Эссе

Лосева Олеся Викторовна

«Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание»

Антуан де Сент-Экзюпери

В современном мире бытует мнение: нынешнее поколение - ленивое, безнравственное. Меняются мир, жизнь, взгляды и нравы, политический и экономический уклад, но образовательные учреждения остаются главными институтами воспитания человека. Настоящее время требует яркой, творческой личности педагога, который призван овладеть культурой общечеловеческих ценностей, профессионального мышления, методологическими знаниями. Воспитатель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успеха в воспитании детей.

Уважение мнения ребят и восприятие их как равных себе обеспечивают гармоничную и продуктивную обстановку для совместного «взросления». Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и в сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний школьник. Ещё 12 лет назад я не случайно связала свою жизнь с профессией педагога. Мне захотелось узнать, насколько личность педагога важна в современном мире, способна ли я посеять в учениках «разумное, доброе, вечное». Образование очень утопичная величина, которая достигается обучаемостью воспитанника, а человеческие качества, исключительные морально-нравственные взгляды всегда были и остаются особо ценными. Эта мысль только подтверждается высказыванием Антуана де Сент-Экзюпери «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание», с которым я полностью согласна.

Образование, на мой взгляд, подразумевает только интеллектуальный багаж человека, определенный объем сведений, знаний. Знание должно действовать воспитательно, развивать чувства и эмоциональную культуру. Невоспитанный ребенок, равнодушный к правилам нравственного поведения, – это потенциальный эгоист, не умеющий думать о других. Мы все чаще сталкиваемся с вопиющими случаями безнравственного поведения молодых людей, идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали.

В современном мире родители, как правило, не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие своих детей. Возможно, это примета времени. Отсюда отсутствие интереса к тому, что происходит в дошкольном учреждении. Но миссия каждого родителя – быть первым воспитателем для своего ребенка. Ещё Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает меньшее влияние, чем предыдущий. Много мудрого терпения и терпимости, великодушия и доброй воли нужно в этом нелегком деле. И здесь на помощь и должен прийти воспитатель, как профессионал, ведь не каждый родитель знает, как достичь определенных результатов в деле воспитания.

Необходимо ненавязчивое сопровождение педагогом, поиск современных форм взаимодействия, достижения сближения родителей и педагога.  С каждым днем я только больше убеждалась, что методики, которые я использую, которые мне интересны только помогают в этом сближении. Нетрадиционные техники рисования явились не только ключом к развитию у ребят определённых навыков, способностей, творческого потенциала. Они помогли укрепить мою связь с родителями, связь родителей с детьми.

В конце дня я раздаю работы детей родителям, говорю слова похвалы, отмечаю достижения и то, что ребенок научился преодолевать. Для родителей я провожу мастер-классы, где они совместно с ребятами пробуют новые техники рисования, ненадолго сами возвращаются в детство. Дома они уже могут продолжить линию творческого развития ребенка. Вспоминая свое детство взрослые начинают чуть лучше понимать своих детей, становятся чуточку к ним терпимей. Когда родители своими руками что-то делают, им становится небезразлично, как протекает жизнь ребенка, появляется связь с детским садом, более живая, чем раньше. Чтобы родители стали проявлять больший интерес к воспитанию своих детей в детском саду, нужно, чтобы они видели результаты творчества детей, слышали о своем ребенке позитивное, имели возможность приобщиться к делам детского сада, встречали доброе отношение воспитателей.

На мой взгляд, создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации родительских функций. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. Я, как воспитатель, оказываю меньшее влияние на ребенка, чем родитель, но в то же время понимаю весь дальнейший принцип ответственности за моего воспитанника с его первого шага в детский сад. Образование – это накопление знаний, а воспитание – это, как раз, и есть формирование личности. Воспитание несомненно важнее.