Логопедия
Информация из опыта работы.
«Активизация познавательной деятельности детей через использование ИКТ, в структуре коррекционного занятия».
Наше современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И я стараюсь идти со временем в ногу.
Многие дети уже свободно владеют компьютером, но компьютер для них это только игра, жизнь в виртуальном мире. Это для них забавно и интересно. Я помогаю понять ребенку, что компьютер может стать для них другом и помощником в усвоении знаний. Решая подобные задачи во время логопедических занятий с использованием компьютера, они убеждаются в этом.
Работа учителя-логопеда начинается с диагностики всех аспектов речевых проблем дошкольника. Есть множество традиционных логопедических методик и альбомов для обследования. Но в этом учебном году я использовала электронную версию материала к Речевой карте для обследования ребёнка дошкольного возраста О.И. Крупенчук, на мой взгляд - эта форма, имеет множество плюсов и облегчила мою работу. Альбом составлен в том же алгоритме, что и традиционные альбомы, сделанные на бумажном носителе. Он представляет собой систематизированный и иллюстрированный материал для стандартного логопедического обследования всех сторон устной речи детей.
Я использую ИК технологии в коррекционном процессе с детьми, как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.
Вы спросите, а на каких этапах коррекционно-педагогической деятельности для формирования познавательной активности у детей можно внедрять компьютер? Да практически на любых:
- на подготовительном этапе узнавания речевых и неречевых звуков;
- на этапе формирования и коррекции произносительной стороны устной речи;
- на этапе постановки, автоматизации и развитии фонематического слуха;
- на этапе формирования лексико-грамматического строя речи;
- на этапе развития связной речи.
Так же я использую ИКТ, в процессе совместной деятельности с детьми на коррекционно-педагогических занятиях в качестве современного наглядного материала.
Еще К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Но часто возникает проблема, где найти материал и как лучше его продемонстрировать? Необходимость повышения качества наглядного материала самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня, как учителя-логопеда, большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребенка.
Каждое проводимое мной коррекционное фронтальное занятие сопровождается презентацией в качестве иллюстративного компонента, для того, чтобы акцентировать внимание детей на основных аспектах нового материала. Презентация позволяет активизировать познавательную деятельность, создать условия для формирования активной учебной деятельности, способствует поддержанию стойкого интереса к учению. Я второй год работаю по пособию С.П. Цукановой, Л.Л. Бец «Учим ребёнка говорить и читать». Занятия разбиты на 3 периода, в неделю 4 занятия, в год - 130 фронтальных занятий и на каждое я готовлю презентацию.
Соблюдаю следующие условия для сбережения здоровья ребенка: работа с компьютером на одном занятии проводиться в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю; до начала занятия и после него провожу гимнастику для глаз.
Так как ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребенка, как «человека играющего», многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой, поэтому использую в своей работе инновационную технологию интерактивные игры Лого Ассорти портала «Мерсибо» Прежде всего надо отметить, что интерактивные игры портала «Мерсибо» соответствуют всем требованиям ФГОС:
- являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
- требуют участия взрослого, совместной деятельности;
- несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
- формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
- создают ситуацию успеха и достижения цели;
- стимулируют познавательное развитие детей.
Осваивая игры «Мерсибо», ребята с удовольствием помогают Огородному дракону очистить огород от сорняков, заблудившимся грибникам, узнают язык друзей Юпика, легко и просто научиться делить слова на слоги
Портал «Мерсибо» предлагает дополнительные печатные задания к играм, которые позволяют ребенку на практике закрепить полученные знания.
Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов
1. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
2. Принцип научности предполагает помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
3. Принцип доступности. Отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.
4. Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.
5. Принцип наглядности. Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
6. Принцип индивидуального обучения. ИКТ используются для индивидуальных и групповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
7. Принцип объективной оценки результатов деятельности. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку в виде цифровых оценочных шкал, в устной форме.
8. Принцип воспитывающего обучения. Использование ИКТ позволяет воспитывать у детей логопатов волевые и нравственные качества.
9. Принцип интерактивности компьютерных средств. Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов и оценки результатов.
В заключении: Компьютер, конечно же -это не волшебная палочка, которая за один час игры перенесёт ребёнка в новый мир и сделает сразу умным и развитым.
Для логопеда важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед детьми безграничные возможности для развития познавательной активности, эффективной творческой работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информация из опыта работы.
«Методика обследования детей старшего дошкольного возраста с ФФНР».
(по О.И. Крупенчук Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста).
Становление речи – один из самых сложных процессов, происходящих с ребёнком. Всего за несколько лет он овладевает сложной знаковой системой практически в совершенстве. Речь позволяет людям передавать информацию, делиться опытом, общаться. Статистика предоставляет неутешительные данные: в процентном соотношении между различными категориями отклонений в развитии, нарушения речи занимают 3 место – 20% в детской возрастной группе (после образовательных затруднений (40%) и нарушений интеллекта (20%)). В дошкольном возрасте очень важно устранить нарушения речи, так как они могут повлечь за собой ряд вторичных проблем: трудности формирования письменной речи и словесно-логического мышления. Так М.Р. Львов отмечает, что речь является одной из сложных высших психических функций человека, на ее основе формируются восприятие, воображение, память [Левина 2009: 159]. . С точки зрения Л.С. Выготского, процесс развития речи представляет собой базис накопления культурного опыта ребенка [Выготский 2008: 508]. В своих исследованиях речевого развития ребенка С.Н. Цейтлин подчеркивает, что формирование речи способствует становлению познавательной деятельности, мышления [Цейтлин 2008: 240]. Важно выявить нарушения речи ещё в дошкольном возрасте, определив их природу и характер. Именно поэтому, учитель–логопед должен владеть рядом диагностических методик, которые позволят определить речевое нарушение и разграничить его от сходных состояний.
Методика логопедического обследования должна соответствовать ряду требований: быть лаконичной; доступной в плане наглядного материала – он должен быть понятен и доступен детям; учитывать возраст и интеллектуальные возможности обследуемого ребёнка; иметь в наличии бланк для фиксации получаемых данных (протокол); предоставлять возможность качественного и количественного анализа результатов; предоставлять возможность по полученным результатам сделать вывод об уровне речевого развития; быть удобной в использовании.Молодому специалисту определиться с выбором методики для логопедического исследования, достаточно сложно, так как в них редко можно встретить развернутую аннотацию для использования в логопедическом процессе и рекомендации к использованию. У каждого специалиста должна быть основа, которая позволит эффективно и быстро провести логопедическое обследование.
Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста О.И. Крупенчук Как указывает сама автор, данная карта имеет ряд особенностей:
1. Карта рассчитана на 3 года; начинать можно с любого – с того, когда ребёнка привели к логопеду: с 4,5 или 6 лет.
2. Карта рассчитана на обследование детей с самыми частыми видами нарушений речи. Диагноз ребёнка может быть изменён, но это не требует заполнения новой карты.
3. Многие виды обследования сведены в таблицы с возможностью просмотра динамики за время пребывания ребёнка в логопедической группе( обследование мимической и артикуляционной мускулатуры; звукопроизношение, согласование падежных окончаний.
4. Представлены все традиционные виды обследования речи и исключены обследования, не являющиеся принципиальными для постановки логопедического заключения, но отнимающие много времени у логопеда.
5. В разделе «Словоизменение» приводится таблица согласования падежных окончаний всех трёх склонений русского языка.
6. Автор предлагает, в тех местах, где ребёнок ответил правильно ставить латинскую буку N (норма), а в тех, где допущены ошибки, - записывать ответ ребёнка. Это нужно для того, чтобы картина нарушений не «зашумлялась» добросовестно записанными правильными ответами, а была видна сразу.
7. Рисунки, сопровождающие задания, освобождают логопеда от поиска соответствующих иллюстраций и сокращают время обследования.
8. В разделе «Логопедическое заключение» представлена примерная схема написания э того заключения.
9. Для детей не прошедших полный курс обучения (т.е. пропустивших1/3 учебного времени и больше), подводится итог пропуска, что заверяется медработником и не требует дополнительных справок.
10. В разделе «Ранее развитие» цифры в скобках показывают среднюю норму появления каждого навыка.
Речевая карта О.И. Крупенчук предполагает сбор анамнеза, исследование состояния речевого аппарата, голосовой функции и просодики, мимической и артикуляционной мускулатуры, звукопроизношения, слоговой структуры, фонематических процессов, грамматического строя, лексического запаса, понимания речи, связной речи. Пособие удобно тем, что есть возможность фиксировать результат. Обрабатывать полученные результаты позволяет система баллов: каждый раздел оценивается по четырёхбальной системе (0 баллов – без нарушений, 4 – балла – отсутствие, несформированность), после обследования баллы сводятся в таблицу, суммируются. Чётких инструкций проведения обследования – нет. Речевая карта эффективна, если требуется экспресс – диагностика речи ребёнка, средняя продолжительность обследования – 20 минут.
Сбор анкетных данных, общего анамнеза, фиксацию решения ПМПК, показателей раннего и речевого развития предполагают только речевые карты. При оценке состояния артикуляционного аппарата, О.И. Крупенчук не разделят твёрдое и мягкое нёбо; предлагает задание на исследование голосовой функции. Пробы на исследование состояния артикуляционной моторики
О.И. Крупенчук не предоставляет задания для обследования общей и ручной моторики, мягкого нёба. О.И. Крупенчук предлагает чередовать только статические упражнения («улыбочка»/«трубочка», «парус»/«мостик»
О.И. Крупенчук рекомендует обследовать фонематическое восприятие с использованием черно-белого иллюстративного материала. При обследовании фонематического восприятия по данной методике у дошкольников затруднений не выявлено. Задания на обследование лексического компонента речи, классифицированы по темам, лексические темы – дифференцированы по возрастам детей.Категорию «посуда» О.И. Крупенчук предлагает – для пятилетних детей, знание названий мебели и фруктов – у детей шестилетнего возраста. Кроме того, О.И. Крупенук не предоставляет для исследования такие трудные категории как «ягоды», «насекомые», «транспорт».
К темам: фрукты, овощи, игрушки в речевой карте наглядного материала нет. Автор предлагает ребёнку ряд слов и задание: «назови одним словом». Задания распределены по степени трудности, с учетом возрастных особенностей дошкольников. Подбор антонимов к словам. Инструкции : «скажи наоборот» у О.И. Крупенчук – с 4 лет. Активный глагольный словарь можно обследовать при помощи речевых карт и альбома О.И. Крупенчук предлагает задания, в зависимости от возраста детей: для детей четырехлетнего возраста в первой речевой карте имеются картинки. Проверка согласования падежных окончаний по речевой карте О.И. Крупенчук с опорой на таблицу позволяет исследовать окончания всех трёх склонений русского языка (склонение слов лиса, ёжик, рысь). Для исследования употребление предложно-падежных конструкций в методиках представлен наглядный материалв речевой карте О.И. Крупенчук проба представлена в несколько ином варианте – в зависимости от возраста ребёнка ему предъявляется одна сюжетная картинка, с опорой на которую ребёнок должен назвать расположение объектов. Проверка согласования существительных с числительными ведётся с использованием наглядного материала. Имеется возможность проверки правильного согласования с числительными существительных у О.И. Крупенчук только двух – мужского и женского. Методика снабжена наглядным материалом для проверки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Картинки узнаваемы и не вызывают спорных ответов. Картинками, для исследования знаний ребёнка названий детёнышей животных, оснащена.Назвать детёныша собаки О.И. Крупенчук предлагает пятилетнему ребёнку, а Н.В. Нищева – шестилетнему; Н.В. Нищева приводит в качестве стимульного материала названия самок животных, в речевой карте О.И. Крупенчук это не принимает принципиального значения; Диагностировать образование ребёнком притяжательных прилагательных Н.В. Нищева и О.И. Крупенчук рекомендуют после шестилетнего возраста. Опоры на наглядный материал нет.
Состояние процесса образования приставочных глаголов автор рекомендует исследовать после шести лет. На всех картинках изображен человек, осуществляющий действия, в речевой карте О.И. Крупенчук три сюжетные картины, на которых изображены происходящие действия. Работа требует определённой подготовки: предварительно следует сформулировать вопросы.
Исследование состояния звукослоговой структуры слов осуществляется на материале слов разной звукослоговой структуры: она усложняется в зависимости от возраста ребёнка.
В речевой карте О.И. Крупенчук наглядный материал отсутствует, дети не узнают слово на слух и допускают ошибки. Звукопроизношение исследуется на основе предметных картинок. В речевой карте О.И. Крупенчук правильность произнесения звуков исследуется в трёх позициях в слове: в начале, в середине и в конце.
Благодаря такому обследованию, можно получить более четкие данные для диагностики фонетико — фонематического недоразвития речи. При этом выявляются не только дети, у которых имеется неправильное произношение, но и те случаи, где, на первый взгляд, никаких нарушений не заметно и только при тщательном обследовании можно установить, что у них есть грубые нарушения в фонематическом восприятии и фонематическом анализе и синтезе, которые могут быть нарушены избирательно, но возможно и их одновременное недоразвитие [7].
Таким образом, фонематическое недоразвитие проявляется в нарушениях фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза, которые могут быть нарушены избирательно или одновременно. Фонематическое недоразвитие наблюдается как при нарушении произношения, так и при нормальном произношении. Первичное обследование является главным звеном в диагностике детей с фонематическим недоразвитием речи.
Выводы по результатам обследования. После подведения итогов по обследованию, в конце сентября или начале октября, проводится родительское собрание, на котором логопед знакомит родителей с состоянием речи их детей; объясняет, что неправильное произношение звуков может закрепиться, отразиться на письме при обучении грамоте; рассказывает, в чем будет заключаться помощь родителей по воспитанию правильного произношения. С родителями, у детей которых выявлены более серьезные нарушения речи проводится отдельная беседа, на которой родителям рекомендуется строго выполнять все указания логопеда.
В своей дальнейшей работе я учитываю особенности речи каждого ребенка, и постоянно и настойчиво, используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитываю у детей правильную речь.
Предварительный просмотр:
Информация из опыта работы
«Использование информационно - коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда ДОУ».
Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И я стараюсь идти со временем в ногу.
Современные исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет.
Работа учителя-логопеда начинается с диагностики всех аспектов речевых проблем дошкольника. Есть множество традиционных логопедических методик и альбомов для обследования. Но в этом году я использовала электронную версию материала к Речевой карте для обследования ребёнка дошкольного возраста О.И. Крупенчук, на мой взгляд - эта форма, имеет множество плюсов и облегчила мою работу. Альбом составлен в том же алгоритме, что и традиционные альбомы, сделанные на бумажном носителе. Он представляет собой систематизированный и иллюстрированный материал для стандартного логопедического обследования всех сторон устной речи детей.
Использование ИК технологии в коррекционном процессе с детьми, имеющими нарушения речи, возможно как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.
Каждое проводимое мной коррекционное фронтальное занятие сопровождается мультимедийной презентацией в качестве иллюстративного компонента, для того, чтобы акцентировать внимание детей на основных аспектах нового материала. Презентация позволяет активизировать познавательную деятельность, создать условия для формирования активной учебной деятельности, способствует поддержанию стойкого интереса к учению. Я работаю по С.П. Цукановой, Л.Л. Бец «Учим ребёнка говорить и читать». Занятия разбиты на 3 периода, 130 фронтальных занятий и на каждое я готовлю презентацию
Компьютерные средства, не являются основными методами коррекции, представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка, служат одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Я использую ИКТ в процессе совместной деятельности с детьми на коррекционно-педагогических занятиях в качестве современного наглядного материала.
Эти технологии представляют для меня, как учителя-логопеда, большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребенка.
Так как ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребенка, как «человека играющего», многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой, я использую в своей работе такую инновационную технологию интерактивные игры Лого Ассорти портала «Мерсибо» Прежде всего надо отметить, что интерактивные игры портала «Мерсибо» соответствуют всем требованиям ФГОС:
- являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
- требуют участия взрослого, совместной деятельности;
- несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
- формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
- создают ситуацию успеха и достижения цели;
- стимулируют познавательное развитие детей.
Одной из предпосылок личностных УУД является: формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п. Осваивая игры «Мерсибо», ребята с удовольствием помогают Огородному дракону очистить огород от сорняков, заблудившимся грибникам, узнают язык друзей Юпика, легко и просто научиться делить слова на слоги
Портал «Мерсибо» предлагает дополнительные печатные задания к играм, которые позволяют ребенку на практике закрепить полученные знания. Педагоги, в свою очередь, могут взять на вооружение дополнительные задания от «Мерсибо» и составить свои пособия, учитывая индивидуальные возможности ребенка.
Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов
1. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
2. Принцип научности предполагает помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи
3. Принцип доступности. Отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.
4. Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.
5. Принцип наглядности. Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
6. Принцип индивидуального обучения. ИКТ используются для индивидуальных и групповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
7. Принцип объективной оценки результатов деятельности. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку в виде цифровых оценочных шкал, в устной форме.
8. Принцип воспитывающего обучения. Использование ИКТ позволяет воспитывать у детей логопатов волевые и нравственные качества.
9. Принцип интерактивности компьютерных средств. Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов и оценки результатов.
Соблюдаю следующие условия для сбережения здоровья ребенка: работа с компьютером на одном занятии проводиться в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю; до начала занятия и после него провожу гимнастику для глаз.
В заключение: Необходимо помнить, что, компьютер-это не волшебная палочка, которая за один час игры перенесёт ребёнка в новый мир и сделает сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.
Предварительный просмотр:
Консультация
«Речевые игры на развитие внимания».
Воспитание человека предполагает не только развитие навыка говорения, но не в меньшей степени и навыка внимательного слушания.
Когда - то у Л. Н. Толстого хотели узнать секрет, как удалось ему сделать своих детей такими воспитанными, и великий писатель ответил: « Всё очень просто: до пяти лет я учил их говорить, а после пяти молчать и слушать.
Внимательным быть необходимо во многих жизненных ситуациях, а внимательным к собеседнику – во всех.
О цепком непроизвольном внимании малышей ходят легенды. Обычно родители возмущенно – восторженно рассказывают: «Это же надо! Когда он только успел заметить, куда мы от него инструменты спрятали? Ведь нашёл!» или «Один раз произнесли при нём это слово!» Произвольное внимание таких восторгов не вызывает, над ним «бьются», его воспитывают, развивают.
Установлено, что произвольное внимание дошкольников во многом зависит от интереса, любознательности.
За вниманием последует запоминание, если обучающий процесс был радостным, активным вызвал положительные эмоции.
Предлагаю Вам речевые игры на развитие внимания, наблюдательности, памяти и умения давать словесное описание действий и предметов.
Для детей 4 – 5 лет.
Игра «Что услышал: угадай и расскажи».
Водящему завязывают глаза, в это время кто-то из детей делает что либо с заранее подготовленными предметами: наливает воду; раскладывает тарелки, ложки, вилки, переносит стулья и т.д.
Задача водящего – по звукам понять, что делали дети, а затем по порядку рассказать, что он слышал и понял.
Игра повторяется с другим водящим, при этом меняются предметы, дополняют и действия, но все действия должны быть угадываемыми, т.е. уже когда-то зафиксированными в памяти.
Игра «Кто внимательный ?»
Предложите ребёнку закрыть глаза и ответить на вопросы:
- Сколько окон в нашей комнате?
- Кто у нас голубоглазый?
- Кто русый? Блондин?
- У кого длинные волосы?
- У кого короткие?
- У кого косичка?
- Кто сегодня с белым бантом?
- У кого ремень? И т.д.
- Кто сегодня в голубом? Белом? В горошек? В полосатом? С кармашками? И т.д.
Для детей 5-6 лет.
Игра «Кто назовёт больше?»
- Назовите все деревянные (железные, пластмассовые, стеклянные, круглые, прямоугольные, овальные, красные, синие, зеленые и т.д.) предметы в группе.
- Назови предметы, которые можно катать (переставлять, двигать и т.д.)
Игра «Закончи слово»
Дети садятся в круг на ковре и бросают друг другу мяч. Бросающий говорит половину какого – то слова, ловящий называет вторую половинку: например, теле-фон, теле-визор, теле-грамма, теле-граф, теле-жка и т.д., кар-тошка, кар-тина, кар-андаш и т.д.
Выходит из игры тот, кто не может назвать вторую половинку. В этой игре проверяют память, словарный запас, поэтому играют не все дети, а только те у кого хорошо развита речь
Игра «Я начну, а ты продолжи».
Все дети сидят по кругу, педагог передаёт по цепочке предмет, и каждый говорит о нём какую-нибудь фразу. Дети повторяют фразы предыдущих, а затем добавляют свою.
Например: «Это шарфик», - говорит первый.
«Это шарфик. Он связан из шерсти» - говорит второй.
«Это шарфик. Он связан из шерсти. Шарфик серый и пушистый» и так до последнего участника, который должен воспроизвести фразы 6 – 7 детей.
Для детей 6 - 7 лет.
Игра «Сочинители».
Двое детей сочиняют историю о себе, об игрушках, обо «всём на свете», но говорят по одному слову друг за другом.
Например:
1-й ребёнок: Однажды
2-й ребёнок: Грузовик
1-й ребёнок: Поехал
2-й ребёнок: Покататься и т.д.
Игра «Из чего сделан предмет?»
Эта игра поможет детям научиться преобразовывать прилагательные от существительных.
«Стакан сделан из стекла, как сказать стакан какой? - стеклянный»
Кофта из шерсти? – шерстяная кофта,
Куртка из меха? - меховая куртка,
Шкаф из дерева? – деревянный шкаф.
Особого внимания требует от детей слушание текстов художественной литературы.
Начиная со среднего возраста используют такой приём привлечения внимания к тексту, когда описываемая в сказке или рассказе вещь появляется перед глазами детей.
Например, колечко, варежка, ложка. Вещь можно потрогать, посмотреть; о ней можно поговорить, составить загадку, спросить из какой она сказки, рассказа эта вещь. Получается игра «Угадай- ка».
Речевые игры для развития внимания:
Для детей 4 – 5 лет.
Игра «Что услышал: угадай и расскажи».
Водящему завязывают глаза, в это время кто-то из детей делает что либо с заранее подготовленными предметами: наливает воду; раскладывает тарелки, ложки, вилки, переносит стулья и т.д.
Задача водящего – по звукам понять, что делали дети, а затем по порядку рассказать, что он слышал и понял.
Игра повторяется с другим водящим, при этом меняются предметы, дополняют и действия, но все действия должны быть угадываемыми, т.е. уже когда-то зафиксированными в памяти.
Игра «Кто внимательный»
Предложите ребёнку закрыть глаза и ответить на вопросы:
- Сколько окон в нашей комнате?
- Кто у нас голубоглазый?
- Кто русый? Блондин?
- У кого длинные волосы?
- У кого короткие?
- У кого косичка?
- Кто сегодня с белым бантом?
- У кого ремень? И т.д.
- Кто сегодня в голубом? Белом? В горошек? В полосатом? С кармашками? И т.д.
Предварительный просмотр:
Консультация
«Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда».
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.
Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребёнка как личности.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.
В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.
Технология в переводе с греческого – это учение о мастерстве и умении специалиста.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Педагогическая технология – одно из специальных направлений педагогической науки (прикладная педагогика), призванное:
- обеспечить достижение определённых задач,
- повышать эффективность учебно-воспитательного процесса,
- гарантировать его высокий уровень.
В узком смысле слова, педагогическая технология – это алгоритм последовательных действий, связанных с конкретной деятельностью педагога и направленных на достижение поставленных целей.
По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):
Концептуальность предполагает опору на определённую научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего её, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
- Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в её фундамент.
- Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
- Процессуальная (технологическая) часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Рассмотрим современные педагогические технологии, используемые в своей работе учителем-логопедом ДОУ:
№п\п | Образовательные технологии и методики | Цель использования технологий и методик | Описание внедрения в педагогическую деятельность | Результаты использования |
1. | Технологии логопедического обследования | определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере | методики: И.А. Смирновой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной | Своевременно оказать помощь в преодолении этих трудностей |
2. Здоровьесберегающие технологии. | ||||
Технологии формирования речевого дыхания | Активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, плавность речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания. | Упражнения для дыхания на индивидуально, фронтальной, подгрупповой. методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой. | Сильный и продолжительный выдох. Нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха. | |
Зрительная гимнастика | Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации. | Использование в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки. | Профилактика миопии. | |
Релаксация | Регулирует мышечный тонус, снимает мышечное напряжение. | Является одним из этапов работы | Развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. | |
Мимическая гимнастика | Способствует коммуникации, эмоциональному развитию | Выполняется на каждом индивидуальном занятии перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции | Более четкая мимическая картина | |
Динамические паузы в сочетании с речевым материалом. | Развитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного напряжения. | Физминутки по лексическим темам. | Повышение работоспособности, профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Координация речи и движений, развитие экспрессивной речи. | |
Гимнастика для пальчиков. | Развитие мелкой моторики пальцев рук, координацию речи и движений, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов. | Крупотерапия, песочная терапия, су-джок, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, шнуровки | Совершенствование мелкой и речевой моторики, стимулирование речевого развития. | |
Психогимнастика. | Обучение детей выразительным движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения. | Игры и этюды | Развитие эмоциональной сферы, рефлексии чувств. | |
Биоэнергопластика | Активизация интеллектуальной деятельности, развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики. | На каждого ребёнка комплект красных варежек, олицетворяющих язычок, надевая которые дети выполняют гимнастику для язычка. | Улучшается речь. | |
Сказкотерапия при выполнении артикуляционной гимнастики. | Нормализация речевой моторики, эмоциональное развитие. Активизация интеллектуального и речевого развития, эмоционального восприятия, развитие артикуляционной моторики. | Сказки по лексическим темам на занятиях при выполнении артикуляционной гимнастики. | Повышение мотивации к обучению, обогащение словаря, улучшение произносительных навыков. | |
Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры. | Стимулирование и активизация мышечного тонуса. | Комплексы упражнений на занятии, как один из этапов работы. | Укрепление мимической мускулатуры, формирование тактильных ощущений, развитие речи. | |
3. | Технология проблемного обучения | Усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивация поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. Развитие познавательной активности. | Последовательное, целенаправленное выдвижение перед воспитанниками познавательных задач. Создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность воспитанников по их решению на всех этапах обучения с опорой на зону ближайшего развития личности ребёнка. | Активное усвоение знаний. Творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных и творческих способностей детей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации. |
4. | Технологии коррекции звукопроизношения | уточнение произношения звуков; постановка и закрепление отсутствующих звуков; развитие фонематического восприятия; преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры; закрепление изученных лексико – грамматических конструкций | методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной | развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь. |
5. | Технология концентрированного обучения. | Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности. | Тематическое планирование. | Углублённое и всестороннее освоение материала. |
6. | Технологии дифференцированного обучения | обучение каждого на уровне его возможностей позволяет сделать учебный процесс более эффективным. Создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых нарушений, учитывая личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения нового материала, интерес к изучению нового материала. | Условное деление группы с учетом типологических особенностей детей и уровней речевого развития воспитанников. | Помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Эффективное усвоение и получение новой информации, успешная коррекция недостатков речевого развития. |
7. | Технологии развития лексико-грамматической стороны речи. | расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, таких как бедность словаря и синтаксических конструкций | на каждом занятии, индивидуальном или групповом, регулярно используя принцип конкретизации речи | правильному развитию речи воспитанников |
8. | Технологии развития связной речи. | учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения задания | методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной | свободному высказыванию |
9. | Игровые технологии | Овладение ролевой игрой, формирование готовности к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения. | Имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй. | Формирование воображения, символической функции сознания, речи, развитие высших психических функций, включение детей в коллективную деятельность и общение. |
10. | Информационные компьютерные технологии | Положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств. | Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованного произношения. | Повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания. |
Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов коррекционно – логопедической работы.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Предварительный просмотр:
Консультация
«Играем, звук [Ш] закрепляем».
После того, как ребёнок уловит различие в звучании заменяемого им звука в речи, нужно закрепить этот навык путём специальных упражнений.
- Упражнение «Фишечный диктант».
Инструкция логопеда: «Я буду говорить слова, если ты услышишь в слове звук [Ш], то поставишь на стол фишку.
(Например, ребёнок заменяет звук [Ш] на звук [С]).
Логопед последовательно произносит каждое слово, несколько выделяя при этом звуки[ Ш] и [С].
Примерные слова: шапка, шуба, карандаш, сумка, стол, школа, шарф, сом, суп, стул, шаль, шляпа, сандалии, самолёт, шаги, шахматы, шашки и т. д.
Логопед: «Посчитай, сколько у тебя фишек. А теперь давай проверим, правильно ли ты услышал».
- Упражнение «Хлопни ладоши».
Упражнение очень похоже на первое, но вместо фишек, ребёнок хлопает в ладоши на заданный звук.
- Упражнение «Мяч не трогать, иль поймать – постарайся отгадать».
Логопед предлагает ребёнку ловить мяч, если услышит в слове звук [Ш], или прятать руки за спину , если звука в слове не окажется. Когда ребёнок поймает мяч, нужно проконтролировать сознательность его выбора (т.е. ребёнок должен сказать, что он услышал в слове).
- Упражнение «Собери картинки».
Логопед показывает картинки и называет их, выделяя голосом звуки [Ш] и [С]. Ребёнок получает картинку, если услышит в слове звук [Ш].
Во всех предложенных упражнениях слова произносит логопед, а ребёнок только на слух определяет: есть в них заданный звук или нет. Когда ребёнок научится произносить звука [Ш], развитие фонематического слуха необходимо продолжать. Упражнения при этом усложняются, потому что ребёнок не только учится слушать взрослого, но и самого себя.
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы.
«Использование интерактивных игр «Лого Ассорти» на индивидуальных коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста».
Современные исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет.
Все мы знаем, что дети с речевыми проблемами часто имеют сопутствующие особенности поведения и характера, не позволяющие им концентрироваться на предложенном материале, быстро истощаются, отвлекаются на другие объекты. Дети, растущие в окружении большого количества гаджетов, воспринимают интерактивный материал с большим интересом и вниманием.
Именно интерактивная игра помогает удержать внимание ребёнка на выбранной теме, закрепить уже освоенный навык в специально подобранной игре.
В индивидуальной работе с ребёнком, применяя эти игры, я имею возможность:
- подобрать игру в соответствии с возрастом ребёнка,
- выбрать материал с учётом интересов ребёнка,
- использовать одну или несколько игр, в зависимости от наполнения занятия и временных рамок.
Я использую ИКТ в процессе совместной деятельности с детьми на коррекционно-педагогических занятиях в качестве современного наглядного материала.
Так как ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребенка, как «человека играющего», многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой, я использую в своей работе интерактивные игры «Лого Ассорти» портала «Мерсибо». Прежде всего надо отметить, что интерактивные игры портала «Мерсибо», соответствуют всем требованиям ФГОС ДО:
- являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
- требуют участия взрослого, совместной деятельности;
- несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
- формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
- создают ситуацию успеха и достижения цели;
- стимулируют познавательное развитие детей.
В настоящее время интерактивные игры являются неотъемлемой частью оборудования моего кабинета. Набор интерактивных игр и упражнений «Лого Ассорти» является моим универсальным инструментом, как практикующего логопеда. Все 30 игр набора обеспечивают возможность выбора:
- применять игры на этапе знакомства с ребёнком,
- в процессе речевого обследования,
- использовать их на индивидуальных, фронтальных занятиях, повышая мотивацию детей к учебно-игровой деятельности.
Игры поддерживают все направления работы логопеда:
- развитие фонематического слуха,
- отработка лексико-грамматических категорий,
- совершенствование связной речи,
- исправление нарушенного звукопроизношения,
- развитие моторных навыков.
Игры просты в использовании и интуитивно понятны. Большинство игр имеют настройки, с помощью которых можно регулировать сложность игры и подбирать уровень, соответствующий возрасту и развитию ребёнка. Многие игры имеют дополнительный бонус – печатное задание для продолжения занятия вне компьютера.
Для удобства пользования и оперативного подбора материала с учётом целей занятий и особенностей детей игры разбиты на пять блоков:
Блок 1. Речевое дыхание, воздушная струя.
- «Торт со свечками».
- «Нет сорнякам».
- «Обезьяна и поцелуй».
Блок 2. Постановка, автоматизация и дифференциация «трудный» звуков.
- Игрозвуки.
- «Пожужжим».
- Артикуляционная гимнастика.
- «Где мой рык?»
- «Попугай».
- «Перед концертом».
- «Таинственная картина»
- «Прыг-скок-слово».
- «Болтушки-хохотушки».
Блок 3.Развитие фонематического слуха, звукового анализа слов и слогов.
- «Ку-ку-бум».
- «Грибники».
- «Морские сердца».
- «Тачкины задачки».
- «Хитрые половинки».
- «Сладкий дом».
- «Слогобумс».
Блок 4. Лексико-грамматические категории и связная речь.
- «Рюкзак туриста».
- «Кто что делает».
- «Дискотека».
- «Пчелиные загадки».
- «Гудвин».
- «Мечта поэта».
- «Что сначала?».
Блок 5. Все виды моторик.
- «Игрозвуки».
- «Малышастика».
- «Настольные пальчики».
- «Омар в иллюминаторе».
- «А ты так можешь?»
Одной из предпосылок личностных универсальных учебных действий является: формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п. Осваивая игры «Мерсибо», ребята с удовольствием помогают Огородному дракону очистить огород от сорняков, заблудившимся грибникам, узнают язык друзей Юпика, прилетевших на нашу планету Земля Инопланетян, легко и просто учатся делить слова на слоги в игре «Слогобумс».
При работе детей с компьютерными играми на индивидуальных коррекционных занятиях обязательно соблюдаю следующие условия для сбережения здоровья ребенка: работа с компьютером на одном занятии проводиться в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю; после неё обязательно провожу гимнастику для глаз.
Использование игр «Лого Ассорти» очень облегчает мою работу с детьми – это готовый и мотивационный и обучающий материал для работы с детьми разных речевых особенностей.
И в заключении: необходимо помнить, что:
- компьютерные средства, не являются основными методами коррекции, представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка, служат одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
- как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.