Методическая копилка - в помощь учителю.

Трунова Елена Васильевна

Предварительный просмотр:

Загадки к теме "Полезные ископаемые"

В находке геолога много железа,

И тем она людям, конечно, полезна.

Среди ископаемых ценной всегда

Считалась добытая в шахте… (Руда)... 

Без труда

Не добывается в шахте… (Руда)

Окаменевшая смола

Доисторических растений,

Что пригодиться нам смогла

Для всяких дивных украшений.

(Янтарь)

Это топливо, сырьё

Из земли качают.

«Черным золотом» его

Люди величают. (Нефть)... 

"География как наука"

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались, в чём тут фокус?

Я держу руками … (Глобус)

Он стоит на тонкой ножке

В кабинете на окошке,

А на нём-то, веришь-нет,

Уместился целый свет!

(Глобус)

В четырёх бочках шесть китов засолено.

(Земля: Океаны и Материки)

Круглая бочка

333 ободочка. (Земля и параллели)

Глобус делит ровная

Линия условная.

Выше – север, ниже – юг.

Назови границу, друг. (Экватор)

Там всегда бывает лето –

В сентябре, в апреле.

И длинней окружность эта

Прочих параллелей.

Хором скажут все ребята: «Эта линия – …!» (Экватор)

Сверху полюс, снизу полюс.

Посредине жаркий пояс. (Экватор)

 Глобус весь пересекают,

Сходятся на полюсах.

Постепенно подвигают

Стрелки на любых часах.

Через сушу, океаны Пролегли … (Меридианы)

 Прибор этот верно

Дорогу подскажет,

Магнитная стрелка

На север укажет. (Компас)

Возьми, дружок,

Меня в поход! Со мной никто Не пропадёт!

Дорогу Точно укажу! Куда идти,

 – Всегда скажу! (Компас)

Старший среди них – экватор.

И от севера до юга

Эти линии, ребята,

Параллельны все друг другу.

Догадаться вы сумели,

Что же это? … (Параллели)

Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном. (Географическая карта)

У меня в столе хранится

Шар земной на ста страницах! (Атлас)... 

Там снуют акулы, прыгают гориллы.

Страшные «большие злые крокодилы

Будут вас кусать, бить и обижать».

Помните то место, где нельзя гулять? (Африка)

Раскалена от жара

Пустынная Сахара.

Зато среди саванны –

Слоны и обезьяны,

Львы, зебры и жирафики

Гуляют в жаркой … (Африке)

Лишь в стране большой, зелёной

 Кенгуру живёт смышлёный.

Он своих детей не бросит,

Он с собой их в сумке носит. (Австралия)

Это чудо-материк,

Он красив и невелик.

И на нём всего одна

Живописная страна.

 В других местах таких зверей

 Смогу найти едва ли я, Ведь кенгуру среди степей Гуляет лишь в … (Австралии)

В море плавает сапог

Тыщи лет и не промок!

А на нем живет народ –

Кто его нам назовет? (Италия и итальянцы)... 



Вот в окружении синих морей

Зелёный плывёт сапожок.

В нём, на подарки на Рождество

Или на Новый год,

Спрятано сразу столько всего,

Что не объедешь за год:

Города старинные,

Реки и каналы,

Рощи апельсинные,

Яхты, карнавалы,

Горы и так далее…

И это всё – … (Италия)

 Север –

Там, где много вьюг.

Там, где жарко –

Будет… (Юг)

Знает всякий: стар и молод,

Что на карте точка – … (Город)

Главный город государства,

Хоть республики, хоть царства.

 Тут смекалка пригодится:

Вот Москва, она – … (Столица)

 С городом этим Другим не сравниться.

Главный в стране он,

Зовётся … (Столица)

Территории страны

Вы, ребята, знать должны,

Чтобы письма всем писать,

Чтоб посылки отправлять.

Есть Рязанская, Тверская,

А у вас она какая? (Область)... 

Здесь горы-великаны –

Тибет, Алтай, Памир, Карпаты и Балканы.

 Их знает целый мир.

Здесь реки – Обь и Ангара, Дон, Волга, Лена и Кура.

Лесов многообразие

В родной для нас … (Евразии)

Мы найдём на глобусе

Два различных полюса!

А у Южного найдём

Материк, покрытый льдом! (Антарктида)

Здесь, среди полярных льдин,

Важно топчется пингвин.

Этот материк безлюден,

И пингвин здесь в роли гида.

 Он готов поведать людям, Как прекрасна… (Антарктида)

 Суши маленький кусочек, –

Но бывает иногда

Он большим, и даже очень,

А вокруг всегда вода. (Остров)

На кольцо похож тот остров,

Нам попасть туда не просто.

Но на карте я нашёл

Тот коралловый… (Атолл)

Нам на уроке рассказывал

Ваня: Остров коралловый есть в океане,

Форму кольца он когда-то обрёл,

А называется остров – … (Атолл)

На уроке я узнала,

 Где в морях растут кораллы.

В форме сушки остров есть –

 Назови его нам здесь. (Атолл)

Эти супер водоёмы

Все на глобусе найдём мы,

Потому что в целом мире

Их немного – лишь четыре! (Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый)

Он плывёт, блестя на солнце

 Этот остров ледяной,

 Он большой, и не качнётся

Даже сильною волной. (Айсберг)

Читаю на карте названия разные:

 Чёрное, Белое, Жёлтое, Красное…

А с виду – зелёное, серое, синее,

Когда ни взгляни – оно очень красивое. (Море)... 

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо-чаша.

В окруженье диких скал,

Это – озеро … (Байкал)

Я широка, я глубока,

Я отражаю облака,

Держу я путь издалека –

Текучая … (Река)

Я не молчу, я хлопочу,

Колёса мельницы верчу,

И лодок лёгкие стада

Несёт моя вода. (Река)

 Эта лента голубая,

Неспокойная такая,

Меж лесами вьётся

И о берег бьётся.

Манит лента рыбака.

Что за лента? То…. (Река)

Я не маленький ручей,

Я и шире, и длинней!

А ещё я глубока,

Потому что я… (Река)

Два брата удалых в пучину вод

Глядятся всё, да только вот досада –

Им не сойтись вовек…

И вот, два брата,

Встречают порознь закат… восход… (Два берега)

Речка тихо нам журчала,

Чтоб нашли её начало –

Тихий, слабый ручеёк

Под названием… (Исток)

Назови речное ложе. Сам не знаешь?

Друг поможет. (Русло)

Здесь отгадать вы поможете мне

Яму глубокую в речке на дне.

Важный секрет я открою вам тут:

В ней, по преданиям, черти живут. (Омут)


Ну, конечно, чудо это! –

Вот уже который век

Даже самым жарким летом

На её вершине снег! (Гора)

Чтоб ту кручу покорить,

Альпинистом нужно быть.

Ты ответь мне на вопрос:

Что за каменный утёс? (Скала)

У той немаленькой горы

Характер тихий до поры.

Но может так случиться –

Взорвётся, задымится! (Вулкан)

 Я даю определение:

В виде чаши углубление

На вершине у вулкана.

Думай, друг, сдаваться рано. (Кратер)

Земля задрожала, вулкан задымился,

Огонь из-под пепла и камня пробился.

 И вот уж из жерла вулкана потёк

Расплавленной горной породы поток! (Лава)... 

Позади аэродром.

Мы летим часа четыре.

Видим тундру под крылом,

А потом – леса Сибири.

Там зимой метёт пурга.

Этот хвойный лес – … (Тайга)

Здесь березы – по колени.

Щиплют мох стада оленьи.

Их пасет с семьей каюр,

Чум у них из дымных шкур. (Тундра)

В ней песков большие груды

Называются барханы,

И по ним идут верблюды,

Растянувшись караваном. (Пустыня)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Электронные ресурсы по теме "Безопасный интернет"

 

  1. сетевичок.рф http://xn--b1afankxqj2c.xn--p1ai/ – Безопасный Интернет, интерактив, цифровой квест
  2. http://www.minjust.ru/nko/fedspisok - Федеральный список экстремистских материалов
  3. http://eais.rkn.gov.ru/ - ЕДИНЫЙ РЕЕСТР доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено
  4. http://www.google.ru/intl/ru/safetycenter/families/start/ - Безопасный Интернет для детей
  5. http://detionline.com/ - Дети России онлайн
  6. http://www.internet-kontrol.ru/ - сайт для умных родителей
  7. http://www.internet-kontrol.ru/stati/bezopasnost-detey-v-internete.html - Безопасность детей в интернете
  8. http://mediagvardia.ru/ - «МедиаГвардия» - федеральный проект, целью которого является объединение усилий интернет-пользователей для совместного выявления интернет-сайтов, сообществ и групп в социальных сетях, специализирующихся на распространении противоправного контента
  9. http://www.ligainternet.ru/ - Лига Безопасного Интернета
  10. http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/topic.php?SECTION_ID=12 - Лига Безопасного Интернета. Инфографика
  11. http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/ - Лига Безопасного Интернета. Родителям и педагогам
  12. http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=3652 -  Материалы к урокам безопасного интернета
  13. http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=639 - Как обеспечить безопасность детей в интернете
  14. http://www.internet-kontrol.ru/stati/roditelskiy-kontrol-interneta-obschenie-bez-riska.html - Родительский контроль Интернета
  15. http://www.saferunet.ru/  - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. Интернет-угрозы и эффективное противодействием им в отношении пользователей.
  16. http://www.fid.su/  - Фонд развития Интернет. Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и безопасности Интернета.
  17. http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids  – Club Symantec единый источник сведений о безопасности в Интернете. Статья для родителей «Расскажите детям о безопасности в Интернете». Информация о средствах родительского контроля.
  18. http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html  - Личная безопасность. Основы безопасности жизни. Рекомендации взрослым: как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным.
  19. http://www.oszone.net/6213/  - OS.zone.net - Компьютерный информационный портал. Статья для родителей «Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет». Рекомендации по программе «Родительский контроль».

 



Предварительный просмотр:

Самый "многострадальный" город края - Буденновск. Маджары, Карабаглы, Святой Крест, Прикумск - так именовался  он на картах нашей Родины.

Самое "многострадальное" село края - Красногвардейское. С 1803 года его называли Медвежье, Евдокимовское, Молотовское.

Самый первый герб Ставропольской губернии был утвержден Сенатом России  5 июля 1878 года.

Самый молодой город в России - наш Ставрополь.

Наш Ставрополь - единственный из своих "тезок" дожил до наших дней, сохранив название.

Самая удивительная улица в Ставрополе - улица Суворова. Это единственная улица, на которой есть только одно жилое строение.

Самым высоким сооружением на Северном Кавказе была колокольня Кафедрального собора - около 90 метров, взорванная в мае 1943 г.

Самая высокая гора в Ставропольском крае - гора Верхний Джинал в Джинальском хребте (1542 м).

Самая высокая вершина Пятигорья - гора Главная горного массива Бештау (1400 м).

Самое низкое место в крае в русле реки Кумы на границе с Республикой Дагестан - всего 5 метров над уровнем Мирового океана.

Самая высокая гора Ставропольской возвышенности - гора Стрижамент (831 м).

Самая большая пещера края - Пятигорский Большой Провал. на дне его находится глубокое озеро с теплой минеральной водой. Экскурсанты посещают Провал через тоннель длиной 44 метра.

Самое большое богатство недр края - целебные минеральные воды.

Самые ветренные места края - Ставрополь, Невинномысск и Курсавка.

Самое холодное место - на Кабардинском хребте. Средняя июльская температура здесь не достигает и +15°C, а январская приближается к - 10°C.

Самое "сухое" место в крае - село Величаевское. Здесь за год выпадает всего 280 мм осадков.

Самое большое количество осадков за год выпало в 1932 г.в Кисловодске - 903 мм.

Самая малоснежная и теплая зима - в Кисловодске.

Самое глубокое водохранилище края - Сенгилеевское. Его глубина достигает 32 м.

Самая протяженная система каналов края - большой Ставропольский канал. Он подает воду горной реки Кубани в степную речку Калаус. Общая протяженность системы каналов составляет 480 км.

Самое большое водохранилище края - Чограйское. Его площадь - около 200 квадратных километров.

Самое сильное местное землетрясение в ХХ веке произошло 2 октября 1971 года вблизи поселков Цимлянского и Калюжного Шпаковского района. Сила его достигала 8 баллов.

Самая древняя отрасль промышленности - мукомольная. Терки для растирания зерна ученые находят в древних поселениях человека.

Самая некалорийная продукция пищевой промышленности - минеральная вода.



Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №2

 

Методическая разработка

тематической экскурсии

по теме:

«Природное наследие с. Труновского  Ставропольского края»

Вид экскурсии: тематическая                                                                      автор: Шелухина Виктория

                                                                                                                            руководитель: Трунова Е.В.

                                                                                с. Труновское

                                                                                      2018 г.

Тема экскурсии: «Природное наследие с. Труновского  Ставропольского края».

Основная цель – привлечь интерес учащихся к истории и природным местам с. Труновского

Задачи:

- привитие интереса к истории своей малой родины;

-воспитание любви к природе;

- воспитание сопричастности к жизни своего народа, своей малой родины.

Маршрут экскурсии: Природные достопримечательности с.Труновского

  1. С чего начинается Родина?.
  2. в моем степном и песенном краю..
  3. Ландшафт с Труновского
  4. .Сказка моя родниковая
  5. .Человек проходит ,как хозяин. , необъятной Родины своей.
  6. Любить Родину – значит украшать землю, на которой ты живешь

Содержание экскурсии:

1    История.

2    Особенности географического положения.

3    Рельеф

4   Сказка моя родниковая.

5 .Человек проходит ,как хозяин. , необъятной Родины своей.

                         6  Любить Родину – значит украшать землю, на которой ты живешь

 

Общие организационные и методические указания.

Экспонат (объекты показа)

Время

Содержание (наименование подтем и перечень главных вопросов)

Организационные и методические указания

 

Слайд №1

Фотографии села Труновского.

2 мин.

Подтема: «С чего начинается Родина».

. Здравствуйте  меня зовут Виктория  Шелухина

приглашаю вас на экскурсию по природным достопримечательностям  родного села Труновского

                     

 С чего же начинается Родина?
«Родина!»- мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой.

Это наше детство, наша  юность.

Это все, что мы зовем судьбой.

У каждого человека есть своя малая родина. Моя малая родина это село Труновское. Основано оно в 1825 году переселенцами из центральных губерний России. Первоначальное название села - Новогеоргиевское, в честь Георгия  Эммануэля  так числилось оно   в документах, но было и народное- Терновское- от росшего здесь в большом  количестве терновника. Свое нынешнее название оно  получило в  1935 году  в честь героя  гражданской войны  уроженца нашего села Константина Архиповича Трунова.


 

                                     

Показ, рассказ.

Лирическое вступление (строки из стихотворения П.Д. Белозерова)

Слайд №2

Фотографии растительности села.  

2  мин.

Подтема:  . Особенности географического положения с. Труновского

                             Под знойным солнцем,

                       Средь степи полынной,

                       При шепоте степного ковыля,

                       Под вой ветров растет, цветет и ныне

                       Труновская богатая земля.

Расположено наше село на  север- западе  Ставропольского края , в 66 км от краевого центра. Климат умеренно-контининтальный, .поэтому вы не увидите здесь пышной растительности .В лесополосах ,посаженных руками человека, растут орехи ,кульга. По оврагам много лоховника ,вяза, шиповника. В окрестностях села преобладают разнотравно-злаковые и полынно -злаковые степи-    с солонцами и солончаками.   Встречаются гусиный лук, ирисы, мышиный гиацинт, растения, занесенные в Красную Книгу: тюльпан Шренка, тюльпан Биберштейна, пион узколистный, безвременник яркий.

 

Показ, рассказ

 

Лирическое отступление:

Строки из стихотворения М . Гуреевой «Село родное»

Слайд №3

Фотографии  Ландшафта с Труновского

2 мин.

 Подтема« Ландшафт  села  Труновского»

Территория с. Труновского когда-то была дном древнего Сарматского  моря. Этим объясняется разнообразие рельефа нашего села: от равнины до возвышенности. Небольшие возвышенности, тянущиеся вдоль всего села, жители называют горами. На них можно увидеть наслоение и нагромождение ракушечника, которые имеют причудливые очертания, напоминающих животных, купола, пирамиды, обелиски, что отражается в названиях: Маймул, Чернолих, Гремучка, Лягушка(иначе Маслов) , Логачев курган. В окрестностях села залегают песок, глина, ракушечник,  которые используют при строительстве.

Показ, рассказ

Лирическое отступление: строки из стихотворения   . П. Д. Белозеров «Мое село».

Слайд №4

Фотографии рек прудов колодца и Право –Егорлыкского канала Труновского

2мин.

Подтема: «Сказка моя родниковая».

С                                Стоит  село  над  речкой  малой,

                                  Прудами  светлыми  омытое.

                                  В красе доселе  небывалой,

                              В  садовой  зелени  сокрытое

Так писал о селе Труновском наш односельчанин П.Д. Белозеров.

Зеленым оно стало не благодаря богатым природным ресурсам( в окрестностях села протекает только одна небольшая речка Терновочка), а стараниям людей. Еще в 50-е годы 20-го века вдоль всего села были вырыты пруды, которые питались родниковыми водами. Эти пруды носили названия колхозов, на территории которых находились( Буденовка, Литвиновка), назывались по месту расположения( Северка), а также по фамилиям семей, живущих рядом( Макухин, Белозеров и т.д.). Сегодня все пруды в нашем селе спущены и ждут очищения. Грунтовые воды на территории села залегают на глубине от 1 до 15 м., что позволяло сельчанам в        19-20 вв. рыть колодцы. Называли колодцы по имени того кто их копал или жил рядом :Степанов . Зарубин, Алехин. Вода в них в основном была горько-соленаяи годилась только на полив . Колодцы с питьевой водой были редкостью(например, Сладкий колодец ) Некоторые колодцы сохранились до сих пор. Сегодня в каждый дом пришел водопровод, вода в который поступает из  Право-Егорлыкского канала.

Показ, рассказ о водных ресурсах села.

Слайд №5

Фотографии Сельскохозяйственных угодий села

,

Подтема: «Человек проходит , как хозяин . Необъятной  Родины своей»

Сегодня орошаемыми стали и большинство сельскохозяйственных угодий ,что дает возможность развиваться моему селу

Основой экономики села Труновского является сельское хозяйство. Ведущими  его отраслями  , сложившимися под влиянием природных условий, являются растениеводство и животноводство. В растениеводстве ведущие место принадлежит зерновому хозяйству. Выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу. Основная зерновая культура села- озимая пшеница. Помимо производства зерна в хозяйстве выращиваю сахарную свеклу, горох, подсолнечник, сою, кормовые травы. В небольших количествах возделывают картофель, овощи, бахчевые культуры. Колхозы Родина и Терновский, многие годы получают хорошие урожаи, несмотря на неблагоприятные природно- климатические условия: частые засухи, суховеи, пыльные бури.

 

Показ, рассказ.

 О сельском хозяйстве села

 Слайд№6 Фотографии  парка школы

 

Подтема :Любить Родину – значит украшать землю ,на которой живешь.

Люди научились противостоять капризам природы, и делая ее своим  союзником. Улицы нашего села украшают не только привычные к засухе акации и вязы, но и липы каштаны, березы, рябины. В палисадниках у домов радуют глаз с ранней весны до поздней осени множество разнообразных цветов.

На большой цветник похож двор нашей школы .где у каждого класса есть свой участок . С раннего детства  мы понимаем ,что  любить Родину –значит украшать землю ,на которой живешь.

 Показ и рассказ о красоте села и школы