Мастер - класс

Яковлева Елена Викторовна

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста по методу Карла Орфа с использованием элементов body percussion.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер - класс21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение Коноваловский детский сад

https://www.youtube.com/watch?v=2co_er75uyY&t=22s

Мастер класс

Тема: «С ритмом весело дружить»

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста

по методу Карла Орфа с использованием элементов bodypercussion.

Яковлева Елена Викторовна

Музыкальный руководитель

МКДОУ Коноваловскийдетский сад.

2021 г.

Здравствуйте уважаемые слушатели. Меня зовут Яковлева Елена Викторовна. Я работаю музыкальным руководителем в МКДОУ Коноваловский детский сад. Сегодняшняя наша встреча будет посвящена вопросам музыкально-ритмического развития детей с использованием элементов BodyPercussion, ведь именно ритм, как явление музыкальное, является основой не только музыкального искусства, а всей нашей жизни. Я являюсь молодым педагогом, стаж моей работы 6 лет, и каждый год я наблюдаю следующую тенденцию: не все дети, которые приходят в наш детский сад, могут двигаться в такт с музыкой. Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивают меня к знакомству с различными методиками и практиками. Методики и разработки Бурениной, Тютюнниковой, Радыновой, Картушиной, Каплуновой и Новоскольцевой, всё это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.

Так что же такое ритм? Ритм- это средство выразительности музыки, является базовым компонентом музыкальности детей. Отсутствие хорошего метроритмического чувства у ребёнка это показатель того, что с ребёнком необходимо заниматься и работать. Ведь чувство ритма это не только компонент музыкальности, он так же способствует развитию речи, интеллектуальных способностей ребёнка, помогает более лёгкому запоминанию стихотворения. Так как же организоватьработу с детьми над метроритмом продуктивно, интересно и увлекательно, с чего начинать знакомство детей с метроритмом?

Ритмы встречаются повсюду в окружающем нас мире. Они лежат в основе жизнедеятельности человека и природных явлений: биение сердца, дыхание, стук капель дождя. Жизнь человека протекает в двухчастном размере: закрыть-открыть глаза, сжать-разжать пальцы, сон-бодрствование, день-ночь. Приложите руку к груди и вы почувствуете как бьётся ваше сердце, а теперь переложите эти удары на поверхность вашего тела. Можно стучать ладонью по ноге, можно хлопать в ладоши, топать ногой, щёлкать пальцами (видео слайд 1).

Вы услышали, что у музыки тоже есть сердце и оно может биться в такт с вашим. Чувство метроритма это телесно-мышечные ощущения и лучше всего они развиваются по поверхности собственного тела. И так, мы подошли к использованию BodyPercussion (телесная перкуссия). Термин принадлежит ГунельдуКетману, коллеги Карла Орфа и понимается как ритмическая игра звуками своего тела, хлопками, шлепками, притопыванием, щелчками.Использование собственного тела в качестве музыкального инструмента, огромный вклад в развитии музыкальной педагогике. Этот способ помогает координации движений, развитии чувства ритма и понимании музыки.

В своей работе я постоянно использую игровые упражнения, в которых дети используют возможности своего тела, в качестве оркестра. Это наглядно представлено в сюжете (видео слайд 2)

Солнце село на сосну

Пых- пых, пых- пых- пых

Я немножкоотдохну

Пых- пых, пых- пых- пых

Я окошко  отворю

Пых- пых, пых- пых- пых

Жёлтый лучик подарю

Пых- пых, пых- пых- пых

Я веснушки принесу

Пых- пых, пых- пых- пых

Засверкают на носу

Пых- пых, пых- пых- пых.

Огромную ценность для обогащения ритма, звуковых модуляций разговорной речи несут и пальчиковые игры (видео слайд 3).

Две свинки в загоне у фермера жили,

и между собою толстушки дружили.

У каждой росло по четыре ребёнка,

четыре весёлых, смешных поросёнка.

И вместе, все восемь, любили играть,

 плескаться в воде, кувыркаться, плясать.

 А вечер настанет, все к маме бегут.  

Лягут в загоне, и вместе уснут.

После того, как внутреннее ощущение метроритма сформировано, оно переносится на предметы, музыкальные инструменты, которые могут с лёгкостью издавать звуки при ударе по ним. Это могут быть палочки, пробочки, погремушки и др. музыкальные инструменты (видео слайд 4).

Раз, два, три, четыре,

По дорожке я скачу

Раз, два, три, четыре,

Башмачок скакать учу

Раз, два, три, четыре,

Обломился каблучок

Раз, два, три, четыре,

Заблудился башмачок.

А сейчас я продемонстрирую, как ритм становится чисто музыкальным, без словесной поддержки. На первом этапе это проговаривание песенки с выстукиванием ритма, дальше выстукивание ритма без опоры на слово (видео слайд 5).

Сел комарик под кусточек

Сел, сел, сел, сел.

На еловый на пенёчек

Сел, сел, сел, сел

Свесил ножки на песочек

Вот так, вот так.

Сунул носик под мосточек

Вот так, вот так.

Далее начинается следующий этап, координационно подвижные игры или работа над ритмом с помощью речи, звучащих жестов и движений. Такие игры крупномасштабно, через всё тело дают ощущение метроритма, темпа, речевого пластического интонирования. Они пронизаны идеей координации, которая выступает в роли двигательного аккомпанемента, стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность (видео слайд 6).

Дворник дверь два дня держал

Деревянный дом дрожал

Ветер дёргал эту дверь

Дворник думал это зверь.

Наступает время для моделирования ритма с детьми. В игровой форме знакомлю детей с ритмом, используя приём предзаписи нот (длительности). Для детей младшего возраста это приём большой - маленький, где большой предмет это четверть, а маленький- восьмая. Для детей постарше используются закреплённые названия четверти, восьмой. ТА, ти-ти. Ритмический рисунок не только проговаривается, но и простукивается по телу воспитанников (видео слайд 7).

Одна из самых интересных и занятных форм работы с дошкольниками, это свободное манипулирование музыкальными инструментами при озвучивании музыкальных сказок. Важнейшая особенность этого приёма в том, что здесь не требуется специальной подготовки. Ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте самостоятельно, приобретает метроритмический опыт в процессе коммуникативной  практической работе (видео слайд 8).

Завершая свой мастер класс, хотела бы сказать, что ритмические упражненияс использованием элементов bodyperccusion, это не игра в чистом виде, это методика творчества, сотворчества, импровизация детей. На таких занятиях детям не бывает скучно, они полностью вовлекаются в музыкальную деятельность. И помогают им в этом инновационные технологии, такие как коммуникативные танцы, игры, пальчиковые гимнастики, игры со звуками на собственном теле. Особенность практики bodyperccusion в том, что упражнения можно использовать даже если вы не имеете музыкального образования. Вы скажите, что это сложно, а я отвечу, что это интересно. А интерес, это мощный двигатель для любой деятельности.