Материалы для родителей

Галина Владимировна Пятакова

Консультация

«Готовим детей к школе».

 

Уважаемые родители, давайте разберёмся,  как помочь своему ребёнку подготовиться к первому классу, не перегибая палку — так, чтобы не отбить желание идти туда вообще.

  • Совет 1. Не будьте занудами.

Не относитесь к подготовке ребёнка к первому классу слишком серьёзно. Это значит, что не стоит сажать его за стол и заставлять выписывать прописи — ребёнок быстро заскучает. То же самое с бесконечной зубрёжкой стихотворений. Нередко бывает, что первоклассник, умеющий рассказывать сказки и басни наизусть, обладает низким уровнем общей психологической, личностной зрелости и коммуникативной готовности к школе. Поэтому — никакого занудства и зубрёжки при подготовке ребёнка к первому классу!

Лучше выберите формат игры. Учиться можно сидя на полу, лёжа на диване или гуляя по улице. Ведь просмотр фильмов, чтение книг, разговоры со взрослыми и сверстниками — это всё познание мира и себя.

      Во время подготовки ребёнка к школе уделите внимание мелкой моторике, то есть занятиям на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это поможет ребёнку, когда он будет учиться писать в школе, а ещё положительно влияет на постановку речи. Чтобы развивать моторику, нужно рисовать, лепить, работать с конструктором, выкладывать картины или аппликации из бусинок, зубочисток и прочих мелочей. Это и весело, и полезно для будущих первоклассников! 

                                                                    

  • Совет 2. Не спешите с подготовкой.

Не бегите впереди паровоза. Возможно, вы хотите облегчить ребёнку жизнь в школе и из лучших побуждений торопитесь сразу же научить таблице умножения или дробям. Но самый естественный и эффективный способ подготовки в первый класс — изучать то, что интересно малышу.

Если он спросил про динозавров — купите детскую энциклопедию с иллюстрациями. Заинтересовался космосом — посмотрите детский документальный фильм. Важно всё делать в меру и не бояться, что вы теряете время — торопиться некуда. В конце концов, официальных требований к умениям будущего первоклассника нет. 

  • Совет 3. Не критикуйте. 

Важно привить правильное и здоровое отношение к учёбе — это основа подготовки ребёнка к первому классу. Если мама быстро начинает сердиться и ругает за каждую ошибку, у малыша сформируется страх перед первым классом. А ведь ошибки — важная часть познавательного процесса и развития новых навыков.Чаще хвалите малыша и демонстрируйте, что в ошибках нет ничего плохого — всё можно исправить и не расстраиваться попусту. Родители, выросшие в советской культуре, привыкли к критике — мы можем не замечать, как говорим ребёнку что-то обидное, подрываем его уверенность в себе и зарождаем комплексы. А это, в свою очередь, плохо скажется на учёбе. Сделайте подготовку к школе приятной для всех её участников.

  • Совет 4. Подавайте примерЛичный пример отлично работает с чтением. Многие родители в процессе подготовки к первому классу дома беспокоятся, что малыш ещё не научился читать или читает плохо.На самом деле чтение не входит в список обязательных навыков для дошкольника. Но психологи рекомендуют подавать ребёнку пример и больше читать самим, если вы видите, что ребёнок не слишком интересуется книгами.Как только малыш заметит, что родители в свободное время берутся за книжку, он невольно скопирует поведение. Поэтому важно показывать ребёнку, что учиться — это круто и интересно. Пусть он перенимает положительное отношение. 

 

  • Совет 5. Проговаривайте чувства

Подготовка, первый класс, школа — всё это ново, непривычно и может пугать. Причём не только малыша, но и родителей. Вот почему важно много, честно и открыто разговаривать с сыном или дочерью. Учите их выражать эмоции и адаптироваться к переменам в жизни. Гораздо легче проживать необычный период, если можно выговориться маме с папой, а те не осудят.

 

И в заключении:   Подготовка ребёнка в первый класс должна быть лёгкой, весёлой и ненавязчивой. Не нужно погружать ребёнка в усиленные занятия, когда школа ещё не началась. Познание окружающего мира происходит естественным путём — общение, фильмы и мультфильмы, книжки, поездки. Не ругайте ребёнка за ошибки, уберите спешку, подавайте пример и будьте рядом — и вы увидите, что подготовить ребёнка к начальной школе не так и сложно. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Этот трудный звук [Ш] »

     Многие родители не понимают, почему один ребёнок в 5 лет произносит все звуки, а их ребёнок не выговаривает половину.

Предлагаю разобраться в этом вопросе.

     Обратите внимание на то, как ваш ребёнок произносит слово со звуком [Ш] , например, ШИШКА.

     Приглядитесь к его речевому аппарату: губам, языку, щекам.

     Вы можете услышать замены: «титка», «сиска», «фифка».

     Ещё можете заметить, что кончик языка просовывается между резцами (межзубное произношение) и звук приобретает характерный оттенок шепелявости.

Существуют, как правило, две причины неправильного произношения звуков:

  • Выраженные дефекты в строении речевых органов ребёнка (неправильное строение челюстей и зубов, короткая подъязычная связка).
  • Недостаточная подвижность речевых органов (чаще всего речь идет о слабости мышц групп языка: его кончика, боковых краёв или спинки.

Вам, родители ВАЖНО ЗНАТЬ, что такие нарушения в произношении звуков не пройдут «с возрастом»,          а потребуют специальной ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.

     Теперь рассмотрим случаи, когда ребёнок заменяет звук [Ш] более простыми по артикуляции звуками: [Ф], [Х], [С], [Т].

  • Одной из причин таких замен является НАРУШЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (то есть ребёнок не может различать сходные звуки: ш-ф, ш-с, ш-х, ш-т).
  • Необходимо довести до сознания ребёнка разницу в звучании звуков.

Легче всего это сделать путём отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы.

Например:

  • Звук[ С] – песенка водички;
  • Звук [Х] – греем замершие руки;
  • Звук [Ф] –воздух выходит из воздушного шарика;
  • Звук [Т]– стучат колёса вагона;
  • Звук [Ш] – шум листьев во время сильного ветра или шипение змеи.

     В ходе игры взрослый достаточно громко произносит то звук [С], то звук [Ш].

     Каждый раз спрашивает у ребёнка: «Что это лес шумит или водичка льётся?»

     После того, как ребёнок уловит различие в звучании заменяемого им звука, нужно обязательно закрепить этот навык путём специальных упражнений.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Как научить ребёнка пересказывать».

Малыш любит слушать, когда ему читают, а рассказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить ребенка пересказу?

Часто приходится слышать сетования родителей: «Я спрашиваю, что он сегодня делал в детском саду, что у них было, а он ничего не помнит!» На самом деле ребенок просто не может рассказать о прошедших событиях по нескольким причинам:

  • не понимает, о чем именно стоит рассказать;
  • событий было много, но ничто не вызвало его особого интереса;
  • действительно, не помнит того, что было утром;
  • затрудняется в связном описании прошедшего в связи с недостаточным речевым развитием.

Нередко в наше время можно наблюдать ситуацию, когда любящие родители заняты целый день на работе, на общение с ребенком остается совсем мало времени, ведь домашние дела никто не отменял. Фоном этого общения становится телевизор, а ребенок, имея свободное время, смотрит мультики. Многие современные родители правильно подбирают мультфильмы, которые смотрит ребенок. Но как-то внезапно сталкиваются с ситуацией, когда малыш много раз смотрел мультфильм, а рассказать о его содержании не может.

Причина подобных затруднений часто кроется в недостаточно объемном общении с ребенком, ограниченным бытовыми обстоятельствами. К тому же, важно понимать, что, например, одна и та же сказка воспринимается ребенком с экрана телевизора и при чтении по-разному. В мультфильме события  показаны, а в книге о событиях рассказывается. Пересказать увиденное гораздо сложнее, чем услышанное. Просмотр мультфильмов не способствует активному речевому развитию, а, значит, не должен заменять домашнее чтение. Очень важно, чтобы малыш в раннем детстве слушал, как читают ему родители, видел разные книги, рассматривал вместе со взрослыми качественные иллюстрации. Дошкольное детство проходит очень быстро. Именно в эту пору важно успеть сделать как можно больше…

Большинство малышей любят слушать свои любимые сказки или рассказы. Иногда родителям приходится хитрить: «Сейчас я прочитаю тебе новую сказку, а потом твою любимую». Ничего плохого в этом нет. Любимые сказки способствуют эмоциональной разгрузке, успокаивают, создают психологический комфорт.

Для того, чтобы ребенок научился пересказывать, недостаточно просто читать, важно обсуждать прочитанное, задавая различные вопросы, например: «Тебе понравилась сказка (рассказ)? Почему?» Не каждый прочитанный нами текст должен понравиться ребенку, важно выяснить, почему он понравился или не понравился. Перед чтением знакомой сказки спросите, о ком будем читать, вынуждая, таким образом, ребенка припомнить и перечислить героев. Задавайте вопросы о событиях, обстоятельствах, внешности и т. д., используя самые различные вопросительные слова: где, когда, почему, какой и др. Главное следить, чтобы ваш вопрос подразумевал на первых порах короткий ответ, не ставил ребенка в затруднительную ситуацию, иначе отвечать на последующие вопросы ребенок не захочет. Важно совместно с ребенком рассматривать иллюстрации, это поможет научиться описывать внешность героя, детали, о которых упоминается в сказке. Многие сказки содержат повторяющиеся элементы, которые ребенок никак не может запомнить, например: «Позвала внучка Жучку. Взялся дед за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку…». Замечательно помогают научить ребенка воспроизводить подобные литературные приемы матрешки-сказки. С их помощью можно не только выстроить сюжет сказки, но и научить использовать специальные сказочные слова: жили-были, долго ли, коротко ли и т. д. Ребенок увлеченно самостоятельно делает сказку, выстраивая героев по порядку, передвигая матрешек, именно это ему кажется основным. Боязнь говорения («Это трудно рассказать мне, лучше пусть мама рассказывает…») блокируется, малыш охотно начинает рассказывать о тех событиях, которые сам и воспроизводит. А через некоторое время можно предложить ребенку рассказать ту же самую сказку после вашего чтения. Ребенок с большим удовольствием расскажет ее.

Для того, чтобы пересказать сказку, малыш должен запомнить последовательность событий, кто что и когда делал, что за чем было.

Способствует формированию таких навыков рядоговорение, перечисление по порядку, например, дней недели, название месяцев, времен года, цифр от 1 до 10 и т. д. Включайте подобные элементы в ваши игры в виде считалок, совместных проговариваний, шуток. Тогда ребенок не только усвоит новые знания, но и приобретет важные умения. Большую роль в обучении пересказу имеет расширение глагольного словаря. Обращайте на глаголы особое внимание, составляйте глагольный план. Например, передать содержание сказки про Курочку Рябу можно так: снесла, положила, бежала, махнула, разбилось, плачут, говорит. На первых порах взрослый может произносить глагол, а ребенок, опираясь на иллюстрацию, договаривать, кто действовал. Эффективно совместное чтение, когда взрослый читает, а ребенок договаривает слова, часть предложения, а постепенно и части текста. Используйте для обучения хорошо знакомые короткие сказки, рассказы, которые ребенку нравятся. В настоящее время имеется множество дидактических игр «Расскажи сказку», в которых содержание передается с помощью сюжетных картинок. Можно прочитать малышу сказку, а затем предложить ему выложить по порядку сюжетные картинки, а в следующий раз рассказать, что происходит на первой. Когда все картинки будут описаны, вместе с ребенком перескажите сказку. Именно вместе, взрослый не должен выступать в роли требовательного ментора, он — партнер по игре, и вместе с малышом выполняет поставленную задачу. Нельзя ограничиваться только пересказом услышанного. Важно описывать увиденное, пережитые события. Связатьзрительный и жизненный опыт ребенка с оречевлением. Такая связь поможет научиться малышу рассказывать, что он увидел, что было сегодня, где он побывал, что ему понравилось или не понравилось, почему. Используйте для этого самые разные ситуации: на прогулке подмечайте изменения в природе, опишите, как изменился, например, клиновый лист (летом был зеленым, а сейчас покраснел). Мама на кухне готовит, ребенок оказался рядом, она солит суп. Обратите внимание на то, что было сделано (мама посолила суп, чтобы он был вкусным), дайте попробовать, каким суп был и каким стал.

Совместно с малышом рассказывайте другим взрослым, где вы побывали, что увидели, провоцируя его самостоятельно сформулировать высказывание, понравилось ему событие или нет, почему. Поиграйте, упоминая то, чего не было. Услышит ли ребенок неточность? Если реакции не последовало, значит, не все увиденное малыш запомнил. Используйте фотографии, видеозаписи и т. д. Пересказ — творческий процесс. Он не должен быть дословным. Учите ребенка привносить в пересказ дополнительные элементы, например описание внешности героя, которого нет в тексте, но есть на иллюстрации. Попробуйте вместе продолжить сказку, придумать другой конец, вставить событие, которого не было. Такие упражнения способствуют не только развитию фантазии, но и разнообразят речевой опыт ребенка, помогают научиться свободно говорить, вычленять из текста отдельные события, явления, кратко или подробно пересказывать услышанное, а в дальнейшем и прочитанное.

. Обучение пересказу – это творческий процесс, совместный труд взрослого с ребенком. Чтение ребёнку сказок, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка

К сожалению в наше время можно наблюдать ситуацию, когда любящие родители заняты целый день на работе, и на общение с ребенком остается совсем мало времени, ведь домашние дела никто не отменял. И заменяет это общение, что? Конечно телевизор, компьютеры, а сказку ведь можно и по компьютеру послушать, а прослушивание аудиосказки нежелательно, поскольку внимание детей нужно привлечь именно к интонационным средствам воспроизведения образа. Многие современные родители правильно подбирают мультфильмы и аудиосказки, которые смотрит и слушает ребенок. Но как-то внезапно сталкиваются с ситуацией, когда малыш много раз смотрел мультфильм, слушал сказку, а рассказать о его содержании не может. Тому причина кроется в недостаточно объемном общении с ребенком.

А может вместо просмотра мультика, просто сесть с ребёнком и почитать?

Очень важно, чтобы малыш в раннем детстве слушал, как читают ему родители, видел разные книги, рассматривал вместе со взрослыми иллюстрации, проигрывал уже знакомую ему сказку. Рассказывая, ребенок учится последовательно излагать события, то есть пересказывать, а самое главное у него развивается речь. И потом любимые сказки способствуют эмоциональной разгрузке, успокаивают, создают психологический комфорт.

Задача родителей – научить ребенка правильно излагать свои мысли и быть последовательным.

Читая сказку, рассказ Вашему чадо приучайте его слушать и слышать вас. Читайте интересно, с выражением, чтоб малышу было с удовольствием слушать Вас, не обойдитесь и без таинственности, некой загадочности. Начните учить ребёнка пересказывать знакомые ему сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и Медведь» и. т. д. Поначалу к каждой сказке задавайте вопросы-они помогут малышу последовательно воспроизвести содержание только что прослушанного текста. Стимулируйте ребёнка давать ответы на поставленные вопросы не односложно, а распространённо, углублённо к тексту, повторяя знакомые фразы из сказки. Например, вопрос взрослого: «Кто первым бил яичко, дед или баба?»-ответ ребёнка должен быть таков: «Дед бил бил не разбил (а не просто: «Дед»).Помните от малыша не требуется дословный пересказ только что прослушанного рассказа. Важно учить ребёнка пересказывать знакомый текст, сначала с помощью картинок и вопросов, а затем самостоятельно.

Многие сказки учат ребенка чему-то хорошему и полезному. Такие сказки и рассказы очень положительно влияют на формирование и развитие связной речи малыша, и поэтому следует предлагать ребенку больше пересказывать различных историй, произведений, чтобы развивать его умение говорить.

И помните, что обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления ребёнка, а самое главное его усидчивости. Это очень важно для дальнейшего обучения в школе, т. к. в школе очень большой объём информации, который дети усваивают благодаря пересказыванию.

Детство – благодатная почва для посевов родительского внимания.

Добрых сказок вам и вашим детям!

Часто вопросом, как научить ребенка пересказывать текст, родители задаются перед поступлением в школу, ведь большая часть школьного обучения построена на пересказывании услышанного или прочитанного. Однако большинство педагогов сходится во мнении, что наиболее подходящее время для обучения пересказу, это возраст от 3 до 6 лет.

Организуя специальные игры в дошкольном возрасте, вы закладываете хороший фундамент для навыка пересказа, не говоря уже о влиянии подобных занятий на развитие внимания, мышления, воображения исвязной речи.

Для того чтобы пересказать, то есть воспроизвести прочитанный или услышанный текст, ребенок должен уметь:

1. внимательно прослушать текст;

2. понять его смысл;

3. запомнить последовательность событий в сюжете произведения;

4. запомнить авторские или народные обороты речи;

5. осмысленно рассказать услышанный текст, соблюдая порядок действий и эмоциональную окраску событий.

Чтобы ребенок успешно освоил каждый из этих этапов, необходимо намеренно включать каждый из них в игровую деятельность ребенка и ваше с ним общение.

Произведения для пересказа

Ребенку сложно будет пересказывать длинные тексты со сложными деепричастными оборотами, поэтому тексты лучше выбирать короткие с динамичным сюжетом и понятной последовательностью событий. Герои должны быть знакомы ребенку, а их мотивы и поступки понятными. Будет хорошо, если произведение имеет воспитательный характер, несет некий моральный опыт малышу.

До 6 лет нежелательно использовать описательные произведения. Также не подходят стихи в качестве основы для пересказа. Стихотворения лучше заучивать наизусть.

Подходящими под эти требования будут народные сказки, рассказы Сутеева, Чарушина, Толстого, Ушинского и др.

Виды пересказов

По своему виду пересказ может быть:

  • Близко передающий смысл текста. Включает обороты речи, характерные для произведения.
  • Сжатый или краткий пересказ, когда ребенку необходимо вычленить главные события и коротко о них рассказать, опуская другие подробности.
  • С творческим дополнением — когда ребенку предлагается придумать отличные от изначального начало, конец произведения или вариант развития событий в поворотной точке сюжета.
  • С частичной перестановкой текста.

Первый вариант является основным в дошкольном возрасте, но при этом не стоит на нем останавливаться, ведь всевозможные творческие дополнения к хорошо знакомым произведениям помогают вернуть к ним интерес и способствуют развитию воображения и творчества у ребенка.

С 5-6 лет необходимо тренироваться в кратком пересказе, так как умение выделять главное является важным навыком в школьном возрасте.Хочу такой сайт

На что стоит обращать внимание, когда ребенок пересказывает текст?

Самое главное требование – это осмысленность. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем он говорит, а не повторял знакомый рассказ как заученную скороговорку. К другим требованиям относятся:

  • последовательность изложения;
  • отсутствие значительных пропусков, которые искажают сюжет;
  • использование характерных речевых оборотов;
  • плавность речи;
  • соответствие эмоционального сопровождения сюжету произведения.

Конечно же, это некий идеал, к которому следует стремиться. Поэтому когда вы услышите первый сбивчивый и не очень разборчивый пересказ вашего крохи, не отчаивайтесь – это нормально. Регулярные тренировки и интересные рассказы сделают свое дело, и речь малыша станет связной и насыщенной.

Первое, с чем сталкиваются родители, когда хотят научить ребенка пересказывать текст – это бедность детского активного словаря, в котором присутствуют в основном существительные и глаголы. Для того чтобы исправить такое положение вещей, необходимо самим обогатить свою бытовую речь прилагательными, причастными и деепричастными оборотами, сравнениями и фразеологизмами.

На первых порах, пока у вас не выстроилась собственная схема занятий, вы можете пользоваться следующей:

1. Вначале необходимо заинтересовать ребенка сюжетом рассказа: загадать загадку про главного героя, показать и обсудить картинку с его участием;

2. Далее предлагаем ребенку послушать и читаем произведение;

3. Задаем вопросы по произведению. Вопросы могут быть направлены: на порядок действий в произведении (что за чем), на место действия и как оно описывается, на характеристику главных героев и обсуждение мотивов их поступков, на использование фразеологизмов и авторских оборотов в тексте;

4. Предупреждаете ребенка, что после прочтения он будет пересказывать, после чего зачитываете произведение;

5. Ребенок пересказывает. Если у него возникают сложности с сюжетом или последовательностью, помогаем, задавая наводящие вопросы;

6. Хвалим ребенка и предлагаем творческое занятие по произведению (рисование, аппликация, лепка, поделка и пр)

Пересказ в 5-6 лет

При успешном овладении навыками подробного пересказа в раннем возрасте, в 5-6 лет усложняют задачу для ребенка, используя поэтические описания природы в качестве основного текста.

Более сложным заданием будет краткий пересказ текста, что требует от ребенка умения отделить главное от второстепенного, сохраняя при этом целостность сюжетной линии.

Для этого после первичного прочтения и обсуждения сказки предложите ребенку разбить ее на главы. Объясните, что главы – это части произведения, в которых описывается кусочек сюжета. Главу можно коротко назвать так, что всем сразу будет понятно, о чем она. Начинайте повторно читать сказку, а ребенка просите вас останавливать, когда глава закончится, после чего вместе придумайте название главы, и пусть ребенок схематично зарисует её содержание. Глав должно быть от 4 до 8. У вас получится написанный и схематический планы произведения. Теперь попросите ребенка рассказать текст, опираясь на нарисованную схему и не вдаваясь в подробности.

В этом возрасте используют иные вопросы на этапе обсуждения. Вместо вопросов — где? когда? что? какой? — используют – почему? зачем? для чего? — которые помогают ребенку понять смысл, напрямую не раскрытый в произведении.

Желаю успехов!



Предварительный просмотр:

    Консультация.

«Роль слуха в развитии речи ребёнка».

     Для развития речи ребёнка решающее значение имеет полноценный слух.

Ребёнок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.

     Слух играет большую роль и в интеллектуальном развитии детей: слушая объяснения взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности.

Дети усваивают значения многих слов до того, как овладевают умением говорить.

     Слуху принадлежит ещё одна важная роль: с его помощью ребёнок контролирует собственную речь и сравнивает её с речью окружающих. Так, он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматический строй языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для успешного овладения детьми чтением и письмом.

     В процессе нормального развития слуховой функции у ребёнка можно выделить ряд этапов:

  1. в первые часы после рождения у ребёнка возникает простая реакция на звук (по типу безусловных рефлексов), когда в ответ на громкий стук, удар, шумы происходят изменения в сосательных движениях, пульсации, дыхании;
  2. на 3-ем месяце у ребёнка формируется способность различать звуки по высоте и тембру;
  3. в 10 – 11 месяцев формируется способность к различению слов и фраз по их интонационной и ритмической окраске;
  4. в период дальнейшего формирования речи благодаря постепенному совершенствованию слуховой функции улучшается восприятие звукового состава речи, формируется способность к различению на слух фонем родного языка. Это является одним из необходимых условий для успешного становления детской речи.

     Профилактика нарушений слуха у детей осуществляется главным образом родителями и педагогами детских дошкольных учреждений.

Профилактические мероприятия необходимо начинать с внутриутробного периода развития ребёнка, оберегая   в период беременности. После рождения ребёнка родителям важно тщательно следить за его здоровьем: держать уши в чистоте, предупреждать воспалительные процессы в органах слуха, принимать меры по избеганию бытовых травм. У маленьких детей важно оберегать уши от холода, так как частые простуды могут привести к патологии речевого аппарата.

     Надо помнить, что для слуха вредны очень громкие звуки, крик, шум. Поэтому необходимо создавать детям охранительный,  щадящий режим, избегать сильных звуковых раздражителей, общения на повышенных тонах.

     В целях предупреждения нарушений слуха врач-отоларинголог должен периодически обследовать ребёнка. Это помогает своевременно устранять малейшие патологические изменения, которые могут привести к снижению слуха.

     Если у ребёнка уже имеется врождённое или приобретённое поражение органа слуха, необходимо безотлагательно вмешательство врача: от времени начала лечения во многом зависит, какой характер будет носить нарушение слуха и как это повлияет на формирование речевой функции.



Предварительный просмотр:

Консультация «Телевизор польза или вред»

           Очень часто мы, взрослые, из-за своей занятости, не обращаем внимания на то, сколько времени наш ребенок проводит у телевизора. Доверяя ребенку, мы порой не отбираем, какие программы можно смотреть, не ограничиваем время, проводимое им у телевизора. Нередко телевизор становится ребенку второй мамой. В результате чего он начинает использовать в своих играх манеры поведения своих героев, становится агрессивным если с ним не соглашаются или делают ему замечание. Ребенок начинает путать реальность с вымыслом, что очень плохо влияет на его еще не сформировавшуюся психику.

Вот несколько общих советов по организации просмотра ребенком телевизора:

1. Постарайтесь как можно дольше откладывать первое знакомство ребенка с телевизором

2. Ограничивайте время нахождения ребенка у экрана.

3. Выбирайте для просмотра передачи, фильмы и мультфильмы, подходящие ребенку по возрасту.

4. Тщательно следите за содержанием телеэфира (желательно находиться рядом с ребенком во время просмотра, чтобы иметь возможность пресечь ненужную, вредную информацию, объяснить непонятное).

5. Ни в коем случае не используйте телевизор как фон для других занятий, особенно для еды.

6. Правильно организуйте место просмотра: расстояние от экрана телевизора до глаз ребёнка не менее 3-4 метров, центр экрана должен быть на высоте кончика носа ребенка.

7. Следите за положением тела ребенка при просмотре смотреть телевизор только сидя!



Предварительный просмотр:

Консультация.

«Условия формирования правильного произношения у детей».

     Воспитание чистой речи у детей дошкольников – задача большой общественной значимости. Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи окружающих ребёнка взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной чистой речи. Очень важно, чтобы окружающая речевая среда была вполне полноценной.

     Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают с ним. Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.

     Часто родители побуждают детей заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

     Взрослые должны руководить процессом формирования правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. Необходимо очень внимательно следить за речью ребёнка  добиваться того, чтобы она была ясной, чёткой и внятной.

     Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.

     В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует  правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.

     Ознакомление ребёнка со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким то конкретным образом( З – песенка комара, С – песенка водички, Ж – жужжание жука, Р – работа мотора самолёта, автомобиля,                      Ш – шипение змеи, сердитого гуся и т.п.)

     Большой эффект даёт использование шуток – чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са, са, са – хитрая лиса», «Ра, ра, ра – высокая гора» и т.д.)

     Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях: малыш, как лошадка цокает копытами;  жужжит, как жук; тикает, как часики и т.п.

     Ребёнок с удовольствием повторяет за взрослыми, как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленький колокольчик (дзинь-дзинь) и т.д.

     Только систематическая работа позволит не только развить у ребёнка правильное произношение, но и что  очень важно, предупредит возникновение речевой патологии.

 



Предварительный просмотр:

Малыш любит слушать, когда ему читают, а рассказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить ребенка пересказу?

Часто приходится слышать сетования родителей: «Я спрашиваю, что он сегодня делал в детском саду, что у них было, а он ничего не помнит!» На самом деле ребенок просто не может рассказать о прошедших событиях по нескольким причинам:

  • не понимает, о чем именно стоит рассказать;
  • событий было много, но ничто не вызвало его особого интереса;
  • действительно, не помнит того, что было утром;
  • затрудняется в связном описании прошедшего в связи с недостаточным речевым развитием.

Нередко в наше время можно наблюдать ситуацию, когда любящие родители заняты целый день на работе, на общение с ребенком остается совсем мало времени, ведь домашние дела никто не отменял. Фоном этого общения становится телевизор, а ребенок, имея свободное время, смотрит мультики. Многие современные родители правильно подбирают мультфильмы, которые смотрит ребенок. Но как-то внезапно сталкиваются с ситуацией, когда малыш много раз смотрел мультфильм, а рассказать о его содержании не может.

Причина подобных затруднений часто кроется в недостаточно объемном общении с ребенком, ограниченным бытовыми обстоятельствами. К тому же, важно понимать, что, например, одна и та же сказка воспринимается ребенком с экрана телевизора и при чтении по-разному. В мультфильме события  показаны, а в книге о событиях рассказывается. Пересказать увиденное гораздо сложнее, чем услышанное. Просмотр мультфильмов не способствует активному речевому развитию, а, значит, не должен заменять домашнее чтение. Очень важно, чтобы малыш в раннем детстве слушал, как читают ему родители, видел разные книги, рассматривал вместе со взрослыми качественные иллюстрации. Дошкольное детство проходит очень быстро. Именно в эту пору важно успеть сделать как можно больше…

Большинство малышей любят слушать свои любимые сказки или рассказы. Иногда родителям приходится хитрить: «Сейчас я прочитаю тебе новую сказку, а потом твою любимую». Ничего плохого в этом нет. Любимые сказки способствуют эмоциональной разгрузке, успокаивают, создают психологический комфорт.

Для того, чтобы ребенок научился пересказывать, недостаточно просто читать, важно обсуждать прочитанное, задавая различные вопросы, например: «Тебе понравилась сказка (рассказ)? Почему?» Не каждый прочитанный нами текст должен понравиться ребенку, важно выяснить, почему он понравился или не понравился. Перед чтением знакомой сказки спросите, о ком будем читать, вынуждая, таким образом, ребенка припомнить и перечислить героев. Задавайте вопросы о событиях, обстоятельствах, внешности и т. д., используя самые различные вопросительные слова: где, когда, почему, какой и др. Главное следить, чтобы ваш вопрос подразумевал на первых порах короткий ответ, не ставил ребенка в затруднительную ситуацию, иначе отвечать на последующие вопросы ребенок не захочет. Важно совместно с ребенком рассматривать иллюстрации, это поможет научиться описывать внешность героя, детали, о которых упоминается в сказке. Многие сказки содержат повторяющиеся элементы, которые ребенок никак не может запомнить, например: «Позвала внучка Жучку. Взялся дед за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку…». Замечательно помогают научить ребенка воспроизводить подобные литературные приемы матрешки-сказки. С их помощью можно не только выстроить сюжет сказки, но и научить использовать специальные сказочные слова: жили-были, долго ли, коротко ли и т. д. Ребенок увлеченно самостоятельно делает сказку, выстраивая героев по порядку, передвигая матрешек, именно это ему кажется основным. Боязнь говорения («Это трудно рассказать мне, лучше пусть мама рассказывает…») блокируется, малыш охотно начинает рассказывать о тех событиях, которые сам и воспроизводит. А через некоторое время можно предложить ребенку рассказать ту же самую сказку после вашего чтения. Ребенок с большим удовольствием расскажет ее.

Для того, чтобы пересказать сказку, малыш должен запомнить последовательность событий, кто что и когда делал, что за чем было.

Способствует формированию таких навыков рядоговорение, перечисление по порядку, например, дней недели, название месяцев, времен года, цифр от 1 до 10 и т. д. Включайте подобные элементы в ваши игры в виде считалок, совместных проговариваний, шуток. Тогда ребенок не только усвоит новые знания, но и приобретет важные умения. Большую роль в обучении пересказу имеет расширение глагольного словаря. Обращайте на глаголы особое внимание, составляйте глагольный план. Например, передать содержание сказки про Курочку Рябу можно так: снесла, положила, бежала, махнула, разбилось, плачут, говорит. На первых порах взрослый может произносить глагол, а ребенок, опираясь на иллюстрацию, договаривать, кто действовал. Эффективно совместное чтение, когда взрослый читает, а ребенок договаривает слова, часть предложения, а постепенно и части текста. Используйте для обучения хорошо знакомые короткие сказки, рассказы, которые ребенку нравятся. В настоящее время имеется множество дидактических игр «Расскажи сказку», в которых содержание передается с помощью сюжетных картинок. Можно прочитать малышу сказку, а затем предложить ему выложить по порядку сюжетные картинки, а в следующий раз рассказать, что происходит на первой. Когда все картинки будут описаны, вместе с ребенком перескажите сказку. Именно вместе, взрослый не должен выступать в роли требовательного ментора, он — партнер по игре, и вместе с малышом выполняет поставленную задачу. Нельзя ограничиваться только пересказом услышанного. Важно описывать увиденное, пережитые события. Связатьзрительный и жизненный опыт ребенка с оречевлением. Такая связь поможет научиться малышу рассказывать, что он увидел, что было сегодня, где он побывал, что ему понравилось или не понравилось, почему. Используйте для этого самые разные ситуации: на прогулке подмечайте изменения в природе, опишите, как изменился, например, клиновый лист (летом был зеленым, а сейчас покраснел). Мама на кухне готовит, ребенок оказался рядом, она солит суп. Обратите внимание на то, что было сделано (мама посолила суп, чтобы он был вкусным), дайте попробовать, каким суп был и каким стал.

Совместно с малышом рассказывайте другим взрослым, где вы побывали, что увидели, провоцируя его самостоятельно сформулировать высказывание, понравилось ему событие или нет, почему. Поиграйте, упоминая то, чего не было. Услышит ли ребенок неточность? Если реакции не последовало, значит, не все увиденное малыш запомнил. Используйте фотографии, видеозаписи и т. д. Пересказ — творческий процесс. Он не должен быть дословным. Учите ребенка привносить в пересказ дополнительные элементы, например описание внешности героя, которого нет в тексте, но есть на иллюстрации. Попробуйте вместе продолжить сказку, придумать другой конец, вставить событие, которого не было. Такие упражнения способствуют не только развитию фантазии, но и разнообразят речевой опыт ребенка, помогают научиться свободно говорить, вычленять из текста отдельные события, явления, кратко или подробно пересказывать услышанное, а в дальнейшем и прочитанное.

. Обучение пересказу – это творческий процесс, совместный труд взрослого с ребенком. Чтение ребёнку сказок, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка

К сожалению в наше время можно наблюдать ситуацию, когда любящие родители заняты целый день на работе, и на общение с ребенком остается совсем мало времени, ведь домашние дела никто не отменял. И заменяет это общение, что? Конечно телевизор, компьютеры, а сказку ведь можно и по компьютеру послушать, а прослушивание аудиосказки нежелательно, поскольку внимание детей нужно привлечь именно к интонационным средствам воспроизведения образа. Многие современные родители правильно подбирают мультфильмы и аудиосказки, которые смотрит и слушает ребенок. Но как-то внезапно сталкиваются с ситуацией, когда малыш много раз смотрел мультфильм, слушал сказку, а рассказать о его содержании не может. Тому причина кроется в недостаточно объемном общении с ребенком.

А может вместо просмотра мультика, просто сесть с ребёнком и почитать?

Очень важно, чтобы малыш в раннем детстве слушал, как читают ему родители, видел разные книги, рассматривал вместе со взрослыми иллюстрации, проигрывал уже знакомую ему сказку. Рассказывая, ребенок учится последовательно излагать события, то есть пересказывать, а самое главное у него развивается речь. И потом любимые сказки способствуют эмоциональной разгрузке, успокаивают, создают психологический комфорт.

Задача родителей – научить ребенка правильно излагать свои мысли и быть последовательным.

Читая сказку, рассказ Вашему чадо приучайте его слушать и слышать вас. Читайте интересно, с выражением, чтоб малышу было с удовольствием слушать Вас, не обойдитесь и без таинственности, некой загадочности. Начните учить ребёнка пересказывать знакомые ему сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и Медведь» и. т. д. Поначалу к каждой сказке задавайте вопросы-они помогут малышу последовательно воспроизвести содержание только что прослушанного текста. Стимулируйте ребёнка давать ответы на поставленные вопросы не односложно, а распространённо, углублённо к тексту, повторяя знакомые фразы из сказки. Например, вопрос взрослого: «Кто первым бил яичко, дед или баба?»-ответ ребёнка должен быть таков: «Дед бил бил не разбил (а не просто: «Дед»).Помните от малыша не требуется дословный пересказ только что прослушанного рассказа. Важно учить ребёнка пересказывать знакомый текст, сначала с помощью картинок и вопросов, а затем самостоятельно.

Многие сказки учат ребенка чему-то хорошему и полезному. Такие сказки и рассказы очень положительно влияют на формирование и развитие связной речи малыша, и поэтому следует предлагать ребенку больше пересказывать различных историй, произведений, чтобы развивать его умение говорить.

И помните, что обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления ребёнка, а самое главное его усидчивости. Это очень важно для дальнейшего обучения в школе, т. к. в школе очень большой объём информации, который дети усваивают благодаря пересказыванию.

Детство – благодатная почва для посевов родительского внимания.

Добрых сказок вам и вашим детям!

Часто вопросом, как научить ребенка пересказывать текст, родители задаются перед поступлением в школу, ведь большая часть школьного обучения построена на пересказывании услышанного или прочитанного. Однако большинство педагогов сходится во мнении, что наиболее подходящее время для обучения пересказу, это возраст от 3 до 6 лет.

Организуя специальные игры в дошкольном возрасте, вы закладываете хороший фундамент для навыка пересказа, не говоря уже о влиянии подобных занятий на развитие внимания, мышления, воображения исвязной речи.

Для того чтобы пересказать, то есть воспроизвести прочитанный или услышанный текст, ребенок должен уметь:

1. внимательно прослушать текст;

2. понять его смысл;

3. запомнить последовательность событий в сюжете произведения;

4. запомнить авторские или народные обороты речи;

5. осмысленно рассказать услышанный текст, соблюдая порядок действий и эмоциональную окраску событий.

Чтобы ребенок успешно освоил каждый из этих этапов, необходимо намеренно включать каждый из них в игровую деятельность ребенка и ваше с ним общение.

Произведения для пересказа

Ребенку сложно будет пересказывать длинные тексты со сложными деепричастными оборотами, поэтому тексты лучше выбирать короткие с динамичным сюжетом и понятной последовательностью событий. Герои должны быть знакомы ребенку, а их мотивы и поступки понятными. Будет хорошо, если произведение имеет воспитательный характер, несет некий моральный опыт малышу.

До 6 лет нежелательно использовать описательные произведения. Также не подходят стихи в качестве основы для пересказа. Стихотворения лучше заучивать наизусть.

Подходящими под эти требования будут народные сказки, рассказы Сутеева, Чарушина, Толстого, Ушинского и др.

Виды пересказов

По своему виду пересказ может быть:

  • Близко передающий смысл текста. Включает обороты речи, характерные для произведения.
  • Сжатый или краткий пересказ, когда ребенку необходимо вычленить главные события и коротко о них рассказать, опуская другие подробности.
  • С творческим дополнением — когда ребенку предлагается придумать отличные от изначального начало, конец произведения или вариант развития событий в поворотной точке сюжета.
  • С частичной перестановкой текста.

Первый вариант является основным в дошкольном возрасте, но при этом не стоит на нем останавливаться, ведь всевозможные творческие дополнения к хорошо знакомым произведениям помогают вернуть к ним интерес и способствуют развитию воображения и творчества у ребенка.

С 5-6 лет необходимо тренироваться в кратком пересказе, так как умение выделять главное является важным навыком в школьном возрасте.Хочу такой сайт

На что стоит обращать внимание, когда ребенок пересказывает текст?

Самое главное требование – это осмысленность. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем он говорит, а не повторял знакомый рассказ как заученную скороговорку. К другим требованиям относятся:

  • последовательность изложения;
  • отсутствие значительных пропусков, которые искажают сюжет;
  • использование характерных речевых оборотов;
  • плавность речи;
  • соответствие эмоционального сопровождения сюжету произведения.

Конечно же, это некий идеал, к которому следует стремиться. Поэтому когда вы услышите первый сбивчивый и не очень разборчивый пересказ вашего крохи, не отчаивайтесь – это нормально. Регулярные тренировки и интересные рассказы сделают свое дело, и речь малыша станет связной и насыщенной.

Первое, с чем сталкиваются родители, когда хотят научить ребенка пересказывать текст – это бедность детского активного словаря, в котором присутствуют в основном существительные и глаголы. Для того чтобы исправить такое положение вещей, необходимо самим обогатить свою бытовую речь прилагательными, причастными и деепричастными оборотами, сравнениями и фразеологизмами.

На первых порах, пока у вас не выстроилась собственная схема занятий, вы можете пользоваться следующей:

1. Вначале необходимо заинтересовать ребенка сюжетом рассказа: загадать загадку про главного героя, показать и обсудить картинку с его участием;

2. Далее предлагаем ребенку послушать и читаем произведение;

3. Задаем вопросы по произведению. Вопросы могут быть направлены: на порядок действий в произведении (что за чем), на место действия и как оно описывается, на характеристику главных героев и обсуждение мотивов их поступков, на использование фразеологизмов и авторских оборотов в тексте;

4. Предупреждаете ребенка, что после прочтения он будет пересказывать, после чего зачитываете произведение;

5. Ребенок пересказывает. Если у него возникают сложности с сюжетом или последовательностью, помогаем, задавая наводящие вопросы;

6. Хвалим ребенка и предлагаем творческое занятие по произведению (рисование, аппликация, лепка, поделка и пр)

Пересказ в 5-6 лет

При успешном овладении навыками подробного пересказа в раннем возрасте, в 5-6 лет усложняют задачу для ребенка, используя поэтические описания природы в качестве основного текста.

Более сложным заданием будет краткий пересказ текста, что требует от ребенка умения отделить главное от второстепенного, сохраняя при этом целостность сюжетной линии.

Для этого после первичного прочтения и обсуждения сказки предложите ребенку разбить ее на главы. Объясните, что главы – это части произведения, в которых описывается кусочек сюжета. Главу можно коротко назвать так, что всем сразу будет понятно, о чем она. Начинайте повторно читать сказку, а ребенка просите вас останавливать, когда глава закончится, после чего вместе придумайте название главы, и пусть ребенок схематично зарисует её содержание. Глав должно быть от 4 до 8. У вас получится написанный и схематический планы произведения. Теперь попросите ребенка рассказать текст, опираясь на нарисованную схему и не вдаваясь в подробности.

В этом возрасте используют иные вопросы на этапе обсуждения. Вместо вопросов — где? когда? что? какой? — используют – почему? зачем? для чего? — которые помогают ребенку понять смысл, напрямую не раскрытый в произведении.

Желаю успехов!



Предварительный просмотр:

Консультация.

«Физиологические несовершенства звукопроизношения у дошкольников».

     Речь детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения:

  • вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.
  •  недостаточная сформированность речевого или фонематического слуха, т.е. способности  воспринимать на слух  и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

     Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребёнок уже в значительной степени овладевает речью, она ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.

     Конечно, дети отличаются друг от друга, как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного   показа и объяснения могут  усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и поэтому для них нужна длительная тренировка для того, чтобы он смог выполнить необходимое артикуляционное движение.

     Большинство согласных звуков дети произносят при широко распластанном языке, при этом выдох  через рот по средней линии языка, а это неправильно. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой струи воздуха и приводит к скажённому произношению звуков.

     Наиболее типичные возрастные несовершенства звукопроизношения детей трёх лет:

  • согласные звуки произносятся смягчённо: «зюби» зубы, «толь» стол и т.д.;
  • замена мягких согласных звуков твёрдыми: «Луба» Люба, «тота» тётя и т.д.;
  • большинство детей не произносят шипящих фонем: Ш, Ж, Ч, Щ и заменяет обычно свистящими С, З: «лосадка» лошадка, «зук» жук, «девоська» девочка, «сётка» щетка;
  • дети совсем не произносят звук Р: «ука» рука, «ыба» рыба  или заменяют его другими звуками – Л, ЛЬ, В, Й: «колова» корова, «лёза» роза, «ковман» корман, «йак» рак;
  • звук Л чаще смягчается: «люзя» лужа, «толь» стол
  • звук Л заменяется Й: «туй», стул, «той» стол, «йампа» лампа;
  • звуки Г, К, Х или отсутствуют ,или заменяются на Т, Д: «туси» гуси, «тоска» кошка, «тлеп» хлеб.

     В этом возрасте детям трудно даётся произношение 2-3х рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребёнок произносит лишь один из звуков.

     Неударные  слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» стол, «леп» хлеб, «циплёнок» цыплёнок, «миционел» милиционер, «мачик» мячик, «плесин», апельсин, «мнемножко» немножко и т.д.

     Постепенно эти недочёты уменьшаются, а к 4 – 5 годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением.



Предварительный просмотр:

    «Советы логопеда. Выполняем домашнее задание с ребёнком».

  Уважаемые родители, после того, как с Вашим ребёнком позанимался логопед, он, как правило, даёт на дом домашнее задание. Не из-за своей вредности, а чтобы Вы с ребёнком закрепили полученные знания и умения.

Условия, которые желательно соблюдать при выполнении домашнего задания:

  • Приступать к выполнению ДЗ следует лишь в том случае, если ребёнок здоров, сыт, спокоен.
  • Создать мотивацию ребёнку, объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, чистая и правильная речь.
  • У ребёнка должно быть место для выполнения заданий, оснащённое небольшим зеркалом, салфетками, карандашами и т.д.
  • Если ребёнок устал, обязательно нужно дать ему отдохнуть.
  • НИКОГДА не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается.
  • Чаще хвалите ребёнка, формируйте у него уверенность в своих силах.
  • Создавайте ситуацию успеха.

Родители, признавайтесь, Вы выполняете все условия при выполнении домашнего задания?