конфликтами и их завершения является медиация.

Обучение медиативному подходу воспитателей дошкольных образовательных учреждений необходимо для развития их коммуникативной компетенции: желании и умении вступать в коммуникацию, способности  ориентироваться в ситуации общения.

Представлены техники:

Разбор (моделирование) проблемно-игровых ситуаций. (4-7 лет)

 

Флештренинг. (5-7лет)

Метафорические карты. (5-7 лет)

А также представлена картотека мультфильмов  для детей дошкольного возраста и картотека притч

Владение коммуникативными техниками повысит эффективность и скорость урегулирования конфликтов, возникающих в сфере деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

 

В дошкольном образовательном учреждении медиативный подход поможет создать безопасную среду, которая будет способствовать предупреждению конфликтных ситуаций и благоприятному их разрешению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_destruktivnogo_povedeniya_doshkolnikov.pptx226.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное д ошкольное образовательное учреждение « Боханский детский сад N1 » Методическое объединение педагогов – психологов : « Профилактика деструктивного поведения у детей в ДОУ» п едагог-психолог Иванова Александра Валерьевна п . Бохан, 2023г.

Слайд 2

Актуальность проблемы - В силу дефицита культуры общения дошкольники в общении друг с другом часто допускают грубость, враждебность, жестокость, вследствие чего возникают ссоры, конфликтные ситуации. - Дошкольный период – период активного социально-коммуникативного развития дошкольников, в связи с этим особое внимание следует обратить на дошкольное детство.

Слайд 3

Деструктивное поведение – практические или вербальные проявления внутренней деятельности индивида, направленные на разрушение чего-либо. Деструктивное поведение – это поведение, которое отклоняется от общепринятых норм. Разберемся в понятиях

Слайд 4

Как организовать профилактическую работу по предупреждению деструктивного поведения детей в группе сверстников? Как научить детей не ссориться и мирно решать спорные вопросы?

Слайд 5

Внедрение программно -методического комплекса « Социомониторинг Сервис» Данный метод позволяет: о существлять непрерывное наблюдение за состоянием динамики социальных, коммуникативных процессов в дошкольных группах: соблюдение детьми групповых норм и правил, умение детьми устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми предупреждать и разрешать конфликтные ситуации на уровне ребенок -ребенок, ребенок-взрослый отслеживать продуктивность организации работы с детьми «группы риска» выявлять и предупреждать детей и ситуации дезадаптации проводить консультации для педагогов, родителей, детей на основе анализа полученных данных осуществлять коррекцию и грамотное педагогическое проектирование.

Слайд 6

Динамика развития социальных процессов в дошкольной группе

Слайд 7

Правила для детей Правило № 1 для детей: «Нельзя прикасаться к телу другого человека без его разрешения». Правило № 2 для детей: «Нельзя трогать чужие вещи без разрешения». Правило № 3 для детей: «Каждый человек имеет право на защиту своей чести и доброго имени».

Слайд 8

Цель и задачи программы Цель программы: развитие навыков бесконфликтного общения дошкольников и овладение способами их предупреждения и разрешения посредством формирования адекватного межличностного взаимодействия. Задачи программы: 1. Развивать знания об эмоциях, учить их распознавать, изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов). 2. Познакомить детей с понятиями «ссора», «конфликт», причинами возникновения ссор, конфликтов и способами их предупреждения (разрешения) с использованием медиативных техник. 3. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. 4. Воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий, воспитывать уважительное отношение к сообществу детей и взрослых.

Слайд 9

Отличительные особенности Программы 1. Программа охватывает все стороны формирования психического здоровья дошкольников, учитывает гендерные различия. 2. Занятия по Программе составлены в форме игрового тренинга, используются медиативные техники, как способы предупреждения конфликта и выхода из конфликтных ситуаций, психогимнастика и релаксационные упражнения, арт-методы и этюды, просмотр и обсуждение мультфильмов, притч, моделирование проблемно-игровых ситуаций и др. 3. Программа может быть использована не только в группах общеразвивающей направленности, но и в комбинированных группах с детьми с ОВЗ. 4. Реализовывать программу может педагог-психолог, воспитатель, имеющий определенные компетентности: в области личностных качеств, постановки целей и задач педагогической деятельности, мотивации и организации детской деятельности.

Слайд 10

Планируемые результаты освоения Программы В результате освоения Программы ребенок будет знать: - правила «Трех нельзя» - ситуации, вызывающие определенные эмоции - понятия «ссора», «конфликт», «примирение», «диалог» будет иметь представление : - о причинах возникновения ссор, конфликтов и способах их предупреждения (разрешения);

Слайд 11

будет уметь: - распознавать эмоции, изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов); - воспринимать и понимать причины простых эмоций: адаптироваться к новым людям, понимать состояние окружающих и причины их эмоций, не бояться выражать себя, определять эмоциональное состояние окружающих по мимике, движениям, голосу, учитывать его при общении; - владеть своими эмоциями, уметь их регулировать и проявлять в соответствии с ситуацией; - использовать способы предупреждения конфликтных ситуаций; - уметь выбирать способ поведения в конфликтной ситуации. у него будут развиты: - коммуникативные и нравственные качества: общительность, доброжелательность, умение дружить и сотрудничать. Данные знания и умения ребенка приведут к снижению количества конфликтных ситуаций в группе между детьми.

Слайд 12

Одним из возможных способов управления конфликтами и их завершения является медиация. Медиация – это переговоры с целью урегулирования конфликтных, спорных, сложных ситуаций в интересах каждого с участием нейтрального третьего лица ( мидиатора ) Что такое медиативный подход ? Это навыки по предупреждению споров и выходу из спора. Обучение медиативному подходу воспитателей дошкольных образовательных учреждений необходимо для развития их коммуникативной компетенции: желании и умении вступать в коммуникацию, способности ориентироваться в ситуации общения.

Слайд 13

Медиативные техники, что это? - способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов в повседневной жизни с целью сохранения/восстановления отношений, с одной стороны, и выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного, отражающего интересы обеих сторон, решения, с другой стороны.

Слайд 14

Медиативные техники № п/п Медиативные техники Описание, цели Возраст детей 1. Разбор (моделирование) проблемно-игровых ситуаций Специально организованная игра, построенная на жизненных событиях или сказочного, литературного произведения. Дети вместе со взрослым учатся находить способы выхода из сложных коммуникативных ситуаций 4-7 лет 2. Флештренинг Тренажер, позволяющий безопасно наращивать практический опыт в решении проблем; понимание содержания музыкального видеообраза позволяет расслабиться, переосмысливать собственный внутренний мир, расширить возможности сознания 5-7 лет 3. Метафорические карты Для открытия своих внутренних ресурсов, которые помогут справиться с существующими проблемами 5-7 лет 4. Психологическая игра Снятие напряжения, развитие эмоционально- волевой, социально-коммуникативной сфер 3-7 лет

Слайд 15

«Мост» Это история о животных - Лосе и Медведе, которые пытаются пересечь мост, но не хотят уступать друг другу. «Двенадцать Месяцев» Конфликт между Принцессой и учителем. «Снежная Королева» Конфликт (соперничество) между Гердой и Каем. Конфликт между Каем и Снежной Королевой. «Золушка» Конфликт (избегание) между мачехой, ее дочерями и падчерицей-Золушкой. «Приключения Буратино» Конфликт (избегание) Карабаса Барабаса с театральными куклами. Конфликт (соперничество) между Мальвиной и Буратино. «Простоквашино» Конфликт поколений между Дядей Фёдором и родителями. Конфликт (соперничество) между Котом и Псом. Картотека мультфильмов для детей дошкольного возраста

Слайд 16

Картотека притч для детей дошкольного возраста « Ключ и замок» «Белка и волк» «Колючий еж» «Ведро с яблоками» «Поступок друга » «Муравьи и Улитка» «Спор Ветра с Солнцем» «Вечный спор» «Отец и сыновья» «Гвозди» «Разделённое корыто» «Божья коровка»

Слайд 17

Высокая эффективность медиации связана с тем, что она представляет собой процесс управляемой коммуникации . Владение коммуникативными техниками повысит эффективность и скорость урегулирования конфликтов, возникающих в сфере деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В дошкольном образовательном учреждении медиативный подход поможет создать безопасную среду, которая будет способствовать предупреждению конфликтных ситуаций и благоприятному их разрешению Спасибо за внимание!